КАМАЗ Компас 5 в деле: потенциал, недостатки, слабые места и конкуренты
4 911

КАМАЗ Компас 5 в деле: потенциал, недостатки, слабые места и конкуренты

Компас 5 — легкий коммерческий автомобиль массой менее 3.5 тонн, который, в отличие от своих предшественников-среднетоннажников, относится к LCV-классу. Производством занимается «Тракс Восток Рус» — компания, которая под брендом Daimler KAMAZ Rus собирала Fuzo и Мерседес-Бенз в Набережных Челнах.


Этот автомобиль стал первым грузовиком в модельном ряде КАМАЗ, которым можно управлять с водительскими правами В-категории. Конструктивно «Пятерка» представляет собой аналог Компас 6 с единственным отличием в показателях полной массы (3490 кг против 5600 кг).

Двигатель и его возможные проблемы


Малотоннажный грузовик Компас 5 оснащается четырехцилиндровым двигателем JAC HFC4DB3-2D (КАМАЗ 580.10-120 после сертификации в РФ) с турбонаддувом. Объем мотора составляет 2.2 литра, крутящий момент — 320 Н*м, а мощность — 122 л. с. К конструктивным особенностям двигателя можно отнести не гильзованный блок и алюминиевую головку. Каждый цилиндр оснащен четырьмя клапанами.

КАМАЗ Компас 5 в деле: потенциал, недостатки, слабые места и конкурентыНовый КАМАЗ Компас 5 2023 года. Фото: YouTube.com

Common Rail, которая используется на КАМАЗах, имеет ряд преимуществ, по сравнению с традиционными дизельными ДВС. Благодаря тонкому распылению топлива в камерах сгорания CR обеспечивает экономию горючего. Common Rail увеличивает мощность мотора и уменьшает его шумность.

Пока неизвестно, каким неисправностям подвержен агрегат JAC HFC4DB3-2D и как он покажет себя на Компас 5. Это относительно новый мотор, который в целом работает стабильно. К недостаткам системы Common Rail, с которыми предстоит столкнуться «камазоводам», можно отнести высокие требования по качеству к потребляемому топливу.

Расположение ящика с АКБ в КАМАЗ Компас 5. Фото: YouTube.com

Если в солярке большой объем не растворившегося парафина, это приведет к неисправности форсунок. Последние характеризуются сложностью конструкции и требуют частой замены из-за низкого качества горючего. Еще один недостаток — при разгерметизации одного из компонентов Common Rail перестает функционировать.

Особенности подвески


Рессорная подвеска на малотоннажных грузовиках жесткая. Компас 5 оборудован гидравлической тормозной системой. Передняя ось оснащена дисковыми тормозами, задние колеса — барабанными. Особенность Компас 5 — наличие системы, облегчающей старт на склонах. Мощности двигателя при движении в гору груженого автомобиля более, чем достаточно, нет необходимости вынужденного переключения скоростей.

Преимущества и недостатки модели


Малотоннажные грузовики оснащаются зависимой подвеской и пятиступенчатыми МКПП. Производитель предлагает гарантию на свои авто 3 года или 200 тысяч км пробега. Можно спрогнозировать, что таким будет ресурс эксплуатации двигателя. MAX скорость, которую может развивать грузовик — 109 км/ч.

Стандартный пакет опций включает:

✅ обогрев боковых зеркал заднего вида
✅ антиблокировочную систему
✅ регулировку рулевого колеса по высоте и вылету
✅ контроль устойчивости
✅ электрические стеклоподъемники
✅ моторный тормоз и т. д.

Кстати, механизма регулировки руля по наклону и вылету нет на многих легковых машинах, тем более, на грузовых авто. Одной из особенностей Компас 5 можно назвать бескапотную компоновку, благодаря которой увеличивается маневренность и снижается радиус поворота. Просторная и функциональная кабина порадует водителя. В ней хватит места для размещения трех человек. Кресла удобные, а центральную часть можно сложить в столик. Благодаря широкому остеклению обеспечивается хороший обзор.

Недостаток — неудобство при срочном ремонте. Чтобы добраться к мотору, нужно опрокидывать кабину и, соответственно, высаживать пассажиров. Это будет неудобно, особенно, если на улице мороз. Кабина узкая, даже если сравнивать с теми же ГАЗелями, а это значит, что обустроить полноценное спальное место не получится. Однако, при откидывании кабины предоставляется более обширный доступ к моторному отсеку, что упрощает обслуживание и ремонт узлов.

Двигатель под кабиной КАМАЗ Компас 5. Фото: YouTube.com

Радиатор мог быть оснащен более надежной защитой, непонятно, почему этот момент упущен производителем. Еще одним слабым местом можно назвать лобовое стекло — из-за такого наклона на него будет часто попадать гравий и насекомые. Уже через 2-3 года эксплуатации потребуется полировка стекла. Модельный ряд Компас 5 не предусматривает полноприводной модификации, только 4х2, хотя она могла быть не лишней.

Что в салоне?


Кабина относительно просторная. Напротив пассажирского кресла расположен бардачок, хоть и маловместительный. На потолке есть полки, которые можно использовать для хранения документов. Чтобы мелочи не вылетали при движении, с торцов расположены сетки. Интерьер в целом повторяет черты предшественников и выдержан в стилистике КАМАЗа.

Пассажирское сиденье полуторное, но на нем без проблем размещается два человека. Ближнюю к водителю часть спинки кресла можно опустить. На приборной панели нет лишнего — только тахометр, спидометр и показания датчиков. Все данные с бортового компьютера отображаются на небольшой дисплее, встроенном посередине приборки. Мультимедийный экран отсутствует, хотя в автомобиле 2023 года выпуска он все же мог бы быть. Не сказать, что из-за этого центральная консоль выглядит «допотопно», но не так инновационно, как у зарубежных конкурентов.

Приборная панель в новом КАМАЗ Компас 5. Фото: YouTube.com

В салоне Компас 5 только один USB-порт, и расположен он под крышкой на панели управления автомагнитолой. Руль позволяет управлять громкостью музыки, круиз-контролем и другими настройками. Боковые зеркала заднего вида обеспечивают хороший обзор, в том числе за счет удлиненных кронштейнов. Сидения удобные, но есть один неприятный момент. Когда ручной тормоз поднят, он будет мешать отдыху, если водитель решит прилечь.

Конкуренты


Пятый «Компас» почти полностью повторяет грузовой авто JAC N-серии. От китайского аналога он отличается только слегка переработанным оформлением «передка». Российский грузовик оснащается таким же турбодизельным двигателем и пятиступенчатой механической КПП.

Еще один конкурент Компас 5 — ГАЗон NEXT и ГАЗель. Если у последних круиз-контроль, аудиосистема и кондиционер поставляются опционально, то у КАМАЗов они идут в базовой комплектации. Цена Компаса 5 немного выше, но это компенсируется рядом достоинств.

Цены


Стоимость малотоннажного грузовика зависит от версии, комплектации и дилера. В среднем цены на КАМАЗ Компас 5 варьируются в диапазоне 3.9-4.1 млн рублей. Для сравнения: стоимость ГАЗель Next 2023 года выпуска составит 3-3.3 млн руб. Но «Компасы» выигрывают у последних в плане оснащения и комплектации.

Поскольку это новый грузовик, пока нельзя точно сказать, что ожидает его в нашей стране. Очевидный интерес к нему есть, особенно в регионах Центральной России, где всегда был спрос на малотоннажники. Рынок LCV растет, в первую очередь за счет введения ограничений в крупных городах на проезд грузовых авто. У Компаса 5 есть потенциал занять свою долю, но для роста продаж компании необходимо обеспечить хороший клиентский сервис и предоставить выгодные условия покупки.
Как бы вы оценили КАМАЗ Компас 5?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....