Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
947

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт

В последние годы особое внимание уделяется Арктике и Северному морскому пути. Развитие этих направлений входит в разные государственные программы. Ожидается, что к 2030 году грузопоток по СМП вырастет до 150 млн тонн. Но неоднократно отмечалось, что инфраструктура северных регионов России не успевает за возрастающей популярностью перевозок по морям Северного Ледовитого океана.


Одним из важнейший портов России является Мурманск. В год он может обработать до 24 млн тонн грузов. При этом в 2023 году загрузка не превысила 17,5 млн тонн, а в 2024-м и вовсе составила 13,6 млн тонн. Возникает вопрос, а зачем строить новый порт в Мурманске, если еще есть резервные мощности? Кажется, что ответ лежит на поверхности, но не все так просто.

Северные ворота России


История Мурманского порта началась в 1915 году. В разгар Первой мировой сообщение по Балтийскому морю было остановлено, а гавань в Архангельске была недоступна для торговли в зимние месяцы. Уже в сентябре 1915 года у временной пристани Мурманска пришвартовался пароход из США. Позже к порту подведут и железную дорогу. Так появились новые северные ворота России.

Особую роль инфраструктура порта сыграла в годы Великой Отечественной. В Мурманск прибывали суда союзников, доставляющие военные грузы в СССР по программе «ленд-лиз». В это же время в портовой зоне появились ремонтные верфи, грузовые краны у причалов и другая сопутствующая инфраструктура.

Зачем в Мурманской области построили новый морской портСостав с углем идет в порт Лавна. Фото: vkvideo.ru

Сегодня Мурманск является важным торговым центром. Здесь функционирует свободная экономическая зона. Работают грузовой и пассажирский терминалы, а также рыбный порт. Недалеко находится военно-морская база Североморск.

Примерно 83% от объема грузооборота Мурманска приходится на уголь. Кроме этого, из порта вывозят железную руду, контейнеры и прочие грузы. Северные ворота России играют важную роль в развитии СМП и обеспечивают круглогодичную связь с Европой и другими регионами Атлантики. Главное преимущество порта – возможность принимать суда класса Capesize, грузоподъемность которых может достигать 210 тыс. тонн.

Порт Лавна


Несмотря на то, что Мурманск считается недозагруженным, власти решились на строительство новой гавани на противоположном от города берегу Кольского залива. В 2023 году началось возведение причалов и грузовых терминалов, железнодорожники подвели отдельную магистраль. С самого начала порт Лавна проектировался под перегрузку угля.

Порт Лавна на карте. Фото: google.com/maps

Так как инфраструктура строилась «с нуля», у инженеров была возможность использовать современные технологические решения без привязки к уже существующим объектам.

Главная объективная причина, из-за которой решились на строительство терминалов в Лавне – угольная пыль. К сожалению, работы по перегрузке угля связаны с повышенным загрязнением окружающей среды. Эта проблема характерна для всех портовых зон, где производят подобные операции.

Меры по минимизации загрязнений не помогали. Жители Мурманска давно жалуются на эту проблему. Поэтому перенос угольного терминала подальше от города выглядит очень разумным решением.

3D-модель причала в Лавне. Фото: vkvideo.ru

В марте этого года из порта Лавна на мировой рынок отправили первую партию угля из Кузбасса. Планируемые объемы перевалки составляют 32-34 млн тонн. Если основные объемы твердого топлива теперь будут экспортировать через Лавну, что тогда останется Мурманскому порту?

Эксперты отрасли полагают, что ставка будет сделана на удобрения. Однако этот ресурс не сможет в полном объеме заменить уголь. Если говорить про контейнеры, то здесь тоже нет больших перспектив. Даже грузовые мощности порта в Санкт-Петербурге сейчас задействованы наполовину.

Грузовые составы в портовой зоне Лавны. Фото: vkvideo.ru

Мурманский порт сможет приносить прибыль только в случае активизации торговли с Европой и Северной Америкой, а также, если увеличится трафик на Северном морском пути. Да, такие перспективы есть. Но для первого варианта нужна отмена санкций, а второй еще требует больших финансовых затрат.

Развитие портовой инфраструктуры в Мурманской области происходит с акцентом на возрастающее значение Арктики в мировой экономике. И если сегодня какие-то проекты выглядят бесперспективными и даже абсурдными, это не значит, что они не окупятся в будущем.
Как считаете, нужны ли новые порты на севере России?
Да, они помогут для развития торговли в будущем - 1 (16.67%)
16.67%
Акцент нужно делать на производство и экспорт готовой продукции, а не сырья - 5 (83.33%)
83.33%
Лучше модернизировать уже существующие порты - 0 (0%)
0%
Нет, не вижу перспектив в северных путях сообщения - 0 (0%)
0%
Проголосовало: 6
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас