
Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
В последние годы особое внимание уделяется Арктике и Северному морскому пути. Развитие этих направлений входит в разные государственные программы. Ожидается, что к 2030 году грузопоток по СМП вырастет до 150 млн тонн. Но неоднократно отмечалось, что инфраструктура северных регионов России не успевает за возрастающей популярностью перевозок по морям Северного Ледовитого океана.
Одним из важнейший портов России является Мурманск. В год он может обработать до 24 млн тонн грузов. При этом в 2023 году загрузка не превысила 17,5 млн тонн, а в 2024-м и вовсе составила 13,6 млн тонн. Возникает вопрос, а зачем строить новый порт в Мурманске, если еще есть резервные мощности? Кажется, что ответ лежит на поверхности, но не все так просто.
История Мурманского порта началась в 1915 году. В разгар Первой мировой сообщение по Балтийскому морю было остановлено, а гавань в Архангельске была недоступна для торговли в зимние месяцы. Уже в сентябре 1915 года у временной пристани Мурманска пришвартовался пароход из США. Позже к порту подведут и железную дорогу. Так появились новые северные ворота России.
Особую роль инфраструктура порта сыграла в годы Великой Отечественной. В Мурманск прибывали суда союзников, доставляющие военные грузы в СССР по программе «ленд-лиз». В это же время в портовой зоне появились ремонтные верфи, грузовые краны у причалов и другая сопутствующая инфраструктура.
Состав с углем идет в порт Лавна. Фото: vkvideo.ru
Сегодня Мурманск является важным торговым центром. Здесь функционирует свободная экономическая зона. Работают грузовой и пассажирский терминалы, а также рыбный порт. Недалеко находится военно-морская база Североморск.
Примерно 83% от объема грузооборота Мурманска приходится на уголь. Кроме этого, из порта вывозят железную руду, контейнеры и прочие грузы. Северные ворота России играют важную роль в развитии СМП и обеспечивают круглогодичную связь с Европой и другими регионами Атлантики. Главное преимущество порта – возможность принимать суда класса Capesize, грузоподъемность которых может достигать 210 тыс. тонн.
Несмотря на то, что Мурманск считается недозагруженным, власти решились на строительство новой гавани на противоположном от города берегу Кольского залива. В 2023 году началось возведение причалов и грузовых терминалов, железнодорожники подвели отдельную магистраль. С самого начала порт Лавна проектировался под перегрузку угля.
Порт Лавна на карте. Фото: google.com/maps
Так как инфраструктура строилась «с нуля», у инженеров была возможность использовать современные технологические решения без привязки к уже существующим объектам.
Главная объективная причина, из-за которой решились на строительство терминалов в Лавне – угольная пыль. К сожалению, работы по перегрузке угля связаны с повышенным загрязнением окружающей среды. Эта проблема характерна для всех портовых зон, где производят подобные операции.
Меры по минимизации загрязнений не помогали. Жители Мурманска давно жалуются на эту проблему. Поэтому перенос угольного терминала подальше от города выглядит очень разумным решением.
3D-модель причала в Лавне. Фото: vkvideo.ru
В марте этого года из порта Лавна на мировой рынок отправили первую партию угля из Кузбасса. Планируемые объемы перевалки составляют 32-34 млн тонн. Если основные объемы твердого топлива теперь будут экспортировать через Лавну, что тогда останется Мурманскому порту?
Эксперты отрасли полагают, что ставка будет сделана на удобрения. Однако этот ресурс не сможет в полном объеме заменить уголь. Если говорить про контейнеры, то здесь тоже нет больших перспектив. Даже грузовые мощности порта в Санкт-Петербурге сейчас задействованы наполовину.
Грузовые составы в портовой зоне Лавны. Фото: vkvideo.ru
Мурманский порт сможет приносить прибыль только в случае активизации торговли с Европой и Северной Америкой, а также, если увеличится трафик на Северном морском пути. Да, такие перспективы есть. Но для первого варианта нужна отмена санкций, а второй еще требует больших финансовых затрат.
Развитие портовой инфраструктуры в Мурманской области происходит с акцентом на возрастающее значение Арктики в мировой экономике. И если сегодня какие-то проекты выглядят бесперспективными и даже абсурдными, это не значит, что они не окупятся в будущем.
Одним из важнейший портов России является Мурманск. В год он может обработать до 24 млн тонн грузов. При этом в 2023 году загрузка не превысила 17,5 млн тонн, а в 2024-м и вовсе составила 13,6 млн тонн. Возникает вопрос, а зачем строить новый порт в Мурманске, если еще есть резервные мощности? Кажется, что ответ лежит на поверхности, но не все так просто.
Северные ворота России
История Мурманского порта началась в 1915 году. В разгар Первой мировой сообщение по Балтийскому морю было остановлено, а гавань в Архангельске была недоступна для торговли в зимние месяцы. Уже в сентябре 1915 года у временной пристани Мурманска пришвартовался пароход из США. Позже к порту подведут и железную дорогу. Так появились новые северные ворота России.
Особую роль инфраструктура порта сыграла в годы Великой Отечественной. В Мурманск прибывали суда союзников, доставляющие военные грузы в СССР по программе «ленд-лиз». В это же время в портовой зоне появились ремонтные верфи, грузовые краны у причалов и другая сопутствующая инфраструктура.

Сегодня Мурманск является важным торговым центром. Здесь функционирует свободная экономическая зона. Работают грузовой и пассажирский терминалы, а также рыбный порт. Недалеко находится военно-морская база Североморск.
Примерно 83% от объема грузооборота Мурманска приходится на уголь. Кроме этого, из порта вывозят железную руду, контейнеры и прочие грузы. Северные ворота России играют важную роль в развитии СМП и обеспечивают круглогодичную связь с Европой и другими регионами Атлантики. Главное преимущество порта – возможность принимать суда класса Capesize, грузоподъемность которых может достигать 210 тыс. тонн.
Порт Лавна
Несмотря на то, что Мурманск считается недозагруженным, власти решились на строительство новой гавани на противоположном от города берегу Кольского залива. В 2023 году началось возведение причалов и грузовых терминалов, железнодорожники подвели отдельную магистраль. С самого начала порт Лавна проектировался под перегрузку угля.

Так как инфраструктура строилась «с нуля», у инженеров была возможность использовать современные технологические решения без привязки к уже существующим объектам.
Главная объективная причина, из-за которой решились на строительство терминалов в Лавне – угольная пыль. К сожалению, работы по перегрузке угля связаны с повышенным загрязнением окружающей среды. Эта проблема характерна для всех портовых зон, где производят подобные операции.
Меры по минимизации загрязнений не помогали. Жители Мурманска давно жалуются на эту проблему. Поэтому перенос угольного терминала подальше от города выглядит очень разумным решением.

В марте этого года из порта Лавна на мировой рынок отправили первую партию угля из Кузбасса. Планируемые объемы перевалки составляют 32-34 млн тонн. Если основные объемы твердого топлива теперь будут экспортировать через Лавну, что тогда останется Мурманскому порту?
Эксперты отрасли полагают, что ставка будет сделана на удобрения. Однако этот ресурс не сможет в полном объеме заменить уголь. Если говорить про контейнеры, то здесь тоже нет больших перспектив. Даже грузовые мощности порта в Санкт-Петербурге сейчас задействованы наполовину.

Мурманский порт сможет приносить прибыль только в случае активизации торговли с Европой и Северной Америкой, а также, если увеличится трафик на Северном морском пути. Да, такие перспективы есть. Но для первого варианта нужна отмена санкций, а второй еще требует больших финансовых затрат.
Развитие портовой инфраструктуры в Мурманской области происходит с акцентом на возрастающее значение Арктики в мировой экономике. И если сегодня какие-то проекты выглядят бесперспективными и даже абсурдными, это не значит, что они не окупятся в будущем.
- Андрей Карпов
- vkvideo.ru, google.com/maps
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....