
В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
В Башкортостане возвращаются к масштабному проекту по восстановлению речного порта города Агидель. Последний обладает всеми перспективами для формирования одного из ключевых логистических узлов Поволжья.
Целью инициативы является не только восстановление непосредственно самой портовой инфраструктуры, но и создание на ее базе особой экономической зоны. Тем не менее успех идеи сильно зависит от железнодорожного сообщения. Магистраль к «Агидель» обсуждают уже несколько лет, но и строительство так и не началось.
Порт «Агидель», расположенный на реке Белая, создавался в 80-х годах как часть инфраструктурного проекта по возведению Башкирской АЭС. Параллельно с этим осуществлялась прокладка железнодорожной линии в направлении «Нефтекамск – Агидель». Она предназначалась для доставки строительных материалов и оборудования.
АЭС в городе Агидель заморозили еще в 90-х годах. Фото: YouTube.com
Изначально атомную электростанцию планировали оснастить четырьмя энергоблоками с реакторами типа ВВЭР-1000. Однако, в начале 90–х проект заморозили. По одним сообщениям, случилось это из-за массовых протестов общественности и высоких экологических рисков после трагических событий на Чернобыльской АЭС. Другие источники указывают на сложное экономическое положение региона и всей страны в тот период.
Так или иначе, после прекращения существования Советского Союза стройку окончательно «забросили». Впоследствии территория превратилась в запущенный лесной массив.
Несмотря на многочисленные попытки вернуться к теме АЭС, обновленная Генеральная схема развития электроэнергии не предусматривает запуск проекта вплоть до 2042 года. Возможно, в следующих редакциях этого документа в нем появится атомная электростанция в городе Агидель, но никаких подтверждений информации не поступало.
Поэтому можно предположить, что восстановление и дальнейшее развитие порта осуществляется не с целью снабжения энергетической сферы региона. Водную «гавань» планируют переквалифицировать в полноценный логистический хаб, который будет соединять Башкирию с морскими путями России.
Одним из наиболее очевидных препятствий на пути реализации проекта является отсутствие железнодорожного сообщения порта с другими ключевыми транспортными точками региона. К примеру, строительство новой линии «Уфа – Агидель», которая должна была проходить через Благовещенск и Бирск откладывается пятый год подряд.
В таком состоянии находится одна из немногих ж/д-веток района – «Агидель – Нефтекамск». Фото: YouTube.com
Изначально планировалось, что протяженность новой магистрали составит 175 км. На этом расстоянии хотели возвести следующие сооружения:
✅ 9 мостов
✅ 7 путепроводов
По последним сообщениям пресс-центра Министерства транспорта Башкирии, проект на текущий момент является приоритетным. Однако его сроки реализации пока не оглашены, ровно как и не наступило начало работ.
При этом важно учитывать, что заявленные объемы перевозки (до 5 млн тонн ежегодно) без полноценной железнодорожной инфраструктуры порт осуществить не сможет. В качестве «запасного варианта» также рассматривается проект модернизации уже имеющейся ветки от Уфы до Нефтекамска.
Последняя ведет к тупиковой грузовой станции. Маршрут имеет свои перспективы, но требует полной реконструкции, так как не соответствует современным нормам в плане безопасности и пропускной способности.
Регулировать деятельность восстановленного порта планируют по новой схеме. С этой целью создается особая экономическая зона.
В порту Агидель уже ведутся работы по подготовке зоны бункеровки. Фото: YouTube.com
Такой статус дает резидентам административные и налоговые льготы. По мнению экспертов, подход позволит значительно увеличить финансовую «привлекательность» площадки для потенциальных инвесторов. На текущий момент правительством Башкортостана в этом направлении ведутся подготовительные работы по созданию инфраструктуры.
В частности, уже в ближайшее время ожидается ввод в эксплуатацию причала. По предварительным оценкам он способен обслуживать суда с водоизмещением до 5 тыс. тонн. Ранее начались работы по подготовке зоны для бункеровки и зимнему хранению судов.
На 2026 год запланирован запуск следующих услуг:
✅ заправка технической и питьевой водой
✅ прием загрязненных сточных вод
✅ погрузка судового топлива
Реализацию этих этапов оценивают в 2 млрд рублей. Проектом занимается компания «Башатомтерминал», которая ведет деятельность с 2015 года. Основным профилем предприятия является хранение и перевалка газообразных и жидких грузов.
С реки Белая в городе Агидель есть выход в Каспийское море. Фото: YouTube.com
После проведения вышеуказанных пунктов реконструкции, порт уже сможет обрабатывать до 200 тыс. тонн ежемесячно. Помимо этого, в регионе появится порядка 50 новых рабочих мест. Одним из первых клиентов терминала станет судоходная компания «Башволгатанкер», занимающаяся логистикой для Уфимского нефтеперерабатывающего завода.
«Реанимация» порта «Агидели» активно вписывается в проект развития транспортного коридора «Север – Юг». Последний предназначен для логистического соединения России и Ближнего Востока, включая Иран.
Геополитическое значение проекта уже привлекло внимание и иностранных инвесторов. Ранее в «вложиться» в порт хотела китайская China Harbour Company и турецкая Kozuva Holding. Однако, до реальных вложений переговоры не дошли.
Географическое положение порта и наличие возможностей по расширению делают проект перспективным для формирования логистики как в регионе и стране, так и за ее пределами. После завершения всех работ «Агидель» сможет напрямую связываться с морскими гаванями России на Черном, Балтийском, Каспийском, Белом и Азовском морях.
Целью инициативы является не только восстановление непосредственно самой портовой инфраструктуры, но и создание на ее базе особой экономической зоны. Тем не менее успех идеи сильно зависит от железнодорожного сообщения. Магистраль к «Агидель» обсуждают уже несколько лет, но и строительство так и не началось.
Порт, который ждали десятилетиями
Порт «Агидель», расположенный на реке Белая, создавался в 80-х годах как часть инфраструктурного проекта по возведению Башкирской АЭС. Параллельно с этим осуществлялась прокладка железнодорожной линии в направлении «Нефтекамск – Агидель». Она предназначалась для доставки строительных материалов и оборудования.

Изначально атомную электростанцию планировали оснастить четырьмя энергоблоками с реакторами типа ВВЭР-1000. Однако, в начале 90–х проект заморозили. По одним сообщениям, случилось это из-за массовых протестов общественности и высоких экологических рисков после трагических событий на Чернобыльской АЭС. Другие источники указывают на сложное экономическое положение региона и всей страны в тот период.
Так или иначе, после прекращения существования Советского Союза стройку окончательно «забросили». Впоследствии территория превратилась в запущенный лесной массив.
Несмотря на многочисленные попытки вернуться к теме АЭС, обновленная Генеральная схема развития электроэнергии не предусматривает запуск проекта вплоть до 2042 года. Возможно, в следующих редакциях этого документа в нем появится атомная электростанция в городе Агидель, но никаких подтверждений информации не поступало.
Поэтому можно предположить, что восстановление и дальнейшее развитие порта осуществляется не с целью снабжения энергетической сферы региона. Водную «гавань» планируют переквалифицировать в полноценный логистический хаб, который будет соединять Башкирию с морскими путями России.
Как без железной дороги?
Одним из наиболее очевидных препятствий на пути реализации проекта является отсутствие железнодорожного сообщения порта с другими ключевыми транспортными точками региона. К примеру, строительство новой линии «Уфа – Агидель», которая должна была проходить через Благовещенск и Бирск откладывается пятый год подряд.

Изначально планировалось, что протяженность новой магистрали составит 175 км. На этом расстоянии хотели возвести следующие сооружения:
✅ 9 мостов
✅ 7 путепроводов
По последним сообщениям пресс-центра Министерства транспорта Башкирии, проект на текущий момент является приоритетным. Однако его сроки реализации пока не оглашены, ровно как и не наступило начало работ.
При этом важно учитывать, что заявленные объемы перевозки (до 5 млн тонн ежегодно) без полноценной железнодорожной инфраструктуры порт осуществить не сможет. В качестве «запасного варианта» также рассматривается проект модернизации уже имеющейся ветки от Уфы до Нефтекамска.
Последняя ведет к тупиковой грузовой станции. Маршрут имеет свои перспективы, но требует полной реконструкции, так как не соответствует современным нормам в плане безопасности и пропускной способности.
Инвестиции и особая экономическая зона
Регулировать деятельность восстановленного порта планируют по новой схеме. С этой целью создается особая экономическая зона.

Такой статус дает резидентам административные и налоговые льготы. По мнению экспертов, подход позволит значительно увеличить финансовую «привлекательность» площадки для потенциальных инвесторов. На текущий момент правительством Башкортостана в этом направлении ведутся подготовительные работы по созданию инфраструктуры.
В частности, уже в ближайшее время ожидается ввод в эксплуатацию причала. По предварительным оценкам он способен обслуживать суда с водоизмещением до 5 тыс. тонн. Ранее начались работы по подготовке зоны для бункеровки и зимнему хранению судов.
На 2026 год запланирован запуск следующих услуг:
✅ заправка технической и питьевой водой
✅ прием загрязненных сточных вод
✅ погрузка судового топлива
Реализацию этих этапов оценивают в 2 млрд рублей. Проектом занимается компания «Башатомтерминал», которая ведет деятельность с 2015 года. Основным профилем предприятия является хранение и перевалка газообразных и жидких грузов.

После проведения вышеуказанных пунктов реконструкции, порт уже сможет обрабатывать до 200 тыс. тонн ежемесячно. Помимо этого, в регионе появится порядка 50 новых рабочих мест. Одним из первых клиентов терминала станет судоходная компания «Башволгатанкер», занимающаяся логистикой для Уфимского нефтеперерабатывающего завода.
Перспективы и сложности проекта
«Реанимация» порта «Агидели» активно вписывается в проект развития транспортного коридора «Север – Юг». Последний предназначен для логистического соединения России и Ближнего Востока, включая Иран.
Геополитическое значение проекта уже привлекло внимание и иностранных инвесторов. Ранее в «вложиться» в порт хотела китайская China Harbour Company и турецкая Kozuva Holding. Однако, до реальных вложений переговоры не дошли.
Географическое положение порта и наличие возможностей по расширению делают проект перспективным для формирования логистики как в регионе и стране, так и за ее пределами. После завершения всех работ «Агидель» сможет напрямую связываться с морскими гаванями России на Черном, Балтийском, Каспийском, Белом и Азовском морях.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...