
Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Встретить сейчас автобус, созданный на шасси грузового автомобиля, сложно. Сохранились они только в сельской местности, причем до сих пор используются по назначению – для перевозки пассажиров.
Самым последним серийным автобусом на шасси грузовика, был КАВЗ-3976. Эта техника базируется на основе ГАЗ-3307. Она создана силами Курганского завода и выпускалась с 1989 по 2008 годы, что намекает на востребованность даже в России начала XXI века.
Больше в России автобусов на шасси грузовиков не выпускают. Говорят, что такие модели неактуальны. Впрочем, все условно. В сельской местности, например, они могли бы использоваться для пассажирских перевозок в отдаленных населенных пунктах.
Встретить КАВЗ-3976 в большом городе сейчас сложно. Фото: автора
Только, во-первых, это место давно заняли полноценные автобусы марки ПАЗ. А во-вторых, подобные маршруты финансово невыгодны, и от них повсеместно отказываются.
КАВЗ-3976 все же иногда попадаются на сельских дорогах. Некоторые коллекционеры потихоньку начинают их скупать, ведь это не только история, но уже и редкость.
Свежи ведь воспоминания про ЛИАЗ-677 и ЛАЗ-695. Некогда они использовались по всему Советскому Союзу, а потом их начали резать на металл. И сейчас найти подобный автобус на ходу сложно и дорого.
Это странное слово появилось в лексиконе советских граждан примерно в начале 1980-х годов. Привезли его военнослужащие из Афганистана. Дословно оно никак не переводится, потому, что местные жители ничего такого не говорили.
Примерно так выглядят многие пакистанские автобусы сейчас. Фото: youtube.com
Скорее всего, дело в пожелании счастливого пути. Звучит оно на местном наречии как «СафАр бахАйр». Для уха советских граждан это было как «барбухай» или что-то подобное. А так как счастливого пути желали пассажирам автобусов, соответственно, и местный транспорт называли так.
Техника для перевозки людей даже сейчас специфическая. Часто это грузовики, просто переделанные в автобусы своими силами. А местные владельцы своей техникой гордятся, украшая ее всем, что понравится, как в Пакистане и Индии.
В общем, так название «барбухайка» пристало и к советским автобусам. Не всем, разумеется. Только тем, которые были созданы на шасси грузовиков.
В СССР общественного транспорта всегда недоставало, особенно в ранние годы существования страны. Ничего удивительного, что дефицит автобусов минимизировали за счет переделки грузовиков.
ГАЗ-03-30 был простейшим конструктивно. Фото: youtube.com
Особенно прославился на этом поприще Горьковский автомобильный завод. Сначала там собирали собственные модели, потом передавали шасси сторонним предприятиям.
Началось все с ГАЗ-03-30. Этот автобус выпускался на основе ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ с 1933 по 1950 годы. В военное время сборка была прекращена, но потом вновь возобновилась. Стандартный ГАЗ-03-30 был рассчитан на 17 пассажиров. Несмотря на скромные размеры, он использовался и на регулярных маршрутах.
Следующая модель – ГЗА-651. Но выпускали пассажирскую машину уже не на Горьковском автомобильном заводе. Ее передали «автобусному» подразделению – ГЗА. Собирали ГЗА-651 с 1949 по 1951 годы.
Потом модель передали другим предприятиям:
✅ ПАЗ
✅ РАРЗ, в дальнейшем РАФ
✅ КАВЗ
Дольше всех ГЗА-651 выпускали на последнем в списке предприятии – до 1973 года. Основой для данного автобуса служил грузовик ГАЗ-51.
Это ГЗА-651, он же КАВЗ-651. Фото: youtube.com
Следующая модель в серии – КАВЗ-685. Выпускалась с 1971 по 1993 годы, меняя при этом пару раз индексы. В качестве шасси использовались грузовики ГАЗ-53.
И последний автобус в серии – КАВЗ-3976. Это и есть герой нашей статьи.
Начали разрабатывать новую модель на Курганском автобусном заводе еще во второй половине 1980-х. Дело в том, что предыдущая машина имела слишком низкий салон. Согласно новым правилам ЕЭК ООН она уже не годилась.
Инженеры КАВЗ мечтали избавиться от «барбухаек». Они хотели выпускать современные модели, то есть, автобусы вагонной компоновки. Увы, Минавтопром выдал техническое задание на создание очередной капотной машины, но унифицированной с ПАЗ-3205.
О том, как будет выглядеть такой гибрид, «верха» не думали. Что касается конструкторов Курганского автобусного завода, то им выбирать не приходилось – задание есть, значит нужно делать.
КАВЗ-685 еще иногда попадаются, но чаще всего не на ходу. Фото: автора
Вскоре появляются опытные экземпляры – КАВЗ-3290 и КАВЗ-3974. Автобусы созданы на шасси ГАЗ-3307, но, как и полагалось по ТЗ, кузова идентичны ПАЗ-3205.
Тогдашнему Министру автомобильной промышленности СССР Пугину новинка не понравилась. Он сравнил ее с «Пазиком», отметил откровенную некрасивость модели. В общем, в серию ее он не утвердил. Только сказал, что ПАЗ-3205 лучше, и было бы неплохо организовать его выпуск в Кургане.
Но выпускать нужно было что-то прямо сейчас, поэтому заводчане в спешном порядке разработали и запустили на конвейер КАВЗ-3976. Он получил традиционную схему для таких модель, ведь в качестве шасси использовали грузовик ГАЗ-3307.
Через уплотнения лобовых стекол КАВЗ-3976 часто просачивается вода. Фото: автора
Первые серийные автобусы дебютировали в 1989 году. Несмотря на то, что в гамме производителя к тому времени появились другие модели, именно новинка стала основной. Выпускался КАВЗ-3976 до конца 2007 года.
В качестве основы для КАВЗ-3976 выбрано рамное шасси грузовика ГАЗ-3307. Сверху на него установлен цельнометаллический кузов собственной разработки. Соответственно, кабина обрезана – от нее сохранилась только часть до конца капота.
Кузов сделан традиционным способом для всех автобусов – это стальной каркас, обшитый металлическим листом. Он долгое время не имел никакого защитного покрытия, поэтому ржавел нещадно. В последние годы выпуска стальные листы обшивки начали использовать оцинкованные.
Подвеска КАВЗ-3976 аналогична грузовику ГАЗ-3307 – она рессорная. Ничего менять не стали, рассудив, что для сельской местности и плохих дорог это лучшее решение, тем более, оно же и бюджетное. По этой причине трясло в автобусе знатно, особенно если водитель не притормаживал перед ухабами.
Органы управления в кабине КАВЗ-3976 аналогичны ГАЗ-3307. Фото: автора
Тормозная система пневмогидравлическая. Они не имела никаких отличий от «исходника», то есть, ГАЗ-3307. Коробки передач тоже от грузовика – МКПП на 4 или 5 ступеней, в зависимости от года выпуска шасси.
Двигатели в основном бензиновые V8 от Заволжского моторного завода. При объеме в 4,25 литра они развивали 125 л. с. Все эти силовые агрегаты карбюраторные. Начиная с середины 1990-х, небольшими партиями и поштучно под заказ выпускались дизельные автобусы.
Салоны КАВЗ-3976 в основном простые, с сиденьями, обтянутыми дерматином. Но под заказ попадались и люксовые исполнения. Там сиденья обтягивались велюром и даже натуральной кожей.
Как было принято в СССР, КАВЗ-3976 выпускались в северном и южном исполнениях. В 2001 году появилась газобаллонная версия.
Салон КАВЗ-3976 комфортом не блещет. Фото: автора
После развала страны производителю пришлось адаптироваться под требования нового рынка. Поэтому количество модификаций увеличилось. Появились грузопассажирские автобусы, упрощенные и люксовые версии. Последние даже японскими дизелями Hino оснащали.
В 1994 году завод освоил выпуск автолавок и удлиненных автобусов. Колесная база последних увеличилась почти на 80 см за счет заднего свеса. Такие автобусы массово использовались в качестве школьных. Покупали их не только в России, но и в Беларуси. Речь про модификацию КАВЗ-39765-023-01.
Сейчас встретить «барбухайку» в городской местности практически нереально. Попадаются автобусы КАВЗ на селе, да и то, от них постепенно избавляются. Эти машины уже стали историей – может это и к лучшему…
Самым последним серийным автобусом на шасси грузовика, был КАВЗ-3976. Эта техника базируется на основе ГАЗ-3307. Она создана силами Курганского завода и выпускалась с 1989 по 2008 годы, что намекает на востребованность даже в России начала XXI века.
Больше в России автобусов на шасси грузовиков не выпускают. Говорят, что такие модели неактуальны. Впрочем, все условно. В сельской местности, например, они могли бы использоваться для пассажирских перевозок в отдаленных населенных пунктах.

Только, во-первых, это место давно заняли полноценные автобусы марки ПАЗ. А во-вторых, подобные маршруты финансово невыгодны, и от них повсеместно отказываются.
КАВЗ-3976 все же иногда попадаются на сельских дорогах. Некоторые коллекционеры потихоньку начинают их скупать, ведь это не только история, но уже и редкость.
Свежи ведь воспоминания про ЛИАЗ-677 и ЛАЗ-695. Некогда они использовались по всему Советскому Союзу, а потом их начали резать на металл. И сейчас найти подобный автобус на ходу сложно и дорого.
Что такое «барбухайка»
Это странное слово появилось в лексиконе советских граждан примерно в начале 1980-х годов. Привезли его военнослужащие из Афганистана. Дословно оно никак не переводится, потому, что местные жители ничего такого не говорили.

Скорее всего, дело в пожелании счастливого пути. Звучит оно на местном наречии как «СафАр бахАйр». Для уха советских граждан это было как «барбухай» или что-то подобное. А так как счастливого пути желали пассажирам автобусов, соответственно, и местный транспорт называли так.
Техника для перевозки людей даже сейчас специфическая. Часто это грузовики, просто переделанные в автобусы своими силами. А местные владельцы своей техникой гордятся, украшая ее всем, что понравится, как в Пакистане и Индии.
В общем, так название «барбухайка» пристало и к советским автобусам. Не всем, разумеется. Только тем, которые были созданы на шасси грузовиков.
Советские модели на шасси ГАЗ
В СССР общественного транспорта всегда недоставало, особенно в ранние годы существования страны. Ничего удивительного, что дефицит автобусов минимизировали за счет переделки грузовиков.

Особенно прославился на этом поприще Горьковский автомобильный завод. Сначала там собирали собственные модели, потом передавали шасси сторонним предприятиям.
Началось все с ГАЗ-03-30. Этот автобус выпускался на основе ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ с 1933 по 1950 годы. В военное время сборка была прекращена, но потом вновь возобновилась. Стандартный ГАЗ-03-30 был рассчитан на 17 пассажиров. Несмотря на скромные размеры, он использовался и на регулярных маршрутах.
Следующая модель – ГЗА-651. Но выпускали пассажирскую машину уже не на Горьковском автомобильном заводе. Ее передали «автобусному» подразделению – ГЗА. Собирали ГЗА-651 с 1949 по 1951 годы.
Потом модель передали другим предприятиям:
✅ ПАЗ
✅ РАРЗ, в дальнейшем РАФ
✅ КАВЗ
Дольше всех ГЗА-651 выпускали на последнем в списке предприятии – до 1973 года. Основой для данного автобуса служил грузовик ГАЗ-51.

Следующая модель в серии – КАВЗ-685. Выпускалась с 1971 по 1993 годы, меняя при этом пару раз индексы. В качестве шасси использовались грузовики ГАЗ-53.
И последний автобус в серии – КАВЗ-3976. Это и есть герой нашей статьи.
История появления
Начали разрабатывать новую модель на Курганском автобусном заводе еще во второй половине 1980-х. Дело в том, что предыдущая машина имела слишком низкий салон. Согласно новым правилам ЕЭК ООН она уже не годилась.
Инженеры КАВЗ мечтали избавиться от «барбухаек». Они хотели выпускать современные модели, то есть, автобусы вагонной компоновки. Увы, Минавтопром выдал техническое задание на создание очередной капотной машины, но унифицированной с ПАЗ-3205.
О том, как будет выглядеть такой гибрид, «верха» не думали. Что касается конструкторов Курганского автобусного завода, то им выбирать не приходилось – задание есть, значит нужно делать.

Вскоре появляются опытные экземпляры – КАВЗ-3290 и КАВЗ-3974. Автобусы созданы на шасси ГАЗ-3307, но, как и полагалось по ТЗ, кузова идентичны ПАЗ-3205.
Тогдашнему Министру автомобильной промышленности СССР Пугину новинка не понравилась. Он сравнил ее с «Пазиком», отметил откровенную некрасивость модели. В общем, в серию ее он не утвердил. Только сказал, что ПАЗ-3205 лучше, и было бы неплохо организовать его выпуск в Кургане.
Особого смысла копировать ПАЗ не было. Все равно пришлось бы заказывать штампы. В итоге министерство разрешило разрабатывать свой автобус вагонной компоновки.
Но выпускать нужно было что-то прямо сейчас, поэтому заводчане в спешном порядке разработали и запустили на конвейер КАВЗ-3976. Он получил традиционную схему для таких модель, ведь в качестве шасси использовали грузовик ГАЗ-3307.

Первые серийные автобусы дебютировали в 1989 году. Несмотря на то, что в гамме производителя к тому времени появились другие модели, именно новинка стала основной. Выпускался КАВЗ-3976 до конца 2007 года.
Технические особенности
В качестве основы для КАВЗ-3976 выбрано рамное шасси грузовика ГАЗ-3307. Сверху на него установлен цельнометаллический кузов собственной разработки. Соответственно, кабина обрезана – от нее сохранилась только часть до конца капота.
Кузов сделан традиционным способом для всех автобусов – это стальной каркас, обшитый металлическим листом. Он долгое время не имел никакого защитного покрытия, поэтому ржавел нещадно. В последние годы выпуска стальные листы обшивки начали использовать оцинкованные.
Подвеска КАВЗ-3976 аналогична грузовику ГАЗ-3307 – она рессорная. Ничего менять не стали, рассудив, что для сельской местности и плохих дорог это лучшее решение, тем более, оно же и бюджетное. По этой причине трясло в автобусе знатно, особенно если водитель не притормаживал перед ухабами.

Тормозная система пневмогидравлическая. Они не имела никаких отличий от «исходника», то есть, ГАЗ-3307. Коробки передач тоже от грузовика – МКПП на 4 или 5 ступеней, в зависимости от года выпуска шасси.
Двигатели в основном бензиновые V8 от Заволжского моторного завода. При объеме в 4,25 литра они развивали 125 л. с. Все эти силовые агрегаты карбюраторные. Начиная с середины 1990-х, небольшими партиями и поштучно под заказ выпускались дизельные автобусы.
Салоны КАВЗ-3976 в основном простые, с сиденьями, обтянутыми дерматином. Но под заказ попадались и люксовые исполнения. Там сиденья обтягивались велюром и даже натуральной кожей.
Модификации
Как было принято в СССР, КАВЗ-3976 выпускались в северном и южном исполнениях. В 2001 году появилась газобаллонная версия.

После развала страны производителю пришлось адаптироваться под требования нового рынка. Поэтому количество модификаций увеличилось. Появились грузопассажирские автобусы, упрощенные и люксовые версии. Последние даже японскими дизелями Hino оснащали.
В 1994 году завод освоил выпуск автолавок и удлиненных автобусов. Колесная база последних увеличилась почти на 80 см за счет заднего свеса. Такие автобусы массово использовались в качестве школьных. Покупали их не только в России, но и в Беларуси. Речь про модификацию КАВЗ-39765-023-01.
Сейчас встретить «барбухайку» в городской местности практически нереально. Попадаются автобусы КАВЗ на селе, да и то, от них постепенно избавляются. Эти машины уже стали историей – может это и к лучшему…
- Ульф
- youtube.com, фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....