Почему уходит антифриз и стоит ли использовать герметики?
Постоянный долив антифриза в расширительный бачок говорит о том, что пора заняться проверкой герметичности системы охлаждения. Ее неисправности чреваты серьезными последствиями, наиболее опасное из которых – перегрев двигателя, что может закончиться его капитальным ремонтом. Но как определить утечку охлаждающей жидкости? Если порван патрубок, под машиной лужа – тут все понятно, но, если нет видимых причин, дело усложняется. Поэтому стоит подробнее разобраться, как найти место протечки почему оно появляется и что с этим делать.
Самые наглядные из них определить несложно: это низкий уровень жидкости в расширительном бачке, следы антифриза под днищем машины или на полу в салоне (чувствуется характерный запах), а также загорание индикатора перегрева двигателя на приборной панели.
Вместо лампочки может быть термометр, стрелка которого – частый «гость» красной зоны. Но есть и другие признаки, свидетельствующие об убывании антифриза из системы:
✅ белесый дым из трубы глушителя
✅ неэффективная работа отопителя, из которого дует холодный воздух
✅ образование эмульсии в виде пены на поверхности жидкости в расширительном бачке и (или) выход пара из-под его крышки
В худшем случае может появиться сразу несколько признаков. В такой ситуации следует предпринять немедленные меры по устранению неисправности.
Помимо поврежденных патрубков, уплотнителей и ослабленных хомутов, существуют и другие причины «благодаря» которым вы бесконечно покупаете новые канистры с антифризом.
Ниже указаны возможные неисправности системы охлаждения по мере убывания – от самых простых проблем к сложным:
✅ трещины на расширительном бачке – могут быть микроскопических размеров (характерно для старых автомобилей)
✅ подтеки из-под термостата говорят о выходе из строя его уплотнителя
✅ течь из помпы требует ее снятия и замены сальника, а возможно и всего узла
✅ трещины в радиаторе системы охлаждения или отопителя появляются чаще всего из-за коррозии (некачественный антифриз) или вследствие естественного износа
✅ разрыв прокладки головки блока цилиндров, трещины в рубашке охлаждения БЦ
В последнем случае охлаждающая жидкость смешивается с маслом, в результате чего его уровень повышается. Это можно определить, вытащив щуп. На нем вы увидите пенообразную эмульсию, количество которой «зашкаливает» за максимальную метку-риску. Все это сопровождается белесым дымом из глушителя и ежедневным доливом 200-300 мл антифриза.
В автомобиле достаточно много мест, где может находиться дефект. Поэтому проверка занимает немало времени. Как это сделать быстрее?
Есть разные способы: начиная от простейшего – визуального, и заканчивая технологически сложными методами с использованием специального оборудования.
Чем больше жидкости утекает, тем легче найти проблемное место. Чаще всего это протертости на старых патрубках под хомутами. Кстати, их затяжка с «фанатизмом» может стать причиной повреждения резиновой детали. Определить «источник» проблемы можно с помощью большого чистого листа картонки. После поездки в сухую погоду его нужно подложить под днище авто во время длительной стоянки (например, на ночь). Место утечки можно обнаружить точнее и быстрее, если перед этим снять защиту картера.
Если визуально определить утечку не получается, снимите емкость, закройте крышку-клапан (срабатывает при 2 атм.) и закачайте компрессором воздух, создав давление не более 1 атм.
Свист, шипение покажут поврежденное место. Клеить поврежденный бачок не рекомендуется – лучше купить новый, цена его небольшая.
Самый «продвинутый» способ быстро найти проблемное место. Для этого приобретите в автомагазине специальный состав (он добавляется в антифриз) и саму ультрафиолетовую лампу. Проверка осуществляется на работающем двигателе. Просто подсвечивайте подозрительные места, УФ-свет покажет, где протекает антифриз.
Есть и более сложные методы, заключающиеся в опрессовке системы охлаждения путем создания в ней давления компрессором. Но это реально проводить в условиях автосервиса.
Средств достаточно много, но все они тем или иным образом служат для герметизации системы. Другой вопрос: что выбрать? Составы бывают:
✅ порошковые – в сухом виде засыпаются в расширительный бачок (радиатор), способны затянуть дефекты размером до 1 мм, отличаются низкой стоимостью
✅ жидкие – в своем составе имеют полимеры, иногда металлические микрочастицы, при использовании обволакивают шероховатости, могут даже загерметизировать прокладку ГБЦ
✅ полимерные – лучший выбор: такие герметики могут справиться с повреждениями размером до 2-х мм
Сразу стоит сказать, что помогут эти составы лишь в случае, когда течь небольшая. Но и это только временная мера! И еще: продырявившийся патрубок можно чем-то замотать, но для радиатора такая мера не годится.
Ниже – рейтинг герметиков, способных приостановить течь в системы охлаждения автомобиля.
Металокерамическое средство, способное закупорить поврежденное место размером до 2-х мм. Действует в т. ч. на прокладку ГБЦ и иные уплотнители. Срок годности не ограничен: можно катать в багажнике сколь угодно долго.
Способ применения: заливается в расширительный бачок (радиатор) при работающем моторе и открытой подаче жидкости в отопитель. Через 5-7 минут герметизация закончена.
Порошковый герметик, основное предназначение которого – закупоривание протечек в радиаторе. Работает одинаково эффективно с любыми типами охлаждающей жидкости, в т. ч. водой.
При использовании придерживайтесь способа применения, описанного в инструкции.
Жидкий состав, ликвидирующий протечки в патрубках и радиаторе. Для обработки системы, вмещающей до 13 л охлаждающей жидкости, хватит одного флакона в 325 мл. Не вызывает коррозию металлических деталей.
Способ использования – заливка в бачок или радиатор и работа двигателя на холостом ходу 15-20 минут.
Полимерный герметик от немецкого производителя, предназначенный для ликвидации течей в радиаторе, отопителе, соединениях патрубков и закупоривания трещин в «рубашке» БЦ. Флакона хватит для системы охлаждения, вмещающей не более 10 л жидкости.
При использовании залить в систему охлаждения двигателя и не глушить его в течение 10 минут.
Вышеперечисленные средства не обеспечивают герметизацию системы охлаждения «навсегда» и применяются, как временная, но эффективная мера. Поэтому будет нелишним возить герметик с собой. По прибытии на место нужно заняться потекшим радиатором, отопителем, патрубками, бачком. Затягивание ремонта чревато в лучшем случае новыми расходами на антифриз, в худшем – ремонтом ДВС.
Признаки разгерметизации системы охлаждения
Самые наглядные из них определить несложно: это низкий уровень жидкости в расширительном бачке, следы антифриза под днищем машины или на полу в салоне (чувствуется характерный запах), а также загорание индикатора перегрева двигателя на приборной панели.
Цифровой термометр информирует водителя о температуре охлаждающей жидкости. Фото: YouTube.com
Вместо лампочки может быть термометр, стрелка которого – частый «гость» красной зоны. Но есть и другие признаки, свидетельствующие об убывании антифриза из системы:
✅ белесый дым из трубы глушителя
✅ неэффективная работа отопителя, из которого дует холодный воздух
✅ образование эмульсии в виде пены на поверхности жидкости в расширительном бачке и (или) выход пара из-под его крышки
В худшем случае может появиться сразу несколько признаков. В такой ситуации следует предпринять немедленные меры по устранению неисправности.
Почему антифриз уходит?
Помимо поврежденных патрубков, уплотнителей и ослабленных хомутов, существуют и другие причины «благодаря» которым вы бесконечно покупаете новые канистры с антифризом.
Стоит отметить: неправильный выбор средств для очистки радиатора может привести к появлению протечки в радиаторе. Это происходит из-за чрезмерной агрессивности состава. И если в системе охлаждения где-то было истонченное место, примененное средство спровоцирует разрыв (в соответствии с пословицей).
Ниже указаны возможные неисправности системы охлаждения по мере убывания – от самых простых проблем к сложным:
✅ трещины на расширительном бачке – могут быть микроскопических размеров (характерно для старых автомобилей)
✅ подтеки из-под термостата говорят о выходе из строя его уплотнителя
✅ течь из помпы требует ее снятия и замены сальника, а возможно и всего узла
✅ трещины в радиаторе системы охлаждения или отопителя появляются чаще всего из-за коррозии (некачественный антифриз) или вследствие естественного износа
✅ разрыв прокладки головки блока цилиндров, трещины в рубашке охлаждения БЦ
В последнем случае охлаждающая жидкость смешивается с маслом, в результате чего его уровень повышается. Это можно определить, вытащив щуп. На нем вы увидите пенообразную эмульсию, количество которой «зашкаливает» за максимальную метку-риску. Все это сопровождается белесым дымом из глушителя и ежедневным доливом 200-300 мл антифриза.
В морозы уровень охлаждающей жидкости понижается незначительно естественным образом. Это нормальное явление.
В автомобиле достаточно много мест, где может находиться дефект. Поэтому проверка занимает немало времени. Как это сделать быстрее?
Поиск протечек
Есть разные способы: начиная от простейшего – визуального, и заканчивая технологически сложными методами с использованием специального оборудования.
Осмотр
Чем больше жидкости утекает, тем легче найти проблемное место. Чаще всего это протертости на старых патрубках под хомутами. Кстати, их затяжка с «фанатизмом» может стать причиной повреждения резиновой детали. Определить «источник» проблемы можно с помощью большого чистого листа картонки. После поездки в сухую погоду его нужно подложить под днище авто во время длительной стоянки (например, на ночь). Место утечки можно обнаружить точнее и быстрее, если перед этим снять защиту картера.
Как проверить герметичность расширительного бачка
Если визуально определить утечку не получается, снимите емкость, закройте крышку-клапан (срабатывает при 2 атм.) и закачайте компрессором воздух, создав давление не более 1 атм.
При обнаружении утечки сначала осмотрите бачок – это проще всего. Фото: YouTube.com
Свист, шипение покажут поврежденное место. Клеить поврежденный бачок не рекомендуется – лучше купить новый, цена его небольшая.
Поиск утечки с флуоресцентной лампой
Самый «продвинутый» способ быстро найти проблемное место. Для этого приобретите в автомагазине специальный состав (он добавляется в антифриз) и саму ультрафиолетовую лампу. Проверка осуществляется на работающем двигателе. Просто подсвечивайте подозрительные места, УФ-свет покажет, где протекает антифриз.
Потеки, светящиеся в ультрафиолете. Фото: YouTube.com
Есть и более сложные методы, заключающиеся в опрессовке системы охлаждения путем создания в ней давления компрессором. Но это реально проводить в условиях автосервиса.
Что делать после обнаружения утечки
Средств достаточно много, но все они тем или иным образом служат для герметизации системы. Другой вопрос: что выбрать? Составы бывают:
✅ порошковые – в сухом виде засыпаются в расширительный бачок (радиатор), способны затянуть дефекты размером до 1 мм, отличаются низкой стоимостью
✅ жидкие – в своем составе имеют полимеры, иногда металлические микрочастицы, при использовании обволакивают шероховатости, могут даже загерметизировать прокладку ГБЦ
✅ полимерные – лучший выбор: такие герметики могут справиться с повреждениями размером до 2-х мм
Сразу стоит сказать, что помогут эти составы лишь в случае, когда течь небольшая. Но и это только временная мера! И еще: продырявившийся патрубок можно чем-то замотать, но для радиатора такая мера не годится.
Если проблема возникла в пути, где автомагазинов нет, при наличии небольшой течи можно воспользоваться обычной горчицей (для малолитражного авто хватит 50 г). Но впоследствии охлаждающую жидкость нужно слить, ликвидировать утечку, промыть систему и заполнить ее свежим антифризом.
Ниже – рейтинг герметиков, способных приостановить течь в системы охлаждения автомобиля.
Hi-Gear Radiator&Block Seal
Металокерамическое средство, способное закупорить поврежденное место размером до 2-х мм. Действует в т. ч. на прокладку ГБЦ и иные уплотнители. Срок годности не ограничен: можно катать в багажнике сколь угодно долго.
Герметик Hi-Gear Radiator&Block Seal. Средняя цена: 1368 руб. Фото: YouTube.com
Способ применения: заливается в расширительный бачок (радиатор) при работающем моторе и открытой подаче жидкости в отопитель. Через 5-7 минут герметизация закончена.
Abro AB404
Порошковый герметик, основное предназначение которого – закупоривание протечек в радиаторе. Работает одинаково эффективно с любыми типами охлаждающей жидкости, в т. ч. водой.
Герметик Abro 404 (20 г) и его фирменная упаковка. Средняя цена: 999 руб. Фото: YouTube.com
При использовании придерживайтесь способа применения, описанного в инструкции.
Mannol Radiator Leak Stop
Жидкий состав, ликвидирующий протечки в патрубках и радиаторе. Для обработки системы, вмещающей до 13 л охлаждающей жидкости, хватит одного флакона в 325 мл. Не вызывает коррозию металлических деталей.
Жидкий герметик Mannol Radiator Leak Stop отличается доступной стоимостью. Средняя цена: 550 руб. Фото: YouTube.com
Способ использования – заливка в бачок или радиатор и работа двигателя на холостом ходу 15-20 минут.
Liqui Moly Kuhlerdicher
Полимерный герметик от немецкого производителя, предназначенный для ликвидации течей в радиаторе, отопителе, соединениях патрубков и закупоривания трещин в «рубашке» БЦ. Флакона хватит для системы охлаждения, вмещающей не более 10 л жидкости.
Обычный герметик Liqui Moly Kuhlerdicher эффективен и недорог (профессиональные составы стоят больше в 4-5 раз). Средняя цена: 465 руб. Фото: YouTube.com
При использовании залить в систему охлаждения двигателя и не глушить его в течение 10 минут.
Вышеперечисленные средства не обеспечивают герметизацию системы охлаждения «навсегда» и применяются, как временная, но эффективная мера. Поэтому будет нелишним возить герметик с собой. По прибытии на место нужно заняться потекшим радиатором, отопителем, патрубками, бачком. Затягивание ремонта чревато в лучшем случае новыми расходами на антифриз, в худшем – ремонтом ДВС.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....