Почему появились и какими были советские самоделки
Сегодня (при наличии неограниченного бюджета) можно свободно создать себе автомобиль, полностью соответствующий личным предпочтениям. Как говорится, любой каприз – за ваши деньги. Имеются даже специальные кузовные мастерские, создающие эксклюзивные экземпляры техники.
Те из вас, кто знаком с советским периодом истории не понаслышке, подтвердят, что тогда все было далеко не так. Кому повезло отстоять очередь и получить заветный талон на покупку личного транспорта, не могли даже выбрать предпочтительный цвет будущего четырехколесного друга. Что уж тут говорить о каких-то элементах начинки или тюнинге.
Таким образом, тотальный дефицит и крайняя убогость разнообразия компоновки, стали прекрасным двигателем творческой мысли советских конструкторов-самоучек. Эти одаренные ребята горели желанием создать свой индивидуальный и ни на кого не похожий экземпляр. Для этого не жалелись никакие силы, средства и время.
С высоты сегодняшних дней можно смело заметить, что очень часто у них действительно получались откровенные шедевры. Причем, не только с точки зрения застойных времен. Были самоделки, вызывающие интерес и при широком автомобильном изобилии и разнообразии XXI века.
Сейчас можно лишь рассуждать о том, появились бы эти уникальные конструкции, живя их создатели в наше время автомобильного разнообразия и изобилия. То, что сегодня таких образцов в кустарных условиях почти не делается, может служить весомым аргументом. В то же время, редкое появление каких-то оригинальных конструкций от современных «кулибиных» все же оставляет небольшой огонек надежды.
Но отложим философские размышления, которые часто далеки от истины и никогда не приносят четкого и ясного ответа. Лучше сосредоточимся на самих моделях советских самоделок. А их было такое множество, что в рамках отдельного материала просто невозможно сделать даже краткий обзор такого социального явления, как «самавто». Зато можем легко очертить основные причины, способствовавшие его появлению:
✅ дефицит автомобилей в целом
✅ отсутствие выбора желаемого дизайна
✅ относительная доступность материалов для творческих изысканий
✅ высокая техническая грамотность советского населения
Если кто-то сомневается в последнем пункте, то ему стоило бы отыскать в ближайшей библиотеке подшивку «Юного техника» и обратить внимание на рубрику «Сделай сам». Думаю, после этого все станет на свои места и отпадут какие бы то ни было вопросы.
Сохранившиеся редкие видео и фотокадры подтверждают, что процесс создания самодельной авто- и мототехники в СССР 60-80-х годов носил массовый характер. Даже проводились специальные слеты или парады самых невероятных изделий домашних конструкторов и дизайнеров.
Одним из таких энтузиастов являлся житель белорусской столицы Борис Каравкин. Имея творческую профессию, он решил почти самостоятельно создать для себя оригинальную конструкцию. К воплощению планов художник приступил в 1968 году.
Как вы сами понимаете, конструирование автомобиля в домашних условиях, да еще и в свободное от основной работы время – задача не из легких. Минскому «кулибину» понадобилось около пяти лет. Самым выдающимся в этом авто, конечно же стал его дизайн. Сразу чувствовалась рука мастера своего дела. Особенно впечатляли такие элементы как:
✅ увеличенные задние стойки, увенчанные воздухозаборниками
✅ шикарные сдвижные двери в салон
✅ пологая линия крыши, не лишенная некоторой элегантности
Явным подспорьем в работе стало то, что автор не только в детстве усердно занимался в авиамодельном кружке, но еще и имел опыт в механических работах: слесарной, токарной и фрезерной. А начинал он с того, что вместе со своим приятелем сконструировал домашние аэросани.
Позже его соратник пошел дальше, сделав собственную самоделку на четырех колесах. Талантливый Борис решил не отставать, немедленно приступив к созданию того, что впоследствии получило название «Фантазия». К осуществлению задуманного он двигался поэтапно и очень грамотно:
✅ первичные зарисовки будущего авто и общие чертежи
✅ создание модели в масштабе 1:10
✅ выбор материалов для самоделки
✅ поиск необходимых запчастей
✅ подготовка проектной документации для подачи в ГАИ
Решение о природе кузова далось не сразу. После творческих колебаний в сторону стеклопластика или эпоксидной смолы, пришло прагматичное понимание. Автор остановился на металле, который и технологически, и в практическом отношении казался гораздо удобнее.
Повезло, что он тогда трудился на МВИЗРУ и смог официально выписать у руководства алюминиевые детали и стальные уголки. И вновь пригодились навыки художника. Рисуя плакаты и стенгазеты для магазина на Логойском тракте, конструктор смог выбить для себя продажу автомобильных запчастей вне очереди.
Наверное, семейные поймут, что очень часто в успешной реализации таких проектов главным препятствием становятся не дефицит запчастей, времени или недостаток средств. Просто не каждая супруга способна понять, для чего ее мужу вся эта головная боль. Каравкину очень повезло, ведь его вторая половина не просто молчаливо согласилась с безумной идеей. Она стала настоящей помощницей, часто находясь в импровизированном сборочном цеху вместе со своим любимым.
В итоге у автора не получилось вложиться в рекомендованную ГАИ для самодельных авто 3,5-метровую длину. Из-за широких задних стоек (воздухозаборники в них создавали хороший обдув первичному двигателю ЗАЗ), автомобиль получился на 25 см больше. Но положительную роль сыграл его дизайн, довольно сходный с серийными моделями. В общем, творению минчанина дали «зеленую улицу».
В дальнейшем он проявил к своему детищу неизменную любовь и преданность. Своевременно проводил технические работы, трижды перекрашивал кузов и сделал ряд модернизаций конструкции. Даже участвовал в общебелорусском пробеге 1987 года. А за более чем 40 лет эксплуатации наездил почти 300 тысяч километров.
Второму знаменитому создателю-любителю, работавшему примерно в то же время, повезло еще больше. Его поддерживала не только жена, но и родной брат. Энтузиасты по фамилии Алгебраистовы решили создать крутой советский спорткар. Даже – два, каждому по личному экземпляру.
Станислав работал грузовым летчиком, поэтому смог посоветоваться с инженерами по поводу необходимой толщины кузовного металла. Его автомобиль был готов уже к 1976 году. У Юрия на осуществление мечты ушло еще шесть лет.
Только в 1982-м автомобиль впервые выехал на дороги. Но какой это был шедевр! Даже сегодня, более 40 лет спустя, он смотрится свежо и довольно пристойно. А для конца брежневской эпохи он стал буквально бомбой. Поэтому неудивительно, что в 1987 году спорткар взяли для участия в съемках остросюжетного советского фильма «Испытатели».
Это прославило автомобиль-самоделку на всю огромную страну. Не менее интересным является и его название. Может показаться, что речь идет о женском имени или свежей новинке. На самом деле это аббревиатура, в которой зашифрованы инициалы супругов: Юрий и Наталья Алгебраистовы (ЮНА). Вот какую начинку для авто выбрал ее создатель:
✅ передняя подвеска – от ГАЗ-24 (позже заменена на ГАЗ-31105)
✅ задний мост – от Volvo 940, подрессоренный благодаря специальной площадке
✅ двигатель – ГАЗ-24 (позже заменен на 2,8-литровый BMW)
Он имел механическую КПП, что очень неудобно для пользователя, часто попадающего в пробки. Поэтому позже под капот установили 3,5-литровый мотор от того же немецкого бренда, но уже с коробкой-автоматом. И спереди и сзади спорткар имел дисковые тормоза. Все переделки и модернизации автомобиля (в том числе оснастки салона) владелец проводил самостоятельно на базе рядового гаража в Щукино. Последняя внешность ЮНА была вдохновлена Lotus Esprit из фильма «Красотка».
Даже два приведенных примера служат отличным подтверждением богатого творческого и технического потенциала советских конструкторов-самоучек. И если бедность автопрома тех лет может вызывать некоторый стыд и печаль, то наличие таких талантливых инженеров – неизменную гордость за людей огромной страны.
Те из вас, кто знаком с советским периодом истории не понаслышке, подтвердят, что тогда все было далеко не так. Кому повезло отстоять очередь и получить заветный талон на покупку личного транспорта, не могли даже выбрать предпочтительный цвет будущего четырехколесного друга. Что уж тут говорить о каких-то элементах начинки или тюнинге.
На одном из парадов советских самоделок. Фото: youtube.com
Таким образом, тотальный дефицит и крайняя убогость разнообразия компоновки, стали прекрасным двигателем творческой мысли советских конструкторов-самоучек. Эти одаренные ребята горели желанием создать свой индивидуальный и ни на кого не похожий экземпляр. Для этого не жалелись никакие силы, средства и время.
Как способ самовыражения и борьбы с дефицитом автомобилей
С высоты сегодняшних дней можно смело заметить, что очень часто у них действительно получались откровенные шедевры. Причем, не только с точки зрения застойных времен. Были самоделки, вызывающие интерес и при широком автомобильном изобилии и разнообразии XXI века.
Сегодня мы затронем сразу несколько подобных конструкций. Но в центре повествования все же окажутся две советские самоделки: «Фантазия» и ЮНА.
Сейчас можно лишь рассуждать о том, появились бы эти уникальные конструкции, живя их создатели в наше время автомобильного разнообразия и изобилия. То, что сегодня таких образцов в кустарных условиях почти не делается, может служить весомым аргументом. В то же время, редкое появление каких-то оригинальных конструкций от современных «кулибиных» все же оставляет небольшой огонек надежды.
Но отложим философские размышления, которые часто далеки от истины и никогда не приносят четкого и ясного ответа. Лучше сосредоточимся на самих моделях советских самоделок. А их было такое множество, что в рамках отдельного материала просто невозможно сделать даже краткий обзор такого социального явления, как «самавто». Зато можем легко очертить основные причины, способствовавшие его появлению:
✅ дефицит автомобилей в целом
✅ отсутствие выбора желаемого дизайна
✅ относительная доступность материалов для творческих изысканий
✅ высокая техническая грамотность советского населения
Если кто-то сомневается в последнем пункте, то ему стоило бы отыскать в ближайшей библиотеке подшивку «Юного техника» и обратить внимание на рубрику «Сделай сам». Думаю, после этого все станет на свои места и отпадут какие бы то ни было вопросы.
Сохранившиеся редкие видео и фотокадры подтверждают, что процесс создания самодельной авто- и мототехники в СССР 60-80-х годов носил массовый характер. Даже проводились специальные слеты или парады самых невероятных изделий домашних конструкторов и дизайнеров.
Мечты минского художника, воплотившиеся в «Фантазию»
Одним из таких энтузиастов являлся житель белорусской столицы Борис Каравкин. Имея творческую профессию, он решил почти самостоятельно создать для себя оригинальную конструкцию. К воплощению планов художник приступил в 1968 году.
«Фантазия» от Бориса Каравкина. Фото: youtube.com
Как вы сами понимаете, конструирование автомобиля в домашних условиях, да еще и в свободное от основной работы время – задача не из легких. Минскому «кулибину» понадобилось около пяти лет. Самым выдающимся в этом авто, конечно же стал его дизайн. Сразу чувствовалась рука мастера своего дела. Особенно впечатляли такие элементы как:
✅ увеличенные задние стойки, увенчанные воздухозаборниками
✅ шикарные сдвижные двери в салон
✅ пологая линия крыши, не лишенная некоторой элегантности
Явным подспорьем в работе стало то, что автор не только в детстве усердно занимался в авиамодельном кружке, но еще и имел опыт в механических работах: слесарной, токарной и фрезерной. А начинал он с того, что вместе со своим приятелем сконструировал домашние аэросани.
Позже его соратник пошел дальше, сделав собственную самоделку на четырех колесах. Талантливый Борис решил не отставать, немедленно приступив к созданию того, что впоследствии получило название «Фантазия». К осуществлению задуманного он двигался поэтапно и очень грамотно:
✅ первичные зарисовки будущего авто и общие чертежи
✅ создание модели в масштабе 1:10
✅ выбор материалов для самоделки
✅ поиск необходимых запчастей
✅ подготовка проектной документации для подачи в ГАИ
Решение о природе кузова далось не сразу. После творческих колебаний в сторону стеклопластика или эпоксидной смолы, пришло прагматичное понимание. Автор остановился на металле, который и технологически, и в практическом отношении казался гораздо удобнее.
Повезло, что он тогда трудился на МВИЗРУ и смог официально выписать у руководства алюминиевые детали и стальные уголки. И вновь пригодились навыки художника. Рисуя плакаты и стенгазеты для магазина на Логойском тракте, конструктор смог выбить для себя продажу автомобильных запчастей вне очереди.
Наверное, семейные поймут, что очень часто в успешной реализации таких проектов главным препятствием становятся не дефицит запчастей, времени или недостаток средств. Просто не каждая супруга способна понять, для чего ее мужу вся эта головная боль. Каравкину очень повезло, ведь его вторая половина не просто молчаливо согласилась с безумной идеей. Она стала настоящей помощницей, часто находясь в импровизированном сборочном цеху вместе со своим любимым.
Приборная панель «Фантазии». Фото: youtube.com
В итоге у автора не получилось вложиться в рекомендованную ГАИ для самодельных авто 3,5-метровую длину. Из-за широких задних стоек (воздухозаборники в них создавали хороший обдув первичному двигателю ЗАЗ), автомобиль получился на 25 см больше. Но положительную роль сыграл его дизайн, довольно сходный с серийными моделями. В общем, творению минчанина дали «зеленую улицу».
В дальнейшем он проявил к своему детищу неизменную любовь и преданность. Своевременно проводил технические работы, трижды перекрашивал кузов и сделал ряд модернизаций конструкции. Даже участвовал в общебелорусском пробеге 1987 года. А за более чем 40 лет эксплуатации наездил почти 300 тысяч километров.
ЮНА, которая не хуже итальянских или японских спорткаров
Второму знаменитому создателю-любителю, работавшему примерно в то же время, повезло еще больше. Его поддерживала не только жена, но и родной брат. Энтузиасты по фамилии Алгебраистовы решили создать крутой советский спорткар. Даже – два, каждому по личному экземпляру.
Станислав работал грузовым летчиком, поэтому смог посоветоваться с инженерами по поводу необходимой толщины кузовного металла. Его автомобиль был готов уже к 1976 году. У Юрия на осуществление мечты ушло еще шесть лет.
Имелось немало и самодельного транспорта для детей. Фото: youtube.com
Только в 1982-м автомобиль впервые выехал на дороги. Но какой это был шедевр! Даже сегодня, более 40 лет спустя, он смотрится свежо и довольно пристойно. А для конца брежневской эпохи он стал буквально бомбой. Поэтому неудивительно, что в 1987 году спорткар взяли для участия в съемках остросюжетного советского фильма «Испытатели».
Это прославило автомобиль-самоделку на всю огромную страну. Не менее интересным является и его название. Может показаться, что речь идет о женском имени или свежей новинке. На самом деле это аббревиатура, в которой зашифрованы инициалы супругов: Юрий и Наталья Алгебраистовы (ЮНА). Вот какую начинку для авто выбрал ее создатель:
✅ передняя подвеска – от ГАЗ-24 (позже заменена на ГАЗ-31105)
✅ задний мост – от Volvo 940, подрессоренный благодаря специальной площадке
✅ двигатель – ГАЗ-24 (позже заменен на 2,8-литровый BMW)
Он имел механическую КПП, что очень неудобно для пользователя, часто попадающего в пробки. Поэтому позже под капот установили 3,5-литровый мотор от того же немецкого бренда, но уже с коробкой-автоматом. И спереди и сзади спорткар имел дисковые тормоза. Все переделки и модернизации автомобиля (в том числе оснастки салона) владелец проводил самостоятельно на базе рядового гаража в Щукино. Последняя внешность ЮНА была вдохновлена Lotus Esprit из фильма «Красотка».
Шикарный спорткар ЮНА. Фото: youtube.com
Даже два приведенных примера служат отличным подтверждением богатого творческого и технического потенциала советских конструкторов-самоучек. И если бедность автопрома тех лет может вызывать некоторый стыд и печаль, то наличие таких талантливых инженеров – неизменную гордость за людей огромной страны.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....