Почему появились и какими были советские самоделки
Сегодня (при наличии неограниченного бюджета) можно свободно создать себе автомобиль, полностью соответствующий личным предпочтениям. Как говорится, любой каприз – за ваши деньги. Имеются даже специальные кузовные мастерские, создающие эксклюзивные экземпляры техники.
Те из вас, кто знаком с советским периодом истории не понаслышке, подтвердят, что тогда все было далеко не так. Кому повезло отстоять очередь и получить заветный талон на покупку личного транспорта, не могли даже выбрать предпочтительный цвет будущего четырехколесного друга. Что уж тут говорить о каких-то элементах начинки или тюнинге.
Таким образом, тотальный дефицит и крайняя убогость разнообразия компоновки, стали прекрасным двигателем творческой мысли советских конструкторов-самоучек. Эти одаренные ребята горели желанием создать свой индивидуальный и ни на кого не похожий экземпляр. Для этого не жалелись никакие силы, средства и время.
С высоты сегодняшних дней можно смело заметить, что очень часто у них действительно получались откровенные шедевры. Причем, не только с точки зрения застойных времен. Были самоделки, вызывающие интерес и при широком автомобильном изобилии и разнообразии XXI века.
Сейчас можно лишь рассуждать о том, появились бы эти уникальные конструкции, живя их создатели в наше время автомобильного разнообразия и изобилия. То, что сегодня таких образцов в кустарных условиях почти не делается, может служить весомым аргументом. В то же время, редкое появление каких-то оригинальных конструкций от современных «кулибиных» все же оставляет небольшой огонек надежды.
Но отложим философские размышления, которые часто далеки от истины и никогда не приносят четкого и ясного ответа. Лучше сосредоточимся на самих моделях советских самоделок. А их было такое множество, что в рамках отдельного материала просто невозможно сделать даже краткий обзор такого социального явления, как «самавто». Зато можем легко очертить основные причины, способствовавшие его появлению:
✅ дефицит автомобилей в целом
✅ отсутствие выбора желаемого дизайна
✅ относительная доступность материалов для творческих изысканий
✅ высокая техническая грамотность советского населения
Если кто-то сомневается в последнем пункте, то ему стоило бы отыскать в ближайшей библиотеке подшивку «Юного техника» и обратить внимание на рубрику «Сделай сам». Думаю, после этого все станет на свои места и отпадут какие бы то ни было вопросы.
Сохранившиеся редкие видео и фотокадры подтверждают, что процесс создания самодельной авто- и мототехники в СССР 60-80-х годов носил массовый характер. Даже проводились специальные слеты или парады самых невероятных изделий домашних конструкторов и дизайнеров.
Одним из таких энтузиастов являлся житель белорусской столицы Борис Каравкин. Имея творческую профессию, он решил почти самостоятельно создать для себя оригинальную конструкцию. К воплощению планов художник приступил в 1968 году.
Как вы сами понимаете, конструирование автомобиля в домашних условиях, да еще и в свободное от основной работы время – задача не из легких. Минскому «кулибину» понадобилось около пяти лет. Самым выдающимся в этом авто, конечно же стал его дизайн. Сразу чувствовалась рука мастера своего дела. Особенно впечатляли такие элементы как:
✅ увеличенные задние стойки, увенчанные воздухозаборниками
✅ шикарные сдвижные двери в салон
✅ пологая линия крыши, не лишенная некоторой элегантности
Явным подспорьем в работе стало то, что автор не только в детстве усердно занимался в авиамодельном кружке, но еще и имел опыт в механических работах: слесарной, токарной и фрезерной. А начинал он с того, что вместе со своим приятелем сконструировал домашние аэросани.
Позже его соратник пошел дальше, сделав собственную самоделку на четырех колесах. Талантливый Борис решил не отставать, немедленно приступив к созданию того, что впоследствии получило название «Фантазия». К осуществлению задуманного он двигался поэтапно и очень грамотно:
✅ первичные зарисовки будущего авто и общие чертежи
✅ создание модели в масштабе 1:10
✅ выбор материалов для самоделки
✅ поиск необходимых запчастей
✅ подготовка проектной документации для подачи в ГАИ
Решение о природе кузова далось не сразу. После творческих колебаний в сторону стеклопластика или эпоксидной смолы, пришло прагматичное понимание. Автор остановился на металле, который и технологически, и в практическом отношении казался гораздо удобнее.
Повезло, что он тогда трудился на МВИЗРУ и смог официально выписать у руководства алюминиевые детали и стальные уголки. И вновь пригодились навыки художника. Рисуя плакаты и стенгазеты для магазина на Логойском тракте, конструктор смог выбить для себя продажу автомобильных запчастей вне очереди.
Наверное, семейные поймут, что очень часто в успешной реализации таких проектов главным препятствием становятся не дефицит запчастей, времени или недостаток средств. Просто не каждая супруга способна понять, для чего ее мужу вся эта головная боль. Каравкину очень повезло, ведь его вторая половина не просто молчаливо согласилась с безумной идеей. Она стала настоящей помощницей, часто находясь в импровизированном сборочном цеху вместе со своим любимым.
В итоге у автора не получилось вложиться в рекомендованную ГАИ для самодельных авто 3,5-метровую длину. Из-за широких задних стоек (воздухозаборники в них создавали хороший обдув первичному двигателю ЗАЗ), автомобиль получился на 25 см больше. Но положительную роль сыграл его дизайн, довольно сходный с серийными моделями. В общем, творению минчанина дали «зеленую улицу».
В дальнейшем он проявил к своему детищу неизменную любовь и преданность. Своевременно проводил технические работы, трижды перекрашивал кузов и сделал ряд модернизаций конструкции. Даже участвовал в общебелорусском пробеге 1987 года. А за более чем 40 лет эксплуатации наездил почти 300 тысяч километров.
Второму знаменитому создателю-любителю, работавшему примерно в то же время, повезло еще больше. Его поддерживала не только жена, но и родной брат. Энтузиасты по фамилии Алгебраистовы решили создать крутой советский спорткар. Даже – два, каждому по личному экземпляру.
Станислав работал грузовым летчиком, поэтому смог посоветоваться с инженерами по поводу необходимой толщины кузовного металла. Его автомобиль был готов уже к 1976 году. У Юрия на осуществление мечты ушло еще шесть лет.
Только в 1982-м автомобиль впервые выехал на дороги. Но какой это был шедевр! Даже сегодня, более 40 лет спустя, он смотрится свежо и довольно пристойно. А для конца брежневской эпохи он стал буквально бомбой. Поэтому неудивительно, что в 1987 году спорткар взяли для участия в съемках остросюжетного советского фильма «Испытатели».
Это прославило автомобиль-самоделку на всю огромную страну. Не менее интересным является и его название. Может показаться, что речь идет о женском имени или свежей новинке. На самом деле это аббревиатура, в которой зашифрованы инициалы супругов: Юрий и Наталья Алгебраистовы (ЮНА). Вот какую начинку для авто выбрал ее создатель:
✅ передняя подвеска – от ГАЗ-24 (позже заменена на ГАЗ-31105)
✅ задний мост – от Volvo 940, подрессоренный благодаря специальной площадке
✅ двигатель – ГАЗ-24 (позже заменен на 2,8-литровый BMW)
Он имел механическую КПП, что очень неудобно для пользователя, часто попадающего в пробки. Поэтому позже под капот установили 3,5-литровый мотор от того же немецкого бренда, но уже с коробкой-автоматом. И спереди и сзади спорткар имел дисковые тормоза. Все переделки и модернизации автомобиля (в том числе оснастки салона) владелец проводил самостоятельно на базе рядового гаража в Щукино. Последняя внешность ЮНА была вдохновлена Lotus Esprit из фильма «Красотка».
Даже два приведенных примера служат отличным подтверждением богатого творческого и технического потенциала советских конструкторов-самоучек. И если бедность автопрома тех лет может вызывать некоторый стыд и печаль, то наличие таких талантливых инженеров – неизменную гордость за людей огромной страны.
Те из вас, кто знаком с советским периодом истории не понаслышке, подтвердят, что тогда все было далеко не так. Кому повезло отстоять очередь и получить заветный талон на покупку личного транспорта, не могли даже выбрать предпочтительный цвет будущего четырехколесного друга. Что уж тут говорить о каких-то элементах начинки или тюнинге.
На одном из парадов советских самоделок. Фото: youtube.com
Таким образом, тотальный дефицит и крайняя убогость разнообразия компоновки, стали прекрасным двигателем творческой мысли советских конструкторов-самоучек. Эти одаренные ребята горели желанием создать свой индивидуальный и ни на кого не похожий экземпляр. Для этого не жалелись никакие силы, средства и время.
Как способ самовыражения и борьбы с дефицитом автомобилей
С высоты сегодняшних дней можно смело заметить, что очень часто у них действительно получались откровенные шедевры. Причем, не только с точки зрения застойных времен. Были самоделки, вызывающие интерес и при широком автомобильном изобилии и разнообразии XXI века.
Сегодня мы затронем сразу несколько подобных конструкций. Но в центре повествования все же окажутся две советские самоделки: «Фантазия» и ЮНА.
Сейчас можно лишь рассуждать о том, появились бы эти уникальные конструкции, живя их создатели в наше время автомобильного разнообразия и изобилия. То, что сегодня таких образцов в кустарных условиях почти не делается, может служить весомым аргументом. В то же время, редкое появление каких-то оригинальных конструкций от современных «кулибиных» все же оставляет небольшой огонек надежды.
Но отложим философские размышления, которые часто далеки от истины и никогда не приносят четкого и ясного ответа. Лучше сосредоточимся на самих моделях советских самоделок. А их было такое множество, что в рамках отдельного материала просто невозможно сделать даже краткий обзор такого социального явления, как «самавто». Зато можем легко очертить основные причины, способствовавшие его появлению:
✅ дефицит автомобилей в целом
✅ отсутствие выбора желаемого дизайна
✅ относительная доступность материалов для творческих изысканий
✅ высокая техническая грамотность советского населения
Если кто-то сомневается в последнем пункте, то ему стоило бы отыскать в ближайшей библиотеке подшивку «Юного техника» и обратить внимание на рубрику «Сделай сам». Думаю, после этого все станет на свои места и отпадут какие бы то ни было вопросы.
Сохранившиеся редкие видео и фотокадры подтверждают, что процесс создания самодельной авто- и мототехники в СССР 60-80-х годов носил массовый характер. Даже проводились специальные слеты или парады самых невероятных изделий домашних конструкторов и дизайнеров.
Мечты минского художника, воплотившиеся в «Фантазию»
Одним из таких энтузиастов являлся житель белорусской столицы Борис Каравкин. Имея творческую профессию, он решил почти самостоятельно создать для себя оригинальную конструкцию. К воплощению планов художник приступил в 1968 году.
«Фантазия» от Бориса Каравкина. Фото: youtube.com
Как вы сами понимаете, конструирование автомобиля в домашних условиях, да еще и в свободное от основной работы время – задача не из легких. Минскому «кулибину» понадобилось около пяти лет. Самым выдающимся в этом авто, конечно же стал его дизайн. Сразу чувствовалась рука мастера своего дела. Особенно впечатляли такие элементы как:
✅ увеличенные задние стойки, увенчанные воздухозаборниками
✅ шикарные сдвижные двери в салон
✅ пологая линия крыши, не лишенная некоторой элегантности
Явным подспорьем в работе стало то, что автор не только в детстве усердно занимался в авиамодельном кружке, но еще и имел опыт в механических работах: слесарной, токарной и фрезерной. А начинал он с того, что вместе со своим приятелем сконструировал домашние аэросани.
Позже его соратник пошел дальше, сделав собственную самоделку на четырех колесах. Талантливый Борис решил не отставать, немедленно приступив к созданию того, что впоследствии получило название «Фантазия». К осуществлению задуманного он двигался поэтапно и очень грамотно:
✅ первичные зарисовки будущего авто и общие чертежи
✅ создание модели в масштабе 1:10
✅ выбор материалов для самоделки
✅ поиск необходимых запчастей
✅ подготовка проектной документации для подачи в ГАИ
Решение о природе кузова далось не сразу. После творческих колебаний в сторону стеклопластика или эпоксидной смолы, пришло прагматичное понимание. Автор остановился на металле, который и технологически, и в практическом отношении казался гораздо удобнее.
Повезло, что он тогда трудился на МВИЗРУ и смог официально выписать у руководства алюминиевые детали и стальные уголки. И вновь пригодились навыки художника. Рисуя плакаты и стенгазеты для магазина на Логойском тракте, конструктор смог выбить для себя продажу автомобильных запчастей вне очереди.
Наверное, семейные поймут, что очень часто в успешной реализации таких проектов главным препятствием становятся не дефицит запчастей, времени или недостаток средств. Просто не каждая супруга способна понять, для чего ее мужу вся эта головная боль. Каравкину очень повезло, ведь его вторая половина не просто молчаливо согласилась с безумной идеей. Она стала настоящей помощницей, часто находясь в импровизированном сборочном цеху вместе со своим любимым.
Приборная панель «Фантазии». Фото: youtube.com
В итоге у автора не получилось вложиться в рекомендованную ГАИ для самодельных авто 3,5-метровую длину. Из-за широких задних стоек (воздухозаборники в них создавали хороший обдув первичному двигателю ЗАЗ), автомобиль получился на 25 см больше. Но положительную роль сыграл его дизайн, довольно сходный с серийными моделями. В общем, творению минчанина дали «зеленую улицу».
В дальнейшем он проявил к своему детищу неизменную любовь и преданность. Своевременно проводил технические работы, трижды перекрашивал кузов и сделал ряд модернизаций конструкции. Даже участвовал в общебелорусском пробеге 1987 года. А за более чем 40 лет эксплуатации наездил почти 300 тысяч километров.
ЮНА, которая не хуже итальянских или японских спорткаров
Второму знаменитому создателю-любителю, работавшему примерно в то же время, повезло еще больше. Его поддерживала не только жена, но и родной брат. Энтузиасты по фамилии Алгебраистовы решили создать крутой советский спорткар. Даже – два, каждому по личному экземпляру.
Станислав работал грузовым летчиком, поэтому смог посоветоваться с инженерами по поводу необходимой толщины кузовного металла. Его автомобиль был готов уже к 1976 году. У Юрия на осуществление мечты ушло еще шесть лет.
Имелось немало и самодельного транспорта для детей. Фото: youtube.com
Только в 1982-м автомобиль впервые выехал на дороги. Но какой это был шедевр! Даже сегодня, более 40 лет спустя, он смотрится свежо и довольно пристойно. А для конца брежневской эпохи он стал буквально бомбой. Поэтому неудивительно, что в 1987 году спорткар взяли для участия в съемках остросюжетного советского фильма «Испытатели».
Это прославило автомобиль-самоделку на всю огромную страну. Не менее интересным является и его название. Может показаться, что речь идет о женском имени или свежей новинке. На самом деле это аббревиатура, в которой зашифрованы инициалы супругов: Юрий и Наталья Алгебраистовы (ЮНА). Вот какую начинку для авто выбрал ее создатель:
✅ передняя подвеска – от ГАЗ-24 (позже заменена на ГАЗ-31105)
✅ задний мост – от Volvo 940, подрессоренный благодаря специальной площадке
✅ двигатель – ГАЗ-24 (позже заменен на 2,8-литровый BMW)
Он имел механическую КПП, что очень неудобно для пользователя, часто попадающего в пробки. Поэтому позже под капот установили 3,5-литровый мотор от того же немецкого бренда, но уже с коробкой-автоматом. И спереди и сзади спорткар имел дисковые тормоза. Все переделки и модернизации автомобиля (в том числе оснастки салона) владелец проводил самостоятельно на базе рядового гаража в Щукино. Последняя внешность ЮНА была вдохновлена Lotus Esprit из фильма «Красотка».
Шикарный спорткар ЮНА. Фото: youtube.com
Даже два приведенных примера служат отличным подтверждением богатого творческого и технического потенциала советских конструкторов-самоучек. И если бедность автопрома тех лет может вызывать некоторый стыд и печаль, то наличие таких талантливых инженеров – неизменную гордость за людей огромной страны.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....