В России разработана своя система технического зрения для самолетов
131

В России разработана своя система технического зрения для самолетов

Нейронные сети постоянно развиваются и внедряются в различные отрасли промышленности. Применение этой технологии в авиации становится все более востребованным, ведь она позволяет снизить аварийность и качественно повысить эффективность полетов.


Среди отечественных научных центров выделился Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем. ГосНИИАС не только разработал одну из первых нейросетей подобных масштабов, но и уже успел провести экспериментальные и лабораторные тестирования.

Последние показали, что внедрение цифровых алгоритмов позволит повысить осведомленность пилотов в различных ситуациях. Кроме того, технология поможет снизить риски, которые часто связывают с «человеческим фактором».

В России разработана своя система технического зрения для самолетовТехническое зрение позволит снизить влияние человеческого фактора. Фото: YouTube.com

Государственный институт предлагает внедрить технологию, которая получила название техническое зрение. Ее основной задачей является обнаружение и мониторинг взлетно-посадочной полосы. Примечательно, что «компьютерные глаза» позволят «приземлить» самолет в автоматическом режиме, не прибегая к использованию наземных систем.

В передовой комплекс входят следующие компоненты:

✅ многоспектральные оптико-электронные сенсоры
✅ высокопроизводительные вычислители
✅ программная оболочка

В основе технологии лежит нейронная сеть на базе технологии YOLO. Она позволяет обнаружить ВПП, провести мониторинг спутниковой системы и скорректировать угловые точки образа полосы.

Помимо этого, техническое зрение обеспечивает автоматизацию движения воздушного судна к месту стоянки и от него в сторону ВПП. В таком случае к нейросетевым алгоритмам подключается дополнительная система считывания разметки и рулежных дорожек.

Техническое зрение уже прошло первые летные испытания. Фото: YouTube.com

На этом исследования ГосНИИАС не заканчиваются. В рамках создания технологии также разработан алгоритм генерации трехмерной модели окружения. В нее входит визуализация района низковысотной загородной застройки. За основу взяты спутниковые и векторные изображения карт местности.

Система прошла первые летные испытания в Новосибирске. В качестве платформы тестирования использовалась летная лаборатория.

Тестовый самолет оснастили высокочувствительными датчиками разных спектральных диапазонов. Фиксация осуществлялась на видеокамеры. Передовую нейронную сеть продолжают обучать и тестировать. О возможных сроках внедрения в серийном формате пока не сообщается.
А что вы думаете по поводу технического зрения для гражданской авиации?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....