
Востребованный пригородный/городской автобус Irisbus (Iveco) Crossway LE
Irisbus являлся международным холдингом по производству автобусов различного типа со штаб-квартирой в Лионе. Он появился на исходе прошлого века, в 1999 году. В современной истории предприятие трансформировалось в Iveco Bus.
Окончательно этот процесс завершился к 2013 году. Тогда в состав производственных мощностей объединения входили французский, итальянский заводы и бывшая чешская Karosa. Запасные части для моделей компании выпускают не только европейские Польша и Румыния, а также: Китай, Индия, Аргентина, Бразилия и др.
Crossway LE в цветах перевозчика городов Мост и Литвинов. Фото автора
Автобусы этого бренда очень хорошо известны во всех уголках земного шара, особенно – в европейских странах. Специальным направлением считается сборка городской и пригородной техники, в основном сосредоточенная на мощностях предприятия в Высоке Мыто.
В определенный момент продукция, производимая чешским заводом, получила торговое наименование Irisbus Crossway (позже – Iveco Crossway). Широкий модельный ряд обеспечил потребителям возможность выбора оптимальной для них версии. Каждое из предложений всегда содержало модификации с различной длиной кузова.
В середине лета автобус уже отправился в серийное производство. А спустя год, на выставке Autotec 2008 в Брно, компания представила трехдверную версию. Очень быстро техника этого бренда получила распространение на внутренних маршрутах и у пользователей из соседних стран:
✅ Прага
✅ Брно
✅ Мартин
✅ Спишска Нова Вес
✅ Тренчин и др.
Последние три города находятся в Словакии, что сделало модель известной и в этой стране. А в чешскую столицу поступили сначала модифицированные предсерийные образцы, оборудованные для перевозки инвалидов-колясочников.
Версия с узкой передней входной дверью. Фото автора
Позже внутренняя география расширилась за счет таких городов как Кладно, Карловы Вары и Угерске Градиште. Заинтересовались неплохим автобусом и известные перевозчики: Arriva City, TQM-holding и другие. Такая ситуация на сегодняшний день сделала модель Crossway LE одной из самых распространенных в Чешской Республике среди пригородного транспорта. Модельный ряд включает:
✅ 10,8-метровую версию (9 рядов сидений)
✅ 12-метровую (11 рядов)
✅ 13/12,8-метровую (12 рядов)
✅ 14,5-метровую (трехдверную, 14 рядов)
Самая маленькая из них представляет собой частично низкопольный автобус, конструктивно основанный на 12-метровом варианте. При этом межосевое расстояние сократилось с 6030 до 4825 мм. Вместимость составила 37 сидячих мест и 39 стоячих пассажиров. Вот какой привод применен в этой технике:
✅ шестицилиндровый двигатель Iveco Tector
✅ рабочий объем – 5,9 л
✅ мощность – 300 л.с/220 кВт
✅ стандарт выбросов – EEV
✅ коробка передач – 6-ступенчатая механика
Автобусы Iveco Crossway Low Entry оснащаются приводом с инновационной технологией SCR, разработанной FPT Industrial. Она позволяет работать с низкими затратами и в то же время с максимально возможным бережным отношением к окружающей среде. Двигатель обеспечивает экономное использование топлива и работает очень тихо.
С правой стороны кузова установлен топливный бак, вмещающий 210 литров дизельного горючего. Эта версия пригородного автобуса стала экспонатом традиционной ежегодной выставки CZECHBUS-2012. Позже демонстрируемый образец отправился к своим новым хозяевам – перевозчику CSAD Frydek-Mistek as.
Рабочее место водителя. Фото автора
В целом, эргономичность внутреннего пространства этой модели решена довольно неплохо. Если впереди расположена одностворчатая дверь шириной 650 мм, то в задней части – 1200-миллиметровая двухстворчатая. Рядом с последней находится и откидная платформа для маломобильных пассажиров.
Напротив отведено также место в виде площадки для инвалидной или детской колясок. Благодаря безбарьерной низкопольной конструкции данная модель позволяет максимально комфортно перевозить этот тип пассажиров. Вот физические параметры 10,8-метровой версии:
✅ длина – 10,79 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3,05 м
✅ высота входа – 320/330 мм
Crossway LE оптимально оборудован для удовлетворения потребностей пригородных и междугородних перевозок, требующих сочетания хорошей доступности и максимальной вместимости. Внутренняя высота передней части в 2,56 метра создает ощущение простора и комфорта, что немаловажно как для самого водителя, так и его пассажиров. Все модели компании рассчитаны на длительный срок эксплуатации.
Если для пригородных маршрутов используется самый маленький вариант, то для города лучше всего подходят 12/13-метровые модификации автобусов. Кроме большей вместимости они обладают повышенными мощностными характеристиками и внутренним оснащением, соответствующим условиям их эксплуатации. Начнем с физических параметров 13-метрового автобуса (в скобках – отличия 12-метровой модификации):
✅ длина – 12,76 (11,99) м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота (без кондиционера) – 3,145 м
✅ колесная база – 6795 (6030) мм
✅ передний/задний свесы – 2673/3292 мм
✅ общая масса – 17,8 т
Одним из важных отличий от самой короткой модификации являются полноценные входные двери. В передней части более вместительных машин также установлен двустворчатый вариант шириной 1,2 метра. Высота пола сзади – 80 см.
Пассажирские сиденья в тканевой обивке. Фото автора
А вот полная масса автобуса, в зависимости от версии, может варьироваться до 18 тонн. Теперь давайте обратим внимание и на силовой привод Crossway LE 12/13. Здесь мы имеем дело с более мощным вариантом, что соответствует повышенной вместимости автобусов:
✅ дизельный двигатель F4AFE611D
✅ рабочий объем – 6728 куб. см
✅ мощность – 320 л. с/235 кВт
Подводя итоги вариативности характеристик приводов, применяемых в разных модификациях автобуса, можно привести следующие цифры. Если минимальный показатель находиться на 264 лошадиных силах, то максимум, имеющийся у самой длинной трехдверной версии – 330 л. с.
Как в плане экологичности, так и с точки зрения безопасной эксплуатации, все модификации автобусов Crossway LE соответствуют требованиям ЕС. Немаловажен и тот факт, что производитель, кроме разной длины и мощности двигателя, предлагает также версии с механической или автоматической трансмиссией.
Чтобы заинтересовать и удержать потребителя компания постаралась применить передовые дизайны интерьера и экстерьера. А в механической и электрической частях конструкции имеется немало новейших технологий. Комфорт путешествий обеспечен отличной тепло/шумоизоляцией и независимой передней подвеской.
В том же направлении работает и максимальное количество пассажирских сидений, расположенных по ходу движения автобуса. А рельсовое крепление задних рядов позволяет легкую вариативность их установки в салоне. Кондиционер во всех моделях доступен опционально.
Сегодня Crossway LE можно увидеть во многих городах Европы. Фото автора
Подводя итоги, стоит отметить дисковые тормоза на всех колесах, высокое качество антикоррозионной обработки кузова и комфортное рабочее место водителя. Немаловажным для эксплуатирующих организаций является и унификация запасных частей – основные компоненты общие для всей продукции Irisbus Crossway и Citelis. Неудивительно, что все большее количество таких автобусов колесит по европейским городам, предлагая перевозчикам оптимальный и экономичный вариант местного транспорта.
Окончательно этот процесс завершился к 2013 году. Тогда в состав производственных мощностей объединения входили французский, итальянский заводы и бывшая чешская Karosa. Запасные части для моделей компании выпускают не только европейские Польша и Румыния, а также: Китай, Индия, Аргентина, Бразилия и др.

Автобусы этого бренда очень хорошо известны во всех уголках земного шара, особенно – в европейских странах. Специальным направлением считается сборка городской и пригородной техники, в основном сосредоточенная на мощностях предприятия в Высоке Мыто.
Переход к серии Low Entry (LE)
В определенный момент продукция, производимая чешским заводом, получила торговое наименование Irisbus Crossway (позже – Iveco Crossway). Широкий модельный ряд обеспечил потребителям возможность выбора оптимальной для них версии. Каждое из предложений всегда содержало модификации с различной длиной кузова.
Мировая премьера линейки Crossway LE прошла в рамках UITP (май 2007 гола, Хельсинки). Местная презентация в чешском замке Литомышля состоялась двумя месяцами позже.
В середине лета автобус уже отправился в серийное производство. А спустя год, на выставке Autotec 2008 в Брно, компания представила трехдверную версию. Очень быстро техника этого бренда получила распространение на внутренних маршрутах и у пользователей из соседних стран:
✅ Прага
✅ Брно
✅ Мартин
✅ Спишска Нова Вес
✅ Тренчин и др.
Последние три города находятся в Словакии, что сделало модель известной и в этой стране. А в чешскую столицу поступили сначала модифицированные предсерийные образцы, оборудованные для перевозки инвалидов-колясочников.

Позже внутренняя география расширилась за счет таких городов как Кладно, Карловы Вары и Угерске Градиште. Заинтересовались неплохим автобусом и известные перевозчики: Arriva City, TQM-holding и другие. Такая ситуация на сегодняшний день сделала модель Crossway LE одной из самых распространенных в Чешской Республике среди пригородного транспорта. Модельный ряд включает:
✅ 10,8-метровую версию (9 рядов сидений)
✅ 12-метровую (11 рядов)
✅ 13/12,8-метровую (12 рядов)
✅ 14,5-метровую (трехдверную, 14 рядов)
Самая маленькая из них представляет собой частично низкопольный автобус, конструктивно основанный на 12-метровом варианте. При этом межосевое расстояние сократилось с 6030 до 4825 мм. Вместимость составила 37 сидячих мест и 39 стоячих пассажиров. Вот какой привод применен в этой технике:
✅ шестицилиндровый двигатель Iveco Tector
✅ рабочий объем – 5,9 л
✅ мощность – 300 л.с/220 кВт
✅ стандарт выбросов – EEV
✅ коробка передач – 6-ступенчатая механика
Автобусы Iveco Crossway Low Entry оснащаются приводом с инновационной технологией SCR, разработанной FPT Industrial. Она позволяет работать с низкими затратами и в то же время с максимально возможным бережным отношением к окружающей среде. Двигатель обеспечивает экономное использование топлива и работает очень тихо.
Параметры 10,8-метровой версии
С правой стороны кузова установлен топливный бак, вмещающий 210 литров дизельного горючего. Эта версия пригородного автобуса стала экспонатом традиционной ежегодной выставки CZECHBUS-2012. Позже демонстрируемый образец отправился к своим новым хозяевам – перевозчику CSAD Frydek-Mistek as.

В целом, эргономичность внутреннего пространства этой модели решена довольно неплохо. Если впереди расположена одностворчатая дверь шириной 650 мм, то в задней части – 1200-миллиметровая двухстворчатая. Рядом с последней находится и откидная платформа для маломобильных пассажиров.
Напротив отведено также место в виде площадки для инвалидной или детской колясок. Благодаря безбарьерной низкопольной конструкции данная модель позволяет максимально комфортно перевозить этот тип пассажиров. Вот физические параметры 10,8-метровой версии:
✅ длина – 10,79 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3,05 м
✅ высота входа – 320/330 мм
Crossway LE оптимально оборудован для удовлетворения потребностей пригородных и междугородних перевозок, требующих сочетания хорошей доступности и максимальной вместимости. Внутренняя высота передней части в 2,56 метра создает ощущение простора и комфорта, что немаловажно как для самого водителя, так и его пассажиров. Все модели компании рассчитаны на длительный срок эксплуатации.
Особенности 12/13-метровых версий
Если для пригородных маршрутов используется самый маленький вариант, то для города лучше всего подходят 12/13-метровые модификации автобусов. Кроме большей вместимости они обладают повышенными мощностными характеристиками и внутренним оснащением, соответствующим условиям их эксплуатации. Начнем с физических параметров 13-метрового автобуса (в скобках – отличия 12-метровой модификации):
✅ длина – 12,76 (11,99) м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота (без кондиционера) – 3,145 м
✅ колесная база – 6795 (6030) мм
✅ передний/задний свесы – 2673/3292 мм
✅ общая масса – 17,8 т
Одним из важных отличий от самой короткой модификации являются полноценные входные двери. В передней части более вместительных машин также установлен двустворчатый вариант шириной 1,2 метра. Высота пола сзади – 80 см.

А вот полная масса автобуса, в зависимости от версии, может варьироваться до 18 тонн. Теперь давайте обратим внимание и на силовой привод Crossway LE 12/13. Здесь мы имеем дело с более мощным вариантом, что соответствует повышенной вместимости автобусов:
✅ дизельный двигатель F4AFE611D
✅ рабочий объем – 6728 куб. см
✅ мощность – 320 л. с/235 кВт
Подводя итоги вариативности характеристик приводов, применяемых в разных модификациях автобуса, можно привести следующие цифры. Если минимальный показатель находиться на 264 лошадиных силах, то максимум, имеющийся у самой длинной трехдверной версии – 330 л. с.
Некоторые из преимуществ техники нового типа
Как в плане экологичности, так и с точки зрения безопасной эксплуатации, все модификации автобусов Crossway LE соответствуют требованиям ЕС. Немаловажен и тот факт, что производитель, кроме разной длины и мощности двигателя, предлагает также версии с механической или автоматической трансмиссией.
Чтобы заинтересовать и удержать потребителя компания постаралась применить передовые дизайны интерьера и экстерьера. А в механической и электрической частях конструкции имеется немало новейших технологий. Комфорт путешествий обеспечен отличной тепло/шумоизоляцией и независимой передней подвеской.
В том же направлении работает и максимальное количество пассажирских сидений, расположенных по ходу движения автобуса. А рельсовое крепление задних рядов позволяет легкую вариативность их установки в салоне. Кондиционер во всех моделях доступен опционально.

Подводя итоги, стоит отметить дисковые тормоза на всех колесах, высокое качество антикоррозионной обработки кузова и комфортное рабочее место водителя. Немаловажным для эксплуатирующих организаций является и унификация запасных частей – основные компоненты общие для всей продукции Irisbus Crossway и Citelis. Неудивительно, что все большее количество таких автобусов колесит по европейским городам, предлагая перевозчикам оптимальный и экономичный вариант местного транспорта.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....