Citroen Saxo: «лимонный» близнец Peugeot 106
Небольшой трех- или пятидверный хэтчбек Citroen Saxo заменил меньший AX, с которым он выпускался параллельно до 1998 года. Автомобиль компании, получившей ранее прозвище «лимон» (от французского citron, созвучного с названием бренда) использовал ту же платформу PSA, что и Peugeot 106.
Первые предсерийные образцы собрали на мощностях предприятия в середине десятилетия. К маю 1995 года их отправили на полугодичные испытания перед выходом в серию. Новый автомобиль подогревал интерес профильной журналистики, что побудило руководство концерна удовлетворить их профессиональный интерес. Это произошло в середине декабря того же года, когда тружеников пера познакомили с перспективной новинкой.
Кстати, тот год был високосным, так что годовщину знакового мероприятия французам пришлось ждать еще четыре года. Но, это уже лирическое отступление, не имеющее никакого отношения к истории и развитию марки. Которое, между прочим, проходило на удивление динамично, с фантастическим наращиванием объемов производства.
Хотя для запуска в серию понадобилось около 3,5 млрд. франков и вся первая часть десятилетия (примерно четыре года), результат, несомненно, превзошел все ожидания. Вначале позволю себе напомнить те моменты, которые могли не только затормозить процесс, но и свести на нет все усилия производителя:
✅ наличие «старшего» брата-близнеца
✅ всего два варианта кузова
✅ короткий срок производства модели (1996-2003)
Итак, имея рядом автомобиль с похожими характеристиками от основных мощностей концерна, мизер внешнего разнообразия и всего семь лет на заводском конвейере, на что можно рассчитывать? Те, кто не знает точных цифр, попробуют угадать, перебирая в уме разные варианты, но… Лучше обратиться к официальной статистике, а она гласит, что Citroen Saxo в двух версиях кузова продан в количестве 1,65 миллиона экземпляров!
Озвученные цифры лучше всего говорят о том, что небольшой французский автомобильчик оказался просто нарасхват. Помимо базовых моделей, Saxo продавался в спортивных версиях: Westcoast, VTR и VTS. Также имелся ряд специальных ограниченных выпусков под названием:
✅ First
✅ Forte
✅ Scandal
✅ Eastcoast
✅ Desire
✅ Executive и др.
Так что, вариации все же имелись, но с сохранением основной концепции. Автомобиль, использующий те же двигатели, что и Peugeot 106, экспортировался и во множество стран мира. В Японии он назывался Chanson, поскольку имя Saxo уже было зарегистрировано у местной Honda. Малолитражка производилась в пригороде Парижа (Ольне-су-Буа) и в португальской Мангуальде (только пятидверные модели). Супермини просуществовал на заводском конвейере до 2003 года, когда ему на смену пришли модели C2 и C3 первого поколения.
Малолитражный Citroen Saxo получил передний привод и ряд четырехцилиндровых двигателей. Кроме бензиновых с рабочим объемом от 1,0 до 1,6 литра, имелись дизельные с объемом 1500 куб. см. Общее число составило: пять бензиновых и один дизель.
Все они обладали рядным расположением цилиндров и относились к типу TU концерна PSA. Моторы являлись продолжением серии PSA X, используемой в моделях Citroen Visa, Peugeot 104 и 205. Рассмотрим используемые в модели двигатели подробнее. Все они получили впрыск топлива. На конец прошлого века базовый имел следующие показатели:
✅ рабочий объем – 954 куб. см
✅ максимальная мощность – 50 л. с (37 кВт)
✅ крутящий момент – 74 Н*м
✅ максимальная скорость – 149 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 19,1 секунды
В последние годы выпуска компания все чаще прибегала к установке мотора помощнее. Да, эпоха скромных силовых агрегатов постепенно уходила в прошлое, уступая место большему объему. Это понимали и люди с небольшим достатком, отдавая предпочтение автомобилю с двигателем хотя бы на уровне наших «Жигулей», а не «Таврии» или восточногерманского «Вартбурга».
Saxo VTS, также известный как Westcoast (еще позже – Furio), имел спортивные амбиции. Он оснащался восьмиклапанным четырехцилиндровым двигателем TU3 JP со следующими характеристиками:
✅ рабочий объем – 1361 куб. см
✅ мощность – 75 л. с (55 кВт)
✅ крутящий момент – 113 (позже 120) Н*м
✅ снаряженная масса – 935 кг
✅ скорость – 175 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 12,8 секунды
В новом тысячелетии базовый автомобиль получил обновленный 60-сильный четырехцилиндровый TU1 объёмом 1124 куб. см. Скорость типа Saxo 1.1i выросла до 162 км/ч, а расход – до 6,5 л/100 км (на 0,3 л больше, чем у предшественника). Позже ему на смену пришел TU1 JP аналогичного объема, но с более высоким крутящим моментом – 94 Н*м. Этих не очень мощных двигателей хватало преимущественно при движении в городском цикле, для которого и предназначался хэтчбек Saxo в первую очередь. Но спортивные версии, как видим, отличаются более высокими характеристиками.
Если Saxo VTR 1.6i с 88-сильным мотором достигал скорости в 185 км/ч, то позже эти показатели смогли немного улучшить. Производители «выжали» из форсированного двигателя такие цифры: 98/193. Однако рекордсменом все же стал не он, а VTS 16V, достигающий скорости в 205 км/ч. Его 118-сильный агрегат помогал разгоняться до 100 км/ч всего за 8,7 секунды.
Для «экономистов» компания подготовила свое предложение: дизельный четырехцилиндровый двигатель TUD5 с верхним расположением цилиндров. Он обладал впрыском в вихревую камеру и объемом 1527 куб. см, при мощности в 57 л. с (42 кВт) и крутящем моменте 95 Н*м. Такие скромные данные позволяли модели 1,5 D развивать скорость всего 158 км/ч. Зато, при среднем расходе 5,2 литра на 100 км, она стала явным лидером по экономичности.
Saxo имел спереди стойки МакФерсон с нижними поперечными рычагами и винтовыми пружинами. А сзади – кривошипный мост с продольными рычагами и торсионами на игольчатых подшипниках. Во всей конструкции применены телескопические амортизаторы. У передних дисковых вентилируемых тормозов диаметр составлял 247 мм, задние были барабанными (на моделях VTR и VTS также дисковыми).
Все авто в стандартной комплектации оснащались пятиступенчатой механической коробкой передач, а с 1997 года также дополнительным трехступенчатым автоматом (только модели 1.4 VTS и 1.6i). Такие получили название Saxo Automatic и поставлялись только до марта 2002 года.
Неплохие формы кузова разработал итальянский дизайнер компании Донато Коко, также известный по Xsara и C1–C4. Он придал хэтчбеку Saxo простые элегантные формы, с большими окнами и наклоненным вперед носом. Прямоугольные фары соединялись с передними поворотниками, а маска между ними образовывалась двумя узкими прорезями с эмблемой Citroen посередине. Багажное отделение объемом 280 литров, при сложенных задних сидениях, вырастало до 953-х. Габариты обеих версий были идентичны:
✅ колесная база – 2385 мм
✅ длина – 3718 мм
✅ ширина – 1595 мм
✅ высота – 1379 мм
В интерьере сразу бросалась в глаза приборная панель оригинальной формы из твердого пластика. Относительно бедное оснащение включало подушку безопасности водителя и пиротехнические преднатяжители ремней. За остальное оборудование приходилось доплачивать отдельно. Специальная модель Saxo Open Scandal имела выдвижной брезентовый верх.
В сентябре 1999 года Saxo подвергся модернизации, которая затронула носовую часть, получившую более крупные и эффектные фары, на пару с рельефной решеткой радиатора, дополненной увеличенной эмблемой бренда. Электрическая версия оснащалась двигателем постоянного тока ZAA мощностью 27 л. с. Имея запас хода около 120 км, она могла разгоняться до 91 км/ч. Всего выпущено 2800 единиц такой техники. Полное завершение истории модели произошло в сентябре 2003 года. Сегодня за поддержанный Citroen Saxo могут попросить эквивалент 120-200 тысяч рублей.
Первые предсерийные образцы собрали на мощностях предприятия в середине десятилетия. К маю 1995 года их отправили на полугодичные испытания перед выходом в серию. Новый автомобиль подогревал интерес профильной журналистики, что побудило руководство концерна удовлетворить их профессиональный интерес. Это произошло в середине декабря того же года, когда тружеников пера познакомили с перспективной новинкой.
Официального представления не пришлось ждать слишком долго. Оно прошло в мае 1996 года в рамках ежегодного Женевского автосалона. Мероприятие прошло более чем успешно, в том числе, и благодаря тому, что официальные продажи автомобиля стартовали в последний день предыдущего месяца.
Кстати, тот год был високосным, так что годовщину знакового мероприятия французам пришлось ждать еще четыре года. Но, это уже лирическое отступление, не имеющее никакого отношения к истории и развитию марки. Которое, между прочим, проходило на удивление динамично, с фантастическим наращиванием объемов производства.
Развитие мегауспешной модели
Хотя для запуска в серию понадобилось около 3,5 млрд. франков и вся первая часть десятилетия (примерно четыре года), результат, несомненно, превзошел все ожидания. Вначале позволю себе напомнить те моменты, которые могли не только затормозить процесс, но и свести на нет все усилия производителя:
✅ наличие «старшего» брата-близнеца
✅ всего два варианта кузова
✅ короткий срок производства модели (1996-2003)
Итак, имея рядом автомобиль с похожими характеристиками от основных мощностей концерна, мизер внешнего разнообразия и всего семь лет на заводском конвейере, на что можно рассчитывать? Те, кто не знает точных цифр, попробуют угадать, перебирая в уме разные варианты, но… Лучше обратиться к официальной статистике, а она гласит, что Citroen Saxo в двух версиях кузова продан в количестве 1,65 миллиона экземпляров!
Простоватый внешний вид 5-дверного Citroen Saxo. Фото: youtube.com
Озвученные цифры лучше всего говорят о том, что небольшой французский автомобильчик оказался просто нарасхват. Помимо базовых моделей, Saxo продавался в спортивных версиях: Westcoast, VTR и VTS. Также имелся ряд специальных ограниченных выпусков под названием:
✅ First
✅ Forte
✅ Scandal
✅ Eastcoast
✅ Desire
✅ Executive и др.
Так что, вариации все же имелись, но с сохранением основной концепции. Автомобиль, использующий те же двигатели, что и Peugeot 106, экспортировался и во множество стран мира. В Японии он назывался Chanson, поскольку имя Saxo уже было зарегистрировано у местной Honda. Малолитражка производилась в пригороде Парижа (Ольне-су-Буа) и в португальской Мангуальде (только пятидверные модели). Супермини просуществовал на заводском конвейере до 2003 года, когда ему на смену пришли модели C2 и C3 первого поколения.
Технические показатели небольшого автомобиля
Малолитражный Citroen Saxo получил передний привод и ряд четырехцилиндровых двигателей. Кроме бензиновых с рабочим объемом от 1,0 до 1,6 литра, имелись дизельные с объемом 1500 куб. см. Общее число составило: пять бензиновых и один дизель.
Задняя часть Saxo. Фото: youtube.com
Все они обладали рядным расположением цилиндров и относились к типу TU концерна PSA. Моторы являлись продолжением серии PSA X, используемой в моделях Citroen Visa, Peugeot 104 и 205. Рассмотрим используемые в модели двигатели подробнее. Все они получили впрыск топлива. На конец прошлого века базовый имел следующие показатели:
✅ рабочий объем – 954 куб. см
✅ максимальная мощность – 50 л. с (37 кВт)
✅ крутящий момент – 74 Н*м
✅ максимальная скорость – 149 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 19,1 секунды
В последние годы выпуска компания все чаще прибегала к установке мотора помощнее. Да, эпоха скромных силовых агрегатов постепенно уходила в прошлое, уступая место большему объему. Это понимали и люди с небольшим достатком, отдавая предпочтение автомобилю с двигателем хотя бы на уровне наших «Жигулей», а не «Таврии» или восточногерманского «Вартбурга».
Разные силовые агрегаты
Saxo VTS, также известный как Westcoast (еще позже – Furio), имел спортивные амбиции. Он оснащался восьмиклапанным четырехцилиндровым двигателем TU3 JP со следующими характеристиками:
✅ рабочий объем – 1361 куб. см
✅ мощность – 75 л. с (55 кВт)
✅ крутящий момент – 113 (позже 120) Н*м
✅ снаряженная масса – 935 кг
✅ скорость – 175 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 12,8 секунды
В новом тысячелетии базовый автомобиль получил обновленный 60-сильный четырехцилиндровый TU1 объёмом 1124 куб. см. Скорость типа Saxo 1.1i выросла до 162 км/ч, а расход – до 6,5 л/100 км (на 0,3 л больше, чем у предшественника). Позже ему на смену пришел TU1 JP аналогичного объема, но с более высоким крутящим моментом – 94 Н*м. Этих не очень мощных двигателей хватало преимущественно при движении в городском цикле, для которого и предназначался хэтчбек Saxo в первую очередь. Но спортивные версии, как видим, отличаются более высокими характеристиками.
Если Saxo VTR 1.6i с 88-сильным мотором достигал скорости в 185 км/ч, то позже эти показатели смогли немного улучшить. Производители «выжали» из форсированного двигателя такие цифры: 98/193. Однако рекордсменом все же стал не он, а VTS 16V, достигающий скорости в 205 км/ч. Его 118-сильный агрегат помогал разгоняться до 100 км/ч всего за 8,7 секунды.
Салон Citroen Saxo без всяческих наворотов. Фото: youtube.com
Для «экономистов» компания подготовила свое предложение: дизельный четырехцилиндровый двигатель TUD5 с верхним расположением цилиндров. Он обладал впрыском в вихревую камеру и объемом 1527 куб. см, при мощности в 57 л. с (42 кВт) и крутящем моменте 95 Н*м. Такие скромные данные позволяли модели 1,5 D развивать скорость всего 158 км/ч. Зато, при среднем расходе 5,2 литра на 100 км, она стала явным лидером по экономичности.
Шасси и вариант электромобиля
Saxo имел спереди стойки МакФерсон с нижними поперечными рычагами и винтовыми пружинами. А сзади – кривошипный мост с продольными рычагами и торсионами на игольчатых подшипниках. Во всей конструкции применены телескопические амортизаторы. У передних дисковых вентилируемых тормозов диаметр составлял 247 мм, задние были барабанными (на моделях VTR и VTS также дисковыми).
Все авто в стандартной комплектации оснащались пятиступенчатой механической коробкой передач, а с 1997 года также дополнительным трехступенчатым автоматом (только модели 1.4 VTS и 1.6i). Такие получили название Saxo Automatic и поставлялись только до марта 2002 года.
Приборная панель Saxo. Фото: youtube.com
Неплохие формы кузова разработал итальянский дизайнер компании Донато Коко, также известный по Xsara и C1–C4. Он придал хэтчбеку Saxo простые элегантные формы, с большими окнами и наклоненным вперед носом. Прямоугольные фары соединялись с передними поворотниками, а маска между ними образовывалась двумя узкими прорезями с эмблемой Citroen посередине. Багажное отделение объемом 280 литров, при сложенных задних сидениях, вырастало до 953-х. Габариты обеих версий были идентичны:
✅ колесная база – 2385 мм
✅ длина – 3718 мм
✅ ширина – 1595 мм
✅ высота – 1379 мм
В интерьере сразу бросалась в глаза приборная панель оригинальной формы из твердого пластика. Относительно бедное оснащение включало подушку безопасности водителя и пиротехнические преднатяжители ремней. За остальное оборудование приходилось доплачивать отдельно. Специальная модель Saxo Open Scandal имела выдвижной брезентовый верх.
Двигатель Citroen Saxo. Фото: youtube.com
В сентябре 1999 года Saxo подвергся модернизации, которая затронула носовую часть, получившую более крупные и эффектные фары, на пару с рельефной решеткой радиатора, дополненной увеличенной эмблемой бренда. Электрическая версия оснащалась двигателем постоянного тока ZAA мощностью 27 л. с. Имея запас хода около 120 км, она могла разгоняться до 91 км/ч. Всего выпущено 2800 единиц такой техники. Полное завершение истории модели произошло в сентябре 2003 года. Сегодня за поддержанный Citroen Saxo могут попросить эквивалент 120-200 тысяч рублей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...