Citroen Saxo: «лимонный» близнец Peugeot 106
Небольшой трех- или пятидверный хэтчбек Citroen Saxo заменил меньший AX, с которым он выпускался параллельно до 1998 года. Автомобиль компании, получившей ранее прозвище «лимон» (от французского citron, созвучного с названием бренда) использовал ту же платформу PSA, что и Peugeot 106.
Первые предсерийные образцы собрали на мощностях предприятия в середине десятилетия. К маю 1995 года их отправили на полугодичные испытания перед выходом в серию. Новый автомобиль подогревал интерес профильной журналистики, что побудило руководство концерна удовлетворить их профессиональный интерес. Это произошло в середине декабря того же года, когда тружеников пера познакомили с перспективной новинкой.
Кстати, тот год был високосным, так что годовщину знакового мероприятия французам пришлось ждать еще четыре года. Но, это уже лирическое отступление, не имеющее никакого отношения к истории и развитию марки. Которое, между прочим, проходило на удивление динамично, с фантастическим наращиванием объемов производства.
Хотя для запуска в серию понадобилось около 3,5 млрд. франков и вся первая часть десятилетия (примерно четыре года), результат, несомненно, превзошел все ожидания. Вначале позволю себе напомнить те моменты, которые могли не только затормозить процесс, но и свести на нет все усилия производителя:
✅ наличие «старшего» брата-близнеца
✅ всего два варианта кузова
✅ короткий срок производства модели (1996-2003)
Итак, имея рядом автомобиль с похожими характеристиками от основных мощностей концерна, мизер внешнего разнообразия и всего семь лет на заводском конвейере, на что можно рассчитывать? Те, кто не знает точных цифр, попробуют угадать, перебирая в уме разные варианты, но… Лучше обратиться к официальной статистике, а она гласит, что Citroen Saxo в двух версиях кузова продан в количестве 1,65 миллиона экземпляров!
Озвученные цифры лучше всего говорят о том, что небольшой французский автомобильчик оказался просто нарасхват. Помимо базовых моделей, Saxo продавался в спортивных версиях: Westcoast, VTR и VTS. Также имелся ряд специальных ограниченных выпусков под названием:
✅ First
✅ Forte
✅ Scandal
✅ Eastcoast
✅ Desire
✅ Executive и др.
Так что, вариации все же имелись, но с сохранением основной концепции. Автомобиль, использующий те же двигатели, что и Peugeot 106, экспортировался и во множество стран мира. В Японии он назывался Chanson, поскольку имя Saxo уже было зарегистрировано у местной Honda. Малолитражка производилась в пригороде Парижа (Ольне-су-Буа) и в португальской Мангуальде (только пятидверные модели). Супермини просуществовал на заводском конвейере до 2003 года, когда ему на смену пришли модели C2 и C3 первого поколения.
Малолитражный Citroen Saxo получил передний привод и ряд четырехцилиндровых двигателей. Кроме бензиновых с рабочим объемом от 1,0 до 1,6 литра, имелись дизельные с объемом 1500 куб. см. Общее число составило: пять бензиновых и один дизель.
Все они обладали рядным расположением цилиндров и относились к типу TU концерна PSA. Моторы являлись продолжением серии PSA X, используемой в моделях Citroen Visa, Peugeot 104 и 205. Рассмотрим используемые в модели двигатели подробнее. Все они получили впрыск топлива. На конец прошлого века базовый имел следующие показатели:
✅ рабочий объем – 954 куб. см
✅ максимальная мощность – 50 л. с (37 кВт)
✅ крутящий момент – 74 Н*м
✅ максимальная скорость – 149 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 19,1 секунды
В последние годы выпуска компания все чаще прибегала к установке мотора помощнее. Да, эпоха скромных силовых агрегатов постепенно уходила в прошлое, уступая место большему объему. Это понимали и люди с небольшим достатком, отдавая предпочтение автомобилю с двигателем хотя бы на уровне наших «Жигулей», а не «Таврии» или восточногерманского «Вартбурга».
Saxo VTS, также известный как Westcoast (еще позже – Furio), имел спортивные амбиции. Он оснащался восьмиклапанным четырехцилиндровым двигателем TU3 JP со следующими характеристиками:
✅ рабочий объем – 1361 куб. см
✅ мощность – 75 л. с (55 кВт)
✅ крутящий момент – 113 (позже 120) Н*м
✅ снаряженная масса – 935 кг
✅ скорость – 175 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 12,8 секунды
В новом тысячелетии базовый автомобиль получил обновленный 60-сильный четырехцилиндровый TU1 объёмом 1124 куб. см. Скорость типа Saxo 1.1i выросла до 162 км/ч, а расход – до 6,5 л/100 км (на 0,3 л больше, чем у предшественника). Позже ему на смену пришел TU1 JP аналогичного объема, но с более высоким крутящим моментом – 94 Н*м. Этих не очень мощных двигателей хватало преимущественно при движении в городском цикле, для которого и предназначался хэтчбек Saxo в первую очередь. Но спортивные версии, как видим, отличаются более высокими характеристиками.
Если Saxo VTR 1.6i с 88-сильным мотором достигал скорости в 185 км/ч, то позже эти показатели смогли немного улучшить. Производители «выжали» из форсированного двигателя такие цифры: 98/193. Однако рекордсменом все же стал не он, а VTS 16V, достигающий скорости в 205 км/ч. Его 118-сильный агрегат помогал разгоняться до 100 км/ч всего за 8,7 секунды.
Для «экономистов» компания подготовила свое предложение: дизельный четырехцилиндровый двигатель TUD5 с верхним расположением цилиндров. Он обладал впрыском в вихревую камеру и объемом 1527 куб. см, при мощности в 57 л. с (42 кВт) и крутящем моменте 95 Н*м. Такие скромные данные позволяли модели 1,5 D развивать скорость всего 158 км/ч. Зато, при среднем расходе 5,2 литра на 100 км, она стала явным лидером по экономичности.
Saxo имел спереди стойки МакФерсон с нижними поперечными рычагами и винтовыми пружинами. А сзади – кривошипный мост с продольными рычагами и торсионами на игольчатых подшипниках. Во всей конструкции применены телескопические амортизаторы. У передних дисковых вентилируемых тормозов диаметр составлял 247 мм, задние были барабанными (на моделях VTR и VTS также дисковыми).
Все авто в стандартной комплектации оснащались пятиступенчатой механической коробкой передач, а с 1997 года также дополнительным трехступенчатым автоматом (только модели 1.4 VTS и 1.6i). Такие получили название Saxo Automatic и поставлялись только до марта 2002 года.
Неплохие формы кузова разработал итальянский дизайнер компании Донато Коко, также известный по Xsara и C1–C4. Он придал хэтчбеку Saxo простые элегантные формы, с большими окнами и наклоненным вперед носом. Прямоугольные фары соединялись с передними поворотниками, а маска между ними образовывалась двумя узкими прорезями с эмблемой Citroen посередине. Багажное отделение объемом 280 литров, при сложенных задних сидениях, вырастало до 953-х. Габариты обеих версий были идентичны:
✅ колесная база – 2385 мм
✅ длина – 3718 мм
✅ ширина – 1595 мм
✅ высота – 1379 мм
В интерьере сразу бросалась в глаза приборная панель оригинальной формы из твердого пластика. Относительно бедное оснащение включало подушку безопасности водителя и пиротехнические преднатяжители ремней. За остальное оборудование приходилось доплачивать отдельно. Специальная модель Saxo Open Scandal имела выдвижной брезентовый верх.
В сентябре 1999 года Saxo подвергся модернизации, которая затронула носовую часть, получившую более крупные и эффектные фары, на пару с рельефной решеткой радиатора, дополненной увеличенной эмблемой бренда. Электрическая версия оснащалась двигателем постоянного тока ZAA мощностью 27 л. с. Имея запас хода около 120 км, она могла разгоняться до 91 км/ч. Всего выпущено 2800 единиц такой техники. Полное завершение истории модели произошло в сентябре 2003 года. Сегодня за поддержанный Citroen Saxo могут попросить эквивалент 120-200 тысяч рублей.
Первые предсерийные образцы собрали на мощностях предприятия в середине десятилетия. К маю 1995 года их отправили на полугодичные испытания перед выходом в серию. Новый автомобиль подогревал интерес профильной журналистики, что побудило руководство концерна удовлетворить их профессиональный интерес. Это произошло в середине декабря того же года, когда тружеников пера познакомили с перспективной новинкой.
Официального представления не пришлось ждать слишком долго. Оно прошло в мае 1996 года в рамках ежегодного Женевского автосалона. Мероприятие прошло более чем успешно, в том числе, и благодаря тому, что официальные продажи автомобиля стартовали в последний день предыдущего месяца.
Кстати, тот год был високосным, так что годовщину знакового мероприятия французам пришлось ждать еще четыре года. Но, это уже лирическое отступление, не имеющее никакого отношения к истории и развитию марки. Которое, между прочим, проходило на удивление динамично, с фантастическим наращиванием объемов производства.
Развитие мегауспешной модели
Хотя для запуска в серию понадобилось около 3,5 млрд. франков и вся первая часть десятилетия (примерно четыре года), результат, несомненно, превзошел все ожидания. Вначале позволю себе напомнить те моменты, которые могли не только затормозить процесс, но и свести на нет все усилия производителя:
✅ наличие «старшего» брата-близнеца
✅ всего два варианта кузова
✅ короткий срок производства модели (1996-2003)
Итак, имея рядом автомобиль с похожими характеристиками от основных мощностей концерна, мизер внешнего разнообразия и всего семь лет на заводском конвейере, на что можно рассчитывать? Те, кто не знает точных цифр, попробуют угадать, перебирая в уме разные варианты, но… Лучше обратиться к официальной статистике, а она гласит, что Citroen Saxo в двух версиях кузова продан в количестве 1,65 миллиона экземпляров!
Простоватый внешний вид 5-дверного Citroen Saxo. Фото: youtube.com
Озвученные цифры лучше всего говорят о том, что небольшой французский автомобильчик оказался просто нарасхват. Помимо базовых моделей, Saxo продавался в спортивных версиях: Westcoast, VTR и VTS. Также имелся ряд специальных ограниченных выпусков под названием:
✅ First
✅ Forte
✅ Scandal
✅ Eastcoast
✅ Desire
✅ Executive и др.
Так что, вариации все же имелись, но с сохранением основной концепции. Автомобиль, использующий те же двигатели, что и Peugeot 106, экспортировался и во множество стран мира. В Японии он назывался Chanson, поскольку имя Saxo уже было зарегистрировано у местной Honda. Малолитражка производилась в пригороде Парижа (Ольне-су-Буа) и в португальской Мангуальде (только пятидверные модели). Супермини просуществовал на заводском конвейере до 2003 года, когда ему на смену пришли модели C2 и C3 первого поколения.
Технические показатели небольшого автомобиля
Малолитражный Citroen Saxo получил передний привод и ряд четырехцилиндровых двигателей. Кроме бензиновых с рабочим объемом от 1,0 до 1,6 литра, имелись дизельные с объемом 1500 куб. см. Общее число составило: пять бензиновых и один дизель.
Задняя часть Saxo. Фото: youtube.com
Все они обладали рядным расположением цилиндров и относились к типу TU концерна PSA. Моторы являлись продолжением серии PSA X, используемой в моделях Citroen Visa, Peugeot 104 и 205. Рассмотрим используемые в модели двигатели подробнее. Все они получили впрыск топлива. На конец прошлого века базовый имел следующие показатели:
✅ рабочий объем – 954 куб. см
✅ максимальная мощность – 50 л. с (37 кВт)
✅ крутящий момент – 74 Н*м
✅ максимальная скорость – 149 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 19,1 секунды
В последние годы выпуска компания все чаще прибегала к установке мотора помощнее. Да, эпоха скромных силовых агрегатов постепенно уходила в прошлое, уступая место большему объему. Это понимали и люди с небольшим достатком, отдавая предпочтение автомобилю с двигателем хотя бы на уровне наших «Жигулей», а не «Таврии» или восточногерманского «Вартбурга».
Разные силовые агрегаты
Saxo VTS, также известный как Westcoast (еще позже – Furio), имел спортивные амбиции. Он оснащался восьмиклапанным четырехцилиндровым двигателем TU3 JP со следующими характеристиками:
✅ рабочий объем – 1361 куб. см
✅ мощность – 75 л. с (55 кВт)
✅ крутящий момент – 113 (позже 120) Н*м
✅ снаряженная масса – 935 кг
✅ скорость – 175 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 12,8 секунды
В новом тысячелетии базовый автомобиль получил обновленный 60-сильный четырехцилиндровый TU1 объёмом 1124 куб. см. Скорость типа Saxo 1.1i выросла до 162 км/ч, а расход – до 6,5 л/100 км (на 0,3 л больше, чем у предшественника). Позже ему на смену пришел TU1 JP аналогичного объема, но с более высоким крутящим моментом – 94 Н*м. Этих не очень мощных двигателей хватало преимущественно при движении в городском цикле, для которого и предназначался хэтчбек Saxo в первую очередь. Но спортивные версии, как видим, отличаются более высокими характеристиками.
Если Saxo VTR 1.6i с 88-сильным мотором достигал скорости в 185 км/ч, то позже эти показатели смогли немного улучшить. Производители «выжали» из форсированного двигателя такие цифры: 98/193. Однако рекордсменом все же стал не он, а VTS 16V, достигающий скорости в 205 км/ч. Его 118-сильный агрегат помогал разгоняться до 100 км/ч всего за 8,7 секунды.
Салон Citroen Saxo без всяческих наворотов. Фото: youtube.com
Для «экономистов» компания подготовила свое предложение: дизельный четырехцилиндровый двигатель TUD5 с верхним расположением цилиндров. Он обладал впрыском в вихревую камеру и объемом 1527 куб. см, при мощности в 57 л. с (42 кВт) и крутящем моменте 95 Н*м. Такие скромные данные позволяли модели 1,5 D развивать скорость всего 158 км/ч. Зато, при среднем расходе 5,2 литра на 100 км, она стала явным лидером по экономичности.
Шасси и вариант электромобиля
Saxo имел спереди стойки МакФерсон с нижними поперечными рычагами и винтовыми пружинами. А сзади – кривошипный мост с продольными рычагами и торсионами на игольчатых подшипниках. Во всей конструкции применены телескопические амортизаторы. У передних дисковых вентилируемых тормозов диаметр составлял 247 мм, задние были барабанными (на моделях VTR и VTS также дисковыми).
Все авто в стандартной комплектации оснащались пятиступенчатой механической коробкой передач, а с 1997 года также дополнительным трехступенчатым автоматом (только модели 1.4 VTS и 1.6i). Такие получили название Saxo Automatic и поставлялись только до марта 2002 года.
Приборная панель Saxo. Фото: youtube.com
Неплохие формы кузова разработал итальянский дизайнер компании Донато Коко, также известный по Xsara и C1–C4. Он придал хэтчбеку Saxo простые элегантные формы, с большими окнами и наклоненным вперед носом. Прямоугольные фары соединялись с передними поворотниками, а маска между ними образовывалась двумя узкими прорезями с эмблемой Citroen посередине. Багажное отделение объемом 280 литров, при сложенных задних сидениях, вырастало до 953-х. Габариты обеих версий были идентичны:
✅ колесная база – 2385 мм
✅ длина – 3718 мм
✅ ширина – 1595 мм
✅ высота – 1379 мм
В интерьере сразу бросалась в глаза приборная панель оригинальной формы из твердого пластика. Относительно бедное оснащение включало подушку безопасности водителя и пиротехнические преднатяжители ремней. За остальное оборудование приходилось доплачивать отдельно. Специальная модель Saxo Open Scandal имела выдвижной брезентовый верх.
Двигатель Citroen Saxo. Фото: youtube.com
В сентябре 1999 года Saxo подвергся модернизации, которая затронула носовую часть, получившую более крупные и эффектные фары, на пару с рельефной решеткой радиатора, дополненной увеличенной эмблемой бренда. Электрическая версия оснащалась двигателем постоянного тока ZAA мощностью 27 л. с. Имея запас хода около 120 км, она могла разгоняться до 91 км/ч. Всего выпущено 2800 единиц такой техники. Полное завершение истории модели произошло в сентябре 2003 года. Сегодня за поддержанный Citroen Saxo могут попросить эквивалент 120-200 тысяч рублей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....