КМЗ К1Б «Киевлянин» – дальний родственник советских «Минсков» и «Восходов»
Советские мотоциклы особым разнообразием не отличались, но были представлены в трех классах. Это легкие, средние и тяжелые модели.
Первые выпускались обычно в виде «одиночек», хотя, попадались и грузовые версии. Яркие представители – «Мински» и «Восходы». Кто-то скажет, что они и единственные, но это не так. Были еще мотоциклы «Москва».
Вторые, то есть, средние модели, представлены одним брендом – Иж. Остальные, вроде Jawa, CZ и Pannonia, выпускались в других социалистических странах, поэтому отечественными не являлись.
Хотя, что касается «Явы», то уж она действительно может считаться общесоветским достоянием. Купить такой мотоцикл было сложновато, но возможно. Приходилось ездить по разным магазинам, стоять в «живых» очередях сутками. А еще у прибалтов технику б/у получалось приобрести. Они часто видели, на чем катаются в капиталистических странах, поэтому периодически разочаровывались в Jawa.
Что касается тяжелых мотоциклов, то это «Уралы» и «Днепры». Кстати, сразу вспомнилось, что предприятие, где выпускали МТ, начинало совсем с других моделей. Сегодня мы расскажем про КМЗ К1Б «Киевлянин» – первый серийный мотоцикл Киевского завода.
После окончания Великой Отечественной войны СССР нуждался в доступных транспортных средствах для народа. Велосипеды активно выпускали еще в начале 1930-х, а вот с мотоциклами сложнее.
Конечно, граждане СССР предпочли бы автомобили, но после войны на их приобретение просто не было денег. Хоть бы дом и хозяйство поднять. Поэтому машины изначально продавались свободно. Есть средства – покупай. Правда, доказать еще нужно, откуда финансы взялись, но это уже к делу не относится.
Массовый запуск производства мотоциклов в СССР произошел по ряду причин:
✅ Потребность в моторизированной технике
✅ Дешевизна по сравнению с автомобилями
✅ Возможность вывести из Германии необходимое оборудование
Последний пункт стоит описать подробнее. Станки по большей части были взорваны или разбиты, документация сожжена. Поэтому в СССР везли и немецких специалистов – чтобы помогали налаживать производство.
Легкие мотоциклы стали выпускать на трех заводах – в Москве, Коврове и Киеве. Причем в последнем случае решили копировать не DKW RT 125, а Wanderer-1SP. Почему приняли такое решение – сейчас сказать сложно. Скорее всего, оборудования для Киева не хватило. Было проще вывести производственную линию с другого немецкого завода.
Первые мотоциклы КМЗ К1Б «Киевлянин» появились ближе к концу 1945 года. Литера «Б» в названии намекает на то, что это как минимум второй вариант. Получается, что была еще более ранняя модель, но она так и остался в статусе опытной. В 1946 году стартовало серийное производство.
Главное отличие КМЗ К1Б «Киевлянин» от М1А «Москва» и прочих К-125 – наличие педалей. Вообще, из-за этого модель до сих пор иногда называют мопедом.
А педали – они просто есть. Так проще, дешевле и завести легче. Только что придется на старте немного попотеть. Кстати, сухой вес модели 58 кг.
Советских конструкторов можно, конечно, обвинять в плагиате. Они не только использовали в качестве базы Wanderer-1SP, но и работали на зарубежном оборудовании. Но КМЗ К1Б дорабатывали, не стоит считать его полной копией немецкой модели.
Например, задняя часть рамы крепилась за счет сварки. Немцы ее не использовали – обходились болтами, даже не клепками.
Советский мотоцикл получил ряд узлов от М1А, то есть, от DKW RT 125, если разбираться. Светотехника даже внешне отличалась, карбюратор, бензокраник и передняя ступица тоже совсем иные.
КМЗ К1Б «Киевлянин» имел простейшую конструкцию, что обуславливало его низкую стоимость. Неподрессоренная рама, тормоза на переднем колесе, двигатель с объемом 98 см3. Мощность сейчас кажется смешной – всего 2,3 л. с.
Педали использовались не только для запуска мотора. В лучших традициях советской юности в деревне, их можно было крутить, если в горку мощности мотоциклу не хватало. Максимальная скорость техники не превышала 50 км/ч. Сейчас это совершенно не впечатляет, но в конце 40-х было достаточно, особенно в сельской местности.
Мотоцикл одноместный, но с багажником. Естественно, часто его использовали не для грузов, а перевозили пассажиров.
Изначально двигатели в Киев поставляли из Германии, потом их производство наладили на месте.
На шасси КМЗ К1Б собирали уникальные трехколесные мотоколяски. Они были необходимы для инвалидов ВОВ. Модель называлась КМЗ К1В.
Трайк получил новую раму. Это вовсе не «колясочник» в традиционном исполнении, а классическая мототележка. Особенности конструкции помогали сохранить центр тяжести там, где это необходимо. Модели с коляской для инвалидов не подходили – они переворачивались, да и усидеть традиционным способом далеко не у всех получалось.
Удачным КМЗ К1В назвать сложно. Мощности двигателя катастрофически не хватало для возросшей массы. Второй нюанс – низкая проходимость. Ведь привод только на одно заднее колесо. Ездить без проблем получалось только в городах.
Но инвалиды были рады и такой технике, тем более, что ее давали бесплатно.
Конструкторы Киевского мотоциклетного завода периодически пытались разнообразить свой модельный ряд. Похоже, их не устраивала роль отстающих, ведь педальный «Киевлянин» со своим маломощным двигателем был явным аутсайдером.
В 1947 году появился гоночный К1Б-С. Естественно, модель не пошла в серийное производство, ведь такие мотоциклы в СССР попадали только в руки специалистов.
К1Б-С получил ряд особенностей:
✅ Новый руль и сиденье, что позволило сделать посадку водителя значительно ниже
✅ Доработанный двигатель с повышенной степенью сжатия, работающий на метиловом спирте
✅ Педали убрали, но кикстартера не появилось – мотор приходилось запускать с «толкача»
Спортивный мотоцикл стал почти вдвое быстрее. Он разгонялся до 90 км/ч.
Самый редкий «Киевлянин» – это грузовой К1Б-Г. Сейчас невозможно даже примерно сказать, выпускался он мелкосерийно или так и остался на стадии нескольких опытных экземпляров. Модель оказалась бесперспективной – ничего удивительного, учитывая, какой у нее был маломощный двигатель.
Несмотря на простоту конструкции, популярностью К1Б пользовался только до конца 50-х. Его сняли с производства в 1955 году. После этого мотоциклы начали постепенно исчезать с советских дорог.
Проблема в том, что модель имела оригинальную конструкцию. Никакой взаимозаменяемости с М1А у нее не было. Поэтому они ездили до первой серьезной поломки, а потом находили пристанище в сараях.
Сейчас найти в продаже КМЗ К1Б «Киевлянин» практически нереально. Это полноценное ретро, за которым охотятся многие коллекционеры.
Первые выпускались обычно в виде «одиночек», хотя, попадались и грузовые версии. Яркие представители – «Мински» и «Восходы». Кто-то скажет, что они и единственные, но это не так. Были еще мотоциклы «Москва».
Вторые, то есть, средние модели, представлены одним брендом – Иж. Остальные, вроде Jawa, CZ и Pannonia, выпускались в других социалистических странах, поэтому отечественными не являлись.
Pannonia T5 тоже некогда была популярна в СССР. Фото: Youtube.com
Хотя, что касается «Явы», то уж она действительно может считаться общесоветским достоянием. Купить такой мотоцикл было сложновато, но возможно. Приходилось ездить по разным магазинам, стоять в «живых» очередях сутками. А еще у прибалтов технику б/у получалось приобрести. Они часто видели, на чем катаются в капиталистических странах, поэтому периодически разочаровывались в Jawa.
Что касается тяжелых мотоциклов, то это «Уралы» и «Днепры». Кстати, сразу вспомнилось, что предприятие, где выпускали МТ, начинало совсем с других моделей. Сегодня мы расскажем про КМЗ К1Б «Киевлянин» – первый серийный мотоцикл Киевского завода.
Появление
После окончания Великой Отечественной войны СССР нуждался в доступных транспортных средствах для народа. Велосипеды активно выпускали еще в начале 1930-х, а вот с мотоциклами сложнее.
Довоенный Иж-9 не был массовой моделью. Фото: Youtube.com
Конечно, граждане СССР предпочли бы автомобили, но после войны на их приобретение просто не было денег. Хоть бы дом и хозяйство поднять. Поэтому машины изначально продавались свободно. Есть средства – покупай. Правда, доказать еще нужно, откуда финансы взялись, но это уже к делу не относится.
Массовый запуск производства мотоциклов в СССР произошел по ряду причин:
✅ Потребность в моторизированной технике
✅ Дешевизна по сравнению с автомобилями
✅ Возможность вывести из Германии необходимое оборудование
Последний пункт стоит описать подробнее. Станки по большей части были взорваны или разбиты, документация сожжена. Поэтому в СССР везли и немецких специалистов – чтобы помогали налаживать производство.
Тот самый DKW RT 125. Фото: Youtube.com
Легкие мотоциклы стали выпускать на трех заводах – в Москве, Коврове и Киеве. Причем в последнем случае решили копировать не DKW RT 125, а Wanderer-1SP. Почему приняли такое решение – сейчас сказать сложно. Скорее всего, оборудования для Киева не хватило. Было проще вывести производственную линию с другого немецкого завода.
В 1945 году в Киев прибыла вся техническая документация и оборудование на Wanderer-1SP. Там как раз произошла реорганизация военного ремонтного завода. Перевели его на «мирные рельсы».
Первые мотоциклы КМЗ К1Б «Киевлянин» появились ближе к концу 1945 года. Литера «Б» в названии намекает на то, что это как минимум второй вариант. Получается, что была еще более ранняя модель, но она так и остался в статусе опытной. В 1946 году стартовало серийное производство.
Оригинальный Sachs Wanderer 1SP. Фото: Youtube.com
Главное отличие КМЗ К1Б «Киевлянин» от М1А «Москва» и прочих К-125 – наличие педалей. Вообще, из-за этого модель до сих пор иногда называют мопедом.
Но если разбираться дотошно, то становится ясно, что «Киевлянин» является именно легким байком. У него и база специфическая, да и мотор с объемом в 100 см3. Последнее однозначно переводит технику в класс мотоциклов.
А педали – они просто есть. Так проще, дешевле и завести легче. Только что придется на старте немного попотеть. Кстати, сухой вес модели 58 кг.
Отличия от оригинала
Советских конструкторов можно, конечно, обвинять в плагиате. Они не только использовали в качестве базы Wanderer-1SP, но и работали на зарубежном оборудовании. Но КМЗ К1Б дорабатывали, не стоит считать его полной копией немецкой модели.
Крепкий багажник без труда выдерживал пассажира. Фото: Youtube.com
Например, задняя часть рамы крепилась за счет сварки. Немцы ее не использовали – обходились болтами, даже не клепками.
Советский мотоцикл получил ряд узлов от М1А, то есть, от DKW RT 125, если разбираться. Светотехника даже внешне отличалась, карбюратор, бензокраник и передняя ступица тоже совсем иные.
Технические особенности
КМЗ К1Б «Киевлянин» имел простейшую конструкцию, что обуславливало его низкую стоимость. Неподрессоренная рама, тормоза на переднем колесе, двигатель с объемом 98 см3. Мощность сейчас кажется смешной – всего 2,3 л. с.
Педали использовались не только для запуска мотора. В лучших традициях советской юности в деревне, их можно было крутить, если в горку мощности мотоциклу не хватало. Максимальная скорость техники не превышала 50 км/ч. Сейчас это совершенно не впечатляет, но в конце 40-х было достаточно, особенно в сельской местности.
На этом экземпляре уже двигатель производства КМЗ. Фото: Youtube.com
Мотоцикл одноместный, но с багажником. Естественно, часто его использовали не для грузов, а перевозили пассажиров.
Изначально двигатели в Киев поставляли из Германии, потом их производство наладили на месте.
Первый трицикл
На шасси КМЗ К1Б собирали уникальные трехколесные мотоколяски. Они были необходимы для инвалидов ВОВ. Модель называлась КМЗ К1В.
Трайк получил новую раму. Это вовсе не «колясочник» в традиционном исполнении, а классическая мототележка. Особенности конструкции помогали сохранить центр тяжести там, где это необходимо. Модели с коляской для инвалидов не подходили – они переворачивались, да и усидеть традиционным способом далеко не у всех получалось.
Несмотря на недостатки, мотоколяска была красивой. Фото: Youtube.com
Удачным КМЗ К1В назвать сложно. Мощности двигателя катастрофически не хватало для возросшей массы. Второй нюанс – низкая проходимость. Ведь привод только на одно заднее колесо. Ездить без проблем получалось только в городах.
Но инвалиды были рады и такой технике, тем более, что ее давали бесплатно.
Другие интересные варианты
Конструкторы Киевского мотоциклетного завода периодически пытались разнообразить свой модельный ряд. Похоже, их не устраивала роль отстающих, ведь педальный «Киевлянин» со своим маломощным двигателем был явным аутсайдером.
В 1947 году появился гоночный К1Б-С. Естественно, модель не пошла в серийное производство, ведь такие мотоциклы в СССР попадали только в руки специалистов.
К1Б-С получил ряд особенностей:
✅ Новый руль и сиденье, что позволило сделать посадку водителя значительно ниже
✅ Доработанный двигатель с повышенной степенью сжатия, работающий на метиловом спирте
✅ Педали убрали, но кикстартера не появилось – мотор приходилось запускать с «толкача»
Спортивный мотоцикл стал почти вдвое быстрее. Он разгонялся до 90 км/ч.
Специально для мотокроссов в том же 1947 году освоили производство К1Б-К. Он получил мощный двигатель от спортивной версии. Чтобы байк не разваливался, конструкцию шасси основательно усилили.
Самый редкий «Киевлянин» – это грузовой К1Б-Г. Сейчас невозможно даже примерно сказать, выпускался он мелкосерийно или так и остался на стадии нескольких опытных экземпляров. Модель оказалась бесперспективной – ничего удивительного, учитывая, какой у нее был маломощный двигатель.
Повезет, если удастся найти этот мотоцикл хотя бы в таком состоянии. Фото: Youtube.com
Несмотря на простоту конструкции, популярностью К1Б пользовался только до конца 50-х. Его сняли с производства в 1955 году. После этого мотоциклы начали постепенно исчезать с советских дорог.
Проблема в том, что модель имела оригинальную конструкцию. Никакой взаимозаменяемости с М1А у нее не было. Поэтому они ездили до первой серьезной поломки, а потом находили пристанище в сараях.
Сейчас найти в продаже КМЗ К1Б «Киевлянин» практически нереально. Это полноценное ретро, за которым охотятся многие коллекционеры.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...