КМЗ К1Б «Киевлянин» – дальний родственник советских «Минсков» и «Восходов»
Советские мотоциклы особым разнообразием не отличались, но были представлены в трех классах. Это легкие, средние и тяжелые модели.
Первые выпускались обычно в виде «одиночек», хотя, попадались и грузовые версии. Яркие представители – «Мински» и «Восходы». Кто-то скажет, что они и единственные, но это не так. Были еще мотоциклы «Москва».
Вторые, то есть, средние модели, представлены одним брендом – Иж. Остальные, вроде Jawa, CZ и Pannonia, выпускались в других социалистических странах, поэтому отечественными не являлись.
Хотя, что касается «Явы», то уж она действительно может считаться общесоветским достоянием. Купить такой мотоцикл было сложновато, но возможно. Приходилось ездить по разным магазинам, стоять в «живых» очередях сутками. А еще у прибалтов технику б/у получалось приобрести. Они часто видели, на чем катаются в капиталистических странах, поэтому периодически разочаровывались в Jawa.
Что касается тяжелых мотоциклов, то это «Уралы» и «Днепры». Кстати, сразу вспомнилось, что предприятие, где выпускали МТ, начинало совсем с других моделей. Сегодня мы расскажем про КМЗ К1Б «Киевлянин» – первый серийный мотоцикл Киевского завода.
После окончания Великой Отечественной войны СССР нуждался в доступных транспортных средствах для народа. Велосипеды активно выпускали еще в начале 1930-х, а вот с мотоциклами сложнее.
Конечно, граждане СССР предпочли бы автомобили, но после войны на их приобретение просто не было денег. Хоть бы дом и хозяйство поднять. Поэтому машины изначально продавались свободно. Есть средства – покупай. Правда, доказать еще нужно, откуда финансы взялись, но это уже к делу не относится.
Массовый запуск производства мотоциклов в СССР произошел по ряду причин:
✅ Потребность в моторизированной технике
✅ Дешевизна по сравнению с автомобилями
✅ Возможность вывести из Германии необходимое оборудование
Последний пункт стоит описать подробнее. Станки по большей части были взорваны или разбиты, документация сожжена. Поэтому в СССР везли и немецких специалистов – чтобы помогали налаживать производство.
Легкие мотоциклы стали выпускать на трех заводах – в Москве, Коврове и Киеве. Причем в последнем случае решили копировать не DKW RT 125, а Wanderer-1SP. Почему приняли такое решение – сейчас сказать сложно. Скорее всего, оборудования для Киева не хватило. Было проще вывести производственную линию с другого немецкого завода.
Первые мотоциклы КМЗ К1Б «Киевлянин» появились ближе к концу 1945 года. Литера «Б» в названии намекает на то, что это как минимум второй вариант. Получается, что была еще более ранняя модель, но она так и остался в статусе опытной. В 1946 году стартовало серийное производство.
Главное отличие КМЗ К1Б «Киевлянин» от М1А «Москва» и прочих К-125 – наличие педалей. Вообще, из-за этого модель до сих пор иногда называют мопедом.
А педали – они просто есть. Так проще, дешевле и завести легче. Только что придется на старте немного попотеть. Кстати, сухой вес модели 58 кг.
Советских конструкторов можно, конечно, обвинять в плагиате. Они не только использовали в качестве базы Wanderer-1SP, но и работали на зарубежном оборудовании. Но КМЗ К1Б дорабатывали, не стоит считать его полной копией немецкой модели.
Например, задняя часть рамы крепилась за счет сварки. Немцы ее не использовали – обходились болтами, даже не клепками.
Советский мотоцикл получил ряд узлов от М1А, то есть, от DKW RT 125, если разбираться. Светотехника даже внешне отличалась, карбюратор, бензокраник и передняя ступица тоже совсем иные.
КМЗ К1Б «Киевлянин» имел простейшую конструкцию, что обуславливало его низкую стоимость. Неподрессоренная рама, тормоза на переднем колесе, двигатель с объемом 98 см3. Мощность сейчас кажется смешной – всего 2,3 л. с.
Педали использовались не только для запуска мотора. В лучших традициях советской юности в деревне, их можно было крутить, если в горку мощности мотоциклу не хватало. Максимальная скорость техники не превышала 50 км/ч. Сейчас это совершенно не впечатляет, но в конце 40-х было достаточно, особенно в сельской местности.
Мотоцикл одноместный, но с багажником. Естественно, часто его использовали не для грузов, а перевозили пассажиров.
Изначально двигатели в Киев поставляли из Германии, потом их производство наладили на месте.
На шасси КМЗ К1Б собирали уникальные трехколесные мотоколяски. Они были необходимы для инвалидов ВОВ. Модель называлась КМЗ К1В.
Трайк получил новую раму. Это вовсе не «колясочник» в традиционном исполнении, а классическая мототележка. Особенности конструкции помогали сохранить центр тяжести там, где это необходимо. Модели с коляской для инвалидов не подходили – они переворачивались, да и усидеть традиционным способом далеко не у всех получалось.
Удачным КМЗ К1В назвать сложно. Мощности двигателя катастрофически не хватало для возросшей массы. Второй нюанс – низкая проходимость. Ведь привод только на одно заднее колесо. Ездить без проблем получалось только в городах.
Но инвалиды были рады и такой технике, тем более, что ее давали бесплатно.
Конструкторы Киевского мотоциклетного завода периодически пытались разнообразить свой модельный ряд. Похоже, их не устраивала роль отстающих, ведь педальный «Киевлянин» со своим маломощным двигателем был явным аутсайдером.
В 1947 году появился гоночный К1Б-С. Естественно, модель не пошла в серийное производство, ведь такие мотоциклы в СССР попадали только в руки специалистов.
К1Б-С получил ряд особенностей:
✅ Новый руль и сиденье, что позволило сделать посадку водителя значительно ниже
✅ Доработанный двигатель с повышенной степенью сжатия, работающий на метиловом спирте
✅ Педали убрали, но кикстартера не появилось – мотор приходилось запускать с «толкача»
Спортивный мотоцикл стал почти вдвое быстрее. Он разгонялся до 90 км/ч.
Самый редкий «Киевлянин» – это грузовой К1Б-Г. Сейчас невозможно даже примерно сказать, выпускался он мелкосерийно или так и остался на стадии нескольких опытных экземпляров. Модель оказалась бесперспективной – ничего удивительного, учитывая, какой у нее был маломощный двигатель.
Несмотря на простоту конструкции, популярностью К1Б пользовался только до конца 50-х. Его сняли с производства в 1955 году. После этого мотоциклы начали постепенно исчезать с советских дорог.
Проблема в том, что модель имела оригинальную конструкцию. Никакой взаимозаменяемости с М1А у нее не было. Поэтому они ездили до первой серьезной поломки, а потом находили пристанище в сараях.
Сейчас найти в продаже КМЗ К1Б «Киевлянин» практически нереально. Это полноценное ретро, за которым охотятся многие коллекционеры.
Первые выпускались обычно в виде «одиночек», хотя, попадались и грузовые версии. Яркие представители – «Мински» и «Восходы». Кто-то скажет, что они и единственные, но это не так. Были еще мотоциклы «Москва».
Вторые, то есть, средние модели, представлены одним брендом – Иж. Остальные, вроде Jawa, CZ и Pannonia, выпускались в других социалистических странах, поэтому отечественными не являлись.
Pannonia T5 тоже некогда была популярна в СССР. Фото: Youtube.com
Хотя, что касается «Явы», то уж она действительно может считаться общесоветским достоянием. Купить такой мотоцикл было сложновато, но возможно. Приходилось ездить по разным магазинам, стоять в «живых» очередях сутками. А еще у прибалтов технику б/у получалось приобрести. Они часто видели, на чем катаются в капиталистических странах, поэтому периодически разочаровывались в Jawa.
Что касается тяжелых мотоциклов, то это «Уралы» и «Днепры». Кстати, сразу вспомнилось, что предприятие, где выпускали МТ, начинало совсем с других моделей. Сегодня мы расскажем про КМЗ К1Б «Киевлянин» – первый серийный мотоцикл Киевского завода.
Появление
После окончания Великой Отечественной войны СССР нуждался в доступных транспортных средствах для народа. Велосипеды активно выпускали еще в начале 1930-х, а вот с мотоциклами сложнее.
Довоенный Иж-9 не был массовой моделью. Фото: Youtube.com
Конечно, граждане СССР предпочли бы автомобили, но после войны на их приобретение просто не было денег. Хоть бы дом и хозяйство поднять. Поэтому машины изначально продавались свободно. Есть средства – покупай. Правда, доказать еще нужно, откуда финансы взялись, но это уже к делу не относится.
Массовый запуск производства мотоциклов в СССР произошел по ряду причин:
✅ Потребность в моторизированной технике
✅ Дешевизна по сравнению с автомобилями
✅ Возможность вывести из Германии необходимое оборудование
Последний пункт стоит описать подробнее. Станки по большей части были взорваны или разбиты, документация сожжена. Поэтому в СССР везли и немецких специалистов – чтобы помогали налаживать производство.
Тот самый DKW RT 125. Фото: Youtube.com
Легкие мотоциклы стали выпускать на трех заводах – в Москве, Коврове и Киеве. Причем в последнем случае решили копировать не DKW RT 125, а Wanderer-1SP. Почему приняли такое решение – сейчас сказать сложно. Скорее всего, оборудования для Киева не хватило. Было проще вывести производственную линию с другого немецкого завода.
В 1945 году в Киев прибыла вся техническая документация и оборудование на Wanderer-1SP. Там как раз произошла реорганизация военного ремонтного завода. Перевели его на «мирные рельсы».
Первые мотоциклы КМЗ К1Б «Киевлянин» появились ближе к концу 1945 года. Литера «Б» в названии намекает на то, что это как минимум второй вариант. Получается, что была еще более ранняя модель, но она так и остался в статусе опытной. В 1946 году стартовало серийное производство.
Оригинальный Sachs Wanderer 1SP. Фото: Youtube.com
Главное отличие КМЗ К1Б «Киевлянин» от М1А «Москва» и прочих К-125 – наличие педалей. Вообще, из-за этого модель до сих пор иногда называют мопедом.
Но если разбираться дотошно, то становится ясно, что «Киевлянин» является именно легким байком. У него и база специфическая, да и мотор с объемом в 100 см3. Последнее однозначно переводит технику в класс мотоциклов.
А педали – они просто есть. Так проще, дешевле и завести легче. Только что придется на старте немного попотеть. Кстати, сухой вес модели 58 кг.
Отличия от оригинала
Советских конструкторов можно, конечно, обвинять в плагиате. Они не только использовали в качестве базы Wanderer-1SP, но и работали на зарубежном оборудовании. Но КМЗ К1Б дорабатывали, не стоит считать его полной копией немецкой модели.
Крепкий багажник без труда выдерживал пассажира. Фото: Youtube.com
Например, задняя часть рамы крепилась за счет сварки. Немцы ее не использовали – обходились болтами, даже не клепками.
Советский мотоцикл получил ряд узлов от М1А, то есть, от DKW RT 125, если разбираться. Светотехника даже внешне отличалась, карбюратор, бензокраник и передняя ступица тоже совсем иные.
Технические особенности
КМЗ К1Б «Киевлянин» имел простейшую конструкцию, что обуславливало его низкую стоимость. Неподрессоренная рама, тормоза на переднем колесе, двигатель с объемом 98 см3. Мощность сейчас кажется смешной – всего 2,3 л. с.
Педали использовались не только для запуска мотора. В лучших традициях советской юности в деревне, их можно было крутить, если в горку мощности мотоциклу не хватало. Максимальная скорость техники не превышала 50 км/ч. Сейчас это совершенно не впечатляет, но в конце 40-х было достаточно, особенно в сельской местности.
На этом экземпляре уже двигатель производства КМЗ. Фото: Youtube.com
Мотоцикл одноместный, но с багажником. Естественно, часто его использовали не для грузов, а перевозили пассажиров.
Изначально двигатели в Киев поставляли из Германии, потом их производство наладили на месте.
Первый трицикл
На шасси КМЗ К1Б собирали уникальные трехколесные мотоколяски. Они были необходимы для инвалидов ВОВ. Модель называлась КМЗ К1В.
Трайк получил новую раму. Это вовсе не «колясочник» в традиционном исполнении, а классическая мототележка. Особенности конструкции помогали сохранить центр тяжести там, где это необходимо. Модели с коляской для инвалидов не подходили – они переворачивались, да и усидеть традиционным способом далеко не у всех получалось.
Несмотря на недостатки, мотоколяска была красивой. Фото: Youtube.com
Удачным КМЗ К1В назвать сложно. Мощности двигателя катастрофически не хватало для возросшей массы. Второй нюанс – низкая проходимость. Ведь привод только на одно заднее колесо. Ездить без проблем получалось только в городах.
Но инвалиды были рады и такой технике, тем более, что ее давали бесплатно.
Другие интересные варианты
Конструкторы Киевского мотоциклетного завода периодически пытались разнообразить свой модельный ряд. Похоже, их не устраивала роль отстающих, ведь педальный «Киевлянин» со своим маломощным двигателем был явным аутсайдером.
В 1947 году появился гоночный К1Б-С. Естественно, модель не пошла в серийное производство, ведь такие мотоциклы в СССР попадали только в руки специалистов.
К1Б-С получил ряд особенностей:
✅ Новый руль и сиденье, что позволило сделать посадку водителя значительно ниже
✅ Доработанный двигатель с повышенной степенью сжатия, работающий на метиловом спирте
✅ Педали убрали, но кикстартера не появилось – мотор приходилось запускать с «толкача»
Спортивный мотоцикл стал почти вдвое быстрее. Он разгонялся до 90 км/ч.
Специально для мотокроссов в том же 1947 году освоили производство К1Б-К. Он получил мощный двигатель от спортивной версии. Чтобы байк не разваливался, конструкцию шасси основательно усилили.
Самый редкий «Киевлянин» – это грузовой К1Б-Г. Сейчас невозможно даже примерно сказать, выпускался он мелкосерийно или так и остался на стадии нескольких опытных экземпляров. Модель оказалась бесперспективной – ничего удивительного, учитывая, какой у нее был маломощный двигатель.
Повезет, если удастся найти этот мотоцикл хотя бы в таком состоянии. Фото: Youtube.com
Несмотря на простоту конструкции, популярностью К1Б пользовался только до конца 50-х. Его сняли с производства в 1955 году. После этого мотоциклы начали постепенно исчезать с советских дорог.
Проблема в том, что модель имела оригинальную конструкцию. Никакой взаимозаменяемости с М1А у нее не было. Поэтому они ездили до первой серьезной поломки, а потом находили пристанище в сараях.
Сейчас найти в продаже КМЗ К1Б «Киевлянин» практически нереально. Это полноценное ретро, за которым охотятся многие коллекционеры.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....