E5000 – первый турецкий электровоз с сертификатом TSI
281

E5000 – первый турецкий электровоз с сертификатом TSI

«Каждый радуется в силу своих возможностей» – я бы так начал этот материал. Если европейские, японские или российские производители железнодорожной техники стремятся усовершенствовать свои конструкции, то у турков свои маленькие радости. И они связаны с тем, что их новая модель прошла сертификацию TSI. Это служит подтверждением качества и может стать ступенькой для того, чтобы местная ж/д отрасль поднялась на более высокий уровень.


Еще одной причиной для гордости евроазиатской страны стал тот факт, что локомотив произведен за счет отечественных и национальных ресурсов. Именно по этим причинам его выпуск на рельсы сопровождался торжественной церемонией с участием самого президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана. E5000, разработанный на заводе в Эскишехире компании Turkish Rail System Vehicles Industry Inc. (TURASAS), в значительной степени устранит зависимость местной железнодорожной отрасли от зарубежных производителей.

E5000 – первый турецкий электровоз с сертификатом TSIКрасивый дизайн поезда E5000. Фото: youtube.com

Тяговую систему электровоза также разрабатывали сами турецкие инженеры. По этому показателю он станет самым мощным в этой мусульманской стране. Ниже мы обратим внимание на его особенности и технические характеристики. А вот отмашку для выхода на «большую колею» производил сам президент, чтобы продемонстрировать всей стране достижение локомотивостроительной отрасли Турецкого государства.

Полтысячи новых локомотивов – для удовлетворения внутренних нужд


Открывающаяся перспектива очень благоприятна для отрасли, в частности, и для государства, в целом. Ведь, согласно планам, в ближайшие 10 лет будет собрано 500 новых локомотивов марки E5000. Это позволит Турции насытить собственный рынок и избежать бюджетных затрат на покупку иностранной техники. Финансовые специалисты подсчитали, что это (ни много, ни мало) как минимум 2 млрд. евро. Кроме того, с локомотивом, спроектированным турецкими инженерами, время обслуживания и ремонта критически важных систем будет значительно короче.

Пробный выезд турецкого E5000. Фото: youtube.com

Затраты на техническое обслуживание и ремонт могут быть покрыты гораздо более низкими ценами за счет созданных человеческих ресурсов и экосистемы. А это, в свою очередь, позволит аккумулировать в местном бюджете еще примерно такую же сумму. Думаю, одних этих аргументов вполне достаточно, чтобы понять, почему к презентации новинки подошли столь помпезно.

18 апреля 2023 года первое движение электровоза по магистрали одобрено самим президентом страны Эрдоганом во время прямого эфира. Это произошло в рамках массового мероприятия по открытию в Эскишехире.


Перед тем, как произвести запуск, специалисты проделали ряд работ. Так все убедились, что новинка полностью готова, чтобы встать в строй. Более того, успешный пуск первого образца поможет коллективу трудиться над дальнейшими экземплярами E5000, выходящего в серию. В эти процедуры вошли:

✅ проектирование
✅ анализ
✅ производство подсистем

Все основные компоненты, разработанные для E5000, содержат критически важные технологии, которые можно экспортировать и как отдельные продукты. Эти элементы могут быть использованы как для запасных частей, так и для модернизации существующих локомотивов компании TCDD Transportation Inc.

Техническая сторона локомотива


Двигатель нового электровоза создан в соответствии с потребностями Государственных железных дорог Турецкой Республики (TCDD). Тяговая система, трансформатор, преобразователь и некоторые другие элементы разрабатывались и производятся на местном и национальном уровне. Вот характеристики техники:

✅ мощность двигателя – 5000 кВт
✅ максимальная скорость – 140 км/ч
✅ система привода постоянного и переменного тока
✅ сертификация TSI

Последний показатель открывает путь для новинки на рынок стран Евросоюза. А сам локомотив является универсальной техникой грузопассажирской направленности. Магистральный электровоз E5000 содержит множество новинок как в своем классе, так и в железнодорожных системах Турции. Впервые в отечественной практике в нем применены следующие элементы турецкого производства:

✅ кузов для магистральных локомотивов
✅ система зажигания
✅ система контроля и управления поездом

Кроме того, здесь мы имеем дело с самыми мощными: электродвигателем, тяговыми преобразователем и трансформатором. Также в поезд установлена самая мощная в турецкой истории вспомогательная силовая установка. Немалая проделанная предварительная работа позволила местным инженерам испытать чувство гордости.

Оценка электровоза ответственными лицами государства


Думаю, все понимают, что если на какую-либо церемонию пожаловало первое лицо государства, то и без внушительной свиты тоже никак не обойтись. Эта система работает во всем мире, и Турция также не исключение. Кроме президента на открытии присутствовали профильные министры и другие высокопоставленные лица. Каждый из них, в своих речах постарался выразить личное мнение о происходящем. Но гордость за страну, чувство довольства и надежда на прекрасные перспективы пронизывали каждую из них.

Симпатичный дизайн передней части. Фото: youtube.com

Министр промышленности и технологий Мустафа Варанк заявил, что национальный магистральный электровоз имеет большое значение для страны. Он появился на свет в результате совместных усилий министерств и учреждений, таких как: транспортное, промышленности и технологий, некоторых других.

Он заметил, что ранее местные предприятия уже занимались разработкой локомотивов. Однако, это делалось для внутренних нужд, пассажирских и грузовых перевозок. Кроме того, в основном, использовались импортные узлы и детали. Поэтому такое производство нельзя было назвать полноценным и приносящим прибыль самому государству. Теперь же появится собственная локомотивная линия и модель, которая значительно снизит выбросы углекислого газа в атмосферу. Изменится и общая ситуация: из экспортера страна может превратиться в поставщика локомотивной техники на европейский континент.

Конструкция колесных пар E5000. Фото: youtube.com

На встрече также присутствовали министр энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики Фатих Донмез и местный губернатор Эрол Айылдыз. После того как локомотив поставили на рельсы, ответственные лица государства приняли участие в тест-драйве.

Последний факт вызвал всеобщее оживление, по крайней мере, каждый убедился, что турецкая техника на ходу. Но хотелось бы немного остановится на дизайне Е5000. Этот агрегат сложно назвать суперсовременным. В принципе, он выглядит также, как и большинство его европейских или российских коллег прошлых лет.

Я бы даже акцентировал некоторый отсыл к советским локомотивам прошлого из линейки ВЛ (особенно, восьмой и двадцать третьей модели). Конечно, эти впечатления довольно субъективны, и кто-то может с ними не согласиться. Да и турецкий аппарат имеет более обтекаемые формы и иную, довольно пеструю, окраску. Как он проявит себя в деле пока сказать трудно. Ведь, по сути, мы имеем дело с опытным образцом. А вот организация серийного производства и подтверждение европейского сертификата – сейчас в самом разгаре.

Турецкие дороги ждут его. Фото: youtube.com

Турецкая же сторона полна энтузиазма и надежд, что очень скоро Е5000 станет своим на европейских железных дорогах. При этом также сохранятся бюджетные деньги и удовлетворят внутренний спрос на локомотивную технику. Более того, все руководители страны ожидают от отечественных инженеров новых моделей. Время покажет, что из этого получится.
Как вам кажется, турки смогут развить проект Е5000?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Полируем фары картоном

Полируем фары картоном

Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...