В минувшем году, например, с республикой Зимбабве заключили договор, согласно которому из России будут поставляться Ми-17 и «Ансант». В 2023-м первые 18 вертолетов прибыли в страну на «Черном континенте». Машины оснащены медицинскими модулями: до 2025-го в страну поступит всего 60 летательных аппаратов. Это значит, что Зимбабве – первое африканское государство, заимевшее собственную службу санавиации.
Что касается самолетов, то история этого вида транспорта на континенте совсем короткая: более 50-лет существуют только компании в Эфиопии и Египте. Остальные страны пытаются развивать свою авиацию с момента получения независимости или даже позже.
В 60-х была попытка сформировать общую Панафриканскую авиационную структуру. Создали соответствующие организации в Центральной, Восточной и Западной части континента. Но все они распались из-за экономических, политических «нестыковок». Попытка стран с севера континента создать свою компания «Эйр Магриб» провалилась тоже.
«Суперджет» в Африке
SSJ-100 уже «засветился» в Марокко: в 2011-м самолет, взятый в лизинг у компании «Московия», работал на маршрутной линии Касабланка – Берлин. В то время перевозчик Royal Air Maroc объявил конкурс и «Суперджет» его выиграл, победив таких соперников, как Bombardier CRJ100, Embraer E190. Российским самолетом заинтересовалась Замбия на «Гидроавиасалоне» в 2018-м году. Было подписано соглашение о поставке одного SSJ-100, а в дальнейшем еще четырех. Но по не оглашенным причинам сделка так и не состоялась.
Рекламный ролик авиакомпании «Московия». Фото: YouTube.com
Можно сказать, что опыт продвижения на рынок «Суперджетов» оказался не слишком удачным: самолет не готов к жесткой конкурентной борьбе, например, в Европе и Мексике. В последнем случае «застрявшие» двадцать два SSJ-100, проданные в долг российским банком ВЭБ обанкротившейся ныне компании Interjet, так и не удается забрать или получить за них деньги.
Сегодня
Сейчас «Суперджет» уже стал другим: в том плане, что показал себя в течение нескольких лет эксплуатации. Имевшиеся недостатки устранены, машина выполнила и выполняет работу по перевозке огромных объемов груза внутри страны и вне ее пределов. Но пока еще нет возможности обеспечить базовые версии импортозамещенного лайнера запчастями, если продавать его за границу: вопросы по локализации производства не решены полностью. Летную годность «Суперджетов» в России и за ее пределами пока поддерживает одна авиакомпания – «Иркут».
РФ пока не может продавать импортозамещенный SSJ за границу. Фото: YouTube.com
Однако у ОАК есть, что предложить африканским партнерам даже сегодня. Речь идет о VIP-лайнере Superjet-Aurus. В некоторых странах Африки не то, что об этой версии самолета, а вообще о SSJ ничего не знают.
Superjet-Aurus может продаваться за рубеж. Фото: YouTube.com
Можно было бы сделать неплохую рекламу самолету, если на предстоящий форум главы государств прилетели бы в Санкт-Петербург из российской столицы именно на этом самолете (до РФ часть глав государств доберутся лайнером «Эфиопских авиалиний»). Конечно, появляется вопрос о безопасности рейса, но при желании ОАК все это могла бы решить.
Внутри бизнес-джета Aurus все по высшему разряду. Фото: YouTube.com
На сегодняшний день ситуация такова, что Россия не имеет возможности демонстрировать свою летную технику на таких авиасалонах, как Ле-Бурже или Фарнборо. И, скорее всего, вход на эти мероприятия для РФ останется закрытым на несколько лет. Поэтому выход на африканский рынок и возможность «показать товар лицом» будут, как нельзя, кстати.