ВАЗ-2702: через «тернии» к финалу
Для многих 80-е ассоциируются с апофеозом застоя: однако это не совсем так, по крайней мере, для автомобильной промышленности страны. В это время практически все автозаводы готовили к серийному производству новые (обновленные) модели. На ВАЗе собирались поставить на конвейер «восьмерку» – практически первую легковушку с передним приводом, пошедшую в крупномасштабное производство.
Кстати, тольяттинские инженеры создавали ВАЗ-2108, сотрудничая со специалистами Porsche. АЗЛК в «муках» вынашивал проект «2141», а ЗАЗ готовил к производству революционную «Таврию». ГАЗ приступил к выпуску «тридцать первой» серии.
Как оказалось впоследствии, исключая завод ВАЗ, это были «лебединые песни» предприятий, которые в дальнейшем не смогли наладить крупномасштабное производство легковушек. Но это было потом, а пока 80-е казались всем эпохой надежд и будущих свершений
Конструкторы АвтоВАЗа неожиданно получили «свободу действий». Инженеры не создавали дешевые и практичные авто для народного хозяйства, а …экспериментировали. Разумеется, конечным результатом должен быть серийный выпуск машины. Особый интерес вызывали электромобили.
И опыт в этом направлении был. В конце семидесятых построили электромобиль – ВАЗ-2102Э на базе серийной «двойки», затем открытый автомобильчик «1801» и фургон ВАЗ-2802. Последний на, как сейчас сказали бы, автосалоне «Автопром-84» признали перспективной разработкой.
Воодушевленный успехом своего творения, коллектив КБ торопился учесть предыдущие ошибки и построить очередной экземпляр электромобиля. К 1981-го году выявились все минусы «1801» и «2802». После подведения итогов решено было заняться новым проектом «2702».
У предыдущих конструкций она стальная, а значит, тяжелая. Чтобы снизить вес у будущего ВАЗ-2702, применили алюминий. Впрочем, на предшествующих прототипах тоже была попытка использовать этот металл. Проблема оказалась в самой схеме конструкции. Вариант из профилей прямоугольной формы не оправдался: рама была слишком жесткой и трескалась при езде по суровым советским дорогам. В итоге остановились на трубчато-коробчатой схеме.
Опыт постройки «2802» показал: смещать центр тяжести вперед нецелесообразно. Поэтому решено было сделать полукапотную компоновку. Кстати, такая схема обеспечивала большую безопасность находящихся в авто людей. А это важно, т. к. машина все-таки была нацелена на серийный выпуск.
В плане подвески все осталось, как и в предыдущих моделях: «передок» – от обычных «Жигулей», «корма» – с использованием «нивских» ШРУСов. Роль силового агрегата сначала играл ДТ-25, затем, освоенный ВАЗом ПТ-125. Мотор разместили перед задней осью. В электрокаре применялись никель-цинковые батареи, весившие 425 кг и выдававшие 120 вольт. Аккумуляторы разместили в нижней части рамы.
Один из пунктов техзадания – быстрая замена АКБ. Для этого сделали выдвижные контейнеры с роликами – как у письменного стола. А для того, чтобы соединение АКБ с бортовой сетью было лучше, разработали специальные колодки «плавающего» типа. Они оказалось надежными: контакты не окислялись и не искрили при тряске авто.
Интерьер салона разрабатывался в минималистическом стиле. Основное внимание уделялось безопасности и эргономике. Учитывая ошибки, допущенные в предыдущих моделях, конструкторы предусмотрели форточки (у ВАЗ-2802 все было задраено наглухо), да еще и сделали люк – довольно непривычный элемент для совавтопрома.
Приборы скомпоновали на панели, которая, в случае одобрения серийного производства, должна была изменяться по наклону, удобному для водителя. Руль напоминал «восьмерочный» ранних выпусков.
Делать его электрическим не представлялось возможным: тогда не было подходящих для этой цели аккумуляторов: они быстро бы «сели». На «Запорожцах», например, делали автономную бензиновую «печку». Но это было бы как-то ненормально: делали электромобиль, а жидкое топлива все равно нужно. Тогда «пошли другим путем», тоже не блещущим оригинальностью. Для отопления решили применить газ, используя бытовой пятилитровый баллон. Горелка нагревала котел, в котором находилось 50 % воды и столько же спирта.
Тем не менее, первый образец ВАЗ-2702 был готов в 1982-м, а его модернизированный вариант – 1983-м году.
Сразу же выявилась «куча» недостатков. Очень сложно было установить АКБ одному человеку, практически невозможно. Требовалось лезть под машину и потом вдвоем, а то и втроем заталкивать аккумулятор.
Курсовая устойчивость оставляла желать лучшего, не выдерживали нагрузок трубы рамы. Да, она получилась легкой и упругой, но чрезмерно: остов «гулял»…
В 1985-м после доработок провели еще одни испытания, в т. ч. краш-тест. Фронатльный удар электромобиль выдержал с честью. Причем настолько, что после небольшого ремонта авто опять отправили на испытания! Но боковое воздействие оказалось фатальным: «2702» развалился пополам, АКБ с кабиной полетели в одну сторону, мотор вместе с мостом – другую. Экземпляр списали.
Последний этап проходил осенью 1986-го года. Заключение начиналось «за здравие»: указывалось, что представленный образец отвечает требованиям техзадания. Однако комиссия «не рекомендовала» ставить новую модель на конвейер. Связано это было с недостатками используемого аккумулятора НЦ-125-У2. По ГОСТу, ее обслуживание должно было осуществляться каждые 4 тыс. км пробега, а не 800, как в реальности. А трудоемкость ТО АКБ оказалась выше требуемой в 4,4 раза.
Одним словом, было сказано что-то вроде «ребята, машина у вас хорошая, но аккумуляторы не годятся: придется подождать, пока придумают что-то получше». К тому же батареи НЦ-125-У2 к 86-му году предприятие «Источник» выпускать перестало, сосредоточившись на производстве одного из популярных в СССР элементе питания «Крона».
Проект не сразу забросили на самом заводе: меняли дизайн, устанавливая прямоугольную оптику, создали тентованную версию электромобиля. Последний раз ВАЗ-2702 видели на выставке в 1986-м. Этот экземпляр остался в краеведческом музее Тольятти.
Выводы экономистов мало утешали: машина получалась «золотой»! И это только, если учитывать стоимость аккумуляторов и рамы, сделанной из недешевого алюминия. При этом никакой альтернативы ни батареям, ни металлу не было. Вроде бы, все, конец! Но попытка наладить производство «2702» была и с неожиданной стороны.
В 1988-м, когда уже официально была признана нецелесообразность серийного производства «2702», электромобилем неожиданно заинтересовался Виктор Тарасенко, возглавлявший компанию «Орион» (Кемерово). Директор фирмы рассчитывал организовать производство ВАЗ-2702 на Краснинском заводе самостоятельно. ВАЗ решился продать опытный образец Тарасенко за 36 тыс. советских рублей. Через бюрократию, а потом и «павловскую» реформу, глава «Ориона» получил требуемое: саму машину, документацию, приводы, позже решилась проблема с АКБ. Автомобиль удалось реанимировать и он заработал в штатном режиме, но до серийного производства все равно не дошел: на «дворе» забрезжили бурные 90-е…
Кстати, тольяттинские инженеры создавали ВАЗ-2108, сотрудничая со специалистами Porsche. АЗЛК в «муках» вынашивал проект «2141», а ЗАЗ готовил к производству революционную «Таврию». ГАЗ приступил к выпуску «тридцать первой» серии.
Советский автопром в 80-е развивался очень бурно. Фото: YouTube.com
Как оказалось впоследствии, исключая завод ВАЗ, это были «лебединые песни» предприятий, которые в дальнейшем не смогли наладить крупномасштабное производство легковушек. Но это было потом, а пока 80-е казались всем эпохой надежд и будущих свершений
«Электробюро» в Тольятти
Конструкторы АвтоВАЗа неожиданно получили «свободу действий». Инженеры не создавали дешевые и практичные авто для народного хозяйства, а …экспериментировали. Разумеется, конечным результатом должен быть серийный выпуск машины. Особый интерес вызывали электромобили.
Один из первенцев – ВАЗ-1108. Фото: YouTube.com
И опыт в этом направлении был. В конце семидесятых построили электромобиль – ВАЗ-2102Э на базе серийной «двойки», затем открытый автомобильчик «1801» и фургон ВАЗ-2802. Последний на, как сейчас сказали бы, автосалоне «Автопром-84» признали перспективной разработкой.
Фургончик ВАЗ-2802 в конечном итоге тоже оказался не очень удачным. Фото: YouTube.com
Воодушевленный успехом своего творения, коллектив КБ торопился учесть предыдущие ошибки и построить очередной экземпляр электромобиля. К 1981-го году выявились все минусы «1801» и «2802». После подведения итогов решено было заняться новым проектом «2702».
Рама
У предыдущих конструкций она стальная, а значит, тяжелая. Чтобы снизить вес у будущего ВАЗ-2702, применили алюминий. Впрочем, на предшествующих прототипах тоже была попытка использовать этот металл. Проблема оказалась в самой схеме конструкции. Вариант из профилей прямоугольной формы не оправдался: рама была слишком жесткой и трескалась при езде по суровым советским дорогам. В итоге остановились на трубчато-коробчатой схеме.
Общая компоновка «2702»
Опыт постройки «2802» показал: смещать центр тяжести вперед нецелесообразно. Поэтому решено было сделать полукапотную компоновку. Кстати, такая схема обеспечивала большую безопасность находящихся в авто людей. А это важно, т. к. машина все-таки была нацелена на серийный выпуск.
Полукапотный вариант кузова оказался лучшим. Фото: YouTube.com
В плане подвески все осталось, как и в предыдущих моделях: «передок» – от обычных «Жигулей», «корма» – с использованием «нивских» ШРУСов. Роль силового агрегата сначала играл ДТ-25, затем, освоенный ВАЗом ПТ-125. Мотор разместили перед задней осью. В электрокаре применялись никель-цинковые батареи, весившие 425 кг и выдававшие 120 вольт. Аккумуляторы разместили в нижней части рамы.
В основе электромотора – изделие оборонной промышленности. Фото: YouTube.com
Один из пунктов техзадания – быстрая замена АКБ. Для этого сделали выдвижные контейнеры с роликами – как у письменного стола. А для того, чтобы соединение АКБ с бортовой сетью было лучше, разработали специальные колодки «плавающего» типа. Они оказалось надежными: контакты не окислялись и не искрили при тряске авто.
Кабина: внезапная проблема
Интерьер салона разрабатывался в минималистическом стиле. Основное внимание уделялось безопасности и эргономике. Учитывая ошибки, допущенные в предыдущих моделях, конструкторы предусмотрели форточки (у ВАЗ-2802 все было задраено наглухо), да еще и сделали люк – довольно непривычный элемент для совавтопрома.
В салоне – редкостный аскетизм. Фото: YouTube.com
Приборы скомпоновали на панели, которая, в случае одобрения серийного производства, должна была изменяться по наклону, удобному для водителя. Руль напоминал «восьмерочный» ранних выпусков.
Отопление
Делать его электрическим не представлялось возможным: тогда не было подходящих для этой цели аккумуляторов: они быстро бы «сели». На «Запорожцах», например, делали автономную бензиновую «печку». Но это было бы как-то ненормально: делали электромобиль, а жидкое топлива все равно нужно. Тогда «пошли другим путем», тоже не блещущим оригинальностью. Для отопления решили применить газ, используя бытовой пятилитровый баллон. Горелка нагревала котел, в котором находилось 50 % воды и столько же спирта.
При испытаниях выявился курьез: во время работы отопителя в салоне резко пахло спиртом.
Тем не менее, первый образец ВАЗ-2702 был готов в 1982-м, а его модернизированный вариант – 1983-м году.
Первые испытания
Сразу же выявилась «куча» недостатков. Очень сложно было установить АКБ одному человеку, практически невозможно. Требовалось лезть под машину и потом вдвоем, а то и втроем заталкивать аккумулятор.
Полигон полигоном, а по городу машинка бегала неплохо. Фото: YouTube.com
Курсовая устойчивость оставляла желать лучшего, не выдерживали нагрузок трубы рамы. Да, она получилась легкой и упругой, но чрезмерно: остов «гулял»…
Этап №2
В 1985-м после доработок провели еще одни испытания, в т. ч. краш-тест. Фронатльный удар электромобиль выдержал с честью. Причем настолько, что после небольшого ремонта авто опять отправили на испытания! Но боковое воздействие оказалось фатальным: «2702» развалился пополам, АКБ с кабиной полетели в одну сторону, мотор вместе с мостом – другую. Экземпляр списали.
Финал испытаний
Последний этап проходил осенью 1986-го года. Заключение начиналось «за здравие»: указывалось, что представленный образец отвечает требованиям техзадания. Однако комиссия «не рекомендовала» ставить новую модель на конвейер. Связано это было с недостатками используемого аккумулятора НЦ-125-У2. По ГОСТу, ее обслуживание должно было осуществляться каждые 4 тыс. км пробега, а не 800, как в реальности. А трудоемкость ТО АКБ оказалась выше требуемой в 4,4 раза.
На испытаниях: проезд по булыжникам. Фото: YouTube.com
Одним словом, было сказано что-то вроде «ребята, машина у вас хорошая, но аккумуляторы не годятся: придется подождать, пока придумают что-то получше». К тому же батареи НЦ-125-У2 к 86-му году предприятие «Источник» выпускать перестало, сосредоточившись на производстве одного из популярных в СССР элементе питания «Крона».
«Золотой» фургон и попытки возрождения
Проект не сразу забросили на самом заводе: меняли дизайн, устанавливая прямоугольную оптику, создали тентованную версию электромобиля. Последний раз ВАЗ-2702 видели на выставке в 1986-м. Этот экземпляр остался в краеведческом музее Тольятти.
Одна из последних версий под тент. Фото: YouTube.com
Выводы экономистов мало утешали: машина получалась «золотой»! И это только, если учитывать стоимость аккумуляторов и рамы, сделанной из недешевого алюминия. При этом никакой альтернативы ни батареям, ни металлу не было. Вроде бы, все, конец! Но попытка наладить производство «2702» была и с неожиданной стороны.
Еще один «рывок»!
В 1988-м, когда уже официально была признана нецелесообразность серийного производства «2702», электромобилем неожиданно заинтересовался Виктор Тарасенко, возглавлявший компанию «Орион» (Кемерово). Директор фирмы рассчитывал организовать производство ВАЗ-2702 на Краснинском заводе самостоятельно. ВАЗ решился продать опытный образец Тарасенко за 36 тыс. советских рублей. Через бюрократию, а потом и «павловскую» реформу, глава «Ориона» получил требуемое: саму машину, документацию, приводы, позже решилась проблема с АКБ. Автомобиль удалось реанимировать и он заработал в штатном режиме, но до серийного производства все равно не дошел: на «дворе» забрезжили бурные 90-е…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....