Ил-86 – первый широкофюзеляжный пассажирский самолет в СССР
Советская авиация долго обходилась без больших авиалайнеров, способных перевозить около 300 пассажиров. Только в 60-х решили разработать свой широкофюзеляжный летательный аппарат.
Причина тут скорее в престиже Советского Союза, чем в реальной надобности. Так появился Ил-86. Историю этой модели, успевшей стать многократным рекордсменом, мы и расскажем сегодня.
Советский Союз, начиная с середины 40-х годов, постоянно пытался победить США в области различных достижений. Конечно, в первую очередь военных. Большинство стран Европы после окончания Второй Мировой войны была ввергнута в хаос нищеты и разрухи. Так что конкурировать с ними поначалу смысла не было.
СССР же феноменально быстрыми темпами восстанавливал свое могущество. Уже в конце 40-х годов было ясно, что в мире существует две сильнейшие державы – Советский Союз и США.
Вот только в гражданской сфере СССР отставал от Америки. Хотя, с другой стороны, государство было социально ориентированным, где-то простым людям жилось даже лучше, чем в США.
А вот широкофюзеляжных лайнеров в СССР долгое время не существовало. Даже когда в США появился Boeing-747, руководители Советского Союза отреагировали на это вяло. Дело в том, что огромная страна в таких летательных аппаратах (ЛА) в принципе и не нуждалась. В США и «загнивающую» Европу нашим людям был ход закрыт, только в составе небольших туристических групп из особо выдержанных. В такие страны как Куба и Индия никто массово и не стремился.
В общем, какой-то острой надобности в создании больших трансконтинентальных гражданских самолетов Советский Союз не испытывал. Хотя, престиж требовал ответить американцам, особенно после того, как в Европе появился свой большой авиалайнер – Airbus A300. Кстати, этот самолет создали специально, чтобы подорвать монополию Boeing-747, но это уже совсем другая история.
Американский авиалайнер появился согласно законам капитализма – рынок требовал подобную модель, он ее и получил. Жители США могли себе позволить в те годы массовые полеты в разные страны мира. Для авиакомпаний выгодно было использовать для этого самые большие самолеты.
Boeing-747 сразу поднялся на голову выше всех конкурентов. Он задал новую планку, после чего другим брендам пришлось смириться, терпя убытки и пытаясь приспособиться к новым реалиям. В Европе это обернулось слиянием нескольких фирм из Великобритании, Франции и ФРГ, создавшим Airbus A300.
Советскому Союзу не нужно было ни с кем конкурировать, а гражданская авиация вполне обходилась такими самолетами как:
✅ Ту-134/154
✅ Ил-18/62
✅ Як-40
Но и Аэрофлот сигнализировал о возросшей на него нагрузке. Благосостояние советских граждан росло – они начали больше летать на курорты. Билетов в сезон на всех не хватало – появился спрос.
Аэрофлот запросил новый большой ЛА в 1967 году. Совет министров оперативно отреагировал на это, приняв соответствующее постановление.
Проектом сразу занялось КБ Ильюшина. Инженеры решили обойтись «малой кровью», то есть, создать самолет на шасси уже существующей модели. Так появился Ил-62-250.
Данный летательный аппарат рассчитан на 250 человек, для чего пришлось увеличить фюзеляж. Но этого было недостаточно – понадобилось установить больше кресел в ряд. В самолете становилось тесно, уровень комфорта сразу же упал. Это было неприемлемо для авиалайнера, поэтому от проекта в таком исполнении отказались.
В 1970 году КБ Ильюшина получило официальное задание на создание нового самолета, рассчитанного на 350 пассажиров. Эту модель предполагалось разрабатывать с нуля.
В 1972 году уже было известно, что новый самолет получит название Ил-86. Плюс конструкторы имели дополнительное задание – сделать ЛА, способный перевозить багаж по схеме «при себе».
Самый главный вопрос, который предстояло решить на первых порах – это довести число мест до 350. Казалось бы, ничего сложного в этом нет, знай себе, увеличивай фюзеляж. Но это не автобус, а самолет – для него важна аэродинамика.
Поэтому пришлось постараться. В итоге летательный аппарат получился двухпалубным. Нижний ярус был отдан на откуп багажу, а пассажиры размещались на верхнем «этаже». Благодаря сотрудничеству с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского, КБ Ильюшина получило необходимый фюзеляж. Кресла там расположены по 9 штук в ряду с двумя проходами между ними, то есть блоками по 3.
Благодаря слаженной работе конструкторов, Ил-86 мог в теории подниматься в воздух даже с коротких взлетно-посадочных полос, несмотря на свои размеры.
В фюзеляже летательного аппарата предусмотрели три люка для посадки пассажиров. Они сразу попадали на первую палубу, оснащенную специальными стеллажами для багажа. Там клиенты оставляли свои вещи и поднимались наверх.
Первый полет новый самолет совершил в 1976 года. Это был опытный экземпляр и управлял им пилот Кузнецов.
Технические рейсы в разные советские города Ил-86 совершал с весны 1978 года. Но первый коммерческий полет состоялся в 1980 г.
Новый ЛА получился откровенно удачным. Более того, он был выдающимся для своего времени и превосходил зарубежные аналоги. Судить об этом можно по 17 рекордам, установленным только до осени 1981 года. Их не могли побить более 20 лет. В 1981 г. создатели авиалайнера получили ряд премий и наград.
Ил-86 – классический низкоплан с четырьмя турбореактивными двигателями. Крыло у самолета стреловидное, а оперение однокилевое.
Так как это был первым широкофюзележным советским авиалайнером на такое большое количество пассажиров, для него пришлось создавать новые двигатели. Их сделали не с нуля, а путем модернизации НК-8, устанавливаемых на Ту-154Б и Ил-62.
Новые силовые агрегаты получили индекс НК-86. Кстати, именно из-за этих моторов от самолета и отказались в итоге. Двигатели имели ряд недостатков:
✅ Высокий уровень шума
✅ Низкую тяговооруженность
✅ Огромный расход топлива
Но в салоне пассажиры не жаловались на громкую работу двигателей. Инженеры КБ Ильюшина хорошо поработали над звукоизоляцией.
Кстати, еще во время существования Советского Союза были предприняты попытки модернизировать Ил-86. На самолеты планировали устанавливать мощные двигатели от компании Rolls-Royce. Сбыться данному проекту помешала сначала «перестройка», а потом развал СССР.
Конструкторское бюро Ильюшина приняло решение отказаться от модернизации. Вместо него собирались выпустить Ил-96, но новая модель так и не стала массовой.
Ил-86 эксплуатировались до 2011 года. В итоге место отечественных авиалайнеров в российских компаниях заняли б/у Airbus и Boeing. Как показали последние события – это тупиковая схема. После введения экономических санкций против Российской Федерации, авиакомпании не могут даже починить вышедшие из строя самолеты. Не говоря уже о приобретении новых.
Стране нужны свои авиалайнеры. Иначе можно остаться вообще без пассажирских самолетов.
Причина тут скорее в престиже Советского Союза, чем в реальной надобности. Так появился Ил-86. Историю этой модели, успевшей стать многократным рекордсменом, мы и расскажем сегодня.
Почему так поздно?
Советский Союз, начиная с середины 40-х годов, постоянно пытался победить США в области различных достижений. Конечно, в первую очередь военных. Большинство стран Европы после окончания Второй Мировой войны была ввергнута в хаос нищеты и разрухи. Так что конкурировать с ними поначалу смысла не было.
На взлетной полосе Ил-86 уже увидеть не получится. Фото: Youtube.com
СССР же феноменально быстрыми темпами восстанавливал свое могущество. Уже в конце 40-х годов было ясно, что в мире существует две сильнейшие державы – Советский Союз и США.
Вот только в гражданской сфере СССР отставал от Америки. Хотя, с другой стороны, государство было социально ориентированным, где-то простым людям жилось даже лучше, чем в США.
Гражданскую авиацию начали массово развивать в 50-х годах. Сейчас сложно в это поверить, но для граждан СССР полеты быстро стали обыденностью. Даже бабушки и дедушки предпочитали перемещаться по воздуху, пользуясь местными авиалиниями.
А вот широкофюзеляжных лайнеров в СССР долгое время не существовало. Даже когда в США появился Boeing-747, руководители Советского Союза отреагировали на это вяло. Дело в том, что огромная страна в таких летательных аппаратах (ЛА) в принципе и не нуждалась. В США и «загнивающую» Европу нашим людям был ход закрыт, только в составе небольших туристических групп из особо выдержанных. В такие страны как Куба и Индия никто массово и не стремился.
Одна из модификаций Boeing-747. Фото: Youtube.com
В общем, какой-то острой надобности в создании больших трансконтинентальных гражданских самолетов Советский Союз не испытывал. Хотя, престиж требовал ответить американцам, особенно после того, как в Европе появился свой большой авиалайнер – Airbus A300. Кстати, этот самолет создали специально, чтобы подорвать монополию Boeing-747, но это уже совсем другая история.
Американский авиалайнер появился согласно законам капитализма – рынок требовал подобную модель, он ее и получил. Жители США могли себе позволить в те годы массовые полеты в разные страны мира. Для авиакомпаний выгодно было использовать для этого самые большие самолеты.
Airbus A300. Фото: Youtube.com
Boeing-747 сразу поднялся на голову выше всех конкурентов. Он задал новую планку, после чего другим брендам пришлось смириться, терпя убытки и пытаясь приспособиться к новым реалиям. В Европе это обернулось слиянием нескольких фирм из Великобритании, Франции и ФРГ, создавшим Airbus A300.
Советскому Союзу не нужно было ни с кем конкурировать, а гражданская авиация вполне обходилась такими самолетами как:
✅ Ту-134/154
✅ Ил-18/62
✅ Як-40
Но и Аэрофлот сигнализировал о возросшей на него нагрузке. Благосостояние советских граждан росло – они начали больше летать на курорты. Билетов в сезон на всех не хватало – появился спрос.
Неудачные попытки
Аэрофлот запросил новый большой ЛА в 1967 году. Совет министров оперативно отреагировал на это, приняв соответствующее постановление.
Ил-86 в очередном рейсе. Фото: Youtube.com
Проектом сразу занялось КБ Ильюшина. Инженеры решили обойтись «малой кровью», то есть, создать самолет на шасси уже существующей модели. Так появился Ил-62-250.
Данный летательный аппарат рассчитан на 250 человек, для чего пришлось увеличить фюзеляж. Но этого было недостаточно – понадобилось установить больше кресел в ряд. В самолете становилось тесно, уровень комфорта сразу же упал. Это было неприемлемо для авиалайнера, поэтому от проекта в таком исполнении отказались.
Были мысли создать двухпалубную модель и версию с большим овальным фюзеляжем и парой кабин. Но от этих проектов отказались сразу, даже не приступив к их реализации.
В 1970 году КБ Ильюшина получило официальное задание на создание нового самолета, рассчитанного на 350 пассажиров. Эту модель предполагалось разрабатывать с нуля.
Кабина пилотов. Фото: Youtube.com
В 1972 году уже было известно, что новый самолет получит название Ил-86. Плюс конструкторы имели дополнительное задание – сделать ЛА, способный перевозить багаж по схеме «при себе».
Работы над авиалайнером
Самый главный вопрос, который предстояло решить на первых порах – это довести число мест до 350. Казалось бы, ничего сложного в этом нет, знай себе, увеличивай фюзеляж. Но это не автобус, а самолет – для него важна аэродинамика.
Поэтому пришлось постараться. В итоге летательный аппарат получился двухпалубным. Нижний ярус был отдан на откуп багажу, а пассажиры размещались на верхнем «этаже». Благодаря сотрудничеству с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского, КБ Ильюшина получило необходимый фюзеляж. Кресла там расположены по 9 штук в ряду с двумя проходами между ними, то есть блоками по 3.
В МГТУ ГА в Шереметьево можно сходить на экскурсию, где покажут Ил-86. Фото: Youtube.com
Благодаря слаженной работе конструкторов, Ил-86 мог в теории подниматься в воздух даже с коротких взлетно-посадочных полос, несмотря на свои размеры.
В фюзеляже летательного аппарата предусмотрели три люка для посадки пассажиров. Они сразу попадали на первую палубу, оснащенную специальными стеллажами для багажа. Там клиенты оставляли свои вещи и поднимались наверх.
Испытания и достижения
Первый полет новый самолет совершил в 1976 года. Это был опытный экземпляр и управлял им пилот Кузнецов.
Технические рейсы в разные советские города Ил-86 совершал с весны 1978 года. Но первый коммерческий полет состоялся в 1980 г.
Салон Ил-86. Фото: Youtube.com
Новый ЛА получился откровенно удачным. Более того, он был выдающимся для своего времени и превосходил зарубежные аналоги. Судить об этом можно по 17 рекордам, установленным только до осени 1981 года. Их не могли побить более 20 лет. В 1981 г. создатели авиалайнера получили ряд премий и наград.
Моторы и недостатки
Ил-86 – классический низкоплан с четырьмя турбореактивными двигателями. Крыло у самолета стреловидное, а оперение однокилевое.
Так как это был первым широкофюзележным советским авиалайнером на такое большое количество пассажиров, для него пришлось создавать новые двигатели. Их сделали не с нуля, а путем модернизации НК-8, устанавливаемых на Ту-154Б и Ил-62.
Новые силовые агрегаты получили индекс НК-86. Кстати, именно из-за этих моторов от самолета и отказались в итоге. Двигатели имели ряд недостатков:
✅ Высокий уровень шума
✅ Низкую тяговооруженность
✅ Огромный расход топлива
Но в салоне пассажиры не жаловались на громкую работу двигателей. Инженеры КБ Ильюшина хорошо поработали над звукоизоляцией.
Кстати, еще во время существования Советского Союза были предприняты попытки модернизировать Ил-86. На самолеты планировали устанавливать мощные двигатели от компании Rolls-Royce. Сбыться данному проекту помешала сначала «перестройка», а потом развал СССР.
Самолет получился красивый, в отличие от Boeing-747. Фото: Youtube.com
Конструкторское бюро Ильюшина приняло решение отказаться от модернизации. Вместо него собирались выпустить Ил-96, но новая модель так и не стала массовой.
Ил-86 эксплуатировались до 2011 года. В итоге место отечественных авиалайнеров в российских компаниях заняли б/у Airbus и Boeing. Как показали последние события – это тупиковая схема. После введения экономических санкций против Российской Федерации, авиакомпании не могут даже починить вышедшие из строя самолеты. Не говоря уже о приобретении новых.
Стране нужны свои авиалайнеры. Иначе можно остаться вообще без пассажирских самолетов.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...