
Ил-86 – первый широкофюзеляжный пассажирский самолет в СССР
Советская авиация долго обходилась без больших авиалайнеров, способных перевозить около 300 пассажиров. Только в 60-х решили разработать свой широкофюзеляжный летательный аппарат.
Причина тут скорее в престиже Советского Союза, чем в реальной надобности. Так появился Ил-86. Историю этой модели, успевшей стать многократным рекордсменом, мы и расскажем сегодня.
Советский Союз, начиная с середины 40-х годов, постоянно пытался победить США в области различных достижений. Конечно, в первую очередь военных. Большинство стран Европы после окончания Второй Мировой войны была ввергнута в хаос нищеты и разрухи. Так что конкурировать с ними поначалу смысла не было.
На взлетной полосе Ил-86 уже увидеть не получится. Фото: Youtube.com
СССР же феноменально быстрыми темпами восстанавливал свое могущество. Уже в конце 40-х годов было ясно, что в мире существует две сильнейшие державы – Советский Союз и США.
Вот только в гражданской сфере СССР отставал от Америки. Хотя, с другой стороны, государство было социально ориентированным, где-то простым людям жилось даже лучше, чем в США.
А вот широкофюзеляжных лайнеров в СССР долгое время не существовало. Даже когда в США появился Boeing-747, руководители Советского Союза отреагировали на это вяло. Дело в том, что огромная страна в таких летательных аппаратах (ЛА) в принципе и не нуждалась. В США и «загнивающую» Европу нашим людям был ход закрыт, только в составе небольших туристических групп из особо выдержанных. В такие страны как Куба и Индия никто массово и не стремился.
Одна из модификаций Boeing-747. Фото: Youtube.com
В общем, какой-то острой надобности в создании больших трансконтинентальных гражданских самолетов Советский Союз не испытывал. Хотя, престиж требовал ответить американцам, особенно после того, как в Европе появился свой большой авиалайнер – Airbus A300. Кстати, этот самолет создали специально, чтобы подорвать монополию Boeing-747, но это уже совсем другая история.
Американский авиалайнер появился согласно законам капитализма – рынок требовал подобную модель, он ее и получил. Жители США могли себе позволить в те годы массовые полеты в разные страны мира. Для авиакомпаний выгодно было использовать для этого самые большие самолеты.
Airbus A300. Фото: Youtube.com
Boeing-747 сразу поднялся на голову выше всех конкурентов. Он задал новую планку, после чего другим брендам пришлось смириться, терпя убытки и пытаясь приспособиться к новым реалиям. В Европе это обернулось слиянием нескольких фирм из Великобритании, Франции и ФРГ, создавшим Airbus A300.
Советскому Союзу не нужно было ни с кем конкурировать, а гражданская авиация вполне обходилась такими самолетами как:
✅ Ту-134/154
✅ Ил-18/62
✅ Як-40
Но и Аэрофлот сигнализировал о возросшей на него нагрузке. Благосостояние советских граждан росло – они начали больше летать на курорты. Билетов в сезон на всех не хватало – появился спрос.
Аэрофлот запросил новый большой ЛА в 1967 году. Совет министров оперативно отреагировал на это, приняв соответствующее постановление.
Ил-86 в очередном рейсе. Фото: Youtube.com
Проектом сразу занялось КБ Ильюшина. Инженеры решили обойтись «малой кровью», то есть, создать самолет на шасси уже существующей модели. Так появился Ил-62-250.
Данный летательный аппарат рассчитан на 250 человек, для чего пришлось увеличить фюзеляж. Но этого было недостаточно – понадобилось установить больше кресел в ряд. В самолете становилось тесно, уровень комфорта сразу же упал. Это было неприемлемо для авиалайнера, поэтому от проекта в таком исполнении отказались.
В 1970 году КБ Ильюшина получило официальное задание на создание нового самолета, рассчитанного на 350 пассажиров. Эту модель предполагалось разрабатывать с нуля.
Кабина пилотов. Фото: Youtube.com
В 1972 году уже было известно, что новый самолет получит название Ил-86. Плюс конструкторы имели дополнительное задание – сделать ЛА, способный перевозить багаж по схеме «при себе».
Самый главный вопрос, который предстояло решить на первых порах – это довести число мест до 350. Казалось бы, ничего сложного в этом нет, знай себе, увеличивай фюзеляж. Но это не автобус, а самолет – для него важна аэродинамика.
Поэтому пришлось постараться. В итоге летательный аппарат получился двухпалубным. Нижний ярус был отдан на откуп багажу, а пассажиры размещались на верхнем «этаже». Благодаря сотрудничеству с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского, КБ Ильюшина получило необходимый фюзеляж. Кресла там расположены по 9 штук в ряду с двумя проходами между ними, то есть блоками по 3.
В МГТУ ГА в Шереметьево можно сходить на экскурсию, где покажут Ил-86. Фото: Youtube.com
Благодаря слаженной работе конструкторов, Ил-86 мог в теории подниматься в воздух даже с коротких взлетно-посадочных полос, несмотря на свои размеры.
В фюзеляже летательного аппарата предусмотрели три люка для посадки пассажиров. Они сразу попадали на первую палубу, оснащенную специальными стеллажами для багажа. Там клиенты оставляли свои вещи и поднимались наверх.
Первый полет новый самолет совершил в 1976 года. Это был опытный экземпляр и управлял им пилот Кузнецов.
Технические рейсы в разные советские города Ил-86 совершал с весны 1978 года. Но первый коммерческий полет состоялся в 1980 г.
Салон Ил-86. Фото: Youtube.com
Новый ЛА получился откровенно удачным. Более того, он был выдающимся для своего времени и превосходил зарубежные аналоги. Судить об этом можно по 17 рекордам, установленным только до осени 1981 года. Их не могли побить более 20 лет. В 1981 г. создатели авиалайнера получили ряд премий и наград.
Ил-86 – классический низкоплан с четырьмя турбореактивными двигателями. Крыло у самолета стреловидное, а оперение однокилевое.
Так как это был первым широкофюзележным советским авиалайнером на такое большое количество пассажиров, для него пришлось создавать новые двигатели. Их сделали не с нуля, а путем модернизации НК-8, устанавливаемых на Ту-154Б и Ил-62.
Новые силовые агрегаты получили индекс НК-86. Кстати, именно из-за этих моторов от самолета и отказались в итоге. Двигатели имели ряд недостатков:
✅ Высокий уровень шума
✅ Низкую тяговооруженность
✅ Огромный расход топлива
Но в салоне пассажиры не жаловались на громкую работу двигателей. Инженеры КБ Ильюшина хорошо поработали над звукоизоляцией.
Кстати, еще во время существования Советского Союза были предприняты попытки модернизировать Ил-86. На самолеты планировали устанавливать мощные двигатели от компании Rolls-Royce. Сбыться данному проекту помешала сначала «перестройка», а потом развал СССР.
Самолет получился красивый, в отличие от Boeing-747. Фото: Youtube.com
Конструкторское бюро Ильюшина приняло решение отказаться от модернизации. Вместо него собирались выпустить Ил-96, но новая модель так и не стала массовой.
Ил-86 эксплуатировались до 2011 года. В итоге место отечественных авиалайнеров в российских компаниях заняли б/у Airbus и Boeing. Как показали последние события – это тупиковая схема. После введения экономических санкций против Российской Федерации, авиакомпании не могут даже починить вышедшие из строя самолеты. Не говоря уже о приобретении новых.
Стране нужны свои авиалайнеры. Иначе можно остаться вообще без пассажирских самолетов.
Причина тут скорее в престиже Советского Союза, чем в реальной надобности. Так появился Ил-86. Историю этой модели, успевшей стать многократным рекордсменом, мы и расскажем сегодня.
Почему так поздно?
Советский Союз, начиная с середины 40-х годов, постоянно пытался победить США в области различных достижений. Конечно, в первую очередь военных. Большинство стран Европы после окончания Второй Мировой войны была ввергнута в хаос нищеты и разрухи. Так что конкурировать с ними поначалу смысла не было.

СССР же феноменально быстрыми темпами восстанавливал свое могущество. Уже в конце 40-х годов было ясно, что в мире существует две сильнейшие державы – Советский Союз и США.
Вот только в гражданской сфере СССР отставал от Америки. Хотя, с другой стороны, государство было социально ориентированным, где-то простым людям жилось даже лучше, чем в США.
Гражданскую авиацию начали массово развивать в 50-х годах. Сейчас сложно в это поверить, но для граждан СССР полеты быстро стали обыденностью. Даже бабушки и дедушки предпочитали перемещаться по воздуху, пользуясь местными авиалиниями.
А вот широкофюзеляжных лайнеров в СССР долгое время не существовало. Даже когда в США появился Boeing-747, руководители Советского Союза отреагировали на это вяло. Дело в том, что огромная страна в таких летательных аппаратах (ЛА) в принципе и не нуждалась. В США и «загнивающую» Европу нашим людям был ход закрыт, только в составе небольших туристических групп из особо выдержанных. В такие страны как Куба и Индия никто массово и не стремился.

В общем, какой-то острой надобности в создании больших трансконтинентальных гражданских самолетов Советский Союз не испытывал. Хотя, престиж требовал ответить американцам, особенно после того, как в Европе появился свой большой авиалайнер – Airbus A300. Кстати, этот самолет создали специально, чтобы подорвать монополию Boeing-747, но это уже совсем другая история.
Американский авиалайнер появился согласно законам капитализма – рынок требовал подобную модель, он ее и получил. Жители США могли себе позволить в те годы массовые полеты в разные страны мира. Для авиакомпаний выгодно было использовать для этого самые большие самолеты.

Boeing-747 сразу поднялся на голову выше всех конкурентов. Он задал новую планку, после чего другим брендам пришлось смириться, терпя убытки и пытаясь приспособиться к новым реалиям. В Европе это обернулось слиянием нескольких фирм из Великобритании, Франции и ФРГ, создавшим Airbus A300.
Советскому Союзу не нужно было ни с кем конкурировать, а гражданская авиация вполне обходилась такими самолетами как:
✅ Ту-134/154
✅ Ил-18/62
✅ Як-40
Но и Аэрофлот сигнализировал о возросшей на него нагрузке. Благосостояние советских граждан росло – они начали больше летать на курорты. Билетов в сезон на всех не хватало – появился спрос.
Неудачные попытки
Аэрофлот запросил новый большой ЛА в 1967 году. Совет министров оперативно отреагировал на это, приняв соответствующее постановление.

Проектом сразу занялось КБ Ильюшина. Инженеры решили обойтись «малой кровью», то есть, создать самолет на шасси уже существующей модели. Так появился Ил-62-250.
Данный летательный аппарат рассчитан на 250 человек, для чего пришлось увеличить фюзеляж. Но этого было недостаточно – понадобилось установить больше кресел в ряд. В самолете становилось тесно, уровень комфорта сразу же упал. Это было неприемлемо для авиалайнера, поэтому от проекта в таком исполнении отказались.
Были мысли создать двухпалубную модель и версию с большим овальным фюзеляжем и парой кабин. Но от этих проектов отказались сразу, даже не приступив к их реализации.
В 1970 году КБ Ильюшина получило официальное задание на создание нового самолета, рассчитанного на 350 пассажиров. Эту модель предполагалось разрабатывать с нуля.

В 1972 году уже было известно, что новый самолет получит название Ил-86. Плюс конструкторы имели дополнительное задание – сделать ЛА, способный перевозить багаж по схеме «при себе».
Работы над авиалайнером
Самый главный вопрос, который предстояло решить на первых порах – это довести число мест до 350. Казалось бы, ничего сложного в этом нет, знай себе, увеличивай фюзеляж. Но это не автобус, а самолет – для него важна аэродинамика.
Поэтому пришлось постараться. В итоге летательный аппарат получился двухпалубным. Нижний ярус был отдан на откуп багажу, а пассажиры размещались на верхнем «этаже». Благодаря сотрудничеству с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского, КБ Ильюшина получило необходимый фюзеляж. Кресла там расположены по 9 штук в ряду с двумя проходами между ними, то есть блоками по 3.

Благодаря слаженной работе конструкторов, Ил-86 мог в теории подниматься в воздух даже с коротких взлетно-посадочных полос, несмотря на свои размеры.
В фюзеляже летательного аппарата предусмотрели три люка для посадки пассажиров. Они сразу попадали на первую палубу, оснащенную специальными стеллажами для багажа. Там клиенты оставляли свои вещи и поднимались наверх.
Испытания и достижения
Первый полет новый самолет совершил в 1976 года. Это был опытный экземпляр и управлял им пилот Кузнецов.
Технические рейсы в разные советские города Ил-86 совершал с весны 1978 года. Но первый коммерческий полет состоялся в 1980 г.

Новый ЛА получился откровенно удачным. Более того, он был выдающимся для своего времени и превосходил зарубежные аналоги. Судить об этом можно по 17 рекордам, установленным только до осени 1981 года. Их не могли побить более 20 лет. В 1981 г. создатели авиалайнера получили ряд премий и наград.
Моторы и недостатки
Ил-86 – классический низкоплан с четырьмя турбореактивными двигателями. Крыло у самолета стреловидное, а оперение однокилевое.
Так как это был первым широкофюзележным советским авиалайнером на такое большое количество пассажиров, для него пришлось создавать новые двигатели. Их сделали не с нуля, а путем модернизации НК-8, устанавливаемых на Ту-154Б и Ил-62.
Новые силовые агрегаты получили индекс НК-86. Кстати, именно из-за этих моторов от самолета и отказались в итоге. Двигатели имели ряд недостатков:
✅ Высокий уровень шума
✅ Низкую тяговооруженность
✅ Огромный расход топлива
Но в салоне пассажиры не жаловались на громкую работу двигателей. Инженеры КБ Ильюшина хорошо поработали над звукоизоляцией.
Кстати, еще во время существования Советского Союза были предприняты попытки модернизировать Ил-86. На самолеты планировали устанавливать мощные двигатели от компании Rolls-Royce. Сбыться данному проекту помешала сначала «перестройка», а потом развал СССР.

Конструкторское бюро Ильюшина приняло решение отказаться от модернизации. Вместо него собирались выпустить Ил-96, но новая модель так и не стала массовой.
Ил-86 эксплуатировались до 2011 года. В итоге место отечественных авиалайнеров в российских компаниях заняли б/у Airbus и Boeing. Как показали последние события – это тупиковая схема. После введения экономических санкций против Российской Федерации, авиакомпании не могут даже починить вышедшие из строя самолеты. Не говоря уже о приобретении новых.
Стране нужны свои авиалайнеры. Иначе можно остаться вообще без пассажирских самолетов.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...