Ил-86 – первый широкофюзеляжный пассажирский самолет в СССР
Советская авиация долго обходилась без больших авиалайнеров, способных перевозить около 300 пассажиров. Только в 60-х решили разработать свой широкофюзеляжный летательный аппарат.
Причина тут скорее в престиже Советского Союза, чем в реальной надобности. Так появился Ил-86. Историю этой модели, успевшей стать многократным рекордсменом, мы и расскажем сегодня.
Советский Союз, начиная с середины 40-х годов, постоянно пытался победить США в области различных достижений. Конечно, в первую очередь военных. Большинство стран Европы после окончания Второй Мировой войны была ввергнута в хаос нищеты и разрухи. Так что конкурировать с ними поначалу смысла не было.
СССР же феноменально быстрыми темпами восстанавливал свое могущество. Уже в конце 40-х годов было ясно, что в мире существует две сильнейшие державы – Советский Союз и США.
Вот только в гражданской сфере СССР отставал от Америки. Хотя, с другой стороны, государство было социально ориентированным, где-то простым людям жилось даже лучше, чем в США.
А вот широкофюзеляжных лайнеров в СССР долгое время не существовало. Даже когда в США появился Boeing-747, руководители Советского Союза отреагировали на это вяло. Дело в том, что огромная страна в таких летательных аппаратах (ЛА) в принципе и не нуждалась. В США и «загнивающую» Европу нашим людям был ход закрыт, только в составе небольших туристических групп из особо выдержанных. В такие страны как Куба и Индия никто массово и не стремился.
В общем, какой-то острой надобности в создании больших трансконтинентальных гражданских самолетов Советский Союз не испытывал. Хотя, престиж требовал ответить американцам, особенно после того, как в Европе появился свой большой авиалайнер – Airbus A300. Кстати, этот самолет создали специально, чтобы подорвать монополию Boeing-747, но это уже совсем другая история.
Американский авиалайнер появился согласно законам капитализма – рынок требовал подобную модель, он ее и получил. Жители США могли себе позволить в те годы массовые полеты в разные страны мира. Для авиакомпаний выгодно было использовать для этого самые большие самолеты.
Boeing-747 сразу поднялся на голову выше всех конкурентов. Он задал новую планку, после чего другим брендам пришлось смириться, терпя убытки и пытаясь приспособиться к новым реалиям. В Европе это обернулось слиянием нескольких фирм из Великобритании, Франции и ФРГ, создавшим Airbus A300.
Советскому Союзу не нужно было ни с кем конкурировать, а гражданская авиация вполне обходилась такими самолетами как:
✅ Ту-134/154
✅ Ил-18/62
✅ Як-40
Но и Аэрофлот сигнализировал о возросшей на него нагрузке. Благосостояние советских граждан росло – они начали больше летать на курорты. Билетов в сезон на всех не хватало – появился спрос.
Аэрофлот запросил новый большой ЛА в 1967 году. Совет министров оперативно отреагировал на это, приняв соответствующее постановление.
Проектом сразу занялось КБ Ильюшина. Инженеры решили обойтись «малой кровью», то есть, создать самолет на шасси уже существующей модели. Так появился Ил-62-250.
Данный летательный аппарат рассчитан на 250 человек, для чего пришлось увеличить фюзеляж. Но этого было недостаточно – понадобилось установить больше кресел в ряд. В самолете становилось тесно, уровень комфорта сразу же упал. Это было неприемлемо для авиалайнера, поэтому от проекта в таком исполнении отказались.
В 1970 году КБ Ильюшина получило официальное задание на создание нового самолета, рассчитанного на 350 пассажиров. Эту модель предполагалось разрабатывать с нуля.
В 1972 году уже было известно, что новый самолет получит название Ил-86. Плюс конструкторы имели дополнительное задание – сделать ЛА, способный перевозить багаж по схеме «при себе».
Самый главный вопрос, который предстояло решить на первых порах – это довести число мест до 350. Казалось бы, ничего сложного в этом нет, знай себе, увеличивай фюзеляж. Но это не автобус, а самолет – для него важна аэродинамика.
Поэтому пришлось постараться. В итоге летательный аппарат получился двухпалубным. Нижний ярус был отдан на откуп багажу, а пассажиры размещались на верхнем «этаже». Благодаря сотрудничеству с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского, КБ Ильюшина получило необходимый фюзеляж. Кресла там расположены по 9 штук в ряду с двумя проходами между ними, то есть блоками по 3.
Благодаря слаженной работе конструкторов, Ил-86 мог в теории подниматься в воздух даже с коротких взлетно-посадочных полос, несмотря на свои размеры.
В фюзеляже летательного аппарата предусмотрели три люка для посадки пассажиров. Они сразу попадали на первую палубу, оснащенную специальными стеллажами для багажа. Там клиенты оставляли свои вещи и поднимались наверх.
Первый полет новый самолет совершил в 1976 года. Это был опытный экземпляр и управлял им пилот Кузнецов.
Технические рейсы в разные советские города Ил-86 совершал с весны 1978 года. Но первый коммерческий полет состоялся в 1980 г.
Новый ЛА получился откровенно удачным. Более того, он был выдающимся для своего времени и превосходил зарубежные аналоги. Судить об этом можно по 17 рекордам, установленным только до осени 1981 года. Их не могли побить более 20 лет. В 1981 г. создатели авиалайнера получили ряд премий и наград.
Ил-86 – классический низкоплан с четырьмя турбореактивными двигателями. Крыло у самолета стреловидное, а оперение однокилевое.
Так как это был первым широкофюзележным советским авиалайнером на такое большое количество пассажиров, для него пришлось создавать новые двигатели. Их сделали не с нуля, а путем модернизации НК-8, устанавливаемых на Ту-154Б и Ил-62.
Новые силовые агрегаты получили индекс НК-86. Кстати, именно из-за этих моторов от самолета и отказались в итоге. Двигатели имели ряд недостатков:
✅ Высокий уровень шума
✅ Низкую тяговооруженность
✅ Огромный расход топлива
Но в салоне пассажиры не жаловались на громкую работу двигателей. Инженеры КБ Ильюшина хорошо поработали над звукоизоляцией.
Кстати, еще во время существования Советского Союза были предприняты попытки модернизировать Ил-86. На самолеты планировали устанавливать мощные двигатели от компании Rolls-Royce. Сбыться данному проекту помешала сначала «перестройка», а потом развал СССР.
Конструкторское бюро Ильюшина приняло решение отказаться от модернизации. Вместо него собирались выпустить Ил-96, но новая модель так и не стала массовой.
Ил-86 эксплуатировались до 2011 года. В итоге место отечественных авиалайнеров в российских компаниях заняли б/у Airbus и Boeing. Как показали последние события – это тупиковая схема. После введения экономических санкций против Российской Федерации, авиакомпании не могут даже починить вышедшие из строя самолеты. Не говоря уже о приобретении новых.
Стране нужны свои авиалайнеры. Иначе можно остаться вообще без пассажирских самолетов.
Причина тут скорее в престиже Советского Союза, чем в реальной надобности. Так появился Ил-86. Историю этой модели, успевшей стать многократным рекордсменом, мы и расскажем сегодня.
Почему так поздно?
Советский Союз, начиная с середины 40-х годов, постоянно пытался победить США в области различных достижений. Конечно, в первую очередь военных. Большинство стран Европы после окончания Второй Мировой войны была ввергнута в хаос нищеты и разрухи. Так что конкурировать с ними поначалу смысла не было.
На взлетной полосе Ил-86 уже увидеть не получится. Фото: Youtube.com
СССР же феноменально быстрыми темпами восстанавливал свое могущество. Уже в конце 40-х годов было ясно, что в мире существует две сильнейшие державы – Советский Союз и США.
Вот только в гражданской сфере СССР отставал от Америки. Хотя, с другой стороны, государство было социально ориентированным, где-то простым людям жилось даже лучше, чем в США.
Гражданскую авиацию начали массово развивать в 50-х годах. Сейчас сложно в это поверить, но для граждан СССР полеты быстро стали обыденностью. Даже бабушки и дедушки предпочитали перемещаться по воздуху, пользуясь местными авиалиниями.
А вот широкофюзеляжных лайнеров в СССР долгое время не существовало. Даже когда в США появился Boeing-747, руководители Советского Союза отреагировали на это вяло. Дело в том, что огромная страна в таких летательных аппаратах (ЛА) в принципе и не нуждалась. В США и «загнивающую» Европу нашим людям был ход закрыт, только в составе небольших туристических групп из особо выдержанных. В такие страны как Куба и Индия никто массово и не стремился.
Одна из модификаций Boeing-747. Фото: Youtube.com
В общем, какой-то острой надобности в создании больших трансконтинентальных гражданских самолетов Советский Союз не испытывал. Хотя, престиж требовал ответить американцам, особенно после того, как в Европе появился свой большой авиалайнер – Airbus A300. Кстати, этот самолет создали специально, чтобы подорвать монополию Boeing-747, но это уже совсем другая история.
Американский авиалайнер появился согласно законам капитализма – рынок требовал подобную модель, он ее и получил. Жители США могли себе позволить в те годы массовые полеты в разные страны мира. Для авиакомпаний выгодно было использовать для этого самые большие самолеты.
Airbus A300. Фото: Youtube.com
Boeing-747 сразу поднялся на голову выше всех конкурентов. Он задал новую планку, после чего другим брендам пришлось смириться, терпя убытки и пытаясь приспособиться к новым реалиям. В Европе это обернулось слиянием нескольких фирм из Великобритании, Франции и ФРГ, создавшим Airbus A300.
Советскому Союзу не нужно было ни с кем конкурировать, а гражданская авиация вполне обходилась такими самолетами как:
✅ Ту-134/154
✅ Ил-18/62
✅ Як-40
Но и Аэрофлот сигнализировал о возросшей на него нагрузке. Благосостояние советских граждан росло – они начали больше летать на курорты. Билетов в сезон на всех не хватало – появился спрос.
Неудачные попытки
Аэрофлот запросил новый большой ЛА в 1967 году. Совет министров оперативно отреагировал на это, приняв соответствующее постановление.
Ил-86 в очередном рейсе. Фото: Youtube.com
Проектом сразу занялось КБ Ильюшина. Инженеры решили обойтись «малой кровью», то есть, создать самолет на шасси уже существующей модели. Так появился Ил-62-250.
Данный летательный аппарат рассчитан на 250 человек, для чего пришлось увеличить фюзеляж. Но этого было недостаточно – понадобилось установить больше кресел в ряд. В самолете становилось тесно, уровень комфорта сразу же упал. Это было неприемлемо для авиалайнера, поэтому от проекта в таком исполнении отказались.
Были мысли создать двухпалубную модель и версию с большим овальным фюзеляжем и парой кабин. Но от этих проектов отказались сразу, даже не приступив к их реализации.
В 1970 году КБ Ильюшина получило официальное задание на создание нового самолета, рассчитанного на 350 пассажиров. Эту модель предполагалось разрабатывать с нуля.
Кабина пилотов. Фото: Youtube.com
В 1972 году уже было известно, что новый самолет получит название Ил-86. Плюс конструкторы имели дополнительное задание – сделать ЛА, способный перевозить багаж по схеме «при себе».
Работы над авиалайнером
Самый главный вопрос, который предстояло решить на первых порах – это довести число мест до 350. Казалось бы, ничего сложного в этом нет, знай себе, увеличивай фюзеляж. Но это не автобус, а самолет – для него важна аэродинамика.
Поэтому пришлось постараться. В итоге летательный аппарат получился двухпалубным. Нижний ярус был отдан на откуп багажу, а пассажиры размещались на верхнем «этаже». Благодаря сотрудничеству с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского, КБ Ильюшина получило необходимый фюзеляж. Кресла там расположены по 9 штук в ряду с двумя проходами между ними, то есть блоками по 3.
В МГТУ ГА в Шереметьево можно сходить на экскурсию, где покажут Ил-86. Фото: Youtube.com
Благодаря слаженной работе конструкторов, Ил-86 мог в теории подниматься в воздух даже с коротких взлетно-посадочных полос, несмотря на свои размеры.
В фюзеляже летательного аппарата предусмотрели три люка для посадки пассажиров. Они сразу попадали на первую палубу, оснащенную специальными стеллажами для багажа. Там клиенты оставляли свои вещи и поднимались наверх.
Испытания и достижения
Первый полет новый самолет совершил в 1976 года. Это был опытный экземпляр и управлял им пилот Кузнецов.
Технические рейсы в разные советские города Ил-86 совершал с весны 1978 года. Но первый коммерческий полет состоялся в 1980 г.
Салон Ил-86. Фото: Youtube.com
Новый ЛА получился откровенно удачным. Более того, он был выдающимся для своего времени и превосходил зарубежные аналоги. Судить об этом можно по 17 рекордам, установленным только до осени 1981 года. Их не могли побить более 20 лет. В 1981 г. создатели авиалайнера получили ряд премий и наград.
Моторы и недостатки
Ил-86 – классический низкоплан с четырьмя турбореактивными двигателями. Крыло у самолета стреловидное, а оперение однокилевое.
Так как это был первым широкофюзележным советским авиалайнером на такое большое количество пассажиров, для него пришлось создавать новые двигатели. Их сделали не с нуля, а путем модернизации НК-8, устанавливаемых на Ту-154Б и Ил-62.
Новые силовые агрегаты получили индекс НК-86. Кстати, именно из-за этих моторов от самолета и отказались в итоге. Двигатели имели ряд недостатков:
✅ Высокий уровень шума
✅ Низкую тяговооруженность
✅ Огромный расход топлива
Но в салоне пассажиры не жаловались на громкую работу двигателей. Инженеры КБ Ильюшина хорошо поработали над звукоизоляцией.
Кстати, еще во время существования Советского Союза были предприняты попытки модернизировать Ил-86. На самолеты планировали устанавливать мощные двигатели от компании Rolls-Royce. Сбыться данному проекту помешала сначала «перестройка», а потом развал СССР.
Самолет получился красивый, в отличие от Boeing-747. Фото: Youtube.com
Конструкторское бюро Ильюшина приняло решение отказаться от модернизации. Вместо него собирались выпустить Ил-96, но новая модель так и не стала массовой.
Ил-86 эксплуатировались до 2011 года. В итоге место отечественных авиалайнеров в российских компаниях заняли б/у Airbus и Boeing. Как показали последние события – это тупиковая схема. После введения экономических санкций против Российской Федерации, авиакомпании не могут даже починить вышедшие из строя самолеты. Не говоря уже о приобретении новых.
Стране нужны свои авиалайнеры. Иначе можно остаться вообще без пассажирских самолетов.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...