Причина тут скорее в престиже Советского Союза, чем в реальной надобности. Так появился Ил-86. Историю этой модели, успевшей стать многократным рекордсменом, мы и расскажем сегодня.
Почему так поздно?
Советский Союз, начиная с середины 40-х годов, постоянно пытался победить США в области различных достижений. Конечно, в первую очередь военных. Большинство стран Европы после окончания Второй Мировой войны была ввергнута в хаос нищеты и разрухи. Так что конкурировать с ними поначалу смысла не было.
На взлетной полосе Ил-86 уже увидеть не получится. Фото: Youtube.com
СССР же феноменально быстрыми темпами восстанавливал свое могущество. Уже в конце 40-х годов было ясно, что в мире существует две сильнейшие державы – Советский Союз и США.
Вот только в гражданской сфере СССР отставал от Америки. Хотя, с другой стороны, государство было социально ориентированным, где-то простым людям жилось даже лучше, чем в США.
Гражданскую авиацию начали массово развивать в 50-х годах. Сейчас сложно в это поверить, но для граждан СССР полеты быстро стали обыденностью. Даже бабушки и дедушки предпочитали перемещаться по воздуху, пользуясь местными авиалиниями.
А вот широкофюзеляжных лайнеров в СССР долгое время не существовало. Даже когда в США появился Boeing-747, руководители Советского Союза отреагировали на это вяло. Дело в том, что огромная страна в таких летательных аппаратах (ЛА) в принципе и не нуждалась. В США и «загнивающую» Европу нашим людям был ход закрыт, только в составе небольших туристических групп из особо выдержанных. В такие страны как Куба и Индия никто массово и не стремился.
Одна из модификаций Boeing-747. Фото: Youtube.com
В общем, какой-то острой надобности в создании больших трансконтинентальных гражданских самолетов Советский Союз не испытывал. Хотя, престиж требовал ответить американцам, особенно после того, как в Европе появился свой большой авиалайнер – Airbus A300. Кстати, этот самолет создали специально, чтобы подорвать монополию Boeing-747, но это уже совсем другая история.
Американский авиалайнер появился согласно законам капитализма – рынок требовал подобную модель, он ее и получил. Жители США могли себе позволить в те годы массовые полеты в разные страны мира. Для авиакомпаний выгодно было использовать для этого самые большие самолеты.
Airbus A300. Фото: Youtube.com
Boeing-747 сразу поднялся на голову выше всех конкурентов. Он задал новую планку, после чего другим брендам пришлось смириться, терпя убытки и пытаясь приспособиться к новым реалиям. В Европе это обернулось слиянием нескольких фирм из Великобритании, Франции и ФРГ, создавшим Airbus A300.
Советскому Союзу не нужно было ни с кем конкурировать, а гражданская авиация вполне обходилась такими самолетами как:
✅ Ту-134/154
✅ Ил-18/62
✅ Як-40
Но и Аэрофлот сигнализировал о возросшей на него нагрузке. Благосостояние советских граждан росло – они начали больше летать на курорты. Билетов в сезон на всех не хватало – появился спрос.
Неудачные попытки
Аэрофлот запросил новый большой ЛА в 1967 году. Совет министров оперативно отреагировал на это, приняв соответствующее постановление.
Ил-86 в очередном рейсе. Фото: Youtube.com
Проектом сразу занялось КБ Ильюшина. Инженеры решили обойтись «малой кровью», то есть, создать самолет на шасси уже существующей модели. Так появился Ил-62-250.
Данный летательный аппарат рассчитан на 250 человек, для чего пришлось увеличить фюзеляж. Но этого было недостаточно – понадобилось установить больше кресел в ряд. В самолете становилось тесно, уровень комфорта сразу же упал. Это было неприемлемо для авиалайнера, поэтому от проекта в таком исполнении отказались.
Были мысли создать двухпалубную модель и версию с большим овальным фюзеляжем и парой кабин. Но от этих проектов отказались сразу, даже не приступив к их реализации.
В 1970 году КБ Ильюшина получило официальное задание на создание нового самолета, рассчитанного на 350 пассажиров. Эту модель предполагалось разрабатывать с нуля.
Кабина пилотов. Фото: Youtube.com
В 1972 году уже было известно, что новый самолет получит название Ил-86. Плюс конструкторы имели дополнительное задание – сделать ЛА, способный перевозить багаж по схеме «при себе».
Работы над авиалайнером
Самый главный вопрос, который предстояло решить на первых порах – это довести число мест до 350. Казалось бы, ничего сложного в этом нет, знай себе, увеличивай фюзеляж. Но это не автобус, а самолет – для него важна аэродинамика.
Поэтому пришлось постараться. В итоге летательный аппарат получился двухпалубным. Нижний ярус был отдан на откуп багажу, а пассажиры размещались на верхнем «этаже». Благодаря сотрудничеству с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского, КБ Ильюшина получило необходимый фюзеляж. Кресла там расположены по 9 штук в ряду с двумя проходами между ними, то есть блоками по 3.
В МГТУ ГА в Шереметьево можно сходить на экскурсию, где покажут Ил-86. Фото: Youtube.com
Благодаря слаженной работе конструкторов, Ил-86 мог в теории подниматься в воздух даже с коротких взлетно-посадочных полос, несмотря на свои размеры.
В фюзеляже летательного аппарата предусмотрели три люка для посадки пассажиров. Они сразу попадали на первую палубу, оснащенную специальными стеллажами для багажа. Там клиенты оставляли свои вещи и поднимались наверх.
Испытания и достижения
Первый полет новый самолет совершил в 1976 года. Это был опытный экземпляр и управлял им пилот Кузнецов.
Технические рейсы в разные советские города Ил-86 совершал с весны 1978 года. Но первый коммерческий полет состоялся в 1980 г.
Салон Ил-86. Фото: Youtube.com
Новый ЛА получился откровенно удачным. Более того, он был выдающимся для своего времени и превосходил зарубежные аналоги. Судить об этом можно по 17 рекордам, установленным только до осени 1981 года. Их не могли побить более 20 лет. В 1981 г. создатели авиалайнера получили ряд премий и наград.
Моторы и недостатки
Ил-86 – классический низкоплан с четырьмя турбореактивными двигателями. Крыло у самолета стреловидное, а оперение однокилевое.
Так как это был первым широкофюзележным советским авиалайнером на такое большое количество пассажиров, для него пришлось создавать новые двигатели. Их сделали не с нуля, а путем модернизации НК-8, устанавливаемых на Ту-154Б и Ил-62.
Новые силовые агрегаты получили индекс НК-86. Кстати, именно из-за этих моторов от самолета и отказались в итоге. Двигатели имели ряд недостатков:
✅ Высокий уровень шума
✅ Низкую тяговооруженность
✅ Огромный расход топлива
Но в салоне пассажиры не жаловались на громкую работу двигателей. Инженеры КБ Ильюшина хорошо поработали над звукоизоляцией.
Кстати, еще во время существования Советского Союза были предприняты попытки модернизировать Ил-86. На самолеты планировали устанавливать мощные двигатели от компании Rolls-Royce. Сбыться данному проекту помешала сначала «перестройка», а потом развал СССР.
Самолет получился красивый, в отличие от Boeing-747. Фото: Youtube.com
Конструкторское бюро Ильюшина приняло решение отказаться от модернизации. Вместо него собирались выпустить Ил-96, но новая модель так и не стала массовой.
Ил-86 эксплуатировались до 2011 года. В итоге место отечественных авиалайнеров в российских компаниях заняли б/у Airbus и Boeing. Как показали последние события – это тупиковая схема. После введения экономических санкций против Российской Федерации, авиакомпании не могут даже починить вышедшие из строя самолеты. Не говоря уже о приобретении новых.
Стране нужны свои авиалайнеры. Иначе можно остаться вообще без пассажирских самолетов.