
«Более 100 пусков в год»: Китай сделал очередной рывок в космос
Китай вновь продемонстрировал уверенное продвижение к космическому лидерству: с космодрома Сичан взмыла ракета Long March 3B, доставив на геостационарную орбиту аппарат TJS-17 – новейший спутник из закрытой технологической линейки Tongxin Jishu Shiyan.
Несмотря на крайне сдержанное официальное заявление о «тестировании многодиапазонной высокоскоростной связи», международные аналитики сходятся во мнении: устройство, как и его предшественники, решает задачи военной разведки и мониторинга космического пространства.
TJS-17 стал третьим за месяц аппаратом в серии, продолжив тренд частых запусков спутников с явно скрытой функциональностью. Ему предшествовали TJS-15 и TJS-16. Все они заняли позиции на геостационарной орбите, формируя нечто, напоминающее символическую небесную триаду.
Ракету собирают непосредственно на стартовом столе, а не в сборочном цехе. Фото: youtube.com
Предыдущие аппараты TJS не раз демонстрировали странности в поведении: неожиданные маневры, запуск дополнительных объектов, перемещения по орбите, нехарактерные для гражданских спутников.
Один из таких случаев произошел с TJS-3 в 2018 году, когда он неожиданно выпустил вспомогательный модуль. TJS-13 в декабре 2024 года вышел на высокоэллиптическую орбиту – такую использовали советские аппараты «Молния» для охвата северных широт.
TJS-17 стал 19-м китайским орбитальным запуском в 2025 году. Но это только начало. Власти КНР нацелены на абсолютный рекорд: более 100 пусков за один год, что превзойдет предыдущие показатели и закрепит амбиции Китая стать глобальным лидером в космосе.
Только в апреле были запущены еще четыре спутника для будущей интернет-группировки и спутник «Тяньпин-3А» на полярную орбиту. На май запланирован амбициозный возврат миссии «Тяньвэнь-2» с образцами астероида, а в течение года – еще два пилотируемых полета «Шэньчжоу-20» и «Шэньчжоу-21».
Визуализация выхода носителя на низкую околоземную орбиту. Фото: youtube.com
Нарастающий темп запусков – это не просто инженерное достижение, а элемент комплексной стратегии Китая по обретению космической автономии и усилению военного контроля над околоземным пространством.
TJS-17 не просто пополнил небесный флот Поднебесной, он стал символом того, насколько Китай готов действовать быстро, решительно и с прицелом на долгосрочное доминирование в космосе.
За лаконичной формулировкой о «тестировании связи» скрывается куда более обширный пласт задач: разведка, навигация, орбитальная инспекция и, вероятно, элементы будущей орбитальной обороны.
Несмотря на крайне сдержанное официальное заявление о «тестировании многодиапазонной высокоскоростной связи», международные аналитики сходятся во мнении: устройство, как и его предшественники, решает задачи военной разведки и мониторинга космического пространства.
TJS-17 стал третьим за месяц аппаратом в серии, продолжив тренд частых запусков спутников с явно скрытой функциональностью. Ему предшествовали TJS-15 и TJS-16. Все они заняли позиции на геостационарной орбите, формируя нечто, напоминающее символическую небесную триаду.

Предыдущие аппараты TJS не раз демонстрировали странности в поведении: неожиданные маневры, запуск дополнительных объектов, перемещения по орбите, нехарактерные для гражданских спутников.
Один из таких случаев произошел с TJS-3 в 2018 году, когда он неожиданно выпустил вспомогательный модуль. TJS-13 в декабре 2024 года вышел на высокоэллиптическую орбиту – такую использовали советские аппараты «Молния» для охвата северных широт.
TJS-17 стал 19-м китайским орбитальным запуском в 2025 году. Но это только начало. Власти КНР нацелены на абсолютный рекорд: более 100 пусков за один год, что превзойдет предыдущие показатели и закрепит амбиции Китая стать глобальным лидером в космосе.
Только в апреле были запущены еще четыре спутника для будущей интернет-группировки и спутник «Тяньпин-3А» на полярную орбиту. На май запланирован амбициозный возврат миссии «Тяньвэнь-2» с образцами астероида, а в течение года – еще два пилотируемых полета «Шэньчжоу-20» и «Шэньчжоу-21».

Нарастающий темп запусков – это не просто инженерное достижение, а элемент комплексной стратегии Китая по обретению космической автономии и усилению военного контроля над околоземным пространством.
TJS-17 не просто пополнил небесный флот Поднебесной, он стал символом того, насколько Китай готов действовать быстро, решительно и с прицелом на долгосрочное доминирование в космосе.
За лаконичной формулировкой о «тестировании связи» скрывается куда более обширный пласт задач: разведка, навигация, орбитальная инспекция и, вероятно, элементы будущей орбитальной обороны.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...