
ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
«Хаммер» – это самый известный военный внедорожник. По российской классификации он относится к грузовикам, по крайней мере, HMMWV.
Далеко не все в курсе, что желанные для многих водителей Hummer – это особый бренд, созданный для продвижения внедорожника на гражданском рынке. И вообще, «родство» с военным HMMWV имеет только первое поколение автомобиля – H1.
Модели второй и третьей генераций, то есть, H2 и H3 – это совсем другие машины. С военными автомобилями они вообще не имеют ничего общего. А создавали их на шасси рамных внедорожников. Кстати, собирали эти модели и в России.
На пути у ГАЗ-2330 «Тигр» лучше не вставать. Фото: youtube.com
А ведь у нас есть свой аналог HMMWV – ГАЗ-2330 «Тигр» и его модификации. С одной стороны, это военная техника. С другой, никто не запрещает заказывать с завода или покупать на б/у рынке «гражданские» экземпляры.
Единственный нюанс – стоит «Тигр» дорого, даже старый. И это несмотря на отечественное происхождение. Редкость, да и конструктивно это более серьезный автомобиль, чем Hummer H1. Сейчас в продаже, например, только два «Тигра». За один просят пять, а за второй девять миллионов рублей. Машины, кстати, 2003 и 2004 годов выпуска.
ГАЗ-2330 в России появился, можно сказать, случайно. Проект – это своеобразная жертва обстоятельств. Началось все с того, что руководство одного из государств, входящих в состав Объединенных Арабских Эмиратов, решило заказать для неких своих нужд брутальные внедорожники.
Собран ГАЗ-2330 «Тигр» по тому же принципу, что и советские грузовики, зато надежно. Фото: youtube.com
Нравились им HMMWV и Hummer H1. Но покупать машины решили у Горьковского автомобильного завода. Только проблема в том, что ГАЗ не имел аналога «Хаммеру», его нужно было еще разработать.
Причины, по которым арабские заказчики пошли на такой шаг, называют разные:
✅ Политические проблемы в отношениях с США
✅ Попытка наладить тесное сотрудничество с Россией
✅ Уверенность, что ГАЗ выпустит более надежные автомобили
Некоторые считают, что заказчики из ОАЭ пытались таким образом торговаться с фирмой из США. На самом деле, это маловероятно, учитывая, сколько денег они перечислили ГАЗу.
Проблема была в том, что Горьковский завод в конце 1990-х находился не в самом лучшем финансовом положении. Проще говоря, денег на разработку новинки у них не было.
Это удивительно для 90-х, но российский завод быстро сориентировался, и чуть больше, чем за год, представил заказчикам несколько автомобилей. Назвали их тогда Tiger HMTV. Техника всем понравилась, получив высшие оценки на выставке IDEX-2001, проходящей в Абу-Даби.
Проходимость ГАЗ-2330 «Тигр» примерно на уровне с БТР. Фото: youtube.com
Вот только оплачивать серийное производство арабы отказались. Подумав, они все-таки решили заказать партию HMMWV. Впрочем, все от этого выиграли. Американцы заключили контракт, Горьковский автомобильный завод получил деньги и новую разработку, заказчик – «Хаммеры».
Кстати, техническая документация досталась в рамках договора и арабам. И они через некоторое время начали собирать в Иордании свои подобия «Тигров».
Раз уж у Горьковского автомобильного завода появился интересный внедорожник, грех было не воспользоваться этим. Машину решили запустить в серию – с прицелом на военных. Но заинтересовались «Тигром» СОБР и МВД.
Потом модель в разных исполнениях начали поставлять и Министерству обороны. Вот только продолжалось это недолго – в министерстве решили, что лучше закупать итальянские модели – Iveco LMV. У нас их переименовали в «Рыси».
Салон ГАЗ-2330 «Тигр» весьма брутален. Фото: youtube.com
«Тигры» же посчитали недостаточно бронированными, что заставило производителя искать сбыт на гражданском рынке. Там модель встретили с восторгом, только брали слабо. Ничего удивительного – цена казалась запредельной. ГАЗ-2330 был доступен разве что олигархам.
Вернулись военные к «Тиграм» после назначения на должность министра обороны Сергея Шойгу. Производителю только пришлось повысить уровень защиты брони. Вскоре выпуск автомобилей для армии передали на Арзамасский машиностроительный завод. ГАЗ же продолжил выпускать гражданские версии внедорожников.
Под капотами ГАЗ-2330 встречаются три двигателя. Роднит их большой объем и дизельная составляющая. Изначально устанавливали моторы Cummins 5,9 литра. Их мощность – 180 и 205 л. с. При таком объеме это намекало на колоссальную тягу.
После 2022 года, когда против Российской Федерации ввели экономические санкции, от американских силовых агрегатов пришлось отказаться. Вместо них появился ЯМЗ-5347-10 с объемом 4,4 литра и мощностью 215 л. с. Несмотря на отечественное происхождение, топливная аппаратура у него тоже Common Rail.
Двигатели под капотом ГАЗ-2330 «Тигр» бывают только дизельные. Фото: youtube.com
Все «Тигры» базируются на рамном шасси. Кузова у них в основном цельнометаллические. Привод только полный. В салоне могут разместиться от четырех до девяти пассажиров. Грузовой отсек рассчитан на перевозку от 1,2 до 1,5 тонны.
Подвеска автомобиля взята от бронетранспортера – она независимая торсионная. Амортизаторы гидравлические, есть стабилизаторы поперечной устойчивости. Внедорожник серьезный – с раздаточной коробкой и блокировкой межосевого дифференциала.
Среди опций имеется автоматическая подкачка шин и колесные редукторы, электролебедка. Для запуска дизельного двигателя в холодное время года предусмотрен штатный подогреватель топлива.
А вообще, для гражданского «Тигра» предела тюнинга нет. Производитель этим не балует, но сторонние фирмы готовы сделать под заказ практически все что угодно. Естественно, стоить это будет недешево.
В городе ГАЗ-2330 однозначно проблемный автомобиль – он слишком крупный. На некоторых узких полосах не вмещается, развернуться во дворе – целая эпопея.
Такое ощущение, что ГАЗ-2330 «Тигр» может выступать в роли ледокола. Фото: youtube.com
Конечно, с учетом того, что это грузовик, предполагается, что управлять им будут водители с соответствующей категорией. Но некоторые специально получают права перед покупкой «Тигра». А опыта то у них нет.
Едет ГАЗ-2330 по асфальту хорошо, но в основном по прямой. А если на скорости, да еще при наличии накатанной колеи, попробовать повернуть, особенно резко – ничего может и не получиться.
Стоит лишь попасть на бездорожье, становится понятно, для каких условий разрабатывался ГАЗ-2330. Он легко преодолевает броды, склоны, не замечает грязи. Такое ощущение, что застрять автомобиль может только в том случае, если закопается по самую крышу.
Естественно, что брутальный внедорожник, похожий на «Хаммер», нравится многим российским водителям. Не покупают его по одной основной причине – машина дорогая. Да и неудобная она в городе – слишком габаритная. Впрочем, если бы не вопрос цены, с этим бы не считались.
Дорожный просвет ГАЗ-2330 «Тигр» впечатляет. Фото: youtube.com
Покупают «Тигра» обеспеченные охотники и рыбаки. На этом автомобиле можно легко забраться в самые дебри, загрузив машину всем необходимым снаряжением. А если очень нужно, то переночевать получится и в самом «Тигре».
ГАЗ-2330 мог бы заменить и УАЗ во всех сферах, но этого не произойдет. Уж очень цены на эти автомобили отличаются. Поэтому «Тигр», особенно в гражданском исполнении – это эксклюзив, доступный единицам.
В разы дешевле купить Hummer H2. Но, по сравнению с ГАЗ-2330, он кажется обычным кроссовером.
Далеко не все в курсе, что желанные для многих водителей Hummer – это особый бренд, созданный для продвижения внедорожника на гражданском рынке. И вообще, «родство» с военным HMMWV имеет только первое поколение автомобиля – H1.
Модели второй и третьей генераций, то есть, H2 и H3 – это совсем другие машины. С военными автомобилями они вообще не имеют ничего общего. А создавали их на шасси рамных внедорожников. Кстати, собирали эти модели и в России.

А ведь у нас есть свой аналог HMMWV – ГАЗ-2330 «Тигр» и его модификации. С одной стороны, это военная техника. С другой, никто не запрещает заказывать с завода или покупать на б/у рынке «гражданские» экземпляры.
Единственный нюанс – стоит «Тигр» дорого, даже старый. И это несмотря на отечественное происхождение. Редкость, да и конструктивно это более серьезный автомобиль, чем Hummer H1. Сейчас в продаже, например, только два «Тигра». За один просят пять, а за второй девять миллионов рублей. Машины, кстати, 2003 и 2004 годов выпуска.
История
ГАЗ-2330 в России появился, можно сказать, случайно. Проект – это своеобразная жертва обстоятельств. Началось все с того, что руководство одного из государств, входящих в состав Объединенных Арабских Эмиратов, решило заказать для неких своих нужд брутальные внедорожники.

Нравились им HMMWV и Hummer H1. Но покупать машины решили у Горьковского автомобильного завода. Только проблема в том, что ГАЗ не имел аналога «Хаммеру», его нужно было еще разработать.
Причины, по которым арабские заказчики пошли на такой шаг, называют разные:
✅ Политические проблемы в отношениях с США
✅ Попытка наладить тесное сотрудничество с Россией
✅ Уверенность, что ГАЗ выпустит более надежные автомобили
Некоторые считают, что заказчики из ОАЭ пытались таким образом торговаться с фирмой из США. На самом деле, это маловероятно, учитывая, сколько денег они перечислили ГАЗу.
Проблема была в том, что Горьковский завод в конце 1990-х находился не в самом лучшем финансовом положении. Проще говоря, денег на разработку новинки у них не было.
Только богатых арабов это не остановило – они выделили на проект 60 млн долларов. В это сумму входило и изготовление опытных образцов техники.
Это удивительно для 90-х, но российский завод быстро сориентировался, и чуть больше, чем за год, представил заказчикам несколько автомобилей. Назвали их тогда Tiger HMTV. Техника всем понравилась, получив высшие оценки на выставке IDEX-2001, проходящей в Абу-Даби.

Вот только оплачивать серийное производство арабы отказались. Подумав, они все-таки решили заказать партию HMMWV. Впрочем, все от этого выиграли. Американцы заключили контракт, Горьковский автомобильный завод получил деньги и новую разработку, заказчик – «Хаммеры».
Кстати, техническая документация досталась в рамках договора и арабам. И они через некоторое время начали собирать в Иордании свои подобия «Тигров».
Признание в России
Раз уж у Горьковского автомобильного завода появился интересный внедорожник, грех было не воспользоваться этим. Машину решили запустить в серию – с прицелом на военных. Но заинтересовались «Тигром» СОБР и МВД.
Потом модель в разных исполнениях начали поставлять и Министерству обороны. Вот только продолжалось это недолго – в министерстве решили, что лучше закупать итальянские модели – Iveco LMV. У нас их переименовали в «Рыси».

«Тигры» же посчитали недостаточно бронированными, что заставило производителя искать сбыт на гражданском рынке. Там модель встретили с восторгом, только брали слабо. Ничего удивительного – цена казалась запредельной. ГАЗ-2330 был доступен разве что олигархам.
Вернулись военные к «Тиграм» после назначения на должность министра обороны Сергея Шойгу. Производителю только пришлось повысить уровень защиты брони. Вскоре выпуск автомобилей для армии передали на Арзамасский машиностроительный завод. ГАЗ же продолжил выпускать гражданские версии внедорожников.
Технические особенности
Под капотами ГАЗ-2330 встречаются три двигателя. Роднит их большой объем и дизельная составляющая. Изначально устанавливали моторы Cummins 5,9 литра. Их мощность – 180 и 205 л. с. При таком объеме это намекало на колоссальную тягу.
После 2022 года, когда против Российской Федерации ввели экономические санкции, от американских силовых агрегатов пришлось отказаться. Вместо них появился ЯМЗ-5347-10 с объемом 4,4 литра и мощностью 215 л. с. Несмотря на отечественное происхождение, топливная аппаратура у него тоже Common Rail.

Все «Тигры» базируются на рамном шасси. Кузова у них в основном цельнометаллические. Привод только полный. В салоне могут разместиться от четырех до девяти пассажиров. Грузовой отсек рассчитан на перевозку от 1,2 до 1,5 тонны.
Подвеска автомобиля взята от бронетранспортера – она независимая торсионная. Амортизаторы гидравлические, есть стабилизаторы поперечной устойчивости. Внедорожник серьезный – с раздаточной коробкой и блокировкой межосевого дифференциала.
Среди опций имеется автоматическая подкачка шин и колесные редукторы, электролебедка. Для запуска дизельного двигателя в холодное время года предусмотрен штатный подогреватель топлива.
А вообще, для гражданского «Тигра» предела тюнинга нет. Производитель этим не балует, но сторонние фирмы готовы сделать под заказ практически все что угодно. Естественно, стоить это будет недешево.
Езда по асфальту и бездорожью
В городе ГАЗ-2330 однозначно проблемный автомобиль – он слишком крупный. На некоторых узких полосах не вмещается, развернуться во дворе – целая эпопея.

Конечно, с учетом того, что это грузовик, предполагается, что управлять им будут водители с соответствующей категорией. Но некоторые специально получают права перед покупкой «Тигра». А опыта то у них нет.
Едет ГАЗ-2330 по асфальту хорошо, но в основном по прямой. А если на скорости, да еще при наличии накатанной колеи, попробовать повернуть, особенно резко – ничего может и не получиться.
Езда по шоссе автомобилю дается легко. И качество асфальта на это не влияет – «Тигр» не замечает неровности, благодарить за это нужно подвеску на сдвоенных рычагах. При этом можно спокойно разгоняться до 130 км/ч.
Стоит лишь попасть на бездорожье, становится понятно, для каких условий разрабатывался ГАЗ-2330. Он легко преодолевает броды, склоны, не замечает грязи. Такое ощущение, что застрять автомобиль может только в том случае, если закопается по самую крышу.
Для кого он нужен
Естественно, что брутальный внедорожник, похожий на «Хаммер», нравится многим российским водителям. Не покупают его по одной основной причине – машина дорогая. Да и неудобная она в городе – слишком габаритная. Впрочем, если бы не вопрос цены, с этим бы не считались.

Покупают «Тигра» обеспеченные охотники и рыбаки. На этом автомобиле можно легко забраться в самые дебри, загрузив машину всем необходимым снаряжением. А если очень нужно, то переночевать получится и в самом «Тигре».
ГАЗ-2330 мог бы заменить и УАЗ во всех сферах, но этого не произойдет. Уж очень цены на эти автомобили отличаются. Поэтому «Тигр», особенно в гражданском исполнении – это эксклюзив, доступный единицам.
В разы дешевле купить Hummer H2. Но, по сравнению с ГАЗ-2330, он кажется обычным кроссовером.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

«До 3500 тракторов в год»: во Владимирской области открылся новый завод
Первую партию выпустят уже летом. В проект вложили более 4,5 млрд рублей....

Haval H9 «изнутри» – конструкторские изыски «мрачного китайского гения»
Китайские внедорожники делятся на кроссоверы и рамные модели. Последние, как правило, крупнее и стоят дороже. Чтобы повысить продажи, производители из...

Сахалинская железная дорога: утопия или большие возможности?
В 2020 году завершились работы по модернизации путей сообщения на Сахалине. Остров получил новый подвижной состав и вагоны. Но у железной дороги по-прежнему...

В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Двигатель станет тише и экономичнее. Даже сейчас он успешно конкурирует с Pratt & Whitney....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Современная версия советского трактора Т-16 – российский СИЛАНТ «Универсал»
Многие еще помнят нелепый советский трактор Т-16. Несмотря на свой странный вид, эта техника до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке. Да и на частных...

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Завершается подготовка к «серии» – наш «Атом» испытали холодом и снегом
До массового производства электрокара осталось три месяца. По сообщению производителя, машина сможет похвастаться большим количеством различных «ассистентов» и...

Стартовало производство двух российских круизных теплоходов МПКС-L
Обещают передать их заказчику осенью 2026 года. Суда способны «ходить» и по битому льду....

Возрастной японский универсал – вместо новой Лады Искры
Каждая уважающая себя станция технического обслуживания имеет транспорт для разъездов. Нужен он в первую очередь снабженцу или соответствующей службе. Вот и...

EMD E9 – последний американский локомотив с дизайном «нос бульдога»
EMD E9 стал завершением серии американских тепловозов. Он же оказался и самой производительной моделью, хотя, из-за ситуации на рынке, и не смог...

Российский вездеход Visuva еще не вышел, но уже получил обновление
Все изменения направлены не столько на «косметические» цели, сколько на улучшение эксплуатационных характеристик. Представительство компании также назвало...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....