Технология nanoFlowcell: электрокары не заряжаем
Ученые и конструкторы, связанные с автомобилестроением, думают о том, как решить две главные проблемы с аккумуляторами для электрокаров. Это малый пробег и большая продолжительность зарядки. Разумеется, батареи должны быть доступны по стоимости и не загрязнять окружающую среду.
Пока что на мировом рынке «царствуют» литий-ионные накопители энергии. Работы по созданию АКБ иного типа ведутся, но о конкретных результатах приходится слышать редко. Чаще всего демонстрируются опытные образцы и все! Но кто знает: может, идеи какого-нибудь коллектива ученых продолжают развиваться, но уже под иным брендом и с другими спонсорами.
Это компания с головным офисом, расположенным в швейцарском городе Kilchberg. Основана в 1996 году, с 2021-го является акционерным обществом. О себе впервые фирма громко заявила еще в 2014-м, продемонстрировав на автосалоне в Женеве свой прототип. Тогда был показан четырехместный концепт QUANT – электрокар, работающий на жидких аккумуляторах. Машину доработали и, год спустя, там же выставили уже две версии.
Это модернизированный спортивный автомобиль QUANT FE и его городской «близнец»-купе QUANTiNO. Как утверждал разработчик, публике показаны предсерийные образцы.
Если сами по себе машины не особенно были интересными, то их характеристики впечатляли. Спорткар QUANT F комплектовался силовым агрегатом, развивающим 1090 «лошадей» и раскручивающим движок до немыслимых 2900 Н*м. Разгон до «сотки» составлял 2,8 секунды (напоминаем: это 2016 год), «максималка» – 380 км/ч. Пробег на одной зарядке (или заправке – об этом чуть позже) равен 600 км. А вот его «собрат» при более скромных скоростных качествах (мотор в 109 л. с.) способен проехать 1000 км без «подпитки».
Руководитель технологического отдела компании Нунцио ла Веккиа на городском хэтчбеке проехал, не останавливаясь, 14 часов. После окончания тестирования в электрокаре оставалось 78% «горючего». Однако, что же представляет собой «чудо-система», мало имеющая общего с современными автомобильными аккумуляторами?
Источник энергии, работающий на таких же принципах, впервые был опробован (получен патент) в 1976 году инженерами NASA. Предполагалось, что такие АКБ будут устанавливать на космические корабли. Батареи назвали «потоковыми», но серийно их не делали из-за сравнительно больших габаритов и малой выдаваемой мощности. И вот в компании nanoFlowcell заявили, что им удалось «запихать» в 1 л очень много энергии: в четыреста раз больше, чем вмещает такой же объем обычной свинцовой АКБ.
По-английски она называется redox – reduction-oxidation, что переводится, как «восстановление-окисление». Ее ячейка выполнена в виде пары электродов, между которыми есть мембрана. Она изолирует резервуары друг от друга: в одном находится окислительная, во втором – восстановительная жидкость, которые не смешиваются. Однако, мембрана не «запрещает» ионный обмен.
При этом продукты химических реакций вымываются проточной жидкостью и через насосы отправляются обратно в емкость. Объем достаточно большой. В прототипе Quant E вместительность емкости составляла 400 л (2 шт. по 200 л)! Именно от ее объема зависит мощность аккумулятора.
При проектировании авто всю конструкцию приходилось строить буквально вокруг емкостей с электролитом. Потоковая батарея «без отдыха» вырабатывает ток, который накапливается в конденсаторах. Они и гарантируют впечатляющую пиковую мощность и динамику.
Проект реальный, электрокары продемонстрированы 9 лет назад и на сегодня есть их усовершенствованные версии (об этом далее). Но возникает масса вопросов. Во-первых, что это за жидкость, рядом с которой будет находиться водитель и пассажиры? Ее состав не разглашается – коммерческая тайна. Второй вопрос – что произойдет, если электролит окажется снаружи: например, в случае аварии. Третье – что содержится в отработанном электролите и куда его девать?
Правда, насчет последнего момента есть данные, что при использовании (2020 год) nanoFlowcell – т. н. «би-ионов» в результате выработки электроэнергии получается чистая вода. При этом в компании уверяют, что батареи (топливных элементов) хватит на 50 тыс. часов эксплуатации.
Если это пересчитать на пробег со средней скоростью 45 км/ч, характерной для городских условий, получится 2,25 млн км. Что входит в состав электролита, разумеется, не говорится. Известно лишь, что это соли, вода, а роль носителей энергии играют «специально разработанные молекулы».
Компания развивается, не стоит на месте. На официальном сайте предлагаются электромобили с улучшенными характеристиками. Вот, например, внедорожник EORV (QUANT-UP). Бортовое напряжение в кроссовере – 48 вольт, запас хода – 2200 км, скорость – до 290 км/ч. В авто используется технология проточных топливных элементов и электролит bi-ION.
На сегодня специалистами компании достигнута мощность 600 Вт*ч/литр. Для сравнения: современные литий-ионные аккумуляторы показывают до 280 Вт*ч/л.
При этом в nanoFlowcell утверждают, что изобретенный ими электролит можно производить «в любом месте мира»: необходимо лишь иметь соответствующее оборудование.
Четырехместное купе QUANTiNO 48VOLT предназначено для поездок по городу с запасом хода в 1000 км. Машина комплектуется трехфазным электромотором в 108 л. с. И развивает скорость до 200 км/ч. Бортовое напряжение – 48 В. У электрокара пара заправочных баков по 72 л каждый.
Топливная ячейка обеспечивает силу тока до 300 ампер при емкости всего 85 кВт*ч. Трансмиссия автоматическая, привод – на задние колеса. «Квантино» весит в снаряженном состоянии 685 кг, его длина, ширина, высота – 3,91, 1,93 и 1,335 м соответственно.
Спортивный автомобиль, разгоняющийся до 100 км/ч за 2,4 сек. Его отличие от предыдущей модели заключается в большей (760 л. с.) мощности и емкости пары баков – по 200 л каждый.
Запас хода такой же, 1000 км. Габариты и масса другие. Длина, ширина, высота – 5,13, 2,24 и 1,34 м, вес в снаряженном виде – 1,82 тонны.
Это уже следующее транспортное средство, показанное на сайте разработчика. Характеристики прототипа тоже впечатляют: на одной «заправке» аппарат, вмещающий пилота с семью пассажирами, способен пролететь свыше 3 тыс. км.
Потолок – до 8 тыс. 300 м. Машина вертикального взлета и посадки спроектирована из композитных материалов (только клеевые соединения) и в пустом состоянии весит 980 кг. Однако, общий объем баков (их два) – 1840 л.
На летательном аппарате установлено четыре основных электромотора по 288 кВт и один толкающий. Суммарная мощность силовой установки 2167 л. с. Производитель утверждает, что применены пропеллеры их собственной разработки, издающие на 90% меньше шума, чем обычные винты. Длина всего аппарата составляет 9,2, ширина – 10 м. Предусмотрена система безопасности, включающая тройной парашют.
Разработки компании, безусловно, заслуживают внимания. Однако на сегодня нет никакой информации о повсеместном использовании технологии заменяемого электролита. Цена, даже предположительная, на официальном сайте не указывается. Но раз веб-ресурс работает, можно предположить, что дела у компании все-таки продвигаются.
Пока что на мировом рынке «царствуют» литий-ионные накопители энергии. Работы по созданию АКБ иного типа ведутся, но о конкретных результатах приходится слышать редко. Чаще всего демонстрируются опытные образцы и все! Но кто знает: может, идеи какого-нибудь коллектива ученых продолжают развиваться, но уже под иным брендом и с другими спонсорами.
nanoFlowcell AG
Это компания с головным офисом, расположенным в швейцарском городе Kilchberg. Основана в 1996 году, с 2021-го является акционерным обществом. О себе впервые фирма громко заявила еще в 2014-м, продемонстрировав на автосалоне в Женеве свой прототип. Тогда был показан четырехместный концепт QUANT – электрокар, работающий на жидких аккумуляторах. Машину доработали и, год спустя, там же выставили уже две версии.
Первый электрокар на жидких АКБ: автосалон в Женеве
Это модернизированный спортивный автомобиль QUANT FE и его городской «близнец»-купе QUANTiNO. Как утверждал разработчик, публике показаны предсерийные образцы.
Технические данные
Если сами по себе машины не особенно были интересными, то их характеристики впечатляли. Спорткар QUANT F комплектовался силовым агрегатом, развивающим 1090 «лошадей» и раскручивающим движок до немыслимых 2900 Н*м. Разгон до «сотки» составлял 2,8 секунды (напоминаем: это 2016 год), «максималка» – 380 км/ч. Пробег на одной зарядке (или заправке – об этом чуть позже) равен 600 км. А вот его «собрат» при более скромных скоростных качествах (мотор в 109 л. с.) способен проехать 1000 км без «подпитки».
Спортивный QUANT F на трассе. Фото: youtube.com
Руководитель технологического отдела компании Нунцио ла Веккиа на городском хэтчбеке проехал, не останавливаясь, 14 часов. После окончания тестирования в электрокаре оставалось 78% «горючего». Однако, что же представляет собой «чудо-система», мало имеющая общего с современными автомобильными аккумуляторами?
Суть технологии
Источник энергии, работающий на таких же принципах, впервые был опробован (получен патент) в 1976 году инженерами NASA. Предполагалось, что такие АКБ будут устанавливать на космические корабли. Батареи назвали «потоковыми», но серийно их не делали из-за сравнительно больших габаритов и малой выдаваемой мощности. И вот в компании nanoFlowcell заявили, что им удалось «запихать» в 1 л очень много энергии: в четыреста раз больше, чем вмещает такой же объем обычной свинцовой АКБ.
Что представляет собой потоковая батарея
По-английски она называется redox – reduction-oxidation, что переводится, как «восстановление-окисление». Ее ячейка выполнена в виде пары электродов, между которыми есть мембрана. Она изолирует резервуары друг от друга: в одном находится окислительная, во втором – восстановительная жидкость, которые не смешиваются. Однако, мембрана не «запрещает» ионный обмен.
Как только АКБ перестает «делать» энергию, электролит заменяют. Его заливают, подобно бензину на АЗС. Только заправлять нужно два бака по отдельности: в один льют окислительную, во второй – восстановительную жидкости.
При этом продукты химических реакций вымываются проточной жидкостью и через насосы отправляются обратно в емкость. Объем достаточно большой. В прототипе Quant E вместительность емкости составляла 400 л (2 шт. по 200 л)! Именно от ее объема зависит мощность аккумулятора.
Схема работы системы: в центре – разделительная мембрана. Фото: youtube.com
При проектировании авто всю конструкцию приходилось строить буквально вокруг емкостей с электролитом. Потоковая батарея «без отдыха» вырабатывает ток, который накапливается в конденсаторах. Они и гарантируют впечатляющую пиковую мощность и динамику.
Что дальше?
Проект реальный, электрокары продемонстрированы 9 лет назад и на сегодня есть их усовершенствованные версии (об этом далее). Но возникает масса вопросов. Во-первых, что это за жидкость, рядом с которой будет находиться водитель и пассажиры? Ее состав не разглашается – коммерческая тайна. Второй вопрос – что произойдет, если электролит окажется снаружи: например, в случае аварии. Третье – что содержится в отработанном электролите и куда его девать?
QUANTiNO: испытания продолжаются. Фото: youtube.com
Правда, насчет последнего момента есть данные, что при использовании (2020 год) nanoFlowcell – т. н. «би-ионов» в результате выработки электроэнергии получается чистая вода. При этом в компании уверяют, что батареи (топливных элементов) хватит на 50 тыс. часов эксплуатации.
QUANTiNO на испытаниях в городе. Фото: youtube.com
Если это пересчитать на пробег со средней скоростью 45 км/ч, характерной для городских условий, получится 2,25 млн км. Что входит в состав электролита, разумеется, не говорится. Известно лишь, что это соли, вода, а роль носителей энергии играют «специально разработанные молекулы».
Сегодня
Компания развивается, не стоит на месте. На официальном сайте предлагаются электромобили с улучшенными характеристиками. Вот, например, внедорожник EORV (QUANT-UP). Бортовое напряжение в кроссовере – 48 вольт, запас хода – 2200 км, скорость – до 290 км/ч. В авто используется технология проточных топливных элементов и электролит bi-ION.
QUANT-UP разгоняется до 100 км/ч за 2,3 секунды. Фото: www.nanoflowcell.com
На сегодня специалистами компании достигнута мощность 600 Вт*ч/литр. Для сравнения: современные литий-ионные аккумуляторы показывают до 280 Вт*ч/л.
Дизайн интерьера QUANT-UP – самый современный. Фото: www.nanoflowcell.com
При этом в nanoFlowcell утверждают, что изобретенный ими электролит можно производить «в любом месте мира»: необходимо лишь иметь соответствующее оборудование.
Данные двух других модернизированных электрокаров
Четырехместное купе QUANTiNO 48VOLT предназначено для поездок по городу с запасом хода в 1000 км. Машина комплектуется трехфазным электромотором в 108 л. с. И развивает скорость до 200 км/ч. Бортовое напряжение – 48 В. У электрокара пара заправочных баков по 72 л каждый.
QUANTiNO 48VOLT разгоняется до 100 км/ч за 5 секунд. Фото: www.nanoflowcell.com
Топливная ячейка обеспечивает силу тока до 300 ампер при емкости всего 85 кВт*ч. Трансмиссия автоматическая, привод – на задние колеса. «Квантино» весит в снаряженном состоянии 685 кг, его длина, ширина, высота – 3,91, 1,93 и 1,335 м соответственно.
QUANT 48VOLT
Спортивный автомобиль, разгоняющийся до 100 км/ч за 2,4 сек. Его отличие от предыдущей модели заключается в большей (760 л. с.) мощности и емкости пары баков – по 200 л каждый.
Представленный на сайте спортивный электромобиль QUANT 48VOLT. Фото: www.nanoflowcell.com
Запас хода такой же, 1000 км. Габариты и масса другие. Длина, ширина, высота – 5,13, 2,24 и 1,34 м, вес в снаряженном виде – 1,82 тонны.
QUANT eVTOL
Это уже следующее транспортное средство, показанное на сайте разработчика. Характеристики прототипа тоже впечатляют: на одной «заправке» аппарат, вмещающий пилота с семью пассажирами, способен пролететь свыше 3 тыс. км.
QUANT eVTOL может использоваться, как городское такси. Фото: www.nanoflowcell.com
Потолок – до 8 тыс. 300 м. Машина вертикального взлета и посадки спроектирована из композитных материалов (только клеевые соединения) и в пустом состоянии весит 980 кг. Однако, общий объем баков (их два) – 1840 л.
Генеральный, исполнительные директора компании – Nunzio La Vecchia и Hektor Bertschi. Оба – пилоты со стажем 35 и 49 лет.
На летательном аппарате установлено четыре основных электромотора по 288 кВт и один толкающий. Суммарная мощность силовой установки 2167 л. с. Производитель утверждает, что применены пропеллеры их собственной разработки, издающие на 90% меньше шума, чем обычные винты. Длина всего аппарата составляет 9,2, ширина – 10 м. Предусмотрена система безопасности, включающая тройной парашют.
Выводы
Разработки компании, безусловно, заслуживают внимания. Однако на сегодня нет никакой информации о повсеместном использовании технологии заменяемого электролита. Цена, даже предположительная, на официальном сайте не указывается. Но раз веб-ресурс работает, можно предположить, что дела у компании все-таки продвигаются.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео,www.nanoflowcell.com
Рекомендуем для вас
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Космодром Байконур: что с ним будет, когда Россия уйдет?
После завершения проекта МКС в 2028 году России не нужно будет запускать с Байконура свои Союзы для обслуживания станции. Что будет с легендарным космодромом...
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Российским авиадвигателям быть крупносерийными – ключевая линия построена
На производственной линии будут работать отечественные станки и установки. Они в несколько раз эффективней зарубежных аналогов....
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
ССК «Звезда» передала заказчику танкер-челнок «Валентин Пикуль» проекта AST69K
Судно сможет перевозить нефть в условиях арктических морей. Это очередное пополнение для компании «Роснефтефлот»....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Как лимузин превратился в автобус, который Хрущев считал гордостью СССР
«Юность» – один из самых необычных и красивых автобусов СССР. Его создавали на базе лимузина ЗИЛ-111, а история вокруг этого процесса покрыта тайнами и мифами....