Почему у самолета качаются крылья и при чем тут стрекоза
У многих первый полет в воздушном лайнере вызывает, как минимум, дискомфорт, когда в иллюминаторе видно дрожащее, качающееся крыло. Разумеется, возникает вопрос: а не опасно ли это? Однако, мало кто хочет выглядеть несведущим, и поэтому такие пассажиры остаются наедине со своими страхами.
Сразу скажем: опасаться нечего: то, что видите, относится к нормальному явлению. Более того: раскачивающееся крыло свидетельствует: вы в безопасности. А чтобы убедиться в этом, давайте «сойдем на землю» и разберемся в причинах волнующего «зрелища». Заодно узнаем, из чего и как делают крыло.
В последней фразе нет никакой оговорки: речь идет действительно об одном крыле. Просто оно представляет собой единую жесткую конструкцию, которая проходит сквозь фюзеляж. Существует самолеты и с двумя крыльями (или «плоскостями», как их иногда называют пилоты) – бипланы (были даже трипланы). Примером может служить знакомый многим Ан-2.
При разработке крыла конструкторам приходится решать сложную задачу: при горизонтальном передвижении в воздухе к этому элементу предъявляются одни требования, при взлете и посадке – другие. Но в любом случае конструкция изначально является прочной.
Обратите внимание: на крыльях могут крепиться двигатели, а еще там находится запас горючего (На Boeing 777, например, от 117 до 171 тыс. л). И вся эта масса берется в расчет при проектировании машины с большим запасом.
Крылья не крепятся напрямую к фюзеляжу, они являются частью центроплана – конструкции, проходящей через корпус. Отсутствие эластичности плоскости привело бы к ее разлому.
Когда-то крылья делали из дерева и ткани, позже появился дюралюминий. Однако его дороговизна вынуждала еще длительное время использовать древесину и специальную плотную ткань – перкаль. Ее пропитывали лаком, чтобы сделать влагонепроницаемой. Легкий материал с успехом применялся во всем мире в гражданской, военной авиации (в т. ч. во Вторую мировую войну), а потом еще в течение примерно 20-ти лет на спортивных самолетах.
Сегодня в основе крыла, помимо металла, используют композиты: например, в МС-21 их доля превышает 30%. Причем, они входят в состав силовых элементов, а не только обшивки.
Кто-то наверняка наслышан об этом явлении, вызывающим разрушение самолета. Слово в переводе означает «вибрация», «дрожание». По сути, это сочетание самовозбуждающихся колебаний конструкционных элементов машины, в т. ч. крыльев. Флаттер обычно возникает на определенной скорости: в начале ХХ века это был настоящий бич авиации. В результате явления крылья тряслись, вибрировали и разрушались в воздухе.
Как же избавились от проблемы? Оригинально: помощь в решении задачи оказал советский ученый Мстислав Келдыш. Математик и механик решил внимательнее изучить строение тела летающих насекомых и, в частности, стрекозы. Выяснилось, что у нее в передней части крыла хитин значительно толще (а ведь она еще и машет крыльями!). Эту «идею» и перенесли в конструкцию плоскостей самолета. Сработало! Проблема с вибрациями была решена.
По-заграничному она называется турбулентностью. И, если пассажир пристегнут, тоже никакой опасности не вызывает. Стоит заметить: на разных воздушных судах при определенных условиях крылья могут колебаться сильнее или слабее. На каких-то самолетах колебания почти не заметны, на других, например, Airbus 380, амплитуда достаточно большая. В любом случае, это нормально. Инженеры с самого начала проектирования рассчитывают, чтобы экспериментальные нагрузки, которые выдерживает крыло, были бы в десятки раз больше реальных. Так что летите спокойно и не забывайте: самолет – самый безопасный вид транспорта.
Сразу скажем: опасаться нечего: то, что видите, относится к нормальному явлению. Более того: раскачивающееся крыло свидетельствует: вы в безопасности. А чтобы убедиться в этом, давайте «сойдем на землю» и разберемся в причинах волнующего «зрелища». Заодно узнаем, из чего и как делают крыло.
О конструкции
В последней фразе нет никакой оговорки: речь идет действительно об одном крыле. Просто оно представляет собой единую жесткую конструкцию, которая проходит сквозь фюзеляж. Существует самолеты и с двумя крыльями (или «плоскостями», как их иногда называют пилоты) – бипланы (были даже трипланы). Примером может служить знакомый многим Ан-2.
У «кукурузника» два крыла. Фото: rutube.ru
При разработке крыла конструкторам приходится решать сложную задачу: при горизонтальном передвижении в воздухе к этому элементу предъявляются одни требования, при взлете и посадке – другие. Но в любом случае конструкция изначально является прочной.
А у Ту-134 – одно крыло. Фото: rutube.ru
Обратите внимание: на крыльях могут крепиться двигатели, а еще там находится запас горючего (На Boeing 777, например, от 117 до 171 тыс. л). И вся эта масса берется в расчет при проектировании машины с большим запасом.
При испытаниях Boeing 777 его крыло удалось сломать только при загибе от первоначального положения на 7,3 м! Такая амплитуда в полете невозможна.
Крылья не крепятся напрямую к фюзеляжу, они являются частью центроплана – конструкции, проходящей через корпус. Отсутствие эластичности плоскости привело бы к ее разлому.
Материал изготовления
Когда-то крылья делали из дерева и ткани, позже появился дюралюминий. Однако его дороговизна вынуждала еще длительное время использовать древесину и специальную плотную ткань – перкаль. Ее пропитывали лаком, чтобы сделать влагонепроницаемой. Легкий материал с успехом применялся во всем мире в гражданской, военной авиации (в т. ч. во Вторую мировую войну), а потом еще в течение примерно 20-ти лет на спортивных самолетах.
В составе крыла сегодня используют несколько видов материала. Фото: youtube.com
Сегодня в основе крыла, помимо металла, используют композиты: например, в МС-21 их доля превышает 30%. Причем, они входят в состав силовых элементов, а не только обшивки.
О флаттере
Кто-то наверняка наслышан об этом явлении, вызывающим разрушение самолета. Слово в переводе означает «вибрация», «дрожание». По сути, это сочетание самовозбуждающихся колебаний конструкционных элементов машины, в т. ч. крыльев. Флаттер обычно возникает на определенной скорости: в начале ХХ века это был настоящий бич авиации. В результате явления крылья тряслись, вибрировали и разрушались в воздухе.
На самолетное крыло воздействует множество сил не только в полете, но и на земле при взлете, посадке. Фото: youtube.com
Как же избавились от проблемы? Оригинально: помощь в решении задачи оказал советский ученый Мстислав Келдыш. Математик и механик решил внимательнее изучить строение тела летающих насекомых и, в частности, стрекозы. Выяснилось, что у нее в передней части крыла хитин значительно толще (а ведь она еще и машет крыльями!). Эту «идею» и перенесли в конструкцию плоскостей самолета. Сработало! Проблема с вибрациями была решена.
Болтанка
По-заграничному она называется турбулентностью. И, если пассажир пристегнут, тоже никакой опасности не вызывает. Стоит заметить: на разных воздушных судах при определенных условиях крылья могут колебаться сильнее или слабее. На каких-то самолетах колебания почти не заметны, на других, например, Airbus 380, амплитуда достаточно большая. В любом случае, это нормально. Инженеры с самого начала проектирования рассчитывают, чтобы экспериментальные нагрузки, которые выдерживает крыло, были бы в десятки раз больше реальных. Так что летите спокойно и не забывайте: самолет – самый безопасный вид транспорта.
- Сергей Милешкин
- rutube.ru, youtube.com
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...