Как Сикорский реализовывал идею Х-крыла из Звездных войн
Из всех вертолетостроителей Сикорскому удалось ближе всех подобраться к созданию реально существующего варианта летающего аппарата «Х-крыло», показанного в нашумевших «Звездных войнах». Еще в 70-е конструктор начал экспериментировать, соединяя самые инновационные на то время наработки в аэродинамике, дизайне с силовыми установками. В итоге на свет появился впечатляющий, даже сегодня, S-72 Rotor Systems Research Aircraft. Изначально предполагалось, что он станет испытательным стендом для тестирования возможности соединить самолет с вертолетом.
В 80-е проектом заинтересовалось государство, которое выделило на реализацию затеи средства в размере сто миллионов долларов. С первого взгляда S-72 напоминал классический вертолет, если бы не пара коротких крыльев и два турбовинтовых двигателя по бокам.
Взлетал этот аппарат, как традиционно устроенная машина. Винты начинали вращаться, создавая подъемную силу, но только по-другому, не традиционным способом. У аппарата не было системы, наклоняющей винты (автомат перекоса имел только общий шаг).
Вместо этого запускались боковые двигатели и вступало в работу сложное оборудование, забирающее от них сжатый воздух, который направлялся к концам лопастей по винту. Спросите как? Он был внутри полым, а воздух гнали компрессоры! Они имели прямоугольную форму с симметричным профилем по вертикали. Таким образом и создавалась подъемная сила. Когда машина поднималась в воздух на нужную высоту, винты блокировались и начинали играть роль крыльев. Толчок вперед давали боковые силовые установки.
Первый изготовленный аппарат поднялся в небо осенью 1976-го. Прототип имел кабину, как у вертолета S-67, только более просторную. Первенец должен был убедить комиссию в работоспособности, надежности, двигателей и иных систем. Технические данные S-72:
✅ диаметр основного винта – 18,9 м
✅ размах крыльев – 13,74 м
✅ длина, ширина, фюзеляжа – 21,5 и 4,42 м
✅ вес пустого (с полной нагрузкой) – 9,48 т (11,815 т)
✅ мощность силовой установки (ТВД) – 1045х2 кВт (позже установили ТРД General Electric TF-34-GE-400A)
✅ крейсерская скорость (максимальная) – 370 (581) км/ч
✅ наибольшая высота – 3050 м
В 1978-м стали испытывать второй S-72 уже в «полном комплекте». Сначала вертолет продули в аэродинамической трубе, где винты вращались, а потом останавливались.
Чтобы управлять таким Х-образным крылом, разрабатывалась сложная компьютерная система, которая следила за количеством и направлением подаваемого на кончики лопастей горячего воздуха.
Это позволяло (теоретически) эффективно работать винту при вращении и в застопоренном положении в ходе горизонтального полета. Свое детище конструкторы позиционировали, как скоростной конвертоплан.
В процессе испытаний выявилось множество недостатков, которые принялись рьяно устранять. К середине 80-х вертолет серьезно модифицировали, поставив на него турбореактивные движки мощностью по 1400 «лошадей», доработали стабилизаторы, рули высоты. Усовершенствованный «самолет-вертолет» поднялся в воздух 2.12.1987 года. Затем было произведено еще два испытательных полета. Но все тщетно! Снова выявилось огромное множество недостатков, опять потребовались деньги, которые кончились. Военным как-то наскучило быть «дойной коровой» на протяжении десяти лет: в 1988-м финансирование прекратили, проект прикрыли. Официальная причина – слишком сложная нестандартная несущая система. В дальнейшем к этой идее не возвращались.
В 80-е проектом заинтересовалось государство, которое выделило на реализацию затеи средства в размере сто миллионов долларов. С первого взгляда S-72 напоминал классический вертолет, если бы не пара коротких крыльев и два турбовинтовых двигателя по бокам.
Прототип 80-х (хоть и без винтов) выглядит вполне современно. Фото: YouTube.c0m
Взлетал этот аппарат, как традиционно устроенная машина. Винты начинали вращаться, создавая подъемную силу, но только по-другому, не традиционным способом. У аппарата не было системы, наклоняющей винты (автомат перекоса имел только общий шаг).
Машину испытывали с вращающимися винтами. Фото: YouTube.c0m
Вместо этого запускались боковые двигатели и вступало в работу сложное оборудование, забирающее от них сжатый воздух, который направлялся к концам лопастей по винту. Спросите как? Он был внутри полым, а воздух гнали компрессоры! Они имели прямоугольную форму с симметричным профилем по вертикали. Таким образом и создавалась подъемная сила. Когда машина поднималась в воздух на нужную высоту, винты блокировались и начинали играть роль крыльев. Толчок вперед давали боковые силовые установки.
Испытания
Первый изготовленный аппарат поднялся в небо осенью 1976-го. Прототип имел кабину, как у вертолета S-67, только более просторную. Первенец должен был убедить комиссию в работоспособности, надежности, двигателей и иных систем. Технические данные S-72:
✅ диаметр основного винта – 18,9 м
✅ размах крыльев – 13,74 м
✅ длина, ширина, фюзеляжа – 21,5 и 4,42 м
✅ вес пустого (с полной нагрузкой) – 9,48 т (11,815 т)
✅ мощность силовой установки (ТВД) – 1045х2 кВт (позже установили ТРД General Electric TF-34-GE-400A)
✅ крейсерская скорость (максимальная) – 370 (581) км/ч
✅ наибольшая высота – 3050 м
В 1978-м стали испытывать второй S-72 уже в «полном комплекте». Сначала вертолет продули в аэродинамической трубе, где винты вращались, а потом останавливались.
Машину впервые оснастили уникальной системой катапультирования. Она при необходимости выбрасывала разрывные снаряды, которые отсекали лопасти винта, давая возможность экипажу эвакуироваться.
Чтобы управлять таким Х-образным крылом, разрабатывалась сложная компьютерная система, которая следила за количеством и направлением подаваемого на кончики лопастей горячего воздуха.
Приемы управления S-72 отрабатывали на земле. Фото: YouTube.c0m
Это позволяло (теоретически) эффективно работать винту при вращении и в застопоренном положении в ходе горизонтального полета. Свое детище конструкторы позиционировали, как скоростной конвертоплан.
Модернизации и финал
В процессе испытаний выявилось множество недостатков, которые принялись рьяно устранять. К середине 80-х вертолет серьезно модифицировали, поставив на него турбореактивные движки мощностью по 1400 «лошадей», доработали стабилизаторы, рули высоты. Усовершенствованный «самолет-вертолет» поднялся в воздух 2.12.1987 года. Затем было произведено еще два испытательных полета. Но все тщетно! Снова выявилось огромное множество недостатков, опять потребовались деньги, которые кончились. Военным как-то наскучило быть «дойной коровой» на протяжении десяти лет: в 1988-м финансирование прекратили, проект прикрыли. Официальная причина – слишком сложная нестандартная несущая система. В дальнейшем к этой идее не возвращались.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...