Как Сикорский реализовывал идею Х-крыла из Звездных войн
Из всех вертолетостроителей Сикорскому удалось ближе всех подобраться к созданию реально существующего варианта летающего аппарата «Х-крыло», показанного в нашумевших «Звездных войнах». Еще в 70-е конструктор начал экспериментировать, соединяя самые инновационные на то время наработки в аэродинамике, дизайне с силовыми установками. В итоге на свет появился впечатляющий, даже сегодня, S-72 Rotor Systems Research Aircraft. Изначально предполагалось, что он станет испытательным стендом для тестирования возможности соединить самолет с вертолетом.
В 80-е проектом заинтересовалось государство, которое выделило на реализацию затеи средства в размере сто миллионов долларов. С первого взгляда S-72 напоминал классический вертолет, если бы не пара коротких крыльев и два турбовинтовых двигателя по бокам.
Взлетал этот аппарат, как традиционно устроенная машина. Винты начинали вращаться, создавая подъемную силу, но только по-другому, не традиционным способом. У аппарата не было системы, наклоняющей винты (автомат перекоса имел только общий шаг).
Вместо этого запускались боковые двигатели и вступало в работу сложное оборудование, забирающее от них сжатый воздух, который направлялся к концам лопастей по винту. Спросите как? Он был внутри полым, а воздух гнали компрессоры! Они имели прямоугольную форму с симметричным профилем по вертикали. Таким образом и создавалась подъемная сила. Когда машина поднималась в воздух на нужную высоту, винты блокировались и начинали играть роль крыльев. Толчок вперед давали боковые силовые установки.
Первый изготовленный аппарат поднялся в небо осенью 1976-го. Прототип имел кабину, как у вертолета S-67, только более просторную. Первенец должен был убедить комиссию в работоспособности, надежности, двигателей и иных систем. Технические данные S-72:
✅ диаметр основного винта – 18,9 м
✅ размах крыльев – 13,74 м
✅ длина, ширина, фюзеляжа – 21,5 и 4,42 м
✅ вес пустого (с полной нагрузкой) – 9,48 т (11,815 т)
✅ мощность силовой установки (ТВД) – 1045х2 кВт (позже установили ТРД General Electric TF-34-GE-400A)
✅ крейсерская скорость (максимальная) – 370 (581) км/ч
✅ наибольшая высота – 3050 м
В 1978-м стали испытывать второй S-72 уже в «полном комплекте». Сначала вертолет продули в аэродинамической трубе, где винты вращались, а потом останавливались.
Чтобы управлять таким Х-образным крылом, разрабатывалась сложная компьютерная система, которая следила за количеством и направлением подаваемого на кончики лопастей горячего воздуха.
Это позволяло (теоретически) эффективно работать винту при вращении и в застопоренном положении в ходе горизонтального полета. Свое детище конструкторы позиционировали, как скоростной конвертоплан.
В процессе испытаний выявилось множество недостатков, которые принялись рьяно устранять. К середине 80-х вертолет серьезно модифицировали, поставив на него турбореактивные движки мощностью по 1400 «лошадей», доработали стабилизаторы, рули высоты. Усовершенствованный «самолет-вертолет» поднялся в воздух 2.12.1987 года. Затем было произведено еще два испытательных полета. Но все тщетно! Снова выявилось огромное множество недостатков, опять потребовались деньги, которые кончились. Военным как-то наскучило быть «дойной коровой» на протяжении десяти лет: в 1988-м финансирование прекратили, проект прикрыли. Официальная причина – слишком сложная нестандартная несущая система. В дальнейшем к этой идее не возвращались.
В 80-е проектом заинтересовалось государство, которое выделило на реализацию затеи средства в размере сто миллионов долларов. С первого взгляда S-72 напоминал классический вертолет, если бы не пара коротких крыльев и два турбовинтовых двигателя по бокам.
Прототип 80-х (хоть и без винтов) выглядит вполне современно. Фото: YouTube.c0m
Взлетал этот аппарат, как традиционно устроенная машина. Винты начинали вращаться, создавая подъемную силу, но только по-другому, не традиционным способом. У аппарата не было системы, наклоняющей винты (автомат перекоса имел только общий шаг).
Машину испытывали с вращающимися винтами. Фото: YouTube.c0m
Вместо этого запускались боковые двигатели и вступало в работу сложное оборудование, забирающее от них сжатый воздух, который направлялся к концам лопастей по винту. Спросите как? Он был внутри полым, а воздух гнали компрессоры! Они имели прямоугольную форму с симметричным профилем по вертикали. Таким образом и создавалась подъемная сила. Когда машина поднималась в воздух на нужную высоту, винты блокировались и начинали играть роль крыльев. Толчок вперед давали боковые силовые установки.
Испытания
Первый изготовленный аппарат поднялся в небо осенью 1976-го. Прототип имел кабину, как у вертолета S-67, только более просторную. Первенец должен был убедить комиссию в работоспособности, надежности, двигателей и иных систем. Технические данные S-72:
✅ диаметр основного винта – 18,9 м
✅ размах крыльев – 13,74 м
✅ длина, ширина, фюзеляжа – 21,5 и 4,42 м
✅ вес пустого (с полной нагрузкой) – 9,48 т (11,815 т)
✅ мощность силовой установки (ТВД) – 1045х2 кВт (позже установили ТРД General Electric TF-34-GE-400A)
✅ крейсерская скорость (максимальная) – 370 (581) км/ч
✅ наибольшая высота – 3050 м
В 1978-м стали испытывать второй S-72 уже в «полном комплекте». Сначала вертолет продули в аэродинамической трубе, где винты вращались, а потом останавливались.
Машину впервые оснастили уникальной системой катапультирования. Она при необходимости выбрасывала разрывные снаряды, которые отсекали лопасти винта, давая возможность экипажу эвакуироваться.
Чтобы управлять таким Х-образным крылом, разрабатывалась сложная компьютерная система, которая следила за количеством и направлением подаваемого на кончики лопастей горячего воздуха.
Приемы управления S-72 отрабатывали на земле. Фото: YouTube.c0m
Это позволяло (теоретически) эффективно работать винту при вращении и в застопоренном положении в ходе горизонтального полета. Свое детище конструкторы позиционировали, как скоростной конвертоплан.
Модернизации и финал
В процессе испытаний выявилось множество недостатков, которые принялись рьяно устранять. К середине 80-х вертолет серьезно модифицировали, поставив на него турбореактивные движки мощностью по 1400 «лошадей», доработали стабилизаторы, рули высоты. Усовершенствованный «самолет-вертолет» поднялся в воздух 2.12.1987 года. Затем было произведено еще два испытательных полета. Но все тщетно! Снова выявилось огромное множество недостатков, опять потребовались деньги, которые кончились. Военным как-то наскучило быть «дойной коровой» на протяжении десяти лет: в 1988-м финансирование прекратили, проект прикрыли. Официальная причина – слишком сложная нестандартная несущая система. В дальнейшем к этой идее не возвращались.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...