Как Сикорский реализовывал идею Х-крыла из Звездных войн
Из всех вертолетостроителей Сикорскому удалось ближе всех подобраться к созданию реально существующего варианта летающего аппарата «Х-крыло», показанного в нашумевших «Звездных войнах». Еще в 70-е конструктор начал экспериментировать, соединяя самые инновационные на то время наработки в аэродинамике, дизайне с силовыми установками. В итоге на свет появился впечатляющий, даже сегодня, S-72 Rotor Systems Research Aircraft. Изначально предполагалось, что он станет испытательным стендом для тестирования возможности соединить самолет с вертолетом.
В 80-е проектом заинтересовалось государство, которое выделило на реализацию затеи средства в размере сто миллионов долларов. С первого взгляда S-72 напоминал классический вертолет, если бы не пара коротких крыльев и два турбовинтовых двигателя по бокам.
Взлетал этот аппарат, как традиционно устроенная машина. Винты начинали вращаться, создавая подъемную силу, но только по-другому, не традиционным способом. У аппарата не было системы, наклоняющей винты (автомат перекоса имел только общий шаг).
Вместо этого запускались боковые двигатели и вступало в работу сложное оборудование, забирающее от них сжатый воздух, который направлялся к концам лопастей по винту. Спросите как? Он был внутри полым, а воздух гнали компрессоры! Они имели прямоугольную форму с симметричным профилем по вертикали. Таким образом и создавалась подъемная сила. Когда машина поднималась в воздух на нужную высоту, винты блокировались и начинали играть роль крыльев. Толчок вперед давали боковые силовые установки.
Первый изготовленный аппарат поднялся в небо осенью 1976-го. Прототип имел кабину, как у вертолета S-67, только более просторную. Первенец должен был убедить комиссию в работоспособности, надежности, двигателей и иных систем. Технические данные S-72:
✅ диаметр основного винта – 18,9 м
✅ размах крыльев – 13,74 м
✅ длина, ширина, фюзеляжа – 21,5 и 4,42 м
✅ вес пустого (с полной нагрузкой) – 9,48 т (11,815 т)
✅ мощность силовой установки (ТВД) – 1045х2 кВт (позже установили ТРД General Electric TF-34-GE-400A)
✅ крейсерская скорость (максимальная) – 370 (581) км/ч
✅ наибольшая высота – 3050 м
В 1978-м стали испытывать второй S-72 уже в «полном комплекте». Сначала вертолет продули в аэродинамической трубе, где винты вращались, а потом останавливались.
Чтобы управлять таким Х-образным крылом, разрабатывалась сложная компьютерная система, которая следила за количеством и направлением подаваемого на кончики лопастей горячего воздуха.
Это позволяло (теоретически) эффективно работать винту при вращении и в застопоренном положении в ходе горизонтального полета. Свое детище конструкторы позиционировали, как скоростной конвертоплан.
В процессе испытаний выявилось множество недостатков, которые принялись рьяно устранять. К середине 80-х вертолет серьезно модифицировали, поставив на него турбореактивные движки мощностью по 1400 «лошадей», доработали стабилизаторы, рули высоты. Усовершенствованный «самолет-вертолет» поднялся в воздух 2.12.1987 года. Затем было произведено еще два испытательных полета. Но все тщетно! Снова выявилось огромное множество недостатков, опять потребовались деньги, которые кончились. Военным как-то наскучило быть «дойной коровой» на протяжении десяти лет: в 1988-м финансирование прекратили, проект прикрыли. Официальная причина – слишком сложная нестандартная несущая система. В дальнейшем к этой идее не возвращались.
В 80-е проектом заинтересовалось государство, которое выделило на реализацию затеи средства в размере сто миллионов долларов. С первого взгляда S-72 напоминал классический вертолет, если бы не пара коротких крыльев и два турбовинтовых двигателя по бокам.
Прототип 80-х (хоть и без винтов) выглядит вполне современно. Фото: YouTube.c0m
Взлетал этот аппарат, как традиционно устроенная машина. Винты начинали вращаться, создавая подъемную силу, но только по-другому, не традиционным способом. У аппарата не было системы, наклоняющей винты (автомат перекоса имел только общий шаг).
Машину испытывали с вращающимися винтами. Фото: YouTube.c0m
Вместо этого запускались боковые двигатели и вступало в работу сложное оборудование, забирающее от них сжатый воздух, который направлялся к концам лопастей по винту. Спросите как? Он был внутри полым, а воздух гнали компрессоры! Они имели прямоугольную форму с симметричным профилем по вертикали. Таким образом и создавалась подъемная сила. Когда машина поднималась в воздух на нужную высоту, винты блокировались и начинали играть роль крыльев. Толчок вперед давали боковые силовые установки.
Испытания
Первый изготовленный аппарат поднялся в небо осенью 1976-го. Прототип имел кабину, как у вертолета S-67, только более просторную. Первенец должен был убедить комиссию в работоспособности, надежности, двигателей и иных систем. Технические данные S-72:
✅ диаметр основного винта – 18,9 м
✅ размах крыльев – 13,74 м
✅ длина, ширина, фюзеляжа – 21,5 и 4,42 м
✅ вес пустого (с полной нагрузкой) – 9,48 т (11,815 т)
✅ мощность силовой установки (ТВД) – 1045х2 кВт (позже установили ТРД General Electric TF-34-GE-400A)
✅ крейсерская скорость (максимальная) – 370 (581) км/ч
✅ наибольшая высота – 3050 м
В 1978-м стали испытывать второй S-72 уже в «полном комплекте». Сначала вертолет продули в аэродинамической трубе, где винты вращались, а потом останавливались.
Машину впервые оснастили уникальной системой катапультирования. Она при необходимости выбрасывала разрывные снаряды, которые отсекали лопасти винта, давая возможность экипажу эвакуироваться.
Чтобы управлять таким Х-образным крылом, разрабатывалась сложная компьютерная система, которая следила за количеством и направлением подаваемого на кончики лопастей горячего воздуха.
Приемы управления S-72 отрабатывали на земле. Фото: YouTube.c0m
Это позволяло (теоретически) эффективно работать винту при вращении и в застопоренном положении в ходе горизонтального полета. Свое детище конструкторы позиционировали, как скоростной конвертоплан.
Модернизации и финал
В процессе испытаний выявилось множество недостатков, которые принялись рьяно устранять. К середине 80-х вертолет серьезно модифицировали, поставив на него турбореактивные движки мощностью по 1400 «лошадей», доработали стабилизаторы, рули высоты. Усовершенствованный «самолет-вертолет» поднялся в воздух 2.12.1987 года. Затем было произведено еще два испытательных полета. Но все тщетно! Снова выявилось огромное множество недостатков, опять потребовались деньги, которые кончились. Военным как-то наскучило быть «дойной коровой» на протяжении десяти лет: в 1988-м финансирование прекратили, проект прикрыли. Официальная причина – слишком сложная нестандартная несущая система. В дальнейшем к этой идее не возвращались.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский авиалайнер Ту-214 обещают сделать идеальным – работы уже начались
Самолет обещают упростить, чтобы ускорить сборку. При этом дальность полета увеличится, как и общая надежность конструкции....
АвтоВАЗ поддержал резкое повышение утильсбора – вот что говорят наши водители
Опять в России грядет резкое подорожание зарубежных автомобилей. Зато отечественный производитель доволен....
Личный автомобиль Жириновского – что случилось с самым редким «Ё-мобилем»
«Ё-мобиль» был амбициозным проектом в российской истории автомобилестроения. Отечественная разработка должна была получить передовые технологии, не имеющие...
Flaris LAR 1 – польский реактивный самолет, который смог
В этом году началось серийное производство польских малых реактивных самолетов Flaris LAR 1. Производитель активно получает заказы на новые модели и уже...
Почему дорожают машины в России и что будет дальше
Рассказали об основных причинах подорожания машин в России. Через 5 лет стоимость новых авто может быть в 2 раза выше сегодняшних цен....
«Не прошло и полгода» – представлен первый опытный образец-демонстратор авиалайнера с гибридно-электрической силовой установкой
Разработка получила название Heart Experimental 1 и уже в следующем году она должна совершить свой первый полет. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Обеспеченные китайцы все чаще выбирают Zeekr 009 Glory Edition
Он не только премиальный в плане оснащения и количества опций, но и быстрый. Мощность силовой установки 777 л. с., а разгон до «сотни» – 3,9 секунды...
Рейды ГИБДД на усталых водителей и другие «свежие» изменения ПДД
Как бы не ругали российские водители ГИБДД, многие нововведения в правилах дорожного движения направлены в первую очередь для уменьшения количества ДТП. Вот,...
Первый российский двухсекционный магистральный тепловоз 2ТЭ25К «Пересвет»
Чтобы избавиться от иностранной зависимости, российские локомотивостроители создали грузовой тепловоз 2ТЭ25К. машина из Брянска позже получила ряд модификаций,...
Обнародована дата поставки первой партии российских самолетов «Байкал»
Российский самолет использует отечественный двигатель ВК-800. В первой партии будет пять экземпляров «Байкала»...
Старая Шкода не поехала даже после 500000 рублей вложений
Увы, вложения в ремонт машины оправдываются далеко не всегда. Герою одного из выпусков на YouTube-канале «Ильдар Live» не повезло. До обращения к команде...
Что случится с машиной, если накачать 60 бар в колесо
Чем опасен автомобиль? Первой на ум приходит топливная система, в особенности если в машине используется газобаллонное оборудование. Кроме того далеко не все...
Он вернулся – Volkswagen представляет седьмое поколение своего культового Transporter Type 2
Он же Microbus, он же Bulli, он же Type 2, он же Kombi… Теперь автобус стал еще более вместительным и функциональным. Подробнее о новинке читайте в нашем...
«Запорожец» для бездорожья – осталось «оживить» и можно ехать
Автомобили марки ЗАЗ сейчас редкость. Их сохранилось еще немало, но в основном стоят эти машины в старых гаражах и сараях, как правило, в сельской местности....
Полноприводный Соболь NN уже в продаже – автомобиль предлагается в двух вариантах
Позже в модельном ряду появятся и другие версии полноприводного микроавтобуса. Обещают даже бортовой грузовик....
Мотодрезины, паровозы и вагоны для узкоколеек годами свозили в Ярославскую область, чтобы создать музей
В 20-ти километрах от Переславля-Залесского работает уникальный музей узкоколейных железных дорог. Энтузиасты собирали экспонаты со всего бывшего Советского...