Как Сикорский реализовывал идею Х-крыла из Звездных войн
7 038

Как Сикорский реализовывал идею Х-крыла из Звездных войн

Из всех вертолетостроителей Сикорскому удалось ближе всех подобраться к созданию реально существующего варианта летающего аппарата «Х-крыло», показанного в нашумевших «Звездных войнах». Еще в 70-е конструктор начал экспериментировать, соединяя самые инновационные на то время наработки в аэродинамике, дизайне с силовыми установками. В итоге на свет появился впечатляющий, даже сегодня, S-72 Rotor Systems Research Aircraft. Изначально предполагалось, что он станет испытательным стендом для тестирования возможности соединить самолет с вертолетом.


В 80-е проектом заинтересовалось государство, которое выделило на реализацию затеи средства в размере сто миллионов долларов. С первого взгляда S-72 напоминал классический вертолет, если бы не пара коротких крыльев и два турбовинтовых двигателя по бокам.

Как Сикорский реализовывал идею Х-крыла из Звездных войнПрототип 80-х (хоть и без винтов) выглядит вполне современно. Фото: YouTube.c0m

Взлетал этот аппарат, как традиционно устроенная машина. Винты начинали вращаться, создавая подъемную силу, но только по-другому, не традиционным способом. У аппарата не было системы, наклоняющей винты (автомат перекоса имел только общий шаг).

Машину испытывали с вращающимися винтами. Фото: YouTube.c0m

Вместо этого запускались боковые двигатели и вступало в работу сложное оборудование, забирающее от них сжатый воздух, который направлялся к концам лопастей по винту. Спросите как? Он был внутри полым, а воздух гнали компрессоры! Они имели прямоугольную форму с симметричным профилем по вертикали. Таким образом и создавалась подъемная сила. Когда машина поднималась в воздух на нужную высоту, винты блокировались и начинали играть роль крыльев. Толчок вперед давали боковые силовые установки.

Испытания


Первый изготовленный аппарат поднялся в небо осенью 1976-го. Прототип имел кабину, как у вертолета S-67, только более просторную. Первенец должен был убедить комиссию в работоспособности, надежности, двигателей и иных систем. Технические данные S-72:

✅ диаметр основного винта – 18,9 м
✅ размах крыльев – 13,74 м
✅ длина, ширина, фюзеляжа – 21,5 и 4,42 м
✅ вес пустого (с полной нагрузкой) – 9,48 т (11,815 т)
✅ мощность силовой установки (ТВД) – 1045х2 кВт (позже установили ТРД General Electric TF-34-GE-400A)
✅ крейсерская скорость (максимальная) – 370 (581) км/ч
✅ наибольшая высота – 3050 м

В 1978-м стали испытывать второй S-72 уже в «полном комплекте». Сначала вертолет продули в аэродинамической трубе, где винты вращались, а потом останавливались.

Машину впервые оснастили уникальной системой катапультирования. Она при необходимости выбрасывала разрывные снаряды, которые отсекали лопасти винта, давая возможность экипажу эвакуироваться.


Чтобы управлять таким Х-образным крылом, разрабатывалась сложная компьютерная система, которая следила за количеством и направлением подаваемого на кончики лопастей горячего воздуха.

Приемы управления S-72 отрабатывали на земле. Фото: YouTube.c0m

Это позволяло (теоретически) эффективно работать винту при вращении и в застопоренном положении в ходе горизонтального полета. Свое детище конструкторы позиционировали, как скоростной конвертоплан.

Модернизации и финал


В процессе испытаний выявилось множество недостатков, которые принялись рьяно устранять. К середине 80-х вертолет серьезно модифицировали, поставив на него турбореактивные движки мощностью по 1400 «лошадей», доработали стабилизаторы, рули высоты. Усовершенствованный «самолет-вертолет» поднялся в воздух 2.12.1987 года. Затем было произведено еще два испытательных полета. Но все тщетно! Снова выявилось огромное множество недостатков, опять потребовались деньги, которые кончились. Военным как-то наскучило быть «дойной коровой» на протяжении десяти лет: в 1988-м финансирование прекратили, проект прикрыли. Официальная причина – слишком сложная нестандартная несущая система. В дальнейшем к этой идее не возвращались.
А вы что думаете о проекте Сикорского S-72?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...