
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Сегодня речь пойдет о самолете X-29. Это воздушное судно выглядит так, как будто крылья к нему по ошибке прикрепили задом наперед. Или все же не по ошибке?
Еще в 1930-х годах авиационные инженеры работали над множеством вариантов крыльев для воздушных судов. Были и коробчатые, и трубчатые, и консольные, и вращающиеся, и даже похожие на жалюзи. Была еще одна идея, которая заключалась в том, чтобы развернуть крылья вперед, а не назад.
X-29 EC90-039-4 – одномоторный самолет с крылом обратной стреловидности. Фото: nasa.gov
Основной расчет был на то, что такая конструкция позволит менять обычный поток воздуха над ним, что в свою очередь приведет к уменьшению сопротивления и лучшей маневренности.
Эта концепция даже была реализована в нескольких проектах. Впервые – во время Второй мировой войны Германией, в их реактивном тактическом бомбардировщике Junkers Ju 287. Позднее, тоже немцами, но уже в 1960-х годах, она была внедрена в гражданский Hansa Jet HFB-320. Однако в обоих случаях успеха не случилось – чрезмерный изгиб крыла приводил к сильной нестабильности лайнера.
Это гражданский лайнер Hansa Jet HFB-320. Фото: hansa.org.ru
В 1970-х годах в NASA решили еще раз опробовать эту концепцию. Благодаря разработке новых углеродных композитов появилась возможность сделать крыло обратной стреловидности более жестким без увеличения веса. Кроме того, значительный рывок в области электроники также давал шанс на максимально эффективный контроль над нестабильным планером самолета, который вручную пилоту обеспечить не всегда удается.
Результатом работы стал X-29, который впервые поднялся в воздух в 1984 году, и служил в качестве исследовательского испытательного стенда до 1992 года.
Всего было построено два прототипа со странным, но, как мы понимаем, уже знакомым профилем. Необычные крылья были установлены в самой задней части фюзеляжа, который с целью экономии был взят от F-5 Freedom Fighter, и вместо хвостовых стабилизаторов у них были передние «рули». Длина одномоторного самолета составляет 14,7 метра, размах крыла – 8,3 м.
Всего было построено два прототипа X-29 EC90-039-4. Фото: YouTube.com
Разработка имеет весьма приличные летные характеристики. Он оснащен двигателем General Electric F404-GE-400, который выдает максимальную тягу в 16 000 фунтов (порядка 7257 кг). Он обеспечивает демонстратору максимальную скорость в 1,5 Маха и эксплуатационный потолок в 15 000 м. Продолжительность полета при этом составляет около одного часа.
При всем при этом, как и ожидалось, самолет оказался таким же нестабильным, как и все предыдущие попытки. С одной стороны это расширяет границы маневренности, с другой – это всегда повышенные риски. Так, например, самолет времен Второй мировой войны Sopwith Camel, демонстрирующий способность к «развороту на месте», приобрел себе довольно печальную известность. Дело в том, что за время обучения на нем погибло столько же пилотов, сколько в боях с противником.
Grumman, в свою очередь, в противовес аэродинамической нестабильности X-29 установили на свой лайнер с «обратным крылом» современную электронную систему управления. Она корректировала полет порядка 40 раз в секунду на основе данных, полученных с трех компьютеров.
Электроника корректирует полет X-29 около 40 раз за секунду. Фото: nasa.gov
Как результат, в полете X29 демонстрировал способность к молниеносным поворотам и кренам. При этом, по мнению специалистов, без цифровой помощи на определенной скорости этот самолет попросту бы мог разломиться пополам. Однако, несмотря на определенный успех, получить каких-то выдающихся характеристик от использования технологии крыла обратной стреловидности так и не удалось. Так что X29 сегодня можно встретить либо в музее, либо в качестве игрушечных моделей самолетов.
Еще в 1930-х годах авиационные инженеры работали над множеством вариантов крыльев для воздушных судов. Были и коробчатые, и трубчатые, и консольные, и вращающиеся, и даже похожие на жалюзи. Была еще одна идея, которая заключалась в том, чтобы развернуть крылья вперед, а не назад.

Основной расчет был на то, что такая конструкция позволит менять обычный поток воздуха над ним, что в свою очередь приведет к уменьшению сопротивления и лучшей маневренности.
Эта концепция даже была реализована в нескольких проектах. Впервые – во время Второй мировой войны Германией, в их реактивном тактическом бомбардировщике Junkers Ju 287. Позднее, тоже немцами, но уже в 1960-х годах, она была внедрена в гражданский Hansa Jet HFB-320. Однако в обоих случаях успеха не случилось – чрезмерный изгиб крыла приводил к сильной нестабильности лайнера.

В 1970-х годах в NASA решили еще раз опробовать эту концепцию. Благодаря разработке новых углеродных композитов появилась возможность сделать крыло обратной стреловидности более жестким без увеличения веса. Кроме того, значительный рывок в области электроники также давал шанс на максимально эффективный контроль над нестабильным планером самолета, который вручную пилоту обеспечить не всегда удается.
Результатом работы стал X-29, который впервые поднялся в воздух в 1984 году, и служил в качестве исследовательского испытательного стенда до 1992 года.
Всего было построено два прототипа со странным, но, как мы понимаем, уже знакомым профилем. Необычные крылья были установлены в самой задней части фюзеляжа, который с целью экономии был взят от F-5 Freedom Fighter, и вместо хвостовых стабилизаторов у них были передние «рули». Длина одномоторного самолета составляет 14,7 метра, размах крыла – 8,3 м.

Разработка имеет весьма приличные летные характеристики. Он оснащен двигателем General Electric F404-GE-400, который выдает максимальную тягу в 16 000 фунтов (порядка 7257 кг). Он обеспечивает демонстратору максимальную скорость в 1,5 Маха и эксплуатационный потолок в 15 000 м. Продолжительность полета при этом составляет около одного часа.
При всем при этом, как и ожидалось, самолет оказался таким же нестабильным, как и все предыдущие попытки. С одной стороны это расширяет границы маневренности, с другой – это всегда повышенные риски. Так, например, самолет времен Второй мировой войны Sopwith Camel, демонстрирующий способность к «развороту на месте», приобрел себе довольно печальную известность. Дело в том, что за время обучения на нем погибло столько же пилотов, сколько в боях с противником.
Grumman, в свою очередь, в противовес аэродинамической нестабильности X-29 установили на свой лайнер с «обратным крылом» современную электронную систему управления. Она корректировала полет порядка 40 раз в секунду на основе данных, полученных с трех компьютеров.

Как результат, в полете X29 демонстрировал способность к молниеносным поворотам и кренам. При этом, по мнению специалистов, без цифровой помощи на определенной скорости этот самолет попросту бы мог разломиться пополам. Однако, несмотря на определенный успех, получить каких-то выдающихся характеристик от использования технологии крыла обратной стреловидности так и не удалось. Так что X29 сегодня можно встретить либо в музее, либо в качестве игрушечных моделей самолетов.
- Lilu
- www.youtube.com, nasa.gov, hansa.org.ru
Рекомендуем для вас

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

В России планируют выпуск нового широкофюзеляжного авиалайнера
На данном этапе идет обсуждение основных вопросов, связанных с будущей конструкцией самолета. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Советский трактор Т-150 опять запущен в серийное производство – под другим названием
Конечно, он модернизирован, но внешне почти все тот же. Уже известно, когда первые тракторы поступят в продажу....

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

Турбовинтовой CJ1000 подготовили к тестированию на гражданском лайнере
В Поднебесной ускоряют разработку и сертификацию замены американо-французскому Leap-1C. После ее завершения запланирован серийный выпуск, но без «нюансов» не...

Авиалайнер МС-21 стал ближе к массовому производству – выпуск обшивки фюзеляжа ускорен
Для этого оказалось недостаточным закупить новое оборудование. Пришлось разрабатывать сложные программы и даже подбирать положение пуансонов вручную....

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

Гидрогравитационный мотор – гениальная идея или шутка?
В поисках альтернативных источников энергии человечество не раз пыталось приблизиться к мечте о «вечном двигателе». Автор YouTube-канала «Гараж 54» предлагает...

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

Новая версия трактора BELARUS 5022 выехала из цеха – мощность двигателя более 500 л. с.
Это самый мощный трактор за всю историю МТЗ. Похоже, именно эта версия пойдет в серийное производство....

В России выпустили инновационный станок для создания фюзеляжей самолетов
Кроме того, новинка пригодится при изготовлении локомотивов, железнодорожных вагонов, а также в других сферах транспорта. Что собой представляет этот комплекс,...

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

По Дону начнет курсировать передовой «Метеор 120Р»
Местные власти уже заключили контракт на покупку судна. На маршрут оно выйдет в этом году....

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...