С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Сегодня речь пойдет о самолете X-29. Это воздушное судно выглядит так, как будто крылья к нему по ошибке прикрепили задом наперед. Или все же не по ошибке?
Еще в 1930-х годах авиационные инженеры работали над множеством вариантов крыльев для воздушных судов. Были и коробчатые, и трубчатые, и консольные, и вращающиеся, и даже похожие на жалюзи. Была еще одна идея, которая заключалась в том, чтобы развернуть крылья вперед, а не назад.
Основной расчет был на то, что такая конструкция позволит менять обычный поток воздуха над ним, что в свою очередь приведет к уменьшению сопротивления и лучшей маневренности.
Эта концепция даже была реализована в нескольких проектах. Впервые – во время Второй мировой войны Германией, в их реактивном тактическом бомбардировщике Junkers Ju 287. Позднее, тоже немцами, но уже в 1960-х годах, она была внедрена в гражданский Hansa Jet HFB-320. Однако в обоих случаях успеха не случилось – чрезмерный изгиб крыла приводил к сильной нестабильности лайнера.
В 1970-х годах в NASA решили еще раз опробовать эту концепцию. Благодаря разработке новых углеродных композитов появилась возможность сделать крыло обратной стреловидности более жестким без увеличения веса. Кроме того, значительный рывок в области электроники также давал шанс на максимально эффективный контроль над нестабильным планером самолета, который вручную пилоту обеспечить не всегда удается.
Результатом работы стал X-29, который впервые поднялся в воздух в 1984 году, и служил в качестве исследовательского испытательного стенда до 1992 года.
Всего было построено два прототипа со странным, но, как мы понимаем, уже знакомым профилем. Необычные крылья были установлены в самой задней части фюзеляжа, который с целью экономии был взят от F-5 Freedom Fighter, и вместо хвостовых стабилизаторов у них были передние «рули». Длина одномоторного самолета составляет 14,7 метра, размах крыла – 8,3 м.
Разработка имеет весьма приличные летные характеристики. Он оснащен двигателем General Electric F404-GE-400, который выдает максимальную тягу в 16 000 фунтов (порядка 7257 кг). Он обеспечивает демонстратору максимальную скорость в 1,5 Маха и эксплуатационный потолок в 15 000 м. Продолжительность полета при этом составляет около одного часа.
При всем при этом, как и ожидалось, самолет оказался таким же нестабильным, как и все предыдущие попытки. С одной стороны это расширяет границы маневренности, с другой – это всегда повышенные риски. Так, например, самолет времен Второй мировой войны Sopwith Camel, демонстрирующий способность к «развороту на месте», приобрел себе довольно печальную известность. Дело в том, что за время обучения на нем погибло столько же пилотов, сколько в боях с противником.
Grumman, в свою очередь, в противовес аэродинамической нестабильности X-29 установили на свой лайнер с «обратным крылом» современную электронную систему управления. Она корректировала полет порядка 40 раз в секунду на основе данных, полученных с трех компьютеров.
Как результат, в полете X29 демонстрировал способность к молниеносным поворотам и кренам. При этом, по мнению специалистов, без цифровой помощи на определенной скорости этот самолет попросту бы мог разломиться пополам. Однако, несмотря на определенный успех, получить каких-то выдающихся характеристик от использования технологии крыла обратной стреловидности так и не удалось. Так что X29 сегодня можно встретить либо в музее, либо в качестве игрушечных моделей самолетов.
Еще в 1930-х годах авиационные инженеры работали над множеством вариантов крыльев для воздушных судов. Были и коробчатые, и трубчатые, и консольные, и вращающиеся, и даже похожие на жалюзи. Была еще одна идея, которая заключалась в том, чтобы развернуть крылья вперед, а не назад.
X-29 EC90-039-4 – одномоторный самолет с крылом обратной стреловидности. Фото: nasa.gov
Основной расчет был на то, что такая конструкция позволит менять обычный поток воздуха над ним, что в свою очередь приведет к уменьшению сопротивления и лучшей маневренности.
Эта концепция даже была реализована в нескольких проектах. Впервые – во время Второй мировой войны Германией, в их реактивном тактическом бомбардировщике Junkers Ju 287. Позднее, тоже немцами, но уже в 1960-х годах, она была внедрена в гражданский Hansa Jet HFB-320. Однако в обоих случаях успеха не случилось – чрезмерный изгиб крыла приводил к сильной нестабильности лайнера.
Это гражданский лайнер Hansa Jet HFB-320. Фото: hansa.org.ru
В 1970-х годах в NASA решили еще раз опробовать эту концепцию. Благодаря разработке новых углеродных композитов появилась возможность сделать крыло обратной стреловидности более жестким без увеличения веса. Кроме того, значительный рывок в области электроники также давал шанс на максимально эффективный контроль над нестабильным планером самолета, который вручную пилоту обеспечить не всегда удается.
Результатом работы стал X-29, который впервые поднялся в воздух в 1984 году, и служил в качестве исследовательского испытательного стенда до 1992 года.
Всего было построено два прототипа со странным, но, как мы понимаем, уже знакомым профилем. Необычные крылья были установлены в самой задней части фюзеляжа, который с целью экономии был взят от F-5 Freedom Fighter, и вместо хвостовых стабилизаторов у них были передние «рули». Длина одномоторного самолета составляет 14,7 метра, размах крыла – 8,3 м.
Всего было построено два прототипа X-29 EC90-039-4. Фото: YouTube.com
Разработка имеет весьма приличные летные характеристики. Он оснащен двигателем General Electric F404-GE-400, который выдает максимальную тягу в 16 000 фунтов (порядка 7257 кг). Он обеспечивает демонстратору максимальную скорость в 1,5 Маха и эксплуатационный потолок в 15 000 м. Продолжительность полета при этом составляет около одного часа.
При всем при этом, как и ожидалось, самолет оказался таким же нестабильным, как и все предыдущие попытки. С одной стороны это расширяет границы маневренности, с другой – это всегда повышенные риски. Так, например, самолет времен Второй мировой войны Sopwith Camel, демонстрирующий способность к «развороту на месте», приобрел себе довольно печальную известность. Дело в том, что за время обучения на нем погибло столько же пилотов, сколько в боях с противником.
Grumman, в свою очередь, в противовес аэродинамической нестабильности X-29 установили на свой лайнер с «обратным крылом» современную электронную систему управления. Она корректировала полет порядка 40 раз в секунду на основе данных, полученных с трех компьютеров.
Электроника корректирует полет X-29 около 40 раз за секунду. Фото: nasa.gov
Как результат, в полете X29 демонстрировал способность к молниеносным поворотам и кренам. При этом, по мнению специалистов, без цифровой помощи на определенной скорости этот самолет попросту бы мог разломиться пополам. Однако, несмотря на определенный успех, получить каких-то выдающихся характеристик от использования технологии крыла обратной стреловидности так и не удалось. Так что X29 сегодня можно встретить либо в музее, либо в качестве игрушечных моделей самолетов.
- Lilu
- www.youtube.com, nasa.gov, hansa.org.ru
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....