С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
1 698

С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29

Сегодня речь пойдет о самолете X-29. Это воздушное судно выглядит так, как будто крылья к нему по ошибке прикрепили задом наперед. Или все же не по ошибке?


Еще в 1930-х годах авиационные инженеры работали над множеством вариантов крыльев для воздушных судов. Были и коробчатые, и трубчатые, и консольные, и вращающиеся, и даже похожие на жалюзи. Была еще одна идея, которая заключалась в том, чтобы развернуть крылья вперед, а не назад.

С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29X-29 EC90-039-4 – одномоторный самолет с крылом обратной стреловидности. Фото: nasa.gov

Основной расчет был на то, что такая конструкция позволит менять обычный поток воздуха над ним, что в свою очередь приведет к уменьшению сопротивления и лучшей маневренности.

Эта концепция даже была реализована в нескольких проектах. Впервые – во время Второй мировой войны Германией, в их реактивном тактическом бомбардировщике Junkers Ju 287. Позднее, тоже немцами, но уже в 1960-х годах, она была внедрена в гражданский Hansa Jet HFB-320. Однако в обоих случаях успеха не случилось – чрезмерный изгиб крыла приводил к сильной нестабильности лайнера.

Это гражданский лайнер Hansa Jet HFB-320. Фото: hansa.org.ru

В 1970-х годах в NASA решили еще раз опробовать эту концепцию. Благодаря разработке новых углеродных композитов появилась возможность сделать крыло обратной стреловидности более жестким без увеличения веса. Кроме того, значительный рывок в области электроники также давал шанс на максимально эффективный контроль над нестабильным планером самолета, который вручную пилоту обеспечить не всегда удается.

Результатом работы стал X-29, который впервые поднялся в воздух в 1984 году, и служил в качестве исследовательского испытательного стенда до 1992 года.

Всего было построено два прототипа со странным, но, как мы понимаем, уже знакомым профилем. Необычные крылья были установлены в самой задней части фюзеляжа, который с целью экономии был взят от F-5 Freedom Fighter, и вместо хвостовых стабилизаторов у них были передние «рули». Длина одномоторного самолета составляет 14,7 метра, размах крыла – 8,3 м.

Всего было построено два прототипа X-29 EC90-039-4. Фото: YouTube.com

Разработка имеет весьма приличные летные характеристики. Он оснащен двигателем General Electric F404-GE-400, который выдает максимальную тягу в 16 000 фунтов (порядка 7257 кг). Он обеспечивает демонстратору максимальную скорость в 1,5 Маха и эксплуатационный потолок в 15 000 м. Продолжительность полета при этом составляет около одного часа.

При всем при этом, как и ожидалось, самолет оказался таким же нестабильным, как и все предыдущие попытки. С одной стороны это расширяет границы маневренности, с другой – это всегда повышенные риски. Так, например, самолет времен Второй мировой войны Sopwith Camel, демонстрирующий способность к «развороту на месте», приобрел себе довольно печальную известность. Дело в том, что за время обучения на нем погибло столько же пилотов, сколько в боях с противником.

Grumman, в свою очередь, в противовес аэродинамической нестабильности X-29 установили на свой лайнер с «обратным крылом» современную электронную систему управления. Она корректировала полет порядка 40 раз в секунду на основе данных, полученных с трех компьютеров.

Электроника корректирует полет X-29 около 40 раз за секунду. Фото: nasa.gov


Как результат, в полете X29 демонстрировал способность к молниеносным поворотам и кренам. При этом, по мнению специалистов, без цифровой помощи на определенной скорости этот самолет попросту бы мог разломиться пополам. Однако, несмотря на определенный успех, получить каких-то выдающихся характеристик от использования технологии крыла обратной стреловидности так и не удалось. Так что X29 сегодня можно встретить либо в музее, либо в качестве игрушечных моделей самолетов.
А вы бы полетели на пассажирском лайнере с «обратным крылом»?
  • Lilu
  • www.youtube.com, nasa.gov, hansa.org.ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Как в Китае плавают над горами

Как в Китае плавают над горами

Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Как «КАМАЗ» делает новые дизели

Как «КАМАЗ» делает новые дизели

КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...