
Мотоцикл Norton Dominator 88 – «икона» британского стиля 1950-х
Слава британских мотоциклов когда-то гремела не только в Европе, но и в США. Среди знаковых брендов выделялся Norton Motorcycles.
В России эти байки практически неизвестны. Это и понятно – в те времена, когда слава их гремела, существовал Советский Союз. Естественно, мотоциклов из капиталистических стран там быть не могло. Своих хватало – бюджетных и условно доступных. А для эстетов завозили Jawa, CZ и Pannonia.
Конечно, эти «иномарки» отличались внешне от советского мотопрома. В первую очередь качеством сборки и в ряде случаев большей надежностью. Но все равно, байки позиционировались как бюджетные транспортные средства. Других в странах соцлагеря в принципе быть не могло.
Дизайн Norton Dominator 88 типичен для британских мотоциклов 50-х. Фото: youtube.com
А вот в капиталистической Европе уже с середины 1950-х мотоциклы стали превращаться из бюджетных средств передвижения в некий символ свободы. Начали появляться модели с избыточной мощностью.
Именно такой Norton Dominator 88. Об этом мотоцикле мы сегодня подробно и расскажем. Тем более, что в России о нем мало кто знает.
Компания Norton Motorcycles была образована в 1898 году. Что примечательно, это один из первых мотоциклетных брендов в Европе. Появился он с четкой и определенной целью – выпускать байки.
Конечно, сразу основатель компании, Джеймс Лэнсдаун Нортон, не имел возможности собирать полноценные авторские модели. Но начинать с чего-то было нужно. Поэтому стартовали с неких деталей и фурнитуры для мотоциклов сторонних брендов.
У Norton Dominator 88 специфическая форма глушителей. Фото: youtube.com
Что это было именно – история умалчивает. Но уже в 1902 году компания Norton Motorcycles решилась на выпуск собственных мотоциклов. Эта техника оснащалась двигателями от сторонних брендов – в основном французского и швейцарского производства.
В 1907 году появляется первый мотоцикл с силовыми агрегатами собственной разработки. С этих пор Norton Motorcycles начинает выпускать полностью оригинальные байки. Сначала они были с одно, а потом и с двухцилиндровыми моторами.
Примерно в это же время начинается спортивная карьера бренда. Она продолжалась до 1960-х почти без перерывов. И все это несмотря на:
✅ Периодические взлеты и падения продаж
✅ Финансовые кризисы
✅ Смены владельцев
✅ Запреты на гражданские продажи от Министерства обороны во время Первой мировой войны
Существовал бренд вплоть до 1978 года, в котором его упразднили. Лет через десять его пытались возродить, причем неоднократно, и даже выпускали серийные модели, но особого коммерческого успеха они не имели.
Историю Dominator 88 невозможно представить без предшественника. Поэтому стоит кратко рассказать про Norton Model 7, ведь это первый мотоцикл знаменитого британского бренда с параллельным двухцилиндровым двигателем, который назывался просто twin. Не стоит путать его с V-twin, эта схема больше похожа на ту, что применялась у Jawa и Иж Юпитер.
Norton Model 7 выглядит как типичный дорожник. Фото: youtube.com
Кстати, именно Norton Model 7, дебютировавший в 1948 году, считается «прародителем» всех параллельных твинов. За создание мотора отвечал знаменитый в то время инженер Берт Хопвуд.
Кстати, он разработал подобные силовые агрегаты и для других брендов. Таких, как:
✅ Triumph
✅ Ariel
✅ BSA
Новый двигатель для Norton Model 7 развивал 29 л. с. при рабочем объеме в 497 см3. А сам мотоцикл создавали с использованием узлов и агрегатов от других серийных моделей.
Например, ходовая часть взята от одноцилиндрового ES2, как и коробка передач. Двигатель был чугунный, то есть, отличался высоким запасом прочности и надежности. Система питания – карбюраторная.
Model 7 была простым мотоциклом, неплохо продававшимся на внутреннем рынке. Но за рубежом уже в начале 1950-х она спросом не пользовалась. Капиталистическая Европа стала оправляться от последствий Второй мировой войны. Поэтому мотоциклы там начали требовать чем-либо знаменитые.
Приборная панель Norton Dominator 88 простейшая. Фото: youtube.com
Многие прекрасно знали о спортивных успехах бренда Norton, но Model 7 к ним отношения не имела. В итоге производитель принял решение соединить простой дорожный и гоночный байки. Так и появился Dominator 88.
Новый мотоцикл получил ту самую спортивную раму, называвшуюся Featherbed. А первый предсерийный байк представили публике в 1951 году. Тогда же рассказали, что новая модель предназначена на экспорт.
Кстати, с названием мотоцикла тоже есть ряд нюансов. Изначально он продавался как Dominator De Luxe. Потом байк переименовали в Model 88. И только с 1959 года он получил название Norton Dominator 88.
Во время продаж нового мотоцикла намекали на его связь с гоночным Norton Manx. Нужно понимать, что общей у них была только рама. Да и то, она оказалась далеко не взаимозаменяемой.
Двигатель у Norton Dominator 88 двухцилиндровый рядный. Фото: youtube.com
Да, компоновка у них похожа, только трубы Reynolds для серийного дорожного мотоцикла использовались более низкого качества. Да и соединялись они обычной сваркой, а не бронзовой. Зато задний подрамник почти не отличался. А вот вилку спроектировали заново, хоть и по образцу Norton Manx.
Изначально двигатель Norton Dominator 88 использовался аналогичный тому, что устанавливался в раму Model 7. При объеме в 497 см3, он выдавал 29 л. с. В процессе производства мотор неоднократно дорабатывался, так что в результате его мощность достигла 36 «лошадок».
В 1958-1959 годах Norton Dominator 88 был подвергнут глобальной модернизации. Первое изменение – это усовершенствованный передний тормоз, который стал мощнее, соответственно, эффективнее.
У Norton Dominator 88 есть специальный бачок для масла. Фото: youtube.com
Появляются новые головки цилиндров – теперь из легких сплавов, что позволило уменьшить вес мотоцикла. Старый карбюратор Amal 6 Type заменили на более современный Amal Monobloc.
Основным рынком сбыта для Norton Dominator 88 были США. Именно для них делались доработки, повышалась мощность моторов. Специально для стимуляции продаж, борьбы с Triumph и BSA, производитель выпустил модель Dominator 99. Она отличалась в основном объемом двигателя – 596 см3.
В 1958 году Norton удалось еще раз «взбодрить» продажи. В гонках на мотоциклах с коляской принял участие стандартный Dominator 88. Естественно, для допуска пришлось присоединить к нему боковой прицеп. Несмотря на то, что байк был «рядовой», а в коляске сидела дама, гонщику Эрику Оливеру удалось занять 10 место.
Самая мощная версия Norton Dominator 88 получила литеры «SS» в названии. Она имела два карбюратора, усиленное сцепление, повышенную степень сжатия. Мощность этого мотоцикла возросла до 36 л. с.
А спереди Norton Dominator 88 похож на советский Иж. Фото: youtube.com
В 1966 году производство Norton Dominator 88 было завершено. Последние три года выпускалась только версия 88SS.
В настоящее время любой британский мотоцикл, выпущенный примерно до 1990 года, можно смело считать раритетом. Массовыми они никогда не были. Куда более старый Norton Dominator 88 – это уже коллекционная модель. Найти в России такой практически нереально.
Но если задаться целью, то можно купить байк в странах ЕС или США. Правда, обойдется это дорого. Ведь каждый владелец раритета вправе назначать цену «с потолка». А она всегда высока.
В России эти байки практически неизвестны. Это и понятно – в те времена, когда слава их гремела, существовал Советский Союз. Естественно, мотоциклов из капиталистических стран там быть не могло. Своих хватало – бюджетных и условно доступных. А для эстетов завозили Jawa, CZ и Pannonia.
Конечно, эти «иномарки» отличались внешне от советского мотопрома. В первую очередь качеством сборки и в ряде случаев большей надежностью. Но все равно, байки позиционировались как бюджетные транспортные средства. Других в странах соцлагеря в принципе быть не могло.

А вот в капиталистической Европе уже с середины 1950-х мотоциклы стали превращаться из бюджетных средств передвижения в некий символ свободы. Начали появляться модели с избыточной мощностью.
Именно такой Norton Dominator 88. Об этом мотоцикле мы сегодня подробно и расскажем. Тем более, что в России о нем мало кто знает.
Немного ранней истории бренда
Компания Norton Motorcycles была образована в 1898 году. Что примечательно, это один из первых мотоциклетных брендов в Европе. Появился он с четкой и определенной целью – выпускать байки.
Конечно, сразу основатель компании, Джеймс Лэнсдаун Нортон, не имел возможности собирать полноценные авторские модели. Но начинать с чего-то было нужно. Поэтому стартовали с неких деталей и фурнитуры для мотоциклов сторонних брендов.

Что это было именно – история умалчивает. Но уже в 1902 году компания Norton Motorcycles решилась на выпуск собственных мотоциклов. Эта техника оснащалась двигателями от сторонних брендов – в основном французского и швейцарского производства.
В 1907 году появляется первый мотоцикл с силовыми агрегатами собственной разработки. С этих пор Norton Motorcycles начинает выпускать полностью оригинальные байки. Сначала они были с одно, а потом и с двухцилиндровыми моторами.
Примерно в это же время начинается спортивная карьера бренда. Она продолжалась до 1960-х почти без перерывов. И все это несмотря на:
✅ Периодические взлеты и падения продаж
✅ Финансовые кризисы
✅ Смены владельцев
✅ Запреты на гражданские продажи от Министерства обороны во время Первой мировой войны
Существовал бренд вплоть до 1978 года, в котором его упразднили. Лет через десять его пытались возродить, причем неоднократно, и даже выпускали серийные модели, но особого коммерческого успеха они не имели.
Norton Model 7
Историю Dominator 88 невозможно представить без предшественника. Поэтому стоит кратко рассказать про Norton Model 7, ведь это первый мотоцикл знаменитого британского бренда с параллельным двухцилиндровым двигателем, который назывался просто twin. Не стоит путать его с V-twin, эта схема больше похожа на ту, что применялась у Jawa и Иж Юпитер.

Кстати, именно Norton Model 7, дебютировавший в 1948 году, считается «прародителем» всех параллельных твинов. За создание мотора отвечал знаменитый в то время инженер Берт Хопвуд.
Кстати, он разработал подобные силовые агрегаты и для других брендов. Таких, как:
✅ Triumph
✅ Ariel
✅ BSA
Новый двигатель для Norton Model 7 развивал 29 л. с. при рабочем объеме в 497 см3. А сам мотоцикл создавали с использованием узлов и агрегатов от других серийных моделей.
Например, ходовая часть взята от одноцилиндрового ES2, как и коробка передач. Двигатель был чугунный, то есть, отличался высоким запасом прочности и надежности. Система питания – карбюраторная.
Появление Norton Dominator 88
Model 7 была простым мотоциклом, неплохо продававшимся на внутреннем рынке. Но за рубежом уже в начале 1950-х она спросом не пользовалась. Капиталистическая Европа стала оправляться от последствий Второй мировой войны. Поэтому мотоциклы там начали требовать чем-либо знаменитые.

Многие прекрасно знали о спортивных успехах бренда Norton, но Model 7 к ним отношения не имела. В итоге производитель принял решение соединить простой дорожный и гоночный байки. Так и появился Dominator 88.
Новый мотоцикл получил ту самую спортивную раму, называвшуюся Featherbed. А первый предсерийный байк представили публике в 1951 году. Тогда же рассказали, что новая модель предназначена на экспорт.
Впрочем, в первые годы продаж заставили производителя пересмотреть свое решение. Так что Norton Dominator 88 начали предлагать и на внутреннем британском рынке.
Кстати, с названием мотоцикла тоже есть ряд нюансов. Изначально он продавался как Dominator De Luxe. Потом байк переименовали в Model 88. И только с 1959 года он получил название Norton Dominator 88.
Технические особенности
Во время продаж нового мотоцикла намекали на его связь с гоночным Norton Manx. Нужно понимать, что общей у них была только рама. Да и то, она оказалась далеко не взаимозаменяемой.

Да, компоновка у них похожа, только трубы Reynolds для серийного дорожного мотоцикла использовались более низкого качества. Да и соединялись они обычной сваркой, а не бронзовой. Зато задний подрамник почти не отличался. А вот вилку спроектировали заново, хоть и по образцу Norton Manx.
В итоге вес Dominator 88 составил 170 кг. Это на 18 килограммов меньше, чем Model 7. По совокупности ТТХ, новый байк превосходил предыдущий по всем параметрам.
Изначально двигатель Norton Dominator 88 использовался аналогичный тому, что устанавливался в раму Model 7. При объеме в 497 см3, он выдавал 29 л. с. В процессе производства мотор неоднократно дорабатывался, так что в результате его мощность достигла 36 «лошадок».
Рестайлинг
В 1958-1959 годах Norton Dominator 88 был подвергнут глобальной модернизации. Первое изменение – это усовершенствованный передний тормоз, который стал мощнее, соответственно, эффективнее.

Появляются новые головки цилиндров – теперь из легких сплавов, что позволило уменьшить вес мотоцикла. Старый карбюратор Amal 6 Type заменили на более современный Amal Monobloc.
Даже легендарная «спортивная» рама подверглась доработкам. Теперь она превратилась в единый элемент, где подрамник уже не крепился болтами, а был приварен. Появились и литые ступицы взамен односторонних.
Основным рынком сбыта для Norton Dominator 88 были США. Именно для них делались доработки, повышалась мощность моторов. Специально для стимуляции продаж, борьбы с Triumph и BSA, производитель выпустил модель Dominator 99. Она отличалась в основном объемом двигателя – 596 см3.
В 1958 году Norton удалось еще раз «взбодрить» продажи. В гонках на мотоциклах с коляской принял участие стандартный Dominator 88. Естественно, для допуска пришлось присоединить к нему боковой прицеп. Несмотря на то, что байк был «рядовой», а в коляске сидела дама, гонщику Эрику Оливеру удалось занять 10 место.
Самая мощная версия Norton Dominator 88 получила литеры «SS» в названии. Она имела два карбюратора, усиленное сцепление, повышенную степень сжатия. Мощность этого мотоцикла возросла до 36 л. с.

В 1966 году производство Norton Dominator 88 было завершено. Последние три года выпускалась только версия 88SS.
В настоящее время любой британский мотоцикл, выпущенный примерно до 1990 года, можно смело считать раритетом. Массовыми они никогда не были. Куда более старый Norton Dominator 88 – это уже коллекционная модель. Найти в России такой практически нереально.
Но если задаться целью, то можно купить байк в странах ЕС или США. Правда, обойдется это дорого. Ведь каждый владелец раритета вправе назначать цену «с потолка». А она всегда высока.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...

Lixiang L9 – как «китаец» выдержал 50 тысяч километров пробега
Китайские автомобили и коррозия – вот одна из главных тем, которые волнуют многих российских водителей. Ведь на дорогах их все больше. Такая же ситуация в...