Edsel - крах запланированного успеха от Ford
Сегодня многие пытаются переписать историю, присваивая США роль главного победителя во Второй мировой войне. И в этом доля правды есть! Если говорить об экономике. В то время как в странах антигитлеровской коалиции и в первую очередь, СССР, царила разруха и предстояли годы восстановления, в Америке к середине 50-х наступил невиданный расцвет. Экономика росла ударными темпами, производство, в т. ч. автомобильное, быстро развивалось, население богатело.
Тогда за океаном главенствующее положение на рынке занимали три компании: «Дженерал Моторс», «Крайслер» и «Форд». Последний занимал второе место и во что бы то ни стало мечтал выбиться в лидеры. Однако по сравнению с конкурентами, у Ford существовал хороший выбор малобюджетных авто, но не было достаточного ассортимента моделей в среднем и верхнем классе.
Положение решили немедленно исправить. Но это не значило, что компания просто выпустит несколько новых машин. Предстояло создать целое подразделение, которое будет заниматься авто вышеупомянутых классов.
Работы по подготовке проекта велись в строгой секретности. Новую марку решили назвать в честь сына основателя компании Эдсела Форда – Edsel. Самая недорогая модель Ranger стоила на современные деньги почти 22 тыс. долларов.
Ступенькой повыше стоял Pacer за 24 тыс., затем шла «предтоповая» Corsair, стоившая 29 тыс. и венчала эту «иерархию» Citation ценой в 31 тыс. «зеленых». Да, были еще «универсалы» по 18-28 тыс. долларов.
Согласно тогдашней моде, машины были огромными. В их основе лежала «фордовская» платформа, которая использовалась в других модельных линейках компании. Но внешний вид сделали оригинально-узнаваемым. И в первую очередь взгляд «спотыкался» о передок.
Его оформление было нестандартным: бампер не сплошной, а из двух половинок, которые разделяла вертикально-овальная конструкция.
Популярных тогда «плавников» сзади не было: вместо них применили интересное обрамление, похожее на летящую чайку. Ее крылья плавно перетекали в выштамповки, подчеркнутые хромированным молдингом. Экстерьер действительно получился уникальным: другое дело, что кому-то он нравился, а кому-то – нет.
Если опустить описание отделки, которая, в зависимости от комплектации, была на соответствующем уровне, то в техническом плане применялись оригинальные решения. Например, руль сделали с неподвижной ступицей. А на ней установили кнопки для переключения передач. В «высших» моделях предусмотрен «автомат», его же ставили на топовые комплектации менее дорогих авто.
На приборной панели внимание привлекал спидометр купольного типа. В нем крутилась не стрелка, как обычно, а все наоборот: внутреннее «колесо» со скоростными отметками. Роль силовых агрегатов играли моторы Ford V8, развивавшие от 303 до 345 «лошадей» при объеме 6-6,7 л.
Мощность, измеряемая по американским стандартам, отличалась в меньшую сторону, если сравнивать с Европой. В США этот параметр считывали «чисто» на валу, без навесного оборудования.
Подвеска, ходовая часть использовались от серийных автомобилей.
Первую модель Edsel продемонстрировали широкой публике в 1957-м году. Но сначала была проведена мощная рекламная компания. В ее ходе уверялось, что американцы увидят нечто необычное, новое. В пиар-акциях принимали участие такие звезды, как Фрэнк Синатра, Луи Армстронг. На все это дело компания угрохала кучу денег, создав атмосферу явно завышенных ожиданий.
Неудивительно, что на презентацию прибыло около 2,5 млн. граждан. В первый день, вроде бы, все шло, как по задуманному реализовали 3,5 тыс. машин. Однако в дальнейшем стало очевидно – продажи резко пошли вниз. За 1958-й год, когда линейку авто поставили на конвейер, продали всего 70 тыс. экземпляров, что меньше ожиданий в три (!) раза.
Их предприняли в следующем году, представив поколение легковушек, упрощенных по конструкции и стоящих меньше. Такие посредственные авто просто не могли пользоваться спросом.
Их стоимость сравнима с моделями Mercury, находящихся в более престижном классе. По сути, американцам предлагали все тот же «Форд» с измененной внешностью.
Компании удалось продать чуть более 100 тыс. единиц техники в течение трех лет. Попытка запустить новый прибыльный бренд обернулась для Ford провалом и убытками, оцениваемыми экспертами в 3 млрд. долларов (в нынешних деньгах).
Для целой армии проектировщиков, конструкторов, корпевших над новой машиной, это был шок, удар невиданной силы. По предварительным оценкам Edsel должен был стать «хитом» и пользоваться большой популярностью. Однако проведенный позже тщательный анализ выявил причины неудачи.
В 1958-м в США разразился кризис: авторынок оказался перенасыщенным. Но с этой проблемой столкнулся не только «Форд», но и другие компании. Поэтому были и иные причины, о которых – ниже.
Разработчики и менеджеры Ford проморгали момент пропажи интереса покупателей к огромным машинам. Народ потянулся к экономичным, маневренным и небольшим автомобилям, которые уже выпускали в Европе и Японии. Любопытно, что «Форд» все же успел «вскочить на подножку уходящего поезда». Когда компания выпустила сравнительно недорогой Falcon, то за несколько первых месяцев после презентации было распродано свыше 400 тыс. экземпляров.
Эксклюзивный экстерьер нравился далеко не всем американцам. И особенно – разделительный овал на радиаторной решетке. Самые рьяные «ненавистники» проводили аналогию от ободка унитаза до женских половых органов. Консервативным американцам не нравился непривычный купольный спидометр и кнопки переключения передач, расположенные на месте звукового сигнала.
Были и иные мелочи: например, световые стрелки указателей поворота смотрели в середину авто и было непонятно, куда маневрирует машина. Часть недостатков быстро устранили, но первоначальный «осадочек остался».
Многим не импонировало само название: оно ассоциировалось со словосочетанием Dead Cell, что буквально означает «севшая батарейка». Другие сравнивали название авто с трактором марки Edson. Кстати, внук основателя компании, которого тоже звали Генри, был против такого использования имени своего отца.
И здесь завышенные ожидания покупателей оказались обманутыми. Выпуск первых Edsel не было организовано на одном предприятии: авто собирали механики, ранее не имевшие дело с подобной маркой и не прошедшие обучение.
Итогом стала неразбериха в конвейерном процессе, низкое качество сборки. Технической поддержки для обладателей Edsel тоже не было: сказывалась нехватка специализированного персонала.
Ситуацию с автомобилем удачно охарактеризовало издание Time: «неподходящая машина на неподходящем рынке в неподходящее время». А если говорить о наших современниках, то Билл Гейтс, имея в виду рекламную компанию и все, что связано с проектом, заявил: это наглядный пример, «как не надо делать». Тем не менее «Форд» «переварил» эту неудачу и очень скоро оправился от финансового удара.
Тогда за океаном главенствующее положение на рынке занимали три компании: «Дженерал Моторс», «Крайслер» и «Форд». Последний занимал второе место и во что бы то ни стало мечтал выбиться в лидеры. Однако по сравнению с конкурентами, у Ford существовал хороший выбор малобюджетных авто, но не было достаточного ассортимента моделей в среднем и верхнем классе.
Предполагалось, что Edsel будет заниматься специальное подразделение Ford. Фото: YouTube.com
Положение решили немедленно исправить. Но это не значило, что компания просто выпустит несколько новых машин. Предстояло создать целое подразделение, которое будет заниматься авто вышеупомянутых классов.
Новый модельный ряд
Работы по подготовке проекта велись в строгой секретности. Новую марку решили назвать в честь сына основателя компании Эдсела Форда – Edsel. Самая недорогая модель Ranger стоила на современные деньги почти 22 тыс. долларов.
В модельной линейке про универсалы тоже не забыли. Фото: YouTube.com
Ступенькой повыше стоял Pacer за 24 тыс., затем шла «предтоповая» Corsair, стоившая 29 тыс. и венчала эту «иерархию» Citation ценой в 31 тыс. «зеленых». Да, были еще «универсалы» по 18-28 тыс. долларов.
Особенности экстерьера
Согласно тогдашней моде, машины были огромными. В их основе лежала «фордовская» платформа, которая использовалась в других модельных линейках компании. Но внешний вид сделали оригинально-узнаваемым. И в первую очередь взгляд «спотыкался» о передок.
Экстерьер, как говорится, на любителя. Фото: YouTube.com
Его оформление было нестандартным: бампер не сплошной, а из двух половинок, которые разделяла вертикально-овальная конструкция.
Корму, как и передок, оформили не совсем традиционно. Фото: YouTube.com
Популярных тогда «плавников» сзади не было: вместо них применили интересное обрамление, похожее на летящую чайку. Ее крылья плавно перетекали в выштамповки, подчеркнутые хромированным молдингом. Экстерьер действительно получился уникальным: другое дело, что кому-то он нравился, а кому-то – нет.
Внутри салона
Если опустить описание отделки, которая, в зависимости от комплектации, была на соответствующем уровне, то в техническом плане применялись оригинальные решения. Например, руль сделали с неподвижной ступицей. А на ней установили кнопки для переключения передач. В «высших» моделях предусмотрен «автомат», его же ставили на топовые комплектации менее дорогих авто.
Кнопочное переключение передач впоследствии оказалось ненадежным. Фото: YouTube.com
На приборной панели внимание привлекал спидометр купольного типа. В нем крутилась не стрелка, как обычно, а все наоборот: внутреннее «колесо» со скоростными отметками. Роль силовых агрегатов играли моторы Ford V8, развивавшие от 303 до 345 «лошадей» при объеме 6-6,7 л.
Мощность, измеряемая по американским стандартам, отличалась в меньшую сторону, если сравнивать с Европой. В США этот параметр считывали «чисто» на валу, без навесного оборудования.
Кожаной отделкой салона американцев не удивишь... Фото: YouTube.com
Подвеска, ходовая часть использовались от серийных автомобилей.
Презентация
Первую модель Edsel продемонстрировали широкой публике в 1957-м году. Но сначала была проведена мощная рекламная компания. В ее ходе уверялось, что американцы увидят нечто необычное, новое. В пиар-акциях принимали участие такие звезды, как Фрэнк Синатра, Луи Армстронг. На все это дело компания угрохала кучу денег, создав атмосферу явно завышенных ожиданий.
В рекламной компании Edsel позиционировали и как семейный автомобиль. Фото: YouTube.com
Неудивительно, что на презентацию прибыло около 2,5 млн. граждан. В первый день, вроде бы, все шло, как по задуманному реализовали 3,5 тыс. машин. Однако в дальнейшем стало очевидно – продажи резко пошли вниз. За 1958-й год, когда линейку авто поставили на конвейер, продали всего 70 тыс. экземпляров, что меньше ожиданий в три (!) раза.
Попытки выбраться из «ямы»
Их предприняли в следующем году, представив поколение легковушек, упрощенных по конструкции и стоящих меньше. Такие посредственные авто просто не могли пользоваться спросом.
Ranger Convertible даже с другим передком и обычным спидометром не спас положение. Фото: YouTube.com
Их стоимость сравнима с моделями Mercury, находящихся в более престижном классе. По сути, американцам предлагали все тот же «Форд» с измененной внешностью.
Быстрый закат Edsel
Компании удалось продать чуть более 100 тыс. единиц техники в течение трех лет. Попытка запустить новый прибыльный бренд обернулась для Ford провалом и убытками, оцениваемыми экспертами в 3 млрд. долларов (в нынешних деньгах).
На рекламу потратили огромные средства. Фото: YouTube.com[/size
Для целой армии проектировщиков, конструкторов, корпевших над новой машиной, это был шок, удар невиданной силы. По предварительным оценкам Edsel должен был стать «хитом» и пользоваться большой популярностью. Однако проведенный позже тщательный анализ выявил причины неудачи.
Почему проект провалился?
В 1958-м в США разразился кризис: авторынок оказался перенасыщенным. Но с этой проблемой столкнулся не только «Форд», но и другие компании. Поэтому были и иные причины, о которых – ниже.
Смена эпох
Разработчики и менеджеры Ford проморгали момент пропажи интереса покупателей к огромным машинам. Народ потянулся к экономичным, маневренным и небольшим автомобилям, которые уже выпускали в Европе и Японии. Любопытно, что «Форд» все же успел «вскочить на подножку уходящего поезда». Когда компания выпустила сравнительно недорогой Falcon, то за несколько первых месяцев после презентации было распродано свыше 400 тыс. экземпляров.
Внешний вид и органы управления
Эксклюзивный экстерьер нравился далеко не всем американцам. И особенно – разделительный овал на радиаторной решетке. Самые рьяные «ненавистники» проводили аналогию от ободка унитаза до женских половых органов. Консервативным американцам не нравился непривычный купольный спидометр и кнопки переключения передач, расположенные на месте звукового сигнала.
Далеко не всем нравилось так переключать скорости. Фото: YouTube.com
Были и иные мелочи: например, световые стрелки указателей поворота смотрели в середину авто и было непонятно, куда маневрирует машина. Часть недостатков быстро устранили, но первоначальный «осадочек остался».
Одним не нравился овал, другим – наименование марки. Фото: YouTube.com
Многим не импонировало само название: оно ассоциировалось со словосочетанием Dead Cell, что буквально означает «севшая батарейка». Другие сравнивали название авто с трактором марки Edson. Кстати, внук основателя компании, которого тоже звали Генри, был против такого использования имени своего отца.
Качество и техобслуживание
И здесь завышенные ожидания покупателей оказались обманутыми. Выпуск первых Edsel не было организовано на одном предприятии: авто собирали механики, ранее не имевшие дело с подобной маркой и не прошедшие обучение.
Спидометр наоборот многих просто раздражал. Фото: YouTube.com
Итогом стала неразбериха в конвейерном процессе, низкое качество сборки. Технической поддержки для обладателей Edsel тоже не было: сказывалась нехватка специализированного персонала.
Выводы
Ситуацию с автомобилем удачно охарактеризовало издание Time: «неподходящая машина на неподходящем рынке в неподходящее время». А если говорить о наших современниках, то Билл Гейтс, имея в виду рекламную компанию и все, что связано с проектом, заявил: это наглядный пример, «как не надо делать». Тем не менее «Форд» «переварил» эту неудачу и очень скоро оправился от финансового удара.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...