
Edsel - крах запланированного успеха от Ford
Сегодня многие пытаются переписать историю, присваивая США роль главного победителя во Второй мировой войне. И в этом доля правды есть! Если говорить об экономике. В то время как в странах антигитлеровской коалиции и в первую очередь, СССР, царила разруха и предстояли годы восстановления, в Америке к середине 50-х наступил невиданный расцвет. Экономика росла ударными темпами, производство, в т. ч. автомобильное, быстро развивалось, население богатело.
Тогда за океаном главенствующее положение на рынке занимали три компании: «Дженерал Моторс», «Крайслер» и «Форд». Последний занимал второе место и во что бы то ни стало мечтал выбиться в лидеры. Однако по сравнению с конкурентами, у Ford существовал хороший выбор малобюджетных авто, но не было достаточного ассортимента моделей в среднем и верхнем классе.
Предполагалось, что Edsel будет заниматься специальное подразделение Ford. Фото: YouTube.com
Положение решили немедленно исправить. Но это не значило, что компания просто выпустит несколько новых машин. Предстояло создать целое подразделение, которое будет заниматься авто вышеупомянутых классов.
Работы по подготовке проекта велись в строгой секретности. Новую марку решили назвать в честь сына основателя компании Эдсела Форда – Edsel. Самая недорогая модель Ranger стоила на современные деньги почти 22 тыс. долларов.
В модельной линейке про универсалы тоже не забыли. Фото: YouTube.com
Ступенькой повыше стоял Pacer за 24 тыс., затем шла «предтоповая» Corsair, стоившая 29 тыс. и венчала эту «иерархию» Citation ценой в 31 тыс. «зеленых». Да, были еще «универсалы» по 18-28 тыс. долларов.
Согласно тогдашней моде, машины были огромными. В их основе лежала «фордовская» платформа, которая использовалась в других модельных линейках компании. Но внешний вид сделали оригинально-узнаваемым. И в первую очередь взгляд «спотыкался» о передок.
Экстерьер, как говорится, на любителя. Фото: YouTube.com
Его оформление было нестандартным: бампер не сплошной, а из двух половинок, которые разделяла вертикально-овальная конструкция.
Корму, как и передок, оформили не совсем традиционно. Фото: YouTube.com
Популярных тогда «плавников» сзади не было: вместо них применили интересное обрамление, похожее на летящую чайку. Ее крылья плавно перетекали в выштамповки, подчеркнутые хромированным молдингом. Экстерьер действительно получился уникальным: другое дело, что кому-то он нравился, а кому-то – нет.
Если опустить описание отделки, которая, в зависимости от комплектации, была на соответствующем уровне, то в техническом плане применялись оригинальные решения. Например, руль сделали с неподвижной ступицей. А на ней установили кнопки для переключения передач. В «высших» моделях предусмотрен «автомат», его же ставили на топовые комплектации менее дорогих авто.
Кнопочное переключение передач впоследствии оказалось ненадежным. Фото: YouTube.com
На приборной панели внимание привлекал спидометр купольного типа. В нем крутилась не стрелка, как обычно, а все наоборот: внутреннее «колесо» со скоростными отметками. Роль силовых агрегатов играли моторы Ford V8, развивавшие от 303 до 345 «лошадей» при объеме 6-6,7 л.
Мощность, измеряемая по американским стандартам, отличалась в меньшую сторону, если сравнивать с Европой. В США этот параметр считывали «чисто» на валу, без навесного оборудования.
Кожаной отделкой салона американцев не удивишь... Фото: YouTube.com
Подвеска, ходовая часть использовались от серийных автомобилей.
Первую модель Edsel продемонстрировали широкой публике в 1957-м году. Но сначала была проведена мощная рекламная компания. В ее ходе уверялось, что американцы увидят нечто необычное, новое. В пиар-акциях принимали участие такие звезды, как Фрэнк Синатра, Луи Армстронг. На все это дело компания угрохала кучу денег, создав атмосферу явно завышенных ожиданий.
В рекламной компании Edsel позиционировали и как семейный автомобиль. Фото: YouTube.com
Неудивительно, что на презентацию прибыло около 2,5 млн. граждан. В первый день, вроде бы, все шло, как по задуманному реализовали 3,5 тыс. машин. Однако в дальнейшем стало очевидно – продажи резко пошли вниз. За 1958-й год, когда линейку авто поставили на конвейер, продали всего 70 тыс. экземпляров, что меньше ожиданий в три (!) раза.
Их предприняли в следующем году, представив поколение легковушек, упрощенных по конструкции и стоящих меньше. Такие посредственные авто просто не могли пользоваться спросом.
Ranger Convertible даже с другим передком и обычным спидометром не спас положение. Фото: YouTube.com
Их стоимость сравнима с моделями Mercury, находящихся в более престижном классе. По сути, американцам предлагали все тот же «Форд» с измененной внешностью.
Компании удалось продать чуть более 100 тыс. единиц техники в течение трех лет. Попытка запустить новый прибыльный бренд обернулась для Ford провалом и убытками, оцениваемыми экспертами в 3 млрд. долларов (в нынешних деньгах).
На рекламу потратили огромные средства. Фото: YouTube.com[/size
Для целой армии проектировщиков, конструкторов, корпевших над новой машиной, это был шок, удар невиданной силы. По предварительным оценкам Edsel должен был стать «хитом» и пользоваться большой популярностью. Однако проведенный позже тщательный анализ выявил причины неудачи.
В 1958-м в США разразился кризис: авторынок оказался перенасыщенным. Но с этой проблемой столкнулся не только «Форд», но и другие компании. Поэтому были и иные причины, о которых – ниже.
Разработчики и менеджеры Ford проморгали момент пропажи интереса покупателей к огромным машинам. Народ потянулся к экономичным, маневренным и небольшим автомобилям, которые уже выпускали в Европе и Японии. Любопытно, что «Форд» все же успел «вскочить на подножку уходящего поезда». Когда компания выпустила сравнительно недорогой Falcon, то за несколько первых месяцев после презентации было распродано свыше 400 тыс. экземпляров.
Эксклюзивный экстерьер нравился далеко не всем американцам. И особенно – разделительный овал на радиаторной решетке. Самые рьяные «ненавистники» проводили аналогию от ободка унитаза до женских половых органов. Консервативным американцам не нравился непривычный купольный спидометр и кнопки переключения передач, расположенные на месте звукового сигнала.
Далеко не всем нравилось так переключать скорости. Фото: YouTube.com
Были и иные мелочи: например, световые стрелки указателей поворота смотрели в середину авто и было непонятно, куда маневрирует машина. Часть недостатков быстро устранили, но первоначальный «осадочек остался».
Одним не нравился овал, другим – наименование марки. Фото: YouTube.com
Многим не импонировало само название: оно ассоциировалось со словосочетанием Dead Cell, что буквально означает «севшая батарейка». Другие сравнивали название авто с трактором марки Edson. Кстати, внук основателя компании, которого тоже звали Генри, был против такого использования имени своего отца.
И здесь завышенные ожидания покупателей оказались обманутыми. Выпуск первых Edsel не было организовано на одном предприятии: авто собирали механики, ранее не имевшие дело с подобной маркой и не прошедшие обучение.
Спидометр наоборот многих просто раздражал. Фото: YouTube.com
Итогом стала неразбериха в конвейерном процессе, низкое качество сборки. Технической поддержки для обладателей Edsel тоже не было: сказывалась нехватка специализированного персонала.
Ситуацию с автомобилем удачно охарактеризовало издание Time: «неподходящая машина на неподходящем рынке в неподходящее время». А если говорить о наших современниках, то Билл Гейтс, имея в виду рекламную компанию и все, что связано с проектом, заявил: это наглядный пример, «как не надо делать». Тем не менее «Форд» «переварил» эту неудачу и очень скоро оправился от финансового удара.
Тогда за океаном главенствующее положение на рынке занимали три компании: «Дженерал Моторс», «Крайслер» и «Форд». Последний занимал второе место и во что бы то ни стало мечтал выбиться в лидеры. Однако по сравнению с конкурентами, у Ford существовал хороший выбор малобюджетных авто, но не было достаточного ассортимента моделей в среднем и верхнем классе.

Положение решили немедленно исправить. Но это не значило, что компания просто выпустит несколько новых машин. Предстояло создать целое подразделение, которое будет заниматься авто вышеупомянутых классов.
Новый модельный ряд
Работы по подготовке проекта велись в строгой секретности. Новую марку решили назвать в честь сына основателя компании Эдсела Форда – Edsel. Самая недорогая модель Ranger стоила на современные деньги почти 22 тыс. долларов.

Ступенькой повыше стоял Pacer за 24 тыс., затем шла «предтоповая» Corsair, стоившая 29 тыс. и венчала эту «иерархию» Citation ценой в 31 тыс. «зеленых». Да, были еще «универсалы» по 18-28 тыс. долларов.
Особенности экстерьера
Согласно тогдашней моде, машины были огромными. В их основе лежала «фордовская» платформа, которая использовалась в других модельных линейках компании. Но внешний вид сделали оригинально-узнаваемым. И в первую очередь взгляд «спотыкался» о передок.

Его оформление было нестандартным: бампер не сплошной, а из двух половинок, которые разделяла вертикально-овальная конструкция.

Популярных тогда «плавников» сзади не было: вместо них применили интересное обрамление, похожее на летящую чайку. Ее крылья плавно перетекали в выштамповки, подчеркнутые хромированным молдингом. Экстерьер действительно получился уникальным: другое дело, что кому-то он нравился, а кому-то – нет.
Внутри салона
Если опустить описание отделки, которая, в зависимости от комплектации, была на соответствующем уровне, то в техническом плане применялись оригинальные решения. Например, руль сделали с неподвижной ступицей. А на ней установили кнопки для переключения передач. В «высших» моделях предусмотрен «автомат», его же ставили на топовые комплектации менее дорогих авто.

На приборной панели внимание привлекал спидометр купольного типа. В нем крутилась не стрелка, как обычно, а все наоборот: внутреннее «колесо» со скоростными отметками. Роль силовых агрегатов играли моторы Ford V8, развивавшие от 303 до 345 «лошадей» при объеме 6-6,7 л.
Мощность, измеряемая по американским стандартам, отличалась в меньшую сторону, если сравнивать с Европой. В США этот параметр считывали «чисто» на валу, без навесного оборудования.

Подвеска, ходовая часть использовались от серийных автомобилей.
Презентация
Первую модель Edsel продемонстрировали широкой публике в 1957-м году. Но сначала была проведена мощная рекламная компания. В ее ходе уверялось, что американцы увидят нечто необычное, новое. В пиар-акциях принимали участие такие звезды, как Фрэнк Синатра, Луи Армстронг. На все это дело компания угрохала кучу денег, создав атмосферу явно завышенных ожиданий.

Неудивительно, что на презентацию прибыло около 2,5 млн. граждан. В первый день, вроде бы, все шло, как по задуманному реализовали 3,5 тыс. машин. Однако в дальнейшем стало очевидно – продажи резко пошли вниз. За 1958-й год, когда линейку авто поставили на конвейер, продали всего 70 тыс. экземпляров, что меньше ожиданий в три (!) раза.
Попытки выбраться из «ямы»
Их предприняли в следующем году, представив поколение легковушек, упрощенных по конструкции и стоящих меньше. Такие посредственные авто просто не могли пользоваться спросом.

Их стоимость сравнима с моделями Mercury, находящихся в более престижном классе. По сути, американцам предлагали все тот же «Форд» с измененной внешностью.
Быстрый закат Edsel
Компании удалось продать чуть более 100 тыс. единиц техники в течение трех лет. Попытка запустить новый прибыльный бренд обернулась для Ford провалом и убытками, оцениваемыми экспертами в 3 млрд. долларов (в нынешних деньгах).

Для целой армии проектировщиков, конструкторов, корпевших над новой машиной, это был шок, удар невиданной силы. По предварительным оценкам Edsel должен был стать «хитом» и пользоваться большой популярностью. Однако проведенный позже тщательный анализ выявил причины неудачи.
Почему проект провалился?
В 1958-м в США разразился кризис: авторынок оказался перенасыщенным. Но с этой проблемой столкнулся не только «Форд», но и другие компании. Поэтому были и иные причины, о которых – ниже.
Смена эпох
Разработчики и менеджеры Ford проморгали момент пропажи интереса покупателей к огромным машинам. Народ потянулся к экономичным, маневренным и небольшим автомобилям, которые уже выпускали в Европе и Японии. Любопытно, что «Форд» все же успел «вскочить на подножку уходящего поезда». Когда компания выпустила сравнительно недорогой Falcon, то за несколько первых месяцев после презентации было распродано свыше 400 тыс. экземпляров.
Внешний вид и органы управления
Эксклюзивный экстерьер нравился далеко не всем американцам. И особенно – разделительный овал на радиаторной решетке. Самые рьяные «ненавистники» проводили аналогию от ободка унитаза до женских половых органов. Консервативным американцам не нравился непривычный купольный спидометр и кнопки переключения передач, расположенные на месте звукового сигнала.

Были и иные мелочи: например, световые стрелки указателей поворота смотрели в середину авто и было непонятно, куда маневрирует машина. Часть недостатков быстро устранили, но первоначальный «осадочек остался».

Многим не импонировало само название: оно ассоциировалось со словосочетанием Dead Cell, что буквально означает «севшая батарейка». Другие сравнивали название авто с трактором марки Edson. Кстати, внук основателя компании, которого тоже звали Генри, был против такого использования имени своего отца.
Качество и техобслуживание
И здесь завышенные ожидания покупателей оказались обманутыми. Выпуск первых Edsel не было организовано на одном предприятии: авто собирали механики, ранее не имевшие дело с подобной маркой и не прошедшие обучение.

Итогом стала неразбериха в конвейерном процессе, низкое качество сборки. Технической поддержки для обладателей Edsel тоже не было: сказывалась нехватка специализированного персонала.
Выводы
Ситуацию с автомобилем удачно охарактеризовало издание Time: «неподходящая машина на неподходящем рынке в неподходящее время». А если говорить о наших современниках, то Билл Гейтс, имея в виду рекламную компанию и все, что связано с проектом, заявил: это наглядный пример, «как не надо делать». Тем не менее «Форд» «переварил» эту неудачу и очень скоро оправился от финансового удара.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...