
МАЗ-4370 «Зубренок» – оптимальный транспорт для местного развоза
Страна, в которой решались глобальные вопросы, проводились грандиозные стройки и постоянные перекрестные грузоперевозки, требовала мощного, многотоннажного и безотказного грузового транспорта. Но, времена менялись и появление новых коммерческих отношений ставило уже совсем иные задачи. На первое место выходила экономическая выгода. Значит, грузовик должен быть не только надежным, а среднетоннажным и с умеренным расходом топлива.
Такая тенденция породила на постсоветском пространстве целую плеяду т. н. коммерческих грузовиков. Это и «Бычок» от завода им. Лихачева, и «Валдай» от горьковских специалистов. Однако, на фоне таких успехов, свое решающее слово сказал белорусский автопром. Заводы с множеством классных специалистов и передового оборудования еще в советские времена играли первую скрипку в выпуске карьерных и других многотоннажных грузовиков. Не остались они в стороне и в новых условиях.
На шасси «Зубренка» устанавливали различные надстройки. Фото: youtube.com
Реалии 90-х требовали развозного низкорамника и именно в этом направлении двинулись столичные и горьковские конструкторы. Появившиеся уже названные модели стали востребованными у зарождающегося бизнеса и мелких предприятий. В одно время к разработкам горьковчане привлекли и минских коллег. Кто же мог тогда предположить, что белорусы в итоге «подсидят» своих российских товарищей и конкурентов.
На Минском заводе увидели огромную перспективность задуманного проекта и вместо обещанных кабин типа МАЗ-5336, прекратили сотрудничество и запустили собственный проект. Так появился бескапотный МАЗ-4370. Он соответствовал всем критериям, предъявляемым потенциальными покупателями:
✅ низкорамная конструкция
✅ грузоподъемность – до 5 тонн
✅ приспособленность для движения в городском цикле
Такое транспортное средство являлось новинкой для заводчан. Разработок в данном направлении ранее никогда не велось, поэтому понадобилось найти объект для подражания. Им стал «двухтысячный» немецкий MAN. Весь конец 90-х на заводе посвятили воплощению идеи в жизнь.
Опытный образец новой, менее грузоподъемной чем все его предшественники, модели увидел свет в 1999 году. Он был принят очень благосклонно, что позволило в том же году дать отмашку на начало серийного производства.
Хотя модель планировали в основном для работы в «тепличных» условиях, «семидесятый» прекрасно проявил себя и в непогоду, и на дорогах не лучшего качества. Это позволило ему всего четыре года спустя удостоиться звания одного из лучших в своей категории. Кстати, в том же году появилась и новая модель «Зубренка» – «4371», с меньшей на полтонны грузоподъемностью. Со временем на его базе стали изготавливаться различные спецмашины:
✅ промтоварный фургон
✅ изотермическая будка
✅ автомобиль-мусоровоз
✅ автоэвакуатор
✅ бетоновоз
✅ самосвал
Все же основным вариантом компоновки МАЗ-4370 являлась тентованая или открытая бортовая платформа. Кстати, его грузоподъемность в 2 раза выше, чем у немецкого прототипа. Имеет он несколько преимуществ и над своими прямыми конкурентами:
✅ теплая кабина со спальником
✅ мягкая подвеска для не совсем ровных дорог
✅ более удобная кабина без моторного тоннеля
К уже сказанному можно добавить прекрасную маневренность, достигаемую за счет компактности. Еще один плюс: удобство погрузочно-разгрузочных работ, которое предоставляет низкая рама грузовика. Так множество положительных моментов сделало его незаменимым транспортом для внутригородских перевозок. Он имеет следующие технические параметры:
✅ полная масса – 10,1 тонны
✅ база автомобиля – 3700 мм
✅ запас горючего – 130 л
✅ объем двигателя – 4,75 (4,76), в зависимости от модификации
✅ мощность – 136 (155) л. с.
✅ предельная скорость – 90 км / ч
✅ расход топлива – ок. 17 л / 100 км
Основой грузовика служит лонжероная рама лестничного типа. Обе подвески – зависимые: передняя (рессорная с телескопическими амортизаторами), задняя (на полуэллиптических рессорах продольного типа).
Хотя «Зубренок» оказался успешным и востребованным у клиентов, белорусские специалисты и не думали почивать «на лаврах». В свое время, именно такой подход свел на нет популярный проект под названием «Бычок». В Минске к вопросу подошли гораздо серьезнее. Понимая, что конкуренты тоже не дремлют, специалисты завода постоянно работали над техническим усовершенствованием МАЗ-4370. При этом учитывались не только веяния времени, но и пожелания клиентов, которые уже пользовались подобными грузовиками.
Внешность, по которой легко узнать любой МАЗ. Фото: youtube.com
Если внутри происходили незначительные перемены, то внешность оставалась той же. А зачем что-то менять в простой и ненавязчивой конструкции? Классическая кабина от МАЗ, угловатая, но с крупным лобовым стеклом, дающем водителю прекрасный обзор. Решетка радиатора привычной прямоугольной формы и передние фары, расположенные внизу. Кажется, здесь все оптимально и не требует кардинальных перемен.
А вот грузовая платформа со временем получила три различные модификации. В основном они различались по длине кузова (5500 / 8200 мм) и расстоянию между колесными парами (3000 / 4200 мм). Максимальная их грузоподъемность не превышает 6 тонн, дорожный просвет – 230 мм.
Подрессоренное водительское сидение. Фото: youtube.com
Внутренность кабины грузовика эргономично продумана: все нужное – под рукой и ничего лишнего. Она – 3-местная, причем у водителя имеется отдельное сидение, более комфортное, с применением рессор. Есть также пневмогидравлическая тормозная система и гидроусилитель руля, который помогает не напрягаясь управлять 17,5-дюймовыми колесами.
Пожалуй, пришло время объяснить откуда взялось такое прозвище у автомобиля. Хотя многие источники утверждают, что так водители отметили его особую живучесть при предельных загрузках, позволю себе с ними не согласится. Если вспомнить о «старших братьях» модели, то постоянным символом МАЗ служил распространенный в Беларуси зубр. Новая модель оказалась заметно меньше, поэтому вполне вырисовалось соответствующее название – «Зубренок».
Дизель MAN, иногда устанавливаемый на МАЗ-4370. Фото: youtube.com
На всех модификация грузовика можно увидеть 5-ступенчатую КПП. Также имеется блокировка межколесного дифференциала и ABS. По другим параметрам двигатели разных «Зубренков» заметно отличаются:
✅ «437040» – ММЗ, соответствующий «Евро-1» и выдающий 136 л. с.
✅ «43704» – ММЗ, соответствующий «Евро-2» со 155 л. с.
✅ «437043» – ММЗ, соответствующий «Евро-3» также со 155 л. с.
✅ «43030» – DEUTZ BF4M («Евро-4»), развивающий мощность в 170 л. с.
Автомобиль довольно легко завоевал российский рынок, не имея достойных конкурентов. Только в 2007 году появился российский автомобиль подобного типа – KAMAZ-4308. Но он оказался заметно дороже своего минского аналога.
Если говорить о положительных сторонах «Зубренка», то они связаны с рамой и ходовой частью. В слабые стороны записали относительно малый моторесурс двигателя и коробки передач. Еще одним неприятным бонусом можно назвать очень плохую звукоизоляцию кабины и низкий уровень пассивной безопасности. Но, по мнению многих, достаточная мощность силовых установок, отличная ремонтопригодность, невысокие исходная цена и стоимость обслуживания в процессе эксплуатации, все-таки перевешивают.
Так выглядит современный вариант «Зубренка». Фото: youtube.com
Хорошо сказал один водитель, пользующийся «Зубренком» много лет: транспорт надежный, при своевременном обслуживании – не подведет. А, главное, заметил он, окупится гораздо быстрее зарубежных аналогов. Может быть, именно поэтому и сегодня на вторичном транспортном рынке России несложно найти по ценам примерно в 350 тыс. рублей неприхотливого работягу «Зубренка».
Такая тенденция породила на постсоветском пространстве целую плеяду т. н. коммерческих грузовиков. Это и «Бычок» от завода им. Лихачева, и «Валдай» от горьковских специалистов. Однако, на фоне таких успехов, свое решающее слово сказал белорусский автопром. Заводы с множеством классных специалистов и передового оборудования еще в советские времена играли первую скрипку в выпуске карьерных и других многотоннажных грузовиков. Не остались они в стороне и в новых условиях.

Реалии 90-х требовали развозного низкорамника и именно в этом направлении двинулись столичные и горьковские конструкторы. Появившиеся уже названные модели стали востребованными у зарождающегося бизнеса и мелких предприятий. В одно время к разработкам горьковчане привлекли и минских коллег. Кто же мог тогда предположить, что белорусы в итоге «подсидят» своих российских товарищей и конкурентов.
На Минском заводе увидели огромную перспективность задуманного проекта и вместо обещанных кабин типа МАЗ-5336, прекратили сотрудничество и запустили собственный проект. Так появился бескапотный МАЗ-4370. Он соответствовал всем критериям, предъявляемым потенциальными покупателями:
✅ низкорамная конструкция
✅ грузоподъемность – до 5 тонн
✅ приспособленность для движения в городском цикле
Такое транспортное средство являлось новинкой для заводчан. Разработок в данном направлении ранее никогда не велось, поэтому понадобилось найти объект для подражания. Им стал «двухтысячный» немецкий MAN. Весь конец 90-х на заводе посвятили воплощению идеи в жизнь.
Начало серийного производства «Зубренка»
Опытный образец новой, менее грузоподъемной чем все его предшественники, модели увидел свет в 1999 году. Он был принят очень благосклонно, что позволило в том же году дать отмашку на начало серийного производства.
Двухосный МАЗ-4370, появившийся на стыке веков, стал очень востребованной и популярной моделью завода. Даже сегодня, более двух десятилетий спустя, есть немало желающих обзавестись этой надежной и неприхотливой техникой.
Хотя модель планировали в основном для работы в «тепличных» условиях, «семидесятый» прекрасно проявил себя и в непогоду, и на дорогах не лучшего качества. Это позволило ему всего четыре года спустя удостоиться звания одного из лучших в своей категории. Кстати, в том же году появилась и новая модель «Зубренка» – «4371», с меньшей на полтонны грузоподъемностью. Со временем на его базе стали изготавливаться различные спецмашины:
✅ промтоварный фургон
✅ изотермическая будка
✅ автомобиль-мусоровоз
✅ автоэвакуатор
✅ бетоновоз
✅ самосвал
Все же основным вариантом компоновки МАЗ-4370 являлась тентованая или открытая бортовая платформа. Кстати, его грузоподъемность в 2 раза выше, чем у немецкого прототипа. Имеет он несколько преимуществ и над своими прямыми конкурентами:
✅ теплая кабина со спальником
✅ мягкая подвеска для не совсем ровных дорог
✅ более удобная кабина без моторного тоннеля
К уже сказанному можно добавить прекрасную маневренность, достигаемую за счет компактности. Еще один плюс: удобство погрузочно-разгрузочных работ, которое предоставляет низкая рама грузовика. Так множество положительных моментов сделало его незаменимым транспортом для внутригородских перевозок. Он имеет следующие технические параметры:
✅ полная масса – 10,1 тонны
✅ база автомобиля – 3700 мм
✅ запас горючего – 130 л
✅ объем двигателя – 4,75 (4,76), в зависимости от модификации
✅ мощность – 136 (155) л. с.
✅ предельная скорость – 90 км / ч
✅ расход топлива – ок. 17 л / 100 км
Основой грузовика служит лонжероная рама лестничного типа. Обе подвески – зависимые: передняя (рессорная с телескопическими амортизаторами), задняя (на полуэллиптических рессорах продольного типа).
Технические доработки и удачные модификации
Хотя «Зубренок» оказался успешным и востребованным у клиентов, белорусские специалисты и не думали почивать «на лаврах». В свое время, именно такой подход свел на нет популярный проект под названием «Бычок». В Минске к вопросу подошли гораздо серьезнее. Понимая, что конкуренты тоже не дремлют, специалисты завода постоянно работали над техническим усовершенствованием МАЗ-4370. При этом учитывались не только веяния времени, но и пожелания клиентов, которые уже пользовались подобными грузовиками.

Если внутри происходили незначительные перемены, то внешность оставалась той же. А зачем что-то менять в простой и ненавязчивой конструкции? Классическая кабина от МАЗ, угловатая, но с крупным лобовым стеклом, дающем водителю прекрасный обзор. Решетка радиатора привычной прямоугольной формы и передние фары, расположенные внизу. Кажется, здесь все оптимально и не требует кардинальных перемен.
А вот грузовая платформа со временем получила три различные модификации. В основном они различались по длине кузова (5500 / 8200 мм) и расстоянию между колесными парами (3000 / 4200 мм). Максимальная их грузоподъемность не превышает 6 тонн, дорожный просвет – 230 мм.

Внутренность кабины грузовика эргономично продумана: все нужное – под рукой и ничего лишнего. Она – 3-местная, причем у водителя имеется отдельное сидение, более комфортное, с применением рессор. Есть также пневмогидравлическая тормозная система и гидроусилитель руля, который помогает не напрягаясь управлять 17,5-дюймовыми колесами.
Различные модификации и оценки пользователей
Пожалуй, пришло время объяснить откуда взялось такое прозвище у автомобиля. Хотя многие источники утверждают, что так водители отметили его особую живучесть при предельных загрузках, позволю себе с ними не согласится. Если вспомнить о «старших братьях» модели, то постоянным символом МАЗ служил распространенный в Беларуси зубр. Новая модель оказалась заметно меньше, поэтому вполне вырисовалось соответствующее название – «Зубренок».

На всех модификация грузовика можно увидеть 5-ступенчатую КПП. Также имеется блокировка межколесного дифференциала и ABS. По другим параметрам двигатели разных «Зубренков» заметно отличаются:
✅ «437040» – ММЗ, соответствующий «Евро-1» и выдающий 136 л. с.
✅ «43704» – ММЗ, соответствующий «Евро-2» со 155 л. с.
✅ «437043» – ММЗ, соответствующий «Евро-3» также со 155 л. с.
✅ «43030» – DEUTZ BF4M («Евро-4»), развивающий мощность в 170 л. с.
Автомобиль довольно легко завоевал российский рынок, не имея достойных конкурентов. Только в 2007 году появился российский автомобиль подобного типа – KAMAZ-4308. Но он оказался заметно дороже своего минского аналога.
Если говорить о положительных сторонах «Зубренка», то они связаны с рамой и ходовой частью. В слабые стороны записали относительно малый моторесурс двигателя и коробки передач. Еще одним неприятным бонусом можно назвать очень плохую звукоизоляцию кабины и низкий уровень пассивной безопасности. Но, по мнению многих, достаточная мощность силовых установок, отличная ремонтопригодность, невысокие исходная цена и стоимость обслуживания в процессе эксплуатации, все-таки перевешивают.

Хорошо сказал один водитель, пользующийся «Зубренком» много лет: транспорт надежный, при своевременном обслуживании – не подведет. А, главное, заметил он, окупится гораздо быстрее зарубежных аналогов. Может быть, именно поэтому и сегодня на вторичном транспортном рынке России несложно найти по ценам примерно в 350 тыс. рублей неприхотливого работягу «Зубренка».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

Checker Marathon: история легендарного американского такси
В мире автомобильной моды, где дизайн и технологии стремительно меняются, компания Checker Motors всегда выделялась приверженностью к традициям. Ее флагманская...