МАЗ-4370 «Зубренок» – оптимальный транспорт для местного развоза
4 248

МАЗ-4370 «Зубренок» – оптимальный транспорт для местного развоза

Страна, в которой решались глобальные вопросы, проводились грандиозные стройки и постоянные перекрестные грузоперевозки, требовала мощного, многотоннажного и безотказного грузового транспорта. Но, времена менялись и появление новых коммерческих отношений ставило уже совсем иные задачи. На первое место выходила экономическая выгода. Значит, грузовик должен быть не только надежным, а среднетоннажным и с умеренным расходом топлива.


Такая тенденция породила на постсоветском пространстве целую плеяду т. н. коммерческих грузовиков. Это и «Бычок» от завода им. Лихачева, и «Валдай» от горьковских специалистов. Однако, на фоне таких успехов, свое решающее слово сказал белорусский автопром. Заводы с множеством классных специалистов и передового оборудования еще в советские времена играли первую скрипку в выпуске карьерных и других многотоннажных грузовиков. Не остались они в стороне и в новых условиях.

МАЗ-4370 «Зубренок» – оптимальный транспорт для местного развозаНа шасси «Зубренка» устанавливали различные надстройки. Фото: youtube.com

Реалии 90-х требовали развозного низкорамника и именно в этом направлении двинулись столичные и горьковские конструкторы. Появившиеся уже названные модели стали востребованными у зарождающегося бизнеса и мелких предприятий. В одно время к разработкам горьковчане привлекли и минских коллег. Кто же мог тогда предположить, что белорусы в итоге «подсидят» своих российских товарищей и конкурентов.

На Минском заводе увидели огромную перспективность задуманного проекта и вместо обещанных кабин типа МАЗ-5336, прекратили сотрудничество и запустили собственный проект. Так появился бескапотный МАЗ-4370. Он соответствовал всем критериям, предъявляемым потенциальными покупателями:

✅ низкорамная конструкция
✅ грузоподъемность – до 5 тонн
✅ приспособленность для движения в городском цикле

Такое транспортное средство являлось новинкой для заводчан. Разработок в данном направлении ранее никогда не велось, поэтому понадобилось найти объект для подражания. Им стал «двухтысячный» немецкий MAN. Весь конец 90-х на заводе посвятили воплощению идеи в жизнь.

Начало серийного производства «Зубренка»


Опытный образец новой, менее грузоподъемной чем все его предшественники, модели увидел свет в 1999 году. Он был принят очень благосклонно, что позволило в том же году дать отмашку на начало серийного производства.

Двухосный МАЗ-4370, появившийся на стыке веков, стал очень востребованной и популярной моделью завода. Даже сегодня, более двух десятилетий спустя, есть немало желающих обзавестись этой надежной и неприхотливой техникой.


Хотя модель планировали в основном для работы в «тепличных» условиях, «семидесятый» прекрасно проявил себя и в непогоду, и на дорогах не лучшего качества. Это позволило ему всего четыре года спустя удостоиться звания одного из лучших в своей категории. Кстати, в том же году появилась и новая модель «Зубренка» – «4371», с меньшей на полтонны грузоподъемностью. Со временем на его базе стали изготавливаться различные спецмашины:

✅ промтоварный фургон
✅ изотермическая будка
автомобиль-мусоровоз
✅ автоэвакуатор
✅ бетоновоз
✅ самосвал

Все же основным вариантом компоновки МАЗ-4370 являлась тентованая или открытая бортовая платформа. Кстати, его грузоподъемность в 2 раза выше, чем у немецкого прототипа. Имеет он несколько преимуществ и над своими прямыми конкурентами:

✅ теплая кабина со спальником
✅ мягкая подвеска для не совсем ровных дорог
✅ более удобная кабина без моторного тоннеля

К уже сказанному можно добавить прекрасную маневренность, достигаемую за счет компактности. Еще один плюс: удобство погрузочно-разгрузочных работ, которое предоставляет низкая рама грузовика. Так множество положительных моментов сделало его незаменимым транспортом для внутригородских перевозок. Он имеет следующие технические параметры:

✅ полная масса – 10,1 тонны
✅ база автомобиля – 3700 мм
✅ запас горючего – 130 л
✅ объем двигателя – 4,75 (4,76), в зависимости от модификации
✅ мощность – 136 (155) л. с.
✅ предельная скорость – 90 км / ч
✅ расход топлива – ок. 17 л / 100 км

Основой грузовика служит лонжероная рама лестничного типа. Обе подвески – зависимые: передняя (рессорная с телескопическими амортизаторами), задняя (на полуэллиптических рессорах продольного типа).

Технические доработки и удачные модификации


Хотя «Зубренок» оказался успешным и востребованным у клиентов, белорусские специалисты и не думали почивать «на лаврах». В свое время, именно такой подход свел на нет популярный проект под названием «Бычок». В Минске к вопросу подошли гораздо серьезнее. Понимая, что конкуренты тоже не дремлют, специалисты завода постоянно работали над техническим усовершенствованием МАЗ-4370. При этом учитывались не только веяния времени, но и пожелания клиентов, которые уже пользовались подобными грузовиками.

Внешность, по которой легко узнать любой МАЗ. Фото: youtube.com

Если внутри происходили незначительные перемены, то внешность оставалась той же. А зачем что-то менять в простой и ненавязчивой конструкции? Классическая кабина от МАЗ, угловатая, но с крупным лобовым стеклом, дающем водителю прекрасный обзор. Решетка радиатора привычной прямоугольной формы и передние фары, расположенные внизу. Кажется, здесь все оптимально и не требует кардинальных перемен.

А вот грузовая платформа со временем получила три различные модификации. В основном они различались по длине кузова (5500 / 8200 мм) и расстоянию между колесными парами (3000 / 4200 мм). Максимальная их грузоподъемность не превышает 6 тонн, дорожный просвет – 230 мм.

Подрессоренное водительское сидение. Фото: youtube.com

Внутренность кабины грузовика эргономично продумана: все нужное – под рукой и ничего лишнего. Она – 3-местная, причем у водителя имеется отдельное сидение, более комфортное, с применением рессор. Есть также пневмогидравлическая тормозная система и гидроусилитель руля, который помогает не напрягаясь управлять 17,5-дюймовыми колесами.

Различные модификации и оценки пользователей


Пожалуй, пришло время объяснить откуда взялось такое прозвище у автомобиля. Хотя многие источники утверждают, что так водители отметили его особую живучесть при предельных загрузках, позволю себе с ними не согласится. Если вспомнить о «старших братьях» модели, то постоянным символом МАЗ служил распространенный в Беларуси зубр. Новая модель оказалась заметно меньше, поэтому вполне вырисовалось соответствующее название – «Зубренок».

Дизель MAN, иногда устанавливаемый на МАЗ-4370. Фото: youtube.com

На всех модификация грузовика можно увидеть 5-ступенчатую КПП. Также имеется блокировка межколесного дифференциала и ABS. По другим параметрам двигатели разных «Зубренков» заметно отличаются:

✅ «437040» – ММЗ, соответствующий «Евро-1» и выдающий 136 л. с.
✅ «43704» – ММЗ, соответствующий «Евро-2» со 155 л. с.
✅ «437043» – ММЗ, соответствующий «Евро-3» также со 155 л. с.
✅ «43030» – DEUTZ BF4M («Евро-4»), развивающий мощность в 170 л. с.

Автомобиль довольно легко завоевал российский рынок, не имея достойных конкурентов. Только в 2007 году появился российский автомобиль подобного типа – KAMAZ-4308. Но он оказался заметно дороже своего минского аналога.

Если говорить о положительных сторонах «Зубренка», то они связаны с рамой и ходовой частью. В слабые стороны записали относительно малый моторесурс двигателя и коробки передач. Еще одним неприятным бонусом можно назвать очень плохую звукоизоляцию кабины и низкий уровень пассивной безопасности. Но, по мнению многих, достаточная мощность силовых установок, отличная ремонтопригодность, невысокие исходная цена и стоимость обслуживания в процессе эксплуатации, все-таки перевешивают.

Так выглядит современный вариант «Зубренка». Фото: youtube.com

Хорошо сказал один водитель, пользующийся «Зубренком» много лет: транспорт надежный, при своевременном обслуживании – не подведет. А, главное, заметил он, окупится гораздо быстрее зарубежных аналогов. Может быть, именно поэтому и сегодня на вторичном транспортном рынке России несложно найти по ценам примерно в 350 тыс. рублей неприхотливого работягу «Зубренка».
По-вашему, что лучше: «Зубренок» или «Бычок»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....