Мойка самолетов — как это делают в разных странах
Все мы прекрасно представляем, как этот процесс протекает по отношению к легковым автомобилям, грузовикам и даже мотоциклам. А вот как обстоят дела с самолетами пассажирских авиалиний? Мойка кузова ведь служит не только поддержанию высоких эстетических характеристик транспорта. Чистый фюзеляж — это снижение сил сопротивления воздуху и забота о долговечности самолета.
И если с уборкой пассажирского салона все более-менее понятно — группы клинеров тщательно выполняют этот ритуал после каждого перелета, то мойка самолета снаружи представляет собой процесс достаточно скрытный от обывателя. Да и подходят к решению этого вопроса в разных странах по-разному.
Дешевым и наименее затратным остается использование неквалифицированной рабочей силы. То есть фюзеляж и крылья самолета очищают от загрязнений с помощью моющих средств и напора воды самые обычные мойщики. У них имеются щетки, набор специальной химии и мойка высокого давления. Чтобы достать до всех частей фюзеляжа, нередко применяются телескопические подъемники-фермы или манипулятор с корзиной, в которой располагается мойщик.
Влажная мойка самолета может проводиться только при условии, что наружная температура воздуха составляет не менее +5 градусов. Но это не значит, что в морозы самолеты не моют. Просто для обработки при отрицательных температурах применяют специальные незамерзающие составы.
Стоит ли говорить, что размеры современных авиалайнеров делают выполнение этого задания достаточно трудоемким и длительным, поэтому один борт сразу обслуживает целая клининговая бригада. Работа, за исключением операторов подъемника и моющей машины с вращающейся синтетической щетиной, не требует специальной подготовки. Так, вакансия мойщика самолетов в Домодедово оценивается всего в 35 000 рублей при сменном графике.
Во время очистки самолета от грязи и пыли расходуется до 12 тонн воды — достаточно много. И если в России по этому поводу никаких сожалений не наблюдается, для большинства стран Африки, Азии и Ближнего Востока это является серьезной проблемой.
В воздушных гаванях арабских и многих других авиалиний активно применяется техника «сухой» мойки. На корпус самолета наносится специальный абсорбирующий состав, после чего его удаляют с помощью мягких полотенец из микрофибры.
Высокотехнологичное средство также формирует слой защитного покрытия, наподобие тефлонового. В результате загрязнения образуются в несколько раз медленнее, чем обычно, и график очистительных процедур сокращается до 3-4 моек в год. При этом стоимость клининговых манипуляций обходится владельцам авиалайнеров на порядок дороже, чем в российских аэропортах.
Этот способ отлично подходит для самолетов с высокой эксплуатационной нагрузкой. Преимущество «сухой» мойки заключается в том, что процедура может проводиться одновременно с техобслуживанием борта.
В 1969 году в Советском Союзе предпринималась попытка автоматизировать процессы мойки самолетов. С этой целью был изобретен вполне работоспособный аппарат, который даже умудрился побывать на ВДНХ. Его футуристичный для тех лет дизайн недвусмысленно говорил, куда была устремлена инженерная мысль той великой эпохи.
Однако в серийное производство «космический» мойщик самолетов так и не попал — целесообразность агрегата не казалась очевидной. В итоге фюзеляжи и крылья Аэрофлота продолжали драить щетками в ручном режиме.
В настоящее время в российских аэропортах применяются специальные установки с вращающимися щетками. Они не выделяются дизайном, но с ними процедура мойки самолета протекает в разы быстрее.
В США компания Wilder Systems решила пойти дальше всех и разработала роботизированную установку для мойки самолетов. В клининговом процессе люди все еще принимают участие, но большинство их задач сводится к контролю за исполнением алгоритмов программы.
При этом используется достаточно сильное моющее средство Aerowash, способное вызывать ожоги на коже. В результате клининговый персонал работает в средствах химзащиты, а сам процесс обработки самолета растягивается на пару дней. Учитывая загруженность пассажирских авиалиний, разработке Wilder Systems приходится тренироваться на ВВС США — раз в полгода они обслуживают F-16, входящие в экспериментальный 149 полк.
Тут все совершенно иначе. Да, есть еще места, где грязь с самолетов удаляют так же, как и в России. Однако именно во Франции сейчас проходит обкатку экспериментальная линия стационарной мойки для самолетов. Установка расположена в ангаре, и после того как самолет станет в нужное место, автоматическая мойка принимается за дело.
Система работает и в условиях низких температур, эффективно удаляя наледь на крыльях и фюзеляже. Однако и в этом случае точечное участие человека все же сохраняется. Для сильных загрязнений пока ничего лучше, чем щетка и ручная мойка, придумано не было.
Но при этом ангарная установка представляет собой экологически безопасный объект для окружающей среды. Использованная вода проходит процесс отстаивания и последующей очистки, а затем снова подается через форсунки высокого давления на грязные корпуса самолетов.
В южных широтах для самолетов мы обнаружили самую настоящую портальную мойку. Самолет своим ходом проезжает под фермой с форсунками, из которых под высоким давлением вырываются струи воды. Эта система может по праву претендовать на звание самой быстрой самолетной автомойки, однако ни о какой экономичности водных ресурсов тут говорить не приходится.
Самый быстрый способ помыть самолет. Фото: YouTube.com
Стоит отметить, что расположена она на Гавайях, в аэропорту города Барберс-Пойнт. Мойка предназначена для обслуживания самолетов береговой охраны. О том, есть ли возможность быстро помыться пассажирским авиалайнерам, ничего не известно.
Через эту процедуру обязательно проходит каждый самолет. Fire truck water arc устраивается с помощью двух пожарных брандсбойтов, расположенных по обе стороны посадочной полосы друг напротив друга. Струи направляют таким образом, чтобы образовалась водяная арка, через которую и проезжает своим ходом самолет.
Данный ритуал считается обязательным для борта, выполнившего свой первый авиарейс или впервые посетивший определенную воздушную гавань. Эта традиция перекочевала из морских портов и стала одной из обязательных церемоний современного воздухоплавания. При благоприятном стечении обстоятельств водная арка даже провоцирует появление радуги над бортом — хороший знак, символизирующий долгую и удачную службу.
Как видим, самолеты нуждаются в регулярной мойке не меньше, чем легковые автомобили и другая транспортная техника. Опрятный внешний вид лишний раз подчеркивает уверенность пилотов и дарит пассажирам отличные эмоции удачного и безопасного перелета.
И если с уборкой пассажирского салона все более-менее понятно — группы клинеров тщательно выполняют этот ритуал после каждого перелета, то мойка самолета снаружи представляет собой процесс достаточно скрытный от обывателя. Да и подходят к решению этого вопроса в разных странах по-разному.
Самое простое решение
Дешевым и наименее затратным остается использование неквалифицированной рабочей силы. То есть фюзеляж и крылья самолета очищают от загрязнений с помощью моющих средств и напора воды самые обычные мойщики. У них имеются щетки, набор специальной химии и мойка высокого давления. Чтобы достать до всех частей фюзеляжа, нередко применяются телескопические подъемники-фермы или манипулятор с корзиной, в которой располагается мойщик.
Ручная мойка остается самым распространенным способом мойки самолетов. Фото: YouTube.com
Влажная мойка самолета может проводиться только при условии, что наружная температура воздуха составляет не менее +5 градусов. Но это не значит, что в морозы самолеты не моют. Просто для обработки при отрицательных температурах применяют специальные незамерзающие составы.
Удаление обледенений в порту Домодедово. Фото: YouTube.com
Стоит ли говорить, что размеры современных авиалайнеров делают выполнение этого задания достаточно трудоемким и длительным, поэтому один борт сразу обслуживает целая клининговая бригада. Работа, за исключением операторов подъемника и моющей машины с вращающейся синтетической щетиной, не требует специальной подготовки. Так, вакансия мойщика самолетов в Домодедово оценивается всего в 35 000 рублей при сменном графике.
Во время очистки самолета от грязи и пыли расходуется до 12 тонн воды — достаточно много. И если в России по этому поводу никаких сожалений не наблюдается, для большинства стран Африки, Азии и Ближнего Востока это является серьезной проблемой.
«Сухая» мойка вручную
В воздушных гаванях арабских и многих других авиалиний активно применяется техника «сухой» мойки. На корпус самолета наносится специальный абсорбирующий состав, после чего его удаляют с помощью мягких полотенец из микрофибры.
Сухая мойка позволяет экономить тонны пресной воды. Фото: YouTube.com
Высокотехнологичное средство также формирует слой защитного покрытия, наподобие тефлонового. В результате загрязнения образуются в несколько раз медленнее, чем обычно, и график очистительных процедур сокращается до 3-4 моек в год. При этом стоимость клининговых манипуляций обходится владельцам авиалайнеров на порядок дороже, чем в российских аэропортах.
Мойка самолета обычной шваброй с удлиненной рукояткой Фото: YouTube.com
Этот способ отлично подходит для самолетов с высокой эксплуатационной нагрузкой. Преимущество «сухой» мойки заключается в том, что процедура может проводиться одновременно с техобслуживанием борта.
Изобретения времен СССР
В 1969 году в Советском Союзе предпринималась попытка автоматизировать процессы мойки самолетов. С этой целью был изобретен вполне работоспособный аппарат, который даже умудрился побывать на ВДНХ. Его футуристичный для тех лет дизайн недвусмысленно говорил, куда была устремлена инженерная мысль той великой эпохи.
Дизайн у советских инженеров был стоящий. Фото: YouTube.com
Однако в серийное производство «космический» мойщик самолетов так и не попал — целесообразность агрегата не казалась очевидной. В итоге фюзеляжи и крылья Аэрофлота продолжали драить щетками в ручном режиме.
Вращающиеся щетки отлично справляются со своей задачей. Фото: YouTube.com
В настоящее время в российских аэропортах применяются специальные установки с вращающимися щетками. Они не выделяются дизайном, но с ними процедура мойки самолета протекает в разы быстрее.
Роботизированные системы
В США компания Wilder Systems решила пойти дальше всех и разработала роботизированную установку для мойки самолетов. В клининговом процессе люди все еще принимают участие, но большинство их задач сводится к контролю за исполнением алгоритмов программы.
Роботизированная мойка самолетов проходит обкатку на американских F-16. Фото: YouTube.com
При этом используется достаточно сильное моющее средство Aerowash, способное вызывать ожоги на коже. В результате клининговый персонал работает в средствах химзащиты, а сам процесс обработки самолета растягивается на пару дней. Учитывая загруженность пассажирских авиалиний, разработке Wilder Systems приходится тренироваться на ВВС США — раз в полгода они обслуживают F-16, входящие в экспериментальный 149 полк.
Стационарная мойка самолетов во Франции
Тут все совершенно иначе. Да, есть еще места, где грязь с самолетов удаляют так же, как и в России. Однако именно во Франции сейчас проходит обкатку экспериментальная линия стационарной мойки для самолетов. Установка расположена в ангаре, и после того как самолет станет в нужное место, автоматическая мойка принимается за дело.
Самое эффективное решение по очистке фюзеляжа придумали во Франции. Фото: YouTube.com
Система работает и в условиях низких температур, эффективно удаляя наледь на крыльях и фюзеляже. Однако и в этом случае точечное участие человека все же сохраняется. Для сильных загрязнений пока ничего лучше, чем щетка и ручная мойка, придумано не было.
Замкнутый цикл использования воды. Фото: YouTube.com
Но при этом ангарная установка представляет собой экологически безопасный объект для окружающей среды. Использованная вода проходит процесс отстаивания и последующей очистки, а затем снова подается через форсунки высокого давления на грязные корпуса самолетов.
Портальная мойка на островах
В южных широтах для самолетов мы обнаружили самую настоящую портальную мойку. Самолет своим ходом проезжает под фермой с форсунками, из которых под высоким давлением вырываются струи воды. Эта система может по праву претендовать на звание самой быстрой самолетной автомойки, однако ни о какой экономичности водных ресурсов тут говорить не приходится.
Самый быстрый способ помыть самолет. Фото: YouTube.com
Стоит отметить, что расположена она на Гавайях, в аэропорту города Барберс-Пойнт. Мойка предназначена для обслуживания самолетов береговой охраны. О том, есть ли возможность быстро помыться пассажирским авиалайнерам, ничего не известно.
Церемониальная мойка самолетов FTWA
Через эту процедуру обязательно проходит каждый самолет. Fire truck water arc устраивается с помощью двух пожарных брандсбойтов, расположенных по обе стороны посадочной полосы друг напротив друга. Струи направляют таким образом, чтобы образовалась водяная арка, через которую и проезжает своим ходом самолет.
Если fire truck water arc вызовет появление радуги, служба борта будет удачливой. Фото: YouTube.com
Данный ритуал считается обязательным для борта, выполнившего свой первый авиарейс или впервые посетивший определенную воздушную гавань. Эта традиция перекочевала из морских портов и стала одной из обязательных церемоний современного воздухоплавания. При благоприятном стечении обстоятельств водная арка даже провоцирует появление радуги над бортом — хороший знак, символизирующий долгую и удачную службу.
Как видим, самолеты нуждаются в регулярной мойке не меньше, чем легковые автомобили и другая транспортная техника. Опрятный внешний вид лишний раз подчеркивает уверенность пилотов и дарит пассажирам отличные эмоции удачного и безопасного перелета.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...