
Мойка самолетов — как это делают в разных странах
Все мы прекрасно представляем, как этот процесс протекает по отношению к легковым автомобилям, грузовикам и даже мотоциклам. А вот как обстоят дела с самолетами пассажирских авиалиний? Мойка кузова ведь служит не только поддержанию высоких эстетических характеристик транспорта. Чистый фюзеляж — это снижение сил сопротивления воздуху и забота о долговечности самолета.
И если с уборкой пассажирского салона все более-менее понятно — группы клинеров тщательно выполняют этот ритуал после каждого перелета, то мойка самолета снаружи представляет собой процесс достаточно скрытный от обывателя. Да и подходят к решению этого вопроса в разных странах по-разному.
Дешевым и наименее затратным остается использование неквалифицированной рабочей силы. То есть фюзеляж и крылья самолета очищают от загрязнений с помощью моющих средств и напора воды самые обычные мойщики. У них имеются щетки, набор специальной химии и мойка высокого давления. Чтобы достать до всех частей фюзеляжа, нередко применяются телескопические подъемники-фермы или манипулятор с корзиной, в которой располагается мойщик.
Ручная мойка остается самым распространенным способом мойки самолетов. Фото: YouTube.com
Влажная мойка самолета может проводиться только при условии, что наружная температура воздуха составляет не менее +5 градусов. Но это не значит, что в морозы самолеты не моют. Просто для обработки при отрицательных температурах применяют специальные незамерзающие составы.
Удаление обледенений в порту Домодедово. Фото: YouTube.com
Стоит ли говорить, что размеры современных авиалайнеров делают выполнение этого задания достаточно трудоемким и длительным, поэтому один борт сразу обслуживает целая клининговая бригада. Работа, за исключением операторов подъемника и моющей машины с вращающейся синтетической щетиной, не требует специальной подготовки. Так, вакансия мойщика самолетов в Домодедово оценивается всего в 35 000 рублей при сменном графике.
Во время очистки самолета от грязи и пыли расходуется до 12 тонн воды — достаточно много. И если в России по этому поводу никаких сожалений не наблюдается, для большинства стран Африки, Азии и Ближнего Востока это является серьезной проблемой.
В воздушных гаванях арабских и многих других авиалиний активно применяется техника «сухой» мойки. На корпус самолета наносится специальный абсорбирующий состав, после чего его удаляют с помощью мягких полотенец из микрофибры.
Сухая мойка позволяет экономить тонны пресной воды. Фото: YouTube.com
Высокотехнологичное средство также формирует слой защитного покрытия, наподобие тефлонового. В результате загрязнения образуются в несколько раз медленнее, чем обычно, и график очистительных процедур сокращается до 3-4 моек в год. При этом стоимость клининговых манипуляций обходится владельцам авиалайнеров на порядок дороже, чем в российских аэропортах.
Мойка самолета обычной шваброй с удлиненной рукояткой Фото: YouTube.com
Этот способ отлично подходит для самолетов с высокой эксплуатационной нагрузкой. Преимущество «сухой» мойки заключается в том, что процедура может проводиться одновременно с техобслуживанием борта.
В 1969 году в Советском Союзе предпринималась попытка автоматизировать процессы мойки самолетов. С этой целью был изобретен вполне работоспособный аппарат, который даже умудрился побывать на ВДНХ. Его футуристичный для тех лет дизайн недвусмысленно говорил, куда была устремлена инженерная мысль той великой эпохи.
Дизайн у советских инженеров был стоящий. Фото: YouTube.com
Однако в серийное производство «космический» мойщик самолетов так и не попал — целесообразность агрегата не казалась очевидной. В итоге фюзеляжи и крылья Аэрофлота продолжали драить щетками в ручном режиме.
Вращающиеся щетки отлично справляются со своей задачей. Фото: YouTube.com
В настоящее время в российских аэропортах применяются специальные установки с вращающимися щетками. Они не выделяются дизайном, но с ними процедура мойки самолета протекает в разы быстрее.
В США компания Wilder Systems решила пойти дальше всех и разработала роботизированную установку для мойки самолетов. В клининговом процессе люди все еще принимают участие, но большинство их задач сводится к контролю за исполнением алгоритмов программы.
Роботизированная мойка самолетов проходит обкатку на американских F-16. Фото: YouTube.com
При этом используется достаточно сильное моющее средство Aerowash, способное вызывать ожоги на коже. В результате клининговый персонал работает в средствах химзащиты, а сам процесс обработки самолета растягивается на пару дней. Учитывая загруженность пассажирских авиалиний, разработке Wilder Systems приходится тренироваться на ВВС США — раз в полгода они обслуживают F-16, входящие в экспериментальный 149 полк.
Тут все совершенно иначе. Да, есть еще места, где грязь с самолетов удаляют так же, как и в России. Однако именно во Франции сейчас проходит обкатку экспериментальная линия стационарной мойки для самолетов. Установка расположена в ангаре, и после того как самолет станет в нужное место, автоматическая мойка принимается за дело.
Самое эффективное решение по очистке фюзеляжа придумали во Франции. Фото: YouTube.com
Система работает и в условиях низких температур, эффективно удаляя наледь на крыльях и фюзеляже. Однако и в этом случае точечное участие человека все же сохраняется. Для сильных загрязнений пока ничего лучше, чем щетка и ручная мойка, придумано не было.
Замкнутый цикл использования воды. Фото: YouTube.com
Но при этом ангарная установка представляет собой экологически безопасный объект для окружающей среды. Использованная вода проходит процесс отстаивания и последующей очистки, а затем снова подается через форсунки высокого давления на грязные корпуса самолетов.
В южных широтах для самолетов мы обнаружили самую настоящую портальную мойку. Самолет своим ходом проезжает под фермой с форсунками, из которых под высоким давлением вырываются струи воды. Эта система может по праву претендовать на звание самой быстрой самолетной автомойки, однако ни о какой экономичности водных ресурсов тут говорить не приходится.

Самый быстрый способ помыть самолет. Фото: YouTube.com
Стоит отметить, что расположена она на Гавайях, в аэропорту города Барберс-Пойнт. Мойка предназначена для обслуживания самолетов береговой охраны. О том, есть ли возможность быстро помыться пассажирским авиалайнерам, ничего не известно.
Через эту процедуру обязательно проходит каждый самолет. Fire truck water arc устраивается с помощью двух пожарных брандсбойтов, расположенных по обе стороны посадочной полосы друг напротив друга. Струи направляют таким образом, чтобы образовалась водяная арка, через которую и проезжает своим ходом самолет.
Если fire truck water arc вызовет появление радуги, служба борта будет удачливой. Фото: YouTube.com
Данный ритуал считается обязательным для борта, выполнившего свой первый авиарейс или впервые посетивший определенную воздушную гавань. Эта традиция перекочевала из морских портов и стала одной из обязательных церемоний современного воздухоплавания. При благоприятном стечении обстоятельств водная арка даже провоцирует появление радуги над бортом — хороший знак, символизирующий долгую и удачную службу.
Как видим, самолеты нуждаются в регулярной мойке не меньше, чем легковые автомобили и другая транспортная техника. Опрятный внешний вид лишний раз подчеркивает уверенность пилотов и дарит пассажирам отличные эмоции удачного и безопасного перелета.
И если с уборкой пассажирского салона все более-менее понятно — группы клинеров тщательно выполняют этот ритуал после каждого перелета, то мойка самолета снаружи представляет собой процесс достаточно скрытный от обывателя. Да и подходят к решению этого вопроса в разных странах по-разному.
Самое простое решение
Дешевым и наименее затратным остается использование неквалифицированной рабочей силы. То есть фюзеляж и крылья самолета очищают от загрязнений с помощью моющих средств и напора воды самые обычные мойщики. У них имеются щетки, набор специальной химии и мойка высокого давления. Чтобы достать до всех частей фюзеляжа, нередко применяются телескопические подъемники-фермы или манипулятор с корзиной, в которой располагается мойщик.

Влажная мойка самолета может проводиться только при условии, что наружная температура воздуха составляет не менее +5 градусов. Но это не значит, что в морозы самолеты не моют. Просто для обработки при отрицательных температурах применяют специальные незамерзающие составы.

Стоит ли говорить, что размеры современных авиалайнеров делают выполнение этого задания достаточно трудоемким и длительным, поэтому один борт сразу обслуживает целая клининговая бригада. Работа, за исключением операторов подъемника и моющей машины с вращающейся синтетической щетиной, не требует специальной подготовки. Так, вакансия мойщика самолетов в Домодедово оценивается всего в 35 000 рублей при сменном графике.
Во время очистки самолета от грязи и пыли расходуется до 12 тонн воды — достаточно много. И если в России по этому поводу никаких сожалений не наблюдается, для большинства стран Африки, Азии и Ближнего Востока это является серьезной проблемой.
«Сухая» мойка вручную
В воздушных гаванях арабских и многих других авиалиний активно применяется техника «сухой» мойки. На корпус самолета наносится специальный абсорбирующий состав, после чего его удаляют с помощью мягких полотенец из микрофибры.

Высокотехнологичное средство также формирует слой защитного покрытия, наподобие тефлонового. В результате загрязнения образуются в несколько раз медленнее, чем обычно, и график очистительных процедур сокращается до 3-4 моек в год. При этом стоимость клининговых манипуляций обходится владельцам авиалайнеров на порядок дороже, чем в российских аэропортах.

Этот способ отлично подходит для самолетов с высокой эксплуатационной нагрузкой. Преимущество «сухой» мойки заключается в том, что процедура может проводиться одновременно с техобслуживанием борта.
Изобретения времен СССР
В 1969 году в Советском Союзе предпринималась попытка автоматизировать процессы мойки самолетов. С этой целью был изобретен вполне работоспособный аппарат, который даже умудрился побывать на ВДНХ. Его футуристичный для тех лет дизайн недвусмысленно говорил, куда была устремлена инженерная мысль той великой эпохи.

Однако в серийное производство «космический» мойщик самолетов так и не попал — целесообразность агрегата не казалась очевидной. В итоге фюзеляжи и крылья Аэрофлота продолжали драить щетками в ручном режиме.

В настоящее время в российских аэропортах применяются специальные установки с вращающимися щетками. Они не выделяются дизайном, но с ними процедура мойки самолета протекает в разы быстрее.
Роботизированные системы
В США компания Wilder Systems решила пойти дальше всех и разработала роботизированную установку для мойки самолетов. В клининговом процессе люди все еще принимают участие, но большинство их задач сводится к контролю за исполнением алгоритмов программы.

При этом используется достаточно сильное моющее средство Aerowash, способное вызывать ожоги на коже. В результате клининговый персонал работает в средствах химзащиты, а сам процесс обработки самолета растягивается на пару дней. Учитывая загруженность пассажирских авиалиний, разработке Wilder Systems приходится тренироваться на ВВС США — раз в полгода они обслуживают F-16, входящие в экспериментальный 149 полк.
Стационарная мойка самолетов во Франции
Тут все совершенно иначе. Да, есть еще места, где грязь с самолетов удаляют так же, как и в России. Однако именно во Франции сейчас проходит обкатку экспериментальная линия стационарной мойки для самолетов. Установка расположена в ангаре, и после того как самолет станет в нужное место, автоматическая мойка принимается за дело.

Система работает и в условиях низких температур, эффективно удаляя наледь на крыльях и фюзеляже. Однако и в этом случае точечное участие человека все же сохраняется. Для сильных загрязнений пока ничего лучше, чем щетка и ручная мойка, придумано не было.

Но при этом ангарная установка представляет собой экологически безопасный объект для окружающей среды. Использованная вода проходит процесс отстаивания и последующей очистки, а затем снова подается через форсунки высокого давления на грязные корпуса самолетов.
Портальная мойка на островах
В южных широтах для самолетов мы обнаружили самую настоящую портальную мойку. Самолет своим ходом проезжает под фермой с форсунками, из которых под высоким давлением вырываются струи воды. Эта система может по праву претендовать на звание самой быстрой самолетной автомойки, однако ни о какой экономичности водных ресурсов тут говорить не приходится.

Самый быстрый способ помыть самолет. Фото: YouTube.com
Стоит отметить, что расположена она на Гавайях, в аэропорту города Барберс-Пойнт. Мойка предназначена для обслуживания самолетов береговой охраны. О том, есть ли возможность быстро помыться пассажирским авиалайнерам, ничего не известно.
Церемониальная мойка самолетов FTWA
Через эту процедуру обязательно проходит каждый самолет. Fire truck water arc устраивается с помощью двух пожарных брандсбойтов, расположенных по обе стороны посадочной полосы друг напротив друга. Струи направляют таким образом, чтобы образовалась водяная арка, через которую и проезжает своим ходом самолет.

Данный ритуал считается обязательным для борта, выполнившего свой первый авиарейс или впервые посетивший определенную воздушную гавань. Эта традиция перекочевала из морских портов и стала одной из обязательных церемоний современного воздухоплавания. При благоприятном стечении обстоятельств водная арка даже провоцирует появление радуги над бортом — хороший знак, символизирующий долгую и удачную службу.
Как видим, самолеты нуждаются в регулярной мойке не меньше, чем легковые автомобили и другая транспортная техника. Опрятный внешний вид лишний раз подчеркивает уверенность пилотов и дарит пассажирам отличные эмоции удачного и безопасного перелета.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...