Мойка самолетов — как это делают в разных странах
Все мы прекрасно представляем, как этот процесс протекает по отношению к легковым автомобилям, грузовикам и даже мотоциклам. А вот как обстоят дела с самолетами пассажирских авиалиний? Мойка кузова ведь служит не только поддержанию высоких эстетических характеристик транспорта. Чистый фюзеляж — это снижение сил сопротивления воздуху и забота о долговечности самолета.
И если с уборкой пассажирского салона все более-менее понятно — группы клинеров тщательно выполняют этот ритуал после каждого перелета, то мойка самолета снаружи представляет собой процесс достаточно скрытный от обывателя. Да и подходят к решению этого вопроса в разных странах по-разному.
Дешевым и наименее затратным остается использование неквалифицированной рабочей силы. То есть фюзеляж и крылья самолета очищают от загрязнений с помощью моющих средств и напора воды самые обычные мойщики. У них имеются щетки, набор специальной химии и мойка высокого давления. Чтобы достать до всех частей фюзеляжа, нередко применяются телескопические подъемники-фермы или манипулятор с корзиной, в которой располагается мойщик.
Влажная мойка самолета может проводиться только при условии, что наружная температура воздуха составляет не менее +5 градусов. Но это не значит, что в морозы самолеты не моют. Просто для обработки при отрицательных температурах применяют специальные незамерзающие составы.
Стоит ли говорить, что размеры современных авиалайнеров делают выполнение этого задания достаточно трудоемким и длительным, поэтому один борт сразу обслуживает целая клининговая бригада. Работа, за исключением операторов подъемника и моющей машины с вращающейся синтетической щетиной, не требует специальной подготовки. Так, вакансия мойщика самолетов в Домодедово оценивается всего в 35 000 рублей при сменном графике.
Во время очистки самолета от грязи и пыли расходуется до 12 тонн воды — достаточно много. И если в России по этому поводу никаких сожалений не наблюдается, для большинства стран Африки, Азии и Ближнего Востока это является серьезной проблемой.
В воздушных гаванях арабских и многих других авиалиний активно применяется техника «сухой» мойки. На корпус самолета наносится специальный абсорбирующий состав, после чего его удаляют с помощью мягких полотенец из микрофибры.
Высокотехнологичное средство также формирует слой защитного покрытия, наподобие тефлонового. В результате загрязнения образуются в несколько раз медленнее, чем обычно, и график очистительных процедур сокращается до 3-4 моек в год. При этом стоимость клининговых манипуляций обходится владельцам авиалайнеров на порядок дороже, чем в российских аэропортах.
Этот способ отлично подходит для самолетов с высокой эксплуатационной нагрузкой. Преимущество «сухой» мойки заключается в том, что процедура может проводиться одновременно с техобслуживанием борта.
В 1969 году в Советском Союзе предпринималась попытка автоматизировать процессы мойки самолетов. С этой целью был изобретен вполне работоспособный аппарат, который даже умудрился побывать на ВДНХ. Его футуристичный для тех лет дизайн недвусмысленно говорил, куда была устремлена инженерная мысль той великой эпохи.
Однако в серийное производство «космический» мойщик самолетов так и не попал — целесообразность агрегата не казалась очевидной. В итоге фюзеляжи и крылья Аэрофлота продолжали драить щетками в ручном режиме.
В настоящее время в российских аэропортах применяются специальные установки с вращающимися щетками. Они не выделяются дизайном, но с ними процедура мойки самолета протекает в разы быстрее.
В США компания Wilder Systems решила пойти дальше всех и разработала роботизированную установку для мойки самолетов. В клининговом процессе люди все еще принимают участие, но большинство их задач сводится к контролю за исполнением алгоритмов программы.
При этом используется достаточно сильное моющее средство Aerowash, способное вызывать ожоги на коже. В результате клининговый персонал работает в средствах химзащиты, а сам процесс обработки самолета растягивается на пару дней. Учитывая загруженность пассажирских авиалиний, разработке Wilder Systems приходится тренироваться на ВВС США — раз в полгода они обслуживают F-16, входящие в экспериментальный 149 полк.
Тут все совершенно иначе. Да, есть еще места, где грязь с самолетов удаляют так же, как и в России. Однако именно во Франции сейчас проходит обкатку экспериментальная линия стационарной мойки для самолетов. Установка расположена в ангаре, и после того как самолет станет в нужное место, автоматическая мойка принимается за дело.
Система работает и в условиях низких температур, эффективно удаляя наледь на крыльях и фюзеляже. Однако и в этом случае точечное участие человека все же сохраняется. Для сильных загрязнений пока ничего лучше, чем щетка и ручная мойка, придумано не было.
Но при этом ангарная установка представляет собой экологически безопасный объект для окружающей среды. Использованная вода проходит процесс отстаивания и последующей очистки, а затем снова подается через форсунки высокого давления на грязные корпуса самолетов.
В южных широтах для самолетов мы обнаружили самую настоящую портальную мойку. Самолет своим ходом проезжает под фермой с форсунками, из которых под высоким давлением вырываются струи воды. Эта система может по праву претендовать на звание самой быстрой самолетной автомойки, однако ни о какой экономичности водных ресурсов тут говорить не приходится.
Самый быстрый способ помыть самолет. Фото: YouTube.com
Стоит отметить, что расположена она на Гавайях, в аэропорту города Барберс-Пойнт. Мойка предназначена для обслуживания самолетов береговой охраны. О том, есть ли возможность быстро помыться пассажирским авиалайнерам, ничего не известно.
Через эту процедуру обязательно проходит каждый самолет. Fire truck water arc устраивается с помощью двух пожарных брандсбойтов, расположенных по обе стороны посадочной полосы друг напротив друга. Струи направляют таким образом, чтобы образовалась водяная арка, через которую и проезжает своим ходом самолет.
Данный ритуал считается обязательным для борта, выполнившего свой первый авиарейс или впервые посетивший определенную воздушную гавань. Эта традиция перекочевала из морских портов и стала одной из обязательных церемоний современного воздухоплавания. При благоприятном стечении обстоятельств водная арка даже провоцирует появление радуги над бортом — хороший знак, символизирующий долгую и удачную службу.
Как видим, самолеты нуждаются в регулярной мойке не меньше, чем легковые автомобили и другая транспортная техника. Опрятный внешний вид лишний раз подчеркивает уверенность пилотов и дарит пассажирам отличные эмоции удачного и безопасного перелета.
И если с уборкой пассажирского салона все более-менее понятно — группы клинеров тщательно выполняют этот ритуал после каждого перелета, то мойка самолета снаружи представляет собой процесс достаточно скрытный от обывателя. Да и подходят к решению этого вопроса в разных странах по-разному.
Самое простое решение
Дешевым и наименее затратным остается использование неквалифицированной рабочей силы. То есть фюзеляж и крылья самолета очищают от загрязнений с помощью моющих средств и напора воды самые обычные мойщики. У них имеются щетки, набор специальной химии и мойка высокого давления. Чтобы достать до всех частей фюзеляжа, нередко применяются телескопические подъемники-фермы или манипулятор с корзиной, в которой располагается мойщик.
Ручная мойка остается самым распространенным способом мойки самолетов. Фото: YouTube.com
Влажная мойка самолета может проводиться только при условии, что наружная температура воздуха составляет не менее +5 градусов. Но это не значит, что в морозы самолеты не моют. Просто для обработки при отрицательных температурах применяют специальные незамерзающие составы.
Удаление обледенений в порту Домодедово. Фото: YouTube.com
Стоит ли говорить, что размеры современных авиалайнеров делают выполнение этого задания достаточно трудоемким и длительным, поэтому один борт сразу обслуживает целая клининговая бригада. Работа, за исключением операторов подъемника и моющей машины с вращающейся синтетической щетиной, не требует специальной подготовки. Так, вакансия мойщика самолетов в Домодедово оценивается всего в 35 000 рублей при сменном графике.
Во время очистки самолета от грязи и пыли расходуется до 12 тонн воды — достаточно много. И если в России по этому поводу никаких сожалений не наблюдается, для большинства стран Африки, Азии и Ближнего Востока это является серьезной проблемой.
«Сухая» мойка вручную
В воздушных гаванях арабских и многих других авиалиний активно применяется техника «сухой» мойки. На корпус самолета наносится специальный абсорбирующий состав, после чего его удаляют с помощью мягких полотенец из микрофибры.
Сухая мойка позволяет экономить тонны пресной воды. Фото: YouTube.com
Высокотехнологичное средство также формирует слой защитного покрытия, наподобие тефлонового. В результате загрязнения образуются в несколько раз медленнее, чем обычно, и график очистительных процедур сокращается до 3-4 моек в год. При этом стоимость клининговых манипуляций обходится владельцам авиалайнеров на порядок дороже, чем в российских аэропортах.
Мойка самолета обычной шваброй с удлиненной рукояткой Фото: YouTube.com
Этот способ отлично подходит для самолетов с высокой эксплуатационной нагрузкой. Преимущество «сухой» мойки заключается в том, что процедура может проводиться одновременно с техобслуживанием борта.
Изобретения времен СССР
В 1969 году в Советском Союзе предпринималась попытка автоматизировать процессы мойки самолетов. С этой целью был изобретен вполне работоспособный аппарат, который даже умудрился побывать на ВДНХ. Его футуристичный для тех лет дизайн недвусмысленно говорил, куда была устремлена инженерная мысль той великой эпохи.
Дизайн у советских инженеров был стоящий. Фото: YouTube.com
Однако в серийное производство «космический» мойщик самолетов так и не попал — целесообразность агрегата не казалась очевидной. В итоге фюзеляжи и крылья Аэрофлота продолжали драить щетками в ручном режиме.
Вращающиеся щетки отлично справляются со своей задачей. Фото: YouTube.com
В настоящее время в российских аэропортах применяются специальные установки с вращающимися щетками. Они не выделяются дизайном, но с ними процедура мойки самолета протекает в разы быстрее.
Роботизированные системы
В США компания Wilder Systems решила пойти дальше всех и разработала роботизированную установку для мойки самолетов. В клининговом процессе люди все еще принимают участие, но большинство их задач сводится к контролю за исполнением алгоритмов программы.
Роботизированная мойка самолетов проходит обкатку на американских F-16. Фото: YouTube.com
При этом используется достаточно сильное моющее средство Aerowash, способное вызывать ожоги на коже. В результате клининговый персонал работает в средствах химзащиты, а сам процесс обработки самолета растягивается на пару дней. Учитывая загруженность пассажирских авиалиний, разработке Wilder Systems приходится тренироваться на ВВС США — раз в полгода они обслуживают F-16, входящие в экспериментальный 149 полк.
Стационарная мойка самолетов во Франции
Тут все совершенно иначе. Да, есть еще места, где грязь с самолетов удаляют так же, как и в России. Однако именно во Франции сейчас проходит обкатку экспериментальная линия стационарной мойки для самолетов. Установка расположена в ангаре, и после того как самолет станет в нужное место, автоматическая мойка принимается за дело.
Самое эффективное решение по очистке фюзеляжа придумали во Франции. Фото: YouTube.com
Система работает и в условиях низких температур, эффективно удаляя наледь на крыльях и фюзеляже. Однако и в этом случае точечное участие человека все же сохраняется. Для сильных загрязнений пока ничего лучше, чем щетка и ручная мойка, придумано не было.
Замкнутый цикл использования воды. Фото: YouTube.com
Но при этом ангарная установка представляет собой экологически безопасный объект для окружающей среды. Использованная вода проходит процесс отстаивания и последующей очистки, а затем снова подается через форсунки высокого давления на грязные корпуса самолетов.
Портальная мойка на островах
В южных широтах для самолетов мы обнаружили самую настоящую портальную мойку. Самолет своим ходом проезжает под фермой с форсунками, из которых под высоким давлением вырываются струи воды. Эта система может по праву претендовать на звание самой быстрой самолетной автомойки, однако ни о какой экономичности водных ресурсов тут говорить не приходится.
Самый быстрый способ помыть самолет. Фото: YouTube.com
Стоит отметить, что расположена она на Гавайях, в аэропорту города Барберс-Пойнт. Мойка предназначена для обслуживания самолетов береговой охраны. О том, есть ли возможность быстро помыться пассажирским авиалайнерам, ничего не известно.
Церемониальная мойка самолетов FTWA
Через эту процедуру обязательно проходит каждый самолет. Fire truck water arc устраивается с помощью двух пожарных брандсбойтов, расположенных по обе стороны посадочной полосы друг напротив друга. Струи направляют таким образом, чтобы образовалась водяная арка, через которую и проезжает своим ходом самолет.
Если fire truck water arc вызовет появление радуги, служба борта будет удачливой. Фото: YouTube.com
Данный ритуал считается обязательным для борта, выполнившего свой первый авиарейс или впервые посетивший определенную воздушную гавань. Эта традиция перекочевала из морских портов и стала одной из обязательных церемоний современного воздухоплавания. При благоприятном стечении обстоятельств водная арка даже провоцирует появление радуги над бортом — хороший знак, символизирующий долгую и удачную службу.
Как видим, самолеты нуждаются в регулярной мойке не меньше, чем легковые автомобили и другая транспортная техника. Опрятный внешний вид лишний раз подчеркивает уверенность пилотов и дарит пассажирам отличные эмоции удачного и безопасного перелета.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...