Мойка самолетов — как это делают в разных странах
4 931

Мойка самолетов — как это делают в разных странах

Все мы прекрасно представляем, как этот процесс протекает по отношению к легковым автомобилям, грузовикам и даже мотоциклам. А вот как обстоят дела с самолетами пассажирских авиалиний? Мойка кузова ведь служит не только поддержанию высоких эстетических характеристик транспорта. Чистый фюзеляж — это снижение сил сопротивления воздуху и забота о долговечности самолета.


И если с уборкой пассажирского салона все более-менее понятно — группы клинеров тщательно выполняют этот ритуал после каждого перелета, то мойка самолета снаружи представляет собой процесс достаточно скрытный от обывателя. Да и подходят к решению этого вопроса в разных странах по-разному.

Самое простое решение


Дешевым и наименее затратным остается использование неквалифицированной рабочей силы. То есть фюзеляж и крылья самолета очищают от загрязнений с помощью моющих средств и напора воды самые обычные мойщики. У них имеются щетки, набор специальной химии и мойка высокого давления. Чтобы достать до всех частей фюзеляжа, нередко применяются телескопические подъемники-фермы или манипулятор с корзиной, в которой располагается мойщик.

Мойка самолетов — как это делают в разных странахРучная мойка остается самым распространенным способом мойки самолетов. Фото: YouTube.com

Влажная мойка самолета может проводиться только при условии, что наружная температура воздуха составляет не менее +5 градусов. Но это не значит, что в морозы самолеты не моют. Просто для обработки при отрицательных температурах применяют специальные незамерзающие составы.

Удаление обледенений в порту Домодедово. Фото: YouTube.com

Стоит ли говорить, что размеры современных авиалайнеров делают выполнение этого задания достаточно трудоемким и длительным, поэтому один борт сразу обслуживает целая клининговая бригада. Работа, за исключением операторов подъемника и моющей машины с вращающейся синтетической щетиной, не требует специальной подготовки. Так, вакансия мойщика самолетов в Домодедово оценивается всего в 35 000 рублей при сменном графике.

Во время очистки самолета от грязи и пыли расходуется до 12 тонн воды — достаточно много. И если в России по этому поводу никаких сожалений не наблюдается, для большинства стран Африки, Азии и Ближнего Востока это является серьезной проблемой.

«Сухая» мойка вручную


В воздушных гаванях арабских и многих других авиалиний активно применяется техника «сухой» мойки. На корпус самолета наносится специальный абсорбирующий состав, после чего его удаляют с помощью мягких полотенец из микрофибры.

Сухая мойка позволяет экономить тонны пресной воды. Фото: YouTube.com

Высокотехнологичное средство также формирует слой защитного покрытия, наподобие тефлонового. В результате загрязнения образуются в несколько раз медленнее, чем обычно, и график очистительных процедур сокращается до 3-4 моек в год. При этом стоимость клининговых манипуляций обходится владельцам авиалайнеров на порядок дороже, чем в российских аэропортах.

Мойка самолета обычной шваброй с удлиненной рукояткой Фото: YouTube.com

Этот способ отлично подходит для самолетов с высокой эксплуатационной нагрузкой. Преимущество «сухой» мойки заключается в том, что процедура может проводиться одновременно с техобслуживанием борта.

Изобретения времен СССР


В 1969 году в Советском Союзе предпринималась попытка автоматизировать процессы мойки самолетов. С этой целью был изобретен вполне работоспособный аппарат, который даже умудрился побывать на ВДНХ. Его футуристичный для тех лет дизайн недвусмысленно говорил, куда была устремлена инженерная мысль той великой эпохи.

Дизайн у советских инженеров был стоящий. Фото: YouTube.com

Однако в серийное производство «космический» мойщик самолетов так и не попал — целесообразность агрегата не казалась очевидной. В итоге фюзеляжи и крылья Аэрофлота продолжали драить щетками в ручном режиме.

Вращающиеся щетки отлично справляются со своей задачей. Фото: YouTube.com

В настоящее время в российских аэропортах применяются специальные установки с вращающимися щетками. Они не выделяются дизайном, но с ними процедура мойки самолета протекает в разы быстрее.

Роботизированные системы


В США компания Wilder Systems решила пойти дальше всех и разработала роботизированную установку для мойки самолетов. В клининговом процессе люди все еще принимают участие, но большинство их задач сводится к контролю за исполнением алгоритмов программы.

Роботизированная мойка самолетов проходит обкатку на американских F-16. Фото: YouTube.com

При этом используется достаточно сильное моющее средство Aerowash, способное вызывать ожоги на коже. В результате клининговый персонал работает в средствах химзащиты, а сам процесс обработки самолета растягивается на пару дней. Учитывая загруженность пассажирских авиалиний, разработке Wilder Systems приходится тренироваться на ВВС США — раз в полгода они обслуживают F-16, входящие в экспериментальный 149 полк.

Стационарная мойка самолетов во Франции


Тут все совершенно иначе. Да, есть еще места, где грязь с самолетов удаляют так же, как и в России. Однако именно во Франции сейчас проходит обкатку экспериментальная линия стационарной мойки для самолетов. Установка расположена в ангаре, и после того как самолет станет в нужное место, автоматическая мойка принимается за дело.

Самое эффективное решение по очистке фюзеляжа придумали во Франции. Фото: YouTube.com

Система работает и в условиях низких температур, эффективно удаляя наледь на крыльях и фюзеляже. Однако и в этом случае точечное участие человека все же сохраняется. Для сильных загрязнений пока ничего лучше, чем щетка и ручная мойка, придумано не было.

Замкнутый цикл использования воды. Фото: YouTube.com

Но при этом ангарная установка представляет собой экологически безопасный объект для окружающей среды. Использованная вода проходит процесс отстаивания и последующей очистки, а затем снова подается через форсунки высокого давления на грязные корпуса самолетов.

Портальная мойка на островах


В южных широтах для самолетов мы обнаружили самую настоящую портальную мойку. Самолет своим ходом проезжает под фермой с форсунками, из которых под высоким давлением вырываются струи воды. Эта система может по праву претендовать на звание самой быстрой самолетной автомойки, однако ни о какой экономичности водных ресурсов тут говорить не приходится.


Самый быстрый способ помыть самолет. Фото: YouTube.com

Стоит отметить, что расположена она на Гавайях, в аэропорту города Барберс-Пойнт. Мойка предназначена для обслуживания самолетов береговой охраны. О том, есть ли возможность быстро помыться пассажирским авиалайнерам, ничего не известно.

Церемониальная мойка самолетов FTWA


Через эту процедуру обязательно проходит каждый самолет. Fire truck water arc устраивается с помощью двух пожарных брандсбойтов, расположенных по обе стороны посадочной полосы друг напротив друга. Струи направляют таким образом, чтобы образовалась водяная арка, через которую и проезжает своим ходом самолет.

Если fire truck water arc вызовет появление радуги, служба борта будет удачливой. Фото: YouTube.com

Данный ритуал считается обязательным для борта, выполнившего свой первый авиарейс или впервые посетивший определенную воздушную гавань. Эта традиция перекочевала из морских портов и стала одной из обязательных церемоний современного воздухоплавания. При благоприятном стечении обстоятельств водная арка даже провоцирует появление радуги над бортом — хороший знак, символизирующий долгую и удачную службу.

Как видим, самолеты нуждаются в регулярной мойке не меньше, чем легковые автомобили и другая транспортная техника. Опрятный внешний вид лишний раз подчеркивает уверенность пилотов и дарит пассажирам отличные эмоции удачного и безопасного перелета.
Какой способ очистки фюзеляжей самолетов вам понравился больше?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....