
ЗИЛ-4904 – самый проходимый внедорожник на шнековом приводе
В России и других странах СНГ очень популярны внедорожные автомобили. И чем выше у них проходимость – тем считается лучше. Но по факту – такие машины обычным водителям не нужны. Как бы не ругали российские дороги, но проехать сейчас можно на стандартном седане почти до любой деревни.
Если человек увлекается охотой, рыбалкой или просто предпочитает забираться в разные глухие, но красивые места – ему вполне хватит кроссовера. Но любят наши водители именно настоящие внедорожники.
Энтузиасты даже приобретают разную военную технику, вроде ЗИЛ-131, ГАЗ-66 и УРАЛ-4320. Конечно, грузовик такого типа – это уже даже не внедорожник, а настоящий вездеход.
ЗИЛ-4904 не просто вездеход – он был амфибией. Фото: Youtube.com
Вот только кому-то и этого мало – такие любители экстрима приобретают всякие БТР.
Но мало кто знает, что была в СССР техника, которая по проходимости превосходила не только колесные, но и гусеничные вездеходы. Это ЗИЛ-4904, который передвигается на шнеках, как от мясорубки, только увеличенных в размерах.
Некоторые россияне, выросшие в СССР, помнят шнековые вездеходы из детской книжки про Незнайку. Были там такие мотоциклы в Солнечном городе. Но это вовсе не выдумка писателя – техника реально существовала.
Первый патент на вездеход, использующий винты мясорубки вместо колес или гусениц, получен в 1868 году Якобом Моратом. В царской России транспорт такого типа был изготовлен в начале XX века.
Каждый шнек работал в связке с отдельной коробкой передач. Фото: Youtube.com
Но первые фотоматериалы и кинохроника появились позднее. Только в 1929 году был построен шнекоход Fordson Snow Machine, судя по названию, предполагавшийся использоваться в качестве снегохода. Вот об этой технике сохранились фотографии и даже кинохроника.
ЗИЛ-4904 был разработан в специальном конструкторском бюро Грачева. Техника была рассчитана для использования в самых непроходимых уголках Советского Союза.
По мнению конструкторов, ЗИЛ-4904 пригодится:
Разработки снегоболотохода были закончены в 1972 году.
ЗИЛ-4904 – это типичная амфибия. Но на первый взгляд кажется, что огромные шнеки сразу утянут машину на дно. Только советские конструкторы все предусмотрели – они полые внутри и сделаны из легкого металла. Это алюминиевый сплав марки Амг-61.
Грузовая версия ЗИЛ-4904. Фото: Youtube.com
Металл обладает уникальным сочетанием легкости и прочности. Конечно, передвигаться шнекоходу по твердым покрытиям нежелательно, особенно по асфальту. Но техника такого типа для дорог общего пользования и не предназначена. Она просто уничтожит покрытие.
Шнеки на ЗИЛ-4904 имели длину в 6 метров каждый, при диаметре в полтора.
Так как снегоболотоход предполагалось в основном использовать в условиях северных широт, моторы штатно комплектовались предпусковыми подогревателями – пускачами, как их называли, заводящимися с веревочного стартера.
Для отдачи крутящего момента на шнеки использовалась трансмиссия оригинальной конструкции. Две бортовые передачи отвечали каждая за свой винт.
Поворачивал ЗИЛ-4904 за счет системы рычагов. Водитель, управляя техникой, подтормаживал один из бортов. Маневренность снегоболотохода впечатляла – он мог двигаться даже в бок и разворачиваться на месте.
Так как ЗИЛ-4904 был амфибией, кузов пришлось делать из разных материалов. Для изготовления кабины использовали стеклопластик, а водонепроницаемый корпус – из стали. На всякий случай конструкторы установили систему откачки воды.
Расход топлива у ЗИЛ-4904 около 100 литров на 100 км. Фото: Youtube.com
Снегоболотоход получился внушительным – его снаряженная масса составляла более 7 тонн. Грузоподъемность тоже впечатляла – 2,5 т.
Создавая технику такого типа, конструкторы отдавали себе отчет, что добиться высокой скорости передвижения вряд ли удастся. Да это и не нужно – ЗИЛ-4904 предназначен для преодоления самых труднодоступных участков пути и транспортировки грузов там, где даже гусеничная техника не могла проехать.
Но для шнекохода скоростные характеристики ЗИЛ-4904 впечатляли:
По факту технику могла остановить только горная местность, в других случаях она передвигалась легко, невзирая на рельеф.
Если сравнивать ЗИЛ с самыми популярными гусеничными вездеходами или техникой на воздушной подушке, то шнекоход с легкостью проходит там, где они пасуют. Металлические винты не боятся бурелома и траншей. Что касается грязи – то чем ее больше, тем лучше. Технике нужен только зацеп и она пройдет почти везде.
Несмотря на свою выдающуюся проходимость, шнекоход советского производства так и не стал серийным. О том, чтобы он заменил гусеничные вездеходы, не стоило даже мечтать.
Проблема в том, что такая техника мало того, что не пригодна для дорог, так еще и дорогая в производстве. Даже для военных шнекоходы – это слишком.
Благодаря площади шнеков, техника не проваливалась на снегу. Фото: Youtube.com
Не нужно забывать, что они тоже передвигаются по дорогам, а там, где проедет несколько ЗИЛ-4904, она будет разбита. Конечно, для гусеничной техники это не проблема, но для колесных грузовиков уже неприемлемо.
Природе шнеково-роторные вездеходы тоже наносят ущерб – они разбивают дерн и даже повреждают корни деревьев.
Перемещаться на снегоболотоходе к месту испытаний было сложно – его транспортировали на специальном прицепе.
Вездеход выпустили в двух вариантах:
Но ЗИЛ-4904 оказался слишком громоздким и тяжелым. На заводе решили, что такие машины должны быть более компактными, и в серию он не пошел.
Работы над снегоболотоходом в конструкторском бюро Завода имени Лихачева велись скорее для будущих проектов. Поняв, что схема действенная, инженеры использовали ее для изготовление шнековых вездеходов моделей ЗИЛ-2906/29061.
Эта облегченная техника впоследствии была включена в специальный комплекс, предназначенный для поиска и доставки космонавтов, приземлившихся в глухой местности. Эти модели появились в 1980-х годах.
Но когда началась горбачевская перестройка, советские предприятия перешли на самоокупаемость. В таких условиях у Завода имени Лихачева не было средств на дальнейшие разработки шнековых вездеходов. В итоге проекты признаны бесперспективными и от них отказались.
ЗИЛ-4904 так и не стал серийным. Фото: Youtube.com
Сейчас подобную технику никто серийно не выпускает. Но периодически находятся энтузиасты, собирающие снегоболотоходы, как обычные, так и водоплавающие.
Возможно, что спросом будут пользоваться компактные модели, габаритами сходные с квадроциклами. Они могут быть популярны у экстремалов, охотников и рыбаков.
Но ни один производитель пока не рискнул заняться выпуском шнековых вездеходов – слишком они специфические и необычные.
Если человек увлекается охотой, рыбалкой или просто предпочитает забираться в разные глухие, но красивые места – ему вполне хватит кроссовера. Но любят наши водители именно настоящие внедорожники.
Энтузиасты даже приобретают разную военную технику, вроде ЗИЛ-131, ГАЗ-66 и УРАЛ-4320. Конечно, грузовик такого типа – это уже даже не внедорожник, а настоящий вездеход.

Вот только кому-то и этого мало – такие любители экстрима приобретают всякие БТР.
Но мало кто знает, что была в СССР техника, которая по проходимости превосходила не только колесные, но и гусеничные вездеходы. Это ЗИЛ-4904, который передвигается на шнеках, как от мясорубки, только увеличенных в размерах.
Откуда вообще появилась техника такого типа?
Некоторые россияне, выросшие в СССР, помнят шнековые вездеходы из детской книжки про Незнайку. Были там такие мотоциклы в Солнечном городе. Но это вовсе не выдумка писателя – техника реально существовала.
Началось все еще в XIX веке – когда появились единичные вездеходы подобной конструкции. Что касается шнеков – то это винт Архимеда, придуманный древним греком, жившим еще до нашей эры для водоподъемной машины.
Первый патент на вездеход, использующий винты мясорубки вместо колес или гусениц, получен в 1868 году Якобом Моратом. В царской России транспорт такого типа был изготовлен в начале XX века.

Но первые фотоматериалы и кинохроника появились позднее. Только в 1929 году был построен шнекоход Fordson Snow Machine, судя по названию, предполагавшийся использоваться в качестве снегохода. Вот об этой технике сохранились фотографии и даже кинохроника.
Советский шнекоротороход
ЗИЛ-4904 был разработан в специальном конструкторском бюро Грачева. Техника была рассчитана для использования в самых непроходимых уголках Советского Союза.
По мнению конструкторов, ЗИЛ-4904 пригодится:
- ? Геологам
- ? Нефтяникам
- ? Работникам на Крайнем Севере
- ? Поисково-спасательным отрядам
Разработки снегоболотохода были закончены в 1972 году.
Особенности конструкции
ЗИЛ-4904 – это типичная амфибия. Но на первый взгляд кажется, что огромные шнеки сразу утянут машину на дно. Только советские конструкторы все предусмотрели – они полые внутри и сделаны из легкого металла. Это алюминиевый сплав марки Амг-61.

Металл обладает уникальным сочетанием легкости и прочности. Конечно, передвигаться шнекоходу по твердым покрытиям нежелательно, особенно по асфальту. Но техника такого типа для дорог общего пользования и не предназначена. Она просто уничтожит покрытие.
Шнеки на ЗИЛ-4904 имели длину в 6 метров каждый, при диаметре в полтора.
В качестве силового агрегаты были взяты штатные моторы от военного грузовика Урал. Это ЗИЛ-375 – V-образные двигатели с рабочим объемом 7 литров, развивающий 180 л. с. каждый.
Так как снегоболотоход предполагалось в основном использовать в условиях северных широт, моторы штатно комплектовались предпусковыми подогревателями – пускачами, как их называли, заводящимися с веревочного стартера.
Для отдачи крутящего момента на шнеки использовалась трансмиссия оригинальной конструкции. Две бортовые передачи отвечали каждая за свой винт.
Поворачивал ЗИЛ-4904 за счет системы рычагов. Водитель, управляя техникой, подтормаживал один из бортов. Маневренность снегоболотохода впечатляла – он мог двигаться даже в бок и разворачиваться на месте.
Так как ЗИЛ-4904 был амфибией, кузов пришлось делать из разных материалов. Для изготовления кабины использовали стеклопластик, а водонепроницаемый корпус – из стали. На всякий случай конструкторы установили систему откачки воды.

Снегоболотоход получился внушительным – его снаряженная масса составляла более 7 тонн. Грузоподъемность тоже впечатляла – 2,5 т.
Ходовые качества модели
Создавая технику такого типа, конструкторы отдавали себе отчет, что добиться высокой скорости передвижения вряд ли удастся. Да это и не нужно – ЗИЛ-4904 предназначен для преодоления самых труднодоступных участков пути и транспортировки грузов там, где даже гусеничная техника не могла проехать.
Но для шнекохода скоростные характеристики ЗИЛ-4904 впечатляли:
- ? На суше он разгонялся до 16 км/ч
- ? 10,5 км/ч по воде
- ? 7,5 км/ч в болотах
По факту технику могла остановить только горная местность, в других случаях она передвигалась легко, невзирая на рельеф.
Если сравнивать ЗИЛ с самыми популярными гусеничными вездеходами или техникой на воздушной подушке, то шнекоход с легкостью проходит там, где они пасуют. Металлические винты не боятся бурелома и траншей. Что касается грязи – то чем ее больше, тем лучше. Технике нужен только зацеп и она пройдет почти везде.
Почему ЗИЛ-4904 не стал серийным?
Несмотря на свою выдающуюся проходимость, шнекоход советского производства так и не стал серийным. О том, чтобы он заменил гусеничные вездеходы, не стоило даже мечтать.
Проблема в том, что такая техника мало того, что не пригодна для дорог, так еще и дорогая в производстве. Даже для военных шнекоходы – это слишком.

Не нужно забывать, что они тоже передвигаются по дорогам, а там, где проедет несколько ЗИЛ-4904, она будет разбита. Конечно, для гусеничной техники это не проблема, но для колесных грузовиков уже неприемлемо.
Природе шнеково-роторные вездеходы тоже наносят ущерб – они разбивают дерн и даже повреждают корни деревьев.
Передвигаться на ЗИЛ-4904 тоже сложно – техника лишена какой-либо подвески, поэтому о комфорте тут даже мечтать не приходится. Плюс двигатели ревели с такой силой, что нужно было использовать тракторный шлем.
Перемещаться на снегоболотоходе к месту испытаний было сложно – его транспортировали на специальном прицепе.
Вездеход выпустили в двух вариантах:
- ? Пассажирском на 8 человек
- ? Грузовом с тентованным кузовом.
Но ЗИЛ-4904 оказался слишком громоздким и тяжелым. На заводе решили, что такие машины должны быть более компактными, и в серию он не пошел.
Дальнейшие разработки
Работы над снегоболотоходом в конструкторском бюро Завода имени Лихачева велись скорее для будущих проектов. Поняв, что схема действенная, инженеры использовали ее для изготовление шнековых вездеходов моделей ЗИЛ-2906/29061.
Эта облегченная техника впоследствии была включена в специальный комплекс, предназначенный для поиска и доставки космонавтов, приземлившихся в глухой местности. Эти модели появились в 1980-х годах.
Но когда началась горбачевская перестройка, советские предприятия перешли на самоокупаемость. В таких условиях у Завода имени Лихачева не было средств на дальнейшие разработки шнековых вездеходов. В итоге проекты признаны бесперспективными и от них отказались.

Сейчас подобную технику никто серийно не выпускает. Но периодически находятся энтузиасты, собирающие снегоболотоходы, как обычные, так и водоплавающие.
Возможно, что спросом будут пользоваться компактные модели, габаритами сходные с квадроциклами. Они могут быть популярны у экстремалов, охотников и рыбаков.
Но ни один производитель пока не рискнул заняться выпуском шнековых вездеходов – слишком они специфические и необычные.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....