ЗИЛ-4904 – самый проходимый внедорожник на шнековом приводе
В России и других странах СНГ очень популярны внедорожные автомобили. И чем выше у них проходимость – тем считается лучше. Но по факту – такие машины обычным водителям не нужны. Как бы не ругали российские дороги, но проехать сейчас можно на стандартном седане почти до любой деревни.
Если человек увлекается охотой, рыбалкой или просто предпочитает забираться в разные глухие, но красивые места – ему вполне хватит кроссовера. Но любят наши водители именно настоящие внедорожники.
Энтузиасты даже приобретают разную военную технику, вроде ЗИЛ-131, ГАЗ-66 и УРАЛ-4320. Конечно, грузовик такого типа – это уже даже не внедорожник, а настоящий вездеход.
Вот только кому-то и этого мало – такие любители экстрима приобретают всякие БТР.
Но мало кто знает, что была в СССР техника, которая по проходимости превосходила не только колесные, но и гусеничные вездеходы. Это ЗИЛ-4904, который передвигается на шнеках, как от мясорубки, только увеличенных в размерах.
Некоторые россияне, выросшие в СССР, помнят шнековые вездеходы из детской книжки про Незнайку. Были там такие мотоциклы в Солнечном городе. Но это вовсе не выдумка писателя – техника реально существовала.
Первый патент на вездеход, использующий винты мясорубки вместо колес или гусениц, получен в 1868 году Якобом Моратом. В царской России транспорт такого типа был изготовлен в начале XX века.
Но первые фотоматериалы и кинохроника появились позднее. Только в 1929 году был построен шнекоход Fordson Snow Machine, судя по названию, предполагавшийся использоваться в качестве снегохода. Вот об этой технике сохранились фотографии и даже кинохроника.
ЗИЛ-4904 был разработан в специальном конструкторском бюро Грачева. Техника была рассчитана для использования в самых непроходимых уголках Советского Союза.
По мнению конструкторов, ЗИЛ-4904 пригодится:
Разработки снегоболотохода были закончены в 1972 году.
ЗИЛ-4904 – это типичная амфибия. Но на первый взгляд кажется, что огромные шнеки сразу утянут машину на дно. Только советские конструкторы все предусмотрели – они полые внутри и сделаны из легкого металла. Это алюминиевый сплав марки Амг-61.
Металл обладает уникальным сочетанием легкости и прочности. Конечно, передвигаться шнекоходу по твердым покрытиям нежелательно, особенно по асфальту. Но техника такого типа для дорог общего пользования и не предназначена. Она просто уничтожит покрытие.
Шнеки на ЗИЛ-4904 имели длину в 6 метров каждый, при диаметре в полтора.
Так как снегоболотоход предполагалось в основном использовать в условиях северных широт, моторы штатно комплектовались предпусковыми подогревателями – пускачами, как их называли, заводящимися с веревочного стартера.
Для отдачи крутящего момента на шнеки использовалась трансмиссия оригинальной конструкции. Две бортовые передачи отвечали каждая за свой винт.
Поворачивал ЗИЛ-4904 за счет системы рычагов. Водитель, управляя техникой, подтормаживал один из бортов. Маневренность снегоболотохода впечатляла – он мог двигаться даже в бок и разворачиваться на месте.
Так как ЗИЛ-4904 был амфибией, кузов пришлось делать из разных материалов. Для изготовления кабины использовали стеклопластик, а водонепроницаемый корпус – из стали. На всякий случай конструкторы установили систему откачки воды.
Снегоболотоход получился внушительным – его снаряженная масса составляла более 7 тонн. Грузоподъемность тоже впечатляла – 2,5 т.
Создавая технику такого типа, конструкторы отдавали себе отчет, что добиться высокой скорости передвижения вряд ли удастся. Да это и не нужно – ЗИЛ-4904 предназначен для преодоления самых труднодоступных участков пути и транспортировки грузов там, где даже гусеничная техника не могла проехать.
Но для шнекохода скоростные характеристики ЗИЛ-4904 впечатляли:
По факту технику могла остановить только горная местность, в других случаях она передвигалась легко, невзирая на рельеф.
Если сравнивать ЗИЛ с самыми популярными гусеничными вездеходами или техникой на воздушной подушке, то шнекоход с легкостью проходит там, где они пасуют. Металлические винты не боятся бурелома и траншей. Что касается грязи – то чем ее больше, тем лучше. Технике нужен только зацеп и она пройдет почти везде.
Несмотря на свою выдающуюся проходимость, шнекоход советского производства так и не стал серийным. О том, чтобы он заменил гусеничные вездеходы, не стоило даже мечтать.
Проблема в том, что такая техника мало того, что не пригодна для дорог, так еще и дорогая в производстве. Даже для военных шнекоходы – это слишком.
Не нужно забывать, что они тоже передвигаются по дорогам, а там, где проедет несколько ЗИЛ-4904, она будет разбита. Конечно, для гусеничной техники это не проблема, но для колесных грузовиков уже неприемлемо.
Природе шнеково-роторные вездеходы тоже наносят ущерб – они разбивают дерн и даже повреждают корни деревьев.
Перемещаться на снегоболотоходе к месту испытаний было сложно – его транспортировали на специальном прицепе.
Вездеход выпустили в двух вариантах:
Но ЗИЛ-4904 оказался слишком громоздким и тяжелым. На заводе решили, что такие машины должны быть более компактными, и в серию он не пошел.
Работы над снегоболотоходом в конструкторском бюро Завода имени Лихачева велись скорее для будущих проектов. Поняв, что схема действенная, инженеры использовали ее для изготовление шнековых вездеходов моделей ЗИЛ-2906/29061.
Эта облегченная техника впоследствии была включена в специальный комплекс, предназначенный для поиска и доставки космонавтов, приземлившихся в глухой местности. Эти модели появились в 1980-х годах.
Но когда началась горбачевская перестройка, советские предприятия перешли на самоокупаемость. В таких условиях у Завода имени Лихачева не было средств на дальнейшие разработки шнековых вездеходов. В итоге проекты признаны бесперспективными и от них отказались.
Сейчас подобную технику никто серийно не выпускает. Но периодически находятся энтузиасты, собирающие снегоболотоходы, как обычные, так и водоплавающие.
Возможно, что спросом будут пользоваться компактные модели, габаритами сходные с квадроциклами. Они могут быть популярны у экстремалов, охотников и рыбаков.
Но ни один производитель пока не рискнул заняться выпуском шнековых вездеходов – слишком они специфические и необычные.
Если человек увлекается охотой, рыбалкой или просто предпочитает забираться в разные глухие, но красивые места – ему вполне хватит кроссовера. Но любят наши водители именно настоящие внедорожники.
Энтузиасты даже приобретают разную военную технику, вроде ЗИЛ-131, ГАЗ-66 и УРАЛ-4320. Конечно, грузовик такого типа – это уже даже не внедорожник, а настоящий вездеход.
ЗИЛ-4904 не просто вездеход – он был амфибией. Фото: Youtube.com
Вот только кому-то и этого мало – такие любители экстрима приобретают всякие БТР.
Но мало кто знает, что была в СССР техника, которая по проходимости превосходила не только колесные, но и гусеничные вездеходы. Это ЗИЛ-4904, который передвигается на шнеках, как от мясорубки, только увеличенных в размерах.
Откуда вообще появилась техника такого типа?
Некоторые россияне, выросшие в СССР, помнят шнековые вездеходы из детской книжки про Незнайку. Были там такие мотоциклы в Солнечном городе. Но это вовсе не выдумка писателя – техника реально существовала.
Началось все еще в XIX веке – когда появились единичные вездеходы подобной конструкции. Что касается шнеков – то это винт Архимеда, придуманный древним греком, жившим еще до нашей эры для водоподъемной машины.
Первый патент на вездеход, использующий винты мясорубки вместо колес или гусениц, получен в 1868 году Якобом Моратом. В царской России транспорт такого типа был изготовлен в начале XX века.
Каждый шнек работал в связке с отдельной коробкой передач. Фото: Youtube.com
Но первые фотоматериалы и кинохроника появились позднее. Только в 1929 году был построен шнекоход Fordson Snow Machine, судя по названию, предполагавшийся использоваться в качестве снегохода. Вот об этой технике сохранились фотографии и даже кинохроника.
Советский шнекоротороход
ЗИЛ-4904 был разработан в специальном конструкторском бюро Грачева. Техника была рассчитана для использования в самых непроходимых уголках Советского Союза.
По мнению конструкторов, ЗИЛ-4904 пригодится:
- ? Геологам
- ? Нефтяникам
- ? Работникам на Крайнем Севере
- ? Поисково-спасательным отрядам
Разработки снегоболотохода были закончены в 1972 году.
Особенности конструкции
ЗИЛ-4904 – это типичная амфибия. Но на первый взгляд кажется, что огромные шнеки сразу утянут машину на дно. Только советские конструкторы все предусмотрели – они полые внутри и сделаны из легкого металла. Это алюминиевый сплав марки Амг-61.
Грузовая версия ЗИЛ-4904. Фото: Youtube.com
Металл обладает уникальным сочетанием легкости и прочности. Конечно, передвигаться шнекоходу по твердым покрытиям нежелательно, особенно по асфальту. Но техника такого типа для дорог общего пользования и не предназначена. Она просто уничтожит покрытие.
Шнеки на ЗИЛ-4904 имели длину в 6 метров каждый, при диаметре в полтора.
В качестве силового агрегаты были взяты штатные моторы от военного грузовика Урал. Это ЗИЛ-375 – V-образные двигатели с рабочим объемом 7 литров, развивающий 180 л. с. каждый.
Так как снегоболотоход предполагалось в основном использовать в условиях северных широт, моторы штатно комплектовались предпусковыми подогревателями – пускачами, как их называли, заводящимися с веревочного стартера.
Для отдачи крутящего момента на шнеки использовалась трансмиссия оригинальной конструкции. Две бортовые передачи отвечали каждая за свой винт.
Поворачивал ЗИЛ-4904 за счет системы рычагов. Водитель, управляя техникой, подтормаживал один из бортов. Маневренность снегоболотохода впечатляла – он мог двигаться даже в бок и разворачиваться на месте.
Так как ЗИЛ-4904 был амфибией, кузов пришлось делать из разных материалов. Для изготовления кабины использовали стеклопластик, а водонепроницаемый корпус – из стали. На всякий случай конструкторы установили систему откачки воды.
Расход топлива у ЗИЛ-4904 около 100 литров на 100 км. Фото: Youtube.com
Снегоболотоход получился внушительным – его снаряженная масса составляла более 7 тонн. Грузоподъемность тоже впечатляла – 2,5 т.
Ходовые качества модели
Создавая технику такого типа, конструкторы отдавали себе отчет, что добиться высокой скорости передвижения вряд ли удастся. Да это и не нужно – ЗИЛ-4904 предназначен для преодоления самых труднодоступных участков пути и транспортировки грузов там, где даже гусеничная техника не могла проехать.
Но для шнекохода скоростные характеристики ЗИЛ-4904 впечатляли:
- ? На суше он разгонялся до 16 км/ч
- ? 10,5 км/ч по воде
- ? 7,5 км/ч в болотах
По факту технику могла остановить только горная местность, в других случаях она передвигалась легко, невзирая на рельеф.
Если сравнивать ЗИЛ с самыми популярными гусеничными вездеходами или техникой на воздушной подушке, то шнекоход с легкостью проходит там, где они пасуют. Металлические винты не боятся бурелома и траншей. Что касается грязи – то чем ее больше, тем лучше. Технике нужен только зацеп и она пройдет почти везде.
Почему ЗИЛ-4904 не стал серийным?
Несмотря на свою выдающуюся проходимость, шнекоход советского производства так и не стал серийным. О том, чтобы он заменил гусеничные вездеходы, не стоило даже мечтать.
Проблема в том, что такая техника мало того, что не пригодна для дорог, так еще и дорогая в производстве. Даже для военных шнекоходы – это слишком.
Благодаря площади шнеков, техника не проваливалась на снегу. Фото: Youtube.com
Не нужно забывать, что они тоже передвигаются по дорогам, а там, где проедет несколько ЗИЛ-4904, она будет разбита. Конечно, для гусеничной техники это не проблема, но для колесных грузовиков уже неприемлемо.
Природе шнеково-роторные вездеходы тоже наносят ущерб – они разбивают дерн и даже повреждают корни деревьев.
Передвигаться на ЗИЛ-4904 тоже сложно – техника лишена какой-либо подвески, поэтому о комфорте тут даже мечтать не приходится. Плюс двигатели ревели с такой силой, что нужно было использовать тракторный шлем.
Перемещаться на снегоболотоходе к месту испытаний было сложно – его транспортировали на специальном прицепе.
Вездеход выпустили в двух вариантах:
- ? Пассажирском на 8 человек
- ? Грузовом с тентованным кузовом.
Но ЗИЛ-4904 оказался слишком громоздким и тяжелым. На заводе решили, что такие машины должны быть более компактными, и в серию он не пошел.
Дальнейшие разработки
Работы над снегоболотоходом в конструкторском бюро Завода имени Лихачева велись скорее для будущих проектов. Поняв, что схема действенная, инженеры использовали ее для изготовление шнековых вездеходов моделей ЗИЛ-2906/29061.
Эта облегченная техника впоследствии была включена в специальный комплекс, предназначенный для поиска и доставки космонавтов, приземлившихся в глухой местности. Эти модели появились в 1980-х годах.
Но когда началась горбачевская перестройка, советские предприятия перешли на самоокупаемость. В таких условиях у Завода имени Лихачева не было средств на дальнейшие разработки шнековых вездеходов. В итоге проекты признаны бесперспективными и от них отказались.
ЗИЛ-4904 так и не стал серийным. Фото: Youtube.com
Сейчас подобную технику никто серийно не выпускает. Но периодически находятся энтузиасты, собирающие снегоболотоходы, как обычные, так и водоплавающие.
Возможно, что спросом будут пользоваться компактные модели, габаритами сходные с квадроциклами. Они могут быть популярны у экстремалов, охотников и рыбаков.
Но ни один производитель пока не рискнул заняться выпуском шнековых вездеходов – слишком они специфические и необычные.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...