ЛАЗ-А073: «лазик», как несостоявшийся конкурент «пазика»
На «дворе» уже отгрохотала перестройка, страна активно переходила на рыночные рельсы экономики. Отказавшись от массового производство уныло одинаковых моделей на протяжении десятилетий, автозаводы в РФ и СНГ искали более действенные способы заработать. Создавались новые модели, была пора проб, ошибок и неожиданных удач. На львовском предприятии ЛАЗ, известным своими туристическими комфортабельными автобусами, попытались собрать непривычную для завода компактную машину с малым числом пассажиров.
Чтобы достичь унификации, а значит и снизить себестоимость продукции, конструкторы использовали в новом автобусе много узлов, кузовных и иных деталей от уже выпускающейся, серийной техники. Например, в оформлении передка можно угадать элементы ЛАЗ-4202.
Единственная двухстворчатая дверь, а также задняя оптика позаимствованы у ЛАЗ-5252.
Здесь особо мудрствовать не стали и приспособили силовой агрегат от выпускавшегося тогда на ЗиЛе «Бычка», модель 5301. Мотор развивал достаточную для небольшого автобуса мощность в 99 «лошадей». Другие технические характеристики ЛАЗ-А073:
✅ модель и объем двигателя – ММЗ-D-245.12 в 4,75 л
✅ средняя скорость – 90 км/ч
✅ расход дизельного топлива – 13,5 л/100 км
✅ длина, ширина, высота и колесная база – 6,84, 2,28, 2,73 и 3,65 м
✅ вес – 6,95 т
Также существовала версия с мостом RABA производства Венгрии и польским дизельным силовым агрегатом Andoria ZT 4CT 107/а7 (модель А-0731).
В автобус по максимуму помещалось сорок человек, число сидячих мест – двадцать четыре. После переделки салона пространства для накопительных площадок не осталось.
По внешним данным и техническим параметрам многие усматривали схожесть львовского автобуса с российским «пазиком», имевшим тогда большую популярность и выпускавшимся немалым тиражом.
Машину запустили в крупносерийное производство с 1989-го года. От кургузого с полукруглого предшественника ПАЗ-672, новинка отличалась современным экстерьером, другим мотором, измененным оформлением салона. Автобус выпустили вовремя: как раз в момент разразившегося в стране кризиса. Большие машины покупали плохо, а вот компактная техника оказалась в нужное время в нужном месте. Павловские автобусы разлетались, как горячие пирожки, что не могли не заметить на Львовском заводе, где тоже решили создать свой «лазик».
В отличие от ЛАЗ-А073, у ПАЗ-3205 было 42 «стоячих» и 23 «сидячих места – т. е. чуть больше. Дверь сначала была тоже одна, но в поздних модификациях появилась и вторая. Максимальная скорость и там и там одинаковая – 90 км/ч. Но вот топлива павловский автобус, из-за бензинового двигателя расходовал больше – 19 л/100 км. Да и по габаритам ПАЗ-3205 был крупнее своего конкурента и тяжелее. Длина, ширина, высота – 7, 2,53 и 2,88 м соответственно, масса «пазика» – 7,61 т.
Несмотря на схожесть характеристик с павловской техникой, автобус от ЛАЗа не получил широкого распространения. Машину предполагалось использовать в основном для коммерческих перевозок. Однако последние на Украине не были так сильно востребованы, как в стремительно развивающейся Российской Федерации. Если же брать другие страны СНГ, то там ЛАЗ-А073 не мог конкурировать с признанным в этой области «авторитетом» – ПАЗом и, как это не удивительно, КАвЗом.
Некоторое время львовские автобусы ходили по городским маршрутам на Украине: в основном в Киеве и Львове. Всего в 1998-м году выпустили семнадцать (по неподтвержденным данным) экземпляров. После того, как автобусы выработали свой эксплуатационный ресурс, их списали. Так неудачной оказалась попытка львовских конструкторов создать малую технику для частных перевозок: завод просто опередил время, что доказывал успех ПАЗ-3205.
ЛАЗ-А073
Чтобы достичь унификации, а значит и снизить себестоимость продукции, конструкторы использовали в новом автобусе много узлов, кузовных и иных деталей от уже выпускающейся, серийной техники. Например, в оформлении передка можно угадать элементы ЛАЗ-4202.
Рабочее место водителя «лазика». Фото: YouTube.com
Единственная двухстворчатая дверь, а также задняя оптика позаимствованы у ЛАЗ-5252.
Двигатель
Здесь особо мудрствовать не стали и приспособили силовой агрегат от выпускавшегося тогда на ЗиЛе «Бычка», модель 5301. Мотор развивал достаточную для небольшого автобуса мощность в 99 «лошадей». Другие технические характеристики ЛАЗ-А073:
✅ модель и объем двигателя – ММЗ-D-245.12 в 4,75 л
✅ средняя скорость – 90 км/ч
✅ расход дизельного топлива – 13,5 л/100 км
✅ длина, ширина, высота и колесная база – 6,84, 2,28, 2,73 и 3,65 м
✅ вес – 6,95 т
Также существовала версия с мостом RABA производства Венгрии и польским дизельным силовым агрегатом Andoria ZT 4CT 107/а7 (модель А-0731).
Изначально на автобусе стоял движок от «Бычка». Фото: YouTube.com
Моторы от этой компании в 2004-м году устанавливались на «УАЗ Хантер».
В автобус по максимуму помещалось сорок человек, число сидячих мест – двадцать четыре. После переделки салона пространства для накопительных площадок не осталось.
Салон по вместительности был почти таким же, как у ПАЗа. Фото: YouTube.com
По внешним данным и техническим параметрам многие усматривали схожесть львовского автобуса с российским «пазиком», имевшим тогда большую популярность и выпускавшимся немалым тиражом.
Сравнение с ПАЗ-3205
Машину запустили в крупносерийное производство с 1989-го года. От кургузого с полукруглого предшественника ПАЗ-672, новинка отличалась современным экстерьером, другим мотором, измененным оформлением салона. Автобус выпустили вовремя: как раз в момент разразившегося в стране кризиса. Большие машины покупали плохо, а вот компактная техника оказалась в нужное время в нужном месте. Павловские автобусы разлетались, как горячие пирожки, что не могли не заметить на Львовском заводе, где тоже решили создать свой «лазик».
Два «брата»: ПАЗ-3205 и ЛАЗ-А073». Фото: YouTube.com
В отличие от ЛАЗ-А073, у ПАЗ-3205 было 42 «стоячих» и 23 «сидячих места – т. е. чуть больше. Дверь сначала была тоже одна, но в поздних модификациях появилась и вторая. Максимальная скорость и там и там одинаковая – 90 км/ч. Но вот топлива павловский автобус, из-за бензинового двигателя расходовал больше – 19 л/100 км. Да и по габаритам ПАЗ-3205 был крупнее своего конкурента и тяжелее. Длина, ширина, высота – 7, 2,53 и 2,88 м соответственно, масса «пазика» – 7,61 т.
Что стало с львовской «миниатюрой»
Несмотря на схожесть характеристик с павловской техникой, автобус от ЛАЗа не получил широкого распространения. Машину предполагалось использовать в основном для коммерческих перевозок. Однако последние на Украине не были так сильно востребованы, как в стремительно развивающейся Российской Федерации. Если же брать другие страны СНГ, то там ЛАЗ-А073 не мог конкурировать с признанным в этой области «авторитетом» – ПАЗом и, как это не удивительно, КАвЗом.
Какое-то время автобус использовали на малозагруженных маршрутах. Фото: YouTube.com
Некоторое время львовские автобусы ходили по городским маршрутам на Украине: в основном в Киеве и Львове. Всего в 1998-м году выпустили семнадцать (по неподтвержденным данным) экземпляров. После того, как автобусы выработали свой эксплуатационный ресурс, их списали. Так неудачной оказалась попытка львовских конструкторов создать малую технику для частных перевозок: завод просто опередил время, что доказывал успех ПАЗ-3205.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....