ЛАЗ-А073: «лазик», как несостоявшийся конкурент «пазика»
На «дворе» уже отгрохотала перестройка, страна активно переходила на рыночные рельсы экономики. Отказавшись от массового производство уныло одинаковых моделей на протяжении десятилетий, автозаводы в РФ и СНГ искали более действенные способы заработать. Создавались новые модели, была пора проб, ошибок и неожиданных удач. На львовском предприятии ЛАЗ, известным своими туристическими комфортабельными автобусами, попытались собрать непривычную для завода компактную машину с малым числом пассажиров.
Чтобы достичь унификации, а значит и снизить себестоимость продукции, конструкторы использовали в новом автобусе много узлов, кузовных и иных деталей от уже выпускающейся, серийной техники. Например, в оформлении передка можно угадать элементы ЛАЗ-4202.
Единственная двухстворчатая дверь, а также задняя оптика позаимствованы у ЛАЗ-5252.
Здесь особо мудрствовать не стали и приспособили силовой агрегат от выпускавшегося тогда на ЗиЛе «Бычка», модель 5301. Мотор развивал достаточную для небольшого автобуса мощность в 99 «лошадей». Другие технические характеристики ЛАЗ-А073:
✅ модель и объем двигателя – ММЗ-D-245.12 в 4,75 л
✅ средняя скорость – 90 км/ч
✅ расход дизельного топлива – 13,5 л/100 км
✅ длина, ширина, высота и колесная база – 6,84, 2,28, 2,73 и 3,65 м
✅ вес – 6,95 т
Также существовала версия с мостом RABA производства Венгрии и польским дизельным силовым агрегатом Andoria ZT 4CT 107/а7 (модель А-0731).
В автобус по максимуму помещалось сорок человек, число сидячих мест – двадцать четыре. После переделки салона пространства для накопительных площадок не осталось.
По внешним данным и техническим параметрам многие усматривали схожесть львовского автобуса с российским «пазиком», имевшим тогда большую популярность и выпускавшимся немалым тиражом.
Машину запустили в крупносерийное производство с 1989-го года. От кургузого с полукруглого предшественника ПАЗ-672, новинка отличалась современным экстерьером, другим мотором, измененным оформлением салона. Автобус выпустили вовремя: как раз в момент разразившегося в стране кризиса. Большие машины покупали плохо, а вот компактная техника оказалась в нужное время в нужном месте. Павловские автобусы разлетались, как горячие пирожки, что не могли не заметить на Львовском заводе, где тоже решили создать свой «лазик».
В отличие от ЛАЗ-А073, у ПАЗ-3205 было 42 «стоячих» и 23 «сидячих места – т. е. чуть больше. Дверь сначала была тоже одна, но в поздних модификациях появилась и вторая. Максимальная скорость и там и там одинаковая – 90 км/ч. Но вот топлива павловский автобус, из-за бензинового двигателя расходовал больше – 19 л/100 км. Да и по габаритам ПАЗ-3205 был крупнее своего конкурента и тяжелее. Длина, ширина, высота – 7, 2,53 и 2,88 м соответственно, масса «пазика» – 7,61 т.
Несмотря на схожесть характеристик с павловской техникой, автобус от ЛАЗа не получил широкого распространения. Машину предполагалось использовать в основном для коммерческих перевозок. Однако последние на Украине не были так сильно востребованы, как в стремительно развивающейся Российской Федерации. Если же брать другие страны СНГ, то там ЛАЗ-А073 не мог конкурировать с признанным в этой области «авторитетом» – ПАЗом и, как это не удивительно, КАвЗом.
Некоторое время львовские автобусы ходили по городским маршрутам на Украине: в основном в Киеве и Львове. Всего в 1998-м году выпустили семнадцать (по неподтвержденным данным) экземпляров. После того, как автобусы выработали свой эксплуатационный ресурс, их списали. Так неудачной оказалась попытка львовских конструкторов создать малую технику для частных перевозок: завод просто опередил время, что доказывал успех ПАЗ-3205.
ЛАЗ-А073
Чтобы достичь унификации, а значит и снизить себестоимость продукции, конструкторы использовали в новом автобусе много узлов, кузовных и иных деталей от уже выпускающейся, серийной техники. Например, в оформлении передка можно угадать элементы ЛАЗ-4202.
Рабочее место водителя «лазика». Фото: YouTube.com
Единственная двухстворчатая дверь, а также задняя оптика позаимствованы у ЛАЗ-5252.
Двигатель
Здесь особо мудрствовать не стали и приспособили силовой агрегат от выпускавшегося тогда на ЗиЛе «Бычка», модель 5301. Мотор развивал достаточную для небольшого автобуса мощность в 99 «лошадей». Другие технические характеристики ЛАЗ-А073:
✅ модель и объем двигателя – ММЗ-D-245.12 в 4,75 л
✅ средняя скорость – 90 км/ч
✅ расход дизельного топлива – 13,5 л/100 км
✅ длина, ширина, высота и колесная база – 6,84, 2,28, 2,73 и 3,65 м
✅ вес – 6,95 т
Также существовала версия с мостом RABA производства Венгрии и польским дизельным силовым агрегатом Andoria ZT 4CT 107/а7 (модель А-0731).
Изначально на автобусе стоял движок от «Бычка». Фото: YouTube.com
Моторы от этой компании в 2004-м году устанавливались на «УАЗ Хантер».
В автобус по максимуму помещалось сорок человек, число сидячих мест – двадцать четыре. После переделки салона пространства для накопительных площадок не осталось.
Салон по вместительности был почти таким же, как у ПАЗа. Фото: YouTube.com
По внешним данным и техническим параметрам многие усматривали схожесть львовского автобуса с российским «пазиком», имевшим тогда большую популярность и выпускавшимся немалым тиражом.
Сравнение с ПАЗ-3205
Машину запустили в крупносерийное производство с 1989-го года. От кургузого с полукруглого предшественника ПАЗ-672, новинка отличалась современным экстерьером, другим мотором, измененным оформлением салона. Автобус выпустили вовремя: как раз в момент разразившегося в стране кризиса. Большие машины покупали плохо, а вот компактная техника оказалась в нужное время в нужном месте. Павловские автобусы разлетались, как горячие пирожки, что не могли не заметить на Львовском заводе, где тоже решили создать свой «лазик».
Два «брата»: ПАЗ-3205 и ЛАЗ-А073». Фото: YouTube.com
В отличие от ЛАЗ-А073, у ПАЗ-3205 было 42 «стоячих» и 23 «сидячих места – т. е. чуть больше. Дверь сначала была тоже одна, но в поздних модификациях появилась и вторая. Максимальная скорость и там и там одинаковая – 90 км/ч. Но вот топлива павловский автобус, из-за бензинового двигателя расходовал больше – 19 л/100 км. Да и по габаритам ПАЗ-3205 был крупнее своего конкурента и тяжелее. Длина, ширина, высота – 7, 2,53 и 2,88 м соответственно, масса «пазика» – 7,61 т.
Что стало с львовской «миниатюрой»
Несмотря на схожесть характеристик с павловской техникой, автобус от ЛАЗа не получил широкого распространения. Машину предполагалось использовать в основном для коммерческих перевозок. Однако последние на Украине не были так сильно востребованы, как в стремительно развивающейся Российской Федерации. Если же брать другие страны СНГ, то там ЛАЗ-А073 не мог конкурировать с признанным в этой области «авторитетом» – ПАЗом и, как это не удивительно, КАвЗом.
Какое-то время автобус использовали на малозагруженных маршрутах. Фото: YouTube.com
Некоторое время львовские автобусы ходили по городским маршрутам на Украине: в основном в Киеве и Львове. Всего в 1998-м году выпустили семнадцать (по неподтвержденным данным) экземпляров. После того, как автобусы выработали свой эксплуатационный ресурс, их списали. Так неудачной оказалась попытка львовских конструкторов создать малую технику для частных перевозок: завод просто опередил время, что доказывал успех ПАЗ-3205.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...