
ЛАЗ-А073: «лазик», как несостоявшийся конкурент «пазика»
На «дворе» уже отгрохотала перестройка, страна активно переходила на рыночные рельсы экономики. Отказавшись от массового производство уныло одинаковых моделей на протяжении десятилетий, автозаводы в РФ и СНГ искали более действенные способы заработать. Создавались новые модели, была пора проб, ошибок и неожиданных удач. На львовском предприятии ЛАЗ, известным своими туристическими комфортабельными автобусами, попытались собрать непривычную для завода компактную машину с малым числом пассажиров.
Чтобы достичь унификации, а значит и снизить себестоимость продукции, конструкторы использовали в новом автобусе много узлов, кузовных и иных деталей от уже выпускающейся, серийной техники. Например, в оформлении передка можно угадать элементы ЛАЗ-4202.
Рабочее место водителя «лазика». Фото: YouTube.com
Единственная двухстворчатая дверь, а также задняя оптика позаимствованы у ЛАЗ-5252.
Здесь особо мудрствовать не стали и приспособили силовой агрегат от выпускавшегося тогда на ЗиЛе «Бычка», модель 5301. Мотор развивал достаточную для небольшого автобуса мощность в 99 «лошадей». Другие технические характеристики ЛАЗ-А073:
✅ модель и объем двигателя – ММЗ-D-245.12 в 4,75 л
✅ средняя скорость – 90 км/ч
✅ расход дизельного топлива – 13,5 л/100 км
✅ длина, ширина, высота и колесная база – 6,84, 2,28, 2,73 и 3,65 м
✅ вес – 6,95 т
Также существовала версия с мостом RABA производства Венгрии и польским дизельным силовым агрегатом Andoria ZT 4CT 107/а7 (модель А-0731).
Изначально на автобусе стоял движок от «Бычка». Фото: YouTube.com
В автобус по максимуму помещалось сорок человек, число сидячих мест – двадцать четыре. После переделки салона пространства для накопительных площадок не осталось.
Салон по вместительности был почти таким же, как у ПАЗа. Фото: YouTube.com
По внешним данным и техническим параметрам многие усматривали схожесть львовского автобуса с российским «пазиком», имевшим тогда большую популярность и выпускавшимся немалым тиражом.
Машину запустили в крупносерийное производство с 1989-го года. От кургузого с полукруглого предшественника ПАЗ-672, новинка отличалась современным экстерьером, другим мотором, измененным оформлением салона. Автобус выпустили вовремя: как раз в момент разразившегося в стране кризиса. Большие машины покупали плохо, а вот компактная техника оказалась в нужное время в нужном месте. Павловские автобусы разлетались, как горячие пирожки, что не могли не заметить на Львовском заводе, где тоже решили создать свой «лазик».
Два «брата»: ПАЗ-3205 и ЛАЗ-А073». Фото: YouTube.com
В отличие от ЛАЗ-А073, у ПАЗ-3205 было 42 «стоячих» и 23 «сидячих места – т. е. чуть больше. Дверь сначала была тоже одна, но в поздних модификациях появилась и вторая. Максимальная скорость и там и там одинаковая – 90 км/ч. Но вот топлива павловский автобус, из-за бензинового двигателя расходовал больше – 19 л/100 км. Да и по габаритам ПАЗ-3205 был крупнее своего конкурента и тяжелее. Длина, ширина, высота – 7, 2,53 и 2,88 м соответственно, масса «пазика» – 7,61 т.
Несмотря на схожесть характеристик с павловской техникой, автобус от ЛАЗа не получил широкого распространения. Машину предполагалось использовать в основном для коммерческих перевозок. Однако последние на Украине не были так сильно востребованы, как в стремительно развивающейся Российской Федерации. Если же брать другие страны СНГ, то там ЛАЗ-А073 не мог конкурировать с признанным в этой области «авторитетом» – ПАЗом и, как это не удивительно, КАвЗом.
Какое-то время автобус использовали на малозагруженных маршрутах. Фото: YouTube.com
Некоторое время львовские автобусы ходили по городским маршрутам на Украине: в основном в Киеве и Львове. Всего в 1998-м году выпустили семнадцать (по неподтвержденным данным) экземпляров. После того, как автобусы выработали свой эксплуатационный ресурс, их списали. Так неудачной оказалась попытка львовских конструкторов создать малую технику для частных перевозок: завод просто опередил время, что доказывал успех ПАЗ-3205.
ЛАЗ-А073
Чтобы достичь унификации, а значит и снизить себестоимость продукции, конструкторы использовали в новом автобусе много узлов, кузовных и иных деталей от уже выпускающейся, серийной техники. Например, в оформлении передка можно угадать элементы ЛАЗ-4202.

Единственная двухстворчатая дверь, а также задняя оптика позаимствованы у ЛАЗ-5252.
Двигатель
Здесь особо мудрствовать не стали и приспособили силовой агрегат от выпускавшегося тогда на ЗиЛе «Бычка», модель 5301. Мотор развивал достаточную для небольшого автобуса мощность в 99 «лошадей». Другие технические характеристики ЛАЗ-А073:
✅ модель и объем двигателя – ММЗ-D-245.12 в 4,75 л
✅ средняя скорость – 90 км/ч
✅ расход дизельного топлива – 13,5 л/100 км
✅ длина, ширина, высота и колесная база – 6,84, 2,28, 2,73 и 3,65 м
✅ вес – 6,95 т
Также существовала версия с мостом RABA производства Венгрии и польским дизельным силовым агрегатом Andoria ZT 4CT 107/а7 (модель А-0731).

Моторы от этой компании в 2004-м году устанавливались на «УАЗ Хантер».
В автобус по максимуму помещалось сорок человек, число сидячих мест – двадцать четыре. После переделки салона пространства для накопительных площадок не осталось.

По внешним данным и техническим параметрам многие усматривали схожесть львовского автобуса с российским «пазиком», имевшим тогда большую популярность и выпускавшимся немалым тиражом.
Сравнение с ПАЗ-3205
Машину запустили в крупносерийное производство с 1989-го года. От кургузого с полукруглого предшественника ПАЗ-672, новинка отличалась современным экстерьером, другим мотором, измененным оформлением салона. Автобус выпустили вовремя: как раз в момент разразившегося в стране кризиса. Большие машины покупали плохо, а вот компактная техника оказалась в нужное время в нужном месте. Павловские автобусы разлетались, как горячие пирожки, что не могли не заметить на Львовском заводе, где тоже решили создать свой «лазик».

В отличие от ЛАЗ-А073, у ПАЗ-3205 было 42 «стоячих» и 23 «сидячих места – т. е. чуть больше. Дверь сначала была тоже одна, но в поздних модификациях появилась и вторая. Максимальная скорость и там и там одинаковая – 90 км/ч. Но вот топлива павловский автобус, из-за бензинового двигателя расходовал больше – 19 л/100 км. Да и по габаритам ПАЗ-3205 был крупнее своего конкурента и тяжелее. Длина, ширина, высота – 7, 2,53 и 2,88 м соответственно, масса «пазика» – 7,61 т.
Что стало с львовской «миниатюрой»
Несмотря на схожесть характеристик с павловской техникой, автобус от ЛАЗа не получил широкого распространения. Машину предполагалось использовать в основном для коммерческих перевозок. Однако последние на Украине не были так сильно востребованы, как в стремительно развивающейся Российской Федерации. Если же брать другие страны СНГ, то там ЛАЗ-А073 не мог конкурировать с признанным в этой области «авторитетом» – ПАЗом и, как это не удивительно, КАвЗом.

Некоторое время львовские автобусы ходили по городским маршрутам на Украине: в основном в Киеве и Львове. Всего в 1998-м году выпустили семнадцать (по неподтвержденным данным) экземпляров. После того, как автобусы выработали свой эксплуатационный ресурс, их списали. Так неудачной оказалась попытка львовских конструкторов создать малую технику для частных перевозок: завод просто опередил время, что доказывал успех ПАЗ-3205.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...