Ту-134 - легенда советской гражданской авиации
Гражданская авиация в Советском Союзе была развита и доступна каждому. Самым легендарным турбореактивным самолетом в СССР был ТУ-134 – красавец и просто надежный летательный аппарат. Даже сейчас техника продолжает эксплуатироваться Министерством обороны и северокорейской авиакомпанией Air Koryo.
В начале 1960-х годов основным пассажирским самолетом в Советском Союзе, используемым на внутренних маршрутах, был Ил-14. Этот летательный аппарат с поршневыми двигателями является прекрасным образцом техники подобного типа, но он же стал последним пропеллерным лайнером.
Эпоха реактивных моторов уже давно наступила, тем более, что Ил-14 имел всего 36 пассажирских мест – этого не хватало. Ситуацию могли исправить ТУ-104 и 124, но первый для внутренних перелетов практически не использовался, а второй по пассажировместимости всего на 20 человек превосходил Ил-14. Впрочем, силами внутренней авиации с проблемой справлялись успешно, более того, летали в СССР многие и даже по вполне будничным делам.
Считается, что толчок к разработке ТУ-134 дал Хрущев. Документального подтверждения сему нет, но говорят, что Никита Сергеевич, побывав во Франции, был поражен самолетом Sud Aviation Caravella. Вернувшись на родину, генсек поручил конструкторскому бюро Туполева срочно разработать свой лайнер, который бы превосходил иностранную модель.
Чтобы не разрабатывать модель с нуля, было решено взять базовый ТУ-124 и доработать его.
Основные изменения, которые предполагалось сделать:
Первые два опытных экземпляра с индексом ТУ-124А были собраны в 1963 году, тогда же их и начали испытывать. Лайнер получился удачным и через пару лет ему присвоили индекс ТУ-134. Серийное производство модели стартовало в 1966 года.
Интересный факт – подобный пассажирский самолет разрабатывали в то время в Великобритании и США. Англичане здорово напортачили – испытания их опытного образца закончилось катастрофой.
Но в серию пошли самолеты на 72 места – советских граждан нельзя было делить на категории. В дальнейшем, когда ТУ-134 начали использовать на международных рейсах, такие лайнеры все же появились.
Аэрофлот получил ТУ-134 в 1966 году. Первый полет лайнер совершил по маршруту Москва-Адлер, но после этого он использовался в основном на международных линиях. Хотя модель разрабатывали для эксплуатации внутри страны, она оказалась лучше, чем ТУ-104.
Использовать новый лайнер для местных полетов начали только с 1969 года – когда Аэрофлот получил достаточное количество летательных аппаратов. Но элитарность модели никуда не делась – она эксплуатировалась только для полетов между столицами советских республик.
Чуть раньше, в 1968 году, ТУ-134 стали продавать в страны соцлагеря. Первая партия отправилась на экспорт в Германскую Демократическую Республику. Там самолет полюбился местному населению и получил прозвище «Небесный дьявол» за свои выдающиеся технические характеристики.
В 1970 году произошла первая серьезная модернизация модели – она сменила индекс на ТУ-134А.
Изменения:
Эта модификация выпускалась в нескольких версиях, они отличались друг от друга двигателями, разными салонами. Отдельно стоит упомянуть про ТУ-134А-2 – она имела остекление носовой части.
В 1980 году произошла следующая серьезная модернизация лайнера. Он получил индекс ТУ-134Б. Новый самолет имел уже 80 пассажирских мест, экипаж сократили с четырех до трех человек, инженеры модернизировали управление.
На базе этой модели выпускали не только доработанные ТУ-134, но и версии, предназначенные для доставки космических челноков на низкую орбиту. Были и специальные учебные самолеты, на которых тренировали пилотов военной авиации. Это ТУ-134УБЛ/Ш/УБЛ-Ш.
Предполагалось сделать еще одну модернизацию в конце 1980-х, но этого не произошло – ТУ-134 сняли с производства в 1989 году. Так что самолет так и остался советским, несколько лет не «дожив» до развала СССР.
До 1972 года новый советский лайнер использовался в основном для рейсов за границу. В СССР он летал только в 12 крупнейший городов. Но после того, как в мае 1972 года среднемагистральный пассажирский самолет Ан-10 потерпел крушение, было решено отказаться от модели. Это место мог занять только ТУ-134, что он и сделал.
Так ТУ-134 стал самым популярным советским пассажирским самолетом – настоящим универсалом, который и в СССР работал, и «в гости» за рубеж мог отправиться и не опозориться. Но годы шли – некогда популярная модель устаревала. Постепенно лайнер переставал летать за границу – его на этом поприще заменяли ТУ-154 и Ил-62.
Советский пассажирский самолет ТУ-134 – это типичный цельнометаллический низкоплан с турбореактивными двигателями серии Д-30, размещенными в хвостовой части. Фюзеляж конструктивно схож с ТУ-124, но удлинен.
Первые модификации лайнера имели место в кабине для штурмана, потом от него было решено отказаться. Связано это не с возросшим профессионализмом экипажа, а с развитием новых навигационных технологий.
ТУ-134 – это один из самых надежных пассажирских лайнеров в мире. Красноречиво намекает на это срок службы – изначально его установили на уровне 8 000 часов налета. Потом он увеличили до фантастических и недосягаемых для иностранных моделей 40 000. Срок службы лайнера составлял 25 лет.
Советский самолет еще на старте своей карьеры, то есть, до запуска в серийное производство, попал в форс-мажорную ситуацию. Во время очередного тестового полета, в кабину пилота попала шаровая молния. Как именно это случилось – не уточняется, но она пролетела в пассажирский салон. Тогда экипажу удалось посадить лайнер, невзирая на то, что шаровая молния оплавила обшивку в нескольких местах.
Не стоит верить критикам, утверждающим, что ТУ-134 в подметки не годится иностранным самолетам тех же лет выпуска. Советскому лайнеру первому удалось получить международный сертификат соответствия. Да и продажи в разные страны красноречиво намекают на популярность модели.
В советское время списанные самолеты часто устанавливались в качестве памятников в парках или своеобразных игрушек на детских площадках, чаще всего в пионерских лагерях. Не избежал этой участи и ТУ-134.
Сейчас некогда популярный советский лайнер безнадежно устарел и в гражданской авиации не используется, по крайней мере, в России. Но он навсегда останется в памяти многих пилотов и пассажиров, как надежный и стильный летательный аппарат, познакомивший их с небом.
История появления
В начале 1960-х годов основным пассажирским самолетом в Советском Союзе, используемым на внутренних маршрутах, был Ил-14. Этот летательный аппарат с поршневыми двигателями является прекрасным образцом техники подобного типа, но он же стал последним пропеллерным лайнером.
Стеклянный нос, где размещался штурман. Фото: Youtube.com
Эпоха реактивных моторов уже давно наступила, тем более, что Ил-14 имел всего 36 пассажирских мест – этого не хватало. Ситуацию могли исправить ТУ-104 и 124, но первый для внутренних перелетов практически не использовался, а второй по пассажировместимости всего на 20 человек превосходил Ил-14. Впрочем, силами внутренней авиации с проблемой справлялись успешно, более того, летали в СССР многие и даже по вполне будничным делам.
Считается, что толчок к разработке ТУ-134 дал Хрущев. Документального подтверждения сему нет, но говорят, что Никита Сергеевич, побывав во Франции, был поражен самолетом Sud Aviation Caravella. Вернувшись на родину, генсек поручил конструкторскому бюро Туполева срочно разработать свой лайнер, который бы превосходил иностранную модель.
Так это было, или нет, не столь важно для истории, но то, что расположение двигателей в хвосте скопировали – это факт. Такая конструкция делала летательный аппарат более комфортным для пассажиров.
Чтобы не разрабатывать модель с нуля, было решено взять базовый ТУ-124 и доработать его.
Основные изменения, которые предполагалось сделать:
- Увеличение длины фюзеляжа, соответственно, и количество пассажирских мест
- Перемещение двигателей в хвостовую часть
- Замена оперения на Т-образное
Первые два опытных экземпляра с индексом ТУ-124А были собраны в 1963 году, тогда же их и начали испытывать. Лайнер получился удачным и через пару лет ему присвоили индекс ТУ-134. Серийное производство модели стартовало в 1966 года.
Полет ТУ-134. Фото: Youtube.com
Интересный факт – подобный пассажирский самолет разрабатывали в то время в Великобритании и США. Англичане здорово напортачили – испытания их опытного образца закончилось катастрофой.
Изначально собирались выпускать лайнер в двух модификациях – на 56 и на 50 мест. В последней версии предполагалось два класса – один для высокопоставленных пассажиров.
Но в серию пошли самолеты на 72 места – советских граждан нельзя было делить на категории. В дальнейшем, когда ТУ-134 начали использовать на международных рейсах, такие лайнеры все же появились.
Первые годы эксплуатации и модернизации
Аэрофлот получил ТУ-134 в 1966 году. Первый полет лайнер совершил по маршруту Москва-Адлер, но после этого он использовался в основном на международных линиях. Хотя модель разрабатывали для эксплуатации внутри страны, она оказалась лучше, чем ТУ-104.
Использовать новый лайнер для местных полетов начали только с 1969 года – когда Аэрофлот получил достаточное количество летательных аппаратов. Но элитарность модели никуда не делась – она эксплуатировалась только для полетов между столицами советских республик.
Вид из кабины штурмана. Фото: Youtube.com
Чуть раньше, в 1968 году, ТУ-134 стали продавать в страны соцлагеря. Первая партия отправилась на экспорт в Германскую Демократическую Республику. Там самолет полюбился местному населению и получил прозвище «Небесный дьявол» за свои выдающиеся технические характеристики.
В 1970 году произошла первая серьезная модернизация модели – она сменила индекс на ТУ-134А.
Изменения:
- Фюзеляж стал длиннее на 2 100 мм
- Количество пассажирских мест увеличилось с 72 до 76
- Снизился расход топлива
- Появился реверс на двигателях
Эта модификация выпускалась в нескольких версиях, они отличались друг от друга двигателями, разными салонами. Отдельно стоит упомянуть про ТУ-134А-2 – она имела остекление носовой части.
В 1980 году произошла следующая серьезная модернизация лайнера. Он получил индекс ТУ-134Б. Новый самолет имел уже 80 пассажирских мест, экипаж сократили с четырех до трех человек, инженеры модернизировали управление.
На базе этой модели выпускали не только доработанные ТУ-134, но и версии, предназначенные для доставки космических челноков на низкую орбиту. Были и специальные учебные самолеты, на которых тренировали пилотов военной авиации. Это ТУ-134УБЛ/Ш/УБЛ-Ш.
Для Советского Союза это была обычная картина. Фото: Youtube.com
Предполагалось сделать еще одну модернизацию в конце 1980-х, но этого не произошло – ТУ-134 сняли с производства в 1989 году. Так что самолет так и остался советским, несколько лет не «дожив» до развала СССР.
Как международный лайнер стал всесоюзным
До 1972 года новый советский лайнер использовался в основном для рейсов за границу. В СССР он летал только в 12 крупнейший городов. Но после того, как в мае 1972 года среднемагистральный пассажирский самолет Ан-10 потерпел крушение, было решено отказаться от модели. Это место мог занять только ТУ-134, что он и сделал.
Пришлось в срочном порядке переделывать часть советских аэропортов – они не были предназначены для таких крупных реактивных самолетов.
Так ТУ-134 стал самым популярным советским пассажирским самолетом – настоящим универсалом, который и в СССР работал, и «в гости» за рубеж мог отправиться и не опозориться. Но годы шли – некогда популярная модель устаревала. Постепенно лайнер переставал летать за границу – его на этом поприще заменяли ТУ-154 и Ил-62.
Конструктивные особенности модели
Советский пассажирский самолет ТУ-134 – это типичный цельнометаллический низкоплан с турбореактивными двигателями серии Д-30, размещенными в хвостовой части. Фюзеляж конструктивно схож с ТУ-124, но удлинен.
Вид на двигатель из салона самолета. Фото: Youtube.com
Первые модификации лайнера имели место в кабине для штурмана, потом от него было решено отказаться. Связано это не с возросшим профессионализмом экипажа, а с развитием новых навигационных технологий.
ТУ-134 – это один из самых надежных пассажирских лайнеров в мире. Красноречиво намекает на это срок службы – изначально его установили на уровне 8 000 часов налета. Потом он увеличили до фантастических и недосягаемых для иностранных моделей 40 000. Срок службы лайнера составлял 25 лет.
Интересный факты о ТУ-134
Советский самолет еще на старте своей карьеры, то есть, до запуска в серийное производство, попал в форс-мажорную ситуацию. Во время очередного тестового полета, в кабину пилота попала шаровая молния. Как именно это случилось – не уточняется, но она пролетела в пассажирский салон. Тогда экипажу удалось посадить лайнер, невзирая на то, что шаровая молния оплавила обшивку в нескольких местах.
Взлет ТУ-134. Фото: Youtube.com
Не стоит верить критикам, утверждающим, что ТУ-134 в подметки не годится иностранным самолетам тех же лет выпуска. Советскому лайнеру первому удалось получить международный сертификат соответствия. Да и продажи в разные страны красноречиво намекают на популярность модели.
В советское время списанные самолеты часто устанавливались в качестве памятников в парках или своеобразных игрушек на детских площадках, чаще всего в пионерских лагерях. Не избежал этой участи и ТУ-134.
Сейчас некогда популярный советский лайнер безнадежно устарел и в гражданской авиации не используется, по крайней мере, в России. Но он навсегда останется в памяти многих пилотов и пассажиров, как надежный и стильный летательный аппарат, познакомивший их с небом.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...