
Ту-134 - легенда советской гражданской авиации
Гражданская авиация в Советском Союзе была развита и доступна каждому. Самым легендарным турбореактивным самолетом в СССР был ТУ-134 – красавец и просто надежный летательный аппарат. Даже сейчас техника продолжает эксплуатироваться Министерством обороны и северокорейской авиакомпанией Air Koryo.
В начале 1960-х годов основным пассажирским самолетом в Советском Союзе, используемым на внутренних маршрутах, был Ил-14. Этот летательный аппарат с поршневыми двигателями является прекрасным образцом техники подобного типа, но он же стал последним пропеллерным лайнером.
Стеклянный нос, где размещался штурман. Фото: Youtube.com
Эпоха реактивных моторов уже давно наступила, тем более, что Ил-14 имел всего 36 пассажирских мест – этого не хватало. Ситуацию могли исправить ТУ-104 и 124, но первый для внутренних перелетов практически не использовался, а второй по пассажировместимости всего на 20 человек превосходил Ил-14. Впрочем, силами внутренней авиации с проблемой справлялись успешно, более того, летали в СССР многие и даже по вполне будничным делам.
Считается, что толчок к разработке ТУ-134 дал Хрущев. Документального подтверждения сему нет, но говорят, что Никита Сергеевич, побывав во Франции, был поражен самолетом Sud Aviation Caravella. Вернувшись на родину, генсек поручил конструкторскому бюро Туполева срочно разработать свой лайнер, который бы превосходил иностранную модель.
Чтобы не разрабатывать модель с нуля, было решено взять базовый ТУ-124 и доработать его.
Основные изменения, которые предполагалось сделать:
Первые два опытных экземпляра с индексом ТУ-124А были собраны в 1963 году, тогда же их и начали испытывать. Лайнер получился удачным и через пару лет ему присвоили индекс ТУ-134. Серийное производство модели стартовало в 1966 года.
Полет ТУ-134. Фото: Youtube.com
Интересный факт – подобный пассажирский самолет разрабатывали в то время в Великобритании и США. Англичане здорово напортачили – испытания их опытного образца закончилось катастрофой.
Но в серию пошли самолеты на 72 места – советских граждан нельзя было делить на категории. В дальнейшем, когда ТУ-134 начали использовать на международных рейсах, такие лайнеры все же появились.
Аэрофлот получил ТУ-134 в 1966 году. Первый полет лайнер совершил по маршруту Москва-Адлер, но после этого он использовался в основном на международных линиях. Хотя модель разрабатывали для эксплуатации внутри страны, она оказалась лучше, чем ТУ-104.
Использовать новый лайнер для местных полетов начали только с 1969 года – когда Аэрофлот получил достаточное количество летательных аппаратов. Но элитарность модели никуда не делась – она эксплуатировалась только для полетов между столицами советских республик.
Вид из кабины штурмана. Фото: Youtube.com
Чуть раньше, в 1968 году, ТУ-134 стали продавать в страны соцлагеря. Первая партия отправилась на экспорт в Германскую Демократическую Республику. Там самолет полюбился местному населению и получил прозвище «Небесный дьявол» за свои выдающиеся технические характеристики.
В 1970 году произошла первая серьезная модернизация модели – она сменила индекс на ТУ-134А.
Изменения:
Эта модификация выпускалась в нескольких версиях, они отличались друг от друга двигателями, разными салонами. Отдельно стоит упомянуть про ТУ-134А-2 – она имела остекление носовой части.
В 1980 году произошла следующая серьезная модернизация лайнера. Он получил индекс ТУ-134Б. Новый самолет имел уже 80 пассажирских мест, экипаж сократили с четырех до трех человек, инженеры модернизировали управление.
На базе этой модели выпускали не только доработанные ТУ-134, но и версии, предназначенные для доставки космических челноков на низкую орбиту. Были и специальные учебные самолеты, на которых тренировали пилотов военной авиации. Это ТУ-134УБЛ/Ш/УБЛ-Ш.
Для Советского Союза это была обычная картина. Фото: Youtube.com
Предполагалось сделать еще одну модернизацию в конце 1980-х, но этого не произошло – ТУ-134 сняли с производства в 1989 году. Так что самолет так и остался советским, несколько лет не «дожив» до развала СССР.
До 1972 года новый советский лайнер использовался в основном для рейсов за границу. В СССР он летал только в 12 крупнейший городов. Но после того, как в мае 1972 года среднемагистральный пассажирский самолет Ан-10 потерпел крушение, было решено отказаться от модели. Это место мог занять только ТУ-134, что он и сделал.
Так ТУ-134 стал самым популярным советским пассажирским самолетом – настоящим универсалом, который и в СССР работал, и «в гости» за рубеж мог отправиться и не опозориться. Но годы шли – некогда популярная модель устаревала. Постепенно лайнер переставал летать за границу – его на этом поприще заменяли ТУ-154 и Ил-62.
Советский пассажирский самолет ТУ-134 – это типичный цельнометаллический низкоплан с турбореактивными двигателями серии Д-30, размещенными в хвостовой части. Фюзеляж конструктивно схож с ТУ-124, но удлинен.
Вид на двигатель из салона самолета. Фото: Youtube.com
Первые модификации лайнера имели место в кабине для штурмана, потом от него было решено отказаться. Связано это не с возросшим профессионализмом экипажа, а с развитием новых навигационных технологий.
ТУ-134 – это один из самых надежных пассажирских лайнеров в мире. Красноречиво намекает на это срок службы – изначально его установили на уровне 8 000 часов налета. Потом он увеличили до фантастических и недосягаемых для иностранных моделей 40 000. Срок службы лайнера составлял 25 лет.
Советский самолет еще на старте своей карьеры, то есть, до запуска в серийное производство, попал в форс-мажорную ситуацию. Во время очередного тестового полета, в кабину пилота попала шаровая молния. Как именно это случилось – не уточняется, но она пролетела в пассажирский салон. Тогда экипажу удалось посадить лайнер, невзирая на то, что шаровая молния оплавила обшивку в нескольких местах.
Взлет ТУ-134. Фото: Youtube.com
Не стоит верить критикам, утверждающим, что ТУ-134 в подметки не годится иностранным самолетам тех же лет выпуска. Советскому лайнеру первому удалось получить международный сертификат соответствия. Да и продажи в разные страны красноречиво намекают на популярность модели.
В советское время списанные самолеты часто устанавливались в качестве памятников в парках или своеобразных игрушек на детских площадках, чаще всего в пионерских лагерях. Не избежал этой участи и ТУ-134.
Сейчас некогда популярный советский лайнер безнадежно устарел и в гражданской авиации не используется, по крайней мере, в России. Но он навсегда останется в памяти многих пилотов и пассажиров, как надежный и стильный летательный аппарат, познакомивший их с небом.
История появления
В начале 1960-х годов основным пассажирским самолетом в Советском Союзе, используемым на внутренних маршрутах, был Ил-14. Этот летательный аппарат с поршневыми двигателями является прекрасным образцом техники подобного типа, но он же стал последним пропеллерным лайнером.

Эпоха реактивных моторов уже давно наступила, тем более, что Ил-14 имел всего 36 пассажирских мест – этого не хватало. Ситуацию могли исправить ТУ-104 и 124, но первый для внутренних перелетов практически не использовался, а второй по пассажировместимости всего на 20 человек превосходил Ил-14. Впрочем, силами внутренней авиации с проблемой справлялись успешно, более того, летали в СССР многие и даже по вполне будничным делам.
Считается, что толчок к разработке ТУ-134 дал Хрущев. Документального подтверждения сему нет, но говорят, что Никита Сергеевич, побывав во Франции, был поражен самолетом Sud Aviation Caravella. Вернувшись на родину, генсек поручил конструкторскому бюро Туполева срочно разработать свой лайнер, который бы превосходил иностранную модель.
Так это было, или нет, не столь важно для истории, но то, что расположение двигателей в хвосте скопировали – это факт. Такая конструкция делала летательный аппарат более комфортным для пассажиров.
Чтобы не разрабатывать модель с нуля, было решено взять базовый ТУ-124 и доработать его.
Основные изменения, которые предполагалось сделать:
- Увеличение длины фюзеляжа, соответственно, и количество пассажирских мест
- Перемещение двигателей в хвостовую часть
- Замена оперения на Т-образное
Первые два опытных экземпляра с индексом ТУ-124А были собраны в 1963 году, тогда же их и начали испытывать. Лайнер получился удачным и через пару лет ему присвоили индекс ТУ-134. Серийное производство модели стартовало в 1966 года.

Интересный факт – подобный пассажирский самолет разрабатывали в то время в Великобритании и США. Англичане здорово напортачили – испытания их опытного образца закончилось катастрофой.
Изначально собирались выпускать лайнер в двух модификациях – на 56 и на 50 мест. В последней версии предполагалось два класса – один для высокопоставленных пассажиров.
Но в серию пошли самолеты на 72 места – советских граждан нельзя было делить на категории. В дальнейшем, когда ТУ-134 начали использовать на международных рейсах, такие лайнеры все же появились.
Первые годы эксплуатации и модернизации
Аэрофлот получил ТУ-134 в 1966 году. Первый полет лайнер совершил по маршруту Москва-Адлер, но после этого он использовался в основном на международных линиях. Хотя модель разрабатывали для эксплуатации внутри страны, она оказалась лучше, чем ТУ-104.
Использовать новый лайнер для местных полетов начали только с 1969 года – когда Аэрофлот получил достаточное количество летательных аппаратов. Но элитарность модели никуда не делась – она эксплуатировалась только для полетов между столицами советских республик.

Чуть раньше, в 1968 году, ТУ-134 стали продавать в страны соцлагеря. Первая партия отправилась на экспорт в Германскую Демократическую Республику. Там самолет полюбился местному населению и получил прозвище «Небесный дьявол» за свои выдающиеся технические характеристики.
В 1970 году произошла первая серьезная модернизация модели – она сменила индекс на ТУ-134А.
Изменения:
- Фюзеляж стал длиннее на 2 100 мм
- Количество пассажирских мест увеличилось с 72 до 76
- Снизился расход топлива
- Появился реверс на двигателях
Эта модификация выпускалась в нескольких версиях, они отличались друг от друга двигателями, разными салонами. Отдельно стоит упомянуть про ТУ-134А-2 – она имела остекление носовой части.
В 1980 году произошла следующая серьезная модернизация лайнера. Он получил индекс ТУ-134Б. Новый самолет имел уже 80 пассажирских мест, экипаж сократили с четырех до трех человек, инженеры модернизировали управление.
На базе этой модели выпускали не только доработанные ТУ-134, но и версии, предназначенные для доставки космических челноков на низкую орбиту. Были и специальные учебные самолеты, на которых тренировали пилотов военной авиации. Это ТУ-134УБЛ/Ш/УБЛ-Ш.

Предполагалось сделать еще одну модернизацию в конце 1980-х, но этого не произошло – ТУ-134 сняли с производства в 1989 году. Так что самолет так и остался советским, несколько лет не «дожив» до развала СССР.
Как международный лайнер стал всесоюзным
До 1972 года новый советский лайнер использовался в основном для рейсов за границу. В СССР он летал только в 12 крупнейший городов. Но после того, как в мае 1972 года среднемагистральный пассажирский самолет Ан-10 потерпел крушение, было решено отказаться от модели. Это место мог занять только ТУ-134, что он и сделал.
Пришлось в срочном порядке переделывать часть советских аэропортов – они не были предназначены для таких крупных реактивных самолетов.
Так ТУ-134 стал самым популярным советским пассажирским самолетом – настоящим универсалом, который и в СССР работал, и «в гости» за рубеж мог отправиться и не опозориться. Но годы шли – некогда популярная модель устаревала. Постепенно лайнер переставал летать за границу – его на этом поприще заменяли ТУ-154 и Ил-62.
Конструктивные особенности модели
Советский пассажирский самолет ТУ-134 – это типичный цельнометаллический низкоплан с турбореактивными двигателями серии Д-30, размещенными в хвостовой части. Фюзеляж конструктивно схож с ТУ-124, но удлинен.

Первые модификации лайнера имели место в кабине для штурмана, потом от него было решено отказаться. Связано это не с возросшим профессионализмом экипажа, а с развитием новых навигационных технологий.
ТУ-134 – это один из самых надежных пассажирских лайнеров в мире. Красноречиво намекает на это срок службы – изначально его установили на уровне 8 000 часов налета. Потом он увеличили до фантастических и недосягаемых для иностранных моделей 40 000. Срок службы лайнера составлял 25 лет.
Интересный факты о ТУ-134
Советский самолет еще на старте своей карьеры, то есть, до запуска в серийное производство, попал в форс-мажорную ситуацию. Во время очередного тестового полета, в кабину пилота попала шаровая молния. Как именно это случилось – не уточняется, но она пролетела в пассажирский салон. Тогда экипажу удалось посадить лайнер, невзирая на то, что шаровая молния оплавила обшивку в нескольких местах.

Не стоит верить критикам, утверждающим, что ТУ-134 в подметки не годится иностранным самолетам тех же лет выпуска. Советскому лайнеру первому удалось получить международный сертификат соответствия. Да и продажи в разные страны красноречиво намекают на популярность модели.
В советское время списанные самолеты часто устанавливались в качестве памятников в парках или своеобразных игрушек на детских площадках, чаще всего в пионерских лагерях. Не избежал этой участи и ТУ-134.
Сейчас некогда популярный советский лайнер безнадежно устарел и в гражданской авиации не используется, по крайней мере, в России. Но он навсегда останется в памяти многих пилотов и пассажиров, как надежный и стильный летательный аппарат, познакомивший их с небом.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....