Заднемоторная компоновка «Запорожца»: удача или просчет советских инженеров
704

Заднемоторная компоновка «Запорожца»: удача или просчет советских инженеров

Сегодня такое расположение ДВС характерно разве что для спортивных болидов и некоторых моделей грузовых автомобилей. Двигатель вместо багажника на легковом седане ныне как-то не очень воспринимается широкой публикой. Да и производители не жаждут выпускать такие машины.


А ведь когда-то авто с двигателем, расположенным сзади, были довольно популярны в мире. Чего стоит один только легендарный VW Beetle! И это далеко не единственная легковушка подобного типа. В Италии – Fiat 500, 600 и 850, во Франции – Renault 4CV, США – Chevrolet Corvair и т. д.

Заднемоторная компоновка «Запорожца»: удача или просчет советских инженеров«Жуков» выпускали много и в разные годы. Фото: rutube.ru

Практически каждый более-менее крупный производитель имел свою линейку заднеприводных моделей. Большинство таких авто сходили с конвейера в послевоенные годы. Почему? К этому мы вернемся позже. А что же в СССР?

Из истории «Запорожца»


В 50-е годы советское правительство озаботилось созданием народного автомобиля. Граждане должны жить лучше! При поиске подходящего «донора» особо долго не мудрствовали и за основу взяли итальянский Fiat 600 – машинка компактная, недорогая, движок – сзади.

Прототип советской микролитражки. Фото: rutube.ru

Изначально дело государственной важности поручили столичному заводу «Москвич». Однако предприятие было сильно загружено выпуском текущей продукции. Поэтому всю документацию передали в Запорожье. Там уже работал завод «Коммунар», занимавшийся производством сельскохозяйственной техники. В результате советский народ 25.10.1960 года увидел «чудо»: ЗАЗ-965.

Вот он – красавец своей эпохи. Фото: rutube.ru

В первую очередь удивляла цена автомобиля – 1800 рублей, что примерно равнялось двадцати зарплатам. Была реальная возможность накопить на эту технику! К примеру: «Волга» тогда стоила 5600 руб. (через пару лет цена выросла).

Почему мотор сзади


Это не какая-то прихоть инженеров-конструкторов, а тщательно выверенный расчет. Была поставлена конкретная задача: сделать недорогой, простой по конструкции, легкий в обслуживании, ремонтопригодный и проходимый (учитывая состояние тогдашних дорог в СССР) автомобиль. Удивительно, но разработчикам удалось все это совместить в «горбатом» ЗАЗ-965.

Достоинства заднемоторного авто


Отсутствие карданного вала, других элементов, являющихся посредниками при передаче крутящего момента от движка колесам, позволило уменьшить массу легковушки и ее длину. КПП и силовой агрегат объединили в одно целое и поставили сзади. Все это упрощало производство. К тому же мотор давил на задние ведущие колеса, что улучшало сцепление с дорогой. Это позволяло справляться «Запорожцу» с такой грязью и сугробами, где переднекомпоновочные машины безнадежно застревали.

Авто с мотором сзади были популярны и на Западе. Фото: rutube.ru

И сейчас, если полазить в Сети, можно запросто найти ролики, в которых «Запоры» горделиво показывают свое превосходство в глухих дебрях перед джипами нашего и западного производства.

Еще один плюс ЗАЗа – большой клиренс: у базовой модели он составляет 175 мм. К примеру: производитель Opel Mokka уверяет, что дорожный просвет авто – 19 см. Однако, из-за низкого переднего свеса фактический клиренс – 150 мм.

Следующее достоинство – ровное днище: карданный тоннель и сама деталь отсутствуют. Это позволяет «Запорожцу» в случае преодоления грязи, песка или снега, как бы плыть по ним, а не вязнуть.

Колея – не беда: проплывем! Фото: rutube.ru

Продолжаем нахваливать заднюю компоновку: небольшая нагрузка на переднюю ось сильно облегчила вращения руля – никакой гидроусилитель не нужен. Даже в салоне были свои плюсы: тот, кто хоть раз сидел на переднем пассажирском кресле, подтвердит – ноги можно вытянуть далеко вперед. А попробуйте это сделать, например, в ВАЗ-2108 или советской «классике»… Ну, а теперь переходим к «ложке дегтя».

Недостатки заднемоторных машин


Главный минус, связанный с безопасностью – плохая устойчивость автомобиля, особенно на поворотах. Из-за смещенного далеко назад центра тяжести машину может заносить даже на некрутых виражах. А на скорости в повороте «Запорожец» и вовсе может развернуть на 180°. Причем, подобная неприятность не исключена и в случае резкого торможения. Поэтому большинство владельцев ЗАЗа предпочитают не ездить зимой, когда опасность заноса из-за наста или льда возрастает многократно.

Двигатель


Несмотря на то, что он размещается сзади, шум от него достаточно приличный: пассажирам приходилось мириться с этим. Что касается невольных свидетелей пронесшегося рядом «Запорожца», то его характерные звуки слышны еще задолго до появления транспортного средства. Второй минус движка – воздушное охлаждение. Его явно недоставало и в жару силовой агрегат частенько перегревался.

Нередко летом приходилось ездить и с открытым капотом. Фото: rutube.ru

Многие, заставшие советскую эпоху, помнят «Запорожцы», ездившие летом с открытым сзади капотом, подпертым палочкой. Так улучшали систему воздушного охлаждения! «Благодаря» этому, ресурс машины редко достигал 60-70 тыс. км, хотя производитель заявлял, как минимум, о 125 тыс. км пробега до капитального ремонта. Топливный бак расположили неудачно: рядом с силовым агрегатом. В итоге резко возрастает риск пожара, а то и взрыва.

Обогреватель


Как сетовал Аркадий Райкин, о таком «надо говорить в отдельном месте и с глазу на глаз». Это та еще конструкция! Работала она автономно и на бензине. В итоге зимой расход топлива возрастал. Запускалась печка через калильную свечу, потреблявшей уйму электроэнергии. При работе от отопителя пассажиры вынуждены были не только «наслаждаться» запахом бензина, но и слушать рев обогревателя, который мог перекрывать шум мотора. И последний момент: печка в ЗАЗе у советских водителей считалась чем-то второстепенным и поэтому в большинстве случаев почти не обслуживалась. В итоге функционировала она малоэффективно, а то и вовсе не работала.

Чуть ли не половину багажника занимало запасное колесо и обогреватель. Фото: rutube.ru

Еще один недостаток заднего расположения силового агрегата – необходимость протягивать длиннющие провода. Ведь водитель и приборная панель были «далеко» впереди. Поиск даже небольшой неисправности, связанной с повреждением проводов, занимал много времени и вынуждал разбирать чуть ли не весь салон. В общем, чтобы обслуживать «Запорожец» и ездить на нем, нужен определенный навык.

Почему же выпускали заднеприводные авто


Разумеется, инженеры-конструкторы, разрабатывая подобные машины, не могли не знать о недостатках. Тем не менее, технику все же ставили на конвейер и выпускали солидными тиражами. Причина заключалась в малой платежной способности населения, только что пережившего Вторую мировую войну. Как мы упоминали, пик производства заднекомопоновочных авто выпал на 50-60-е годы. В то время ставилась конкретная цель: насытить рынок недорогими и простыми в производстве легковушками. Задача выполнялась успешно и СССР в этом плане со своим «Запорожцем» не был исключением.

Последний ЗАЗ-968М сошел с конвейера 15.06.1994 года. Фото: rutube.ru

Сегодня – иная ситуация: рынок стал более насыщенным, покупатели – состоятельными. «Клепать» дешевые авто у производителей нет необходимости. К тому же во главу угла ставят безопасность, которая у заднекомпоновочных авто «хромает».

Выпуская в 2000-х рестайлингового «Жука», VW поставил движок не сзади, а спереди. Безопасность – превыше всего!

Несмотря на все минусы, легковушки с задним расположением мотора появились в «нужном месте и в нужное время». Они честно отработали свою эпоху и стали примером соединения инженерной мысли с чаяниями обычных граждан, страждущих получить простой и доступный по цене автомобиль.
А вы что думаете о заднемоторной компоновке ЗАЗ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас