Chrysler Turbine Car – он может ехать даже на… текиле
640

Chrysler Turbine Car – он может ехать даже на… текиле

Благодаря реактивному двигателю, адаптированному для использования в автомобилях и способному поглощать практически любую легковоспламеняющуюся жидкость, Chrysler Turbine Car был одним из самых революционных автомобилей, когда-либо передвигающихся по американским дорогам.


Мечта Джорджа Хюбнера


Корпорация Chrysler начала проводить исследования газотурбинных двигателей еще в 1930-х годах, но легковые автомобили тогда не входили в список потенциального использования таких силовых агрегатов.

Проект был секретным и ориентирован на авиацию. Работала над ним группа избранных сотрудников, в числе которых был и небезызвестный инженер Джордж Хюбнер. Это человек, который прославился созданием истребительного двигателя V-16 мощностью 2500 л. с. под названием XI-2220 и ракет Redstone.

Chrysler Turbine Car – он может ехать даже на… текилеЖелающих принять участие в программе Chrysler Turbine Car было очень много. Фото: YouTube.com

Но все это было второстепенным, а главным увлечением Хюбнера оставались исследования в области газотурбинных двигателей и возможности оснащения обычной легковой машины одной из таких силовых установок. И тут все сложилось. Вскоре после Второй мировой войны компания Chrysler запустила отдельный автомобильный проект, и возглавил его Хюбнер, занимавший с 1946 года пост главного инженера компании.

На протяжении нескольких лет группа специалистов вела инновационные разработки по созданию газотурбинного автомобильного мотора, пока, наконец, не был собран функциональный прототип мощностью 100 л. с. Он впервые дебютировал на публике 16 июня 1954 года под капотом стандартного Plymouth Belvedere.

Год спустя был выпущен второй, а затем и третий опытный образец турбоагрегата. Последний был установлен уже на другом «Плимуте», на котором знаменитый инженер лично преодолел расстояние в 4,8 тыс. км, проехав из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.

Вот такой агрегат разместился под капотом Turbine Car. Фото: YouTube.com

Надо сказать, что эта технология в то время интересовала многих и она уверенно набирала популярность. ГТД действительно имели ряд очевидных преимуществ перед поршневыми агрегатами – в первую очередь это касалось простоты устройства и малого размера. Так что неудивительно, что на тот момент энтузиазм по поводу газовых турбин достиг рекордного уровня. И Ford и GM работали над схожими проектами, а последний автопроизводитель даже выпустил сумасшедший концепт под названием Firebird XP-21, который выглядел как истребитель на колесах.

В Chrysler разработка продолжилась выпуском в 1958 году двигателя второго поколения, который демонстрировал мощность в 200 л. с., а его расход топлива составил 12 л на 100 км. В 1961 г. появились «Турбофлайт» и грузовой «Додж» оснащенные мотором «третьего поколения», с его скромными 140 л. с.

Первый серийный автомобиль с ГТД


Все шло к тому, что вот-вот должен стартовать выпуск первого серийного автомобиля с газотурбинным двигателем. В итоге, в начале 1960-х годов, когда была построена турбоустановка четвертого поколения, руководство компании решило прекратить эксперименты с уже существующими моделями и создать на ее основе совершенно новую машину.

Разработка дизайна была доверена бывшему стилисту Ford – Элвуду Энгелю. Он намеревался создать серьезного конкурента для Chevrolet Corvette и Ford Thunderbird, по крайней мере, с точки зрения внешнего вида.

Даже колпаки ступиц в Turbine Car выполнены «по мотивам» турбин. Фото: YouTube.com

Эта идея воплотилась в реальность в 1963 году. Именно тогда в Нью-Йорке был представлен революционный автомобиль, получивший при этом довольно скучное название – Turbine Car. Chrysler объявил о выпуске ограниченной серии в количестве 50 экземпляров, которые к тому же нельзя будет купить. Новые автомобили планировалось передать в безвозмездное пользование широкой публике для проведения испытаний и проверки его практичности.

Купе с жесткой крышей выглядело очень презентабельно и излучало роскошь. Так что неудивительно, что потенциальных временных владельцев оказалось более чем достаточно. Буквально сразу было собрано не менее 30 000 заявок на участие в смелом эксперименте Chrysler.

Кузов Turbine Car был изготовлен вручную. Его собирали и красили в известной итальянской дизайнерской студии Carrozzeria Ghia. После этого он был отправлен обратно в Детройт, где были установлены трансмиссия и электроника. Что касается внешнего вида машины, то практически все детали – от фар до колпаков ступиц — представляли собой коллекцию форм, вдохновленных турбинами. Ее кульминацией стала пара огромных патрубков выхлопной системы, которые торчат из задней части.

Возможности мотора


Что касается «сердца» турбинного «Крайслера», в качестве которого он получил ГТД А-831, то подкапотный агрегат выдавал мощность порядка 130 л. с. при колоссальных 36 000 об/мин. Крутящий момент составлял 576 Н*м и передавался на задние колеса через трехступенчатую автоматическую коробку передач TorqueFlite. В инновационной силовой установке, для запуска которой требовалась кропотливая восьмиэтапная процедура, использовалась одна свеча зажигания и примерно на 80% меньше деталей, чем в обычном поршневом агрегате. Это также обеспечивало ему продолжительный эксплуатационный ресурс и простоту в обслуживании.

Вот так роскошно и необычно было в салоне Turbine Car. Фото: YouTube.com

Кроме того, еще одним важным преимуществом была способность агрегата работать на нескольких видах топлива. В том числе это были неэтилированный бензин, дизельное топливо, керосин и авиационное топливо JP-4. По словам производителя, мотор также может сжигать различные легковоспламеняющиеся жидкости, такие, например, как арахисовое или соевое масло.

Более того, если кто-то оставался не в восторге от запаха выхлопных газов силовой установки, можно было залить в бак несколько унций духов. Это было продемонстрировано одним из представителей автопроизводителя на пресс-концерте в Париже.

Другой известный пример использования горючей жидкости в качестве топлива для Turbine Car принадлежит одному из бывших президентов Мексики – Адольфо Лопесу Матеосу. История гласит, что, посоветовавшись с инженерами Chrysler, он вылил в бак несколько бутылок текилы, после чего успешно прокатился на машине. Как утверждается, никаких проблем при этом не возникло.

При этом «ахиллесова пята» у этого «всеядного» универсального двигателя все же была – этилированный бензин. Он мог сжечь топливо, но присадка свинца оставляла отложения, которые в конечном итоге могли повредить его внутренние части. Поэтому владельцам советовали ни при каких обстоятельствах не использовать этот тип бензина.

Финал эксперимента


Все первоначально заявленные пятьдесят автомобилей были произведены с 1963 по 1964 год. Они были идентичны во всем, включая металлическую окраску под названием Turbine Bronze. Крайслер бесплатно раздавал их людям на три месяца при условии, что они будут вести дневник и предоставлять подробные отзывы перед сдачей автомобиля. Пользовательская программа, в которой в общей сложности приняло участие 302 человека, длилась по 1966 год.

Так Turbine Car выглядит сзади. Фото: YouTube.com

Это помогло инженерам выявить немало интересного о газотурбинном двигателе. В том числе эти выводы касались низкого расхода топлива, или неэффективности стартера на больших оборотах. Примечательно, что проект по изучению газовой турбины продолжался еще десять лет, при этом никаких серьезных прорывов за этот период так и не случилось. Большая часть из этих замечательных автомобилей были уничтожены вскоре после завершения экспериментальной программы.

Для себя компания сохранила только два экземпляра, шесть были отправлены в различные музеи, а один чудом попал в частные руки – к известному коллекционеру необычных автомобилей Джею Лено.
А вам понравился Turbine Car от Chrysler?
  • Lilu
  • www.youtube.com
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас