Chrysler Turbine Car – он может ехать даже на… текиле
Благодаря реактивному двигателю, адаптированному для использования в автомобилях и способному поглощать практически любую легковоспламеняющуюся жидкость, Chrysler Turbine Car был одним из самых революционных автомобилей, когда-либо передвигающихся по американским дорогам.
Корпорация Chrysler начала проводить исследования газотурбинных двигателей еще в 1930-х годах, но легковые автомобили тогда не входили в список потенциального использования таких силовых агрегатов.
Проект был секретным и ориентирован на авиацию. Работала над ним группа избранных сотрудников, в числе которых был и небезызвестный инженер Джордж Хюбнер. Это человек, который прославился созданием истребительного двигателя V-16 мощностью 2500 л. с. под названием XI-2220 и ракет Redstone.
Но все это было второстепенным, а главным увлечением Хюбнера оставались исследования в области газотурбинных двигателей и возможности оснащения обычной легковой машины одной из таких силовых установок. И тут все сложилось. Вскоре после Второй мировой войны компания Chrysler запустила отдельный автомобильный проект, и возглавил его Хюбнер, занимавший с 1946 года пост главного инженера компании.
На протяжении нескольких лет группа специалистов вела инновационные разработки по созданию газотурбинного автомобильного мотора, пока, наконец, не был собран функциональный прототип мощностью 100 л. с. Он впервые дебютировал на публике 16 июня 1954 года под капотом стандартного Plymouth Belvedere.
Год спустя был выпущен второй, а затем и третий опытный образец турбоагрегата. Последний был установлен уже на другом «Плимуте», на котором знаменитый инженер лично преодолел расстояние в 4,8 тыс. км, проехав из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.
Надо сказать, что эта технология в то время интересовала многих и она уверенно набирала популярность. ГТД действительно имели ряд очевидных преимуществ перед поршневыми агрегатами – в первую очередь это касалось простоты устройства и малого размера. Так что неудивительно, что на тот момент энтузиазм по поводу газовых турбин достиг рекордного уровня. И Ford и GM работали над схожими проектами, а последний автопроизводитель даже выпустил сумасшедший концепт под названием Firebird XP-21, который выглядел как истребитель на колесах.
В Chrysler разработка продолжилась выпуском в 1958 году двигателя второго поколения, который демонстрировал мощность в 200 л. с., а его расход топлива составил 12 л на 100 км. В 1961 г. появились «Турбофлайт» и грузовой «Додж» оснащенные мотором «третьего поколения», с его скромными 140 л. с.
Все шло к тому, что вот-вот должен стартовать выпуск первого серийного автомобиля с газотурбинным двигателем. В итоге, в начале 1960-х годов, когда была построена турбоустановка четвертого поколения, руководство компании решило прекратить эксперименты с уже существующими моделями и создать на ее основе совершенно новую машину.
Разработка дизайна была доверена бывшему стилисту Ford – Элвуду Энгелю. Он намеревался создать серьезного конкурента для Chevrolet Corvette и Ford Thunderbird, по крайней мере, с точки зрения внешнего вида.
Эта идея воплотилась в реальность в 1963 году. Именно тогда в Нью-Йорке был представлен революционный автомобиль, получивший при этом довольно скучное название – Turbine Car. Chrysler объявил о выпуске ограниченной серии в количестве 50 экземпляров, которые к тому же нельзя будет купить. Новые автомобили планировалось передать в безвозмездное пользование широкой публике для проведения испытаний и проверки его практичности.
Купе с жесткой крышей выглядело очень презентабельно и излучало роскошь. Так что неудивительно, что потенциальных временных владельцев оказалось более чем достаточно. Буквально сразу было собрано не менее 30 000 заявок на участие в смелом эксперименте Chrysler.
Кузов Turbine Car был изготовлен вручную. Его собирали и красили в известной итальянской дизайнерской студии Carrozzeria Ghia. После этого он был отправлен обратно в Детройт, где были установлены трансмиссия и электроника. Что касается внешнего вида машины, то практически все детали – от фар до колпаков ступиц — представляли собой коллекцию форм, вдохновленных турбинами. Ее кульминацией стала пара огромных патрубков выхлопной системы, которые торчат из задней части.
Что касается «сердца» турбинного «Крайслера», в качестве которого он получил ГТД А-831, то подкапотный агрегат выдавал мощность порядка 130 л. с. при колоссальных 36 000 об/мин. Крутящий момент составлял 576 Н*м и передавался на задние колеса через трехступенчатую автоматическую коробку передач TorqueFlite. В инновационной силовой установке, для запуска которой требовалась кропотливая восьмиэтапная процедура, использовалась одна свеча зажигания и примерно на 80% меньше деталей, чем в обычном поршневом агрегате. Это также обеспечивало ему продолжительный эксплуатационный ресурс и простоту в обслуживании.
Кроме того, еще одним важным преимуществом была способность агрегата работать на нескольких видах топлива. В том числе это были неэтилированный бензин, дизельное топливо, керосин и авиационное топливо JP-4. По словам производителя, мотор также может сжигать различные легковоспламеняющиеся жидкости, такие, например, как арахисовое или соевое масло.
Более того, если кто-то оставался не в восторге от запаха выхлопных газов силовой установки, можно было залить в бак несколько унций духов. Это было продемонстрировано одним из представителей автопроизводителя на пресс-концерте в Париже.
Другой известный пример использования горючей жидкости в качестве топлива для Turbine Car принадлежит одному из бывших президентов Мексики – Адольфо Лопесу Матеосу. История гласит, что, посоветовавшись с инженерами Chrysler, он вылил в бак несколько бутылок текилы, после чего успешно прокатился на машине. Как утверждается, никаких проблем при этом не возникло.
При этом «ахиллесова пята» у этого «всеядного» универсального двигателя все же была – этилированный бензин. Он мог сжечь топливо, но присадка свинца оставляла отложения, которые в конечном итоге могли повредить его внутренние части. Поэтому владельцам советовали ни при каких обстоятельствах не использовать этот тип бензина.
Все первоначально заявленные пятьдесят автомобилей были произведены с 1963 по 1964 год. Они были идентичны во всем, включая металлическую окраску под названием Turbine Bronze. Крайслер бесплатно раздавал их людям на три месяца при условии, что они будут вести дневник и предоставлять подробные отзывы перед сдачей автомобиля. Пользовательская программа, в которой в общей сложности приняло участие 302 человека, длилась по 1966 год.
Это помогло инженерам выявить немало интересного о газотурбинном двигателе. В том числе эти выводы касались низкого расхода топлива, или неэффективности стартера на больших оборотах. Примечательно, что проект по изучению газовой турбины продолжался еще десять лет, при этом никаких серьезных прорывов за этот период так и не случилось. Большая часть из этих замечательных автомобилей были уничтожены вскоре после завершения экспериментальной программы.
Для себя компания сохранила только два экземпляра, шесть были отправлены в различные музеи, а один чудом попал в частные руки – к известному коллекционеру необычных автомобилей Джею Лено.
Мечта Джорджа Хюбнера
Корпорация Chrysler начала проводить исследования газотурбинных двигателей еще в 1930-х годах, но легковые автомобили тогда не входили в список потенциального использования таких силовых агрегатов.
Проект был секретным и ориентирован на авиацию. Работала над ним группа избранных сотрудников, в числе которых был и небезызвестный инженер Джордж Хюбнер. Это человек, который прославился созданием истребительного двигателя V-16 мощностью 2500 л. с. под названием XI-2220 и ракет Redstone.
Желающих принять участие в программе Chrysler Turbine Car было очень много. Фото: YouTube.com
Но все это было второстепенным, а главным увлечением Хюбнера оставались исследования в области газотурбинных двигателей и возможности оснащения обычной легковой машины одной из таких силовых установок. И тут все сложилось. Вскоре после Второй мировой войны компания Chrysler запустила отдельный автомобильный проект, и возглавил его Хюбнер, занимавший с 1946 года пост главного инженера компании.
На протяжении нескольких лет группа специалистов вела инновационные разработки по созданию газотурбинного автомобильного мотора, пока, наконец, не был собран функциональный прототип мощностью 100 л. с. Он впервые дебютировал на публике 16 июня 1954 года под капотом стандартного Plymouth Belvedere.
Год спустя был выпущен второй, а затем и третий опытный образец турбоагрегата. Последний был установлен уже на другом «Плимуте», на котором знаменитый инженер лично преодолел расстояние в 4,8 тыс. км, проехав из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.
Вот такой агрегат разместился под капотом Turbine Car. Фото: YouTube.com
Надо сказать, что эта технология в то время интересовала многих и она уверенно набирала популярность. ГТД действительно имели ряд очевидных преимуществ перед поршневыми агрегатами – в первую очередь это касалось простоты устройства и малого размера. Так что неудивительно, что на тот момент энтузиазм по поводу газовых турбин достиг рекордного уровня. И Ford и GM работали над схожими проектами, а последний автопроизводитель даже выпустил сумасшедший концепт под названием Firebird XP-21, который выглядел как истребитель на колесах.
В Chrysler разработка продолжилась выпуском в 1958 году двигателя второго поколения, который демонстрировал мощность в 200 л. с., а его расход топлива составил 12 л на 100 км. В 1961 г. появились «Турбофлайт» и грузовой «Додж» оснащенные мотором «третьего поколения», с его скромными 140 л. с.
Первый серийный автомобиль с ГТД
Все шло к тому, что вот-вот должен стартовать выпуск первого серийного автомобиля с газотурбинным двигателем. В итоге, в начале 1960-х годов, когда была построена турбоустановка четвертого поколения, руководство компании решило прекратить эксперименты с уже существующими моделями и создать на ее основе совершенно новую машину.
Разработка дизайна была доверена бывшему стилисту Ford – Элвуду Энгелю. Он намеревался создать серьезного конкурента для Chevrolet Corvette и Ford Thunderbird, по крайней мере, с точки зрения внешнего вида.
Даже колпаки ступиц в Turbine Car выполнены «по мотивам» турбин. Фото: YouTube.com
Эта идея воплотилась в реальность в 1963 году. Именно тогда в Нью-Йорке был представлен революционный автомобиль, получивший при этом довольно скучное название – Turbine Car. Chrysler объявил о выпуске ограниченной серии в количестве 50 экземпляров, которые к тому же нельзя будет купить. Новые автомобили планировалось передать в безвозмездное пользование широкой публике для проведения испытаний и проверки его практичности.
Купе с жесткой крышей выглядело очень презентабельно и излучало роскошь. Так что неудивительно, что потенциальных временных владельцев оказалось более чем достаточно. Буквально сразу было собрано не менее 30 000 заявок на участие в смелом эксперименте Chrysler.
Кузов Turbine Car был изготовлен вручную. Его собирали и красили в известной итальянской дизайнерской студии Carrozzeria Ghia. После этого он был отправлен обратно в Детройт, где были установлены трансмиссия и электроника. Что касается внешнего вида машины, то практически все детали – от фар до колпаков ступиц — представляли собой коллекцию форм, вдохновленных турбинами. Ее кульминацией стала пара огромных патрубков выхлопной системы, которые торчат из задней части.
Возможности мотора
Что касается «сердца» турбинного «Крайслера», в качестве которого он получил ГТД А-831, то подкапотный агрегат выдавал мощность порядка 130 л. с. при колоссальных 36 000 об/мин. Крутящий момент составлял 576 Н*м и передавался на задние колеса через трехступенчатую автоматическую коробку передач TorqueFlite. В инновационной силовой установке, для запуска которой требовалась кропотливая восьмиэтапная процедура, использовалась одна свеча зажигания и примерно на 80% меньше деталей, чем в обычном поршневом агрегате. Это также обеспечивало ему продолжительный эксплуатационный ресурс и простоту в обслуживании.
Вот так роскошно и необычно было в салоне Turbine Car. Фото: YouTube.com
Кроме того, еще одним важным преимуществом была способность агрегата работать на нескольких видах топлива. В том числе это были неэтилированный бензин, дизельное топливо, керосин и авиационное топливо JP-4. По словам производителя, мотор также может сжигать различные легковоспламеняющиеся жидкости, такие, например, как арахисовое или соевое масло.
Более того, если кто-то оставался не в восторге от запаха выхлопных газов силовой установки, можно было залить в бак несколько унций духов. Это было продемонстрировано одним из представителей автопроизводителя на пресс-концерте в Париже.
Другой известный пример использования горючей жидкости в качестве топлива для Turbine Car принадлежит одному из бывших президентов Мексики – Адольфо Лопесу Матеосу. История гласит, что, посоветовавшись с инженерами Chrysler, он вылил в бак несколько бутылок текилы, после чего успешно прокатился на машине. Как утверждается, никаких проблем при этом не возникло.
При этом «ахиллесова пята» у этого «всеядного» универсального двигателя все же была – этилированный бензин. Он мог сжечь топливо, но присадка свинца оставляла отложения, которые в конечном итоге могли повредить его внутренние части. Поэтому владельцам советовали ни при каких обстоятельствах не использовать этот тип бензина.
Финал эксперимента
Все первоначально заявленные пятьдесят автомобилей были произведены с 1963 по 1964 год. Они были идентичны во всем, включая металлическую окраску под названием Turbine Bronze. Крайслер бесплатно раздавал их людям на три месяца при условии, что они будут вести дневник и предоставлять подробные отзывы перед сдачей автомобиля. Пользовательская программа, в которой в общей сложности приняло участие 302 человека, длилась по 1966 год.
Так Turbine Car выглядит сзади. Фото: YouTube.com
Это помогло инженерам выявить немало интересного о газотурбинном двигателе. В том числе эти выводы касались низкого расхода топлива, или неэффективности стартера на больших оборотах. Примечательно, что проект по изучению газовой турбины продолжался еще десять лет, при этом никаких серьезных прорывов за этот период так и не случилось. Большая часть из этих замечательных автомобилей были уничтожены вскоре после завершения экспериментальной программы.
Для себя компания сохранила только два экземпляра, шесть были отправлены в различные музеи, а один чудом попал в частные руки – к известному коллекционеру необычных автомобилей Джею Лено.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....