Т500 – советский трактор из Чебоксар
Не всякая техническая новинка может получить свою немедленную реализацию в серийный выпуск. Иногда для этого, по различным причинам, приходится ждать несколько лет (а то и десятилетий). В других случаях даже происходит смена производственных мощностей, выбранных для реализации задуманного проекта.
Модель гусеничного трактора, о которой пойдет речь в этом материале, столкнулась с обоими описанными выше ситуациями. Тем не менее она дождалась своего часа и даже сумела простоять на конвейере в общей сложности почти два десятилетия. Также пережив смену эпох и достигнув нового тысячелетия.
Надеюсь, вы уже хоть немного заинтригованы, поэтому можем продолжить рассказ, коснувшись непосредственно самого представителя семейства перспективных промышленных тракторов, имевших максимальную унификацию по многим деталям конструкции.
Разработка документации на новый трактор завершилась в 1967 году. Ее логичным результатом стало появление в середине осени первого опытного образца. Его предложили инженеры челябинского завода. Правда, это произошло почти за пять лет до запуска предприятия, на котором в результате было освоено серийное производство новинки. Так что, понадобилось запастись терпением и ждать.
Вообще этот процесс оказался удивительной многоходовкой, растянувшейся, фактически, более чем на 18 лет. За это время происходило всякое: смена мощностей, испытания и доработка начальной конструкции. Ниже вы можете сами проследить хронологию основных событий, связанных с созданием Т500.
✅ 1967 – появление проекта на базе Челябинского тракторного
✅ 1981 – создание чебоксарского прототипа
✅ 1984 – первый трактор окончательной конструкции
✅ весна 1985-го – появление отдельного участка по сборке новинки Т500
✅ конец 1985-го – начало полноценного серийного производства модели
Времени у коллектива предприятия оставалось совсем немного, поэтому в первый год они смогли собрать всего лишь три единицы. Зато факт их появления стал основанием для приемочной комиссии уже в начале следующего года дать отмашку на массовый выпуск гусеничного промышленного трактора модели Т500.
Да, такая неплохая конструкция могла вполне стать достойным детищем легендарного Челябинского тракторного завода. Но в конце 60-х его творческий коллектив слишком плотно занимался доводкой элементов предыдущего Т330. На то, чтобы параллельно осваивать новинку, также требующую немалых доработок, не было ни технических возможностей, ни элементарного времени.
Впрочем, у предприятия и так имелось немало знаменитых моделей, чего только стоит самый производительный в мире бульдозер Т800. А вот для молодого Чебоксарского завода поставка на конвейер перспективного трактора стала довольно неплохой стартовой площадкой для его дальнейшего развития. Ведь производимая ими модель оказалась очень востребованной сразу в нескольких промышленных направлениях:
✅ нефтегазовом хозяйстве
✅ дорожностроительных работах
✅ мелиоративных мероприятиях
✅ горнодобывающей промышленности
✅ гидротехнике и др.
Широкое использование в разных отраслях оказалось не единственным плюсом новой надежной техники. Она еще могла трудиться и, практически, во всех климатических зонах огромной страны. Ведь рабочий диапазон Т500 составлял целую сотню градусов по шкале Цельсия (от + 50 до – 50). А теперь можно больше сосредоточиться на основных технических показателях, обеспечивавших гусеничному трактору такие широкие возможности.
Период появления этой конструкции совпал со временем великих строек в СССР. Именно тогда построено рекордное количество жилых массивов во всех населенных пунктах страны. Параллельно развивалась и вспомогательная инфраструктура, среди которой основную роль играло асфальтирование дорог.
Все эти тяжелые строительные работы различного профиля требовали наличия мощной специальной техники. В первую очередь, это относится к надежным бульдозерным тракторам. Именно на их плечи легли все подсобные моменты, сопровождавшие грандиозный созидательный процесс. Поэтому неудивительно, что Т500 пригождались на многих видах объектов:
✅ возведение многоэтажек
✅ прокладка новых дорог
✅ освоение новых участков
✅ облагораживание нежилой территории и др.
Для такого всевозможного применения Т500 комплектовался специальными гусеницами, имевшими уплотнение и шарнирную смазку. Заводской обработки обычно хватало на весь срок эксплуатации. А траки получили также разъемное замыкающее звено с шагом в 25 см.
Повышенную маневренность транспортного средства во время проведения работ обеспечивало раздвоение потоков мощности, которым обладала КПП тракторного двигателя. Для передачи крутящего момента применен классический кардан.
А вот поворот на месте был возможен благодаря функции включения различного направления движения гусениц. Коробка была трехскоростной с применением реверса, шестивальной. Так обеспечивался необходимый скоростной режим по передачам (в скобках – показатели при движении задним ходом):
✅ первая – 4 (3,3) км/ч
✅ вторая – 7,2 (6) км/ч
✅ третья – 13 (11,4) км/ч
Выполнение любых задач было бы невозможно без наличия надежного бульдозерно-рыхлительного оборудования, в составе отвала и самого рыхлителя. Первый имел более чем двухметровую высоту и четыре с половиной метра в ширину. Масса – 8,25 тонны. Второй тип оборудования обладал регулируемым уровнем и массой в 6,33 тонны.
Рабочее место бульдозериста также постарались сделать максимально удобным. Хотя кабина имела и не очень большой размер (одноместная), но прекрасно гасила вибрации, благодаря установке на резиновых амортизаторах. Имелись у нее и другие немаловажные преимущества:
✅ большая площадь остекления, обеспечивающая отличный обзор
✅ специальная обивка для подавления внешних шумов
✅ подрессоренное место с регулировкой под габариты оператора
✅ вентиляция и калорифер
Кроме того, трактор Т500 получил 990-литровый основной бак, а также 150-литровый – для системы охлаждения и для гидросистемы навесного оборудования – на 480 литров. Без оснастки он весил 41,8 тонны, а с бульдозерным оборудованием его масса вырастала почти до 60 тонн (59,455).
Его производство успешно продолжалось вплоть до 2000 года. Более того, надежная конструкция получила очень обширную экспортную географию. В феврале 1989 года проведены тщательные испытания трактора на территории Чехословакии. Это открыло Т500 путь на рынки многих стран, находящихся на разных континентах: Югославию и Испанию, Колумбию и Венесуэлу, далекую Австралию.
Два года спустя он был награжден почетным дипломом оргкомитета профильной выставки в городе Верона. Это стало еще одним подтверждением успеха 6,2-метрового трактора с 480-сильным мотором.
Модель гусеничного трактора, о которой пойдет речь в этом материале, столкнулась с обоими описанными выше ситуациями. Тем не менее она дождалась своего часа и даже сумела простоять на конвейере в общей сложности почти два десятилетия. Также пережив смену эпох и достигнув нового тысячелетия.
Надеюсь, вы уже хоть немного заинтригованы, поэтому можем продолжить рассказ, коснувшись непосредственно самого представителя семейства перспективных промышленных тракторов, имевших максимальную унификацию по многим деталям конструкции.
Пришлось подождать почти 15 лет
Разработка документации на новый трактор завершилась в 1967 году. Ее логичным результатом стало появление в середине осени первого опытного образца. Его предложили инженеры челябинского завода. Правда, это произошло почти за пять лет до запуска предприятия, на котором в результате было освоено серийное производство новинки. Так что, понадобилось запастись терпением и ждать.
В середине февраля 1981 года наконец собран опытный образец уже на базе Чебоксарского тракторного завода, запущенного девятью годами ранее. После всех необходимых приготовлений, серийное производство Т500 стартовало в конце 1985-го.
Вообще этот процесс оказался удивительной многоходовкой, растянувшейся, фактически, более чем на 18 лет. За это время происходило всякое: смена мощностей, испытания и доработка начальной конструкции. Ниже вы можете сами проследить хронологию основных событий, связанных с созданием Т500.
✅ 1967 – появление проекта на базе Челябинского тракторного
✅ 1981 – создание чебоксарского прототипа
✅ 1984 – первый трактор окончательной конструкции
✅ весна 1985-го – появление отдельного участка по сборке новинки Т500
✅ конец 1985-го – начало полноценного серийного производства модели
Времени у коллектива предприятия оставалось совсем немного, поэтому в первый год они смогли собрать всего лишь три единицы. Зато факт их появления стал основанием для приемочной комиссии уже в начале следующего года дать отмашку на массовый выпуск гусеничного промышленного трактора модели Т500.
Может также что-нибудь вытащить. Фото: youtube.com
Да, такая неплохая конструкция могла вполне стать достойным детищем легендарного Челябинского тракторного завода. Но в конце 60-х его творческий коллектив слишком плотно занимался доводкой элементов предыдущего Т330. На то, чтобы параллельно осваивать новинку, также требующую немалых доработок, не было ни технических возможностей, ни элементарного времени.
Впрочем, у предприятия и так имелось немало знаменитых моделей, чего только стоит самый производительный в мире бульдозер Т800. А вот для молодого Чебоксарского завода поставка на конвейер перспективного трактора стала довольно неплохой стартовой площадкой для его дальнейшего развития. Ведь производимая ими модель оказалась очень востребованной сразу в нескольких промышленных направлениях:
✅ нефтегазовом хозяйстве
✅ дорожностроительных работах
✅ мелиоративных мероприятиях
✅ горнодобывающей промышленности
✅ гидротехнике и др.
Широкое использование в разных отраслях оказалось не единственным плюсом новой надежной техники. Она еще могла трудиться и, практически, во всех климатических зонах огромной страны. Ведь рабочий диапазон Т500 составлял целую сотню градусов по шкале Цельсия (от + 50 до – 50). А теперь можно больше сосредоточиться на основных технических показателях, обеспечивавших гусеничному трактору такие широкие возможности.
Технические особенности и показатели Т500
Период появления этой конструкции совпал со временем великих строек в СССР. Именно тогда построено рекордное количество жилых массивов во всех населенных пунктах страны. Параллельно развивалась и вспомогательная инфраструктура, среди которой основную роль играло асфальтирование дорог.
Трактор Т-500 имеет мощный двигатель. Фото: youtube.com
Все эти тяжелые строительные работы различного профиля требовали наличия мощной специальной техники. В первую очередь, это относится к надежным бульдозерным тракторам. Именно на их плечи легли все подсобные моменты, сопровождавшие грандиозный созидательный процесс. Поэтому неудивительно, что Т500 пригождались на многих видах объектов:
✅ возведение многоэтажек
✅ прокладка новых дорог
✅ освоение новых участков
✅ облагораживание нежилой территории и др.
Для такого всевозможного применения Т500 комплектовался специальными гусеницами, имевшими уплотнение и шарнирную смазку. Заводской обработки обычно хватало на весь срок эксплуатации. А траки получили также разъемное замыкающее звено с шагом в 25 см.
Повышенную маневренность транспортного средства во время проведения работ обеспечивало раздвоение потоков мощности, которым обладала КПП тракторного двигателя. Для передачи крутящего момента применен классический кардан.
Т-500 выполняет погрузку на прицеп. Фото: youtube.com
А вот поворот на месте был возможен благодаря функции включения различного направления движения гусениц. Коробка была трехскоростной с применением реверса, шестивальной. Так обеспечивался необходимый скоростной режим по передачам (в скобках – показатели при движении задним ходом):
✅ первая – 4 (3,3) км/ч
✅ вторая – 7,2 (6) км/ч
✅ третья – 13 (11,4) км/ч
Выполнение любых задач было бы невозможно без наличия надежного бульдозерно-рыхлительного оборудования, в составе отвала и самого рыхлителя. Первый имел более чем двухметровую высоту и четыре с половиной метра в ширину. Масса – 8,25 тонны. Второй тип оборудования обладал регулируемым уровнем и массой в 6,33 тонны.
Рабочее место оператора и экспортная география
Рабочее место бульдозериста также постарались сделать максимально удобным. Хотя кабина имела и не очень большой размер (одноместная), но прекрасно гасила вибрации, благодаря установке на резиновых амортизаторах. Имелись у нее и другие немаловажные преимущества:
✅ большая площадь остекления, обеспечивающая отличный обзор
✅ специальная обивка для подавления внешних шумов
✅ подрессоренное место с регулировкой под габариты оператора
✅ вентиляция и калорифер
Кроме того, трактор Т500 получил 990-литровый основной бак, а также 150-литровый – для системы охлаждения и для гидросистемы навесного оборудования – на 480 литров. Без оснастки он весил 41,8 тонны, а с бульдозерным оборудованием его масса вырастала почти до 60 тонн (59,455).
Гусеничный Т-500 на транспортировочном прицепе. Фото: youtube.com
Его производство успешно продолжалось вплоть до 2000 года. Более того, надежная конструкция получила очень обширную экспортную географию. В феврале 1989 года проведены тщательные испытания трактора на территории Чехословакии. Это открыло Т500 путь на рынки многих стран, находящихся на разных континентах: Югославию и Испанию, Колумбию и Венесуэлу, далекую Австралию.
Два года спустя он был награжден почетным дипломом оргкомитета профильной выставки в городе Верона. Это стало еще одним подтверждением успеха 6,2-метрового трактора с 480-сильным мотором.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....