Футуристичный дизайн автомобиля GM Le Sabre
Легендарный автомобильный дизайнер Харли Эрл всегда хотел превзойти своих соперников. В 1938 году его Buick Y-Job, который часто считают первым настоящим концепт-каром, задал тон автомобильному стилю того десятилетия. Во второй половине 40-х Y-Job показался Эрлу уже немного устаревшим.
Поэтому пришла пора создать что-то новенькое. А идей успешному дизайнеру было не занимать. Следующее десятилетие он начал с новым концептом GM Le Sabre. В этом автомобиле оказалось инновационным все: от стиля до конструкции и внедрения технологий.
С самого начала Le Sabre задумывался как личный транспорт самого Харли Эрла. А он склонен был придерживаться следующей философии (в целом, не безосновательной): если что-то понравилось ему, это «зайдет» и американской публике.
Под влиянием зарождения эры реактивных самолетов, а точнее истребителя North American Aviation F-86 Sabre, Эрл задумал чудо-автомобиль. Модель, которая сочетала бы в себе стиль и дизайн самолета с более традиционными для четырехколесного транспорта способностями.
Учитывая крайнюю продвинутость Эрла, новинку буквально напичкали самыми современными для той эпохи гаджетами. Глядя на дальнейшее развитие отрасли (особенно, на американском континенте), можно смело сказать, что такой подход прекрасно подстегнул других коллег-конкурентов. Каждый из них решил: а почему это я не додумался до идеи создания подобной футуристичной конструкции первым?
Эрл назначил Эдварда Э. Гловака руководить студией специального автомобильного дизайна, которая давала ему определенный контроль над созданием Le Sabre. Гловака можно напрямую отнести к созданию некоторых элементов стиля автомобиля, среди прочего:
✅ заостренные «пули» бампера
✅ овальная решетка радиатора, похожая на воздухозаборник
✅ кабина, напоминающая самолетную
Инженеру GM Чарли Чейну поручили создать двигатель V-8 и трансмиссию, ведь для такого исключительного концепт-кара обычный мотор не годился. Он должен был сочетать в себе целый букет задумок создателя: достаточную мощность и компактность (короткий, чтобы соответствовать длинному и низкому стилю, заданному дизайнером).
Выбором Чейна стал новый литой алюминиевый двигатель, который также устанавливался на родственный Le Sabre автомобиль Buick XP-300. Для работы под передними крыльями Le Sabre он получил довольно уникальную установку с двумя карбюраторами. Один служил для подачи бензина, обеспечивая мощность для устойчивого движения. Второй – добавлял в смесь метанол, для ее повышения во время резкого ускорения. Вот параметры силового агрегата:
✅ компоновка – V-8
✅ рабочий объем – 3,5 л
✅ мощность – 335 л. с
Для достижения таких высоких показателей (в моторе использовались полусферические головки блока цилиндров из литого алюминия) также имелся нагнетатель типа Рутса. Он обеспечивал наддув 12 800 кгс/кв. м. Сейчас, может, подобные данные и не очень впечатлили бы, но более семи десятилетий назад, конечно, это было довольно круто.
Внизу машина оказалась столь же продвинутой. Из соображений эргономики Чейн переместил трансмиссию (первоначально Buick Dynaflow, позже – GM Hydra-Matic) в заднюю часть автомобиля, что также улучшило распределение веса.
Она подвешивалась с помощью поперечной листовой рессоры и амортизатора, а вот передняя подвеска имела довольно нетрадиционную конструкцию. Вместо винтовых пружин или торсионов в Le Sabre использовался поворотный стержень, встроенный в прочный резиновый цилиндр, заключенный в стальной корпус.
Резина выполняла роль пружины, а движение контролировалось с помощью обычных амортизаторов. Установка работала достаточно хорошо, пока материал внутри цилиндра не начал сохнуть и трескаться. Это побудило автора заменить диковинную конструкцию в Le Sabre на более традиционную торсионную переднюю подвеску.
Какими бы инновационными ни были скрытые детали автомобиля, именно внешний стиль Le Sabre очаровал публику автосалона. В передней его части наиболее заметными особенностями стали закругленное лобовое стекло (первое на модели от GM) и носовая часть, напоминающая фюзеляж самолета, увенчанная большой овальной решеткой. В этом дизайне не было видно фар, но при нажатии переключателя, решетка поворачивалась, открывая их.
В задней части Le Sabre двойное хвостовое оперение возвышалось над крышкой палубы. Тематика реактивного самолета здесь ярко подчеркивалась огромным центральным задним фонарем, призванным напоминать образ горящей форсажной камеры.
Хвостовые плавники оказались чем-то большим, чем просто дизайнерский штрих. Их тоже заимствовали из конструкции самолетов, каждый имел прорезиненный топливный пузырь: один для хранения бензина, а второй – для метанола.
В кузове использованы литые магниевые, в сочетании со стальными, панели (на коробчатой раме из того же материала) и алюминиевым сотовым полом. Весь капот и крышка багажника изготовлены из литого магния. Учитывая внушительные размеры панелей, к каждой из них добавили ребра, для придания прочности и жесткости. Двери и обшивки передних крыльев выполнены из такого же материала, в некоторых местах он имеет толщину до 6,4 мм.
Как и подобало столь амбициозному автомобилю, складной верх приводился в движение отдельным приводом, который поднимал или опускал его с помощью электродвигателей. Консоль между сиденьями также содержала датчик влажности, и при обнаружении дождя верхняя часть автоматически поднималась на место, а за ней и окна. Говорят, что Le Sabre всегда привлекал толпу, когда погода становилась плохой, и зрители восхищались этой футуристической технологией.
Если бы на Le Sabre спустило колесо, вполне вероятно, что зрители не меньше впечатлились четырьмя гидравлическими домкратами, позволяющими водителю выбрать любой угол для облегчения замены шины. Явное сходство с кабиной реактивного самолета было преднамеренным, поскольку концепция автомобиля должна сохранять такой же передовой стиль, как и у истребителя.
Сиденье водителя получило электрорегулировку, а все посадочные места в салоне пользовались подогревом. Под приборной панелью ручка круиз-контроля позволяла выбирать желаемые обороты с помощью вращающегося диска. Обычный спидометр не подходил, поэтому установлен цифровой датчик, а для учета различных условий освещения его яркость можно было регулировать с помощью реостата.
Le Sabre так и не вышел в серийное производство, но он предвещал появление многочисленных тенденций в автомобильном дизайне. Хвостовые плавники вскоре стали модными в Детройте, а низкая поясная линия и скрытый откидной верх появились сразу на нескольких моделях кабриолетов 1953 года:
✅ полукастомном Oldsmobile 98 Fiesta
✅ Cadillac Eldorado
✅ Buick Skylark
Эрл продолжал водить машину самостоятельно в течение нескольких лет после ее выставочного тура (по другим данным – вплоть до выхода на пенсию в 1958 году). За это время талантливый инженер проехал на концепте почти 72,5 тыс. км. Сегодня необычный автомобиль является частью коллекции GM Heritage Center.
Поэтому пришла пора создать что-то новенькое. А идей успешному дизайнеру было не занимать. Следующее десятилетие он начал с новым концептом GM Le Sabre. В этом автомобиле оказалось инновационным все: от стиля до конструкции и внедрения технологий.
Футуристичный дизайн автомобиля GM Le Sabre. Фото: youtube.com
С самого начала Le Sabre задумывался как личный транспорт самого Харли Эрла. А он склонен был придерживаться следующей философии (в целом, не безосновательной): если что-то понравилось ему, это «зайдет» и американской публике.
Вдохновленный дизайном истребителя
Под влиянием зарождения эры реактивных самолетов, а точнее истребителя North American Aviation F-86 Sabre, Эрл задумал чудо-автомобиль. Модель, которая сочетала бы в себе стиль и дизайн самолета с более традиционными для четырехколесного транспорта способностями.
Именно такой стала предыстория появления в 1951 году концепта GM Le Sabre. В общем, этот аппарат планировался с внешностью реактивной техники, но с классическим автомобильным функционалом. Ведь, как помните, его первичное назначение – личный транспорт для талантливого дизайнера.
Учитывая крайнюю продвинутость Эрла, новинку буквально напичкали самыми современными для той эпохи гаджетами. Глядя на дальнейшее развитие отрасли (особенно, на американском континенте), можно смело сказать, что такой подход прекрасно подстегнул других коллег-конкурентов. Каждый из них решил: а почему это я не додумался до идеи создания подобной футуристичной конструкции первым?
Эрл назначил Эдварда Э. Гловака руководить студией специального автомобильного дизайна, которая давала ему определенный контроль над созданием Le Sabre. Гловака можно напрямую отнести к созданию некоторых элементов стиля автомобиля, среди прочего:
✅ заостренные «пули» бампера
✅ овальная решетка радиатора, похожая на воздухозаборник
✅ кабина, напоминающая самолетную
Инженеру GM Чарли Чейну поручили создать двигатель V-8 и трансмиссию, ведь для такого исключительного концепт-кара обычный мотор не годился. Он должен был сочетать в себе целый букет задумок создателя: достаточную мощность и компактность (короткий, чтобы соответствовать длинному и низкому стилю, заданному дизайнером).
Выбором Чейна стал новый литой алюминиевый двигатель, который также устанавливался на родственный Le Sabre автомобиль Buick XP-300. Для работы под передними крыльями Le Sabre он получил довольно уникальную установку с двумя карбюраторами. Один служил для подачи бензина, обеспечивая мощность для устойчивого движения. Второй – добавлял в смесь метанол, для ее повышения во время резкого ускорения. Вот параметры силового агрегата:
✅ компоновка – V-8
✅ рабочий объем – 3,5 л
✅ мощность – 335 л. с
Для достижения таких высоких показателей (в моторе использовались полусферические головки блока цилиндров из литого алюминия) также имелся нагнетатель типа Рутса. Он обеспечивал наддув 12 800 кгс/кв. м. Сейчас, может, подобные данные и не очень впечатлили бы, но более семи десятилетий назад, конечно, это было довольно круто.
Необычная трансмиссия и другие элементы
Внизу машина оказалась столь же продвинутой. Из соображений эргономики Чейн переместил трансмиссию (первоначально Buick Dynaflow, позже – GM Hydra-Matic) в заднюю часть автомобиля, что также улучшило распределение веса.
Задняя часть GM Le Sabre, похожая на истребитель. Фото: youtube.com
Она подвешивалась с помощью поперечной листовой рессоры и амортизатора, а вот передняя подвеска имела довольно нетрадиционную конструкцию. Вместо винтовых пружин или торсионов в Le Sabre использовался поворотный стержень, встроенный в прочный резиновый цилиндр, заключенный в стальной корпус.
Резина выполняла роль пружины, а движение контролировалось с помощью обычных амортизаторов. Установка работала достаточно хорошо, пока материал внутри цилиндра не начал сохнуть и трескаться. Это побудило автора заменить диковинную конструкцию в Le Sabre на более традиционную торсионную переднюю подвеску.
Какими бы инновационными ни были скрытые детали автомобиля, именно внешний стиль Le Sabre очаровал публику автосалона. В передней его части наиболее заметными особенностями стали закругленное лобовое стекло (первое на модели от GM) и носовая часть, напоминающая фюзеляж самолета, увенчанная большой овальной решеткой. В этом дизайне не было видно фар, но при нажатии переключателя, решетка поворачивалась, открывая их.
Красивый салон GM Le Sabre. Фото: youtube.com
В задней части Le Sabre двойное хвостовое оперение возвышалось над крышкой палубы. Тематика реактивного самолета здесь ярко подчеркивалась огромным центральным задним фонарем, призванным напоминать образ горящей форсажной камеры.
Хвостовые плавники оказались чем-то большим, чем просто дизайнерский штрих. Их тоже заимствовали из конструкции самолетов, каждый имел прорезиненный топливный пузырь: один для хранения бензина, а второй – для метанола.
В кузове использованы литые магниевые, в сочетании со стальными, панели (на коробчатой раме из того же материала) и алюминиевым сотовым полом. Весь капот и крышка багажника изготовлены из литого магния. Учитывая внушительные размеры панелей, к каждой из них добавили ребра, для придания прочности и жесткости. Двери и обшивки передних крыльев выполнены из такого же материала, в некоторых местах он имеет толщину до 6,4 мм.
Откидывающиеся фары авто GM Le Sabre. Фото: youtube.com
Как и подобало столь амбициозному автомобилю, складной верх приводился в движение отдельным приводом, который поднимал или опускал его с помощью электродвигателей. Консоль между сиденьями также содержала датчик влажности, и при обнаружении дождя верхняя часть автоматически поднималась на место, а за ней и окна. Говорят, что Le Sabre всегда привлекал толпу, когда погода становилась плохой, и зрители восхищались этой футуристической технологией.
Если бы на Le Sabre спустило колесо, вполне вероятно, что зрители не меньше впечатлились четырьмя гидравлическими домкратами, позволяющими водителю выбрать любой угол для облегчения замены шины. Явное сходство с кабиной реактивного самолета было преднамеренным, поскольку концепция автомобиля должна сохранять такой же передовой стиль, как и у истребителя.
Влияние на другие модели
Сиденье водителя получило электрорегулировку, а все посадочные места в салоне пользовались подогревом. Под приборной панелью ручка круиз-контроля позволяла выбирать желаемые обороты с помощью вращающегося диска. Обычный спидометр не подходил, поэтому установлен цифровой датчик, а для учета различных условий освещения его яркость можно было регулировать с помощью реостата.
Мощный двигатель GM Le Sabre, позволяющий прокатиться с ветерком. Фото: youtube.com
Le Sabre так и не вышел в серийное производство, но он предвещал появление многочисленных тенденций в автомобильном дизайне. Хвостовые плавники вскоре стали модными в Детройте, а низкая поясная линия и скрытый откидной верх появились сразу на нескольких моделях кабриолетов 1953 года:
✅ полукастомном Oldsmobile 98 Fiesta
✅ Cadillac Eldorado
✅ Buick Skylark
Эрл продолжал водить машину самостоятельно в течение нескольких лет после ее выставочного тура (по другим данным – вплоть до выхода на пенсию в 1958 году). За это время талантливый инженер проехал на концепте почти 72,5 тыс. км. Сегодня необычный автомобиль является частью коллекции GM Heritage Center.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...