Низкопольный двухзвенный троллейбус Skoda Tr25
353

Низкопольный двухзвенный троллейбус Skoda Tr25

Всемирно известный бренд Skoda стал олицетворением сразу множества видов транспортной техники. В советское время под этой маркой нередко в нашу страну поступали также станки и другое оборудование. Они отличались достойным качеством и заслужили любовь и уважение своих пользователей.


Все же, в первую очередь, нам знакомы автомобили и скоростные локомотивы, во множестве поставлявшиеся как в СССР, так и в Российскую Федерацию. Но ситуация очень сильно изменилась в начале 90-х. Рушились многие экономические связи и востребованные ранее типы транспорта оказались больше никому не нужны.

Низкопольный двухзвенный троллейбус Skoda Tr25Skoda Tr25 – сочлененный троллейбус. Фото автора

К счастью, открывались также и новые возможности. Так, под именем популярного бренда Skoda появились трамваи современной конструкции и другая техника. Линейка ассортимента постоянно расширялась, в это число вошли и троллейбусы. Наибольшее распространение городской электротранспорт получил у себя на родине, но нередко они экспортировались и в другие европейские страны.

Основанный на конструкции сольной версии


То, что у чешского производителя имелся давний и очень положительный опыт в выпуске автобусов, еще не означал успеха в сфере троллейбусостроения (хотя и были положительные примеры в прошлом). В этом предприятию пришлось убедиться после ряда неудач подобной трансформации с «одиннадцатой» и «семнадцатой» моделями. В результате появилось понимание, что без помощи извне не обойтись.

В создании следующего варианта электротранспорта они заручились поддержкой интернациональной Irisbus, использовав кузов от модели автобуса этой компании – Citybus 12М. Теперь чехов ждал успех, вылившийся в троллейбус Skoda Tr24. Хотя он и имел сразу три двери, но был однокузовным, следовательно, ограниченным по вместимости салона.

По этой причине очень скоро появилась новая модель Skoda Tr25. Это двухзвенный низкопольный троллейбус, созданный на базе упомянутой выше «двадцать четверки». Производитель вновь использовал автобусный кузов от компании Irisbus (Citelis 18M). Прототип представили публике в середине лета 2004 года, на нем установили дизель-генератор Kirsha мощностью 100 кВт.


Дальнейшие испытания новинки проходили в ряде городов страны, имеющих троллейбусное сообщение. Первой стала близлежащая Пльзень, куда опытный вариант отправился сразу после представления в июле 2004 года. В течение трех месяцев проходили его тщательные проверки, позже присоединились и линии из других мест:

✅ Усти-над-Лабем – октябрь/декабрь 2004 года
✅ Ческе-Будейовице – январь 2005 года
✅ Брно – январь/февраль 2005 года
✅ Злин – февраль 2005 года

Многомесячные испытания, прошедшие успешно, позволили рекомендовать модель для пробного запуска в производство. Первый брненский экземпляр находился в эксплуатации почти полтора десятилетия и был выведен из нее только в ноябре 2019 года. Все остальные единицы Skoda Tr25 на линиях этого города начали также массово уходить в запас с конца 2021-го. Это происходит в связи с обновлением подвижного состава за счет улучшенных моделей Skoda Tr27. Но в других местах их использование успешно продолжается.

Техническая сторона Skoda Tr25


Кузов, полученный от международного автобусного холдинга, имеет самонесущую конструкцию. Он оборудован четырьмя двустворчатыми дверями. Каждая из них получила низкий вход, что позволило улучшить эргономику салона и посадку на платформах.

Сидения не очень мягкие, но вполне комфортабельные. Фото автора

На этом производитель не остановился, добавив функцию опускания посадочного края по типу крена, создающего возможность комфортного входа или выхода для пассажиров с ограниченной подвижностью. Кроме того, Skoda Tr25 оснащен:

✅ дисковыми тормозами с системой ABS
✅ автоматическим стояночным тормозом
✅ приборной панелью VDO в кабине водителя

Электрооборудование техники на основе полупроводников IGBT произведено компанией Skoda Electric. Троллейбусы оснащены только одним двигателем 18ML 3550 K/4 мощностью 240 кВт, который приводит в движение заднюю ось. При этом силовая установка расположена позади нее по диагонали.

Передача движущей силы на дорогу только через одну ось часто достигает предела, особенно при снижении сцепления из-за неблагоприятных погодных условий. Это стало слабым местом конструкции, во многих случаях приводящим к простою этих транспортных средств в зимние месяцы.

Двери с кнопками для самостоятельного открытия. Фото автора

Тяговое оборудование обеспечивает рекуперацию до полной остановки троллейбуса. Салон отапливается электрическим проточным нагревателем, который используется для подогрева воды. Далее он повышает температуру воздуха в отопительных агрегатах. Это служит сразу трем целям:

✅ для обогрева салона машины
✅ обогрева кабины водителя
✅ обдува лобового стекла

Серийные троллейбусы заметно разнились с опытным образцом техники. Со временем производитель прибегнул к модернизации модели. Отличиями новой конструкции 1Б от ранее выпускавшейся 1А являются:

✅ передняя качающаяся полуось вместо жесткой низкопольной задней тяги
✅ другая конфигурация панелей крыши
✅ модернизированное электрооснащение

Четырехдверные троллейбусы вмещают 110 пассажиров, из них 40 сидячих мест, остальные 70 – стоячих. Есть задние обзорные зеркала в салоне второй, третьей и четвертой дверей, чтобы водитель мог лучше видеть смену пассажиров. Салоны оснащены большими раздвижными окнами, что особенно приятно в летние дни. Все Skoda Tr25 оборудованы информационной системой BUSE и имеют токоприемники ESKO/LEKOV. Вот их показатели:

✅ ширина – 2,5 м
✅ вес – около 18 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч

В Skoda Tr25 по желанию заказчика устанавливается дизель-генератор, чтобы троллейбус мог ездить и в места, не оборудованные линиями. Автономный агрегат расположен в задней части. Скорость движения при разных системах питания транспортного средства остается неизменной.

После модернизации появились USB-разъемы для зарядки. Фото автора

Эта же модель троллейбуса прижилась и в словацкой столице. Первые из них доставлены в Братиславу по железной дороге в начале 2006 года. После того как Skoda Tr25 прошел испытания на соответствие государственным требованиям, продолжились дальнейшие поставки. Всего соседняя страна закупила шесть образцов подобной техники.

Вторым словацким городом, приобретшим Skoda Tr25, стал 85-тысячный Прешов. С технической точки зрения троллейбусы Tr25 в процессе эксплуатации претерпели определенные изменения, а отдельные экземпляры стали отличаться друг от друга в деталях.

Завершение производства


Постепенно на некоторые из них начали устанавливать более новые кондиционеры в кабине водителя или фары со светодиодной технологией Hella. В процессе использования иногда возникали проблемы с креплением передней части ограждения крыши. Это стало причиной кратковременной эксплуатации нескольких экземпляров без данной детали. Следующим слабым местом являлись задние мосты, которые приходилось часто заменять.

Skoda Tr25 на улицах Усти-над-Лабем. Фото автора

Выпуск Skoda Tr25 продолжался до 2014 года, после чего окончательно завершился. За это время компания освоила производство более современных моделей, которые сменили его на конвейере. Таким образом 18-метровый троллейбус был собран в количестве 78 экземпляров.
А вам знаком троллейбус Skoda Tr25?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...