Fiat 1300/1500 – просто компактный Chevrolet Corvair
В 50-е прошлого века автомобильная компания Fiat продолжила довоенные успехи и пережила небывалое развитие. На Женевском автосалоне весной 1950 года туринский производитель отпраздновал полувековой юбилей выпуска автомобилей, показав совершенно новую модель Fiat 1400.
«Отец конструкторов» – так часто называли феноменального человека по имени Данте Джакоза (1905-1996). Посвятив всю свою жизнь компании, он еще в 30-е начал заниматься разработкой самонесущего кузова, вдохновленный пребыванием в США. Но последующие мировые события поставили крест на этих планах.
И «Ситроен», и «Опель» уже имели подобные конструкции. Fiat 1400 с цельнометаллическим самонесущим кузовом представлял собой удобный современный автомобиль с винтовыми пружинами спереди и солидным комфортом. Мощности 40-сильного моторчика хватало для максимальной скорости в 120 км/ч.
В 1955 году на рынок вышла первая модель с двигателем сзади, выполнявшая роль народного автомобиля. Fiat 600 был очень популярен, но все равно довольно дорог – 590 000 лир. А компания также уделяла пристальное внимание разработке больших седанов класса люкс с шестицилиндровыми двигателями.
Проект № 112 выпускался в конце пятидесятых годов как Fiat 1800 и 2300. В 1957-м на свет появился самый дешевый Fiat. Cinquecento имел двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения и стоил 465 000 лир. У Fiat 500D также имелись более крупные задние фонари, на передней части добавили круглые указатели поворотов. Аналогичные, но небольшие, украшали и передние крылья.
На Парижском автосалоне 1959 года руководство компании Fiat было поражено автомобилем Chevrolet Corvair. Четыре круглые фары под вытянутым передним капотом и кромка на высоте его торца вокруг всей машины стали настоящим модным хитом.
В то время, когда рассматривался вопрос о преемнике Fiat 1400, на заводе царила очень напряженная атмосфера. Руководство автомобильной компании сильно разочаровалось слабыми продажами Fiat 500. Первоначальные ожидания не оправдались. И конструкторы сразу поняли, почему так.
Говоря сегодняшним языком, мы бы назвали виновником отдел маркетинга. Победило мнение, что Fiat 500 отберет клиентов у Fiat 600, а потому его нужно больше дифференцировать. Однако такой подход означал обман покупателей. И инженеры нашли быстрое решение.
Corvair не только очаровал жителей Турина, у молодого немецкого дизайнера Клауса Люте просто не было выбора. Сейчас известно, почему у Fiat 1300 и NSU Prinz так много общих черт. Просто удалось превратить современные элементы большого Chevrolet в компактный кузов длиной 4030 миллиметров.
Дизайн соответствовал традициям бренда Fiat, но при этом оставался очень стильным и современным. Новую машину к серийному производству подготовили в необычайно короткие сроки. А то, что касается двигателя, то с этим вообще не оказалось никаких проблем. Поступили, по чисто математическому действию: «6 – 2 = 4».
Конструктор Аурелио Лампреди очень легко построил новые силовые агрегаты. Он укоротил шесть цилиндров (в прежних моделях с объемом 1800 и 2300 куб. см) до четырех. Полученный таким нехитрым образом 4-цилиндровый двигатель с чугунным блоком имел клапанный механизм OHV при следующих характеристиках:
✅ ход поршней – 79,5 мм
✅ диаметр цилиндра – 72 мм
✅ рабочий объем – 1295 куб. см
✅ мощность – 60 л. с (45 кВт)
✅ максимальный крутящий момент – 93 Н*м
Именно такими характеристиками обладал мотор для Fiat 1300. Но, как вы помните, имелась еще одна версия более крупного 2,3-литрового двигателя. Его производная стала сердцем для модификации Fiat 1500. Здесь уже имеем показатели посерьезнее:
✅ диаметр цилиндра – 77 мм
✅ рабочий объем – 1481 куб. см
✅ мощность – 72 л. с
Так получилось, что почти сразу же новинку представили в двух модификациях. Они не имели никаких внешних различий. Все начинались лишь после того, как вы открывали капот. Поэтому будущие клиенты могли либо доплатить и получить более мощный экземпляр, либо сэкономить, купив 1,3-литровую версию. Все равно окружающие не сумели бы их отличить по каким-либо видимым признакам.
Производители не поскупились, пригласив для продвижения фаворита бренда местных звезд первой величины. В автомобильной рекламе снялись две популярные итальянские актрисы: Витторио Гассман (1922-2000) и потрясающая Илария Оккини (1934).
По сравнению со старой моделью 1300/1500 стал большим шагом вперед. Новый передний мост с винтовыми пружинами и поперечным стабилизатором обеспечил прекрасную управляемость. К этому стоит добавить, что автомобиль получил дисковые тормоза, а колеса впервые имели диаметр 13 дюймов.
И на этом приятные обновления далеко не исчерпались. Рулевое управление имело глобоидный винт и шкив. Задний ведущий неразрезной мост подвешивался на двух продольных стойках и листовых рессорах. Во многом новый Fiat оказался примером для подражания на долгие годы.
Все же, самым показательным и трогательным для всех нас можно считать следующий факт. Колесную базу кузова в 2420 миллиметров позже унаследовал Fiat 124, а вместе с ним и российские «Жигули-Лада». Удивительно, но долгая история этого элемента растянулась на полвека.
Однако, компания параллельно развивала и старые направления, подвергая их омологации. В 1964 году выпущена новая модель Fiat 500C. На первый взгляд она мало чем отличалась от других. Автомобиль получил лишь несколько заметных усовершенствований дизайна:
✅ задние фонари большего размера
✅ прямую приборную панель
✅ намного более мощный двигатель
Имелась у него и удлиненная колесная база – 2505 миллиметров. Деталью, по которой его можно было быстро опознать снаружи, являлась перенесенная с правой на левую сторону автомобиля дверца заливной горловины топливного бака.
Fiat 1500C стал технической основой для лицензионного Polski Fiat 125p, который начали выпускать в 1967 году. Хотя поляки вынудили изменить соглашение и также получили новый кузов от более современного Fiat 125. Имелась еще одна модель с обозначением Fiat 1500L («Лунга»).
Речь идет о седане с колесной базой 2649 миллиметров, появившемся в 1962 году. На самом деле это старый Fiat 1800B, получивший четырехцилиндровый двигатель. Марио Феличе Боано также создал дизайн двухдверной версии кузова. Однако она осталась лишь в виде модели масштабом 1:5.
Правда, его сфотографировали настолько реалистично, что многие подумали – это настоящая машина. Все же двухдверное купе действительно существовало. Его построили в ателье Carrozzeria Francisco Lombardi, прославившемся благодаря «папамобилю» на базе Fiat 2300 для Павла VI.
После окончания производства в Италии в 1967 году Fiat 1300/1500 выпускали еще 13 лет в бывшей Югославии под брендом Zastava. Там было собрано 200 тыс. единиц. Общее количество появившихся в разных странах лицензионных модификаций (с итальянской сборкой в придачу) составило 1 900 000 экземпляров.
«Отец конструкторов» – так часто называли феноменального человека по имени Данте Джакоза (1905-1996). Посвятив всю свою жизнь компании, он еще в 30-е начал заниматься разработкой самонесущего кузова, вдохновленный пребыванием в США. Но последующие мировые события поставили крест на этих планах.
Fiat 1300 на автовыставке, в отличном состоянии. Фото: youtube.com
И «Ситроен», и «Опель» уже имели подобные конструкции. Fiat 1400 с цельнометаллическим самонесущим кузовом представлял собой удобный современный автомобиль с винтовыми пружинами спереди и солидным комфортом. Мощности 40-сильного моторчика хватало для максимальной скорости в 120 км/ч.
Долгие поиски модели с хорошим покупательским спросом
В 1955 году на рынок вышла первая модель с двигателем сзади, выполнявшая роль народного автомобиля. Fiat 600 был очень популярен, но все равно довольно дорог – 590 000 лир. А компания также уделяла пристальное внимание разработке больших седанов класса люкс с шестицилиндровыми двигателями.
Проект № 112 выпускался в конце пятидесятых годов как Fiat 1800 и 2300. В 1957-м на свет появился самый дешевый Fiat. Cinquecento имел двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения и стоил 465 000 лир. У Fiat 500D также имелись более крупные задние фонари, на передней части добавили круглые указатели поворотов. Аналогичные, но небольшие, украшали и передние крылья.
Задняя часть автомобиля Fiat 1300 – ничего особенного. Фото: youtube.com
На Парижском автосалоне 1959 года руководство компании Fiat было поражено автомобилем Chevrolet Corvair. Четыре круглые фары под вытянутым передним капотом и кромка на высоте его торца вокруг всей машины стали настоящим модным хитом.
В то время, когда рассматривался вопрос о преемнике Fiat 1400, на заводе царила очень напряженная атмосфера. Руководство автомобильной компании сильно разочаровалось слабыми продажами Fiat 500. Первоначальные ожидания не оправдались. И конструкторы сразу поняли, почему так.
Говоря сегодняшним языком, мы бы назвали виновником отдел маркетинга. Победило мнение, что Fiat 500 отберет клиентов у Fiat 600, а потому его нужно больше дифференцировать. Однако такой подход означал обман покупателей. И инженеры нашли быстрое решение.
Fiat 1500 с желтыми фарами. Фото: youtube.com
Corvair не только очаровал жителей Турина, у молодого немецкого дизайнера Клауса Люте просто не было выбора. Сейчас известно, почему у Fiat 1300 и NSU Prinz так много общих черт. Просто удалось превратить современные элементы большого Chevrolet в компактный кузов длиной 4030 миллиметров.
Дизайн соответствовал традициям бренда Fiat, но при этом оставался очень стильным и современным. Новую машину к серийному производству подготовили в необычайно короткие сроки. А то, что касается двигателя, то с этим вообще не оказалось никаких проблем. Поступили, по чисто математическому действию: «6 – 2 = 4».
Технические характеристики новинки
Конструктор Аурелио Лампреди очень легко построил новые силовые агрегаты. Он укоротил шесть цилиндров (в прежних моделях с объемом 1800 и 2300 куб. см) до четырех. Полученный таким нехитрым образом 4-цилиндровый двигатель с чугунным блоком имел клапанный механизм OHV при следующих характеристиках:
✅ ход поршней – 79,5 мм
✅ диаметр цилиндра – 72 мм
✅ рабочий объем – 1295 куб. см
✅ мощность – 60 л. с (45 кВт)
✅ максимальный крутящий момент – 93 Н*м
Именно такими характеристиками обладал мотор для Fiat 1300. Но, как вы помните, имелась еще одна версия более крупного 2,3-литрового двигателя. Его производная стала сердцем для модификации Fiat 1500. Здесь уже имеем показатели посерьезнее:
✅ диаметр цилиндра – 77 мм
✅ рабочий объем – 1481 куб. см
✅ мощность – 72 л. с
Так получилось, что почти сразу же новинку представили в двух модификациях. Они не имели никаких внешних различий. Все начинались лишь после того, как вы открывали капот. Поэтому будущие клиенты могли либо доплатить и получить более мощный экземпляр, либо сэкономить, купив 1,3-литровую версию. Все равно окружающие не сумели бы их отличить по каким-либо видимым признакам.
Премьера нового Fiat 1300/1500 состоялась 21 апреля 1961 года на Туринском автосалоне. Сначала как седан Berlina, а затем и как универсал с обозначением Familiare. Новинка получила масштабную рекламную кампанию.
Производители не поскупились, пригласив для продвижения фаворита бренда местных звезд первой величины. В автомобильной рекламе снялись две популярные итальянские актрисы: Витторио Гассман (1922-2000) и потрясающая Илария Оккини (1934).
Повлияла и на наши «Жигули»
По сравнению со старой моделью 1300/1500 стал большим шагом вперед. Новый передний мост с винтовыми пружинами и поперечным стабилизатором обеспечил прекрасную управляемость. К этому стоит добавить, что автомобиль получил дисковые тормоза, а колеса впервые имели диаметр 13 дюймов.
Неплохой салон Fiat 1500, но не хватает подголовников для сидений. Фото: youtube.com
И на этом приятные обновления далеко не исчерпались. Рулевое управление имело глобоидный винт и шкив. Задний ведущий неразрезной мост подвешивался на двух продольных стойках и листовых рессорах. Во многом новый Fiat оказался примером для подражания на долгие годы.
Все же, самым показательным и трогательным для всех нас можно считать следующий факт. Колесную базу кузова в 2420 миллиметров позже унаследовал Fiat 124, а вместе с ним и российские «Жигули-Лада». Удивительно, но долгая история этого элемента растянулась на полвека.
Однако, компания параллельно развивала и старые направления, подвергая их омологации. В 1964 году выпущена новая модель Fiat 500C. На первый взгляд она мало чем отличалась от других. Автомобиль получил лишь несколько заметных усовершенствований дизайна:
✅ задние фонари большего размера
✅ прямую приборную панель
✅ намного более мощный двигатель
Имелась у него и удлиненная колесная база – 2505 миллиметров. Деталью, по которой его можно было быстро опознать снаружи, являлась перенесенная с правой на левую сторону автомобиля дверца заливной горловины топливного бака.
Выпуск по лицензии и завершение производства
Fiat 1500C стал технической основой для лицензионного Polski Fiat 125p, который начали выпускать в 1967 году. Хотя поляки вынудили изменить соглашение и также получили новый кузов от более современного Fiat 125. Имелась еще одна модель с обозначением Fiat 1500L («Лунга»).
Речь идет о седане с колесной базой 2649 миллиметров, появившемся в 1962 году. На самом деле это старый Fiat 1800B, получивший четырехцилиндровый двигатель. Марио Феличе Боано также создал дизайн двухдверной версии кузова. Однако она осталась лишь в виде модели масштабом 1:5.
Двигатель Fiat на 1300 «кубиков». Фото: youtube.com
Правда, его сфотографировали настолько реалистично, что многие подумали – это настоящая машина. Все же двухдверное купе действительно существовало. Его построили в ателье Carrozzeria Francisco Lombardi, прославившемся благодаря «папамобилю» на базе Fiat 2300 для Павла VI.
После окончания производства в Италии в 1967 году Fiat 1300/1500 выпускали еще 13 лет в бывшей Югославии под брендом Zastava. Там было собрано 200 тыс. единиц. Общее количество появившихся в разных странах лицензионных модификаций (с итальянской сборкой в придачу) составило 1 900 000 экземпляров.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....