.d-md-none .d-lg-block bibimot

Fiat 1300/1500 – просто компактный Chevrolet Corvair

Fiat 1300/1500 – просто компактный Chevrolet Corvair
В 50-е прошлого века автомобильная компания Fiat продолжила довоенные успехи и пережила небывалое развитие. На Женевском автосалоне весной 1950 года туринский производитель отпраздновал полувековой юбилей выпуска автомобилей, показав совершенно новую модель Fiat 1400.


«Отец конструкторов» – так часто называли феноменального человека по имени Данте Джакоза (1905-1996). Посвятив всю свою жизнь компании, он еще в 30-е начал заниматься разработкой самонесущего кузова, вдохновленный пребыванием в США. Но последующие мировые события поставили крест на этих планах.

Fiat 1300/1500 – просто компактный Chevrolet CorvairFiat 1300 на автовыставке, в отличном состоянии. Фото: youtube.com

И «Ситроен», и «Опель» уже имели подобные конструкции. Fiat 1400 с цельнометаллическим самонесущим кузовом представлял собой удобный современный автомобиль с винтовыми пружинами спереди и солидным комфортом. Мощности 40-сильного моторчика хватало для максимальной скорости в 120 км/ч.

Долгие поиски модели с хорошим покупательским спросом


В 1955 году на рынок вышла первая модель с двигателем сзади, выполнявшая роль народного автомобиля. Fiat 600 был очень популярен, но все равно довольно дорог – 590 000 лир. А компания также уделяла пристальное внимание разработке больших седанов класса люкс с шестицилиндровыми двигателями.

Проект № 112 выпускался в конце пятидесятых годов как Fiat 1800 и 2300. В 1957-м на свет появился самый дешевый Fiat. Cinquecento имел двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения и стоил 465 000 лир. У Fiat 500D также имелись более крупные задние фонари, на передней части добавили круглые указатели поворотов. Аналогичные, но небольшие, украшали и передние крылья.

Задняя часть автомобиля Fiat 1300 – ничего особенного. Фото: youtube.com

На Парижском автосалоне 1959 года руководство компании Fiat было поражено автомобилем Chevrolet Corvair. Четыре круглые фары под вытянутым передним капотом и кромка на высоте его торца вокруг всей машины стали настоящим модным хитом.

В то время, когда рассматривался вопрос о преемнике Fiat 1400, на заводе царила очень напряженная атмосфера. Руководство автомобильной компании сильно разочаровалось слабыми продажами Fiat 500. Первоначальные ожидания не оправдались. И конструкторы сразу поняли, почему так.

Говоря сегодняшним языком, мы бы назвали виновником отдел маркетинга. Победило мнение, что Fiat 500 отберет клиентов у Fiat 600, а потому его нужно больше дифференцировать. Однако такой подход означал обман покупателей. И инженеры нашли быстрое решение.

Fiat 1500 с желтыми фарами. Фото: youtube.com

Corvair не только очаровал жителей Турина, у молодого немецкого дизайнера Клауса Люте просто не было выбора. Сейчас известно, почему у Fiat 1300 и NSU Prinz так много общих черт. Просто удалось превратить современные элементы большого Chevrolet в компактный кузов длиной 4030 миллиметров.

Дизайн соответствовал традициям бренда Fiat, но при этом оставался очень стильным и современным. Новую машину к серийному производству подготовили в необычайно короткие сроки. А то, что касается двигателя, то с этим вообще не оказалось никаких проблем. Поступили, по чисто математическому действию: «6 – 2 = 4».

Технические характеристики новинки


Конструктор Аурелио Лампреди очень легко построил новые силовые агрегаты. Он укоротил шесть цилиндров (в прежних моделях с объемом 1800 и 2300 куб. см) до четырех. Полученный таким нехитрым образом 4-цилиндровый двигатель с чугунным блоком имел клапанный механизм OHV при следующих характеристиках:

✅ ход поршней – 79,5 мм
✅ диаметр цилиндра – 72 мм
✅ рабочий объем – 1295 куб. см
✅ мощность – 60 л. с (45 кВт)
✅ максимальный крутящий момент – 93 Н*м

Именно такими характеристиками обладал мотор для Fiat 1300. Но, как вы помните, имелась еще одна версия более крупного 2,3-литрового двигателя. Его производная стала сердцем для модификации Fiat 1500. Здесь уже имеем показатели посерьезнее:

✅ диаметр цилиндра – 77 мм
✅ рабочий объем – 1481 куб. см
✅ мощность – 72 л. с

Так получилось, что почти сразу же новинку представили в двух модификациях. Они не имели никаких внешних различий. Все начинались лишь после того, как вы открывали капот. Поэтому будущие клиенты могли либо доплатить и получить более мощный экземпляр, либо сэкономить, купив 1,3-литровую версию. Все равно окружающие не сумели бы их отличить по каким-либо видимым признакам.

Премьера нового Fiat 1300/1500 состоялась 21 апреля 1961 года на Туринском автосалоне. Сначала как седан Berlina, а затем и как универсал с обозначением Familiare. Новинка получила масштабную рекламную кампанию.


Производители не поскупились, пригласив для продвижения фаворита бренда местных звезд первой величины. В автомобильной рекламе снялись две популярные итальянские актрисы: Витторио Гассман (1922-2000) и потрясающая Илария Оккини (1934).

Повлияла и на наши «Жигули»


По сравнению со старой моделью 1300/1500 стал большим шагом вперед. Новый передний мост с винтовыми пружинами и поперечным стабилизатором обеспечил прекрасную управляемость. К этому стоит добавить, что автомобиль получил дисковые тормоза, а колеса впервые имели диаметр 13 дюймов.

Неплохой салон Fiat 1500, но не хватает подголовников для сидений. Фото: youtube.com

И на этом приятные обновления далеко не исчерпались. Рулевое управление имело глобоидный винт и шкив. Задний ведущий неразрезной мост подвешивался на двух продольных стойках и листовых рессорах. Во многом новый Fiat оказался примером для подражания на долгие годы.

Все же, самым показательным и трогательным для всех нас можно считать следующий факт. Колесную базу кузова в 2420 миллиметров позже унаследовал Fiat 124, а вместе с ним и российские «Жигули-Лада». Удивительно, но долгая история этого элемента растянулась на полвека.

Однако, компания параллельно развивала и старые направления, подвергая их омологации. В 1964 году выпущена новая модель Fiat 500C. На первый взгляд она мало чем отличалась от других. Автомобиль получил лишь несколько заметных усовершенствований дизайна:

✅ задние фонари большего размера
✅ прямую приборную панель
✅ намного более мощный двигатель

Имелась у него и удлиненная колесная база – 2505 миллиметров. Деталью, по которой его можно было быстро опознать снаружи, являлась перенесенная с правой на левую сторону автомобиля дверца заливной горловины топливного бака.

Выпуск по лицензии и завершение производства


Fiat 1500C стал технической основой для лицензионного Polski Fiat 125p, который начали выпускать в 1967 году. Хотя поляки вынудили изменить соглашение и также получили новый кузов от более современного Fiat 125. Имелась еще одна модель с обозначением Fiat 1500L («Лунга»).

Речь идет о седане с колесной базой 2649 миллиметров, появившемся в 1962 году. На самом деле это старый Fiat 1800B, получивший четырехцилиндровый двигатель. Марио Феличе Боано также создал дизайн двухдверной версии кузова. Однако она осталась лишь в виде модели масштабом 1:5.

Двигатель Fiat на 1300 «кубиков». Фото: youtube.com

Правда, его сфотографировали настолько реалистично, что многие подумали – это настоящая машина. Все же двухдверное купе действительно существовало. Его построили в ателье Carrozzeria Francisco Lombardi, прославившемся благодаря «папамобилю» на базе Fiat 2300 для Павла VI.

После окончания производства в Италии в 1967 году Fiat 1300/1500 выпускали еще 13 лет в бывшей Югославии под брендом Zastava. Там было собрано 200 тыс. единиц. Общее количество появившихся в разных странах лицензионных модификаций (с итальянской сборкой в придачу) составило 1 900 000 экземпляров.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А вы нашли что-то общее у Fiat 1300/1500 и наших «Жигулей»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Chevrolet Corvair Yenko Stinger – полузабытый ответ США на Porsche 911Chevrolet Corvair: репрессии и поздняя реабилитация «отца» советского «Запорожца»