Fiat 1300/1500 – просто компактный Chevrolet Corvair
В 50-е прошлого века автомобильная компания Fiat продолжила довоенные успехи и пережила небывалое развитие. На Женевском автосалоне весной 1950 года туринский производитель отпраздновал полувековой юбилей выпуска автомобилей, показав совершенно новую модель Fiat 1400.
«Отец конструкторов» – так часто называли феноменального человека по имени Данте Джакоза (1905-1996). Посвятив всю свою жизнь компании, он еще в 30-е начал заниматься разработкой самонесущего кузова, вдохновленный пребыванием в США. Но последующие мировые события поставили крест на этих планах.
И «Ситроен», и «Опель» уже имели подобные конструкции. Fiat 1400 с цельнометаллическим самонесущим кузовом представлял собой удобный современный автомобиль с винтовыми пружинами спереди и солидным комфортом. Мощности 40-сильного моторчика хватало для максимальной скорости в 120 км/ч.
В 1955 году на рынок вышла первая модель с двигателем сзади, выполнявшая роль народного автомобиля. Fiat 600 был очень популярен, но все равно довольно дорог – 590 000 лир. А компания также уделяла пристальное внимание разработке больших седанов класса люкс с шестицилиндровыми двигателями.
Проект № 112 выпускался в конце пятидесятых годов как Fiat 1800 и 2300. В 1957-м на свет появился самый дешевый Fiat. Cinquecento имел двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения и стоил 465 000 лир. У Fiat 500D также имелись более крупные задние фонари, на передней части добавили круглые указатели поворотов. Аналогичные, но небольшие, украшали и передние крылья.
На Парижском автосалоне 1959 года руководство компании Fiat было поражено автомобилем Chevrolet Corvair. Четыре круглые фары под вытянутым передним капотом и кромка на высоте его торца вокруг всей машины стали настоящим модным хитом.
В то время, когда рассматривался вопрос о преемнике Fiat 1400, на заводе царила очень напряженная атмосфера. Руководство автомобильной компании сильно разочаровалось слабыми продажами Fiat 500. Первоначальные ожидания не оправдались. И конструкторы сразу поняли, почему так.
Говоря сегодняшним языком, мы бы назвали виновником отдел маркетинга. Победило мнение, что Fiat 500 отберет клиентов у Fiat 600, а потому его нужно больше дифференцировать. Однако такой подход означал обман покупателей. И инженеры нашли быстрое решение.
Corvair не только очаровал жителей Турина, у молодого немецкого дизайнера Клауса Люте просто не было выбора. Сейчас известно, почему у Fiat 1300 и NSU Prinz так много общих черт. Просто удалось превратить современные элементы большого Chevrolet в компактный кузов длиной 4030 миллиметров.
Дизайн соответствовал традициям бренда Fiat, но при этом оставался очень стильным и современным. Новую машину к серийному производству подготовили в необычайно короткие сроки. А то, что касается двигателя, то с этим вообще не оказалось никаких проблем. Поступили, по чисто математическому действию: «6 – 2 = 4».
Конструктор Аурелио Лампреди очень легко построил новые силовые агрегаты. Он укоротил шесть цилиндров (в прежних моделях с объемом 1800 и 2300 куб. см) до четырех. Полученный таким нехитрым образом 4-цилиндровый двигатель с чугунным блоком имел клапанный механизм OHV при следующих характеристиках:
✅ ход поршней – 79,5 мм
✅ диаметр цилиндра – 72 мм
✅ рабочий объем – 1295 куб. см
✅ мощность – 60 л. с (45 кВт)
✅ максимальный крутящий момент – 93 Н*м
Именно такими характеристиками обладал мотор для Fiat 1300. Но, как вы помните, имелась еще одна версия более крупного 2,3-литрового двигателя. Его производная стала сердцем для модификации Fiat 1500. Здесь уже имеем показатели посерьезнее:
✅ диаметр цилиндра – 77 мм
✅ рабочий объем – 1481 куб. см
✅ мощность – 72 л. с
Так получилось, что почти сразу же новинку представили в двух модификациях. Они не имели никаких внешних различий. Все начинались лишь после того, как вы открывали капот. Поэтому будущие клиенты могли либо доплатить и получить более мощный экземпляр, либо сэкономить, купив 1,3-литровую версию. Все равно окружающие не сумели бы их отличить по каким-либо видимым признакам.
Производители не поскупились, пригласив для продвижения фаворита бренда местных звезд первой величины. В автомобильной рекламе снялись две популярные итальянские актрисы: Витторио Гассман (1922-2000) и потрясающая Илария Оккини (1934).
По сравнению со старой моделью 1300/1500 стал большим шагом вперед. Новый передний мост с винтовыми пружинами и поперечным стабилизатором обеспечил прекрасную управляемость. К этому стоит добавить, что автомобиль получил дисковые тормоза, а колеса впервые имели диаметр 13 дюймов.
И на этом приятные обновления далеко не исчерпались. Рулевое управление имело глобоидный винт и шкив. Задний ведущий неразрезной мост подвешивался на двух продольных стойках и листовых рессорах. Во многом новый Fiat оказался примером для подражания на долгие годы.
Все же, самым показательным и трогательным для всех нас можно считать следующий факт. Колесную базу кузова в 2420 миллиметров позже унаследовал Fiat 124, а вместе с ним и российские «Жигули-Лада». Удивительно, но долгая история этого элемента растянулась на полвека.
Однако, компания параллельно развивала и старые направления, подвергая их омологации. В 1964 году выпущена новая модель Fiat 500C. На первый взгляд она мало чем отличалась от других. Автомобиль получил лишь несколько заметных усовершенствований дизайна:
✅ задние фонари большего размера
✅ прямую приборную панель
✅ намного более мощный двигатель
Имелась у него и удлиненная колесная база – 2505 миллиметров. Деталью, по которой его можно было быстро опознать снаружи, являлась перенесенная с правой на левую сторону автомобиля дверца заливной горловины топливного бака.
Fiat 1500C стал технической основой для лицензионного Polski Fiat 125p, который начали выпускать в 1967 году. Хотя поляки вынудили изменить соглашение и также получили новый кузов от более современного Fiat 125. Имелась еще одна модель с обозначением Fiat 1500L («Лунга»).
Речь идет о седане с колесной базой 2649 миллиметров, появившемся в 1962 году. На самом деле это старый Fiat 1800B, получивший четырехцилиндровый двигатель. Марио Феличе Боано также создал дизайн двухдверной версии кузова. Однако она осталась лишь в виде модели масштабом 1:5.
Правда, его сфотографировали настолько реалистично, что многие подумали – это настоящая машина. Все же двухдверное купе действительно существовало. Его построили в ателье Carrozzeria Francisco Lombardi, прославившемся благодаря «папамобилю» на базе Fiat 2300 для Павла VI.
После окончания производства в Италии в 1967 году Fiat 1300/1500 выпускали еще 13 лет в бывшей Югославии под брендом Zastava. Там было собрано 200 тыс. единиц. Общее количество появившихся в разных странах лицензионных модификаций (с итальянской сборкой в придачу) составило 1 900 000 экземпляров.
«Отец конструкторов» – так часто называли феноменального человека по имени Данте Джакоза (1905-1996). Посвятив всю свою жизнь компании, он еще в 30-е начал заниматься разработкой самонесущего кузова, вдохновленный пребыванием в США. Но последующие мировые события поставили крест на этих планах.
Fiat 1300 на автовыставке, в отличном состоянии. Фото: youtube.com
И «Ситроен», и «Опель» уже имели подобные конструкции. Fiat 1400 с цельнометаллическим самонесущим кузовом представлял собой удобный современный автомобиль с винтовыми пружинами спереди и солидным комфортом. Мощности 40-сильного моторчика хватало для максимальной скорости в 120 км/ч.
Долгие поиски модели с хорошим покупательским спросом
В 1955 году на рынок вышла первая модель с двигателем сзади, выполнявшая роль народного автомобиля. Fiat 600 был очень популярен, но все равно довольно дорог – 590 000 лир. А компания также уделяла пристальное внимание разработке больших седанов класса люкс с шестицилиндровыми двигателями.
Проект № 112 выпускался в конце пятидесятых годов как Fiat 1800 и 2300. В 1957-м на свет появился самый дешевый Fiat. Cinquecento имел двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения и стоил 465 000 лир. У Fiat 500D также имелись более крупные задние фонари, на передней части добавили круглые указатели поворотов. Аналогичные, но небольшие, украшали и передние крылья.
Задняя часть автомобиля Fiat 1300 – ничего особенного. Фото: youtube.com
На Парижском автосалоне 1959 года руководство компании Fiat было поражено автомобилем Chevrolet Corvair. Четыре круглые фары под вытянутым передним капотом и кромка на высоте его торца вокруг всей машины стали настоящим модным хитом.
В то время, когда рассматривался вопрос о преемнике Fiat 1400, на заводе царила очень напряженная атмосфера. Руководство автомобильной компании сильно разочаровалось слабыми продажами Fiat 500. Первоначальные ожидания не оправдались. И конструкторы сразу поняли, почему так.
Говоря сегодняшним языком, мы бы назвали виновником отдел маркетинга. Победило мнение, что Fiat 500 отберет клиентов у Fiat 600, а потому его нужно больше дифференцировать. Однако такой подход означал обман покупателей. И инженеры нашли быстрое решение.
Fiat 1500 с желтыми фарами. Фото: youtube.com
Corvair не только очаровал жителей Турина, у молодого немецкого дизайнера Клауса Люте просто не было выбора. Сейчас известно, почему у Fiat 1300 и NSU Prinz так много общих черт. Просто удалось превратить современные элементы большого Chevrolet в компактный кузов длиной 4030 миллиметров.
Дизайн соответствовал традициям бренда Fiat, но при этом оставался очень стильным и современным. Новую машину к серийному производству подготовили в необычайно короткие сроки. А то, что касается двигателя, то с этим вообще не оказалось никаких проблем. Поступили, по чисто математическому действию: «6 – 2 = 4».
Технические характеристики новинки
Конструктор Аурелио Лампреди очень легко построил новые силовые агрегаты. Он укоротил шесть цилиндров (в прежних моделях с объемом 1800 и 2300 куб. см) до четырех. Полученный таким нехитрым образом 4-цилиндровый двигатель с чугунным блоком имел клапанный механизм OHV при следующих характеристиках:
✅ ход поршней – 79,5 мм
✅ диаметр цилиндра – 72 мм
✅ рабочий объем – 1295 куб. см
✅ мощность – 60 л. с (45 кВт)
✅ максимальный крутящий момент – 93 Н*м
Именно такими характеристиками обладал мотор для Fiat 1300. Но, как вы помните, имелась еще одна версия более крупного 2,3-литрового двигателя. Его производная стала сердцем для модификации Fiat 1500. Здесь уже имеем показатели посерьезнее:
✅ диаметр цилиндра – 77 мм
✅ рабочий объем – 1481 куб. см
✅ мощность – 72 л. с
Так получилось, что почти сразу же новинку представили в двух модификациях. Они не имели никаких внешних различий. Все начинались лишь после того, как вы открывали капот. Поэтому будущие клиенты могли либо доплатить и получить более мощный экземпляр, либо сэкономить, купив 1,3-литровую версию. Все равно окружающие не сумели бы их отличить по каким-либо видимым признакам.
Премьера нового Fiat 1300/1500 состоялась 21 апреля 1961 года на Туринском автосалоне. Сначала как седан Berlina, а затем и как универсал с обозначением Familiare. Новинка получила масштабную рекламную кампанию.
Производители не поскупились, пригласив для продвижения фаворита бренда местных звезд первой величины. В автомобильной рекламе снялись две популярные итальянские актрисы: Витторио Гассман (1922-2000) и потрясающая Илария Оккини (1934).
Повлияла и на наши «Жигули»
По сравнению со старой моделью 1300/1500 стал большим шагом вперед. Новый передний мост с винтовыми пружинами и поперечным стабилизатором обеспечил прекрасную управляемость. К этому стоит добавить, что автомобиль получил дисковые тормоза, а колеса впервые имели диаметр 13 дюймов.
Неплохой салон Fiat 1500, но не хватает подголовников для сидений. Фото: youtube.com
И на этом приятные обновления далеко не исчерпались. Рулевое управление имело глобоидный винт и шкив. Задний ведущий неразрезной мост подвешивался на двух продольных стойках и листовых рессорах. Во многом новый Fiat оказался примером для подражания на долгие годы.
Все же, самым показательным и трогательным для всех нас можно считать следующий факт. Колесную базу кузова в 2420 миллиметров позже унаследовал Fiat 124, а вместе с ним и российские «Жигули-Лада». Удивительно, но долгая история этого элемента растянулась на полвека.
Однако, компания параллельно развивала и старые направления, подвергая их омологации. В 1964 году выпущена новая модель Fiat 500C. На первый взгляд она мало чем отличалась от других. Автомобиль получил лишь несколько заметных усовершенствований дизайна:
✅ задние фонари большего размера
✅ прямую приборную панель
✅ намного более мощный двигатель
Имелась у него и удлиненная колесная база – 2505 миллиметров. Деталью, по которой его можно было быстро опознать снаружи, являлась перенесенная с правой на левую сторону автомобиля дверца заливной горловины топливного бака.
Выпуск по лицензии и завершение производства
Fiat 1500C стал технической основой для лицензионного Polski Fiat 125p, который начали выпускать в 1967 году. Хотя поляки вынудили изменить соглашение и также получили новый кузов от более современного Fiat 125. Имелась еще одна модель с обозначением Fiat 1500L («Лунга»).
Речь идет о седане с колесной базой 2649 миллиметров, появившемся в 1962 году. На самом деле это старый Fiat 1800B, получивший четырехцилиндровый двигатель. Марио Феличе Боано также создал дизайн двухдверной версии кузова. Однако она осталась лишь в виде модели масштабом 1:5.
Двигатель Fiat на 1300 «кубиков». Фото: youtube.com
Правда, его сфотографировали настолько реалистично, что многие подумали – это настоящая машина. Все же двухдверное купе действительно существовало. Его построили в ателье Carrozzeria Francisco Lombardi, прославившемся благодаря «папамобилю» на базе Fiat 2300 для Павла VI.
После окончания производства в Италии в 1967 году Fiat 1300/1500 выпускали еще 13 лет в бывшей Югославии под брендом Zastava. Там было собрано 200 тыс. единиц. Общее количество появившихся в разных странах лицензионных модификаций (с итальянской сборкой в придачу) составило 1 900 000 экземпляров.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
Самолет с поршневыми двигателями, установивший рекорд высоты в последнем своем полете, стал никому не нужен всего через 29 исследовательских рейсов....
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
Белорусские инженеры разработали универсальный газовый двигатель
Новый мотор подойдет для тракторов, грузовиков, автобусов и комбайнов. Его экономичность уже доказана....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
КАМАЗ-54902 теперь серийный – надежная альтернатива «китайцам»
Российские грузовики выпускаются сейчас на нескольких заводах. Из массовых гигантов мы потеряли только ЗиЛ, остальные же бренды, вроде ГАЗ и КАМАЗ, до сих пор...
Полет на Ан-2 в мороз – для тех, кто скучает по советской авиации
«Кукурузник» – это небольшой самолет, который под этим названием был известен в свое время почти каждому советскому гражданину. Но далеко не все в курсе, что...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....