Вертолет Heli-Sport CH-7: итальянское чудо, которое можно собрать в гараже
Heli-Sport CH-7 – пожалуй, лучшее творение почти одноименной итальянской компании из Турина. До сих пор ее название ассоциируется именно с этой моделью, заслужившей популярность у частных пилотов во Франции, Италии, Чехии, Польше и еще более чем в 10 государствах Европы.
Компания была основана в 1989 году как EliSport, но в 1997 году получила свое нынешнее название. Пятью годами ранее итальянские конструкторы, опираясь на опыт коллег из Аргентины, серьезно переработали вертолет Cicare CH-6. На выходе получился Heli-Sport CH-7 в модификации Angel. Он послужил началом целой серии вертолетной техники, которую мы сегодня и рассмотрим.
Итак, Heli-Sport CH-7 – это легкий двухместный вертолет, выпускаемый в Италии с 1992 года. За все время производства собрано более 350 экземпляров. Наиболее популярной модификацией был и остается Kompress Charlie. Он предлагается в формате «кита», на сборку которого уходит примерно 400 человеко-часов. Это значит, что у одного человека на «изготовление» техники уйдет 400 часов.
Интересно, что некоторые владельцы утверждают, что собрать тот же Kompress Charlie удается за в два раза меньшее время, чем указывает производитель, а именно за 200 часов.
Кроме того, можно купить комплект с увеличенным количеством предварительно собранных элементов. На его сборку уходит порядка 85 часов, если заниматься этим в одиночку. Будет хороший повод позвать друзей.
В основу Heli-Sport CH-7 легла традиционная компоновка с двумя роторами, основным и хвостовым. Первый собран из композитных материалов и имеет полужесткую качающуюся конструкцию с возможностью поворота на 6 градусов. Хвостовой ротор тоже облегченный – собран из алюминия.
Все агрегаты и кабина вертолета закреплены на стальной трубчатой раме. На ней же установлен и двигатель, расположенный за основным корпусом в полуоткрытом виде. Так он лучше обдувается в полете – и обслуживание проще. С валом несущего винта ДВС соединяется ременной передачей.
Ходовая часть вертолета Heli-Sport CH-7 сделана из алюминия и поддерживает установку как колес для наземного перемещения, так и поплавков для посадки на воду. Об этом мы еще поговорим.
Вертолеты модификаций Kompress и Kompress Charlie дополнительно могут оснащаться крюком с грузоподъемностью до 100 кг, либо разбрызгивателем для распыления жидкостей или порошков. Как показывает практика, оба доступных дополнения широко используются в сельском хозяйстве.
Обычно под названием Heli-Sport CH-7 подразумевают модификацию Kompress Charlie, так как она самая популярная и массовая – выпущено более 215 экземпляров, и это только на май 2009 года. В серии есть и другие не менее интересные машины, особенности которых коротко изучим ниже.
Первая версия представляет собой Cicare CH-6 с закрытой кабиной пилотов. Начал продаваться еще в 1992 году, но уже давно не производится – последний комплект был выпущен в 2010 году. Модель оснащалась либо 64-сильным двигателем Rotax 582UL UL, либо 80-сильным Rotax 912 UL на выбор.
На фоне модификации Angel этот вариант получает удлиненную кабину и два места, размещенных по принципу тандема – одно за другим. До сих пор выпускается и по запросу может быть улучшен до Kompress Charlie. По умолчанию техника оснащается двигателем Rotax 914 мощностью 114 л. с.
Разработан и впервые собран в 2005 году. Отличается от Kompress увеличенным топливным баком, углеродным волокном в составе фюзеляжа, шарнирными капотами двигателя. Стойки обзавелись аэродинамическими обтекателями. В результате перечисленных доработок улучшились высотные характеристики, снизился уровень вибрации во время полета и выросла максимальная скорость.
В качестве силовой установки используется один из двух вариантов ДВС: Rotax 582 или Rotax 912. Первый выдает мощность 47,8 кВт, второй – 59,6 кВт или 80 л. с. Оба работают на бензине АИ-95.
Единственное изменение в этой модификации – появление надувного поплавка и увеличение веса на 15 кг. Благодаря этой доработке вертолет CH-7 способен садиться на любые водные поверхности.
Кроме перечисленных выше модификаций есть еще две серьезно переработанные версии техники. Они даже получили собственные индексы – CH-7B Spirit и CH-7T Spirit Tandem. Оба производятся не в Италии, как остальные комплекты, а в Аргентине, причем компанией, у которой итальянцами был позаимствован Cicare CH-6. Получается, все вернулось на круги своя, еще и вот с таким развитием.
Это легкий одноместный вертолет с миниатюрными кабиной и несущим винтом, но при этом с большим и мощным двигателем Rotax 912S. Четырехтактный мотор получил жидкостную и воздушную системы охлаждения, имеет двойное электронное зажигание и два карбюратора.
ДВС развивает мощность 100 л. с. и крутящий момент 128 Н*м при скорости вращения 5100 об/мин.
Как можно догадаться по названию, это все тот же «Спирит», но с двухместной кабиной, сиденья в которой установлены друг за другом. Ввиду этого аргентинские конструкторы установили двигатель большей мощности – Rotax 914.
Мотор выдает пиковые 115 л. с., имеет двойную систему электронного зажигания, жидкостное и водяное охлаждение. Spirit Tandem продается как китом, так и в сборе.
Большинство параметров у всех перечисленных выше модификаций одинаковые за исключением дальности и максимальной скорости полета у Kompress Charlie ввиду большего количества топлива. На его примере мы и рассмотрим основные технические характеристики компактного вертолета:
✅ размах винта – 6,20 м
✅ запас топлива – 60 литров
✅ длина фюзеляжа – 7,01 м
✅ высота – 2,05 м
✅ масса пустой техники – 203 кг
✅ взлетная масса – 357 кг
✅ крейсерская скорость – 160 км/ч
✅ предельная скорость – 192 км/ч
✅ высота полета – до 5000 м
Полного топливного бака достаточно для полета продолжительностью 3 часа 45 минут. За это время на крейсерской скорости вертолет Heli-Sport CH-7 способен пролететь до 600 км без дозаправки.
Итальянский легкий вертолет, само собой, не единственный в своем роде. Есть ряд машин, сходных и по характеристикам, и по назначению. Вот несколько интересных примеров:
✅ «Беркут-М», Россия. Один 150-сильный двигатель разгоняет технику до максимальных 185 км/ч и позволяет пролететь на полном баке до 820 км.
✅ Safari 400, Канада. Развивает скорость до 160 км/ч. Дальность полета – 400 кг. Оснащается одним двигателем мощностью 180 л. с.
✅ Robinson R22, США. Комплектуется 131-сильным мотором, может пролететь до 385 км при максимальной скорости полета 190 км/ч.
При покупке набора для самостоятельной сборки, вертолет Heli-Sport CH-7 модификации Kompress Charlie стоит 115 000 долларов США или 10,5 млн рублей по текущему курсу. Поначалу сумма может показаться астрономической, но большинство указанных выше конкурентов стоят весьма дороже.
Компания была основана в 1989 году как EliSport, но в 1997 году получила свое нынешнее название. Пятью годами ранее итальянские конструкторы, опираясь на опыт коллег из Аргентины, серьезно переработали вертолет Cicare CH-6. На выходе получился Heli-Sport CH-7 в модификации Angel. Он послужил началом целой серии вертолетной техники, которую мы сегодня и рассмотрим.
О чем пойдет речь?
Итак, Heli-Sport CH-7 – это легкий двухместный вертолет, выпускаемый в Италии с 1992 года. За все время производства собрано более 350 экземпляров. Наиболее популярной модификацией был и остается Kompress Charlie. Он предлагается в формате «кита», на сборку которого уходит примерно 400 человеко-часов. Это значит, что у одного человека на «изготовление» техники уйдет 400 часов.
Может показаться, что это одноместный вертолет, но сразу за пилотом есть второе сиденье. Фото: youtube.com
Интересно, что некоторые владельцы утверждают, что собрать тот же Kompress Charlie удается за в два раза меньшее время, чем указывает производитель, а именно за 200 часов.
Кроме того, можно купить комплект с увеличенным количеством предварительно собранных элементов. На его сборку уходит порядка 85 часов, если заниматься этим в одиночку. Будет хороший повод позвать друзей.
Как это устроено?
В основу Heli-Sport CH-7 легла традиционная компоновка с двумя роторами, основным и хвостовым. Первый собран из композитных материалов и имеет полужесткую качающуюся конструкцию с возможностью поворота на 6 градусов. Хвостовой ротор тоже облегченный – собран из алюминия.
Все агрегаты и кабина вертолета закреплены на стальной трубчатой раме. На ней же установлен и двигатель, расположенный за основным корпусом в полуоткрытом виде. Так он лучше обдувается в полете – и обслуживание проще. С валом несущего винта ДВС соединяется ременной передачей.
Так выглядит кабина вертолета глазами пилота. Фото: youtube.com
Ходовая часть вертолета Heli-Sport CH-7 сделана из алюминия и поддерживает установку как колес для наземного перемещения, так и поплавков для посадки на воду. Об этом мы еще поговорим.
Вертолеты модификаций Kompress и Kompress Charlie дополнительно могут оснащаться крюком с грузоподъемностью до 100 кг, либо разбрызгивателем для распыления жидкостей или порошков. Как показывает практика, оба доступных дополнения широко используются в сельском хозяйстве.
Четыре CH-7 на все случаи жизни
Обычно под названием Heli-Sport CH-7 подразумевают модификацию Kompress Charlie, так как она самая популярная и массовая – выпущено более 215 экземпляров, и это только на май 2009 года. В серии есть и другие не менее интересные машины, особенности которых коротко изучим ниже.
Angel
Первая версия представляет собой Cicare CH-6 с закрытой кабиной пилотов. Начал продаваться еще в 1992 году, но уже давно не производится – последний комплект был выпущен в 2010 году. Модель оснащалась либо 64-сильным двигателем Rotax 582UL UL, либо 80-сильным Rotax 912 UL на выбор.
Kompress
На фоне модификации Angel этот вариант получает удлиненную кабину и два места, размещенных по принципу тандема – одно за другим. До сих пор выпускается и по запросу может быть улучшен до Kompress Charlie. По умолчанию техника оснащается двигателем Rotax 914 мощностью 114 л. с.
Kompress Charlie
Разработан и впервые собран в 2005 году. Отличается от Kompress увеличенным топливным баком, углеродным волокном в составе фюзеляжа, шарнирными капотами двигателя. Стойки обзавелись аэродинамическими обтекателями. В результате перечисленных доработок улучшились высотные характеристики, снизился уровень вибрации во время полета и выросла максимальная скорость.
Полуоткрытое расположение мотора способствует его охлаждению. Фото: youtube.com
В качестве силовой установки используется один из двух вариантов ДВС: Rotax 582 или Rotax 912. Первый выдает мощность 47,8 кВт, второй – 59,6 кВт или 80 л. с. Оба работают на бензине АИ-95.
Mariner
Единственное изменение в этой модификации – появление надувного поплавка и увеличение веса на 15 кг. Благодаря этой доработке вертолет CH-7 способен садиться на любые водные поверхности.
И это еще не все
Кроме перечисленных выше модификаций есть еще две серьезно переработанные версии техники. Они даже получили собственные индексы – CH-7B Spirit и CH-7T Spirit Tandem. Оба производятся не в Италии, как остальные комплекты, а в Аргентине, причем компанией, у которой итальянцами был позаимствован Cicare CH-6. Получается, все вернулось на круги своя, еще и вот с таким развитием.
CH-7B Spirit
Это легкий одноместный вертолет с миниатюрными кабиной и несущим винтом, но при этом с большим и мощным двигателем Rotax 912S. Четырехтактный мотор получил жидкостную и воздушную системы охлаждения, имеет двойное электронное зажигание и два карбюратора.
У этой модификации двигатель еще больше и мощнее. Фото: youtube.com
ДВС развивает мощность 100 л. с. и крутящий момент 128 Н*м при скорости вращения 5100 об/мин.
CH-7T Spirit Tandem
Как можно догадаться по названию, это все тот же «Спирит», но с двухместной кабиной, сиденья в которой установлены друг за другом. Ввиду этого аргентинские конструкторы установили двигатель большей мощности – Rotax 914.
Мотор выдает пиковые 115 л. с., имеет двойную систему электронного зажигания, жидкостное и водяное охлаждение. Spirit Tandem продается как китом, так и в сборе.
Коротко о характеристиках
Большинство параметров у всех перечисленных выше модификаций одинаковые за исключением дальности и максимальной скорости полета у Kompress Charlie ввиду большего количества топлива. На его примере мы и рассмотрим основные технические характеристики компактного вертолета:
✅ размах винта – 6,20 м
✅ запас топлива – 60 литров
✅ длина фюзеляжа – 7,01 м
✅ высота – 2,05 м
✅ масса пустой техники – 203 кг
✅ взлетная масса – 357 кг
✅ крейсерская скорость – 160 км/ч
✅ предельная скорость – 192 км/ч
✅ высота полета – до 5000 м
Полного топливного бака достаточно для полета продолжительностью 3 часа 45 минут. За это время на крейсерской скорости вертолет Heli-Sport CH-7 способен пролететь до 600 км без дозаправки.
Есть ли конкуренты у CH-7?
Итальянский легкий вертолет, само собой, не единственный в своем роде. Есть ряд машин, сходных и по характеристикам, и по назначению. Вот несколько интересных примеров:
✅ «Беркут-М», Россия. Один 150-сильный двигатель разгоняет технику до максимальных 185 км/ч и позволяет пролететь на полном баке до 820 км.
✅ Safari 400, Канада. Развивает скорость до 160 км/ч. Дальность полета – 400 кг. Оснащается одним двигателем мощностью 180 л. с.
✅ Robinson R22, США. Комплектуется 131-сильным мотором, может пролететь до 385 км при максимальной скорости полета 190 км/ч.
При покупке набора для самостоятельной сборки, вертолет Heli-Sport CH-7 модификации Kompress Charlie стоит 115 000 долларов США или 10,5 млн рублей по текущему курсу. Поначалу сумма может показаться астрономической, но большинство указанных выше конкурентов стоят весьма дороже.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...