Golden Sahara II: самый продвинутый концепт-кар 50-х годов
Не все золото, что блестит, но это не распространяется на легендарный шоу-кар Golden Sahara II. Он опередил свое время и в наши дни обошелся бы минимум в 385000 долларов США, что по текущему курсу составит почти 36 млн рублей. Что же в нем такого необычного – давайте разбираться вместе.
Ретро-кар Golden Sahara II не может похвастаться счастливой историей создания. Напротив, она не из простых. Все началось в 1953 году, когда Джордж Баррис – популярный американский фотограф и дизайнер автомобилей – купил новый экземпляр Lincoln Capri на автошоу и поехал домой.
Однако, доехать без приключений не удалось. На середине пути до дома мотор Lincoln Capri просто «встал» без видимых на то причин. Машину пришлось погрузить на прицеп и буксировать дальше. Но и на этом беды не закончились. Связка буксира и прицепа столкнулась с грузовиком-сеновозом.
Благо, никто не пострадал, но у Lincoln Capri «сорвало крышу». Казалось бы, автомобиль после такого столкновения только отдавать в лом, но Джордж Баррис не искал легких путей. В этом искореженном грузовиком и судьбой авто он смог увидеть перспективу для уникального концепта.
Следующие несколько месяцев после ДТП, которое обошлось без последствий для водителей, ушли на серьезный редизайн ретроавтомобиля. В итоге он получил новый верх причудливой для тех лет формы, брутальные «плавники» в задней части, и все это органично дополнялось анодированным покрытием кузова золотистого оттенка.
Одной из визуальных фишек концепт-кара стали вкрапления 24-каратного золота с рыбьей чешуей в нижней части заднего бампера и крыльев. Из-за необычного окраса автомобиль и получил свое название Golden Sahara. В таком виде он выступал на мероприятиях, включая Petersen Motorama.
На упомянутой выставке машина в новом обличии дебютировала перед зрителями в 1954 году. В следующем году автомобиль появился на обложке крайне популярного в те годы журнала Motor Trend. На его страницах эта машина именовалась не иначе как «кастом за 25000 долларов США».
Напоминаем, что на улице шли 50-е годы ХХ века, и даже оригинальный Lincoln Capri стоил «всего» 3500 долларов США. Можно представить, насколько дорогим тогда воспринимался этот концепт. Однако, как выяснилось уже через несколько лет, для автомобиля это было только началом пути.
Как Golden Sahara II упомянутый выше концепт стал известен уже в 1956 году. На его модернизацию в совокупности было потрачено около 75000 долларов США. Инициатором модернизации, как и бессменным владельцем концепта в последующие несколько десятилетий, стал Джим Сконзакес.
Кузовные работы возглавил Боб Мец, а за решение вопросов по части электроники взялся Джим Роут. Совместными усилиями они построили еще более экстремальный и «заряженный» кастом, цена которого на фоне нововведений выросла сразу в 3 раза.
От оригинала автомобиль Golden Sahara II отличался увеличенным воздухозаборником на капоте, штурвалом вместо рулевого колеса и универсальным авиационным рычагом для более быстрого торможения и ускорения.
Особенно эффектно смотрелся прозрачный купол крыши, через который обеспечивалась отличная панорама обзора. Правда, в солнечный день явно жарковато.
Нельзя не отметить и экспериментальные прозрачные шины, на которые поставили Golden Sahara II. Покрышки из материала неотан, изготовленные компанией Goodyear, не просто удивляли своей светопрозрачной структурой. При поворотах и торможениях они начинали буквально светиться.
Интересно, что светящиеся шины – отнюдь не баловство. Компания Goodyear рассматривала такой вариант покрышек как средство улучшения видимости в плохих дорожных условиях. Кроме того, за счет встроенного в шины освещения бренд планировал использовать их в качестве стоп-сигналов.
Несмотря на то, что внешний вид оригинального Lincoln Capri в ходе превращения в Golden Sahara II изрядно изменился, в техническом плане изменения не столь серьезны. Например, под капотом стоял все тот же 5,2-литровый бензиновый двигатель.
Мотор Lincoln V8 317 развивал мощность 205 л. с., имел жидкостное охлаждение и работал в тандеме с 4-ступенчатым «автоматом» Hydramatic.
Для питания ДВС использовался 4-камерный карбюратор Holley. Пиковый крутящий момент достигал 414 Н*м при 2300 об/мин, а вот максимальная мощность развивалась при 4200 об/мин. С учетом массы в 1975 кг машина довольно быстро разгонялась до ограничения в 170 км/ч.
Что касается ходовой части, Golden Sahara II получил полностью независимую пружинную подвеску спереди и зависимую рессорную сзади. На всех колесах установлены гидравлические барабанные тормоза. Колесная база машины составила 3124 мм при длине кузова во внушительные 5428 мм.
Пожалуй, самой важной особенностью концепт-кара Golden Sahara II стал его статус платформы для тестирования передовых на тот момент электронных технологий в автомобилестроении. Вот только часть опций, которые сегодня никого не удивят, но в те годы поразили присутствием в авто:
✅ функция автоматической остановки в движении
✅ удаленный пуск мотора (с помощью пульта)
✅ электрическая система открывания дверей
✅ примитивное, но все же управление голосом
Кроме того, в салоне кастомного автомобиля были установлены радио, стереосистема, магнитофон и телефон. Нашлось место даже для телевизора и коктейль-бара.
Приборная панель выглядела для обывателя крайне необычно – множество механических поворотных ручек и тумблеров, которые и отвечали за включение/отключение перечисленных выше опций. Некоторые были фиктивными.
Для работы опции автоматического торможения использовались датчики, расположенные около фар в передней части кузова. Они работали хоть и достаточно примитивно, все-таки могли изучать пространство перед автомобилем на предмет наличия или отсутствия препятствий перед ним.
В 1960 году кастом Golden Sahara II принимал участие в съемках телешоу «I've Got a Secret» и даже стал «актером» в фильме «Cinderfella». Кроме того, причудливого вида автомобиль неоднократно принимал участие в автомобильных выставках, включая первое мероприятие под названием National Champion Custom Car Show.
Начиная с 1963 года концепт-кар надолго пропадает с радаров. В следующий раз о нем вспомнят только в 2017 году, когда авто будет обнаружено в гараже Джима Сконзакеса. Да, того самого, благодаря инициативе которого машина в принципе обрела свой уникальный вид.
В 2018 году автомобиль Golden Sahara II ушел с молотка на аукционе Mecum. Новым счастливым владельцем стал Ларри Клэрмонт, отдавший за лот 385000 долларов США. Впоследствии он отдал машину на модернизацию в мастерскую Speakeasy Custom & Classics, где она снова поменяла вид.
Последнее на сегодня публичное появление кастомного автомобиля Golden Sahara II было в 2019 году на Женевском автосалоне. Сейчас он, вероятно, хранится в гараже у Ларри Клэрмонта.
Как все начиналось?
Ретро-кар Golden Sahara II не может похвастаться счастливой историей создания. Напротив, она не из простых. Все началось в 1953 году, когда Джордж Баррис – популярный американский фотограф и дизайнер автомобилей – купил новый экземпляр Lincoln Capri на автошоу и поехал домой.
Однако, доехать без приключений не удалось. На середине пути до дома мотор Lincoln Capri просто «встал» без видимых на то причин. Машину пришлось погрузить на прицеп и буксировать дальше. Но и на этом беды не закончились. Связка буксира и прицепа столкнулась с грузовиком-сеновозом.
Актуальный на сегодняшний день вид кастома Golden Sahara II. Фото: youtube.com
Благо, никто не пострадал, но у Lincoln Capri «сорвало крышу». Казалось бы, автомобиль после такого столкновения только отдавать в лом, но Джордж Баррис не искал легких путей. В этом искореженном грузовиком и судьбой авто он смог увидеть перспективу для уникального концепта.
Из хлама в легенду
Следующие несколько месяцев после ДТП, которое обошлось без последствий для водителей, ушли на серьезный редизайн ретроавтомобиля. В итоге он получил новый верх причудливой для тех лет формы, брутальные «плавники» в задней части, и все это органично дополнялось анодированным покрытием кузова золотистого оттенка.
Одной из визуальных фишек концепт-кара стали вкрапления 24-каратного золота с рыбьей чешуей в нижней части заднего бампера и крыльев. Из-за необычного окраса автомобиль и получил свое название Golden Sahara. В таком виде он выступал на мероприятиях, включая Petersen Motorama.
Шины из полупрозрачного каучука со встроенной подсветкой и сегодня смотрелись бы крайне необычно. Фото: youtube.com
На упомянутой выставке машина в новом обличии дебютировала перед зрителями в 1954 году. В следующем году автомобиль появился на обложке крайне популярного в те годы журнала Motor Trend. На его страницах эта машина именовалась не иначе как «кастом за 25000 долларов США».
Напоминаем, что на улице шли 50-е годы ХХ века, и даже оригинальный Lincoln Capri стоил «всего» 3500 долларов США. Можно представить, насколько дорогим тогда воспринимался этот концепт. Однако, как выяснилось уже через несколько лет, для автомобиля это было только началом пути.
Второе рождение
Как Golden Sahara II упомянутый выше концепт стал известен уже в 1956 году. На его модернизацию в совокупности было потрачено около 75000 долларов США. Инициатором модернизации, как и бессменным владельцем концепта в последующие несколько десятилетий, стал Джим Сконзакес.
Кузовные работы возглавил Боб Мец, а за решение вопросов по части электроники взялся Джим Роут. Совместными усилиями они построили еще более экстремальный и «заряженный» кастом, цена которого на фоне нововведений выросла сразу в 3 раза.
От оригинала автомобиль Golden Sahara II отличался увеличенным воздухозаборником на капоте, штурвалом вместо рулевого колеса и универсальным авиационным рычагом для более быстрого торможения и ускорения.
Особенно эффектно смотрелся прозрачный купол крыши, через который обеспечивалась отличная панорама обзора. Правда, в солнечный день явно жарковато.
Массивные V-образные плавники придают автомобилю свою изюминку. Фото: youtube.com
Нельзя не отметить и экспериментальные прозрачные шины, на которые поставили Golden Sahara II. Покрышки из материала неотан, изготовленные компанией Goodyear, не просто удивляли своей светопрозрачной структурой. При поворотах и торможениях они начинали буквально светиться.
Интересно, что светящиеся шины – отнюдь не баловство. Компания Goodyear рассматривала такой вариант покрышек как средство улучшения видимости в плохих дорожных условиях. Кроме того, за счет встроенного в шины освещения бренд планировал использовать их в качестве стоп-сигналов.
О характеристиках
Несмотря на то, что внешний вид оригинального Lincoln Capri в ходе превращения в Golden Sahara II изрядно изменился, в техническом плане изменения не столь серьезны. Например, под капотом стоял все тот же 5,2-литровый бензиновый двигатель.
Мотор Lincoln V8 317 развивал мощность 205 л. с., имел жидкостное охлаждение и работал в тандеме с 4-ступенчатым «автоматом» Hydramatic.
Для питания ДВС использовался 4-камерный карбюратор Holley. Пиковый крутящий момент достигал 414 Н*м при 2300 об/мин, а вот максимальная мощность развивалась при 4200 об/мин. С учетом массы в 1975 кг машина довольно быстро разгонялась до ограничения в 170 км/ч.
Вместо привычного рулевого колеса в салоне установлен большой штурвал. Фото: youtube.com
Что касается ходовой части, Golden Sahara II получил полностью независимую пружинную подвеску спереди и зависимую рессорную сзади. На всех колесах установлены гидравлические барабанные тормоза. Колесная база машины составила 3124 мм при длине кузова во внушительные 5428 мм.
Новые технологии
Пожалуй, самой важной особенностью концепт-кара Golden Sahara II стал его статус платформы для тестирования передовых на тот момент электронных технологий в автомобилестроении. Вот только часть опций, которые сегодня никого не удивят, но в те годы поразили присутствием в авто:
✅ функция автоматической остановки в движении
✅ удаленный пуск мотора (с помощью пульта)
✅ электрическая система открывания дверей
✅ примитивное, но все же управление голосом
Кроме того, в салоне кастомного автомобиля были установлены радио, стереосистема, магнитофон и телефон. Нашлось место даже для телевизора и коктейль-бара.
Приборная панель выглядела для обывателя крайне необычно – множество механических поворотных ручек и тумблеров, которые и отвечали за включение/отключение перечисленных выше опций. Некоторые были фиктивными.
Для работы опции автоматического торможения использовались датчики, расположенные около фар в передней части кузова. Они работали хоть и достаточно примитивно, все-таки могли изучать пространство перед автомобилем на предмет наличия или отсутствия препятствий перед ним.
Что было дальше?
В 1960 году кастом Golden Sahara II принимал участие в съемках телешоу «I've Got a Secret» и даже стал «актером» в фильме «Cinderfella». Кроме того, причудливого вида автомобиль неоднократно принимал участие в автомобильных выставках, включая первое мероприятие под названием National Champion Custom Car Show.
Начиная с 1963 года концепт-кар надолго пропадает с радаров. В следующий раз о нем вспомнят только в 2017 году, когда авто будет обнаружено в гараже Джима Сконзакеса. Да, того самого, благодаря инициативе которого машина в принципе обрела свой уникальный вид.
Телевизор прямо между сиденьями в те годы был довольно необычным решением. Фото: youtube.com
В 2018 году автомобиль Golden Sahara II ушел с молотка на аукционе Mecum. Новым счастливым владельцем стал Ларри Клэрмонт, отдавший за лот 385000 долларов США. Впоследствии он отдал машину на модернизацию в мастерскую Speakeasy Custom & Classics, где она снова поменяла вид.
Последнее на сегодня публичное появление кастомного автомобиля Golden Sahara II было в 2019 году на Женевском автосалоне. Сейчас он, вероятно, хранится в гараже у Ларри Клэрмонта.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...