Уже ближе к нашим временам автобусы превратились в отдельную касту, которая обязана была обеспечить более-менее удобное путешествие для тех, кто заплатил за билет. И вот наступил момент, когда эта техника разделилась на строгие категории. Каждая из них предназначалась к использованию в определенных условиях. Это учитывалось уже на этапе конструирования и дальнейшего производства.
![Популярный в Европе сочлененный городской автобус Iveco Urbanway 18M](/uploads/posts/2024-02/1708774745_1.jpg)
Сегодня каждый из нас понимает смысл выражений: автобус для городского, междугороднего или дальнего следования. Обычно они различаются даже по внешнему виду и тем более – по внутреннему оснащению. Самым популярным направлением считаются модели для мегаполисов и населенных пунктов поменьше. Одна из них – низкопольный IVECO BUS, предназначенный для общественного транспорта внутреннего сообщения, получивший наименование Urbanway.
Городская техника на любой вкус
Несмотря на то, что этот вариант рассчитан на местное использование, производитель позаботился о максимальном комфорте передвигающихся в нем горожан. Для этого, кроме уже упомянутой удобной посадки и просторной секции с пониженным полом, Urbanway обеспечивает ряд других преимуществ эксплуатации:
✅ просторный салон
✅ удобные сиденья
✅ эффективную систему кондиционирования
К вышеперечисленному стоит добавить принцип интеллектуального дизайна, включающий усиленную конструкцию с меньшим весом, новое освещение и стиль, приятный интерьер. Все это соседствует со светодиодной начинкой, простотой обслуживания и широким выбором дополнительных функций. Также производитель учел возможность эксплуатации на маршрутах с разными уровнями пассажиропотока. Универсальность Urbanway заключается в наличии предложений техники сразу в трех вариантах длины:
✅ 10,5 м
✅ 12 м
✅ 18 м
Последняя версия является сочлененной и предназначена для крупных городов или районов с плотной застройкой. Именно о ней сегодня и пойдет речь. Ведь если раньше пытались изобретать пассажирские прицепы или эксплуатировать троллейбусы и трамваи в составе нескольких единиц, то в какой-то момент появились знаменитые автобусы – «гармошки».
На женевской выставке UITP 2013 года, вместе с другими вариантами разной длины от компании, был представлен и Iveco Urbanway 18M. Уже на следующий год вместительный автобус поступил в продажу.
Его выпуск происходил как на основных мощностях во французском Анноне, так и в чешском филиале Iveco (бывшей компании «Кароса»). Правда, со временем, из экономических и других соображений сборка этой линейки в Высоке Мыто была прекращена.
Совершенно новый дизайн и конструкция Urbanway 18M
Внутренний дизайн новой серии постарались полностью переработать, придав ей самых современных черт. В целом, техника позволяет максимально облегчить обслуживание кузовных деталей и элементов экстерьера или интерьера. А комфорт во время поездки ждет не только водителя, но и его пассажиров. Не чужда модели и внешняя привлекательность:
✅ фары со светодиодными дневными ходовыми огнями (DRL)
✅ элегантные указатели поворота
✅ новая задняя панель со встроенными светодиодными модулями
Они включают в себя также фонари и определитель заднего хода. Уникальная технология HI-SCR устраняет вредные газы и достигает уровня EURO VI без использования EGR (рециркуляция выхлопа). Таким образом, они имеют значительные преимущества для местного общественного транспорта. В первую очередь это касается компактности и меньшего веса (одна система снижения выбросов Nox вместо двух).
![](/uploads/posts/2024-02/1708774745_2.jpg)
Также производитель предлагает функцию оптимизированного сгорания (эффективность двигателя вместе с более низким расходом топлива). Это сопровождается меньшим количеством частиц (фильтр твердых элементов с пассивной регенерацией). Все это приводит к отсутствию потребности в дополнительном охлаждении (меньшая утечка энергии, температура двигателя не влияет на салон).
Эта замечательная технология успешно прошла самые сложные проверки в разных экстремальных условиях: от северной Финляндии до южной Испании. Она зарекомендовала себя в эксплуатации 23 тестовых автобусов, преодолевших в общей сложности 2,5 млн. км на непростых испытательных трассах и улицах ряда европейских городов.
Удобное рабочее место водителя и гибриды
Повышенная посадка очень популярна среди шоферов, поскольку обеспечивает лучшую видимость на больших расстояниях. Это также позволяет удобно встречать пассажиров на борту транспорта и, при необходимости, производить оплату за проезд.
![](/uploads/posts/2024-02/1708774745_3.jpg)
Полностью обновленная водительская кабина стала просторной и эргономичной. Благодаря этому он может выполнять повседневные задачи в наилучших условиях. Также имеется современная приборная панель и много места для хранения вещей. Тепловой комфорт включает совершенно новую и высокоэффективную систему: 6 вентиляционных отверстий обеспечивают оптимальные условия для работы.
Iveco также с 2014 года предлагает свои гибридные Urbanway. Это вариант, где дизельный двигатель выполняет функцию электрогенератора, а электромотор всегда играет главную скрипку, получая питание либо от аккумулятора, либо от самого дизеля.
Для Iveco поставщиком этой технологии стала компания BAE Systems, которая предлагает такое же решение и для Solaris. В маркетинговых материалах это исполнение обычно называлось Urbanway Full Hybrid, позже – Urbanway Hybrid High Value. В случае версий 12М и 18М гибрид доступен только с маломощным двигателем Tector 7 со следующими характеристиками:
✅ мощность – 210 кВт
✅ электродвигатель – 120 (для Urbanway 18M – 160) кВт
✅ аккумуляторы емкостью 11 кВт*ч
Сочлененные Urbanways с мягким гибридным модулем оснащены двигателем Cursor 9 мощностью 265 кВт. Если их водитель захочет тронуться, то без включения дизеля ему не обойтись. Электродвигатель, имеющий в данном случае пиковую мощность всего 35 кВт, служит лишь вспомогательным источником энергии при разгоне и через некоторое время отключается.
![](/uploads/posts/2024-02/4a.jpg)
Электрическая энергия аккумуляторов на крыше, общее напряжение которых составляет всего 48 В, а мощность всего 1 кВт*ч, в неподвижном состоянии используется для питания бортовой сети автобуса. Благодаря этому двигатель может оставаться включенным на стоянке (именно отсутствие холостого хода приводит к наибольшей экономии топлива).
Дополнительные характеристики и география поставок
Все же, если вернуться к базовой версии автобуса, то она рассчитана на широкое применение во многих европейских городах. Прежде всего, конечно, внутри самой Франции. Именно поэтому заключен контракт на поставки в период с 2019 по 2024 годы для городской сети Парижа 150 сочлененных автобусов Urbanway 18M Natural Power.
![](/uploads/posts/2024-02/1708774746_5.jpg)
Немало подобной техники колесит по чешской столице, втором городе страны Брно (самый большой парк – 44 единицы) и Устецкому краю. Эти автобусы прекрасно справляются с поставленными задачами, имея следующие параметры:
✅ длина – 17,9 м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 2,85/3 м
✅ вес – 11,5 т
✅ общая вместимость – до 130 человек
✅ максимальная скорость ограничена 75 км/ч
✅ мощность – 330 /400 л. с (в зависимости от модели двигателя)
Сегодня в Европе можно найти около 6000 автобусов марки Iveco Bus. Все они используют в качестве привода двигатель Cursor 8, производимый во Франции. На данный момент все Urbanways собираются на французском заводе компании.