Bombardier Learjet 60SE: старенький бизнес-джет по цене Bugatti Chiron
Bombardier Learjet 60SE – это самолет, на котором вам вряд ли когда-то удастся прокатиться. Дело не только в редкости, но и в назначении. Все-таки это бизнес-джет для обеспеченных бизнесменов и крайне уважаемых господ. Но ничто не мешает нам узнать, что из себя представляет этот самолет.
Мы поговорим о специальной версии (SE) реактивного среднемагистрального самолета Learjet 60 от канадской компании Bombardier Aerospace. Первый экземпляр взмыл в воздух в 1990 году, а в эксплуатацию бизнес-джет отправился тремя годами позднее. Производился с 1991 по 2002 годы.
Конструктивно Learjet 60SE – это модернизированная версия другого реактивного бизнес-джета под названием LJ55. Он выпускался с 1981 года и до сих пор остается в эксплуатации. Они очень похожи, в том числе, и визуально, хотя в новом поколении и появились свои фишки, о которых речь пойдет чуть дальше.
За 11 лет непрерывного производства выпущено 400 экземпляров Bombardier Learjet 60SE. Большая их часть находится в персональном владении, некоторые выставлены на продажу. Выпуск бизнес-джетов был временно приостановлен в 2007 году, но, как оказалось, пауза стала окончанием производства.
Интересно, что несколько самолетов LJ60SE используются правительствами некоторых стран. В их числе Аргентина, Колумбия, Малайзия, Молдавия, Мексика и Северная Македония. Кроме того, на балансе управления гражданской авиации США числятся сразу 6 переоборудованных экземпляров.
От предшественника в лице Learjet 55 специальная версия 60SE отличается в первую очередь куда более продуманной аэродинамикой. В частности, точки сочленения крыла с фюзеляжем получили обтекаемую форму. Увеличились передние хорда и кромка крыльев. Есть и другие нововведения:
✅ установлены реактивные двигатели большей мощности
✅ старые законцовки крыла заменены на более обтекаемые
✅смонтированы аэродинамически гребни в хвостовой части
✅ установлены новые пилоны под более крупные моторы
Перечисленные изменения улучшили управляемость бизнес-джета при взлете и посадке, снизили уровень лобового сопротивления. Это не могло не сказаться на уменьшении расхода топлива в ходе разгона и дальнейшего полета. Хотя вряд ли владельцы таких самолетов переживают об экономии.
Bombardier Learjet 60SE – это относительно компактный самолет с экипажем из двух человек, куда входят основной пилот и его помощник. Вместительность салона зависит от модификации, большая часть экземпляров рассчитана на 7 пассажиров. Массогабаритные характеристики модели таковы:
✅ длина фюзеляжа – 17,8 м
✅ размах крыла – 13,34 м
✅ высота фюзеляжа – 4,471 м
✅ площадь крыла – 24,57 м3
✅ масса пустого – 6641 кг
✅ взлетная масса – до 10660 кг
Не меньший интерес представляют летные характеристики машины. Так, максимальная скорость полета при движении на эшелоне в 7600 м достигает 839 км/ч. При подъеме на высоту 14000 м эта величина незначительно уменьшается: максимальная скорость бизнес-джета составляет 778 км/ч.
Практическая дальность полета при загрузке в 2 члена экипажа и 4 пассажира – 4461 км. Для США и тем более европейских стран, которые не отличаются большой протяженностью, вариант вполне себе неплохой. При перелетах из одного конца в России в другой придется садиться на дозаправку.
Несмотря на практический потолок в 15545 м над землей, пилоты Bombardier Learjet 60SE обычно не забираются так высоко, предпочитая более низкие эшелоны. Скороподъемность – 22,9 м/ч.
В движение бизнес-джет приводят турбовентиляторные двигательные установки Pratt & Whitney Canada PW305A в количестве двух штук. Это довольно старая модификация, после которой создано еще две более совершенные версии. Оба мотора выдают тягу во взлетном режиме до 20,81 кН.
Для управления каждым двигателем используется двухканальная цифровая система FADEC. В этом есть некоторый минус, так как несмотря на все преимущества полного контроля над моторами, при выходе FADEC из строя экипаж теряет возможность хоть как-то контролировать двигатели самолета.
Так как речь идет о бизнес-джете, наверняка в его салоне должно быть комфортно. И это так. Да, в интерьере вы не найдете больших сенсорных экранов, так как годы производства все-таки уже не те. Однако есть все необходимое для того, чтобы скрасить время в непродолжительном перелете:
✅ встроенный туалет со всеми удобствами
✅ развлекательный центр – не даст заскучать
✅ кофеварка и микроволновая печь на кухне
✅ компактный холодильник в виде тумбочки
✅ длинный диван и регулируемые кресла
Чего действительно может не хватить, так это бортпроводника, который к этому самолету никак не прилагается. Да, даже за деньги – ему банально негде разместиться. Разогревать еду или наливать кофе придется самому. Зато можно прямо из салона смотреть за работой пилотов, если захочется.
В открытых источниках есть информация о стоимости содержания самолета Bombardier Learjet 60SE в США. Данные приведены для экземпляра с интенсивностью эксплуатации не чаще 300 часов в год.
В первую очередь рассмотрим годовые обязательные расходы. К ним относятся следующие пункты:
✅ содержание экипажа – 408000 USD
✅ аренда ангара для стоянки – 42300 USD
✅ страхование самолета – 3800 USD
✅ страхование ответственности – 35000 USD
Получается, что даже если самолет круглый год стоит в ангаре, его владение обходится минимум в 81100 долларов США или 7,5 млн рублей по текущему курсу. Добавляем сюда услуги экипажа, если хотим пользоваться бизнес-джетом по назначению, и платим уже 489100 долларов (45 млн рублей).
Но и это не все. Не забываем, что самолету нужно топливо, регулярное техническое обслуживание и сопутствующие расходы, без которых техника очень скоро превратится в недвижимость. Сюда мы относим почасовые расходы, игнорировать которых при эксплуатации самолета попросту нельзя:
✅ авиационное топливо – 1195 USD
✅ техническое обслуживание – 1200 USD
✅ амортизация двигателей – 880 USD
✅ дополнительные затраты – 240 USD
Таким образом, один час полета на Bombardier Learjet 60SE обходится в среднем в 3500 долларов или 325000 рублей по текущему курсу. На средней крейсерской скорости перелет во Владивосток из Москвы на таком самолете займет около 8 часов и обойдется вам примерно в 2,6 млн рублей.
Как видите, просто купить Bombardier Learjet 60SE в личное пользование и забыть о расходах у вас не получится. Кстати, средняя цена этого удовольствия составляет около 2,5 млн долларов США или 232 млн рублей по текущему курсу. За эти деньги можно купить, например, гиперкар Bugatti Chiron.
Опять же, по открытым данным, рыночная амортизация самолета LJ 60SE при ежегодном налете в 300 часов составляет 10%. Исходя из этого, а также расходов, которые мы рассмотрели выше, легко посчитать, что общая годовая стоимость эксплуатации бизнес-джета составляет около 1,8 млн USD.
Несмотря на наличие более интересных (и дорогих) конкурентов, Bombardier Learjet 60SE не спешит терять актуальность и популярность среди обеспеченных эксплуатантов. Напомним, что в их числе не только частные лица, но и правительства ряда государств, что подчеркивает доверие к машине.
О чем сегодня идет речь?
Мы поговорим о специальной версии (SE) реактивного среднемагистрального самолета Learjet 60 от канадской компании Bombardier Aerospace. Первый экземпляр взмыл в воздух в 1990 году, а в эксплуатацию бизнес-джет отправился тремя годами позднее. Производился с 1991 по 2002 годы.
Конструктивно Learjet 60SE – это модернизированная версия другого реактивного бизнес-джета под названием LJ55. Он выпускался с 1981 года и до сих пор остается в эксплуатации. Они очень похожи, в том числе, и визуально, хотя в новом поколении и появились свои фишки, о которых речь пойдет чуть дальше.
Бизнес-джет готовится ко взлету. Фото: youtube.com
За 11 лет непрерывного производства выпущено 400 экземпляров Bombardier Learjet 60SE. Большая их часть находится в персональном владении, некоторые выставлены на продажу. Выпуск бизнес-джетов был временно приостановлен в 2007 году, но, как оказалось, пауза стала окончанием производства.
Интересно, что несколько самолетов LJ60SE используются правительствами некоторых стран. В их числе Аргентина, Колумбия, Малайзия, Молдавия, Мексика и Северная Македония. Кроме того, на балансе управления гражданской авиации США числятся сразу 6 переоборудованных экземпляров.
В чем отличия от LJ55?
От предшественника в лице Learjet 55 специальная версия 60SE отличается в первую очередь куда более продуманной аэродинамикой. В частности, точки сочленения крыла с фюзеляжем получили обтекаемую форму. Увеличились передние хорда и кромка крыльев. Есть и другие нововведения:
✅ установлены реактивные двигатели большей мощности
✅ старые законцовки крыла заменены на более обтекаемые
✅смонтированы аэродинамически гребни в хвостовой части
✅ установлены новые пилоны под более крупные моторы
Перечисленные изменения улучшили управляемость бизнес-джета при взлете и посадке, снизили уровень лобового сопротивления. Это не могло не сказаться на уменьшении расхода топлива в ходе разгона и дальнейшего полета. Хотя вряд ли владельцы таких самолетов переживают об экономии.
Основные характеристики
Bombardier Learjet 60SE – это относительно компактный самолет с экипажем из двух человек, куда входят основной пилот и его помощник. Вместительность салона зависит от модификации, большая часть экземпляров рассчитана на 7 пассажиров. Массогабаритные характеристики модели таковы:
✅ длина фюзеляжа – 17,8 м
✅ размах крыла – 13,34 м
✅ высота фюзеляжа – 4,471 м
✅ площадь крыла – 24,57 м3
✅ масса пустого – 6641 кг
✅ взлетная масса – до 10660 кг
Не меньший интерес представляют летные характеристики машины. Так, максимальная скорость полета при движении на эшелоне в 7600 м достигает 839 км/ч. При подъеме на высоту 14000 м эта величина незначительно уменьшается: максимальная скорость бизнес-джета составляет 778 км/ч.
Несмотря на компактные размеры, самолет весьма неплох по летным характеристикам. Фото: youtube.com
Практическая дальность полета при загрузке в 2 члена экипажа и 4 пассажира – 4461 км. Для США и тем более европейских стран, которые не отличаются большой протяженностью, вариант вполне себе неплохой. При перелетах из одного конца в России в другой придется садиться на дозаправку.
Несмотря на практический потолок в 15545 м над землей, пилоты Bombardier Learjet 60SE обычно не забираются так высоко, предпочитая более низкие эшелоны. Скороподъемность – 22,9 м/ч.
Что там с двигателями?
В движение бизнес-джет приводят турбовентиляторные двигательные установки Pratt & Whitney Canada PW305A в количестве двух штук. Это довольно старая модификация, после которой создано еще две более совершенные версии. Оба мотора выдают тягу во взлетном режиме до 20,81 кН.
Для управления нужно нанимать профессиональных пилотов, очень уж все сложно. Фото: youtube.com
Для управления каждым двигателем используется двухканальная цифровая система FADEC. В этом есть некоторый минус, так как несмотря на все преимущества полного контроля над моторами, при выходе FADEC из строя экипаж теряет возможность хоть как-то контролировать двигатели самолета.
Особенности оснащения
Так как речь идет о бизнес-джете, наверняка в его салоне должно быть комфортно. И это так. Да, в интерьере вы не найдете больших сенсорных экранов, так как годы производства все-таки уже не те. Однако есть все необходимое для того, чтобы скрасить время в непродолжительном перелете:
✅ встроенный туалет со всеми удобствами
✅ развлекательный центр – не даст заскучать
✅ кофеварка и микроволновая печь на кухне
✅ компактный холодильник в виде тумбочки
✅ длинный диван и регулируемые кресла
Чего действительно может не хватить, так это бортпроводника, который к этому самолету никак не прилагается. Да, даже за деньги – ему банально негде разместиться. Разогревать еду или наливать кофе придется самому. Зато можно прямо из салона смотреть за работой пилотов, если захочется.
Сколько стоит владение?
В открытых источниках есть информация о стоимости содержания самолета Bombardier Learjet 60SE в США. Данные приведены для экземпляра с интенсивностью эксплуатации не чаще 300 часов в год.
В первую очередь рассмотрим годовые обязательные расходы. К ним относятся следующие пункты:
✅ содержание экипажа – 408000 USD
✅ аренда ангара для стоянки – 42300 USD
✅ страхование самолета – 3800 USD
✅ страхование ответственности – 35000 USD
Получается, что даже если самолет круглый год стоит в ангаре, его владение обходится минимум в 81100 долларов США или 7,5 млн рублей по текущему курсу. Добавляем сюда услуги экипажа, если хотим пользоваться бизнес-джетом по назначению, и платим уже 489100 долларов (45 млн рублей).
Одна из возможных конфигураций салона. Фото: youtube.com
Но и это не все. Не забываем, что самолету нужно топливо, регулярное техническое обслуживание и сопутствующие расходы, без которых техника очень скоро превратится в недвижимость. Сюда мы относим почасовые расходы, игнорировать которых при эксплуатации самолета попросту нельзя:
✅ авиационное топливо – 1195 USD
✅ техническое обслуживание – 1200 USD
✅ амортизация двигателей – 880 USD
✅ дополнительные затраты – 240 USD
Таким образом, один час полета на Bombardier Learjet 60SE обходится в среднем в 3500 долларов или 325000 рублей по текущему курсу. На средней крейсерской скорости перелет во Владивосток из Москвы на таком самолете займет около 8 часов и обойдется вам примерно в 2,6 млн рублей.
Стоимость и амортизация
Как видите, просто купить Bombardier Learjet 60SE в личное пользование и забыть о расходах у вас не получится. Кстати, средняя цена этого удовольствия составляет около 2,5 млн долларов США или 232 млн рублей по текущему курсу. За эти деньги можно купить, например, гиперкар Bugatti Chiron.
Самолет используется как для частных перелетов, так и для правительственных миссий. Фото: youtube.com
Опять же, по открытым данным, рыночная амортизация самолета LJ 60SE при ежегодном налете в 300 часов составляет 10%. Исходя из этого, а также расходов, которые мы рассмотрели выше, легко посчитать, что общая годовая стоимость эксплуатации бизнес-джета составляет около 1,8 млн USD.
Заключение
Несмотря на наличие более интересных (и дорогих) конкурентов, Bombardier Learjet 60SE не спешит терять актуальность и популярность среди обеспеченных эксплуатантов. Напомним, что в их числе не только частные лица, но и правительства ряда государств, что подчеркивает доверие к машине.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...