.d-md-none .d-lg-block bibimot

CZ 500 1938 года – мотоцикл для офицеров Ватикана

CZ 500 1938 года – мотоцикл для офицеров Ватикана
1938 год оказался пиковым в отношении уровня производства и продаж мотоциклов чехословацкой марки CZ. В течение первых шести месяцев они даже превзошли своего извечного конкурента Jawa по количеству реализованных единиц.


В том же году на пражской выставке представили новую «500-ю» модель, рассчитанную на эксплуатацию с боковым прицепом. Хотя такой мощный мотоцикл ориентировался в первую очередь для военных нужд, большее распространение он получил именно в гражданском исполнении.

CZ 500 1938 года – мотоцикл для офицеров ВатиканаCZ 500 – успешный мотоцикл конца 30-х. Фото: youtube.com

Образцом для конструкции его приводного агрегата послужила подобная машина от известной немецкой компании DKW. Следует, однако, отметить, что пятисотая модель из Страконице превосходила свой прототип по многим параметрам. Прежде всего, тихой и гибкой работой двигателя, оснащенного четырехступенчатой (вместо трехступенчатой, как у «пятисотки» DKW) коробкой передач.

Для госслужащих и офицеров Ватикана


Его разработка началась в 1937 году, а первые серийные экземпляры отправились к заказчикам в середине следующего. Они оказались из государственного управления или числа обычных частных пользователей. Интерес военных структур ограничился скромным показателем в два десятка единиц мощной техники.

Еще больший фурор произвела в 1939 году на пражской выставке специальная модификация мотоцикла CZ 500 Vatikan. Он стал буквально сенсацией весенней ярмарки моделей. Рядом с ним разместили табличку «CZ 500ccm, предназначенный для Ватикана».


Красавец с кремово-белым лаковым покрытием, дополненным золотыми линиями и толстым слоем впоследствии отполированной латуни, нанесенным на первоначально хромированную поверхность. Этот вариант выгодно отличался от классического аппарата в черном цвете. В его случае, по непроверенным данным, оригинальные детали заменили на золотые. Однако современные специалисты больше склоняются к мнению, что их просто сильно латунировали.

Сиденье обтянули шикарной белой кожей, а компания Bata изготовила особые шины с белыми боковинами. Правда, о дальнейшей судьбе привлекательного опытного образца от Strakonic доподлинно неизвестно. Времена страна переживала очень непростые и многим было совсем не до записи местной хроники.

Поэтому существует сразу три версии возможного дальнейшего развития событий. Согласно одной, CZ 500 в роскошной отделке заказал офицер гвардии Ватикана. Поэтому после ярмарки мотоцикл отправился как раз в самое маленькое в мире государство, состоящее исключительно из кардиналов и им подобных.

Максимум гламура в «ватиканской» версии CZ 500. Фото: youtube.com

Работы проводились на основании заказа, подписанного евангелистом Ливием, офицером папской гвардии. Машина в марте 1939 года точно побывала на столичной выставке. Об этом свидетельствуют старинные фотографии с ярмарки, на которых и запечатлен мотоцикл. Затем, спустя месяц, его отправили в Ватикан, о чем компания получила письменное подтверждение. Вот как разнилась цена вариаций:

✅ базовая версия – 9000 крон
✅ для Ватикана – 15 000 крон
✅ итоговая стоимость «Ватикана» – 2000 лир

Это оказалось намного меньше заявленной прежде суммы и делалось чисто в рекламных целях. Ведь после получения техники владелец проехал на ней по Европе, сделав ряд фото в Италии и Франции. Так мотоцикл необычного кремово-белого цвета с золотыми аксессуарами привлек внимание и, следовательно, стал хорошей рекламой для компании, которая существовала на рынке техники всего семь лет.

Согласно иному мнению, мотоциклов изготовили сразу два (а то и несколько штук). В качестве подтверждения этой версии, приводят еще одно фото тех времен. На нем «ватиканский вариант» изображен в чуть иной комплектации. Он оборудован сиденьем над задним колесом и не имеет белых шин от Bata. Этот факт может свидетельствовать о наличии сразу нескольких прототипов.

Истина остается загадкой даже сегодня, поскольку часть документации компании утеряна в последующие неспокойные годы. Поэтому до сих пор неизвестно, сколько экземпляров этого мотоцикла произведено на самом деле. Те экспонаты, которые сейчас можно увидеть на винтажных собраниях и в ряде музейных коллекций, представляют собой оригинальные серийные мотоциклы, получившие после реставрации «цвета Ватикана». Даже если это всего лишь реплики, они все равно привлекают внимание.

500-кубовый двигатель и «золотые» выхлопные. Фото: youtube.com

К примеру, коллекционер Иржи Стибурек уже несколько лет руководит двумя музеями в Среднечешском крае. Первый из них находится возле замка Конопиште, второй – в близлежащих Нетворжицах. Среди экспонатов Конопиште – копия мотоцикла CZ 500 Vatican, модифицированная заводом-изготовителем.

А вот вопрос с оплатой за поставленную единицу очень походил на русскую поговорку «у попа сдачи нет». Несколько лет между компанией CZ и Ватиканом велась безуспешная переписка. В 1942 году представителя производителя даже отправили в Италию для взыскания задолженности. Это удалось лишь частично – возвращена половина общей суммы.

Оставалось только утешиться фактом широкой рекламы, так или иначе, но обе стороны стремились к миру и постарались замять конфликт. Итоговым результатом стала папская благодарность от апреля 2008 года за доставленный мотоцикл. Правда, выставленный счет на 2000 лир, так и не был полностью оплачен.

Выход в серию и недолгая история


Серийное производство этой модели развернулось в тот момент, когда над материком нависла угроза масштабных боевых действий. Это и стало причиной скорого сворачивания выпуска CZ 500, получившего приставку Tourist. Поэтому сегодня ретро-техника считается очень редкой и высоко ценится коллекционерами. Вот ее основные характеристики:

✅ рама – от модели CZ 250
✅ усиленные стойки позади двигателя
✅ вес – 170 кг
✅ скорость – 115 км/ч
✅ расход топлива – 5,1 л/100 км.

Силовой агрегат оказался заметно сложнее, по сравнению с одноцилиндровой версией предшественника. Он получил плоские поршни и диагональные каналы. Кривошипно-шатунный механизм устанавливался на роликовых подшипниках. Глушители были соединены позади двигателя. Также подверглась модификации коробка передач, имеющая теперь четыре положения и привинченная к мотору по типу полублочной системы.

Хромированный бак CZ 500 выглядит просто шикарно. Фото: youtube.com

На картере двигателя находился хитроумно сконструированный амортизатор. Сцепление хранилось в масле и было четырехдисковым. В итоге имелось три варианта окраски: зеленая (для армии), кремово-золотая (для ватиканского офицера) и черная (базовая версия). В последнем исполнении хромирование получили следующие детали:

✅ крышка бака
✅ колена выхлопной системы
✅ амортизаторы
✅ коромысла
✅ руль
✅ рамка отражателя

Конструкция двухтактного двигателя основывалась на классической концепции мотоциклов марки. Как и предыдущие модели, он получил первичную передачу с шестернями, многодисковое сцепление в масляной ванне и динамо-аккумуляторное зажигание Bosch. Вот его основные показатели:

✅ воздушное охлаждение
✅ рабочий объем – 494 куб. см
✅ мощность – 15 л. с (11 кВт) при 3800 об/мин

Его моторный отсек не был моноблочный, а полублочный, аналогично Jawa 250 Duplex. Это означало, что двигатель и четырехступенчатая ножная коробка передач представляли собой отдельные агрегаты.

CZ 500 – непременный гость слетов ретро-мотоциклов. Фото: youtube.com

В 1939 году он продавался примерно за 9 400 крон, а если покупатель заказывал коляску, цена поднималась почти до 12 000 крон. За такую сумму тогда можно было купить две машины CZ 250 Sport. Эксклюзивность CZ 500 усиливается и количеством выпущенных машин – к 1941-му их построено менее 600 штук. Поэтому сегодня модель – желанное украшение каждого слета ретро-техники.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Какой CZ 500 вам понравился больше: классический или Vatikan?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
История автомобилей марки DKWВспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах