Востребованный во все времена легкий мотоцикл Jawa 100 Robot
10 269

Востребованный во все времена легкий мотоцикл Jawa 100 Robot

Скромный легкий мотоцикл (почти мопед) Jawa 100 Robot всегда почивал на лаврах. Если в дни его «юности» о нем мечтал каждый чешский парень, то сейчас, восемь десятилетий спустя, он стал желанной находкой для коллекционеров.


После шаткого старта марки Jawa в 1929 году с производством четырехтактной «пятисотки», настоящий успех последовал лишь при переходе в «низшую весовую категорию». Это началось с 1932 года, когда появился ряд легких моделей чехословацкого производства.

Востребованный во все времена легкий мотоцикл Jawa 100 RobotШустрый и легкий в управлении Jawa 100 Robot. Фото: youtube.com

Происходящее как нельзя лучше укладывалось в текущую ситуацию на рынке. Тенденция развилась на фоне всеобщего повышенного интереса к дешевым мотоциклам, обладающим следующими параметрами:

✅ 100-кубовыми моторами
✅ моноблочным исполнением
✅ двухступенчатой коробкой передач

Поэтому многие производители закупали двигатели, в основном немецкой компании Fichtel & Sachs. Jawa же изготовила для своего мотоцикла оригинальную конструкцию, более мощную и с трехступенчатой КПП. Это стало верным решением, потому что кризисный период первой половины 30-х был не очень благосклонен к тяжелым, сложным и дорогим мотоциклам.

Рождение легкого Jawa 100 Robot


Помимо масштабного производства техники с двухтактными двигателями объемом 175 и 250 куб. см, Jawa также усовершенствовала свои 350-кубовые модели с четырехтактным одноцилиндровым мотором. А в 1937 году пришла очередь для аппарата с собственным силовым агрегатом.

Мотоцикл Jawa 100 Robot был не просто второстепенной, дополнительной моделью. В конце 30-х он стал хитом среди молодежи и популярным дешевым средством передвижения для менее богатых слоев населения. Уже в 1937 году первая серия Robot (5000 единиц) стала крупнейшим показателем для одной модели марки в том десятилетии.


Конечно, успеху сопутствовала и текущая экономическая и политическая ситуация в Европе. На тот момент легкий мотоцикл стал для многих единственным и, в то же время, необходимым доступным средством передвижения. Плюс для будущих пользователей состоял не только в невысокой цене, но и во множестве законодательных уступок в отношении налогов, водительских прав, минимального возраста мотоциклиста и т. д.

Двигатель с выхлопной системой Jawa Robot. Фото: youtube.com

В прейскуранте модельного ряда Jawa от марта 1937 года указано: «Мотоцикл Jawa 100 куб. см: 2650 крон». Популярность привела к тому, что в течение двух лет она поднялась до 2990 крон. Но это не являлось первым местным опытом производства легкой мототехники.

Чехословацкий Terra-Eska Mofa 98 – типичный представитель среднеевропейских мотоциклов второй половины 30-х. В то же время это свидетельствует и о тогдашнем высоком уровне сотрудничества между производителями. Их выпускала фирма Eska Cheb для бренда Terra Varnsdorf. В качестве приводного агрегата использовали двигатели Sachs 98, которые в то время применялись повсеместно.

Тогда производители обычно создавали мотоциклы путем встраивания покупного мотора в усиленное велосипедное шасси. Немецкие и чехословацкие предприятия в основном использовали простой движок в блоке с двухскоростной коробкой передач и дополнительными аксессуарами от немецкой компании Fichtel & Sachs.

Красивый бензобак мопеда Jawa Robot. Фото: youtube.com

Но очень скоро чехи начали производить собственные двигатели для мотоциклов. Янечек выпустил на рынок первый вариант с двигателем марки Jawa в 1937 году. А конкуренты из CZ, ранее производившие педальный транспорт, освоили в 1932-м сборку одноместных моделей с оригинальным силовым агрегатом. В целом, Jawa Robot оказался более компактным, по сравнению с большинством вариантов того времени, а его конструкция была ближе к классической мототехнике, чем к велосипеду.

Особенности устройства легкого мотоцикла


Успешная реализация более мощных Jawa побудила производителей при проектировании 100-кубовой техники руководствоваться схожей концепцией. Правда, компоновали ее 19-дюймовыми колесами. К тому же, чехословацкое законодательство прописывало обязательное использование педалей для возможности езды без мотора.

Их рычаги закрепили не как обычно в подшипниках, расположенных в раме – вал проходил через приводной узел. Необходимая муфта свободного хода, таким образом, помогла сохранить цепь и велосипедную передачу, что также способствовало мотоциклетному внешнему виду машины. Регулируемые по высоте руль и седло унаследованы от моделей высшей группы. Robot имел следующие преимущества:

✅ 3-ступенчатую коробку передач
✅ мощный двигатель с плоскодонным поршнем
✅ более высокую скорость

Поэтому он мог предложить лучшую динамику при движении даже на крутые подъемы, чем у большинства аналогичных машин. То, что Jawa пошла своим путем в сегменте мотоциклов оказалось очень дальновидным решением. По сравнению с покупными двигателями, собственный являлся экономически более выгодным, а его передовая конструкция позволила обогнать многих конкурентов.

Зажигание, ротор которого даже содержал постоянные магниты, также отливалось на заводе Янечкова Збройовка в Тынце. Покупным оказался только немецкий карбюратор от Graetzin Kf 14n с собственным впускным глушителем.

Сходство двигателя Jawa Robot с Villiers заключается не только во внешнем виде. Также впускной и выпускной патрубки, выведенные из цилиндра сбоку, выходят из коробки управления переключением передач. Принципиальным отличием чешского варианта является вал для педалей, ставший частью трансмиссии двигателя, и материал отливок корпуса мотора. По сравнению с более тяжелым алюминием в Villiers, Jawa Robot получил электронно-магниевый сплав.

Спереди имеется фара и гудок. Фото: youtube.com

Преимущество новинки хорошо подтверждает и факт инсинуаций вокруг нее со стороны конкурентов. Они пытались оспорить принадлежность модели к указанной категории, на основании того, что педали Robot использовались лишь при трогании с места или при движении на крутой подъем. Но ехать с их помощью можно только при выключенном двигателе, включенной передаче и выжатом рычаге сцепления.

Чтобы подготовить достойный ответ, конструкторы собрали безмоторный вариант мотоцикла. На нем заводской гонщик, в рамках торговой выставки, продемонстрировал возможность движения при помощи педалей. Это сняло все протесты и открыло зеленую улицу для производства и продажи Jawa 100 Robot со следующими параметрами двигателя:

✅ рабочий объем – 98,8 куб. см
✅ мощность – 2,6 (с 1939 года – 2,7) л. с
✅ расход топлива – 2 л/100 км

Несмотря на сложности начала 40-х, конструкцию легкого мотоцикла старались постоянно дорабатывать. Специалисты опробовали версии с фиксированными подножками, со съемным задним колесом без снятия цепи. В 1946 году даже была задокументирована передняя телескопическая вилка.

Ближе к концу разработки над ним трудился будущий главный конструктор Ян Кршивка, который в то время только недавно присоединился к Jawa. Существовали также эксперименты с установкой двигателя с увеличенным до 125 куб. см объемом. Вот другие параметры востребованной чехословацкой техники:

✅ вес – 49 кг
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ размеры – 1702 х 700 х 900 мм
✅ колесная база – 1150 мм
✅ топливный бак – 8 л

Выпуск мотоцикла продолжался до 1946 года. За это время собрано около 12 тысяч экземпляров. Участвовал он и в ряде спортивных соревнований. Так, в 1937 году на «Малау доходу» Jawa Robot в седле с Яном Беднаржем успешно преодолел все пять категорий, став абсолютным победителем по количеству очков.

Неплохая подпружиненная «сидушка». Фото: youtube.com

Спустя много десятилетий Jawa 100 Robot получила новую волну популярности. Она связана с высоким интересом со стороны поклонников мотостарины. Сегодня они готовы выложить кругленькую сумму за экземпляр в хорошем состоянии или серьезную реконструкцию «убитого» мотоцикла. Аппараты, получившие вторую молодость, высоко ценятся коллекционерами и гордо демонстрируются на местных слетах ретро-техники.
Как вам легкий мотоцикл Jawa 100 Robot?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....