Востребованный во все времена легкий мотоцикл Jawa 100 Robot
Скромный легкий мотоцикл (почти мопед) Jawa 100 Robot всегда почивал на лаврах. Если в дни его «юности» о нем мечтал каждый чешский парень, то сейчас, восемь десятилетий спустя, он стал желанной находкой для коллекционеров.
После шаткого старта марки Jawa в 1929 году с производством четырехтактной «пятисотки», настоящий успех последовал лишь при переходе в «низшую весовую категорию». Это началось с 1932 года, когда появился ряд легких моделей чехословацкого производства.
Происходящее как нельзя лучше укладывалось в текущую ситуацию на рынке. Тенденция развилась на фоне всеобщего повышенного интереса к дешевым мотоциклам, обладающим следующими параметрами:
✅ 100-кубовыми моторами
✅ моноблочным исполнением
✅ двухступенчатой коробкой передач
Поэтому многие производители закупали двигатели, в основном немецкой компании Fichtel & Sachs. Jawa же изготовила для своего мотоцикла оригинальную конструкцию, более мощную и с трехступенчатой КПП. Это стало верным решением, потому что кризисный период первой половины 30-х был не очень благосклонен к тяжелым, сложным и дорогим мотоциклам.
Помимо масштабного производства техники с двухтактными двигателями объемом 175 и 250 куб. см, Jawa также усовершенствовала свои 350-кубовые модели с четырехтактным одноцилиндровым мотором. А в 1937 году пришла очередь для аппарата с собственным силовым агрегатом.
Конечно, успеху сопутствовала и текущая экономическая и политическая ситуация в Европе. На тот момент легкий мотоцикл стал для многих единственным и, в то же время, необходимым доступным средством передвижения. Плюс для будущих пользователей состоял не только в невысокой цене, но и во множестве законодательных уступок в отношении налогов, водительских прав, минимального возраста мотоциклиста и т. д.
В прейскуранте модельного ряда Jawa от марта 1937 года указано: «Мотоцикл Jawa 100 куб. см: 2650 крон». Популярность привела к тому, что в течение двух лет она поднялась до 2990 крон. Но это не являлось первым местным опытом производства легкой мототехники.
Чехословацкий Terra-Eska Mofa 98 – типичный представитель среднеевропейских мотоциклов второй половины 30-х. В то же время это свидетельствует и о тогдашнем высоком уровне сотрудничества между производителями. Их выпускала фирма Eska Cheb для бренда Terra Varnsdorf. В качестве приводного агрегата использовали двигатели Sachs 98, которые в то время применялись повсеместно.
Тогда производители обычно создавали мотоциклы путем встраивания покупного мотора в усиленное велосипедное шасси. Немецкие и чехословацкие предприятия в основном использовали простой движок в блоке с двухскоростной коробкой передач и дополнительными аксессуарами от немецкой компании Fichtel & Sachs.
Но очень скоро чехи начали производить собственные двигатели для мотоциклов. Янечек выпустил на рынок первый вариант с двигателем марки Jawa в 1937 году. А конкуренты из CZ, ранее производившие педальный транспорт, освоили в 1932-м сборку одноместных моделей с оригинальным силовым агрегатом. В целом, Jawa Robot оказался более компактным, по сравнению с большинством вариантов того времени, а его конструкция была ближе к классической мототехнике, чем к велосипеду.
Успешная реализация более мощных Jawa побудила производителей при проектировании 100-кубовой техники руководствоваться схожей концепцией. Правда, компоновали ее 19-дюймовыми колесами. К тому же, чехословацкое законодательство прописывало обязательное использование педалей для возможности езды без мотора.
Их рычаги закрепили не как обычно в подшипниках, расположенных в раме – вал проходил через приводной узел. Необходимая муфта свободного хода, таким образом, помогла сохранить цепь и велосипедную передачу, что также способствовало мотоциклетному внешнему виду машины. Регулируемые по высоте руль и седло унаследованы от моделей высшей группы. Robot имел следующие преимущества:
✅ 3-ступенчатую коробку передач
✅ мощный двигатель с плоскодонным поршнем
✅ более высокую скорость
Поэтому он мог предложить лучшую динамику при движении даже на крутые подъемы, чем у большинства аналогичных машин. То, что Jawa пошла своим путем в сегменте мотоциклов оказалось очень дальновидным решением. По сравнению с покупными двигателями, собственный являлся экономически более выгодным, а его передовая конструкция позволила обогнать многих конкурентов.
Зажигание, ротор которого даже содержал постоянные магниты, также отливалось на заводе Янечкова Збройовка в Тынце. Покупным оказался только немецкий карбюратор от Graetzin Kf 14n с собственным впускным глушителем.
Сходство двигателя Jawa Robot с Villiers заключается не только во внешнем виде. Также впускной и выпускной патрубки, выведенные из цилиндра сбоку, выходят из коробки управления переключением передач. Принципиальным отличием чешского варианта является вал для педалей, ставший частью трансмиссии двигателя, и материал отливок корпуса мотора. По сравнению с более тяжелым алюминием в Villiers, Jawa Robot получил электронно-магниевый сплав.
Преимущество новинки хорошо подтверждает и факт инсинуаций вокруг нее со стороны конкурентов. Они пытались оспорить принадлежность модели к указанной категории, на основании того, что педали Robot использовались лишь при трогании с места или при движении на крутой подъем. Но ехать с их помощью можно только при выключенном двигателе, включенной передаче и выжатом рычаге сцепления.
Чтобы подготовить достойный ответ, конструкторы собрали безмоторный вариант мотоцикла. На нем заводской гонщик, в рамках торговой выставки, продемонстрировал возможность движения при помощи педалей. Это сняло все протесты и открыло зеленую улицу для производства и продажи Jawa 100 Robot со следующими параметрами двигателя:
✅ рабочий объем – 98,8 куб. см
✅ мощность – 2,6 (с 1939 года – 2,7) л. с
✅ расход топлива – 2 л/100 км
Несмотря на сложности начала 40-х, конструкцию легкого мотоцикла старались постоянно дорабатывать. Специалисты опробовали версии с фиксированными подножками, со съемным задним колесом без снятия цепи. В 1946 году даже была задокументирована передняя телескопическая вилка.
Ближе к концу разработки над ним трудился будущий главный конструктор Ян Кршивка, который в то время только недавно присоединился к Jawa. Существовали также эксперименты с установкой двигателя с увеличенным до 125 куб. см объемом. Вот другие параметры востребованной чехословацкой техники:
✅ вес – 49 кг
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ размеры – 1702 х 700 х 900 мм
✅ колесная база – 1150 мм
✅ топливный бак – 8 л
Выпуск мотоцикла продолжался до 1946 года. За это время собрано около 12 тысяч экземпляров. Участвовал он и в ряде спортивных соревнований. Так, в 1937 году на «Малау доходу» Jawa Robot в седле с Яном Беднаржем успешно преодолел все пять категорий, став абсолютным победителем по количеству очков.
Спустя много десятилетий Jawa 100 Robot получила новую волну популярности. Она связана с высоким интересом со стороны поклонников мотостарины. Сегодня они готовы выложить кругленькую сумму за экземпляр в хорошем состоянии или серьезную реконструкцию «убитого» мотоцикла. Аппараты, получившие вторую молодость, высоко ценятся коллекционерами и гордо демонстрируются на местных слетах ретро-техники.
После шаткого старта марки Jawa в 1929 году с производством четырехтактной «пятисотки», настоящий успех последовал лишь при переходе в «низшую весовую категорию». Это началось с 1932 года, когда появился ряд легких моделей чехословацкого производства.
Шустрый и легкий в управлении Jawa 100 Robot. Фото: youtube.com
Происходящее как нельзя лучше укладывалось в текущую ситуацию на рынке. Тенденция развилась на фоне всеобщего повышенного интереса к дешевым мотоциклам, обладающим следующими параметрами:
✅ 100-кубовыми моторами
✅ моноблочным исполнением
✅ двухступенчатой коробкой передач
Поэтому многие производители закупали двигатели, в основном немецкой компании Fichtel & Sachs. Jawa же изготовила для своего мотоцикла оригинальную конструкцию, более мощную и с трехступенчатой КПП. Это стало верным решением, потому что кризисный период первой половины 30-х был не очень благосклонен к тяжелым, сложным и дорогим мотоциклам.
Рождение легкого Jawa 100 Robot
Помимо масштабного производства техники с двухтактными двигателями объемом 175 и 250 куб. см, Jawa также усовершенствовала свои 350-кубовые модели с четырехтактным одноцилиндровым мотором. А в 1937 году пришла очередь для аппарата с собственным силовым агрегатом.
Мотоцикл Jawa 100 Robot был не просто второстепенной, дополнительной моделью. В конце 30-х он стал хитом среди молодежи и популярным дешевым средством передвижения для менее богатых слоев населения. Уже в 1937 году первая серия Robot (5000 единиц) стала крупнейшим показателем для одной модели марки в том десятилетии.
Конечно, успеху сопутствовала и текущая экономическая и политическая ситуация в Европе. На тот момент легкий мотоцикл стал для многих единственным и, в то же время, необходимым доступным средством передвижения. Плюс для будущих пользователей состоял не только в невысокой цене, но и во множестве законодательных уступок в отношении налогов, водительских прав, минимального возраста мотоциклиста и т. д.
Двигатель с выхлопной системой Jawa Robot. Фото: youtube.com
В прейскуранте модельного ряда Jawa от марта 1937 года указано: «Мотоцикл Jawa 100 куб. см: 2650 крон». Популярность привела к тому, что в течение двух лет она поднялась до 2990 крон. Но это не являлось первым местным опытом производства легкой мототехники.
Чехословацкий Terra-Eska Mofa 98 – типичный представитель среднеевропейских мотоциклов второй половины 30-х. В то же время это свидетельствует и о тогдашнем высоком уровне сотрудничества между производителями. Их выпускала фирма Eska Cheb для бренда Terra Varnsdorf. В качестве приводного агрегата использовали двигатели Sachs 98, которые в то время применялись повсеместно.
Тогда производители обычно создавали мотоциклы путем встраивания покупного мотора в усиленное велосипедное шасси. Немецкие и чехословацкие предприятия в основном использовали простой движок в блоке с двухскоростной коробкой передач и дополнительными аксессуарами от немецкой компании Fichtel & Sachs.
Красивый бензобак мопеда Jawa Robot. Фото: youtube.com
Но очень скоро чехи начали производить собственные двигатели для мотоциклов. Янечек выпустил на рынок первый вариант с двигателем марки Jawa в 1937 году. А конкуренты из CZ, ранее производившие педальный транспорт, освоили в 1932-м сборку одноместных моделей с оригинальным силовым агрегатом. В целом, Jawa Robot оказался более компактным, по сравнению с большинством вариантов того времени, а его конструкция была ближе к классической мототехнике, чем к велосипеду.
Особенности устройства легкого мотоцикла
Успешная реализация более мощных Jawa побудила производителей при проектировании 100-кубовой техники руководствоваться схожей концепцией. Правда, компоновали ее 19-дюймовыми колесами. К тому же, чехословацкое законодательство прописывало обязательное использование педалей для возможности езды без мотора.
Их рычаги закрепили не как обычно в подшипниках, расположенных в раме – вал проходил через приводной узел. Необходимая муфта свободного хода, таким образом, помогла сохранить цепь и велосипедную передачу, что также способствовало мотоциклетному внешнему виду машины. Регулируемые по высоте руль и седло унаследованы от моделей высшей группы. Robot имел следующие преимущества:
✅ 3-ступенчатую коробку передач
✅ мощный двигатель с плоскодонным поршнем
✅ более высокую скорость
Поэтому он мог предложить лучшую динамику при движении даже на крутые подъемы, чем у большинства аналогичных машин. То, что Jawa пошла своим путем в сегменте мотоциклов оказалось очень дальновидным решением. По сравнению с покупными двигателями, собственный являлся экономически более выгодным, а его передовая конструкция позволила обогнать многих конкурентов.
Зажигание, ротор которого даже содержал постоянные магниты, также отливалось на заводе Янечкова Збройовка в Тынце. Покупным оказался только немецкий карбюратор от Graetzin Kf 14n с собственным впускным глушителем.
Сходство двигателя Jawa Robot с Villiers заключается не только во внешнем виде. Также впускной и выпускной патрубки, выведенные из цилиндра сбоку, выходят из коробки управления переключением передач. Принципиальным отличием чешского варианта является вал для педалей, ставший частью трансмиссии двигателя, и материал отливок корпуса мотора. По сравнению с более тяжелым алюминием в Villiers, Jawa Robot получил электронно-магниевый сплав.
Спереди имеется фара и гудок. Фото: youtube.com
Преимущество новинки хорошо подтверждает и факт инсинуаций вокруг нее со стороны конкурентов. Они пытались оспорить принадлежность модели к указанной категории, на основании того, что педали Robot использовались лишь при трогании с места или при движении на крутой подъем. Но ехать с их помощью можно только при выключенном двигателе, включенной передаче и выжатом рычаге сцепления.
Чтобы подготовить достойный ответ, конструкторы собрали безмоторный вариант мотоцикла. На нем заводской гонщик, в рамках торговой выставки, продемонстрировал возможность движения при помощи педалей. Это сняло все протесты и открыло зеленую улицу для производства и продажи Jawa 100 Robot со следующими параметрами двигателя:
✅ рабочий объем – 98,8 куб. см
✅ мощность – 2,6 (с 1939 года – 2,7) л. с
✅ расход топлива – 2 л/100 км
Несмотря на сложности начала 40-х, конструкцию легкого мотоцикла старались постоянно дорабатывать. Специалисты опробовали версии с фиксированными подножками, со съемным задним колесом без снятия цепи. В 1946 году даже была задокументирована передняя телескопическая вилка.
Ближе к концу разработки над ним трудился будущий главный конструктор Ян Кршивка, который в то время только недавно присоединился к Jawa. Существовали также эксперименты с установкой двигателя с увеличенным до 125 куб. см объемом. Вот другие параметры востребованной чехословацкой техники:
✅ вес – 49 кг
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ размеры – 1702 х 700 х 900 мм
✅ колесная база – 1150 мм
✅ топливный бак – 8 л
Выпуск мотоцикла продолжался до 1946 года. За это время собрано около 12 тысяч экземпляров. Участвовал он и в ряде спортивных соревнований. Так, в 1937 году на «Малау доходу» Jawa Robot в седле с Яном Беднаржем успешно преодолел все пять категорий, став абсолютным победителем по количеству очков.
Неплохая подпружиненная «сидушка». Фото: youtube.com
Спустя много десятилетий Jawa 100 Robot получила новую волну популярности. Она связана с высоким интересом со стороны поклонников мотостарины. Сегодня они готовы выложить кругленькую сумму за экземпляр в хорошем состоянии или серьезную реконструкцию «убитого» мотоцикла. Аппараты, получившие вторую молодость, высоко ценятся коллекционерами и гордо демонстрируются на местных слетах ретро-техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....