Востребованный во все времена легкий мотоцикл Jawa 100 Robot
Скромный легкий мотоцикл (почти мопед) Jawa 100 Robot всегда почивал на лаврах. Если в дни его «юности» о нем мечтал каждый чешский парень, то сейчас, восемь десятилетий спустя, он стал желанной находкой для коллекционеров.
После шаткого старта марки Jawa в 1929 году с производством четырехтактной «пятисотки», настоящий успех последовал лишь при переходе в «низшую весовую категорию». Это началось с 1932 года, когда появился ряд легких моделей чехословацкого производства.
Происходящее как нельзя лучше укладывалось в текущую ситуацию на рынке. Тенденция развилась на фоне всеобщего повышенного интереса к дешевым мотоциклам, обладающим следующими параметрами:
✅ 100-кубовыми моторами
✅ моноблочным исполнением
✅ двухступенчатой коробкой передач
Поэтому многие производители закупали двигатели, в основном немецкой компании Fichtel & Sachs. Jawa же изготовила для своего мотоцикла оригинальную конструкцию, более мощную и с трехступенчатой КПП. Это стало верным решением, потому что кризисный период первой половины 30-х был не очень благосклонен к тяжелым, сложным и дорогим мотоциклам.
Помимо масштабного производства техники с двухтактными двигателями объемом 175 и 250 куб. см, Jawa также усовершенствовала свои 350-кубовые модели с четырехтактным одноцилиндровым мотором. А в 1937 году пришла очередь для аппарата с собственным силовым агрегатом.
Конечно, успеху сопутствовала и текущая экономическая и политическая ситуация в Европе. На тот момент легкий мотоцикл стал для многих единственным и, в то же время, необходимым доступным средством передвижения. Плюс для будущих пользователей состоял не только в невысокой цене, но и во множестве законодательных уступок в отношении налогов, водительских прав, минимального возраста мотоциклиста и т. д.
В прейскуранте модельного ряда Jawa от марта 1937 года указано: «Мотоцикл Jawa 100 куб. см: 2650 крон». Популярность привела к тому, что в течение двух лет она поднялась до 2990 крон. Но это не являлось первым местным опытом производства легкой мототехники.
Чехословацкий Terra-Eska Mofa 98 – типичный представитель среднеевропейских мотоциклов второй половины 30-х. В то же время это свидетельствует и о тогдашнем высоком уровне сотрудничества между производителями. Их выпускала фирма Eska Cheb для бренда Terra Varnsdorf. В качестве приводного агрегата использовали двигатели Sachs 98, которые в то время применялись повсеместно.
Тогда производители обычно создавали мотоциклы путем встраивания покупного мотора в усиленное велосипедное шасси. Немецкие и чехословацкие предприятия в основном использовали простой движок в блоке с двухскоростной коробкой передач и дополнительными аксессуарами от немецкой компании Fichtel & Sachs.
Но очень скоро чехи начали производить собственные двигатели для мотоциклов. Янечек выпустил на рынок первый вариант с двигателем марки Jawa в 1937 году. А конкуренты из CZ, ранее производившие педальный транспорт, освоили в 1932-м сборку одноместных моделей с оригинальным силовым агрегатом. В целом, Jawa Robot оказался более компактным, по сравнению с большинством вариантов того времени, а его конструкция была ближе к классической мототехнике, чем к велосипеду.
Успешная реализация более мощных Jawa побудила производителей при проектировании 100-кубовой техники руководствоваться схожей концепцией. Правда, компоновали ее 19-дюймовыми колесами. К тому же, чехословацкое законодательство прописывало обязательное использование педалей для возможности езды без мотора.
Их рычаги закрепили не как обычно в подшипниках, расположенных в раме – вал проходил через приводной узел. Необходимая муфта свободного хода, таким образом, помогла сохранить цепь и велосипедную передачу, что также способствовало мотоциклетному внешнему виду машины. Регулируемые по высоте руль и седло унаследованы от моделей высшей группы. Robot имел следующие преимущества:
✅ 3-ступенчатую коробку передач
✅ мощный двигатель с плоскодонным поршнем
✅ более высокую скорость
Поэтому он мог предложить лучшую динамику при движении даже на крутые подъемы, чем у большинства аналогичных машин. То, что Jawa пошла своим путем в сегменте мотоциклов оказалось очень дальновидным решением. По сравнению с покупными двигателями, собственный являлся экономически более выгодным, а его передовая конструкция позволила обогнать многих конкурентов.
Зажигание, ротор которого даже содержал постоянные магниты, также отливалось на заводе Янечкова Збройовка в Тынце. Покупным оказался только немецкий карбюратор от Graetzin Kf 14n с собственным впускным глушителем.
Сходство двигателя Jawa Robot с Villiers заключается не только во внешнем виде. Также впускной и выпускной патрубки, выведенные из цилиндра сбоку, выходят из коробки управления переключением передач. Принципиальным отличием чешского варианта является вал для педалей, ставший частью трансмиссии двигателя, и материал отливок корпуса мотора. По сравнению с более тяжелым алюминием в Villiers, Jawa Robot получил электронно-магниевый сплав.
Преимущество новинки хорошо подтверждает и факт инсинуаций вокруг нее со стороны конкурентов. Они пытались оспорить принадлежность модели к указанной категории, на основании того, что педали Robot использовались лишь при трогании с места или при движении на крутой подъем. Но ехать с их помощью можно только при выключенном двигателе, включенной передаче и выжатом рычаге сцепления.
Чтобы подготовить достойный ответ, конструкторы собрали безмоторный вариант мотоцикла. На нем заводской гонщик, в рамках торговой выставки, продемонстрировал возможность движения при помощи педалей. Это сняло все протесты и открыло зеленую улицу для производства и продажи Jawa 100 Robot со следующими параметрами двигателя:
✅ рабочий объем – 98,8 куб. см
✅ мощность – 2,6 (с 1939 года – 2,7) л. с
✅ расход топлива – 2 л/100 км
Несмотря на сложности начала 40-х, конструкцию легкого мотоцикла старались постоянно дорабатывать. Специалисты опробовали версии с фиксированными подножками, со съемным задним колесом без снятия цепи. В 1946 году даже была задокументирована передняя телескопическая вилка.
Ближе к концу разработки над ним трудился будущий главный конструктор Ян Кршивка, который в то время только недавно присоединился к Jawa. Существовали также эксперименты с установкой двигателя с увеличенным до 125 куб. см объемом. Вот другие параметры востребованной чехословацкой техники:
✅ вес – 49 кг
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ размеры – 1702 х 700 х 900 мм
✅ колесная база – 1150 мм
✅ топливный бак – 8 л
Выпуск мотоцикла продолжался до 1946 года. За это время собрано около 12 тысяч экземпляров. Участвовал он и в ряде спортивных соревнований. Так, в 1937 году на «Малау доходу» Jawa Robot в седле с Яном Беднаржем успешно преодолел все пять категорий, став абсолютным победителем по количеству очков.
Спустя много десятилетий Jawa 100 Robot получила новую волну популярности. Она связана с высоким интересом со стороны поклонников мотостарины. Сегодня они готовы выложить кругленькую сумму за экземпляр в хорошем состоянии или серьезную реконструкцию «убитого» мотоцикла. Аппараты, получившие вторую молодость, высоко ценятся коллекционерами и гордо демонстрируются на местных слетах ретро-техники.
После шаткого старта марки Jawa в 1929 году с производством четырехтактной «пятисотки», настоящий успех последовал лишь при переходе в «низшую весовую категорию». Это началось с 1932 года, когда появился ряд легких моделей чехословацкого производства.
Шустрый и легкий в управлении Jawa 100 Robot. Фото: youtube.com
Происходящее как нельзя лучше укладывалось в текущую ситуацию на рынке. Тенденция развилась на фоне всеобщего повышенного интереса к дешевым мотоциклам, обладающим следующими параметрами:
✅ 100-кубовыми моторами
✅ моноблочным исполнением
✅ двухступенчатой коробкой передач
Поэтому многие производители закупали двигатели, в основном немецкой компании Fichtel & Sachs. Jawa же изготовила для своего мотоцикла оригинальную конструкцию, более мощную и с трехступенчатой КПП. Это стало верным решением, потому что кризисный период первой половины 30-х был не очень благосклонен к тяжелым, сложным и дорогим мотоциклам.
Рождение легкого Jawa 100 Robot
Помимо масштабного производства техники с двухтактными двигателями объемом 175 и 250 куб. см, Jawa также усовершенствовала свои 350-кубовые модели с четырехтактным одноцилиндровым мотором. А в 1937 году пришла очередь для аппарата с собственным силовым агрегатом.
Мотоцикл Jawa 100 Robot был не просто второстепенной, дополнительной моделью. В конце 30-х он стал хитом среди молодежи и популярным дешевым средством передвижения для менее богатых слоев населения. Уже в 1937 году первая серия Robot (5000 единиц) стала крупнейшим показателем для одной модели марки в том десятилетии.
Конечно, успеху сопутствовала и текущая экономическая и политическая ситуация в Европе. На тот момент легкий мотоцикл стал для многих единственным и, в то же время, необходимым доступным средством передвижения. Плюс для будущих пользователей состоял не только в невысокой цене, но и во множестве законодательных уступок в отношении налогов, водительских прав, минимального возраста мотоциклиста и т. д.
Двигатель с выхлопной системой Jawa Robot. Фото: youtube.com
В прейскуранте модельного ряда Jawa от марта 1937 года указано: «Мотоцикл Jawa 100 куб. см: 2650 крон». Популярность привела к тому, что в течение двух лет она поднялась до 2990 крон. Но это не являлось первым местным опытом производства легкой мототехники.
Чехословацкий Terra-Eska Mofa 98 – типичный представитель среднеевропейских мотоциклов второй половины 30-х. В то же время это свидетельствует и о тогдашнем высоком уровне сотрудничества между производителями. Их выпускала фирма Eska Cheb для бренда Terra Varnsdorf. В качестве приводного агрегата использовали двигатели Sachs 98, которые в то время применялись повсеместно.
Тогда производители обычно создавали мотоциклы путем встраивания покупного мотора в усиленное велосипедное шасси. Немецкие и чехословацкие предприятия в основном использовали простой движок в блоке с двухскоростной коробкой передач и дополнительными аксессуарами от немецкой компании Fichtel & Sachs.
Красивый бензобак мопеда Jawa Robot. Фото: youtube.com
Но очень скоро чехи начали производить собственные двигатели для мотоциклов. Янечек выпустил на рынок первый вариант с двигателем марки Jawa в 1937 году. А конкуренты из CZ, ранее производившие педальный транспорт, освоили в 1932-м сборку одноместных моделей с оригинальным силовым агрегатом. В целом, Jawa Robot оказался более компактным, по сравнению с большинством вариантов того времени, а его конструкция была ближе к классической мототехнике, чем к велосипеду.
Особенности устройства легкого мотоцикла
Успешная реализация более мощных Jawa побудила производителей при проектировании 100-кубовой техники руководствоваться схожей концепцией. Правда, компоновали ее 19-дюймовыми колесами. К тому же, чехословацкое законодательство прописывало обязательное использование педалей для возможности езды без мотора.
Их рычаги закрепили не как обычно в подшипниках, расположенных в раме – вал проходил через приводной узел. Необходимая муфта свободного хода, таким образом, помогла сохранить цепь и велосипедную передачу, что также способствовало мотоциклетному внешнему виду машины. Регулируемые по высоте руль и седло унаследованы от моделей высшей группы. Robot имел следующие преимущества:
✅ 3-ступенчатую коробку передач
✅ мощный двигатель с плоскодонным поршнем
✅ более высокую скорость
Поэтому он мог предложить лучшую динамику при движении даже на крутые подъемы, чем у большинства аналогичных машин. То, что Jawa пошла своим путем в сегменте мотоциклов оказалось очень дальновидным решением. По сравнению с покупными двигателями, собственный являлся экономически более выгодным, а его передовая конструкция позволила обогнать многих конкурентов.
Зажигание, ротор которого даже содержал постоянные магниты, также отливалось на заводе Янечкова Збройовка в Тынце. Покупным оказался только немецкий карбюратор от Graetzin Kf 14n с собственным впускным глушителем.
Сходство двигателя Jawa Robot с Villiers заключается не только во внешнем виде. Также впускной и выпускной патрубки, выведенные из цилиндра сбоку, выходят из коробки управления переключением передач. Принципиальным отличием чешского варианта является вал для педалей, ставший частью трансмиссии двигателя, и материал отливок корпуса мотора. По сравнению с более тяжелым алюминием в Villiers, Jawa Robot получил электронно-магниевый сплав.
Спереди имеется фара и гудок. Фото: youtube.com
Преимущество новинки хорошо подтверждает и факт инсинуаций вокруг нее со стороны конкурентов. Они пытались оспорить принадлежность модели к указанной категории, на основании того, что педали Robot использовались лишь при трогании с места или при движении на крутой подъем. Но ехать с их помощью можно только при выключенном двигателе, включенной передаче и выжатом рычаге сцепления.
Чтобы подготовить достойный ответ, конструкторы собрали безмоторный вариант мотоцикла. На нем заводской гонщик, в рамках торговой выставки, продемонстрировал возможность движения при помощи педалей. Это сняло все протесты и открыло зеленую улицу для производства и продажи Jawa 100 Robot со следующими параметрами двигателя:
✅ рабочий объем – 98,8 куб. см
✅ мощность – 2,6 (с 1939 года – 2,7) л. с
✅ расход топлива – 2 л/100 км
Несмотря на сложности начала 40-х, конструкцию легкого мотоцикла старались постоянно дорабатывать. Специалисты опробовали версии с фиксированными подножками, со съемным задним колесом без снятия цепи. В 1946 году даже была задокументирована передняя телескопическая вилка.
Ближе к концу разработки над ним трудился будущий главный конструктор Ян Кршивка, который в то время только недавно присоединился к Jawa. Существовали также эксперименты с установкой двигателя с увеличенным до 125 куб. см объемом. Вот другие параметры востребованной чехословацкой техники:
✅ вес – 49 кг
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ размеры – 1702 х 700 х 900 мм
✅ колесная база – 1150 мм
✅ топливный бак – 8 л
Выпуск мотоцикла продолжался до 1946 года. За это время собрано около 12 тысяч экземпляров. Участвовал он и в ряде спортивных соревнований. Так, в 1937 году на «Малау доходу» Jawa Robot в седле с Яном Беднаржем успешно преодолел все пять категорий, став абсолютным победителем по количеству очков.
Неплохая подпружиненная «сидушка». Фото: youtube.com
Спустя много десятилетий Jawa 100 Robot получила новую волну популярности. Она связана с высоким интересом со стороны поклонников мотостарины. Сегодня они готовы выложить кругленькую сумму за экземпляр в хорошем состоянии или серьезную реконструкцию «убитого» мотоцикла. Аппараты, получившие вторую молодость, высоко ценятся коллекционерами и гордо демонстрируются на местных слетах ретро-техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....