Harley-Davidson FXR Super Glide II – главная американская мотолегенда 80-х
Время триумфа мотоциклов Harley-Davidson пришлось на первую половину XX века. Тогда автомобили были еще недоступны широким кругам населения.
Сначала Harley-Davidson удалось заключить ряд выгодных контрактов на поставки мотоциклов полиции и армии. Можно сказать, что «Харли» был самым популярным военным байком Первой Мировой войны.
В 1940-х ситуация с крупными государственными контрактами повторилась. А после 1945 года основными покупателями Harley-Davidson стали полиция и ветераны. Именно в то время зародилось байкерское движение вместе с соответствующей атрибутикой. Так продолжалось до начала 1960-х.
А потом настала «черная полоса». Но именно после ее окончания, а на это понадобилось почти 20 лет, бренд возродился. И первой «ласточкой», точнее, фениксом, стал культовый мотоцикл Harley-Davidson FXR Super Glide II. Именно про него мы сегодня и расскажем.
К 1969 году знаменитый «Харли» пришел практически банкротом. К тому времени автомобили завоевали США, передвигаться на мотоциклах стало как-то даже неприлично.
На них ездили в основном:
✅ Полицейские
✅ Немногочисленные любители байков
✅ Банды
Последние не могли считаться клиентами Harley-Davidson. Дело в том, что мотоциклы они приобретали редко, предпочитая их воровать или собирать самостоятельно. Хотя, обычно эти два пункта сливались в один. И не только потому, что хотелось выделяться. Просто краденый байк желательно было преобразить до неузнаваемости.
В 1969 году легендарному Harley-Davidson пришлось продаться компании AMF, она же American Machine and Foundry. За 12 лет работы под «мудрым руководством» нового собственника, некогда легендарный бренд частично превратился в ширпотреб.
Произошло и самое нелепое событие за всю историю владения Harley-Davidson компанией AMF – производитель внезапно выпустил снегоход. Даже скутер Topper образца 1960 года кое-как покупали, несмотря на несоответствие его имиджу «Харли». Но снегоход – это уже где-то за гранью добра и зла.
В 1981 году компания Harley-Davidson была выкуплена «правильными» владельцами – потомками основателей и членами их семей. Из тех, естественно, которые оказались финансово состоявшимися.
Кроме подпорченной репутации, новым владельцам достались долги. А на рынке США к тому времени вовсю доминировали японские модели. Начав с мопедов, они в 80-х уже перещеголяли американцев в «чепперостроении». Плюс у них были лучшие в мире спортбайки.
Чтобы возродить престиж бренда, инженеры Harley-Davidson решили создать нечто уникальное. Многие из них были мотоциклистами, они знали, что в США хватает любителей тюнинга. Им нравятся круизеры, но они предпочитают делать из них чопперы. Причем не простые, а скоростные.
Спортбайки любителям драг-рейсинга были не нужны – именно классика, переделанная своими руками с мощными двигателями. И не беда, что такие мотоциклы ездили хорошо только по прямой – большего от них и не требовалось.
Так и «родился» Harley-Davidson FXR Super Glide II. Создатели назвали его «инженерным мотоциклом». Это значит, что они отбросили легендарность и традиции. Новый байк должен был «валить» на все деньги, не уступая японским конкурентам.
В качестве основы для FXR Super Glide II взяли раму Tour Glide. Она на тот момент была самой современной. Боб Лирой, который разрабатывал дизайн нового мотоцикла, постарался сделать максимально высокую посадку и подножки.
В качестве силового агрегата тоже взяли самое современное, что только могли предложить инженеры Harley-Davidson. Это был Shovelhead. Что примечательно, на опытном мотоцикле этот двигатель не имел таких сильных вибраций, как на FLT Tour Glide, на котором он дебютировал.
Вот только первые же испытания показали, что «Харлей» не может быть спортивным без глобальных доработок. Рама оказалась слишком хлипкой, ей недоставало жесткости. При планируемой мощности и скоростях, такой байк стал бы просто опасным для владельца.
Пришлось начинать все сначала. А ситуация к тому времени сложилась критическая для Harley-Davidson. Долги продолжали расти, половину сотрудников компании уволили, оставшимся «заморозили» зарплаты.
Новый мотоцикл разрабатывали в сжатые сроки. В первую очередь, переделали раму. В качестве базы все-таки пришлось взять основу от FLT Tour Glide – денег было в обрез. Но раму усилили толстыми трубами, причем разного диаметра.
Новая рама даже по форме отличалась. Она стала треугольной, чопперной. Несмотря на увеличенную жесткость, основа получилась более легкой. Добиться этого удалось за счет использования технологии штамповки. Такие детали заменили тяжелые отливки старой рамы.
И вот в 1982 году Harley-Davidson FXR Super Glide II пошел в серию. Производитель поставил на эту модель много:
✅ Она в первую очередь должна была вывести компанию на новые высоты
✅ Доказать, что в США делают байки не хуже, чем в Японии
✅ Привлечь клиентов из тех, кому устаревшие «Харли» вообще никогда не нравились
Реклама мотоцикла была просто пропитана агрессивностью и мужскими шаблонами. «Новый Harley-Davidson FXR Super Glide II отделит мальчиков от мужчин». В данном контексте подразумевалось, что «правильные парни» выбирают «Харлей», а всякие «маменькины сыночки» – японские мотоциклы.
Планы у производителя, окрыленного новыми владельцами, точнее, старыми, были грандиозные. Адаптировав свои туреры для бодрой езды, они планировали чуть ли не вытеснить конкурентов из Страны восходящего солнца с рынка. По крайней мере, это касалось классов круизер и чоппер.
Двигатель в раме FXR Super Glide II стоял самый современный для того времени. Его объем – 81,6 дюйма, то есть, 1 338 см3. Степень сжатия снизили так, что новый Harley-Davidson мог работать на любом бензине, который только продавался в США.
Мотор крепился в раме на трех точках. При этом вибрации силового агрегата оказались ниже, чем у FLT Tour Glide.
Коробка передач – пятиступенчатая. Ходы лапки постарались максимально уменьшить – чтобы можно было быстрее переключаться. Такой вот спортивный режим из 80-х.
Мотоциклы выпускались в двух основных версиях. FXR получил классические спицованные колеса, а FXRS – литые диски и двухцветную окраску. Шины, кстати, сразу же начали ставить от Dunlop – чтобы обеспечить идеальный «держак» на асфальте.
Бензобак перекочевал с модели Fat Bob. Вилка Showa отличалась условной мягкостью. А вот задняя подвеска традиционная для «Харлея» – маятник с парой жестких амортизаторов.
Тормоза Harley-Davidson FXR Super Glide II получил эталонные на фоне других моделей бренда. Они дисковые, причем на переднем колесе часто двойные.
Видимо, именно ориентация на японский мотопром повлияла на габариты нового байка. Среди большекубатурных Harley-Davidson он оказался самым компактным и подходящим для райдеров низкого роста. Не сказать, что высокие байкеры не могли ездить на FXR Super Glide II, но им было не так удобно.
Вот только создатели мотоцикла недооценили приверженность клиентов классике. Для них новый Harley-Davidson оказался слишком «японским».
Да и дизайн модели получился грубоватым даже для «Харлея». Точнее, мотоцикл создавался с упором на ездовые качества – на тщательную проработку внешности не хватило времени и финансов.
В 1995 году Harley-Davidson FXR Super Glide II был снят с производства. Но байк до сих пор пользуется популярностью на вторичном рынке в США.
Сначала Harley-Davidson удалось заключить ряд выгодных контрактов на поставки мотоциклов полиции и армии. Можно сказать, что «Харли» был самым популярным военным байком Первой Мировой войны.
В 1940-х ситуация с крупными государственными контрактами повторилась. А после 1945 года основными покупателями Harley-Davidson стали полиция и ветераны. Именно в то время зародилось байкерское движение вместе с соответствующей атрибутикой. Так продолжалось до начала 1960-х.
Такие мотоциклы Harley-Davidson выпускал в середине 1940-х. Фото: Youtube.com
А потом настала «черная полоса». Но именно после ее окончания, а на это понадобилось почти 20 лет, бренд возродился. И первой «ласточкой», точнее, фениксом, стал культовый мотоцикл Harley-Davidson FXR Super Glide II. Именно про него мы сегодня и расскажем.
Под железной пятой AMF
К 1969 году знаменитый «Харли» пришел практически банкротом. К тому времени автомобили завоевали США, передвигаться на мотоциклах стало как-то даже неприлично.
На них ездили в основном:
✅ Полицейские
✅ Немногочисленные любители байков
✅ Банды
Последние не могли считаться клиентами Harley-Davidson. Дело в том, что мотоциклы они приобретали редко, предпочитая их воровать или собирать самостоятельно. Хотя, обычно эти два пункта сливались в один. И не только потому, что хотелось выделяться. Просто краденый байк желательно было преобразить до неузнаваемости.
Harley-Davidson FLH эпохи American Machine and Foundry. Фото: Youtube.com
В 1969 году легендарному Harley-Davidson пришлось продаться компании AMF, она же American Machine and Foundry. За 12 лет работы под «мудрым руководством» нового собственника, некогда легендарный бренд частично превратился в ширпотреб.
Нет, интересные модели выпускались, например, FX 1200 Super Glide – первый классический круизер. Даже были усовершенствования – вроде электростартеров. А в 1966 году мотор Panhead заменили на Shovelhead.
Произошло и самое нелепое событие за всю историю владения Harley-Davidson компанией AMF – производитель внезапно выпустил снегоход. Даже скутер Topper образца 1960 года кое-как покупали, несмотря на несоответствие его имиджу «Харли». Но снегоход – это уже где-то за гранью добра и зла.
Возрождение
В 1981 году компания Harley-Davidson была выкуплена «правильными» владельцами – потомками основателей и членами их семей. Из тех, естественно, которые оказались финансово состоявшимися.
Скутер Harley-Davidson Topper так и не стал популярным. Фото: Youtube.com
Кроме подпорченной репутации, новым владельцам достались долги. А на рынке США к тому времени вовсю доминировали японские модели. Начав с мопедов, они в 80-х уже перещеголяли американцев в «чепперостроении». Плюс у них были лучшие в мире спортбайки.
Чтобы возродить престиж бренда, инженеры Harley-Davidson решили создать нечто уникальное. Многие из них были мотоциклистами, они знали, что в США хватает любителей тюнинга. Им нравятся круизеры, но они предпочитают делать из них чопперы. Причем не простые, а скоростные.
Спортбайки любителям драг-рейсинга были не нужны – именно классика, переделанная своими руками с мощными двигателями. И не беда, что такие мотоциклы ездили хорошо только по прямой – большего от них и не требовалось.
Снегоходы Harley-Davidson выпускали с 1970 по 1975 годы. Фото: Youtube.com
Так и «родился» Harley-Davidson FXR Super Glide II. Создатели назвали его «инженерным мотоциклом». Это значит, что они отбросили легендарность и традиции. Новый байк должен был «валить» на все деньги, не уступая японским конкурентам.
Первая попытка
В качестве основы для FXR Super Glide II взяли раму Tour Glide. Она на тот момент была самой современной. Боб Лирой, который разрабатывал дизайн нового мотоцикла, постарался сделать максимально высокую посадку и подножки.
В качестве силового агрегата тоже взяли самое современное, что только могли предложить инженеры Harley-Davidson. Это был Shovelhead. Что примечательно, на опытном мотоцикле этот двигатель не имел таких сильных вибраций, как на FLT Tour Glide, на котором он дебютировал.
Модификация с литыми дисками называется FXRS Super Glide II. Фото: Youtube.com
Вот только первые же испытания показали, что «Харлей» не может быть спортивным без глобальных доработок. Рама оказалась слишком хлипкой, ей недоставало жесткости. При планируемой мощности и скоростях, такой байк стал бы просто опасным для владельца.
Пришлось начинать все сначала. А ситуация к тому времени сложилась критическая для Harley-Davidson. Долги продолжали расти, половину сотрудников компании уволили, оставшимся «заморозили» зарплаты.
Вторая попытка
Новый мотоцикл разрабатывали в сжатые сроки. В первую очередь, переделали раму. В качестве базы все-таки пришлось взять основу от FLT Tour Glide – денег было в обрез. Но раму усилили толстыми трубами, причем разного диаметра.
Рулевую колонку переделали. Она получилась куда надежнее.
Новая рама даже по форме отличалась. Она стала треугольной, чопперной. Несмотря на увеличенную жесткость, основа получилась более легкой. Добиться этого удалось за счет использования технологии штамповки. Такие детали заменили тяжелые отливки старой рамы.
Двигатель для Harley-Davidson FXR Super Glide II взяли уже проверенный. Фото: Youtube.com
И вот в 1982 году Harley-Davidson FXR Super Glide II пошел в серию. Производитель поставил на эту модель много:
✅ Она в первую очередь должна была вывести компанию на новые высоты
✅ Доказать, что в США делают байки не хуже, чем в Японии
✅ Привлечь клиентов из тех, кому устаревшие «Харли» вообще никогда не нравились
Реклама мотоцикла была просто пропитана агрессивностью и мужскими шаблонами. «Новый Harley-Davidson FXR Super Glide II отделит мальчиков от мужчин». В данном контексте подразумевалось, что «правильные парни» выбирают «Харлей», а всякие «маменькины сыночки» – японские мотоциклы.
Планы у производителя, окрыленного новыми владельцами, точнее, старыми, были грандиозные. Адаптировав свои туреры для бодрой езды, они планировали чуть ли не вытеснить конкурентов из Страны восходящего солнца с рынка. По крайней мере, это касалось классов круизер и чоппер.
Технические особенности
Двигатель в раме FXR Super Glide II стоял самый современный для того времени. Его объем – 81,6 дюйма, то есть, 1 338 см3. Степень сжатия снизили так, что новый Harley-Davidson мог работать на любом бензине, который только продавался в США.
Эти мотоциклы часто тюнингуют. Фото: Youtube.com
Мотор крепился в раме на трех точках. При этом вибрации силового агрегата оказались ниже, чем у FLT Tour Glide.
Коробка передач – пятиступенчатая. Ходы лапки постарались максимально уменьшить – чтобы можно было быстрее переключаться. Такой вот спортивный режим из 80-х.
Интересно, что сначала привод на заднее колесо был цепным. Но уже в 1983 году появился ремень.
Мотоциклы выпускались в двух основных версиях. FXR получил классические спицованные колеса, а FXRS – литые диски и двухцветную окраску. Шины, кстати, сразу же начали ставить от Dunlop – чтобы обеспечить идеальный «держак» на асфальте.
Свежая окраска – и Harley-Davidson FXR Super Glide II опять как новый. Фото: Youtube.com
Бензобак перекочевал с модели Fat Bob. Вилка Showa отличалась условной мягкостью. А вот задняя подвеска традиционная для «Харлея» – маятник с парой жестких амортизаторов.
Тормоза Harley-Davidson FXR Super Glide II получил эталонные на фоне других моделей бренда. Они дисковые, причем на переднем колесе часто двойные.
Не совсем успех
Видимо, именно ориентация на японский мотопром повлияла на габариты нового байка. Среди большекубатурных Harley-Davidson он оказался самым компактным и подходящим для райдеров низкого роста. Не сказать, что высокие байкеры не могли ездить на FXR Super Glide II, но им было не так удобно.
Тормоза у мотоцикла дисковые спереди и сзади. Фото: Youtube.com
Вот только создатели мотоцикла недооценили приверженность клиентов классике. Для них новый Harley-Davidson оказался слишком «японским».
Да и дизайн модели получился грубоватым даже для «Харлея». Точнее, мотоцикл создавался с упором на ездовые качества – на тщательную проработку внешности не хватило времени и финансов.
В 1995 году Harley-Davidson FXR Super Glide II был снят с производства. Но байк до сих пор пользуется популярностью на вторичном рынке в США.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....