Mercedes-Benz 300SL Gullwing: почему молоток аукционного «стукача» не упал на $6 млн
1 898

Mercedes-Benz 300SL Gullwing: почему молоток аукционного «стукача» не упал на $6 млн

Пока анонимный покупатель не назвал сумму в 6 825 000 долларов, аукционист не опустил деревянный молоточек: продано, мол. Интересно, почему богатейшему Господину Икс так потребовалась машина 70-летней давности?


Что коллекционер, понятно. Суперкар-то чем интересен? Нашумевшее событие на калифорнийском аукционе RM Sotheby’s заинтриговало, побудило пристальнее взглянуть на модель. Не гнилую развалюху купил Икс. Ухоженный, досмотренный седан, как будто только с конвейера. Когда копнули историю модели, захотелось оказаться Господином Икс. Или родственником.

Предпосылки к рождению модели


Вторая мировая прошлась по Европе утюгом. Материальная база немецкой машиностроительной компании «Мерседес» была разрушена. Это головное предприятие в Штутгарте, кузовной цех в Зиндельфингене, завод дизельных моторов Berlin-Marienfelde, фабрика в Мангейме.

Mercedes-Benz 300SL Gullwing: почему молоток аукционного «стукача» не упал на $6 млн Mercedes-Benz 300SL Gullwing – культовый автомобиль, предмет охоты коллекционеров. Фото: YouTube.com

Местами было уничтожено 80-90 % ценностей, а где-то полностью стерто с лица земли. Чертежи довоенных автомобилей и прочую техническую документацию вывезли союзники-победители.

Вердикт руководства компании в 1945 году:

Daimler-Benz физически больше не существует


Однако мирные времена вернулись. Mercedes взялся восстанавливать хозяйство. К производству автомобилей приступил в 1946-ом. С чего было начинать?

Модели 30-х безнадежно устарели, трехколесные крохотульки по типу Peel P50 или BMW Isetta – не выход. Верный способ громко напомнить о себе, возродить былую славу – создать спортивный автомобиль. Приступили в 1951 году.

Модель W194


Это идейный вдохновитель Mercedes-Benz 300SL Gullwing, за которым теперь гоняются по миру «Иксы», «Игреки» и иже с ними. А W194 был машиной для спортивных заездов.

Mercedes-Benz 300SL Gullwing в кузове купе изготовили 1400 экземпляров. Фото: YouTube.com

Мотор взяли с солидной и консервативной модели «Мерседес-Бенц 300». С донора сняли и подвеску, тормоза, коробку. Позаимствованную начинку доработки: установили 3 карбюратора, добавочный распредвал, усовершенствовали систему впрыска. По окончании преобразований любовались, как рядная 3-литровая «шестерка» выдает 175 «лошадей».

Под руководством технического директора Рудольфа Наллингера разработчики соорудили крайне интересный каркас. Озабоченные весом спорткара, конструкцию для жесткости сварили из немыслимого количества трубочек. Обшили алюминиевыми панелями, которым придали обтекаемую форму.

Двери «Крыло чайки» Mercedes-Benz 300SL Gullwing частенько деформировали крышу. Фото: YouTube.com

Концепт испытывали в аэродинамической трубе. Несущая конструкция получилась крепкой и легкой – 80 кг. Вес машины составил 1080 кг. Автомобилю дали обозначение Mercedes-Benz 300SL Gullwing.

Спортивная карьера модели


Может, создатели вложили максимум инженерной души в свое детище? Или возлагали на W194 очень большие надежды? Возможно, пилоты были зло настроенные. Но получилось следующее: машина становилась чемпионом гонок, в которых была заявлена. А ведь производитель до этого момента имел отдаленное представление об автоспорте.

Салон Mercedes-Benz 300SL Gullwing с «ломающейся» рулевой колонкой. Фото: YouTube.com

W194 с не самым сильным для тех лет мотором погнали туда, где протекторы мерседосовских автомобилей следов не оставляли. Дебют состоялся на 24 часа Ле-Мана в 1952 году. Первое место.

На петлях Нюрбургринга спорткар четырежды раньше других приходил к финишу. Далее 300SL ввязался в многодневную гонку по мексиканскому Панамериканскому шоссе – Carrera Panamericana. Экипаж состоял из немецких гонщиков Карла Клинга и Ганса Кленка, которые и взошли на пьедестал почета. Триумфатор – «300SL Гуллвинг» – добивался почета за счет малого веса и аэродинамического кузова.

«Гражданское» рождение модели


Словом, компания «Мерседес» выполнила задуманное. Автомобиль продемонстрировал красивые характеристики и оригинальные инженерные решения. Мир вспомнил могучего производителя. «Мавр сделал свое дело» и как раз собирался удалиться с автомобильной арены, как на его пути возник Максвелл Хоффман.

Mercedes-Benz 300SL Gullwing 1956 года. Фото: YouTube.com

Ловкий американский делец поставлял европейские машины в Штаты. Проницательный дилер способствовал процветанию немалого количества брендов, за что навечно вошел в Автомобильный зал славы в 2003 году.

Оценив «Гуллвинга» и перспективы продажи купе в США, Хоффман предложил руководству компании доработать модель до полноценной дорожной версии. Заокеанский рынок нуждался в диковинных иномарках. Население не сильно пострадало во Второй мировой и оставалось платежеспособным.

Mercedes-Benz 300SL Gullwing в кузове родстер. Фото: YouTube.com

Машину с хорошей спортивной репутацией ожидает высокий спрос, решил бизнесмен. Так, отправившуюся, было, на покой машину, снова вернули в работу.

Обзор Mercedes-Benz 300SL Gullwing


Производитель, согласившись с доводами Максвелла, отвел на модернизацию автомобиля один год. На тот момент в конструкторском бюро кипела работа над болидом для Формулы-1. Из-за нехватки времени кардинальных изменений в спортивное купе не внесли. Добавили бампера, зеркала заднего вида и больше комфорта в интерьер. А зря.

Машина, отправившаяся через Атлантику, была полна странностей, мудреных вещей. Главная изюминка, которая вначале притягивала и развлекала пользователей, – открывающиеся вверх двери. Аббревиатура SL в названии означает суперлегкий, а «Gullwing» – «Крыло чайки». Автомобиль с поднятыми дверями выглядел завораживающе, но доставлял массу неудобств.

Широкий и высокий порог Mercedes-Benz 300SL Gullwing затруднял посадку в салон. Фото: YouTube.com

«Крыло» поднималось и опускалось за счет тугой пружины. Открывая дверь, нужно прилагать немалые усилия, чтобы сжать пружину. А при закрытии последняя резко распрямлялась, и дверь затворялась с грохотом и содроганием.

Конструкцию придумали не ради шика, а по необходимости. Всему виной многочисленные трубки пространственной рамы. Из-за них порог получился высоким и широким. Распашные двери никак не вписывались. Приладили забавные «Крылья чайки», которые скоро надоели владельцам: крыша деформировалась, приходилось чинить каждый сезон.

Размеры автомобиля:

✅ Длина – 4520 мм
✅ Ширина – 1780 мм
✅ Высота – 1262 мм
✅ Масса – 1295 кг
✅ Вместимость бензобака – 100/130 л

Мизерное багажное отделение занимало запасное колесо и заливная горловина топливного бака. Для перевозки вещей изготовитель опционально за 85 долларов предлагал кожаные чемоданы в цвет салона. Устанавливали аксессуар за сиденьями. Обивкой кресел служила кожа или клетчатый текстиль.

Чемодан в Mercedes-Benz 300SL Gullwing шел опционально. Фото: YouTube.com

Влезть в тесный 2-местный салон – задача не из легких, особенно для дам. Делу не помогала даже складная рулевая колонка. На предприятии учли недостаток, исправили раму и пороги в следующем кузове – открытом родстере.

Другие особенности


В машине было на что смотреть и удивляться. Например, дверные ручки производитель сделал в виде тонких полосок, встроенных заподлицо в кузовные панели. С одной стороны находились небольшие выступы. При нажатии на них выдвигалась ручка с выемками под пальцы пользователя.

Оригинальные дверные ручки Mercedes-Benz 300SL Gullwing. Фото: YouTube.com

«Крыло чайки» не позволяло иметь опускающиеся окна. Салон проветривался через сдвижные задние форточки. Кондиционера немцы не установили, что неудивительно для машины 1955 года выпуска. Но из-за спортивной системы выхлопа салон сильно прогревался. На несчастье, 80 % авто продали в жаркой Калифорнии. Поэтому лавину потребительских претензий вообразить несложно.

Приборная панель изобиловала симпатичными блестящими кнопочка, тумблерами, крутилками. На предназначение регуляторов не было даже намека: надписей немцы не удосужились сделать.

Моторы


Двигатель располагался спереди с отклонением от вертикали на 45°. Крутящий момент через 4-ступенчатую механическую трансмиссию передавался на задний мост.

Моторный отсек Mercedes-Benz 300SL Gullwing. Фото: YouTube.com

Характеристики силового 6-цилиндрового рядного агрегата купе «Крыло чайки»:

✅ Объем – 3 л
✅ Мощность – 215 л. с. (с опциональным спортивным распредвалом – 240 л. с.)
✅ Максимальная скоростная отметка – 235 км/ч (со спортивными настройками – 260 км/ч)
✅ Разгонная динамика – 8,9 сек до «сотни»

Передняя подвеска трудилась на двойных поперечных рычагах и торсионах. Задний независимый механизм подрессоривания гасил дорожные неровности с помощью оси качения, винтовых пружин и гидравлических телескопических амортизаторов.

Тираж и закрытие производства


Автомобиль излучал очарование, оригинальность и заграничный стиль. Хоть и хлопотный был, но любимый. Mercedes-Benz 300SL Gullwing бойко торговался только в первый год. Затем спрос резко упал. Цена без опциональных гоночных пружин и амортизаторов, бамперных щитков и стеклоомывателей составляла 6800 долларов.

Собрав 1400 единиц, производство купе через три года закрыли. Из этого количества 29 экземпляров изготовили в полностью алюминиевом кузове. Стекла, кроме лобовика, установили плексигласовые. Меры снизили вес авто в сравнении с «собратьями» на 95 кг.

Машины с таким логотипом стоят не меньше 1 млн долларов. Фото: YouTube.com

Спецсерию создавали для частных лиц, желавших участвовать в гонках. За этими машинами и охотятся коллекционеры. Одному из них – Господину Икс – повезло в 2022 году в Калифорнии. Молоток аукциониста саданул по столу на баснословной цифре, эквивалентной полумиллиарду рублей. Но не расстраиваемся: ведь обычный «Гуллвинг» в цвете Dunkelgrau стоит жалкий миллион с копейками долларов.

Родстер выходил до 1963 года. «Мерседес-Бенц 300SL» в открытом кузове построили 1858 единиц. Гоночных моделей W194 насчитывалось 10 шт. Один автомобиль находится в музее компании. За него уже предлагали $15 млн, но завод так и не продал.
А как вы прокомментируете цену Mercedes-Benz 300SL Gullwing в полмиллиарда рублей?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....