Неизвестный автопром Дании
Когда мы говорим о передовых европейских производителях автомобильной техники, то вряд ли в этот ряд включим и небольшую Данию. Конечно, это не Норвегия, где вообще отсутствует подобная индустрия, и не Швейцария, где все, по большому счету, осталось в прошлом. Да, у самой маленькой «страны викингов» имеется своя, хотя и довольно скромная, транспортная история. И сегодня мы постараемся вкратце вспомнить о ее основных вехах и оставивших свой след моделях.
Государство, почти полностью расположенное на полуострове Ютландия, всегда относилось к хорошо развитой европейской территории. Уже одно формальное владение самым большим островом земли Гренландией, служит тому наилучшим подтверждением. Добились датчане определенных успехов и в спорте, в том числе, таких его массовых видах, как футбол, хоккей или велогонки.
А вот начало транспортной истории небольшой страны уводит нас в далекий 1900 год. Именно тогда появился самый ранний производитель на ее территории – Brems. Это был неплохой и многообещающий старт, ведь годом позже к нему присоединилась еще одна компания – Dansk Automobil & Cyclefabrik из Копенгагена. Самые ярые оптимисты прочили местному автопрому не меньший успех, чем французским коллегам. Но, к сожалению, не сбылось. Уже к 1907-му оба местных бренда приказали долго жить.
Исключением из этого правила можно назвать разве что появившуюся пятью годами позже фирму по выпуску автобусной техники DAB. Ее история оказалась намного солиднее, растянувшись на приличные 90 лет. Но, ради справедливости стоит отметить, что во многом этому способствовало ее поглощение английским Leyland, произошедшее в 1953 году. Итак, как видите, у датчан имелись свои скромные производители техники – о некоторых из них мы и расскажем в этом материале.
Первый из них появился в древнем поселении викингов Виборг (не путайте с российским Выборгом). Именно там талантливый инженер и предприниматель Юлиус Бремс открыл стартовую страницу датского автопрома. В самом начале пути все были полны энтузиазма и грандиозных планов.
Двухместный экипаж получил спицованные колеса на амортизирующих шинах и двухскоростной двигатель. Его появление вызвало у датчан чувство национальной гордости и надежды на то, что они смогут в будущем ездить на отечественных автомобилях. У первого опытного образца оказались (кроме уже упомянутых) следующие характеристики:
✅ максимальная скорость – 26 км/ч
✅ запас автономного хода – ок. 225 км
✅ расход – 1 литр / 21 км пути
Однако серийного производства так и не произошло. Пионер датского автопрома смог выпускать лишь отдельные образцы самоходных колясок Brems, с периодичностью один экземпляр примерно в 12 месяцев. В 1907-м первый опыт производства сошел на нет, последний восьмой автомобиль представлен годом позже. Так завершилась эта страница местной транспортной истории.
То, что на заре ХХ века датчане вполне могли выбиться в число автомобильной элиты, прекрасно свидетельствует факт появления здесь в течение всего нескольких лет ряда профильных предприятий. Году так в 1910-м могло казаться, что Дания вырвется вперед и сравняется в техническом плане хотя бы с такими странами как Чехия или Венгрия. Ведь уже до начала Первой мировой войны здесь открылись сразу несколько заводов по сборке различных средств передвижения:
✅ Dansk (1901-1907) – автокомпания из Копенгагена
✅ Bukh & Gry (1904) – прототип авто с 10-сильным двигателем
✅ Thrige (1911-1917) – легковые автомобили (позже – автобусы) из Оденсе
✅ DAB (1912-2002) – производство автобусов
Dansk Automobil & Cyclefabrik изначально являлась скромной столичной мастерской по ремонту велосипедной техники. Но в начале века стартовал автомобильный бум на континенте, в который сразу же включились и эти ребята. Немного перепрофилировав свое предприятие, они занялись сборкой сначала трех-, а позже и четырехколесных автомобилей.
Техника выпускалась под брендом Dansk & Christiansen, а в качестве привода служили двигатели немецкого производителя Cudell. Позже они попробовали свои силы и в области изготовления легких автобусов или грузовиков. Но уже к 1907 году все сошло на нет.
В отличие от других производителей того периода, компания Dansk Automobil Byggeri A/S (сокращённо DAB) смогла закрепиться на рынке и продлить свою историю до начала XXI века. Она основана в датском Силькеборге, благодаря технической поддержке немецкого производителя J.W. Darr.
Первым направлением компании являлась сборка грузового транспорта, но позже они перешли к пассажирской технике. Это происходило традиционным для того периода способом – установкой автобусных кузовов на готовые грузовые шасси. Последние использовались от Krupp, Bussing-NAG и других производителей.
Чтобы лучше закрепиться на рынке и сохранить конкурентоспособность, в 1953 году начато плотное сотрудничество с успешной британской компанией Leyland Motors. После этого, в подавляющем количестве выпускаемых автобусов, использовались именно шасси английского происхождения.
С середины 60-х компания перешла к производству стандартизованных версий пассажирской техники, предназначенной (в первою очередь) для датской столицы. Этот тип просуществовал почти три десятилетия и имел:
✅ 7 разных моделей
✅ алюминиевые кузова
✅ модульные конструкции
Все это происходило на фоне поглощения компании «старшим английским товарищем», в результате чего в середине 70-х родился новый бренд – Leyland-DAB. Под этой маркой в следующем десятилетии появились сочлененные автобусы, рассчитанные на эксплуатацию в европейских мегаполисах.
Успешное развитие и партнерство дали крен в середине 90-х, когда датская компания стала «переходящим красным знаменем». Сначала 70 % ее акций оказались в корзине United Bus, потом в 1995-м компанией завладели скандинавы из Scania, изменив бренд на Scania A/B, Silkeborg. История оригинальных DAB завершилась в 1999 году. А спустя три года, когда завод оказался собственностью норвежской Vest Buss AS, изначальное название было полностью упразднено.
В более современной истории датские компании могут похвалиться даже неплохими гоночными образцами и прототипами на электрическом приводе. Конечно, это нельзя назвать массовым выпуском, даже о мелкосерийном производстве речь не идет. Чаще подразумевается несколько (а то и всего один) образцов автомобильной техники, но как говорится «на безрыбье и рак – рыба». Поэтому местным жителям не остается ничего другого, как гордиться хотя бы такими скромными успехами.
К примеру, в 1987 году компанией El Trans A/S разработан городской электромобиль Mini-El. Позже он переименован в CityEl и выпускался в течение восьми лет. После этого фирма выкуплена немецким инвестором, а само производство перенесено на территорию этой страны.
Имеется еще и факт сборки специальных суперкартов – более мощных гоночных вариантов такой «детской» техники. Этим занималась компания PVP Karting. А вот гораздо более серьезный аппарат типа суперкар от Zenvo ведет свою историю от 2009 года. Тогда показан пока единственный ее образец ST1. Он продолжает производиться малыми сериями по сей день и, думаю, заслуживает отдельного представления. Что мы и постараемся сделать в одной из будущих статей.
Государство, почти полностью расположенное на полуострове Ютландия, всегда относилось к хорошо развитой европейской территории. Уже одно формальное владение самым большим островом земли Гренландией, служит тому наилучшим подтверждением. Добились датчане определенных успехов и в спорте, в том числе, таких его массовых видах, как футбол, хоккей или велогонки.
Датский карьерный самосвал Hydrema. Фото: youtube.com
А вот начало транспортной истории небольшой страны уводит нас в далекий 1900 год. Именно тогда появился самый ранний производитель на ее территории – Brems. Это был неплохой и многообещающий старт, ведь годом позже к нему присоединилась еще одна компания – Dansk Automobil & Cyclefabrik из Копенгагена. Самые ярые оптимисты прочили местному автопрому не меньший успех, чем французским коллегам. Но, к сожалению, не сбылось. Уже к 1907-му оба местных бренда приказали долго жить.
Исключением из этого правила можно назвать разве что появившуюся пятью годами позже фирму по выпуску автобусной техники DAB. Ее история оказалась намного солиднее, растянувшись на приличные 90 лет. Но, ради справедливости стоит отметить, что во многом этому способствовало ее поглощение английским Leyland, произошедшее в 1953 году. Итак, как видите, у датчан имелись свои скромные производители техники – о некоторых из них мы и расскажем в этом материале.
С чего все начиналось
Первый из них появился в древнем поселении викингов Виборг (не путайте с российским Выборгом). Именно там талантливый инженер и предприниматель Юлиус Бремс открыл стартовую страницу датского автопрома. В самом начале пути все были полны энтузиазма и грандиозных планов.
5 июня 1900 года на испытания отправился прототип, получивший название в честь своего создателя – Brems Type A. Это была скромная открытая коляска с двухцилиндровым мотором, что, впрочем, являлось вполне привычной компоновкой для того времени.
Двухместный экипаж получил спицованные колеса на амортизирующих шинах и двухскоростной двигатель. Его появление вызвало у датчан чувство национальной гордости и надежды на то, что они смогут в будущем ездить на отечественных автомобилях. У первого опытного образца оказались (кроме уже упомянутых) следующие характеристики:
✅ максимальная скорость – 26 км/ч
✅ запас автономного хода – ок. 225 км
✅ расход – 1 литр / 21 км пути
Однако серийного производства так и не произошло. Пионер датского автопрома смог выпускать лишь отдельные образцы самоходных колясок Brems, с периодичностью один экземпляр примерно в 12 месяцев. В 1907-м первый опыт производства сошел на нет, последний восьмой автомобиль представлен годом позже. Так завершилась эта страница местной транспортной истории.
Другие ранние датские конструкции
То, что на заре ХХ века датчане вполне могли выбиться в число автомобильной элиты, прекрасно свидетельствует факт появления здесь в течение всего нескольких лет ряда профильных предприятий. Году так в 1910-м могло казаться, что Дания вырвется вперед и сравняется в техническом плане хотя бы с такими странами как Чехия или Венгрия. Ведь уже до начала Первой мировой войны здесь открылись сразу несколько заводов по сборке различных средств передвижения:
✅ Dansk (1901-1907) – автокомпания из Копенгагена
✅ Bukh & Gry (1904) – прототип авто с 10-сильным двигателем
✅ Thrige (1911-1917) – легковые автомобили (позже – автобусы) из Оденсе
✅ DAB (1912-2002) – производство автобусов
Dansk Automobil & Cyclefabrik изначально являлась скромной столичной мастерской по ремонту велосипедной техники. Но в начале века стартовал автомобильный бум на континенте, в который сразу же включились и эти ребята. Немного перепрофилировав свое предприятие, они занялись сборкой сначала трех-, а позже и четырехколесных автомобилей.
Leyland DAB шестого поколения. Фото: youtube.com
Техника выпускалась под брендом Dansk & Christiansen, а в качестве привода служили двигатели немецкого производителя Cudell. Позже они попробовали свои силы и в области изготовления легких автобусов или грузовиков. Но уже к 1907 году все сошло на нет.
В отличие от других производителей того периода, компания Dansk Automobil Byggeri A/S (сокращённо DAB) смогла закрепиться на рынке и продлить свою историю до начала XXI века. Она основана в датском Силькеборге, благодаря технической поддержке немецкого производителя J.W. Darr.
Первым направлением компании являлась сборка грузового транспорта, но позже они перешли к пассажирской технике. Это происходило традиционным для того периода способом – установкой автобусных кузовов на готовые грузовые шасси. Последние использовались от Krupp, Bussing-NAG и других производителей.
Пассажирский салон DAB 7-й серии. Фото: youtube.com
Чтобы лучше закрепиться на рынке и сохранить конкурентоспособность, в 1953 году начато плотное сотрудничество с успешной британской компанией Leyland Motors. После этого, в подавляющем количестве выпускаемых автобусов, использовались именно шасси английского происхождения.
С середины 60-х компания перешла к производству стандартизованных версий пассажирской техники, предназначенной (в первою очередь) для датской столицы. Этот тип просуществовал почти три десятилетия и имел:
✅ 7 разных моделей
✅ алюминиевые кузова
✅ модульные конструкции
Все это происходило на фоне поглощения компании «старшим английским товарищем», в результате чего в середине 70-х родился новый бренд – Leyland-DAB. Под этой маркой в следующем десятилетии появились сочлененные автобусы, рассчитанные на эксплуатацию в европейских мегаполисах.
Панель приборов в автобусе Leyland DAB 7-5-TL11/3 1983 года. Фото: youtube.com
Успешное развитие и партнерство дали крен в середине 90-х, когда датская компания стала «переходящим красным знаменем». Сначала 70 % ее акций оказались в корзине United Bus, потом в 1995-м компанией завладели скандинавы из Scania, изменив бренд на Scania A/B, Silkeborg. История оригинальных DAB завершилась в 1999 году. А спустя три года, когда завод оказался собственностью норвежской Vest Buss AS, изначальное название было полностью упразднено.
Местная гордость – собственный суперкар
В более современной истории датские компании могут похвалиться даже неплохими гоночными образцами и прототипами на электрическом приводе. Конечно, это нельзя назвать массовым выпуском, даже о мелкосерийном производстве речь не идет. Чаще подразумевается несколько (а то и всего один) образцов автомобильной техники, но как говорится «на безрыбье и рак – рыба». Поэтому местным жителям не остается ничего другого, как гордиться хотя бы такими скромными успехами.
К примеру, в 1987 году компанией El Trans A/S разработан городской электромобиль Mini-El. Позже он переименован в CityEl и выпускался в течение восьми лет. После этого фирма выкуплена немецким инвестором, а само производство перенесено на территорию этой страны.
Датский суперкар Zenvo ST1. Фото: youtube.com
Имеется еще и факт сборки специальных суперкартов – более мощных гоночных вариантов такой «детской» техники. Этим занималась компания PVP Karting. А вот гораздо более серьезный аппарат типа суперкар от Zenvo ведет свою историю от 2009 года. Тогда показан пока единственный ее образец ST1. Он продолжает производиться малыми сериями по сей день и, думаю, заслуживает отдельного представления. Что мы и постараемся сделать в одной из будущих статей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....