.d-md-none .d-lg-block bibimot

Международный автодром Будды: кинокомпания «Болливуд фильм» представляет…

Международный автодром Будды: кинокомпания «Болливуд фильм» представляет…
Автоспорт и без Индии – то еще кино. А тут «съемочную площадку» перенесли в красочную, самобытную страну. Что вышло?


Краткое содержание «фильма» под названием «Международный автодром Будды»: в 2011 году трассу открыли, три года проводили чемпионаты на уровне Формулы-1 и закрыли… Конец фильма. Нет, сам трек не опечатали, замки на входе не повесили. Катаются индийцы в собственное удовольствие. Может, местечковые мероприятия проводят. Но от соревнований мирового уровня спортсмены отказались. Не любопытно ли?

Ф-1 и автодромы


Неудержимая страсть догнать и перегнать возникла в момент появления первых диковинных безлошадных экипажей. Стихийные состязания начались, когда под капотами били копытами по 5-7 резвых «кобыл».

Международный автодром Будды: кинокомпания «Болливуд фильм» представляет… Схема автодрома Будды. Фото: YouTube.com

Народ неорганизованно гонял по шоссе, грунтовкам, от города к городу – «точка-точка». Доморощенные спортсмены создавали аварийные ситуации, прохожих-ротозеев подвергали опасности.

Уже на заре автомобилестроения стало понятно, что процесс нужно упорядочить, причем, в масштабах планеты. С этой целью в 1904 году энтузиасты нового вида транспорта объединились в Международную автомобильную федерацию (ФИА, англ. FIA).

Некоммерческое (и небедное, к слову) общество охраняет права пилотов, наблюдает за техническими нормами и требованиями. Перечень правил, которые приводят к общему знаменателю спортивные мероприятия, назвали «формулой».

В автоспорте несколько дисциплин: испытания, ралли, кольцевые гонки. За последними бдят Формулы-1, 2, 3, 4. Гонки формульного типа используют закрытые трассы, обеспеченные соответствующей инфраструктурой, на дорогах общего пользования. Комплексы охраняются властями.

Команда «Ред Булл» все три года на треке Будды была победителем. Фото: YouTube.com

Первый трек построили в Австралии в 1906 году. А потом были Монако, «зеленый ад» Нюрбургринга, Монреаль и т. д. Темы австралийского автоспорта мы касались в материале о модели Brabham BT62, опубликованном ранее.

F-1 направляется в Индию


Автоспорт – это не только демонстрация возможностей личности, мастерства пилотов. Тут задействован интерес производителя. Не зря всякий уважаемый бренд создает свою «конюшню».

За популяризацию марки изготовители готовы платить большие деньги. Смета команды «Феррари», например, составляла в какой-то момент 400 млн долларов. Потом, правда, ФИА спохватилась и ограничила бюджет участников жалкими 125 млн. Но распространять, расширять географию соревнований федерация стремилась всегда.

В 90-х прошлого века руководство FIA развернулось лицом строго на Восток. А тут конь не валялся! Столько стран на громадном куске Евразии, где нет собственных закольцованных треков для формульских заездов.

Болиды стартовали. Фото: YouTube.com

Безбашенные, отчаянные гонщики – пожалуйста! Нараин Картикеян выступал за Иорданию, Карун Чандхок приносил призовые очки британскому «Лотусу». Спонсоры в наличии: миллиарды Виджайя Маллья просто оттопыривают карманы.

Промышленник создал в 2008 году отличную независимую команду Force India. Получается, условия и предпосылки были, но таланты и потенциал индийцев реализовывались на европейских и американских территориях.

Автодром в Индии


Итак, звезды сошлись. Пора, решили в ФИА. Но сначала почетный президент Формулы-1 Берни Экклстоун благословил проведение первого в истории Индии Гран-при по кольцевым гонкам.

Момент на пит-стопе: на замену колеса уходит 1,82 секунды. Фото: YouTube.com

Мероприятие прошло успешно: публика с неистовым восторгом встречала участников. После дебюта начали выбирать место под автодром с оптимальным сочетанием климата и рельефа. Остановились на штате Уттар-Прадеш в 40 км от столицы. Местечко обозначено на карте как Большая Нойда.

По правилам федерации, болиды на закольцованном треке должны намотать несколько кругов, чтобы в сумме преодолеть 305 км пути. Монте-Карло, в силу географического положения, исключение: у финиширующего спортсмена на одометре оказывается 260 км. Обычно установленную дистанцию проходят за 1,5-2,0 часа.

Строительство


Дело поручили немецкому архитектору, инженеру, страстному автогонщику Герману Тильке. Со свойственной ему компетенцией и пунктуальностью конструктор закончил проект вовремя – в 2011 году.

Спортивное сооружение в Индии спроектировал Герман Тильке. Фото: YouTube.com

Кольцо трассы составило 5,141 км, что практически равно «петлям» Нюрбургринга. Но количество поворотов больше: 16 против 15. Корректировку в конфигурацию трека внесли Михаэль Шумахер и Алекс Вурц. Титулованные спортсмены предложили расширить три поворота для возможности лучшего обгона. Замечание учли.

Строительство вела индийская компания Jaypee Group. Сооружению хотели дать имя подрядчика – «Джайпи Групп». Но вспомнили, что высочайшее соизволение на масштабные проекты приходит сверху, и назвали объект «Международный автодром Будды».

Вот это в «яблочко», ведь «Jaypee» никак не ассоциируется с Индией. Красивому говорящему названию не хватало логотипа. На конкурсной основе выбрали эффектное сердечко в цветах национального флага.

Заезды


Споры о сложности трасс Ф-1 яростно ведутся болельщиками разных стран. Да и пилоты не единодушны во мнении. Понятие-то относительное, поэтому дебаты часто сваливаются в откровенную вкусовщину.

Сезон 2011 года на автотреке Будды. Фото: YouTube.com

Тем не менее, как-то любители вывели хитроумную формулу, отыскали критерии. За чистую монету принимать не стоит, но существует список из 33 наименований, где автодромы расположены по степени трудности прохождения.

Согласно исследованиям диванных аналитиков, самый головокружительный трек расположен в Буэнос-Айресе. Затем идет Мельбурн. Третью строчку занимает «Будда».

Первый чемпионат F-1 проходил здесь в октябре 2011 года. На подиум взошел немец Себастьян Феттель из команды Red Bull. Время прохождения кольца составило 1:27,249.

В следующие два года ничего не изменилось: тот же триумфатор в составе уже известной «конюшни». Так как Феттель и в 2010 году был чемпионом, в его личном зачете 4 золота Ф-1. Ну вот, собственно, и все, кино закончилось. Соревнования подобного уровня на автодроме Будды больше не проводятся. Зрители остались в недоумении и растерянности...

Причины приостановки международных соревнований


«Приостановка» растянулась на десяток лет. Все дело в местном менталитете и законодательстве. Оказалось, что автогонки не считаются в Индии спортом. Это развлечение.

Теперь здесь не слышен рев болидов Ф-1. Фото: YouTube.com

Налогообложение для развлекательных и спортивных мероприятий разное. Последние должны вносить в казну 90 % от прибыли. ФИА пыталась уговорить власти изменить статус соревнований. Но безуспешно. Развлекуха!

То есть, получается, пилоты – актеры, которые выходят веселить публику? Может, еще шуты или паяцы? А болиды с ценой на моторы до 5 млн долларов – реквизит? Унизительное положение.

Федерация автомобилистов построила грандиозный объект. Даже детская площадка в городском дворе влетает в копеечку. Что говорить о комплексе с трибунами, автомобильными боксами, пит-стопами для обслуживания болидов. Прибавьте сюда отличное дорожное покрытие и инфраструктуру с гостиницами.

Драматический эпизод на трассе. Фото: YouTube.com

«Актеры», осознанно выбравшие тяжелый вид «развлечений», испытывают колоссальные перегрузки. К финишу пилоты приходят похудевшими на несколько кг. В движении на водителей давит сила, иногда в десятки раз превышающая их собственный вес. Не станем уже вспоминать об авариях и несчастных случаях.

И последнее: плакали в этом проекте спонсорские денежки. Впрочем, какое индийское кино без слез и песен? Поэтому врубаем под занавес бессмертный музыкальный трэк: «Джимми, Джимми, Джимми! Ача, ача, ача…»

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А как вы считаете, кольцевые гонки – это спорт или развлечение?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
«Бизон-Трек-Шоу»: сквозь огонь, воду и… силосные ямыЭтап WorldSBK-2023 в городе Мост проходит успешно

Метропоезд Siemens M1 для Праги и Венесуэлы

Метропоезд Siemens M1 для Праги и Венесуэлы

Siemens M1 создавался специально для пражского метро. Его конструкция оказалась очень надёжной, поэтому составы находятся в эксплуатации по сей день....
  • 243