Наперегонки с шотландской ведьмой: клипер «Катти Сарк» и регата его имени в Дунькином пруду
2 186

Наперегонки с шотландской ведьмой: клипер «Катти Сарк» и регата его имени в Дунькином пруду

Мог ли предположить расторопный купец, потомственный чаеторговец, что созданное по его заказу судно станет едва ли не самым знаменитым в мире? Но Джон (Джок) Уиллис мечтал именно о таком клипере – красивом, быстром, со звучным именем.


У богатых и удачливых задуманное сбывается. В 1869 году со стапелей компании «Scott & Linton» в городе Дамбартон, Шотландия, сошел великолепный трехмачтовый парусник.

«Дело в шляпе»: предыстория рождение корабля


Середина 19-го столетия была временем процветания чайного бизнеса. Дальновидные предприниматели для перевозки чудодейственного листа из Китая в Европу фрахтовали корабли или строили парусные суда.

Наперегонки с шотландской ведьмой: клипер «Катти Сарк» и регата его имени в Дунькином пруду «Катти Сарк»: кадр из документального фильма. Фото: YouTube.com

Из числа последних был лондонский коммерсант Джон Уиллис, по прозвищу «Большая белая шляпа». Он знал толк в мореплавании, сам служил шкипером.

Требования к производителю клиент предъявил конкретные: скорость при хорошей вместимости. Его корабль должен быстрее соперников курсировать между Великобританией и Поднебесной вокруг Африки.

«Куда бегает юнга»: строение клипера


По эскизам «Белой шляпы» построили замечательный парусник: узкий корпус, тяжелая корма, острый нос. Соотношение длины к ширине – 6 к 1. Мачты почти равны длине корпуса.

Технические данные Cutty Sark:

✅ Водоизмещение – 2133,779 т
✅ Длина судна – 64,8 м
✅ Ширина – 11 м
✅ Осадка – 6,7 м
✅ Площадь парусов – 2980 м2

Посудину построили по композитной технологии: железный остов обшили не гниющими породами деревьев – тиком и вязом. Днище покрыли пластинами из мунц-металла – сплава меди с цинком.

Трехмачтовый клипер – сложная конструкция, а морская терминология – та еще энциклопедия. Тут главное, не перепутать кубрик, камбуз и гальюн.

Кстати, куда бежит юнга? Правильно, на нос парусника, который первоначально и назывался гальюном. А к корабельным «удобствам» это слово приклеилось уже позднее. Свес на носу яхты всегда украшала гальюнная фигура. На Cutty Sark это была прекрасная юная шотландская ведьма.

«Не знала бабушка седая…»: название судна


Имя паруснику дал заказчик. Оно повергло всех в смятение– «Катти Сарк» переводится как «короткая рубашка», то есть ночная сорочка.

Гальюнная фигура на «Катти Сарк». Фото: YouTube.com

Говорили, что Дж. Уиллис был поклонником поэта Роберта Бернса. Сюжет одной из поэм фольклориста о том, как беспробудный пьяница Тэм О’Шентер после ссоры с женой заваливается в кабак. Захмелев, Тэм отправляется домой и по пути становится свидетелем пляски сатаны с нечистью.

Среди старух на шабаше была юная ведьма Нэнни. Тэм, выдав себя восхищенным вздохом, кинулся удирать на кобыле. Нэн стала преследовать бедолагу, чтобы убить. В последний момент девушка ухватила кобылу за хвост и оторвала. Шотландцы называют ведьму «Короткой рубашкой»

Из поэмы Р. Бернса:

Не знала бабушка седая,
Сорочку внучке покупая,
Что внучка в ней плясать пойдет
В пустынный храм среди болот,
Что бесноваться будет Нэнни
Среди чертей и привидений...


Искусно выполненная полуобнаженная фигурка прелестницы с конским хвостом в руке поселилась на носовом свесе (гальюне) парусника, а имя красуется на борту. Что-то наводит на мысль: неспроста «Большая шляпа» выбрал кораблю такое интригующее имя. Современники шушукались что-то там про безответную любовь…

Чайные гонки «Короткой рубашки»


Эх, лихое было время! Эпоха «гончих псов океана», когда штурвалы в крепких руках держали смелые, бесшабашные, отчаянные капитаны. Команды состояли из сорвиголов, которым, чем сильнее буря, тем веселее.

Кадр из документального фильма о Cutty Sark. Фото: YouTube.com

Сложная логистическая процедура – перевозка чая – превратилась в негласное соревнование клиперов. Суда на всех парусах мчались из Лондона в Китай, чтобы привезти первый, самый ценный, сбор листа нового урожая. Счастливчику доставались жирные барыши. Позднее чайные гонки получили официальный статус.

«Катти Сарк», ладная и красивая, не блистала в соревнованиях. Плавсредство постоянно преследовали неудачи, неблагоприятные стечения обстоятельств. Ведьма на борту, что вы хотите. Женское имя. О таком судне, «Мария Селеста», мы рассказывали в ранних материалах.

Однако, к гонкам. В историю вошла одна, невероятно драматичная, 1872 года между клипером «Фермопилы» и «Короткой рубашкой». Корабли стартовали из Шанхая 18 июня. «Катти» лидировала. Но разразился страшный шторм и сорвал штурвал. Шкипер Моуди неделю держал парусник по ветру с помощью плавучего якоря.

Парусник на закате – красивое зрелище. Фото: YouTube.com

В это время на борту мастерили руль. Деревянные детали собрали, а скрепляющие металлические скобы выковывали прямо на палубе. Один раз горн перевернулся, и сын капитана, раздувавший мехи, попал под град раскаленных углей. Потом горячая металлическая болванка чуть не снесла голову кузнецу.

К слову, мастер не состоял в команде: он был пассажиром. Но имя героя Генри Гендерсона адмиралтейство внесло в анналы британского мореплавания. Итогом всех перипетий было отставание от конкурента на неделю. Путь занял 122 дня.

Но шкипер «Фермопилы», осмотрев по прибытии корабль соперника, оценив причиненный стихией ущерб и мужество команды, благородно отказался от победы. Многострадальный клипер «Катти Сарк» официально считается победителем чайной гонки 1872 года.

Дальнейшая судьба клипера


А потом по морям пошли пароходы. Медлительные, но более надежные и вместительные. «Рубашка» стала курсировать между Австралией и Англией, загрузив трюмы шерстю.

Кадр из документального фильма о Cutty Sark. Фото: YouTube.com

По иронии судьбы, именно в этот момент парусник проявил весь своей потенциал. Может, ведьма Нэн на гальюнном свесе стала благосклоннее, но «Катти» ставила рекорды скорости – 15-17,5 морских узлов. Самый большой перегон за сутки однажды составил 363 морские мили. Лучшего результата суда подобного класса не достигали.

Когда «Короткая рубашка», поймав в паруса ветер, обгоняла пароходы, капитаны выходили на мостик и отдавали честь упорному паруснику. А по волнам разносился приветственный утробный рев пароходных гудков.

В 1895 году «Белая шляпа» продал поизносившееся судно. Новые хозяева переоборудовали клипер в баркентину, переименовали. Далее следовала череда перепродаж, пока в 1922 году посудину не выкупил бывший торговый капитан Уилфред Доумен.

Вложив все свои сбережения, моряк придал паруснику первоначальный вид. «Катти» стала учебным судном для плавательной практики курсантов мореходных училищ.

«Когда сгорела «Катти Сарк» в лучах холодного рассвета»: пожар


Пришел 1954 год. Корабль обрел покой в сухом доке Гринвича. Парусник-музей принимал на борту публику, восхищенную историей «Рубашки» и мастерством старых корабелов.

Экскурсия по паруснику-музею Cutty Sark. Фото: YouTube.com

В 2007 году служащий, уходя на выходные, забыл выключить пылесос. На борту вспыхнул пожар. Событие потрясло определенный, немаленький, круг людей. Моряки, яхтсмены, простые обыватели оплакивали потерю:

… И вдоль прибрежных городов
Летел сигнал быстрее вздоха –
Сгорела, кончилась эпоха
Великих Парусных Судов


Но, к счастью, большую часть оборудования перед событием сняли на реставрацию. Легендарное судно восстанавливали всем миром. Какие-то деньги выделило британское правительство, что-то жертвовали простые граждане.

Не остались безучастными и россияне: значительную сумму внес бизнесмен Алишер Усманов. В 2012 году корабль снова принял на борт посетителей. Открывала музей королева Елизавета II.

Регаты имени Cutty Sark


Компания Berry Brothers and Rudd, впечатленная историей мужественного парусника, назвала в его честь сорт виски. Производитель горячительных напитков спонсировал и ежегодную Регату больших парусников с 1973 по 2003 год.

Участник Регаты больших парусников. Фото: YouTube.com

Регламент мероприятия необычный. Из молодежи, курсантов мореходок, возрастом до 25 лет формируют интернациональные команды. Старшие товарищи тоже присутствуют, но юношество должно составлять половину экипажа.

Опыт хождения под парусом необязателен. Участвовать можно в одной гонке или во всей регате. Соревнуются частные и клубные парусные плавсредства длиной не более 9,14 м.

Регата проходит в морях Европы. Этапы состоят из нескольких сотен морских миль. Самое интересное событие – «круиз в компании». Это перегон без соперничества, когда молодость просто общается, веселится.

По ходу события новичков учат азам мореплавания. Но это не главное. Цель – неформальное общение представителей разных национальностей и культур.

Регату принимают портовые города. В 1996 году это был Санкт-Петербург, в 2003 – Рига. На стоянках проходят фестивали парусников, парад участников, конкурсы. Завершается заход в принимающий город фейерверком.

Дунькин пруд: среди радиоуправляемых моделей замечен трехмачтовый клипер. Фото: YouTube.com

Про Дунькин пруд Астраханской области мы упомянули не мимоходом. Регаты имени Cutty Sark организуются стихийно в любом географическом месте с водоемом, будь то хоть Васькино болото. В Дунькином пруду проходит Кубок России по судомодельному спорту, посвященный памяти нашего прославленного соотечественника, титулованного яхтсмена Игоря Налевского. Среди радиоуправляемых яхт была замечена «Короткая рубашка». Салют, ведьма!..
Как вы считаете, достоин ли клипер «Катти Сарк», чтобы в его честь назвали регату?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....