Tatra, ставшая узнаваемым брендом, благодаря дизайнеру Милану Галии
Наверное, вам знакомо такое советское выражение: «Кадры решают все». Оно раньше имело актуальность, не утратило ее и сейчас. Причем, и в отношении транспортной тематики также. Сколько мир увидел знаменитых моделей, выведших марки, к которым они принадлежали, на новый рубеж популярности. За всем этим стоял труд дизайнеров, конструкторов и других инженерных работников. Но всегда имелся один талантливый лидер, который уверенно вел творческий коллектив за собой, стараясь сделать новинку лучше, современнее и эффектней.
Если вернуться вглубь истории отечественного автопрома, то у истоков его дизайна стоял Юрий Долматовский. Сегодня многие специалисты признают именно его основоположником советской школы автомобильного интерьера. Хотя тогда они, конечно же, именовались гораздо проще – художники-оформители. Но от этого роль творческих людей технического авангарда ничуть не стала менее важной и заметной.
Имелись такие же одаренные специалисты и в других компаниях и странах. Без преувеличения можно сказать, что без Милана Галии (опытного чешского дизайнера) Tatra, вероятнее всего, не была бы такой, какой она стала сегодня. Ведь его профессиональный диапазон огромен: специалист в свое время принял участие в создании интерьера почти каждой машины, выходящей за ворота завода. На его счету:
✅ легковые автомобили
✅ грузовики
✅ гоночные одноместные болиды
И хотя он, по возрастным причинам, не отметился в довоенных конструкциях, но уже с начала 50-х мимо него не прошла ни единая значимая модель, родом из Копрживнице. Его путь к высокому положению основного конструктора одного из ведущих чехословацких автомобильных заводов оказался непростым и, в какой-то мере, тернистым. Но так обычно и бывает: талант не вырастает в тепличных условиях, а пробивает себе дорогу через различные препятствия.
Давно известно, что географическое место рождения оказывает сильное влияние на дальнейшую судьбу человека. Если ты появился на свет там, где популярен хоккей – то очень быстро встанешь на коньки и возьмешь клюшку. А если футбол или вокруг полно терриконов? Значит, скорее всего, станешь поклонником кожаного мяча или потомственным шахтером.
В детстве будущий талант не очень любил учиться, особенно пытался бойкотировать изучение немецкого языка. Правда, во взрослом возрасте сожалел об этом, ведь именно представители соседней страны являлись однозначными лидерами автомобильного дизайна на континенте, у которых можно было многому научиться.
В 1944 году он поступил на фирму «Татра» подсобным рабочим. Официально учеником, но в годы войны ощущалась нехватка рабочей силы. В мирное время (1947/1950) он окончил машиностроительную школу в Остраве. Уже тогда молодой человек понимал, что образование поможет получить более интересную работу, чем та, которая имелась у чернорабочего. Как только ему выдали аттестат об отличном окончании школы, молодой человек вернулся на Копрживницкий автозавод и получил задание проектировать легковые автомобили.
В то время творческий коллектив завода занимался важным проектом: конструированием одноместной Tatra 607, отвечавшей тогдашним параметрам Формулы 1. Именно на гоночном спецвыпуске Милан Галия получил свое первое задание – решить проблему с деталями передней оси, использовав базовый Tatraplan 600. Кажется, молодой специалист справился с ним на отлично, поскольку Тип 607 оказался очень успешным на внутренних гонках.
В 1951 году Галия попал в отдел грузовых автомобилей и принял участие в разработке типа 128 – двухосного трехтонного грузовика, созданного на базе легендарной «Татры 111». К сожалению, новый тип не имел такого успеха, как его предшественник, всего за два года производства выпущено чуть более 4000 машин. Также на базе модели 111 построены: 141 мощный тягач и 147 самосвалов.
Параллельно со следующего года инженер учился в Чешском техническом университете заочно, чтобы оставаться на автопредприятии. По слухам, молодого специалиста сильно мотивировала одна цель: создавать автомобили лучше, чем это делали ближайшие конкуренты из Млада-Болеслава. Пожалуй, в большой мере, у него это получалось. Ведь даже в знаменитых тяжелых гонках Дакара «Татры» всегда выглядели предпочтительнее «Шкод». Да и для африканской экспедиции Ламбарене выбрали специальный жилой дом «Татра 138», в создании которого также участвовал наш сегодняшний герой.
Обучение заняло долгих 9 лет, в течение которых ему довелось поучаствовать в создании легендарного лимузина «Татра 603». Диплом ЧТУ имел большое значение для карьеры молодого инженера. Он смог быстро продвинуться по служебной лестнице:
✅ в 1960 году стал помощником главного конструктора
✅ с 1963-го – начальник серийного производства
✅ 1965 год – Милан Галия получил должность главного конструктора
Так он вышел на пик карьеры, а в компании приступили к подготовке преемника типа 138 – новой модели 148. Ее разработка и внедрение в производство полностью велись под контролем Галии. Но он все равно не воспринял это как собственный проект, поскольку новинка все еще основывалась на предыдущей конструкции.
В конце концов талантливый дизайнер дождался своего звездного часа и собственного проекта. Им стала необходимая замена морально устаревшего правительственного лимузина модели «603». Вот как сам г-н Милан высказался о будущей новинке:
Инженер воспринимал эту разработку как следующий шаг на пути от автомобиля President к конструкциям XXI века. Tatra 613 должна была стать еще одним важным достижением компании. И, кажется, приложенные усилия не прошли напрасно.
Добавив к этому личное мнение, подтвержу, что создатели полностью справились с поставленной задачей. Если «603-я» явно выглядела как анахроничная и немного странноватая конструкция, то Tatra 613 и сегодня, полвека спустя, смотрится вполне достойно. Во время ее создания постарались учесть слабые места предшественника и избавится от них:
✅ снижена пожароопасность
✅ увеличена стабильность во время движения
✅ продлен перспективный срок службы
✅ заметно улучшен внешний вид
Добиться последнего момента удалось, лишь получив помощь от известной итальянской дизайнерской студии. Ведь сам главный конструктор признавал, что на тот момент компания Tatra не имела «ни одного кузовостроителя или инженера, способного придумать современный и красивый дизайн».
Помимо современных автомобилей, конструктор был известен также и как член «Клуба ветеранов автомобилей Копрживнице Татра». Он принял участие в разработке точной копии исторического автомобиля «Президент». Готовый образец представили публике в 1977 году. Он имел такой успех, что впоследствии на свет появилась копия первого грузовика NW.
В 1988 году Галия получил запрос от актера и гонщика Лудько Мунзара, который хотел участвовать в гонках на точной копии Tatraplan 602 Sport. Он тоже получил свою реплику, и через год уже стартовал в ветеранских гонках. В июле 1989-го Милан Галия подал в отставку с поста главного конструктора (в ходе реорганизационных изменений), проработав там долгих 24 года. Не прошло и двух лет, как он совсем ушел с предприятия. Знаменитого дизайнера и конструктора не стало в 2017 году. Его историю увековечили в книге «Жизнь под эмблемой «Татры» («Zivot s erbem Tatry») 2009 года.
Если вернуться вглубь истории отечественного автопрома, то у истоков его дизайна стоял Юрий Долматовский. Сегодня многие специалисты признают именно его основоположником советской школы автомобильного интерьера. Хотя тогда они, конечно же, именовались гораздо проще – художники-оформители. Но от этого роль творческих людей технического авангарда ничуть не стала менее важной и заметной.
Своим необычным дизайном многие «Татры» обязаны Милану Галия. Фото: youtube.com
Имелись такие же одаренные специалисты и в других компаниях и странах. Без преувеличения можно сказать, что без Милана Галии (опытного чешского дизайнера) Tatra, вероятнее всего, не была бы такой, какой она стала сегодня. Ведь его профессиональный диапазон огромен: специалист в свое время принял участие в создании интерьера почти каждой машины, выходящей за ворота завода. На его счету:
✅ легковые автомобили
✅ грузовики
✅ гоночные одноместные болиды
И хотя он, по возрастным причинам, не отметился в довоенных конструкциях, но уже с начала 50-х мимо него не прошла ни единая значимая модель, родом из Копрживнице. Его путь к высокому положению основного конструктора одного из ведущих чехословацких автомобильных заводов оказался непростым и, в какой-то мере, тернистым. Но так обычно и бывает: талант не вырастает в тепличных условиях, а пробивает себе дорогу через различные препятствия.
С местом рождения уж точно повезло
Давно известно, что географическое место рождения оказывает сильное влияние на дальнейшую судьбу человека. Если ты появился на свет там, где популярен хоккей – то очень быстро встанешь на коньки и возьмешь клюшку. А если футбол или вокруг полно терриконов? Значит, скорее всего, станешь поклонником кожаного мяча или потомственным шахтером.
Милан Галия родился непосредственно в Копрживнице 17 октября 1930 года. Вероятно, с того же дня он знал о работе в «Татровке», ведь там же архивариусом работал его отец Алоис. И два старших брата также: Алоис-младший как конструктор дизелей, а Станислав как технолог.
В детстве будущий талант не очень любил учиться, особенно пытался бойкотировать изучение немецкого языка. Правда, во взрослом возрасте сожалел об этом, ведь именно представители соседней страны являлись однозначными лидерами автомобильного дизайна на континенте, у которых можно было многому научиться.
Tatra 607, с которой начался дизайнерский путь Галия. Фото: youtube.com
В 1944 году он поступил на фирму «Татра» подсобным рабочим. Официально учеником, но в годы войны ощущалась нехватка рабочей силы. В мирное время (1947/1950) он окончил машиностроительную школу в Остраве. Уже тогда молодой человек понимал, что образование поможет получить более интересную работу, чем та, которая имелась у чернорабочего. Как только ему выдали аттестат об отличном окончании школы, молодой человек вернулся на Копрживницкий автозавод и получил задание проектировать легковые автомобили.
От подсобного рабочего до главного конструктора завода
В то время творческий коллектив завода занимался важным проектом: конструированием одноместной Tatra 607, отвечавшей тогдашним параметрам Формулы 1. Именно на гоночном спецвыпуске Милан Галия получил свое первое задание – решить проблему с деталями передней оси, использовав базовый Tatraplan 600. Кажется, молодой специалист справился с ним на отлично, поскольку Тип 607 оказался очень успешным на внутренних гонках.
В 1951 году Галия попал в отдел грузовых автомобилей и принял участие в разработке типа 128 – двухосного трехтонного грузовика, созданного на базе легендарной «Татры 111». К сожалению, новый тип не имел такого успеха, как его предшественник, всего за два года производства выпущено чуть более 4000 машин. Также на базе модели 111 построены: 141 мощный тягач и 147 самосвалов.
Работал дизайнер и с грузовыми автомобилями марки. Фото: youtube.com
Параллельно со следующего года инженер учился в Чешском техническом университете заочно, чтобы оставаться на автопредприятии. По слухам, молодого специалиста сильно мотивировала одна цель: создавать автомобили лучше, чем это делали ближайшие конкуренты из Млада-Болеслава. Пожалуй, в большой мере, у него это получалось. Ведь даже в знаменитых тяжелых гонках Дакара «Татры» всегда выглядели предпочтительнее «Шкод». Да и для африканской экспедиции Ламбарене выбрали специальный жилой дом «Татра 138», в создании которого также участвовал наш сегодняшний герой.
Обучение заняло долгих 9 лет, в течение которых ему довелось поучаствовать в создании легендарного лимузина «Татра 603». Диплом ЧТУ имел большое значение для карьеры молодого инженера. Он смог быстро продвинуться по служебной лестнице:
✅ в 1960 году стал помощником главного конструктора
✅ с 1963-го – начальник серийного производства
✅ 1965 год – Милан Галия получил должность главного конструктора
Так он вышел на пик карьеры, а в компании приступили к подготовке преемника типа 138 – новой модели 148. Ее разработка и внедрение в производство полностью велись под контролем Галии. Но он все равно не воспринял это как собственный проект, поскольку новинка все еще основывалась на предыдущей конструкции.
Наконец, собственное детище – Tatra 613
В конце концов талантливый дизайнер дождался своего звездного часа и собственного проекта. Им стала необходимая замена морально устаревшего правительственного лимузина модели «603». Вот как сам г-н Милан высказался о будущей новинке:
Во второй половине двадцатого столетия с конвейера завода Tatra, в основном, сходили грузовые автомобили. Но любовью всей моей жизни стал новый лимузин Tatra 613. С момента назначения на должность главного конструктора Tatra Koprivnice передо мной не стояла задача более сложная, чем все, связанное с этой машиной.
Инженер воспринимал эту разработку как следующий шаг на пути от автомобиля President к конструкциям XXI века. Tatra 613 должна была стать еще одним важным достижением компании. И, кажется, приложенные усилия не прошли напрасно.
Милан Галия вполне мог разделять славу Tatra 613. Фото: youtube.com
Добавив к этому личное мнение, подтвержу, что создатели полностью справились с поставленной задачей. Если «603-я» явно выглядела как анахроничная и немного странноватая конструкция, то Tatra 613 и сегодня, полвека спустя, смотрится вполне достойно. Во время ее создания постарались учесть слабые места предшественника и избавится от них:
✅ снижена пожароопасность
✅ увеличена стабильность во время движения
✅ продлен перспективный срок службы
✅ заметно улучшен внешний вид
Добиться последнего момента удалось, лишь получив помощь от известной итальянской дизайнерской студии. Ведь сам главный конструктор признавал, что на тот момент компания Tatra не имела «ни одного кузовостроителя или инженера, способного придумать современный и красивый дизайн».
Завершение истории и память о талантливом инженере
Помимо современных автомобилей, конструктор был известен также и как член «Клуба ветеранов автомобилей Копрживнице Татра». Он принял участие в разработке точной копии исторического автомобиля «Президент». Готовый образец представили публике в 1977 году. Он имел такой успех, что впоследствии на свет появилась копия первого грузовика NW.
Память о Галии осталась в легендарных конструкциях. Фото: youtube.com
В 1988 году Галия получил запрос от актера и гонщика Лудько Мунзара, который хотел участвовать в гонках на точной копии Tatraplan 602 Sport. Он тоже получил свою реплику, и через год уже стартовал в ветеранских гонках. В июле 1989-го Милан Галия подал в отставку с поста главного конструктора (в ходе реорганизационных изменений), проработав там долгих 24 года. Не прошло и двух лет, как он совсем ушел с предприятия. Знаменитого дизайнера и конструктора не стало в 2017 году. Его историю увековечили в книге «Жизнь под эмблемой «Татры» («Zivot s erbem Tatry») 2009 года.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...