Tatra, ставшая узнаваемым брендом, благодаря дизайнеру Милану Галии
Наверное, вам знакомо такое советское выражение: «Кадры решают все». Оно раньше имело актуальность, не утратило ее и сейчас. Причем, и в отношении транспортной тематики также. Сколько мир увидел знаменитых моделей, выведших марки, к которым они принадлежали, на новый рубеж популярности. За всем этим стоял труд дизайнеров, конструкторов и других инженерных работников. Но всегда имелся один талантливый лидер, который уверенно вел творческий коллектив за собой, стараясь сделать новинку лучше, современнее и эффектней.
Если вернуться вглубь истории отечественного автопрома, то у истоков его дизайна стоял Юрий Долматовский. Сегодня многие специалисты признают именно его основоположником советской школы автомобильного интерьера. Хотя тогда они, конечно же, именовались гораздо проще – художники-оформители. Но от этого роль творческих людей технического авангарда ничуть не стала менее важной и заметной.
Имелись такие же одаренные специалисты и в других компаниях и странах. Без преувеличения можно сказать, что без Милана Галии (опытного чешского дизайнера) Tatra, вероятнее всего, не была бы такой, какой она стала сегодня. Ведь его профессиональный диапазон огромен: специалист в свое время принял участие в создании интерьера почти каждой машины, выходящей за ворота завода. На его счету:
✅ легковые автомобили
✅ грузовики
✅ гоночные одноместные болиды
И хотя он, по возрастным причинам, не отметился в довоенных конструкциях, но уже с начала 50-х мимо него не прошла ни единая значимая модель, родом из Копрживнице. Его путь к высокому положению основного конструктора одного из ведущих чехословацких автомобильных заводов оказался непростым и, в какой-то мере, тернистым. Но так обычно и бывает: талант не вырастает в тепличных условиях, а пробивает себе дорогу через различные препятствия.
Давно известно, что географическое место рождения оказывает сильное влияние на дальнейшую судьбу человека. Если ты появился на свет там, где популярен хоккей – то очень быстро встанешь на коньки и возьмешь клюшку. А если футбол или вокруг полно терриконов? Значит, скорее всего, станешь поклонником кожаного мяча или потомственным шахтером.
В детстве будущий талант не очень любил учиться, особенно пытался бойкотировать изучение немецкого языка. Правда, во взрослом возрасте сожалел об этом, ведь именно представители соседней страны являлись однозначными лидерами автомобильного дизайна на континенте, у которых можно было многому научиться.
В 1944 году он поступил на фирму «Татра» подсобным рабочим. Официально учеником, но в годы войны ощущалась нехватка рабочей силы. В мирное время (1947/1950) он окончил машиностроительную школу в Остраве. Уже тогда молодой человек понимал, что образование поможет получить более интересную работу, чем та, которая имелась у чернорабочего. Как только ему выдали аттестат об отличном окончании школы, молодой человек вернулся на Копрживницкий автозавод и получил задание проектировать легковые автомобили.
В то время творческий коллектив завода занимался важным проектом: конструированием одноместной Tatra 607, отвечавшей тогдашним параметрам Формулы 1. Именно на гоночном спецвыпуске Милан Галия получил свое первое задание – решить проблему с деталями передней оси, использовав базовый Tatraplan 600. Кажется, молодой специалист справился с ним на отлично, поскольку Тип 607 оказался очень успешным на внутренних гонках.
В 1951 году Галия попал в отдел грузовых автомобилей и принял участие в разработке типа 128 – двухосного трехтонного грузовика, созданного на базе легендарной «Татры 111». К сожалению, новый тип не имел такого успеха, как его предшественник, всего за два года производства выпущено чуть более 4000 машин. Также на базе модели 111 построены: 141 мощный тягач и 147 самосвалов.
Параллельно со следующего года инженер учился в Чешском техническом университете заочно, чтобы оставаться на автопредприятии. По слухам, молодого специалиста сильно мотивировала одна цель: создавать автомобили лучше, чем это делали ближайшие конкуренты из Млада-Болеслава. Пожалуй, в большой мере, у него это получалось. Ведь даже в знаменитых тяжелых гонках Дакара «Татры» всегда выглядели предпочтительнее «Шкод». Да и для африканской экспедиции Ламбарене выбрали специальный жилой дом «Татра 138», в создании которого также участвовал наш сегодняшний герой.
Обучение заняло долгих 9 лет, в течение которых ему довелось поучаствовать в создании легендарного лимузина «Татра 603». Диплом ЧТУ имел большое значение для карьеры молодого инженера. Он смог быстро продвинуться по служебной лестнице:
✅ в 1960 году стал помощником главного конструктора
✅ с 1963-го – начальник серийного производства
✅ 1965 год – Милан Галия получил должность главного конструктора
Так он вышел на пик карьеры, а в компании приступили к подготовке преемника типа 138 – новой модели 148. Ее разработка и внедрение в производство полностью велись под контролем Галии. Но он все равно не воспринял это как собственный проект, поскольку новинка все еще основывалась на предыдущей конструкции.
В конце концов талантливый дизайнер дождался своего звездного часа и собственного проекта. Им стала необходимая замена морально устаревшего правительственного лимузина модели «603». Вот как сам г-н Милан высказался о будущей новинке:
Инженер воспринимал эту разработку как следующий шаг на пути от автомобиля President к конструкциям XXI века. Tatra 613 должна была стать еще одним важным достижением компании. И, кажется, приложенные усилия не прошли напрасно.
Добавив к этому личное мнение, подтвержу, что создатели полностью справились с поставленной задачей. Если «603-я» явно выглядела как анахроничная и немного странноватая конструкция, то Tatra 613 и сегодня, полвека спустя, смотрится вполне достойно. Во время ее создания постарались учесть слабые места предшественника и избавится от них:
✅ снижена пожароопасность
✅ увеличена стабильность во время движения
✅ продлен перспективный срок службы
✅ заметно улучшен внешний вид
Добиться последнего момента удалось, лишь получив помощь от известной итальянской дизайнерской студии. Ведь сам главный конструктор признавал, что на тот момент компания Tatra не имела «ни одного кузовостроителя или инженера, способного придумать современный и красивый дизайн».
Помимо современных автомобилей, конструктор был известен также и как член «Клуба ветеранов автомобилей Копрживнице Татра». Он принял участие в разработке точной копии исторического автомобиля «Президент». Готовый образец представили публике в 1977 году. Он имел такой успех, что впоследствии на свет появилась копия первого грузовика NW.
В 1988 году Галия получил запрос от актера и гонщика Лудько Мунзара, который хотел участвовать в гонках на точной копии Tatraplan 602 Sport. Он тоже получил свою реплику, и через год уже стартовал в ветеранских гонках. В июле 1989-го Милан Галия подал в отставку с поста главного конструктора (в ходе реорганизационных изменений), проработав там долгих 24 года. Не прошло и двух лет, как он совсем ушел с предприятия. Знаменитого дизайнера и конструктора не стало в 2017 году. Его историю увековечили в книге «Жизнь под эмблемой «Татры» («Zivot s erbem Tatry») 2009 года.
Если вернуться вглубь истории отечественного автопрома, то у истоков его дизайна стоял Юрий Долматовский. Сегодня многие специалисты признают именно его основоположником советской школы автомобильного интерьера. Хотя тогда они, конечно же, именовались гораздо проще – художники-оформители. Но от этого роль творческих людей технического авангарда ничуть не стала менее важной и заметной.
Своим необычным дизайном многие «Татры» обязаны Милану Галия. Фото: youtube.com
Имелись такие же одаренные специалисты и в других компаниях и странах. Без преувеличения можно сказать, что без Милана Галии (опытного чешского дизайнера) Tatra, вероятнее всего, не была бы такой, какой она стала сегодня. Ведь его профессиональный диапазон огромен: специалист в свое время принял участие в создании интерьера почти каждой машины, выходящей за ворота завода. На его счету:
✅ легковые автомобили
✅ грузовики
✅ гоночные одноместные болиды
И хотя он, по возрастным причинам, не отметился в довоенных конструкциях, но уже с начала 50-х мимо него не прошла ни единая значимая модель, родом из Копрживнице. Его путь к высокому положению основного конструктора одного из ведущих чехословацких автомобильных заводов оказался непростым и, в какой-то мере, тернистым. Но так обычно и бывает: талант не вырастает в тепличных условиях, а пробивает себе дорогу через различные препятствия.
С местом рождения уж точно повезло
Давно известно, что географическое место рождения оказывает сильное влияние на дальнейшую судьбу человека. Если ты появился на свет там, где популярен хоккей – то очень быстро встанешь на коньки и возьмешь клюшку. А если футбол или вокруг полно терриконов? Значит, скорее всего, станешь поклонником кожаного мяча или потомственным шахтером.
Милан Галия родился непосредственно в Копрживнице 17 октября 1930 года. Вероятно, с того же дня он знал о работе в «Татровке», ведь там же архивариусом работал его отец Алоис. И два старших брата также: Алоис-младший как конструктор дизелей, а Станислав как технолог.
В детстве будущий талант не очень любил учиться, особенно пытался бойкотировать изучение немецкого языка. Правда, во взрослом возрасте сожалел об этом, ведь именно представители соседней страны являлись однозначными лидерами автомобильного дизайна на континенте, у которых можно было многому научиться.
Tatra 607, с которой начался дизайнерский путь Галия. Фото: youtube.com
В 1944 году он поступил на фирму «Татра» подсобным рабочим. Официально учеником, но в годы войны ощущалась нехватка рабочей силы. В мирное время (1947/1950) он окончил машиностроительную школу в Остраве. Уже тогда молодой человек понимал, что образование поможет получить более интересную работу, чем та, которая имелась у чернорабочего. Как только ему выдали аттестат об отличном окончании школы, молодой человек вернулся на Копрживницкий автозавод и получил задание проектировать легковые автомобили.
От подсобного рабочего до главного конструктора завода
В то время творческий коллектив завода занимался важным проектом: конструированием одноместной Tatra 607, отвечавшей тогдашним параметрам Формулы 1. Именно на гоночном спецвыпуске Милан Галия получил свое первое задание – решить проблему с деталями передней оси, использовав базовый Tatraplan 600. Кажется, молодой специалист справился с ним на отлично, поскольку Тип 607 оказался очень успешным на внутренних гонках.
В 1951 году Галия попал в отдел грузовых автомобилей и принял участие в разработке типа 128 – двухосного трехтонного грузовика, созданного на базе легендарной «Татры 111». К сожалению, новый тип не имел такого успеха, как его предшественник, всего за два года производства выпущено чуть более 4000 машин. Также на базе модели 111 построены: 141 мощный тягач и 147 самосвалов.
Работал дизайнер и с грузовыми автомобилями марки. Фото: youtube.com
Параллельно со следующего года инженер учился в Чешском техническом университете заочно, чтобы оставаться на автопредприятии. По слухам, молодого специалиста сильно мотивировала одна цель: создавать автомобили лучше, чем это делали ближайшие конкуренты из Млада-Болеслава. Пожалуй, в большой мере, у него это получалось. Ведь даже в знаменитых тяжелых гонках Дакара «Татры» всегда выглядели предпочтительнее «Шкод». Да и для африканской экспедиции Ламбарене выбрали специальный жилой дом «Татра 138», в создании которого также участвовал наш сегодняшний герой.
Обучение заняло долгих 9 лет, в течение которых ему довелось поучаствовать в создании легендарного лимузина «Татра 603». Диплом ЧТУ имел большое значение для карьеры молодого инженера. Он смог быстро продвинуться по служебной лестнице:
✅ в 1960 году стал помощником главного конструктора
✅ с 1963-го – начальник серийного производства
✅ 1965 год – Милан Галия получил должность главного конструктора
Так он вышел на пик карьеры, а в компании приступили к подготовке преемника типа 138 – новой модели 148. Ее разработка и внедрение в производство полностью велись под контролем Галии. Но он все равно не воспринял это как собственный проект, поскольку новинка все еще основывалась на предыдущей конструкции.
Наконец, собственное детище – Tatra 613
В конце концов талантливый дизайнер дождался своего звездного часа и собственного проекта. Им стала необходимая замена морально устаревшего правительственного лимузина модели «603». Вот как сам г-н Милан высказался о будущей новинке:
Во второй половине двадцатого столетия с конвейера завода Tatra, в основном, сходили грузовые автомобили. Но любовью всей моей жизни стал новый лимузин Tatra 613. С момента назначения на должность главного конструктора Tatra Koprivnice передо мной не стояла задача более сложная, чем все, связанное с этой машиной.
Инженер воспринимал эту разработку как следующий шаг на пути от автомобиля President к конструкциям XXI века. Tatra 613 должна была стать еще одним важным достижением компании. И, кажется, приложенные усилия не прошли напрасно.
Милан Галия вполне мог разделять славу Tatra 613. Фото: youtube.com
Добавив к этому личное мнение, подтвержу, что создатели полностью справились с поставленной задачей. Если «603-я» явно выглядела как анахроничная и немного странноватая конструкция, то Tatra 613 и сегодня, полвека спустя, смотрится вполне достойно. Во время ее создания постарались учесть слабые места предшественника и избавится от них:
✅ снижена пожароопасность
✅ увеличена стабильность во время движения
✅ продлен перспективный срок службы
✅ заметно улучшен внешний вид
Добиться последнего момента удалось, лишь получив помощь от известной итальянской дизайнерской студии. Ведь сам главный конструктор признавал, что на тот момент компания Tatra не имела «ни одного кузовостроителя или инженера, способного придумать современный и красивый дизайн».
Завершение истории и память о талантливом инженере
Помимо современных автомобилей, конструктор был известен также и как член «Клуба ветеранов автомобилей Копрживнице Татра». Он принял участие в разработке точной копии исторического автомобиля «Президент». Готовый образец представили публике в 1977 году. Он имел такой успех, что впоследствии на свет появилась копия первого грузовика NW.
Память о Галии осталась в легендарных конструкциях. Фото: youtube.com
В 1988 году Галия получил запрос от актера и гонщика Лудько Мунзара, который хотел участвовать в гонках на точной копии Tatraplan 602 Sport. Он тоже получил свою реплику, и через год уже стартовал в ветеранских гонках. В июле 1989-го Милан Галия подал в отставку с поста главного конструктора (в ходе реорганизационных изменений), проработав там долгих 24 года. Не прошло и двух лет, как он совсем ушел с предприятия. Знаменитого дизайнера и конструктора не стало в 2017 году. Его историю увековечили в книге «Жизнь под эмблемой «Татры» («Zivot s erbem Tatry») 2009 года.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...