История французской компании Motobеcane: мопед D55 Sport и другие
Вероятнее всего, большая часть из нас не очень хорошо знакома с французским мотопромом. Другое дело – производство автомобилей. Почти каждый сразу перечислит «трех французских китов»: «Рено», «Пежо» и «Ситроен». Можно долго спорить о том, кто из них лучше и имеет более оптимальные характеристики, но их репутация на европейском рынке (хотя и уступает ведущим немецким или итальянским производителям) довольно высока.
А вот производство мотоциклов и мопедов на территории крупнейшей европейской страны также имеет довольно широкое распространение и представительство. Более того, его история продолжается уже более века. И одна из местных компаний начала заниматься этим еще на заре 20-х годов прошлого столетия. За это время она прошла долгий путь развития, выпуская немало моделей (многие из которых имели чисто спортивную направленность) и, со временем, превратившись в филиал и сборочный цех иностранного производителя.
Компания Motobecane была официально создана в 1924 году Шарлем Бенуа, Абелем Барденом и Жюлем Бенезеком. А вот их первая модель – MB1 появилась ровно сто лет назад. Разработанная Бенуа и Барденом, она имела двухтактный двигатель объемом 175 куб. см с прямым ременным приводом. Более поздние мотоциклы комплектовались цепной передачей и двухскоростной коробкой.
В 1925-м бизнесмены основали уже вторую компанию Motoconfort. К началу 30-х Motobecane производила широкий ассортимент мотоциклов и стала самым популярным производителем двухколесной техники во Франции. При этом и их классические велосипеды также преуспевали на местном рынке.
Известными моделями того времени стали рядные четырехтактники с валовым приводом объемом 500 и 750 куб. см. После Второй мировой войны рынок сократился, и, в конечном итоге, фирма обанкротилась. Компания пережила преобразование в результате поглощения более успешным японским концерном Yamaha. Она получила название MBK под патронатом нового владельца.
Оба варианта, с незначительными изменениями, производились вплоть до 1928 года. Параллельно компания внедрилась и в более высокий класс, в том числе, производя спортивные модели для различных соревнований:
✅ 1927 год – 350-кубовые модели Type G, G2, G3; Type H с двигателем 500 куб. см
✅ 1929 год – 350-кубовые Type K, K2, K3; 500-кубовый Н2, с увеличенной мощностью
✅ 1929/30 годы – машина для соревнований типа L
Так шло усиленное расширение модельного ряда, сильно замедлившееся в предвоенные годы. Поэтому до второй половины 40-х французский производитель не предлагал ничего нового. Зато, незадолго до начала 50-х, компания вновь заявила о себе во весь голос, выпустив сразу несколько востребованных моделей.
Уже в 1947 году французы поставили на конвейер две модели легкой мототехники. Да, в эти тяжелые времена ситуация в транспортной сфере Европы переживала некую трансформацию. Люди, сильно пострадавшие в финансовом отношении, больше не могли позволить себе жить «на широкую ногу».
И если Америка с абсолютно не тронутой инфраструктурой могла и дальше производить огромные маслкары, жители Старого континента должны были довольствоваться лишь компактными автомобилями. Поэтому скромные малолитражки (получившие статус «народных автомобилей») встали на конвейер у всех основных производителей Европы. Подобная же ситуация сложилась и в мотоциклетной промышленности.
Аппараты среднего класса с 350- или 500-кубовыми моторами уступили место легкой технике с объемом двигателя 125 куб. см и популярным мопедам. Поэтому Motobеcane в вышеупомянутом году представила мотоцикл D45A 125cc и 50-кубовый Poney 50 Cyclomoteur. Компания вновь получила признание на местном рынке, что позволило ей дальше расширять свой модельный ряд.
К концу десятилетия ситуация начала выравниваться, поэтому производитель вновь смог выбраться в более высокий класс. К 1949 году на конвейер предприятия встали два спортбайка: Z2C 175cc Mobysport и R46C 350cc Grand Sport. Популярность мопедов также сохранялась на высоком уровне, поэтому параллельно французский производитель предложил еще одну новинку – Pony 60cc.
Кстати, модельный ряд мопедов компании получил название Mobylette. А вот само наименования предприятия Motobecane имело следующую расшифровку. Первая часть, естественно, обозначала мотоцикл. А вот вторая – это французское сленговое выражение, обычно относящееся к велосипеду. Короче говоря, получался эквивалент нашего словосочетания «мопед» или «мотовелосипед».
В это же время получил развитие легкий 125-кубовый мотоцикл D45, история которого продлилась полтора десятилетия (1946-1961). За это время он оброс рядом модификаций с некоторыми отличительными особенностями. Он имел:
✅ сцепление в масляной ванне со стальными и бронзовыми пластинами
✅ 3-ступенчатую механическую коробку передач с кик-стартером
✅ автоматическое опережение зажигания и освещение маховика магнето
✅ регулируемую вилку
✅ бензобак на 8 литров
✅ барабанные тормоза спереди и сзади
В версии 1949 года (D45S) добавилась задняя подвеска плунжерного типа, а в вариации 1951-го – ряд других элементов. К примеру, объем топливного бака вырос до 10 литров, появились брызговики с кантом и эмалированные диски. Также уменьшился размер обеих шин.
К началу следующего десятилетия в приоритете оказались мотоциклы с 4-тактными двигателями. В это время широкое развитие получил Type Z, представляющий собой ряд моделей с 175-кубовым верхнеклапанным двигателем (1949-1964 годы). Вот его основные вехи:
✅ Z2C (1949-1955) – 4-ступенчатая КПП и чугунный цилиндр с легкосплавной головкой
✅ Z22C (1953-1955) с увеличенной мощностью и брызговиками с подкрылками
✅ Z24C (1955-1956), получивший улучшенную смазку
✅ Z26C (1955-1964): новая рама с маятником и гидравлическими амортизаторами
Также последний, дольше всех продержавшийся на заводском конвейере, получил защитные ограждения с глубокими подкрылками и ящик для инструментов, совмещенный с задним ограждением. Еще объем бака вырос с 10 до 12 литров и его наделили хромированными ободами и панелями.
В «23-й» модели, выпускавшейся в то же время, установили вместительный бензобак на 13 литров и полностью закрытую защиту цепи. Завершили серию Z27C (1956-1964) с эмалированным баком на 10 литров и ZS175 (1958-1964), получивший несколько новых элементов и характеристик:
✅ мощность двигателя увеличена до 11 л. с
✅ коромысла из легкого сплава
✅ карбюратор с двойным горлом
✅ руль с зажимом
✅ двойное седло
✅ улучшенная передняя вилка
✅ бензобак на 17 л (с 3-литровым запасом)
К этому стоит добавить диски из легкого сплава, шины (18x2,5 – спереди и 18x3 – сзади) и цветовую гамму в виде красно-черной эмали. После этого компания решила выпустить новинку в виде спортивной версии мопеда.
Спортивные мотоциклы и мопеды компании прочно обосновались на местных треках. Неоднократно они добивались там заметных успехов, что побуждало производителя двигаться в выбранном направлении, предлагая новые гоночные версии. Немалую нишу среди них заняла и малокубатурная техника.
И это давало ему право участия в соревнованиях среди 50-кубовых аппаратов. К тому же спортбайк получил специальную систему смазки, 5-ступенчатую коробку передач с селектором слева и педальный запуск. При весе в 70 кг он мог разгоняться до 45 км/ч.
Уже в первые годы участия в соревнованиях, он проявил себя с хорошей стороны, часто входя в лидирующую группу. Это побудило производителя продолжить совершенствование модели. Поэтому три года спустя появилась модификация D55 TT (1977), также добившаяся заметных успехов. В итоге техника, производимая компанией Motobecane, неоднократно попадала в число победителей местных гонок Bol d'or и MotoGP.
Немного позже французский производитель был поглощен японской компанией Yamaha. Это привело к некоторым структурным преобразованиям, превратив его в MBK. И сегодня на мощностях бывшей Motobecane производятся копии японских скутеров, но это уже совсем другое, лишь отчасти относящееся к продолжению история рассматриваемого бренда.
А вот производство мотоциклов и мопедов на территории крупнейшей европейской страны также имеет довольно широкое распространение и представительство. Более того, его история продолжается уже более века. И одна из местных компаний начала заниматься этим еще на заре 20-х годов прошлого столетия. За это время она прошла долгий путь развития, выпуская немало моделей (многие из которых имели чисто спортивную направленность) и, со временем, превратившись в филиал и сборочный цех иностранного производителя.
Motobеcane MB1 1924 г. в. Фото: youtube.com
Компания Motobecane была официально создана в 1924 году Шарлем Бенуа, Абелем Барденом и Жюлем Бенезеком. А вот их первая модель – MB1 появилась ровно сто лет назад. Разработанная Бенуа и Барденом, она имела двухтактный двигатель объемом 175 куб. см с прямым ременным приводом. Более поздние мотоциклы комплектовались цепной передачей и двухскоростной коробкой.
MB1 и другие ранние модели
В 1925-м бизнесмены основали уже вторую компанию Motoconfort. К началу 30-х Motobecane производила широкий ассортимент мотоциклов и стала самым популярным производителем двухколесной техники во Франции. При этом и их классические велосипеды также преуспевали на местном рынке.
Известными моделями того времени стали рядные четырехтактники с валовым приводом объемом 500 и 750 куб. см. После Второй мировой войны рынок сократился, и, в конечном итоге, фирма обанкротилась. Компания пережила преобразование в результате поглощения более успешным японским концерном Yamaha. Она получила название MBK под патронатом нового владельца.
Представленный в 1923 году как простой мотоцикл с 175-кубовым двигателем, MB1 был доступен в двух версиях: Motobecane Madame и Motobecane Monsieur. Последняя модификация, расчитанная на мужчин, отличалась более высокой рамой.
Оба варианта, с незначительными изменениями, производились вплоть до 1928 года. Параллельно компания внедрилась и в более высокий класс, в том числе, производя спортивные модели для различных соревнований:
✅ 1927 год – 350-кубовые модели Type G, G2, G3; Type H с двигателем 500 куб. см
✅ 1929 год – 350-кубовые Type K, K2, K3; 500-кубовый Н2, с увеличенной мощностью
✅ 1929/30 годы – машина для соревнований типа L
Так шло усиленное расширение модельного ряда, сильно замедлившееся в предвоенные годы. Поэтому до второй половины 40-х французский производитель не предлагал ничего нового. Зато, незадолго до начала 50-х, компания вновь заявила о себе во весь голос, выпустив сразу несколько востребованных моделей.
Модели Motobеcane второй половины 40-х
Уже в 1947 году французы поставили на конвейер две модели легкой мототехники. Да, в эти тяжелые времена ситуация в транспортной сфере Европы переживала некую трансформацию. Люди, сильно пострадавшие в финансовом отношении, больше не могли позволить себе жить «на широкую ногу».
Motobеcane D45 1957 г. в. Фото: youtube.com
И если Америка с абсолютно не тронутой инфраструктурой могла и дальше производить огромные маслкары, жители Старого континента должны были довольствоваться лишь компактными автомобилями. Поэтому скромные малолитражки (получившие статус «народных автомобилей») встали на конвейер у всех основных производителей Европы. Подобная же ситуация сложилась и в мотоциклетной промышленности.
Аппараты среднего класса с 350- или 500-кубовыми моторами уступили место легкой технике с объемом двигателя 125 куб. см и популярным мопедам. Поэтому Motobеcane в вышеупомянутом году представила мотоцикл D45A 125cc и 50-кубовый Poney 50 Cyclomoteur. Компания вновь получила признание на местном рынке, что позволило ей дальше расширять свой модельный ряд.
К концу десятилетия ситуация начала выравниваться, поэтому производитель вновь смог выбраться в более высокий класс. К 1949 году на конвейер предприятия встали два спортбайка: Z2C 175cc Mobysport и R46C 350cc Grand Sport. Популярность мопедов также сохранялась на высоком уровне, поэтому параллельно французский производитель предложил еще одну новинку – Pony 60cc.
Двигатель мопеда Motobеcane D55 Sport. Фото: youtube.com
Кстати, модельный ряд мопедов компании получил название Mobylette. А вот само наименования предприятия Motobecane имело следующую расшифровку. Первая часть, естественно, обозначала мотоцикл. А вот вторая – это французское сленговое выражение, обычно относящееся к велосипеду. Короче говоря, получался эквивалент нашего словосочетания «мопед» или «мотовелосипед».
В это же время получил развитие легкий 125-кубовый мотоцикл D45, история которого продлилась полтора десятилетия (1946-1961). За это время он оброс рядом модификаций с некоторыми отличительными особенностями. Он имел:
✅ сцепление в масляной ванне со стальными и бронзовыми пластинами
✅ 3-ступенчатую механическую коробку передач с кик-стартером
✅ автоматическое опережение зажигания и освещение маховика магнето
✅ регулируемую вилку
✅ бензобак на 8 литров
✅ барабанные тормоза спереди и сзади
В версии 1949 года (D45S) добавилась задняя подвеска плунжерного типа, а в вариации 1951-го – ряд других элементов. К примеру, объем топливного бака вырос до 10 литров, появились брызговики с кантом и эмалированные диски. Также уменьшился размер обеих шин.
Продолжение истории предприятия в 50-х годах
К началу следующего десятилетия в приоритете оказались мотоциклы с 4-тактными двигателями. В это время широкое развитие получил Type Z, представляющий собой ряд моделей с 175-кубовым верхнеклапанным двигателем (1949-1964 годы). Вот его основные вехи:
✅ Z2C (1949-1955) – 4-ступенчатая КПП и чугунный цилиндр с легкосплавной головкой
✅ Z22C (1953-1955) с увеличенной мощностью и брызговиками с подкрылками
✅ Z24C (1955-1956), получивший улучшенную смазку
✅ Z26C (1955-1964): новая рама с маятником и гидравлическими амортизаторами
Также последний, дольше всех продержавшийся на заводском конвейере, получил защитные ограждения с глубокими подкрылками и ящик для инструментов, совмещенный с задним ограждением. Еще объем бака вырос с 10 до 12 литров и его наделили хромированными ободами и панелями.
175-кубовый Z22C 1954 г. в. Фото: youtube.com
В «23-й» модели, выпускавшейся в то же время, установили вместительный бензобак на 13 литров и полностью закрытую защиту цепи. Завершили серию Z27C (1956-1964) с эмалированным баком на 10 литров и ZS175 (1958-1964), получивший несколько новых элементов и характеристик:
✅ мощность двигателя увеличена до 11 л. с
✅ коромысла из легкого сплава
✅ карбюратор с двойным горлом
✅ руль с зажимом
✅ двойное седло
✅ улучшенная передняя вилка
✅ бензобак на 17 л (с 3-литровым запасом)
К этому стоит добавить диски из легкого сплава, шины (18x2,5 – спереди и 18x3 – сзади) и цветовую гамму в виде красно-черной эмали. После этого компания решила выпустить новинку в виде спортивной версии мопеда.
Motobеcane D55 Sport
Спортивные мотоциклы и мопеды компании прочно обосновались на местных треках. Неоднократно они добивались там заметных успехов, что побуждало производителя двигаться в выбранном направлении, предлагая новые гоночные версии. Немалую нишу среди них заняла и малокубатурная техника.
В 1974 году появился Motobecane D55 Sport. Его основное назначение четко выразилось в названии. Несмотря на то, что он имел двигатель с очень скромным объемом в 49,9 куб. см, мопед выдавал мощность в 2,6 л. с при 6000 об/мин
.И это давало ему право участия в соревнованиях среди 50-кубовых аппаратов. К тому же спортбайк получил специальную систему смазки, 5-ступенчатую коробку передач с селектором слева и педальный запуск. При весе в 70 кг он мог разгоняться до 45 км/ч.
Уже в первые годы участия в соревнованиях, он проявил себя с хорошей стороны, часто входя в лидирующую группу. Это побудило производителя продолжить совершенствование модели. Поэтому три года спустя появилась модификация D55 TT (1977), также добившаяся заметных успехов. В итоге техника, производимая компанией Motobecane, неоднократно попадала в число победителей местных гонок Bol d'or и MotoGP.
Неплохой дизайн Motobеcane D55 Sport. Фото: youtube.com
Немного позже французский производитель был поглощен японской компанией Yamaha. Это привело к некоторым структурным преобразованиям, превратив его в MBK. И сегодня на мощностях бывшей Motobecane производятся копии японских скутеров, но это уже совсем другое, лишь отчасти относящееся к продолжению история рассматриваемого бренда.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....