История французской компании Motobеcane: мопед D55 Sport и другие
Вероятнее всего, большая часть из нас не очень хорошо знакома с французским мотопромом. Другое дело – производство автомобилей. Почти каждый сразу перечислит «трех французских китов»: «Рено», «Пежо» и «Ситроен». Можно долго спорить о том, кто из них лучше и имеет более оптимальные характеристики, но их репутация на европейском рынке (хотя и уступает ведущим немецким или итальянским производителям) довольно высока.
А вот производство мотоциклов и мопедов на территории крупнейшей европейской страны также имеет довольно широкое распространение и представительство. Более того, его история продолжается уже более века. И одна из местных компаний начала заниматься этим еще на заре 20-х годов прошлого столетия. За это время она прошла долгий путь развития, выпуская немало моделей (многие из которых имели чисто спортивную направленность) и, со временем, превратившись в филиал и сборочный цех иностранного производителя.
Компания Motobecane была официально создана в 1924 году Шарлем Бенуа, Абелем Барденом и Жюлем Бенезеком. А вот их первая модель – MB1 появилась ровно сто лет назад. Разработанная Бенуа и Барденом, она имела двухтактный двигатель объемом 175 куб. см с прямым ременным приводом. Более поздние мотоциклы комплектовались цепной передачей и двухскоростной коробкой.
В 1925-м бизнесмены основали уже вторую компанию Motoconfort. К началу 30-х Motobecane производила широкий ассортимент мотоциклов и стала самым популярным производителем двухколесной техники во Франции. При этом и их классические велосипеды также преуспевали на местном рынке.
Известными моделями того времени стали рядные четырехтактники с валовым приводом объемом 500 и 750 куб. см. После Второй мировой войны рынок сократился, и, в конечном итоге, фирма обанкротилась. Компания пережила преобразование в результате поглощения более успешным японским концерном Yamaha. Она получила название MBK под патронатом нового владельца.
Оба варианта, с незначительными изменениями, производились вплоть до 1928 года. Параллельно компания внедрилась и в более высокий класс, в том числе, производя спортивные модели для различных соревнований:
✅ 1927 год – 350-кубовые модели Type G, G2, G3; Type H с двигателем 500 куб. см
✅ 1929 год – 350-кубовые Type K, K2, K3; 500-кубовый Н2, с увеличенной мощностью
✅ 1929/30 годы – машина для соревнований типа L
Так шло усиленное расширение модельного ряда, сильно замедлившееся в предвоенные годы. Поэтому до второй половины 40-х французский производитель не предлагал ничего нового. Зато, незадолго до начала 50-х, компания вновь заявила о себе во весь голос, выпустив сразу несколько востребованных моделей.
Уже в 1947 году французы поставили на конвейер две модели легкой мототехники. Да, в эти тяжелые времена ситуация в транспортной сфере Европы переживала некую трансформацию. Люди, сильно пострадавшие в финансовом отношении, больше не могли позволить себе жить «на широкую ногу».
И если Америка с абсолютно не тронутой инфраструктурой могла и дальше производить огромные маслкары, жители Старого континента должны были довольствоваться лишь компактными автомобилями. Поэтому скромные малолитражки (получившие статус «народных автомобилей») встали на конвейер у всех основных производителей Европы. Подобная же ситуация сложилась и в мотоциклетной промышленности.
Аппараты среднего класса с 350- или 500-кубовыми моторами уступили место легкой технике с объемом двигателя 125 куб. см и популярным мопедам. Поэтому Motobеcane в вышеупомянутом году представила мотоцикл D45A 125cc и 50-кубовый Poney 50 Cyclomoteur. Компания вновь получила признание на местном рынке, что позволило ей дальше расширять свой модельный ряд.
К концу десятилетия ситуация начала выравниваться, поэтому производитель вновь смог выбраться в более высокий класс. К 1949 году на конвейер предприятия встали два спортбайка: Z2C 175cc Mobysport и R46C 350cc Grand Sport. Популярность мопедов также сохранялась на высоком уровне, поэтому параллельно французский производитель предложил еще одну новинку – Pony 60cc.
Кстати, модельный ряд мопедов компании получил название Mobylette. А вот само наименования предприятия Motobecane имело следующую расшифровку. Первая часть, естественно, обозначала мотоцикл. А вот вторая – это французское сленговое выражение, обычно относящееся к велосипеду. Короче говоря, получался эквивалент нашего словосочетания «мопед» или «мотовелосипед».
В это же время получил развитие легкий 125-кубовый мотоцикл D45, история которого продлилась полтора десятилетия (1946-1961). За это время он оброс рядом модификаций с некоторыми отличительными особенностями. Он имел:
✅ сцепление в масляной ванне со стальными и бронзовыми пластинами
✅ 3-ступенчатую механическую коробку передач с кик-стартером
✅ автоматическое опережение зажигания и освещение маховика магнето
✅ регулируемую вилку
✅ бензобак на 8 литров
✅ барабанные тормоза спереди и сзади
В версии 1949 года (D45S) добавилась задняя подвеска плунжерного типа, а в вариации 1951-го – ряд других элементов. К примеру, объем топливного бака вырос до 10 литров, появились брызговики с кантом и эмалированные диски. Также уменьшился размер обеих шин.
К началу следующего десятилетия в приоритете оказались мотоциклы с 4-тактными двигателями. В это время широкое развитие получил Type Z, представляющий собой ряд моделей с 175-кубовым верхнеклапанным двигателем (1949-1964 годы). Вот его основные вехи:
✅ Z2C (1949-1955) – 4-ступенчатая КПП и чугунный цилиндр с легкосплавной головкой
✅ Z22C (1953-1955) с увеличенной мощностью и брызговиками с подкрылками
✅ Z24C (1955-1956), получивший улучшенную смазку
✅ Z26C (1955-1964): новая рама с маятником и гидравлическими амортизаторами
Также последний, дольше всех продержавшийся на заводском конвейере, получил защитные ограждения с глубокими подкрылками и ящик для инструментов, совмещенный с задним ограждением. Еще объем бака вырос с 10 до 12 литров и его наделили хромированными ободами и панелями.
В «23-й» модели, выпускавшейся в то же время, установили вместительный бензобак на 13 литров и полностью закрытую защиту цепи. Завершили серию Z27C (1956-1964) с эмалированным баком на 10 литров и ZS175 (1958-1964), получивший несколько новых элементов и характеристик:
✅ мощность двигателя увеличена до 11 л. с
✅ коромысла из легкого сплава
✅ карбюратор с двойным горлом
✅ руль с зажимом
✅ двойное седло
✅ улучшенная передняя вилка
✅ бензобак на 17 л (с 3-литровым запасом)
К этому стоит добавить диски из легкого сплава, шины (18x2,5 – спереди и 18x3 – сзади) и цветовую гамму в виде красно-черной эмали. После этого компания решила выпустить новинку в виде спортивной версии мопеда.
Спортивные мотоциклы и мопеды компании прочно обосновались на местных треках. Неоднократно они добивались там заметных успехов, что побуждало производителя двигаться в выбранном направлении, предлагая новые гоночные версии. Немалую нишу среди них заняла и малокубатурная техника.
И это давало ему право участия в соревнованиях среди 50-кубовых аппаратов. К тому же спортбайк получил специальную систему смазки, 5-ступенчатую коробку передач с селектором слева и педальный запуск. При весе в 70 кг он мог разгоняться до 45 км/ч.
Уже в первые годы участия в соревнованиях, он проявил себя с хорошей стороны, часто входя в лидирующую группу. Это побудило производителя продолжить совершенствование модели. Поэтому три года спустя появилась модификация D55 TT (1977), также добившаяся заметных успехов. В итоге техника, производимая компанией Motobecane, неоднократно попадала в число победителей местных гонок Bol d'or и MotoGP.
Немного позже французский производитель был поглощен японской компанией Yamaha. Это привело к некоторым структурным преобразованиям, превратив его в MBK. И сегодня на мощностях бывшей Motobecane производятся копии японских скутеров, но это уже совсем другое, лишь отчасти относящееся к продолжению история рассматриваемого бренда.
А вот производство мотоциклов и мопедов на территории крупнейшей европейской страны также имеет довольно широкое распространение и представительство. Более того, его история продолжается уже более века. И одна из местных компаний начала заниматься этим еще на заре 20-х годов прошлого столетия. За это время она прошла долгий путь развития, выпуская немало моделей (многие из которых имели чисто спортивную направленность) и, со временем, превратившись в филиал и сборочный цех иностранного производителя.
Motobеcane MB1 1924 г. в. Фото: youtube.com
Компания Motobecane была официально создана в 1924 году Шарлем Бенуа, Абелем Барденом и Жюлем Бенезеком. А вот их первая модель – MB1 появилась ровно сто лет назад. Разработанная Бенуа и Барденом, она имела двухтактный двигатель объемом 175 куб. см с прямым ременным приводом. Более поздние мотоциклы комплектовались цепной передачей и двухскоростной коробкой.
MB1 и другие ранние модели
В 1925-м бизнесмены основали уже вторую компанию Motoconfort. К началу 30-х Motobecane производила широкий ассортимент мотоциклов и стала самым популярным производителем двухколесной техники во Франции. При этом и их классические велосипеды также преуспевали на местном рынке.
Известными моделями того времени стали рядные четырехтактники с валовым приводом объемом 500 и 750 куб. см. После Второй мировой войны рынок сократился, и, в конечном итоге, фирма обанкротилась. Компания пережила преобразование в результате поглощения более успешным японским концерном Yamaha. Она получила название MBK под патронатом нового владельца.
Представленный в 1923 году как простой мотоцикл с 175-кубовым двигателем, MB1 был доступен в двух версиях: Motobecane Madame и Motobecane Monsieur. Последняя модификация, расчитанная на мужчин, отличалась более высокой рамой.
Оба варианта, с незначительными изменениями, производились вплоть до 1928 года. Параллельно компания внедрилась и в более высокий класс, в том числе, производя спортивные модели для различных соревнований:
✅ 1927 год – 350-кубовые модели Type G, G2, G3; Type H с двигателем 500 куб. см
✅ 1929 год – 350-кубовые Type K, K2, K3; 500-кубовый Н2, с увеличенной мощностью
✅ 1929/30 годы – машина для соревнований типа L
Так шло усиленное расширение модельного ряда, сильно замедлившееся в предвоенные годы. Поэтому до второй половины 40-х французский производитель не предлагал ничего нового. Зато, незадолго до начала 50-х, компания вновь заявила о себе во весь голос, выпустив сразу несколько востребованных моделей.
Модели Motobеcane второй половины 40-х
Уже в 1947 году французы поставили на конвейер две модели легкой мототехники. Да, в эти тяжелые времена ситуация в транспортной сфере Европы переживала некую трансформацию. Люди, сильно пострадавшие в финансовом отношении, больше не могли позволить себе жить «на широкую ногу».
Motobеcane D45 1957 г. в. Фото: youtube.com
И если Америка с абсолютно не тронутой инфраструктурой могла и дальше производить огромные маслкары, жители Старого континента должны были довольствоваться лишь компактными автомобилями. Поэтому скромные малолитражки (получившие статус «народных автомобилей») встали на конвейер у всех основных производителей Европы. Подобная же ситуация сложилась и в мотоциклетной промышленности.
Аппараты среднего класса с 350- или 500-кубовыми моторами уступили место легкой технике с объемом двигателя 125 куб. см и популярным мопедам. Поэтому Motobеcane в вышеупомянутом году представила мотоцикл D45A 125cc и 50-кубовый Poney 50 Cyclomoteur. Компания вновь получила признание на местном рынке, что позволило ей дальше расширять свой модельный ряд.
К концу десятилетия ситуация начала выравниваться, поэтому производитель вновь смог выбраться в более высокий класс. К 1949 году на конвейер предприятия встали два спортбайка: Z2C 175cc Mobysport и R46C 350cc Grand Sport. Популярность мопедов также сохранялась на высоком уровне, поэтому параллельно французский производитель предложил еще одну новинку – Pony 60cc.
Двигатель мопеда Motobеcane D55 Sport. Фото: youtube.com
Кстати, модельный ряд мопедов компании получил название Mobylette. А вот само наименования предприятия Motobecane имело следующую расшифровку. Первая часть, естественно, обозначала мотоцикл. А вот вторая – это французское сленговое выражение, обычно относящееся к велосипеду. Короче говоря, получался эквивалент нашего словосочетания «мопед» или «мотовелосипед».
В это же время получил развитие легкий 125-кубовый мотоцикл D45, история которого продлилась полтора десятилетия (1946-1961). За это время он оброс рядом модификаций с некоторыми отличительными особенностями. Он имел:
✅ сцепление в масляной ванне со стальными и бронзовыми пластинами
✅ 3-ступенчатую механическую коробку передач с кик-стартером
✅ автоматическое опережение зажигания и освещение маховика магнето
✅ регулируемую вилку
✅ бензобак на 8 литров
✅ барабанные тормоза спереди и сзади
В версии 1949 года (D45S) добавилась задняя подвеска плунжерного типа, а в вариации 1951-го – ряд других элементов. К примеру, объем топливного бака вырос до 10 литров, появились брызговики с кантом и эмалированные диски. Также уменьшился размер обеих шин.
Продолжение истории предприятия в 50-х годах
К началу следующего десятилетия в приоритете оказались мотоциклы с 4-тактными двигателями. В это время широкое развитие получил Type Z, представляющий собой ряд моделей с 175-кубовым верхнеклапанным двигателем (1949-1964 годы). Вот его основные вехи:
✅ Z2C (1949-1955) – 4-ступенчатая КПП и чугунный цилиндр с легкосплавной головкой
✅ Z22C (1953-1955) с увеличенной мощностью и брызговиками с подкрылками
✅ Z24C (1955-1956), получивший улучшенную смазку
✅ Z26C (1955-1964): новая рама с маятником и гидравлическими амортизаторами
Также последний, дольше всех продержавшийся на заводском конвейере, получил защитные ограждения с глубокими подкрылками и ящик для инструментов, совмещенный с задним ограждением. Еще объем бака вырос с 10 до 12 литров и его наделили хромированными ободами и панелями.
175-кубовый Z22C 1954 г. в. Фото: youtube.com
В «23-й» модели, выпускавшейся в то же время, установили вместительный бензобак на 13 литров и полностью закрытую защиту цепи. Завершили серию Z27C (1956-1964) с эмалированным баком на 10 литров и ZS175 (1958-1964), получивший несколько новых элементов и характеристик:
✅ мощность двигателя увеличена до 11 л. с
✅ коромысла из легкого сплава
✅ карбюратор с двойным горлом
✅ руль с зажимом
✅ двойное седло
✅ улучшенная передняя вилка
✅ бензобак на 17 л (с 3-литровым запасом)
К этому стоит добавить диски из легкого сплава, шины (18x2,5 – спереди и 18x3 – сзади) и цветовую гамму в виде красно-черной эмали. После этого компания решила выпустить новинку в виде спортивной версии мопеда.
Motobеcane D55 Sport
Спортивные мотоциклы и мопеды компании прочно обосновались на местных треках. Неоднократно они добивались там заметных успехов, что побуждало производителя двигаться в выбранном направлении, предлагая новые гоночные версии. Немалую нишу среди них заняла и малокубатурная техника.
В 1974 году появился Motobecane D55 Sport. Его основное назначение четко выразилось в названии. Несмотря на то, что он имел двигатель с очень скромным объемом в 49,9 куб. см, мопед выдавал мощность в 2,6 л. с при 6000 об/мин
.И это давало ему право участия в соревнованиях среди 50-кубовых аппаратов. К тому же спортбайк получил специальную систему смазки, 5-ступенчатую коробку передач с селектором слева и педальный запуск. При весе в 70 кг он мог разгоняться до 45 км/ч.
Уже в первые годы участия в соревнованиях, он проявил себя с хорошей стороны, часто входя в лидирующую группу. Это побудило производителя продолжить совершенствование модели. Поэтому три года спустя появилась модификация D55 TT (1977), также добившаяся заметных успехов. В итоге техника, производимая компанией Motobecane, неоднократно попадала в число победителей местных гонок Bol d'or и MotoGP.
Неплохой дизайн Motobеcane D55 Sport. Фото: youtube.com
Немного позже французский производитель был поглощен японской компанией Yamaha. Это привело к некоторым структурным преобразованиям, превратив его в MBK. И сегодня на мощностях бывшей Motobecane производятся копии японских скутеров, но это уже совсем другое, лишь отчасти относящееся к продолжению история рассматриваемого бренда.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...