Caterpillar 797B – крупнейший в мире самосвал с механической КПП
7 629

Caterpillar 797B – крупнейший в мире самосвал с механической КПП

Самые мощные карьерные самосвалы. После этой фразы в памяти услужливо всплывает название бренда – БелАЗ. Когда-то в СССР считалось, что именно на этом заводе начали выпускать первые в мире карьерные самосвалы.


Но на самом деле, БелАЗ не совсем «первопроходец». Хотя, создатели в этом и не признаются, они скопировали американский самосвал Caterpillar, по крайней мере, внешне. Просто в СССР об этом не принято было говорить. Но это тема для отдельной статьи-расследования.

Сегодня мы расскажем про Caterpillar 797B. Это один из самых крупных карьерных самосвалов, оснащенных механической коробкой передач. До появления модели с индексом 797F, герой нашей сегодняшней публикации был лидером в своем классе.

Caterpillar 797B – крупнейший в мире самосвал с механической КППЭто более современная модель - Caterpillar 797F. Фото: Youtube.com

Caterpillar 797B может перевести до 345 тонн. Машину собирали с 2002 по 2009 годы.

Краткая история


Бренд Caterpillar родом из США. Он один из старейших в мире – первые упоминания о нем относятся к 1886 году. Тогда Холт, будущий основатель бренда, создал комбайн.

Тема, что называется, «зашла». Поэтому через несколько лет производитель выпустил опытный трактор.

В 1892 году предприятие наконец решили поставить на промышленную основу. Но назвали его Holt Manufacturing Company – в честь Бенжамина Холта.

БелАЗ-540, тот самый, который якобы первый. Фото: Youtube.com

А вот первый трактор уже назывался Caterpillar. Эта модель продавалась серийно, хотя, объемы явно оказались небольшими. В 1904 году, когда трактор дебютировал, производство было штучным – полноценная ручная сборка.

Что касается конкретно карьерных самосвалов, то они появились в 1962 году. Тогда публике был представлен первый опытный Caterpillar-769. Можно долго спорить о том, что его скопировали с БелАЗ-540, или все было с точностью до наоборот. Ведь опытные образцы карьерных самосвалов появились примерно в одно время.

На самом деле, «пальма первенства» не принадлежит ни одному из вышеперечисленных производителей. Сначала был LeTourneau-Westinghouse HaulPak 35 образца 1957 года, к концу 50-х поглощенный Wabco и выпускаемый под этим брендом.

Wabco 35 Haulpak, ожидающий переработки. Фото: Youtube.com

Только боссы Caterpillar никогда и не говорили, что они были создателями карьерных самосвалов, в отличие от БелАЗа. Кстати, первый подобный автомобиль от американцев имел грузоподъемность в 35 тонн. БелАЗ-540, напомним, мог перевезти всего 27 т.

После появления серийного Caterpillar-769, бренд прочно закрепился на рынке карьерных самосвалов. Производитель работал над совершенствованием и развитием модельного ряда. В результате и появился Caterpillar 797B – уже второе поколение семейства с индексом 797.

Особенности модели


Любой большой самосвал должен работать по специальности. Для Caterpillar 797B – это горнодобывающая промышленность и карьеры. Автомобиль может использоваться для транспортировки:

✅ Угля
✅ Руды
✅ Песка
✅ Гравия и других полезных ископаемых

Грузоподъемность модели – 345 тонн. Двигатель имеет мощность в 3 370 л. с. При полной загрузке Caterpillar 797B способен развить скорость до 68 км/ч.

Caterpillar 797B без проблем выдерживает перегрузы. Фото: Youtube.com

На первый взгляд кажется, что механическая коробка передач для такого самосвала не подходит. Но это модель из США – МКПП способна переключаться даже под высокой нагрузкой.

Кузов автомобиля усилен, имеется козырек над кабиной, защищающий водителя от случайно упавших кусков руды. Тормозная система Caterpillar 797B многодисковая, имеет отдельное охлаждение.

Кабина грузовика кажется маленькой, но это только визуальное впечатление. На самом деле она просторная и комфортная. Оборудована кондиционером и автономным отопителем, звуко и пылеизоляцией. Впрочем, комплектации бывают разными, зависят от запросов клиента.

Рулевое приводится в действие отдельными гидравлическими моторами. Как показывает практика, управляют такими карьерными самосвалами даже хрупкие девушки.

Уже в базе автомобиль оборудован фирменной системой обзора. В нее включены радар, видеокамера и ряд датчиков.

Двигатель


Силовой агрегат грузовика уникален тем, что его сконструировали на основе двух проверенных временем моторов от Caterpillar 3512В. В результате получился 24-цилиндровый двигатель с объемом 117 литров. Мощность мотора – 3 550 л. с.

А еще карьерные самосвалы отличаются высокой проходимостью. Фото: Youtube.com

Кстати, подобные схемы при конструировании силовых агрегатов часто применяются производителями автомобилей. Например, моторы V12 нередко делают из пары V6.

Если разделить мощность мотора на его объем, получатся достаточно скромные цифры. На литр всего 30,34 л. с. Благодаря этому, силовой агрегат низкооборотистый и высокоресурсный.

Рама и ходовая


Как классический грузовой автомобиль, Caterpillar 797B рамный. Основа сделана из стали повышенной прочности. Все сварные соединения проверяются ультразвуком, так что рама не сломается даже при перегрузках.

Кабина кажется несоразмерно маленькой, но места внутри хватает с избытком. Фото: Youtube.com

Кстати, как показывает практика, российские владельцы дорогостоящей зарубежной техники редко перегружают ее. Это одна из причин, почему те же БелАЗы считаются далеко не такими надежными. Просто из-за дешевизны последних, их нередко эксплуатируют «на убой».

Основа кузова Caterpillar 797B из сталей повышенной упругости. Поэтому, когда рама изгибается в процессе эксплуатации, она делает то же самое и не деформируется.

Около 80 % основных узлов, на которые приходятся нагрузки, сделаны методом литья. Это помогает избегать слабых мест, неизбежных при использовании сварных или болтовых соединений.

Подвеска карьерного самосвала построена на базе цилиндров. Это минимизирует вибрации и ударные нагрузки, что влияет на прочность кузова в целом.

Подобная компоновка обеспечивает минимальные свесы. Фото: Youtube.com

А вообще, если разбираться, Caterpillar 797B сделан по классической схеме грузовых автомобилей. У него задний привод, передние управляемые колеса и турбодизельный двигатель. Современные карьерные самосвалы часто отличаются от классики, но американцы упорно придерживаются традиций.

Зато электроники в этом грузовике больше, чем у более новых моделей от других производителей. Но благодаря своему происхождению, она отличается надежностью.

Сервис


Один из секретов успеха компании Caterpillar – это послепродажное обслуживание. Производитель предлагает фирменное ТО и диагностику. Если следовать рекомендациям и проводить периодическое техническое обслуживание, машины способны работать годами, причем в режиме 24 часа в сутки.

Вот так выглядит восстановленная техника бренда Caterpillar. Фото: Youtube.com

Проблем с запчастями до недавнего времени не было. Фирменная сеть обеспечивала доставку деталей почти в любое место и в кратчайшие сроки.

Производитель предлагает специальные программы, которые гарантирую работу самосвалов без поломок. Среди них можно выделить:

✅ Диагностику
✅ Профилактический осмотр
✅ Отбор проб масла
✅ Капитальный ремонт старой техники
✅ Восстановление вышедших из строя экземпляров

Специалисты Caterpillar не пытаются обмануть клиента. Расходы на профилактику, обслуживание и ремонт «плавающие». Они зависят от ряда факторов, в первую очередь, от условий эксплуатации.

Конкретно этот Caterpillar 797B работает в Чили. Фото: Youtube.com

Для желающих существуют даже специальные курсы. На них научат персонал, как правильно работать на карьерных самосвалах.

Еще один аспект – это тщательный визуальный осмотр техники перед началом смены. Только после того, как оператор убедится в исправности узлов и агрегатов, нужно запускать систему самодиагностики.

Caterpillar 797B уже давно не выпускается. Но эта техника продолжает работать в карьерах. Уже это говорит о ее надежности, хотя самым «свежим» самосвалам по 14 лет.
А вам нравятся карьерные самосвалы Caterpillar?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....