Manet M-90 – первый серийный словацкий мотоцикл
309

Manet M-90 – первый серийный словацкий мотоцикл

7 марта 1946 года, в результате отделения филиала завода «Поважска-Бистрица» от национализированной после войны Брно-Збройовки, создано новое предприятие. Оно получило словацкое название «Поважске строярне».


Резкий спад уровня производства во второй половине десятилетия потребовал большего сосредоточения на гражданском секторе. В Поважской Быстрице начали выпускать, например, ряд таких товаров:

✅ детские коляски
✅ самокаты
✅ алюминиевые молочники
✅ холодильники

К 1 мая 1946 года от лица компании на суд общественности просочилась информация о том, что они хотели бы начать сборку мотоциклетной техники. По крайней мере, так гласил баннер с импровизированной повозки, проезжавшей по городу на первомайской демонстрации.

Manet M-90 – первый серийный словацкий мотоциклПростой дизайн Manet M-90 в стиле 50-х. Фото: youtube.com

Но теперь все было не так просто. В Чехословакии уже практиковалось централизованное управление экономикой, а, значит, такие важные решения могли приниматься только наверху.

Руководство дает добро, но надо найти конструкторов


Когда «Поважске строярне» наконец удалось получить разрешение на производство одноместных мотоциклов небольшого объёма (до 100 куб. см), это стало несомненной победой. Теперь коллективу дали «зеленую улицу» для реализации своих смелых планов.

Дорога к будущему мотоциклу Manet М-90 началась. А для того, чтобы разработки пошли в правильном направлении, потребовались опытные конструкторы. Из четырех основных создателей прототипа только один оказался доморощенным специалистом. Руководителем нового мотоциклетного проекта стал Рудольф Жнива. Выходец из Нового Грозенкова с 1936 года работал на заводе в Поважской Быстрице. Сначала какое-то время в зарплатной конторе, потом – дизайнером.

Двигатель Manet M-90. Фото: youtube.com

В ноябре 1946 года удалось заполучить Йозефа Ульмана. Он не смог устоять перед выгодным предложением работы в компании. В Брно он разрабатывал мотоцикл Z-2, который так и не пошел в серию. Еще одним подкреплением с февраля 1947 года стал опытный конструктор Винценц Скленарж, много лет трудившийся на «Яве». После – некоторое время в Огаре, где представил миру успешный четырехтактный одноцилиндровый двигатель Ogar 350 OHC. Однако централизованное планирование не позволило ему пойти в массовое производство, что, безусловно, облегчило инженеру решение сменить работодателя. А последним из заявленной четверки стал Зденек Надь, тоже имеющий опыт работы в пражском Огаре.

К 1947 году уже представили опытный образец мотоцикла Manet М-90. Его название происходит от горы Манин, стоящей к востоку от Поважской Быстрицы. Первые испытания прототипов проходили недалеко от местной реки Ваг.


Интересно, что выход мотоцикла в серию оброс множеством слухов. Видимо, этому способствовала «солянка» из конструкторского штаба и слишком быстрый старт. Одна из версий гласила, что Ульман прибыл в Поважску-Бистрицу с чертежами прототипа Z-2, которые там лишь слегка модифицировали. Другая – Министерство машиностроения напрямую запланировало, что Z-2 будет серийно производиться на местных мощностях. На деле все оказалось гораздо прозаичней: мозговая атака объединенных талантов принесла свой быстрый результат.

Самая сильная сторона – успешный силовой агрегат


Хотя M-90 проектировался как одноместный, иногда можно увидеть его и в двухместном варианте. Пассажирское сиденье в таком случае крепилось к заднему багажнику, оснащенному дополнительными усилениями. Эти модификации не были заводскими, но имели официальное разрешение. Все же самым интересным элементом конструкции является двигатель:

✅ двухтактный
✅ двухпоршневой
✅ одноцилиндровый
✅ рабочим объемом 93,3 куб. см
✅ мощностью 3,5 л. с

Выражение «двухпоршневой одноцилиндровый» звучит немного странно, но фактически это так. Мы имеем дело с двумя цилиндрами, имеющими общие головку и камеру сгорания. Поскольку ни один из них здесь не может работать без другого, обозначение «один цилиндр» является вполне уместным.

Симпатичный передний фонарь. Фото: youtube.com

Поток рабочих газов регулируется двумя поршнями. Передний открывает и закрывает выпускной канал своей верхней кромкой. Задний работает со всасывающим каналом нижней и нагнетательным – верхней. Распределение не симметричное – они имеют разные шатуны, смещенные относительно друг друга. В результате чего и движутся с разной амплитудой и скоростью.

Таким образом, сгорает практически весь объем топливной смеси, избегая ее заметных потерь через выхлопные газы. Это означает больше мощности, но сам двигатель имеет слишком сложную конструкцию. Именно по этой причине подобные моторы не получили широкого распространения.

Другие элементы конструкции мотоцикла


Заслуживает отдельного упоминания и рама мотоцикла М-90. Эстетический вид здесь улучшает задняя арка, изготовленная из трубы диаметром 22 мм. Передняя вилка телескопическая, с цилиндрическими винтовыми пружинами и масляным амортизатором.

Спидометр с одометром на M-90. Фото: youtube.com

Топливный бак имеет объем 7,5 литров, расход заявлен на отметке 1,5 литра рабочей смеси на 100 км. В тестах, проведенных журналом Motocykl, на ровной дороге получены следующие цифры:

✅ 1,23 л при 30,3 км/ч (на ровной дороге)
✅ 1,38 л при 45,4 км/ч (на ровной дороге)
✅ 1,31 л при 30,6 км/ч (в холмистой местности)
✅ 1,41 л при 44 км/ч (в холмистой местности)

Несмотря на небольшой объем двигателя, М-90 давал ощущение езды на «полноценном» мотоцикле. С другой стороны, оно привело к тому, что некоторые нерадивые пользователи вообще не щадили машину, угробив ее раньше срока. Конечно, случались поломки и по причине заводского брака. Что для новинки не является чем-то необычным, а здесь мы как раз имеем дело с первым образцом техники такого типа.

Развитие производства и его досрочное прекращение


Разработка Manet M-90 шла бурно: в конце лета 1947-го опытные образцы уже проходили испытания, а до конца года в Поважской Быстрице успели выпустить более 350 серийных машин. Наращивание производства в последующий трехлетний период позволило выдавать по 10–11 тысяч мотоциклов в год.

Но затем произошла смена приоритетов, и сверху спустили команду о свертывании выпуска такой техники на мощностях завода. Досрочное прекращение сборки не порадовало не только сотрудников компании, но и значительную часть мотоциклетной публики (в том числе потенциальных покупателей). В последний год с конвейера успели сойти всего 5 тысяч последних Manet M-90. Всего с 1947 по 1951 годы из «Поважских строярне» отправили 37 630 легких мотоциклов. Они стали очень популярны среди нетребовательных пользователей, на тот момент являясь самыми дешевыми с точки зрения покупки и стоимости эксплуатации.

Бензобак с небольшим отделением для пары ключей и удобная «сидушка». Фото: youtube.com

Участвовала эта модель и в мотоциклетных гонках. В первую очередь, это двухдневные соревнования «Татры» или трехдневные мотоциклистов Хайнц. Часто специально для них готовились особые экземпляры техники (имелись даже модели с водяным охлаждением двигателя). Конечно, со временем производство мотоциклов вернулось в Поважску-Бистрицу. Но это уже были скутеры Manet/Tatran и мопеды Babetta. К сожалению, история Manet M-90 завершилась гораздо раньше положенного срока.
А вам знаком словацкий мотоцикл Manet M-90?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....