Manet M-90 – первый серийный словацкий мотоцикл
7 марта 1946 года, в результате отделения филиала завода «Поважска-Бистрица» от национализированной после войны Брно-Збройовки, создано новое предприятие. Оно получило словацкое название «Поважске строярне».
Резкий спад уровня производства во второй половине десятилетия потребовал большего сосредоточения на гражданском секторе. В Поважской Быстрице начали выпускать, например, ряд таких товаров:
✅ детские коляски
✅ самокаты
✅ алюминиевые молочники
✅ холодильники
К 1 мая 1946 года от лица компании на суд общественности просочилась информация о том, что они хотели бы начать сборку мотоциклетной техники. По крайней мере, так гласил баннер с импровизированной повозки, проезжавшей по городу на первомайской демонстрации.
Но теперь все было не так просто. В Чехословакии уже практиковалось централизованное управление экономикой, а, значит, такие важные решения могли приниматься только наверху.
Когда «Поважске строярне» наконец удалось получить разрешение на производство одноместных мотоциклов небольшого объёма (до 100 куб. см), это стало несомненной победой. Теперь коллективу дали «зеленую улицу» для реализации своих смелых планов.
Дорога к будущему мотоциклу Manet М-90 началась. А для того, чтобы разработки пошли в правильном направлении, потребовались опытные конструкторы. Из четырех основных создателей прототипа только один оказался доморощенным специалистом. Руководителем нового мотоциклетного проекта стал Рудольф Жнива. Выходец из Нового Грозенкова с 1936 года работал на заводе в Поважской Быстрице. Сначала какое-то время в зарплатной конторе, потом – дизайнером.
В ноябре 1946 года удалось заполучить Йозефа Ульмана. Он не смог устоять перед выгодным предложением работы в компании. В Брно он разрабатывал мотоцикл Z-2, который так и не пошел в серию. Еще одним подкреплением с февраля 1947 года стал опытный конструктор Винценц Скленарж, много лет трудившийся на «Яве». После – некоторое время в Огаре, где представил миру успешный четырехтактный одноцилиндровый двигатель Ogar 350 OHC. Однако централизованное планирование не позволило ему пойти в массовое производство, что, безусловно, облегчило инженеру решение сменить работодателя. А последним из заявленной четверки стал Зденек Надь, тоже имеющий опыт работы в пражском Огаре.
Интересно, что выход мотоцикла в серию оброс множеством слухов. Видимо, этому способствовала «солянка» из конструкторского штаба и слишком быстрый старт. Одна из версий гласила, что Ульман прибыл в Поважску-Бистрицу с чертежами прототипа Z-2, которые там лишь слегка модифицировали. Другая – Министерство машиностроения напрямую запланировало, что Z-2 будет серийно производиться на местных мощностях. На деле все оказалось гораздо прозаичней: мозговая атака объединенных талантов принесла свой быстрый результат.
Хотя M-90 проектировался как одноместный, иногда можно увидеть его и в двухместном варианте. Пассажирское сиденье в таком случае крепилось к заднему багажнику, оснащенному дополнительными усилениями. Эти модификации не были заводскими, но имели официальное разрешение. Все же самым интересным элементом конструкции является двигатель:
✅ двухтактный
✅ двухпоршневой
✅ одноцилиндровый
✅ рабочим объемом 93,3 куб. см
✅ мощностью 3,5 л. с
Выражение «двухпоршневой одноцилиндровый» звучит немного странно, но фактически это так. Мы имеем дело с двумя цилиндрами, имеющими общие головку и камеру сгорания. Поскольку ни один из них здесь не может работать без другого, обозначение «один цилиндр» является вполне уместным.
Поток рабочих газов регулируется двумя поршнями. Передний открывает и закрывает выпускной канал своей верхней кромкой. Задний работает со всасывающим каналом нижней и нагнетательным – верхней. Распределение не симметричное – они имеют разные шатуны, смещенные относительно друг друга. В результате чего и движутся с разной амплитудой и скоростью.
Таким образом, сгорает практически весь объем топливной смеси, избегая ее заметных потерь через выхлопные газы. Это означает больше мощности, но сам двигатель имеет слишком сложную конструкцию. Именно по этой причине подобные моторы не получили широкого распространения.
Заслуживает отдельного упоминания и рама мотоцикла М-90. Эстетический вид здесь улучшает задняя арка, изготовленная из трубы диаметром 22 мм. Передняя вилка телескопическая, с цилиндрическими винтовыми пружинами и масляным амортизатором.
Топливный бак имеет объем 7,5 литров, расход заявлен на отметке 1,5 литра рабочей смеси на 100 км. В тестах, проведенных журналом Motocykl, на ровной дороге получены следующие цифры:
✅ 1,23 л при 30,3 км/ч (на ровной дороге)
✅ 1,38 л при 45,4 км/ч (на ровной дороге)
✅ 1,31 л при 30,6 км/ч (в холмистой местности)
✅ 1,41 л при 44 км/ч (в холмистой местности)
Несмотря на небольшой объем двигателя, М-90 давал ощущение езды на «полноценном» мотоцикле. С другой стороны, оно привело к тому, что некоторые нерадивые пользователи вообще не щадили машину, угробив ее раньше срока. Конечно, случались поломки и по причине заводского брака. Что для новинки не является чем-то необычным, а здесь мы как раз имеем дело с первым образцом техники такого типа.
Разработка Manet M-90 шла бурно: в конце лета 1947-го опытные образцы уже проходили испытания, а до конца года в Поважской Быстрице успели выпустить более 350 серийных машин. Наращивание производства в последующий трехлетний период позволило выдавать по 10–11 тысяч мотоциклов в год.
Но затем произошла смена приоритетов, и сверху спустили команду о свертывании выпуска такой техники на мощностях завода. Досрочное прекращение сборки не порадовало не только сотрудников компании, но и значительную часть мотоциклетной публики (в том числе потенциальных покупателей). В последний год с конвейера успели сойти всего 5 тысяч последних Manet M-90. Всего с 1947 по 1951 годы из «Поважских строярне» отправили 37 630 легких мотоциклов. Они стали очень популярны среди нетребовательных пользователей, на тот момент являясь самыми дешевыми с точки зрения покупки и стоимости эксплуатации.
Участвовала эта модель и в мотоциклетных гонках. В первую очередь, это двухдневные соревнования «Татры» или трехдневные мотоциклистов Хайнц. Часто специально для них готовились особые экземпляры техники (имелись даже модели с водяным охлаждением двигателя). Конечно, со временем производство мотоциклов вернулось в Поважску-Бистрицу. Но это уже были скутеры Manet/Tatran и мопеды Babetta. К сожалению, история Manet M-90 завершилась гораздо раньше положенного срока.
Резкий спад уровня производства во второй половине десятилетия потребовал большего сосредоточения на гражданском секторе. В Поважской Быстрице начали выпускать, например, ряд таких товаров:
✅ детские коляски
✅ самокаты
✅ алюминиевые молочники
✅ холодильники
К 1 мая 1946 года от лица компании на суд общественности просочилась информация о том, что они хотели бы начать сборку мотоциклетной техники. По крайней мере, так гласил баннер с импровизированной повозки, проезжавшей по городу на первомайской демонстрации.
Простой дизайн Manet M-90 в стиле 50-х. Фото: youtube.com
Но теперь все было не так просто. В Чехословакии уже практиковалось централизованное управление экономикой, а, значит, такие важные решения могли приниматься только наверху.
Руководство дает добро, но надо найти конструкторов
Когда «Поважске строярне» наконец удалось получить разрешение на производство одноместных мотоциклов небольшого объёма (до 100 куб. см), это стало несомненной победой. Теперь коллективу дали «зеленую улицу» для реализации своих смелых планов.
Дорога к будущему мотоциклу Manet М-90 началась. А для того, чтобы разработки пошли в правильном направлении, потребовались опытные конструкторы. Из четырех основных создателей прототипа только один оказался доморощенным специалистом. Руководителем нового мотоциклетного проекта стал Рудольф Жнива. Выходец из Нового Грозенкова с 1936 года работал на заводе в Поважской Быстрице. Сначала какое-то время в зарплатной конторе, потом – дизайнером.
Двигатель Manet M-90. Фото: youtube.com
В ноябре 1946 года удалось заполучить Йозефа Ульмана. Он не смог устоять перед выгодным предложением работы в компании. В Брно он разрабатывал мотоцикл Z-2, который так и не пошел в серию. Еще одним подкреплением с февраля 1947 года стал опытный конструктор Винценц Скленарж, много лет трудившийся на «Яве». После – некоторое время в Огаре, где представил миру успешный четырехтактный одноцилиндровый двигатель Ogar 350 OHC. Однако централизованное планирование не позволило ему пойти в массовое производство, что, безусловно, облегчило инженеру решение сменить работодателя. А последним из заявленной четверки стал Зденек Надь, тоже имеющий опыт работы в пражском Огаре.
К 1947 году уже представили опытный образец мотоцикла Manet М-90. Его название происходит от горы Манин, стоящей к востоку от Поважской Быстрицы. Первые испытания прототипов проходили недалеко от местной реки Ваг.
Интересно, что выход мотоцикла в серию оброс множеством слухов. Видимо, этому способствовала «солянка» из конструкторского штаба и слишком быстрый старт. Одна из версий гласила, что Ульман прибыл в Поважску-Бистрицу с чертежами прототипа Z-2, которые там лишь слегка модифицировали. Другая – Министерство машиностроения напрямую запланировало, что Z-2 будет серийно производиться на местных мощностях. На деле все оказалось гораздо прозаичней: мозговая атака объединенных талантов принесла свой быстрый результат.
Самая сильная сторона – успешный силовой агрегат
Хотя M-90 проектировался как одноместный, иногда можно увидеть его и в двухместном варианте. Пассажирское сиденье в таком случае крепилось к заднему багажнику, оснащенному дополнительными усилениями. Эти модификации не были заводскими, но имели официальное разрешение. Все же самым интересным элементом конструкции является двигатель:
✅ двухтактный
✅ двухпоршневой
✅ одноцилиндровый
✅ рабочим объемом 93,3 куб. см
✅ мощностью 3,5 л. с
Выражение «двухпоршневой одноцилиндровый» звучит немного странно, но фактически это так. Мы имеем дело с двумя цилиндрами, имеющими общие головку и камеру сгорания. Поскольку ни один из них здесь не может работать без другого, обозначение «один цилиндр» является вполне уместным.
Симпатичный передний фонарь. Фото: youtube.com
Поток рабочих газов регулируется двумя поршнями. Передний открывает и закрывает выпускной канал своей верхней кромкой. Задний работает со всасывающим каналом нижней и нагнетательным – верхней. Распределение не симметричное – они имеют разные шатуны, смещенные относительно друг друга. В результате чего и движутся с разной амплитудой и скоростью.
Таким образом, сгорает практически весь объем топливной смеси, избегая ее заметных потерь через выхлопные газы. Это означает больше мощности, но сам двигатель имеет слишком сложную конструкцию. Именно по этой причине подобные моторы не получили широкого распространения.
Другие элементы конструкции мотоцикла
Заслуживает отдельного упоминания и рама мотоцикла М-90. Эстетический вид здесь улучшает задняя арка, изготовленная из трубы диаметром 22 мм. Передняя вилка телескопическая, с цилиндрическими винтовыми пружинами и масляным амортизатором.
Спидометр с одометром на M-90. Фото: youtube.com
Топливный бак имеет объем 7,5 литров, расход заявлен на отметке 1,5 литра рабочей смеси на 100 км. В тестах, проведенных журналом Motocykl, на ровной дороге получены следующие цифры:
✅ 1,23 л при 30,3 км/ч (на ровной дороге)
✅ 1,38 л при 45,4 км/ч (на ровной дороге)
✅ 1,31 л при 30,6 км/ч (в холмистой местности)
✅ 1,41 л при 44 км/ч (в холмистой местности)
Несмотря на небольшой объем двигателя, М-90 давал ощущение езды на «полноценном» мотоцикле. С другой стороны, оно привело к тому, что некоторые нерадивые пользователи вообще не щадили машину, угробив ее раньше срока. Конечно, случались поломки и по причине заводского брака. Что для новинки не является чем-то необычным, а здесь мы как раз имеем дело с первым образцом техники такого типа.
Развитие производства и его досрочное прекращение
Разработка Manet M-90 шла бурно: в конце лета 1947-го опытные образцы уже проходили испытания, а до конца года в Поважской Быстрице успели выпустить более 350 серийных машин. Наращивание производства в последующий трехлетний период позволило выдавать по 10–11 тысяч мотоциклов в год.
Но затем произошла смена приоритетов, и сверху спустили команду о свертывании выпуска такой техники на мощностях завода. Досрочное прекращение сборки не порадовало не только сотрудников компании, но и значительную часть мотоциклетной публики (в том числе потенциальных покупателей). В последний год с конвейера успели сойти всего 5 тысяч последних Manet M-90. Всего с 1947 по 1951 годы из «Поважских строярне» отправили 37 630 легких мотоциклов. Они стали очень популярны среди нетребовательных пользователей, на тот момент являясь самыми дешевыми с точки зрения покупки и стоимости эксплуатации.
Бензобак с небольшим отделением для пары ключей и удобная «сидушка». Фото: youtube.com
Участвовала эта модель и в мотоциклетных гонках. В первую очередь, это двухдневные соревнования «Татры» или трехдневные мотоциклистов Хайнц. Часто специально для них готовились особые экземпляры техники (имелись даже модели с водяным охлаждением двигателя). Конечно, со временем производство мотоциклов вернулось в Поважску-Бистрицу. Но это уже были скутеры Manet/Tatran и мопеды Babetta. К сожалению, история Manet M-90 завершилась гораздо раньше положенного срока.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...