Manet M-90 – первый серийный словацкий мотоцикл
7 марта 1946 года, в результате отделения филиала завода «Поважска-Бистрица» от национализированной после войны Брно-Збройовки, создано новое предприятие. Оно получило словацкое название «Поважске строярне».
Резкий спад уровня производства во второй половине десятилетия потребовал большего сосредоточения на гражданском секторе. В Поважской Быстрице начали выпускать, например, ряд таких товаров:
✅ детские коляски
✅ самокаты
✅ алюминиевые молочники
✅ холодильники
К 1 мая 1946 года от лица компании на суд общественности просочилась информация о том, что они хотели бы начать сборку мотоциклетной техники. По крайней мере, так гласил баннер с импровизированной повозки, проезжавшей по городу на первомайской демонстрации.
Но теперь все было не так просто. В Чехословакии уже практиковалось централизованное управление экономикой, а, значит, такие важные решения могли приниматься только наверху.
Когда «Поважске строярне» наконец удалось получить разрешение на производство одноместных мотоциклов небольшого объёма (до 100 куб. см), это стало несомненной победой. Теперь коллективу дали «зеленую улицу» для реализации своих смелых планов.
Дорога к будущему мотоциклу Manet М-90 началась. А для того, чтобы разработки пошли в правильном направлении, потребовались опытные конструкторы. Из четырех основных создателей прототипа только один оказался доморощенным специалистом. Руководителем нового мотоциклетного проекта стал Рудольф Жнива. Выходец из Нового Грозенкова с 1936 года работал на заводе в Поважской Быстрице. Сначала какое-то время в зарплатной конторе, потом – дизайнером.
В ноябре 1946 года удалось заполучить Йозефа Ульмана. Он не смог устоять перед выгодным предложением работы в компании. В Брно он разрабатывал мотоцикл Z-2, который так и не пошел в серию. Еще одним подкреплением с февраля 1947 года стал опытный конструктор Винценц Скленарж, много лет трудившийся на «Яве». После – некоторое время в Огаре, где представил миру успешный четырехтактный одноцилиндровый двигатель Ogar 350 OHC. Однако централизованное планирование не позволило ему пойти в массовое производство, что, безусловно, облегчило инженеру решение сменить работодателя. А последним из заявленной четверки стал Зденек Надь, тоже имеющий опыт работы в пражском Огаре.
Интересно, что выход мотоцикла в серию оброс множеством слухов. Видимо, этому способствовала «солянка» из конструкторского штаба и слишком быстрый старт. Одна из версий гласила, что Ульман прибыл в Поважску-Бистрицу с чертежами прототипа Z-2, которые там лишь слегка модифицировали. Другая – Министерство машиностроения напрямую запланировало, что Z-2 будет серийно производиться на местных мощностях. На деле все оказалось гораздо прозаичней: мозговая атака объединенных талантов принесла свой быстрый результат.
Хотя M-90 проектировался как одноместный, иногда можно увидеть его и в двухместном варианте. Пассажирское сиденье в таком случае крепилось к заднему багажнику, оснащенному дополнительными усилениями. Эти модификации не были заводскими, но имели официальное разрешение. Все же самым интересным элементом конструкции является двигатель:
✅ двухтактный
✅ двухпоршневой
✅ одноцилиндровый
✅ рабочим объемом 93,3 куб. см
✅ мощностью 3,5 л. с
Выражение «двухпоршневой одноцилиндровый» звучит немного странно, но фактически это так. Мы имеем дело с двумя цилиндрами, имеющими общие головку и камеру сгорания. Поскольку ни один из них здесь не может работать без другого, обозначение «один цилиндр» является вполне уместным.
Поток рабочих газов регулируется двумя поршнями. Передний открывает и закрывает выпускной канал своей верхней кромкой. Задний работает со всасывающим каналом нижней и нагнетательным – верхней. Распределение не симметричное – они имеют разные шатуны, смещенные относительно друг друга. В результате чего и движутся с разной амплитудой и скоростью.
Таким образом, сгорает практически весь объем топливной смеси, избегая ее заметных потерь через выхлопные газы. Это означает больше мощности, но сам двигатель имеет слишком сложную конструкцию. Именно по этой причине подобные моторы не получили широкого распространения.
Заслуживает отдельного упоминания и рама мотоцикла М-90. Эстетический вид здесь улучшает задняя арка, изготовленная из трубы диаметром 22 мм. Передняя вилка телескопическая, с цилиндрическими винтовыми пружинами и масляным амортизатором.
Топливный бак имеет объем 7,5 литров, расход заявлен на отметке 1,5 литра рабочей смеси на 100 км. В тестах, проведенных журналом Motocykl, на ровной дороге получены следующие цифры:
✅ 1,23 л при 30,3 км/ч (на ровной дороге)
✅ 1,38 л при 45,4 км/ч (на ровной дороге)
✅ 1,31 л при 30,6 км/ч (в холмистой местности)
✅ 1,41 л при 44 км/ч (в холмистой местности)
Несмотря на небольшой объем двигателя, М-90 давал ощущение езды на «полноценном» мотоцикле. С другой стороны, оно привело к тому, что некоторые нерадивые пользователи вообще не щадили машину, угробив ее раньше срока. Конечно, случались поломки и по причине заводского брака. Что для новинки не является чем-то необычным, а здесь мы как раз имеем дело с первым образцом техники такого типа.
Разработка Manet M-90 шла бурно: в конце лета 1947-го опытные образцы уже проходили испытания, а до конца года в Поважской Быстрице успели выпустить более 350 серийных машин. Наращивание производства в последующий трехлетний период позволило выдавать по 10–11 тысяч мотоциклов в год.
Но затем произошла смена приоритетов, и сверху спустили команду о свертывании выпуска такой техники на мощностях завода. Досрочное прекращение сборки не порадовало не только сотрудников компании, но и значительную часть мотоциклетной публики (в том числе потенциальных покупателей). В последний год с конвейера успели сойти всего 5 тысяч последних Manet M-90. Всего с 1947 по 1951 годы из «Поважских строярне» отправили 37 630 легких мотоциклов. Они стали очень популярны среди нетребовательных пользователей, на тот момент являясь самыми дешевыми с точки зрения покупки и стоимости эксплуатации.
Участвовала эта модель и в мотоциклетных гонках. В первую очередь, это двухдневные соревнования «Татры» или трехдневные мотоциклистов Хайнц. Часто специально для них готовились особые экземпляры техники (имелись даже модели с водяным охлаждением двигателя). Конечно, со временем производство мотоциклов вернулось в Поважску-Бистрицу. Но это уже были скутеры Manet/Tatran и мопеды Babetta. К сожалению, история Manet M-90 завершилась гораздо раньше положенного срока.
Резкий спад уровня производства во второй половине десятилетия потребовал большего сосредоточения на гражданском секторе. В Поважской Быстрице начали выпускать, например, ряд таких товаров:
✅ детские коляски
✅ самокаты
✅ алюминиевые молочники
✅ холодильники
К 1 мая 1946 года от лица компании на суд общественности просочилась информация о том, что они хотели бы начать сборку мотоциклетной техники. По крайней мере, так гласил баннер с импровизированной повозки, проезжавшей по городу на первомайской демонстрации.
Простой дизайн Manet M-90 в стиле 50-х. Фото: youtube.com
Но теперь все было не так просто. В Чехословакии уже практиковалось централизованное управление экономикой, а, значит, такие важные решения могли приниматься только наверху.
Руководство дает добро, но надо найти конструкторов
Когда «Поважске строярне» наконец удалось получить разрешение на производство одноместных мотоциклов небольшого объёма (до 100 куб. см), это стало несомненной победой. Теперь коллективу дали «зеленую улицу» для реализации своих смелых планов.
Дорога к будущему мотоциклу Manet М-90 началась. А для того, чтобы разработки пошли в правильном направлении, потребовались опытные конструкторы. Из четырех основных создателей прототипа только один оказался доморощенным специалистом. Руководителем нового мотоциклетного проекта стал Рудольф Жнива. Выходец из Нового Грозенкова с 1936 года работал на заводе в Поважской Быстрице. Сначала какое-то время в зарплатной конторе, потом – дизайнером.
Двигатель Manet M-90. Фото: youtube.com
В ноябре 1946 года удалось заполучить Йозефа Ульмана. Он не смог устоять перед выгодным предложением работы в компании. В Брно он разрабатывал мотоцикл Z-2, который так и не пошел в серию. Еще одним подкреплением с февраля 1947 года стал опытный конструктор Винценц Скленарж, много лет трудившийся на «Яве». После – некоторое время в Огаре, где представил миру успешный четырехтактный одноцилиндровый двигатель Ogar 350 OHC. Однако централизованное планирование не позволило ему пойти в массовое производство, что, безусловно, облегчило инженеру решение сменить работодателя. А последним из заявленной четверки стал Зденек Надь, тоже имеющий опыт работы в пражском Огаре.
К 1947 году уже представили опытный образец мотоцикла Manet М-90. Его название происходит от горы Манин, стоящей к востоку от Поважской Быстрицы. Первые испытания прототипов проходили недалеко от местной реки Ваг.
Интересно, что выход мотоцикла в серию оброс множеством слухов. Видимо, этому способствовала «солянка» из конструкторского штаба и слишком быстрый старт. Одна из версий гласила, что Ульман прибыл в Поважску-Бистрицу с чертежами прототипа Z-2, которые там лишь слегка модифицировали. Другая – Министерство машиностроения напрямую запланировало, что Z-2 будет серийно производиться на местных мощностях. На деле все оказалось гораздо прозаичней: мозговая атака объединенных талантов принесла свой быстрый результат.
Самая сильная сторона – успешный силовой агрегат
Хотя M-90 проектировался как одноместный, иногда можно увидеть его и в двухместном варианте. Пассажирское сиденье в таком случае крепилось к заднему багажнику, оснащенному дополнительными усилениями. Эти модификации не были заводскими, но имели официальное разрешение. Все же самым интересным элементом конструкции является двигатель:
✅ двухтактный
✅ двухпоршневой
✅ одноцилиндровый
✅ рабочим объемом 93,3 куб. см
✅ мощностью 3,5 л. с
Выражение «двухпоршневой одноцилиндровый» звучит немного странно, но фактически это так. Мы имеем дело с двумя цилиндрами, имеющими общие головку и камеру сгорания. Поскольку ни один из них здесь не может работать без другого, обозначение «один цилиндр» является вполне уместным.
Симпатичный передний фонарь. Фото: youtube.com
Поток рабочих газов регулируется двумя поршнями. Передний открывает и закрывает выпускной канал своей верхней кромкой. Задний работает со всасывающим каналом нижней и нагнетательным – верхней. Распределение не симметричное – они имеют разные шатуны, смещенные относительно друг друга. В результате чего и движутся с разной амплитудой и скоростью.
Таким образом, сгорает практически весь объем топливной смеси, избегая ее заметных потерь через выхлопные газы. Это означает больше мощности, но сам двигатель имеет слишком сложную конструкцию. Именно по этой причине подобные моторы не получили широкого распространения.
Другие элементы конструкции мотоцикла
Заслуживает отдельного упоминания и рама мотоцикла М-90. Эстетический вид здесь улучшает задняя арка, изготовленная из трубы диаметром 22 мм. Передняя вилка телескопическая, с цилиндрическими винтовыми пружинами и масляным амортизатором.
Спидометр с одометром на M-90. Фото: youtube.com
Топливный бак имеет объем 7,5 литров, расход заявлен на отметке 1,5 литра рабочей смеси на 100 км. В тестах, проведенных журналом Motocykl, на ровной дороге получены следующие цифры:
✅ 1,23 л при 30,3 км/ч (на ровной дороге)
✅ 1,38 л при 45,4 км/ч (на ровной дороге)
✅ 1,31 л при 30,6 км/ч (в холмистой местности)
✅ 1,41 л при 44 км/ч (в холмистой местности)
Несмотря на небольшой объем двигателя, М-90 давал ощущение езды на «полноценном» мотоцикле. С другой стороны, оно привело к тому, что некоторые нерадивые пользователи вообще не щадили машину, угробив ее раньше срока. Конечно, случались поломки и по причине заводского брака. Что для новинки не является чем-то необычным, а здесь мы как раз имеем дело с первым образцом техники такого типа.
Развитие производства и его досрочное прекращение
Разработка Manet M-90 шла бурно: в конце лета 1947-го опытные образцы уже проходили испытания, а до конца года в Поважской Быстрице успели выпустить более 350 серийных машин. Наращивание производства в последующий трехлетний период позволило выдавать по 10–11 тысяч мотоциклов в год.
Но затем произошла смена приоритетов, и сверху спустили команду о свертывании выпуска такой техники на мощностях завода. Досрочное прекращение сборки не порадовало не только сотрудников компании, но и значительную часть мотоциклетной публики (в том числе потенциальных покупателей). В последний год с конвейера успели сойти всего 5 тысяч последних Manet M-90. Всего с 1947 по 1951 годы из «Поважских строярне» отправили 37 630 легких мотоциклов. Они стали очень популярны среди нетребовательных пользователей, на тот момент являясь самыми дешевыми с точки зрения покупки и стоимости эксплуатации.
Бензобак с небольшим отделением для пары ключей и удобная «сидушка». Фото: youtube.com
Участвовала эта модель и в мотоциклетных гонках. В первую очередь, это двухдневные соревнования «Татры» или трехдневные мотоциклистов Хайнц. Часто специально для них готовились особые экземпляры техники (имелись даже модели с водяным охлаждением двигателя). Конечно, со временем производство мотоциклов вернулось в Поважску-Бистрицу. Но это уже были скутеры Manet/Tatran и мопеды Babetta. К сожалению, история Manet M-90 завершилась гораздо раньше положенного срока.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...