«Глубокий» взгляд на датчики положения коленвала Renault Logan
1 980

«Глубокий» взгляд на датчики положения коленвала Renault Logan

Датчик положения коленвала (ДПКВ) — устройство, информирующее блок управления (ЭБУ) двигателем о положении и скорости вращения коленчатого вала. Измеритель нужен для синхронизации топливной и системы зажигания.


Неисправность ДПКВ приводит к нестабильной работе двигателя и невозможности его запуска. Ниже разберем, как действовать, если датчик вышел из строя.

Устройство и принцип действия


С учетом данных, получаемых от датчика, ЭБУ определяет, в какой момент подавать горючее в цилиндры мотора. Устройство передает на блок управления информацию о положении коленвала, прохождении поршнями нижней и верхней мертвых точек в первом и втором цилиндрах.

Измеритель корректирует:

✅ объем подающегося топлива
✅ угол поворота распределительного вала
✅ момент подачи горючего
✅ угол опережения зажигания
✅ момент и продолжительность действия клапана адсорбера

ДПКВ — устройство в пластиковом или алюминиевом цилиндрическом корпусе, внутри которого расположен чувствительный элемент, передающий сигнал на блок управления. Конструкция измерителя включает магнитопровод, привод, обмотку, уплотнитель, кронштейн для фиксации к двигателю.

«Глубокий» взгляд на датчики положения коленвала Renault LoganРазъем для подключения ДПКВ. Фото: YouTube.com

На коленвале есть зубья (нулевой и стартовый сточены). Если он вращается и зубчики проходят через магнитное поле ДПКВ, меняя его, устройство фиксирует импульсы, в дальнейшем передавая их на ЭБУ. Когда через поле датчика проходит участок вала с отсутствующими зубьями, характер сигналов меняется, в результате чего блок управления определяет начальное положение диска. В соответствии с полученными данными ЭБУ корректирует работу основных систем авто.

Виды и расположение ДПКВ


Задачи ЭБУ могут меняться в зависимости от конструктивных особенностей мотора. Но ни один блок управления не функционирует без ДПКВ.

Существует три вида датчиков:

✅ Магнитный или индукционный. Конструктивно включает обмотку с сердечником и постоянный магнит. Измеряет не только положение коленвала, но и скорость его вращения
✅ Оптический. Устройство включает светодиод, излучающий световой поток, и приемник, который фиксирует его с другой стороны. Датчик определяет прерывание света и передает данные на ЭБУ
✅ Датчик Холла. Принцип действия построен на основе одноименного эффекта. При размыкании силового поля импульс подается на ЭБУ

В основном ДПКВ располагается рядом с диском, между валом генератора и маховиком. Подключается к бортовой сети с помощью кабеля длиной до 70 см с разъемами под ключи. Посадочное место предусматривает регулировочные прокладки для изменения зазора.

Расположение ДПКВ на Рено Логан. Фото: YouTube.com

В автомобилях Рено Логан ДПКВ находится у передней части мотора, недалеко от коленвала (сбоку или сзади от курка), ниже системы охлаждения. Конкретное расположение может отличаться в зависимости от модификации ДВС и года выпуска авто.

Признаки и причины неисправности


Исправность ДПКВ определяет устойчивое функционирование двигателя. Датчик не может барахлить или быть нестабильным: он или работает, или нет.

Основные признаки неисправности устройства:

✅ мотор не запускается или глохнет без причины
✅ нет искрообразования
✅ обороты мотора на холостом ходу стали неустойчивые
✅ падает динамика и мощность ДВС
✅ иногда появляется детонация при динамических нагрузках
✅ при переключении передач обороты мотора меняются

При неисправности ДПКВ на панели приборов может появляться Check Engine. Некорректная работа датчика иногда обусловлена замыканием между витками в обмотке, что приводит к искажению сигналов. Возможно, устройство не функционирует из-за повреждения кабеля, связывающего ДПКВ с блоком управления. К причинам поломки относятся высокая влажность, нагрузки при высоких температурах, различные механические воздействия.

Если двигатель не заводится, скорей всего, блок управления не получает импульс, в результате чего не может правильно сформировать команду. Когда мотор прогревается, а затем глохнет или не запускается при низкой температуре, это указывает на микротрещины в обмотке ДПКВ.

Бывают ситуации, когда ДВС работает нестабильно в разных режимах. в 90% случаев причина заключается в загрязнении датчика коленвала (попадание масла, пыли, стружки). Если при нажатии на газ начинается детонация мотора, скорей всего, это также обусловлено микротрещиной в обмотке или повреждением корпуса, куда попадает влага. Из-за этого появляются пропуски зажигания, падает мощность, нарушается процесс сгорания горючей смеси.

Диагностика своими руками


Перед проверкой ДПКВ рекомендуется снять датчик и прочистить его контакты. Диагностику можно выполнить с использованием омметра или OBD-2 сканером. На Рено Логан ресурс эксплуатации ДПКВ в среднем составляет 65-75 тыс. км пробега.

В первом случае тестер ставится в режим измерения сопротивления. Дотроньтесь щупами омметра до выводов датчика и прозвоните их. Сопротивление катушки должно быть в диапазоне от 500 до 1000 Ом (точное значение указывается в руководстве по эксплуатации авто). Если оно выходит за пределы этих значений, ДПКВ надо менять.

Диагностика ДПКВ мультиметром. Фото: YouTube.com

Если неисправность настигла вас в дороге, быстрее всего будет проверить датчик с помощью сканера OBD-2. Вставьте его в OBD-2 разъем и подключитесь к нему со смартфона. Запустите программу проверки и считайте коды неисправности. На сбои в работе ДПКВ указывают ошибки Р0335 и Р0336.

Самостоятельный ремонт


Отключите датчик от сети, побрызгайте в обе части разъема WD-40, чтобы удалить из колодки лишнюю влагу. Обработайте магнит ДПКВ, протрите его тряпкой и очистите от грязи и стружки. Наличие влаги часто приводит к плохому контакту и нестабильной работе датчика. Выполните очистку контактов.

Проблема может заключаться в замыкании на массу сигнальных проводов. Осмотрите целостность провода и его оболочку. Если кабель или изоляция повреждены, обрыв нужно устранить, сделав простую скрутку или обратившись к электрику.

Замена ДПКВ своими руками


На Рено Логан ДПКВ можно заменить за 15 минут. Вам потребуется ключ на 10, чистая тряпка, отвертка с плоским наконечником, фонарик.

Сначала в моторном отсеке нужно отсоединить воздушный патрубок, чтобы получить доступ к измерителю. Отключите разъем от ДПКВ и выкрутите болты, которые его фиксируют. Замените старый датчик на новый, зафиксируйте его и поставьте обратно воздушный патрубок. Если потребуется, предварительно промаркируйте контакты, чтобы не перепутать их при подключении. Сбросьте показания бортового компьютера для отключения Check Engine на приборной панели.

Новый ДПКВ на Яндекс Маркете. Фото: Market.Yandex.ru

Замена ДПКВ — простая задача, с которой можно справиться при наличии инструкции. Но поставить точный «диагноз» удается не всегда, ведь признаки неисправности датчика могут указывать на другие неполадки. Если у вас есть подозрения на поломку ДПКВ, в первую очередь рекомендуем проверить качество подключения и зачистить контакты на разъеме.
Можете ли вы самостоятельно поменять ДПКВ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас