Т6А5 – высокопольный трамвай из 90-х для чешских и словацких городов
В 70-е годы одним из самых распространенных видов трамвая на городских улицах Восточной Европы был, конечно же, легендарный Tatra T3. Его прекрасно знали не только жители крупных городов Чехословакии, но и СССР, и других социалистических стран. Простая, но надежная конструкция, высокая практичность – все это привело к тому, что и шесть десятилетий спустя некоторые из них до сих пор в строю. И хотя в комфорте они не сравнятся с современными конструкциями, в выносливости, кажется, ничем им не уступают.
Такая популярность побудила инженеров создавать дальнейшие модификации на основе востребованного трамвая. Самой распространенной из них стала «шестерка». К примеру, в чешской столице, по количеству подвижного состава, трамваи Т6 уверенно занимали вторую строчку после бестселлера Т3. Эти вагоны принесли ряд «революционных» (хотя, с глобальной точки зрения, уже не самых современных) решений привычным формам, основанным на конструкции электрооборудования PCC.
Уже с конца 70-х производитель предложил многочисленным клиентам на территории СЭВ несколько модификаций как пятой, так и шестой серии моделей трамваев. Они выпускались небольшими партиями, а инженерный состав CKD Praha пытался нащупать для себя вариант с оптимальными характеристиками. Это случилось, когда появился Т6А5, впитавший в себя опыт предыдущих Т5С5, Т6В5 и Т6А2. Он принес пассажирам ряд новинок:
✅ открытие дверей по требованию
✅ цифровые баннеры
✅ более высокие ступеньки салона
✅ наклонные окна, улучшившие аэродинамику
Конечно, возможность самостоятельного открытия дверей оказалась самым показательным и интересным нововведением. Особенно, для детей. Вот какими воспоминаниями поделился один из таких уже повзрослевших любознательных мальчиков:
Стоит отметить, что модель появилась, действительно, в то время, когда многое менялось и даже находящиеся на пике популярности конструкции вдруг теряли всяческую привлекательность. То, что этот трамвай смог выдержать удар эпохи, является наилучшим подтверждением его неплохих ходовых качеств и характеристик.
В то время, когда западные рынки открылись для пользователей из Восточной Европы, появилась возможность приобретения передовых конструкций, имевшихся там. Одним из ведущих направлений для перевозчиков крупных городов стала закупка современных низкопольных трамваев. По этому пути шли не только немецкие или австрийские мегаполисы, но и относительно небольшая чешская Пльзень.
На этом фоне пражский муниципалитет проявил удивительный консерватизм, закупая во второй половине десятилетия именно высокопольные Т6А5. Всего в период с 1995 по 1997 годы в столицу доставили 150 таких трамваев, а затем – еще несколько сот машин серии Т3. А, может, они просто хотели поддержать отечественного производителя, спасая его от банкротства? Сейчас сложно судить.
Хотя для самих пассажиров техника казалась явной новинкой, как уже упоминалось, с технической стороны это было далеко не так. Несмотря на ряд ноу-хау, прибывшие Т6А5 очень скоро подверглись некоторым доработкам от столичных специалистов:
✅ первой стала установка индикатора следующих 9-ти остановок
✅ в начале века появился «умный» передатчик радиосигнала
✅ в 2002 году – внешняя система пополнения запасов песка
✅ в 2004 году – новая версия цифровой сигнализации Apex
Интересен регистрационный номер машины 8600 (с типовым обозначением Т6А5.3). Это указывает на попытку реконструировать «старичка» Т3. В 1998 году на его оригинальное шасси установили вновь изготовленную коробку от Т6А5 с более современным электрооборудованием ТВ14. Однако по цене эта модернизация практически равнялась стоимости новой машины, поэтому от подобных планов в будущем отказались.
Трамвай имеет три двери (первоначально он поставлялся со складными, позже – со сдвижными). Оснащен электрооборудованием типа ТВ3 с тиристорным регулированием, магнитными тормозами и муфтами (например, типа Сешерон).
Ручной режим движения возможен с помощью скрытого пульта управления, расположенного на задней платформе. Выпускалась модель в модификациях для колеи 1000 и 1435 мм. Всего с 1991 по 1998 годы было собрано 296 готовых машин и 1 новый кузов. Другие элементы конструкции:
✅ стандартный высокий пол
✅ отдельная кабина водителя
✅ обычно мягкие сиденья
Они располагались по принципу: 2+1 (два с правой стороны и по одному слева) или 1+1 (один ряд с обеих сторон). В Братиславе также ездят машины с обратной раскладкой: 1+2 (правая сторона – один ряд сидений, левая сторона – два). Т6А5 унаследовал лучшее от своих предшественников: база от типа Т5С5, шасси с двойной подвеской от Т7В5, а электрооснастка от ТВ3 с юзом и защитой от скольжения, подаренных Т6В5. Внешность машины отличается от предыдущих моделей несколькими моментами:
✅ лакокрасочным покрытием
✅ большими окнами
✅ полупантографом Stemmann, откидывающимся назад из-за вентиляции крыши
К этому ряду стоит добавить также автоматические муфты Сешерона, которые соединяют комплектные вагоны не только механически, но и электрически. В том числе и тяговый токоприемник 600В, благодаря чему отпадает необходимость использования второго элемента. В условиях Праги всегда задействовался первый по ходу движения коллектор с учетом построения и блокировки цепи выключателей. Тормозные и перекрестный резисторы расположены в конструкции крыши. Также новинкой являются ориентации матрицы BUSE, позволяющие осуществлять любую окончательную настройку в случае внезапного изменения режима работы и т. д.
Кузов Т6А5, сваренный из стальных прокатных и прессованных профилей, получил облицовку листовым металлом. В салоне оранжевые поручни, мягкие сиденья Arianne от компании Fainsa и увеличенное рабочее место водителя, спроектированное совершенно по-новому (включая очки с пониженным прониканием УФ-излучения).
Обшивка салона выполнена из пластика, а пол из фанеры, проклеенной резиновым настилом. Окна распашные вверху, что, в сочетании со створками крыши, обеспечивает достаточную вентиляцию. Пассажирское пространство отапливается электронагревателями в боковых каналах кузова. Вот технические показатели трамвая:
✅ длина вагона – 14,7 м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3,165 м
✅ вес пустой конструкции – 18,7 т
✅ количество мест – 115 (сидя – 31, стоя – 84)
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
19 июня 2021 года состоялось торжественное прощание с моделью на улицах Праги. Трамваи в этот день символически проехали по 4-му столичному маршруту. Но их история еще не завершена. Т6А5 и дальше будет использоваться для туристических ретро-маршрутов. А кузов с № 8601 (как можете видеть на фото к этому материалу) стал частью экспозиции музея MHD.
Списанные Т6А5, находящиеся в хорошем техсостоянии, теперь поедут трудится в другие города страны. Кроме самой Чешской Республики, 15 единиц техники в свое время отправились работать в Северную Корею, а 45 – в ставшую с 1993 года отдельным государством Словакию (на столичные маршруты Братиславы). Один такой трамвай попал и на территорию Российской Федерации.
Такая популярность побудила инженеров создавать дальнейшие модификации на основе востребованного трамвая. Самой распространенной из них стала «шестерка». К примеру, в чешской столице, по количеству подвижного состава, трамваи Т6 уверенно занимали вторую строчку после бестселлера Т3. Эти вагоны принесли ряд «революционных» (хотя, с глобальной точки зрения, уже не самых современных) решений привычным формам, основанным на конструкции электрооборудования PCC.
Сзади находился скрытый пульт управления. Фото автора
Уже с конца 70-х производитель предложил многочисленным клиентам на территории СЭВ несколько модификаций как пятой, так и шестой серии моделей трамваев. Они выпускались небольшими партиями, а инженерный состав CKD Praha пытался нащупать для себя вариант с оптимальными характеристиками. Это случилось, когда появился Т6А5, впитавший в себя опыт предыдущих Т5С5, Т6В5 и Т6А2. Он принес пассажирам ряд новинок:
✅ открытие дверей по требованию
✅ цифровые баннеры
✅ более высокие ступеньки салона
✅ наклонные окна, улучшившие аэродинамику
Конечно, возможность самостоятельного открытия дверей оказалась самым показательным и интересным нововведением. Особенно, для детей. Вот какими воспоминаниями поделился один из таких уже повзрослевших любознательных мальчиков:
Открытие дверей по требованию – одно из моих первых воспоминаний о тогда еще новых трамваях в Праге. В одну из первых поездок, когда мы с дедушкой отправились познакомиться с машиной Т6А5, я помню, как во время движения нажимал кнопку запроса на открытие дверей. Впоследствии пожилая пассажирка закричала, что этого нельзя делать во время движения, ведь дверь может открыться на ходу. До сих пор мне помнится забавный инцидент, доказывающий, что эти трамваи принесли небольшую революцию в чешскую столицу.
Стоит отметить, что модель появилась, действительно, в то время, когда многое менялось и даже находящиеся на пике популярности конструкции вдруг теряли всяческую привлекательность. То, что этот трамвай смог выдержать удар эпохи, является наилучшим подтверждением его неплохих ходовых качеств и характеристик.
Ведущая модель 90-х
В то время, когда западные рынки открылись для пользователей из Восточной Европы, появилась возможность приобретения передовых конструкций, имевшихся там. Одним из ведущих направлений для перевозчиков крупных городов стала закупка современных низкопольных трамваев. По этому пути шли не только немецкие или австрийские мегаполисы, но и относительно небольшая чешская Пльзень.
Современные двери с наружной кнопкой ручного открытия. Фото автора
На этом фоне пражский муниципалитет проявил удивительный консерватизм, закупая во второй половине десятилетия именно высокопольные Т6А5. Всего в период с 1995 по 1997 годы в столицу доставили 150 таких трамваев, а затем – еще несколько сот машин серии Т3. А, может, они просто хотели поддержать отечественного производителя, спасая его от банкротства? Сейчас сложно судить.
Tatra T6A5 (подтип модели Т6) – транспортное средство, выпускавшееся компанией CKD с 1991 по 1998 год. Это четырехосный моторный трамвайный вагон квадратной формы с односторонним движением.
Хотя для самих пассажиров техника казалась явной новинкой, как уже упоминалось, с технической стороны это было далеко не так. Несмотря на ряд ноу-хау, прибывшие Т6А5 очень скоро подверглись некоторым доработкам от столичных специалистов:
✅ первой стала установка индикатора следующих 9-ти остановок
✅ в начале века появился «умный» передатчик радиосигнала
✅ в 2002 году – внешняя система пополнения запасов песка
✅ в 2004 году – новая версия цифровой сигнализации Apex
Интересен регистрационный номер машины 8600 (с типовым обозначением Т6А5.3). Это указывает на попытку реконструировать «старичка» Т3. В 1998 году на его оригинальное шасси установили вновь изготовленную коробку от Т6А5 с более современным электрооборудованием ТВ14. Однако по цене эта модернизация практически равнялась стоимости новой машины, поэтому от подобных планов в будущем отказались.
Техническая сторона Т6А5
Трамвай имеет три двери (первоначально он поставлялся со складными, позже – со сдвижными). Оснащен электрооборудованием типа ТВ3 с тиристорным регулированием, магнитными тормозами и муфтами (например, типа Сешерон).
Уютный салон с комфортными сидениями. Фото автора
Ручной режим движения возможен с помощью скрытого пульта управления, расположенного на задней платформе. Выпускалась модель в модификациях для колеи 1000 и 1435 мм. Всего с 1991 по 1998 годы было собрано 296 готовых машин и 1 новый кузов. Другие элементы конструкции:
✅ стандартный высокий пол
✅ отдельная кабина водителя
✅ обычно мягкие сиденья
Они располагались по принципу: 2+1 (два с правой стороны и по одному слева) или 1+1 (один ряд с обеих сторон). В Братиславе также ездят машины с обратной раскладкой: 1+2 (правая сторона – один ряд сидений, левая сторона – два). Т6А5 унаследовал лучшее от своих предшественников: база от типа Т5С5, шасси с двойной подвеской от Т7В5, а электрооснастка от ТВ3 с юзом и защитой от скольжения, подаренных Т6В5. Внешность машины отличается от предыдущих моделей несколькими моментами:
✅ лакокрасочным покрытием
✅ большими окнами
✅ полупантографом Stemmann, откидывающимся назад из-за вентиляции крыши
К этому ряду стоит добавить также автоматические муфты Сешерона, которые соединяют комплектные вагоны не только механически, но и электрически. В том числе и тяговый токоприемник 600В, благодаря чему отпадает необходимость использования второго элемента. В условиях Праги всегда задействовался первый по ходу движения коллектор с учетом построения и блокировки цепи выключателей. Тормозные и перекрестный резисторы расположены в конструкции крыши. Также новинкой являются ориентации матрицы BUSE, позволяющие осуществлять любую окончательную настройку в случае внезапного изменения режима работы и т. д.
Трамвай Т6А5 в павильоне музея MHD. Фото автора
Кузов Т6А5, сваренный из стальных прокатных и прессованных профилей, получил облицовку листовым металлом. В салоне оранжевые поручни, мягкие сиденья Arianne от компании Fainsa и увеличенное рабочее место водителя, спроектированное совершенно по-новому (включая очки с пониженным прониканием УФ-излучения).
Обшивка салона выполнена из пластика, а пол из фанеры, проклеенной резиновым настилом. Окна распашные вверху, что, в сочетании со створками крыши, обеспечивает достаточную вентиляцию. Пассажирское пространство отапливается электронагревателями в боковых каналах кузова. Вот технические показатели трамвая:
✅ длина вагона – 14,7 м
✅ ширина – 2,5 м
✅ высота – 3,165 м
✅ вес пустой конструкции – 18,7 т
✅ количество мест – 115 (сидя – 31, стоя – 84)
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
19 июня 2021 года состоялось торжественное прощание с моделью на улицах Праги. Трамваи в этот день символически проехали по 4-му столичному маршруту. Но их история еще не завершена. Т6А5 и дальше будет использоваться для туристических ретро-маршрутов. А кузов с № 8601 (как можете видеть на фото к этому материалу) стал частью экспозиции музея MHD.
Т6А5 выведен из эксплуатации в Праге летом 2021 года. Фото автора
Списанные Т6А5, находящиеся в хорошем техсостоянии, теперь поедут трудится в другие города страны. Кроме самой Чешской Республики, 15 единиц техники в свое время отправились работать в Северную Корею, а 45 – в ставшую с 1993 года отдельным государством Словакию (на столичные маршруты Братиславы). Один такой трамвай попал и на территорию Российской Федерации.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....